Образная символика пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"(с кратким анализом пьесы)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Образная символика пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"(с кратким анализом пьесы)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы
docx
русская литература
10 кл
02.03.2020
Образная символика пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"(с кратким анализом пьесы)
В программу по литературе для 10 класса входит интересное, знаковое произведение А.Н. Островского «Бесприданница». Для того чтобы понять поступки героев, предлагаю ознакомиться с основными символами-образами и символами-цифрами. Работа будет интересна учащимся 10 класса, коллегам и всем кто влюблен в классическую литературу. С уважением Подольская.
Образная символика пьесы А.Островского _Бесприданница_. Подольская И.А..docx

 Образная символика пьесы А.Н Островского «Бесприданница»
1874-1878г. Острая психологическая драма

 

Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы

КГУ «Экономический лицей» г.Семей ВКО

 

Вся наша литература ХIХ века ранена  христианской темой,

вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания,

ужаса жизни для человеческой личности, человечества мира.

Н. Бердяев – русский религиозный философ начала ХХ века.

 

Действие происходит в настоящее время, в большом городе Бряхимове на Волге.

Основной тип горожан – привилегированный слой, который представляют купцы, облаченные в европейские костюмы, ведущие светский образ жизни.

 

Жанр – социально-психологическая драма.

Направление – Реализм. 

 

Тема

главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества;

тема обличение буржуазии, которая сформировалась в эпоху 60-70-ых гг. 19 в., 

тщеславия и самолюбия купечества города Бряхимово;

уничижение настоящих нравственных ценностей;

преобладание денег над настоящими чувствами;

деформированные отношения в обществе;

тема личности в бесчеловечном обществе;

тема «маленького человека»;

тема утраченных иллюзий;

тема несчастной любви;

тема «отцов» и «детей»;

тема брака по расчету;

 тема предательства;

тема «свободы»;

тема торговли.

социальные темы: писатель показал действительную сущность показного благополучия насквозь прогнившего высшего общества

 

Основная идея - материальное «выедает» все духовное, все человеческое, что должно присутствовать в людях. Неверно расставленные приоритеты общества приводят к неисправимым трагедиям.

 

Конфликт – между материальным миром, миром денег и духовным, миром любви, отображенным в образе Ларисы Дмитриевны Огудаловой.

 

Мотив –  блеска, принуждения, одиночества, человека-вещи, мотив торговли, искушения – центральный мотив пьесе.

 

Проблемы нравственности:

проблема чести и долга;

проблема купли-продажи человека;

проблема «отцов» и «детей»;

проблема бездуховности;

проблема верности и предательства;

проблема выбора цели и смысла жизни;

проблема разбившейся мечты.

Социальные проблемы: 

драма буржуазной эпохи;

положение женщины в русском обществе ХIХ века; 

проблема бедных и богатых;

проблема денег…

 

Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Поступки героев во многом обусловлены не только чертами характера, но и той средой, в которой они живут.

 

Трагедия Ларисы – трагедия одинокой души.

 

Карандышев Ю.К. – тип «маленького человека»;

Лариса – тип «лишнего человека»;

Паратов С.С. – мелкое подобие Печорина, человек с темной, черной душой = дьявол искуситель

 

Финал психологической пьесы предрешен.

Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по-настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах.

Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.

 

Мокий  Парменович Кнуров

Василий  Данилыч Вожеватов

Сергей  Сергеич Паратов

Юлий Капитоныч Карандышев

Имя и отчество в сочетании обозначают «кощунственный царь».

 

Кнуров - от диалектного слова, которое обозначает «боров, хряк, кабан», что подчеркивается любовью вкусно поесть

Василий – царь;

Данилыч – Данила мастер

Вожеватов – обходительный

Вожеватов только внешне со всеми приветлив и вежлив, однако внутренний мир его отличается черствостью и равнодушием

 

Вожеватов – вожжи ® сам правит;

выживает

Паратов – портной, обозначает бойкость и силу характера;

Паратов – парад, пират ® ара; пара

Паратый – «хищник»;

Напрашивающееся сопоставление Паратова  с

 «пара­тым» зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Например, матерым вожаком,

Юлий – имя известного римского императора

Капитоныч – голова

 

Карандышев –

бездушный

деревянный

карандаш

прямой

черный
(«кара» – черный в каз.яз.)

