Образец анализа текста по детской литературе. А. Гайдар. "Дальние страны"
Оценка 4.9

Образец анализа текста по детской литературе. А. Гайдар. "Дальние страны"

Оценка 4.9
docx
12.12.2023
Образец анализа текста по детской литературе. А. Гайдар. "Дальние страны"
Образец анализа текста по детской литературе. Гайдар. Дальние страны.docx

Образец анализа художественного текста по детской литературе.

Анализ повести Аркадия Петровича Гайдара «Дальние страны».

 

         Повесть «Дальние страны» впервые была выпущена отдельным изданием в 1932 году, в издательстве «Молодая гвардия», с рисунками художника А. Ермолаева. Тогда же новая повесть вошла в состав первого небольшого сборника произведений А. Гайдара «Мои товарищи» (иллюстрации А. Ермолаева. М., «Молодая гвардия», 1932). При жизни А. Гайдара повесть «Дальние страны» выходила несколько раз в Москве, в Ленинграде, Хабаровске, в Харькове. Последние прижизненные издания были осуществлены Детиздатом в 1938 году в серии «Школьная библиотека» и издательством Дальгиз, в городе Хабаровске, в 1939 году.

         В дневнике А. Гайдара говорится о работе над новой книгой под названием «Дальние страны» летом 1931 года. Запись от 3 августа: «Ночью я закончил, наконец, «Дальние страны». Итого получилось немного более пяти печатных листов».

         В этом произведении отразились далекие воспоминания детства. Писатель Р. И. Фраерман, друг Гайдара, писал: «Порой для писателя достаточно одного лишь воспоминания, внезапно вспыхнувшего в душе, чтобы создать целую повесть...» «Дальние страны» с тихим полустанком, с таинственным лесом, проходящими мимо поездами, безусловно, навеяны Гайдару далекими воспоминаниями его детства, когда он — маленький мальчик — стоял с сестренкой Наташей на крыше сарая, провожая глазами убегающие вдаль поезда» (сборник «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», М., Детгиз, 1954, стр. 123—126).
         Мечта о дальних странах сопутствовала Гайдару всегда, в каждой его книге получало отражение постоянное острое ощущение писателем неуклонного движения жизни вперед.

         В своей повести Гайдар убеждает читателя в том, что никто не может находиться в стороне от перемен, происходящих во всей стране. Активными участниками строительства нового становятся и дети. Повесть «Далекие страны» воссоздает жизнь страны в 30-е гг: здесь и примеры социалистического строительства, и изображение классовой борьбы в деревне, и воспоминания о гражданской войне. Писатель показывает, что «дальние страны» существуют не где-то, а здесь в обыкновенной, повседневной жизни. Это и является темой повести.

         С первых страниц Гайдар показывает нам жизнь небольшого железнодорожного разъезда-полустанка. Зима. Детишкам делать нечего, да и друзей маловато. Они смотрят на пробегающие мимом поезда и мечтают о дальних странах. Им невдомек, что очень скоро жизнь небольшого разъезда изменится коренным образом, и волшебные дальние страны придут прямо сюда, вместе с сотнями веселых и молодых строителей.

         Петька с Васькой дружат, а Сергей — страшный драчун, и поэтому его обходят стороной. Однажды Васька простудился и, лежа в постели, случайно увидел, как друг несет загадочную вещь, обернутую в газету. Интересно стало Ваське, что же это такое его товарищ носит каждый день. И он, чтобы мама его выпустила погулять, начал петь. Но она только отругала сына, объяснив, что так можно и голос потерять. Когда мальчик выздоровел, он, встретив Петьку, расспросил его, куда тот ходит ежедневно с пакетом. Друг объяснил ему, что он ходит получать знания к Ивану Михайловичу. Вначале Васька обиделся, что товарищ посещал занятия без него, но они скоро помирились, и приняли решение учиться грамоте и арифметике вместе.

Иван Михайлович, работавший машинистом в годы Гражданской войны, получил тяжкое ранение и сейчас числился пенсионером. Однажды он попросил ребят сходить к председателю сельсовета и передать ему доверенность на получение пенсии для него. Когда-то давно именно Егор Михайлович в тяжелых военных условиях помог машинисту сдвинуть с места бронепоезд и оказал ему помощь. Добравшись до хутора Алешино, ребята находят Егора Михайлова на собрании и передают ему бумагу. Председатель обещает выполнить поручение, и тут же, на собрании, горячо призывает односельчанами расширять колхоз, вступать всем для своего же блага.

