Образ Ильи Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)
Оценка 4.7

Образ Ильи Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)

Оценка 4.7
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
9 кл—11 кл
08.08.2017
Образ Ильи  Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)
Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Обломов.doc
Образ Ильи  Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)   В  образе   Обломова   раскрыты   черты  характера, порожденного  прежде всего  русской патриархальной помещичьей жизнью.  Однако этот образ стал крупнейшим   обобщением   мирового   значения.   Он   является   воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени ­ общече­ ловеческого свойства.  Большой выразительностью отличается портрет Обломова, в котором отмечены и приятная наружность, и отсутствие сосредоточенности в чертах лица,   по   которому   «мысль   гуляла   вольной   птицей»,   чтобы   потом   совсем пропасть. Двойственность этого портрета сказывается и в том, что в глазах читалась «игра сомнений», но «вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии и дремоте». В облике героя доминируют усталость, мягкость черт, изнеженность.   По   горестному   замечанию   друга,   Обломов   «обрюзг   не   по летам».   Илье   Ильичу   свойственна   болезненность.   Как   заметил   Штольц, Обломов   «наспал   свои   недуги».   К   его   бесформенному,   тучному   и изнеженному телу особенно подходит «весьма поместительный» восточный халат, являющийся в романе своеобразным символом неподвижности и лени. Не менее выразителен интерьер квартиры на Гороховой, где проживает главный   герой.   «Вид   кабинета...   ­   замечает   писатель,   ­  поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». Гончаров с присущей ему обстоятельностью воспроизводит шаткие этажерки, паутину, повисшую близ картин, зеркало, покрытое слоем пыли, чернильницу, забитую мухами, неубранную тарелку с обглоданными косточками и диван с отклеивающимся деревом.   Нетрудно   увидеть   в   этих   описаниях   портрета   и   обстановки наследование Гончаровым гоголевских традиций.  Первая   часть   произведения,   передавая   обычное,   повседневное   бытие Обломова,   выявляет   такие   присущие   герою   свойства,   как   постоянная сонливость (даже во время споров со слугой он «вдруг смолкал, внезапно пораженный   сном»),   неподвижность   (великолепно   описание   того,   как Обломов   «вознамерился   встать»   и   «чуть   было   не   встал»,   как   он   в продолжение всего дня переползает от постели к креслу и дивану), безволие, созерцательность,   беспомощность   (он   не   в   состоянии   написать   записку хозяину   дома,   тем   более   отправиться   к   себе   в   деревню,   чтобы   заняться имением, отчего испытывает ужас перед «двумя несчастьями»), потребность в опеке, бессилие ума. Он пугается жизненных перемен, боится нового в быту, в частности   возможности   построить   в  Обломовке   пристань,  провести   шоссе, открыть ярмарку в городе. Все существо его восстает против преобразований. Было бы, однако, неверным видеть в Обломове сугубо отрицательного героя.   Его   характер   многосторонен.   Герой   наделен   целым   рядом положительных   свойств.   Он   отличается   душевностью,   совестливостью, мягкостью, чистосердечием: «В основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало». Обломов наблюдателен и хорошо видит суетность людей   его   сословия,   лицемерие,   зависть,   сплетни,   погоню   за   чинами.   Он чувствовал,   что   «в   нем   зарыто,   как   в   могиле,   какое­то   хорошее,   светлое начало». Обломов добр, у него «сердце, как колодезь, глубоко». В финале романа   об   этом   сказано   еще   категоричнее:   «Нет   сердца   чище,   светлее   и проще».   Обломов   не   может   причинить   человеку   зло.   Он   наделен мечтательностью. Мечты героя чрезвычайно контрастируют с действительной жизнью,   идилличностью, созерцательностью и весьма схожи с мечтаниями гоголевского Манилова. Не случайно об этих мечтаниях автор пишет с иронией. Кроме того, планы и идеалы гончаровского героя конструируют новый вариант родной Обломовки, в   которой   его,   Обломова,   лелеют   жена   и   преданные   мужики,   а   он,   обняв красавицу   за   талию,   «ищет   в   природе   сочувствия».   Тем   не   менее   поэт   и критик И.Ф.Анненский решительно возражал против зачисления Обломова в отрицательные герои, полагая, что И.А.Гончаров изобразил симпатичную ему личность   созерцательного   типа.   «Посмотрите,   ­   писал   Анненский,   ­   что противопоставляется   обломовской   лени:   карьера,   светская   суета,   мелкое сутяжничество...   <...>   Не   чувствуется   ли   в   обломовском   халате   и   диване отрицание всех этих попыток разрешить вопрос о жизни?»   они   отличаются   неосуществимостью, Любопытно осмыслить имя Обломова. Оно вызывает в памяти другой русский   архетип   ­   Илью   Муромца.   У   обоих   подчеркнуты   доброта, незлобивость, благостность, степенность, богатсво возможностей и сил. Илья Ильич свою спячку в отличие от былинного Ильи преодолеть не может, и «богатырство» оказывается несостоявшимся. Намек на это содержит фамилия героя романа: она происходит от глагола «обломиться» и как бы указывает на то, что Обломов «обломан» жизнью, стал ее «обломком», хотя он склонен полагать   именно   свое   бытие   подлинным   и   настоящим.   В   этом   коренится юмористический аспект изображения действительности героя, но насмешка и юмор в трактовке Обломова соединяются с сожалением и грустью, а подчас и с горестным сопереживанием происходящей на глазах человеческой драме. Время   от   времени   Обломова   навещают   гости:   щеголь   Волков,   чиновник Судьбинский, журналист   Пенкин,  а  также  аферисты  Тарантьев, Мухояров, Алексеев, Затертый. Функция этих персонажей многообразна: их появление вносит   сюжетное   движение   в  монотонно   протекающие   часы   апатичного центрального   героя;   они  оттеняют   лучшие   свойства   Ильи   Ильича,   его человеческое   достоинство,   гуманность   и   одновременно   его   терпимость   по отношению   к   шайке   вымогателей,   творящих   зло;   некоторые   из   гостей обнаруживают родственное с Обломовым отношение к жизни и оказываются новыми   своеобразными   обломовцами,   которых   Илья   Ильич   аттестует   так: «Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня...» В этом читатель получает возможность убедиться.

Образ Ильи Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)

Образ Ильи  Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)

Образ Ильи Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)

Образ Ильи  Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)

Образ Ильи Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)

Образ Ильи  Ильича Обломова. (Материал литературной гостиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017