острый

ломкий

карà

кàра

Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать «говорящими», так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком - символическом - смысле слова. https://poisk-ru.ru/s48998t18.html

В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» огромную роль играют имена и фамилии героев. Они помогают глубже понять сущность характеров персонажей. Для основ говорящих фамилий А.Н. Островский в своем произведении выбирает диалектизмы, которые носят определенную оценку

Относятся к Ларисе как

КУКЛЕ ® ИГРУШКЕ ® ВЕЩИ ® ТОВАРУ

являются

СОучастниками, зрителями

нравственного падения Ларисы;
 разыгрывают её в орлянку

Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется его фамилией

Стремится показать значимость, но не имеет никаких моральных принципов

Пожилой человек, образец новой аристократии, богатый купец; с громадным состоянием.

из крупных дельцов последнего времени.

Это очень трезвый и приземленный человек, который живет ради удовольствий.

Он женат, но постоянно ищет наслаждений в компании дам. Все, по его мнению, покупается и продается, иных отношений и ценностей он не знает и не видит, потому что прекрасно осознает, что его люди воспринимают денежным мешком, не более, но и не менее.

Очень молодой человек;

друг детства.

Выходец из простой семьи.

Один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.

Его предки служили у Огудаловых, но теперь мир перевернулся, и уже дворянка заискивает перед безродным купцом.

Василий стал богачом, но помнил и цену успеха, поэтому был расчётливым и прижимистым человеком.

Он очень ценил свое положение и боялся потерять его.

Дворянин, 30 лет,

блестящий барин, из судохозяев,

 уважаемый человек,

 любитель роскоши, невероятно расчетливый, бессердечный,

все его действия связаны с наживой.

 

 

 

https://fb.ru/article/278202/obrazyi-i-harakteristika-geroev-bespridannitsa-a-n-ostrovskogo

 

Паратов – мелкое подобие Печорина

Молодой человек, небогатый чиновник, самолюбив и завистлив.
Всегда попрекает Ларису за «цыганский табор» в ее доме.

 

Соперник Сергея Сергеича, пытается во всем ему подражать, даже говоря об образованных и уважаемых людях с Паратовым, ставит их рядом https://fb.ru/article/278202/obrazyi-i-

чтоб он разговаривал, коли у него миллионы!

Гаврило. Явление 1, Д1

Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает; а в лета войдет, такой же идол будет (как Кнуров)

Гаврило. Явление 1, Д1

Он ведь мотоват.

Мудреный. (Важеватов)

Ну что такое Карандышев! (Кнуров)

Да, с деньгами можно дела делать, можно

Нужда-то всему научит.

Видно сокола по полету.  (Гаврило)

Карандышев, — ну что за знакомство для меня!  (Кнуров)

Кнуров.

 Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе

За удовольствия платить надо

Черный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка

(ремарка)

Человек самолюбивый, завистливый.

Лошадь из деревни выписал, клячу какую-то разношерстную, кучер маленький, а кафтан на нем с большого. И возит на этом верблюде-то (Вожеватов)

И полное обеспечение на всю жизнь?

Лариса молчит.

Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

 

Всякому товару цена есть

У меня, Мокий Парменыч,

ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.

Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще всегда  был выше предрассудков.

 

Так нам разума-то терять и нельзя.

Но достается оно мне не дешево:
я должен проститься с моей свободой,
 с моей веселой жизнью;
поэтому надо постараться как можно повеселей провести последние дни.

Ну чем я хуже Паратова?

Да я не всякий. (Робинзону)

Я Хариту Игнатьевну для краткости тетенькой зову. Ведь я было чуть не женился на Ларисе, - вот бы людей-то насмешил!
Да, разыграл было дурака.  (Паратов)

Потому что сравнение не будет в вашу пользу. Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все. (Лариса)

Подумайте! Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня, и с той минуты я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были.