На речке, куда тем временем убегают мальчишки, их взорам предстал удаляющийся аэроплан, который пробудил их мечты о будущем, желание увидеть дальние страны.

Однажды на занятии у бывшего машиниста дети узнали, что около их деревни будет строиться огромный завод по добычи меди. Через некоторое время начали прибывать незнакомые люди - геологи, которые ставили палатки и изучали почву. И началось строительство. Ребята были горды, что именно в их поселке будет крупное предприятие, благодаря которому разъезд расстроится, а люди получат работу и будут жить в новых домах. Конечно, всем при этом стало жаль речки, жаль поля, огорода с огурцам - на этом месте будет завод. 

Когда стройка закончилась, состоялся праздник.  Но он был омрачен трагедией – был найден труп убитого председателя Егора Михайлова, который пропал с доверенными ему деньгами.  В этот же день были арестованы враги, виновные в его гибели. И если бы не помощь Петьки в этом деле, вряд ли они были наказаны. На похороны пришли все жители, и даже строители. Разъезд торжественно переименовали в станцию «Крылья самолета».
         В повести мы знакомимся со множеством героев, но можно выделить главных персонажей. Васька - сын сторожа на переезде, Петька - сын машиниста.  Васька с Петькой хоть и были разные по характеру, но стали настоящими друзьями. Мальчикам было по восемь лет. Васька - смелый и добрый, не отказывал в помощи никому. Никого не боялся, мог с легкостью пойти на контакт с незнакомыми людьми.

Петька -  добрый и умный, но часто попадался на уловки Серёжки. Хоть и любил приключения, был немного трусоват и мог разрыдаться без повода. Испугавшись, Петька не мог признаться в том, что он случайно забрал компас геологов,  и все время краснел, когда говорили о нем.

Одним из важных героев является Иван Михайлович. «Когда-то Иван Михайлович был машинистом на простом паровозе. А когда пришла революция и началась гражданская война, то с простого паровоза перешел Иван Михайлович на бронированный. И вот однажды в бою ударил в упор очень тяжелый снаряд по бронированному поезду. Прорвал снаряд обшивку и осколками оторвал руку военному машинисту Ивану Михайловичу.

С той поры Иван Михайлович уже не машинист. Получает он пенсию и живет в городе у старшего сына — токаря в паровозных мастерских. А на разъезд он приезжает в гости к своей сестре. Есть такие люди, которые поговаривают, что Ивану Михайловичу не только оторвало руку, но и зашибло снарядом голову, и что от этого он немного… ну, как бы сказать, не то что больной, а так, странный какой-то. Однако ни Петька, ни Васька таким зловредным людям нисколько не верили, потому что Иван Михайлович был очень хороший человек.» Он учил Ваську и Петьку грамоте и арифметике: « Я уже третий день с ними хожу к Ивану Михайловичу. Читать-то я умею, а писать нет и арифметику нет. Вот он меня и учит». Именно он и сообщил ребятам о начале новой жизни их разъезда и строительстве завода.

Автор знакомит нас ещё с многими жителями разъезда, например, с Егором Михайловым – председателем колхоза в Алешино, старым другом Ивана Михайловича, о котором он рассказывал: «Когда я на броневике машинистом был, он, Егор, еще молодой тогда парнишка, кочегаром у меня работал. Когда прорвало снарядом обшивку и отхватило мне осколком руку, мы вместе были. После взрыва я еще минуту-другую в памяти оставался. Ну, думаю, пропало дело. Парнишка еще несмышленый, машину почти не знает. Один остался на паровозе»; «Очнулся, слышу — тихо. Бой окончился. Глянул — рука у меня рубахой перевязана. А сам Егорка полуголый… Весь мокрый, губы запеклись, на теле — ожоги. Стоит он и шатается — вот-вот упадет. Целых два часа один в бою машиной управлял. И за кочегара, и за машиниста, и со мной возился за лекаря…». Давая краткие характеристики большому количеству героев автор, стремиться передать положение людей, сложившийся быт и уклад их жизни.

         В повести «Дальние страны» можно проследить разнообразные средства выразительности, необходимые автору для передачи обстановки и создания пейзажных зарисовок: «А весна прорвалась как-то сразу. Что ни ночь — то теплый дождик, что ни день — то яркое солнце. Снег таял быстро, как куски масла на сковороде. Хлынули ручьи, взломало на Тихой речке лед, распушилась верба, прилетели грачи и скворцы. И все как-то разом». В данном описании автор использует сравнения, эпитеты, олицетворения для создания яркой картины прихода весны, а с ней – и надежд на перемены.