Для меня невозможного мало

Что я обещал, то исполню; для меня слово закон, что сказано, то свято.

 

Вожеватов.

Вы меня обижаете.

Я сам знаю, что такое купеческое слово.

Ведь я с вами дело имею, а не с Робинзоном.

Чудо, что за картина! А барин-то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал.

Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад.

Хороши нравы!

(Карандышев)

С своей точки зрения, он не глуп. Что он такое, кто его знал, кто на него обращал внимание! А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество, он позволяет себе приглашать меня на обед, например... Но вот что глупо: он не подумал или не захотел подумать, как и чем ему жить с такой женой. (Кнуров)

Лариса.

И у тебя тоже цепи?

 

Вожеватов.

Кандалы, Лариса Дмитриевна.

 

Лариса. Какие?

 

Вожеватов.

Честное купеческое слово

Вот, изволите видеть, к вам подъехал; четыре иноходца в ряд и цыган на козлах с кучером. Какую пыль в глаза пускает! Оно, конечно, никому вреда нет, пусть тешится; а в сущности-то и гнусно, и глупо (Карандышев)

До деревни ль ему! Ему покрасоваться хочется.

Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал.

Огудалова.

 

 

Паратов.

 Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!

За это в долговое отделение, тетенька. Хочу продать свою волюшку.

Огудалова.

Понимаю: выгодно жениться хотите. А во сколько вы цените свою волюшку?

Паратов.

В полмиллиона-с.

Огудалова.

Порядочно.

Паратов.

Дешевле, тетенька, нельзя-с, расчету нет, себе дороже, сами знаете.

После свадьбы, когда вам угодно, хоть на другой день. Только венчаться непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий (Карандышев)

 

Огудалова. Да ему и заметить нельзя: он ничего не знает, он никогда и не видывал, как порядочные люди обедают.

Не глуп, да самолюбив.

 

 

Уступить вас я могу,

я должен по обстоятельствам;

 но любовь вашу уступить было бы тяжело

Карандышев.

Да, это смешно...

Я смешной человек...

Я знаю сам, что

я смешной человек.

Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон ну, смейся надо мной,

смейся в глаза!

Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной

я того стою.

Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох!

 

 

У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться

Я еду-еду, не свищу, а наеду – не  спущу.

 

Карандышев.

Она сама виновата: ее поступок заслуживал наказания.

Я ей говорил, что это за люди; наконец она сама могла, сама имела время заметить разницу между мной и ими.

Да, она виновата, но судить ее, кроме меня, никто не имеет права, а тем более оскорблять. Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться.

У ней нет ни братьев, ни близких; один я, только один я обязан вступиться за нее и наказать оскорбителей.

 

 

Паратов.

Да, я свою мысль привел в исполнение.

 

Кнуров и Вожеватов бросают жребий (орлянка), причем каждый из них готов, по крайней мере, временно, примириться с его исходом.

Паратов в конце драмы готов отдать Ларису в любые руки. Она ему более неинтересна.

Карандышев оказывается единственным, кто не желает и не может героине быть чужой вещью. Имен­но этот «смешной человек» и оказывает Ларисе «бла­годеяние», убивая ее.

СИВОЛИЧЕСКИЕ  ОБРАЗЫ,  ВЕЩИ,  СИТУАЦИИ  

                                                               В  ПЬЕСЕ А. ОСТРОВСКОГО   «БЕСПРИДАННИЦА»

Символы - неотъемлемая часть художественной литературы, именно они создают её художественность.

Образы и символы зашифровано передают то, что в действительности хотел сказать автор, но не сделал это по тем или иным причинам. Они создают подтекст произведения, то есть его глубину и раскрывают истинный смысл написанного.

Правильное толкование символов способствуют глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Поэтому понимание символов - ключ к пониманию произведения.

Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации.

https://yandex.kz/turbo?text=https%3A%2F%2Fstud.wiki%2Fliterature

 

1

Название пьесы «Бесприданница»

Девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

2

Говорящие фамилии

См. выше

3

Лариса

 

 

В произведении основополагающим является образ птицы  ласточки.

Образ ласточки –  символ избавления

Символическим является название катера Паратова, который он хочет продать Вожеватову Василию, судно имеет название «Ласточка».

Ласточка прилетает из-за моря, является символом иного мира, выступает посредником между жизнью и смертью.

Образ ласточки имеет противоположную символику:

с одной стороны, это символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, с другой, это символ счастья и уюта.

Для Ларисы, ласточка - символ надежды. Лариса надеется, что Паратов любит ее и вернется к ней.

Ласточка каждый год возвращается домой.

И именно через год Паратов на «Ласточке» приплывает в «гнездо».

4

Пароход «Ласточка»

Перед своей свадьбой он прощается со свободой, проводит последние деньки неженатым.

Одновременно он продает свою «Ласточку» и гуляет последний раз на ней.

Образ ласточки - символ свободы, воли

5

Пушки палят

В быту: пушечный выстрел означает встречу, празднование приезда какого-нибудь барина.

 В пьесе: Выстрел - символ вмешательства в спокойную жизнь.

Выстрел - символ предвестия смерти.

Паратов приплыл из-за Волги, с другого мира, принес беду и смерть.

6

Цыганский табор

То, во что превратила свой дом мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова;

 проходной двор, куда могут заглянуть все те, на чью финансовую поддержку рассчитывает оборотистая матушка девицы на выданье.

7

Берег Волги

Река, по верованию славян, это путь до конца жизни, путь на небеса, река –  это олицетворение дороги к добру, свету.

Волга как символ красоты, мощи родного края.

Символ черты между одной жизнью и другой, символ спасения для Ларисы.

Река уносит любимого (Паратова), по ней же возлюбленный возвращается.

Река уносит и жизнь Ларисы (она погибает на самом берегу)

8

Решетка – ограда над обрывом Волги

«Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной; направо от актеров вход в кофейную, налево – деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу…»

9

За Волгу поехали гулять

Отправились в другой мир, переступили ВСЕ черту дозволенного

10

Главные события происходят у кофейни на берегу Волги

Образ Волги, высокий берег реки  –  символ высокомерия, символ бездушия, отсутствие человечности, символ высокого положения в обществе.

Заметим: на берегу сидят сливки общества.

11

Ай, ай! Держите меня (у обрыва над Волгой)

Смерть Ларисы происходит на берегу Волги.

«Что меня держит над этой пропастью?.. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно».

12

Переехать в  Заболотье!  

Лариса всю жизнь мечтала уехать на ту сторону реки, выходя  замуж, появляется возможность уехать в деревню (имение Карандышева), что  в пьесе означает отправиться  в другой мир; гнилой мир

13

Слова Ларисы

 

Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга.

14

Насилу поднялась на гору

Слова Ларисы, когда вечером они возвращаются с прогулки.

Думается, что это как восхождение на Голгофу.

Она несет свой крест. Наступает прозрение.

15

Очки Карандышева

Намек на ум

16

2 ананасика давно вас дожидаются

В западной традиции ананас является символом дружелюбия, гостеприимства, дружелюбного приема, тепла, приветствия и любезности. Также ананас символизирует высокий статус, изысканность и избранность общества, а также элиту, «дорогих гостей» и особенных посетителей. https://eta-dzeta.ru/derevya/ananas

17

Неразрывные цепи

Цепи – это устойчивая эмблема рабства, а разорванные кованые узы постоянно выступают в виде свободы.

Христианская традиция закрепила за цепями образ порока, закованного в цепи страстей.

1.    Цепь, как крепкое сочетание надёжно спаянных вместе звеньев, представляет собой знак нерушимости человечьих уз.

2.    Нейтральный колер символика цепи, носит исключительно в регалиях власть имущих.