Насыщено этими средствами и описание богатой природы тех мест, где расположился разъезд: «Возле Тихой речки начинается густой лес. Этот лес без конца-края тянется куда-то очень далеко. В том лесу — озера, в которых водятся крупные, блестящие, как начищенная медь, караси, но туда ребята не ходят: далеко, да и заблудиться в болоте нетрудно. В том лесу много малины, грибов, орешника. В крутых оврагах, по руслу которых бежит из болота Тихая речка, по прямым скатам из ярко-красной глины водятся в норах ласточки. В кустарниках прячутся ежи, зайцы и другие безобидные зверюшки. Но дальше, за озерами, в верховьях реки Синявки, куда зимой уезжают мужики рубить для сплава строевой лес, встречали лесорубы волков и однажды наткнулись на старого, облезлого медведя. Вот какой замечательный лес широко раскинулся в тех краях, где жили Петька и Васька!» Сравнения являются средством создания выразительной характеристики образов главных героев: «Мы очень даже быстро сбегаем, прямо как кавалерия»; «Но его не пугала эта быстрота- она увлекала, как стремительный ход мчавшегося в дальние страны скорого поезда».

Характерно особое построение авторской речи, отражающей искреннее отношение автора или рассказчика к происходящему. «Зимою очень скучно. Разъезд маленький. Кругом лес. Заметает зимою, завалит снегом — и высунуться некуда. Одно только развлечение — с горы кататься. Но опять, не весь же день с горы кататься? Ну прокатился раз, ну прокатился другой, ну двадцать раз прокатился, а потом все-таки надоест, да и устанешь». Автор дает описание затерянного в тайге разъезда и занятий его маленьких жителей зимой. Чувствуется личное отношение рассказчика к событиям, и в несобственно-прямой речи передаются переживания самих героев. Используются такие средства, как повторы, усиления. Гайдар подбирает слова, лексическое значение которых тесно связано с содержанием несобственно-прямой речи, что способствует созданию определенного впечатления, например, глаголы: «завалит», «высунуться», «надоест»; лексические повторы: «ну прокатился раз, ну прокатился другой» — все это придает авторской речи свободный, разговорный оттенок. Часть лексики авторского стиля перешла в разряд устаревшей.

Разъезд – пункт на железнодорожных линиях, позволяющий разъехаться встречным поездам.

Кулак – зажиточный крестьянин.

Нырётка – вид рыболовной снасти.

Цигарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком.

Каверза – злая интрига, подвох.

Таким образом, главная мысль повести состоит в следующем: чтобы быть в гуще событий и интересно жить, не обязательно уезжать в дальние страны.  Наша страна живет и развивается, ее будущее - светло и прекрасно, несмотря на то, что оно достаётся тяжёлым трудом и потерями, а все потому, что в ней живут такие самоотверженные и целеустремленные люди, как герои произведения Гaйдapa "Дальние cтpaны".

Повесть учит нас быть верными своему делу, верить в будущее, не рваться куда-то далеко за мечтой, а строить жизнь здесь и сейчас. Помогает понять, что мир полон добрых людей, которые вместе готовы работать и менять свою жизнь к лучшему. Таково современное звучание произведения А. Гайдара.


 

Образец анализа художественного текста по детской литературе

Образец анализа художественного текста по детской литературе

Им невдомек, что очень скоро жизнь небольшого разъезда изменится коренным образом, и волшебные дальние страны придут прямо сюда, вместе с сотнями веселых и молодых строителей

Им невдомек, что очень скоро жизнь небольшого разъезда изменится коренным образом, и волшебные дальние страны придут прямо сюда, вместе с сотнями веселых и молодых строителей

В повести мы знакомимся со множеством героев, но можно выделить главных персонажей

В повести мы знакомимся со множеством героев, но можно выделить главных персонажей

В повести «Дальние страны» можно проследить разнообразные средства выразительности, необходимые автору для передачи обстановки и создания пейзажных зарисовок: «А весна прорвалась как-то сразу

В повести «Дальние страны» можно проследить разнообразные средства выразительности, необходимые автору для передачи обстановки и создания пейзажных зарисовок: «А весна прорвалась как-то сразу

Часть лексики авторского стиля перешла в разряд устаревшей

Часть лексики авторского стиля перешла в разряд устаревшей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023