3.    Цепь у власть имущих – знак зависимости человека от общества, его служения общему делу.

 https://kakskolko.ru/chto-simvoliziruet-cep/

18

Паратов. 

(показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь

Обмен кольцами на свадьбу – древняя языческая традиция. Что означают кольца? Круглые, замкнутые… бесконечные.

Круг – это символ бесконечности и вечной любви двух людей, которые связали свою жизнь. Благородный металл (золото) – дорогая вещь и символизирует серьезность намерений.

Почему именно безымянный палец? Оттуда идёт артерия, прямо в сердце.  Все это значит… навсегда. До самой смерти вместе.

19

Вожеватов. Кандалы, Лариса Дмитриевна.

Лариса. Какие?

Вожеватов. Честное купеческое слово

КАНДАЛЫ́, -о́вмн. Железные кольца, скрепленные между собой цепями, надевавшиеся на ноги и руки заключенных (в дореволюционной России и некоторых других 26 странах). 
Ручные кандалы. Ножные кандалы. Заковать в кандалы.

Кандалы – символ свободы.

https://otvet.mail.ru/question/16847552

20

Кнуров.

Не угодно ли вам ехать со мной в Париж на выставку?

Мотив купли-продажи, показ «товара»

21

Робинзон.

Нет, что развешано-то? Бутафорские вещи?

Карандышев.

Какие бутафорские вещи! Это турецкое оружие.

 Оружие деталь интерьера, некий сувенир, в скрытом смысле оружие означает внутреннюю незащищенность Карандышева, его страх, трусливость, комплекс неполноценности и другие выстрелы или наличие оружия в руках говорит о скором действие, резко меняющим ход пьесы.

 

Оружие и выстрел символ предвестия переворота в жизни героев.

22

Пистолет

Перед приездом Паратова выстрел, перед побегом невесты - Карандышев берется за оружие, перед смертью Ларисы  - снова

взялись за оружие.

Образ оружия символ перемен, символ того времени, времени, где жизнь человека ничего не значила, все воспринималось товаром, игрушкой, украшением.

Выстрел из оружия

символ наказания для Карандышева,       символ спасения для Ларисы.

23

Шампанское

Игривость, шутки, праздничный напиток.

Скрытый смысл: символ примирения после больших разногласий, символ шутливости, веселья, символ благополучия (напиток дорогой, заморский). https://yandex.kz/turbo?text=https%3A%2F

24

Исполнение и звучащие романсы

В « Бесприданнице» Лариса Дмитриевна поет песни под гитару;

песни, вышедшие из народа (в данном случае из цыганского табора), затрагивающие даже самое злое сердце.

В художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» Лариса поет романс на стихи М. Цветаевой. Рифмой к песне  стали строфы Киплинга «Мохнатый шмель на душистый хмель».

 Лариса – спалившая себя в огне страсти бабочка.

Паратов (каким сыграл его Никита Михалков) – шмель, перелетающий с цветка на цветок и высасывающий мед; а что после его полетов останется – не его дело!

25

Вожеватов.

Да вот, лучше всего. (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?

Орля́нка  старинная азартная игра, распространённая во многих странах. Смысл игры заключается в следующем: бросают монету любого номинала, и тот, кто угадает, какой стороной она упадёт, выигрывает.

Орлянка Википедия

 

И, очень полюбив искусство числовое, я подумал, что без числа никакое рассуждение философское нельзя вывести, и его следует считать матерью всей мудрости.   
Анания Ширакаци

Число  это продукт нашего разума...  Гаусс

http://pro-chislo.ru/filosofy-i-uchenie-o-chislah

 

СИМВОЛИКА   ЧИСЕЛ   И   ДЕНЕГ 

                                                           В  ПЬЕСЕ  ОСТРОВСКОГО  «БЕСПРИДАННИЦА»

1

Года 3-и в их доме вертится

Тройка не умеет прощать обиды. 3-ка эгоцентрична. Ее сопровождает быстрая смена настроения. Склонно к самодурству.

2

4-ка лошадей

Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти.

https://www.google.com/search?rlz=1C

3

Робинзон.

Пожалуйте пяточек!

 (Выбирает пять штук, вынимает из кармана бумажку и тщательно завертывает.)

5 стремление к свободе, число путешествий.

5 – это круговорот ярких событий.

4

Карандышев.

Ах, осторожнее, он заряжен.

Паратов.

Не бойтесь! Заряжен ли он, не заряжен ли, опасность от него одинакова: он все равно не выстрелит. Стреляйте в меня в пяти шагах, я позволяю.

5 – Пентада, число 5.

Пять чувств, представляющих пять форм материи.
Число 5 во многих культурах считают особенным, а в древнем Китае к пентаде относились как к священному символу. Если число 4 олицетворяет собою 4 стороны света, четыре стихии, то число 5 по китайской философии олицетворяет тоже самое, но к четырем стихиям добавляется еще одна
стихия Дерева, а к четырем сторонам света добавлена пятая центр

 

5

ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на 12 «Стреляйте», –  говорит…

Лариса рассказывает о Паратове

Хотят  власти и получают ее.

Число 12 это космическое число, число истины, оно возвращает нас к истокам и заставляет обратить внимание на главное. В то же время оно может быть и очень жестоким.

В нумерологии:

12 или дюжина сочетает в себе числа 1 и 2.

Единица обозначает волю, не обязательно человека, это может быть и божественная воля. Она никогда не спорит, подчиняет себе и приказывает, не терпя при этом никаких возражений. Двойка же считается источником бескомпромиссных споров и кровавых распрей.

При этом сочетании – 12 довольно жестокое число.
Двойка в числе 12 – это цель и средства.

Единица символизирует энергию для достижения цели и поддержания средств. Цифра 2 в плане внутренней энергии самая слабая из всех цифр в духовной нумерологии, поэтому единица ее только усиливает. https://darmaga.ru/numerologiya/chislo-12.html

6

Карандышев (Паратову). 

Не угодно ли сигар?

Паратов. Да ведь, чай, дорогие? Рублей семь 100-сотня, я думаю

7 – Символ тайны.

Семь число духовного порядка, священное число. Согласно Священному Писанию, семь совершенное число. Оно правит временем и пространством.

Сигары – символ роскоши и достатка.

Заядлыми Афисилнадо людьми, безупречно разбирающимися в курении сигар были Зигмунд Фрейд, Екатерина Великая, Черчиль, Дж. Кеннеди и много других известных и богатых личностей.

7

Вожеватов.

Если бы Лариса Дмитриевна поехала, я бы, с радости, всех гребцов по рублю серебром оделил.

Подготовка драмы. Он же «друг»?

1 рубль серебром  = 3 рубля 50 копеек

https://otvet.mail.ru/question/41109802

8

шести гривен за бутылку, а ярлыки наклеим, какие прикажете!

Является символом симметрии и равновесия; в народе считают число 6 – дьявольским числом.

Шестерка  число союза и равновесия. Графическое выражение  шестиугольник или шестиконечная звезда, образованная сплетением двух треугольников: одного вершиной вверх (мужское начало, огонь, небо), другого вершиной вниз (женское начало, вода, земля).

Эта фигура известна как Звезда Давида, или печать Соломона, она символизирует совершенное равновесие, иногда считается символом человеческой души.
Шесть означает гармонию, совершенное число в пределах десятки: 
1 + 2 + 3 = 6. Символизирует единство полярных сил. Шестерка это любовь, здоровье, красота, случай, удач.

http://mar4586.narod.ru/numbers/6.html

9

По пятнадцати рублей за порцию чаю бросать (Карандышев)

Оно притягивает к себе удачу и благосостояние. Если обратиться к трактовке, то цифра наполняет своего обладателя энергией и полной свободой. 

10

Робинзон.

Они пошутить захотели надо мной; ну, и прекрасно, и я пошучу над ними.

Я, с огорчения, задолжаю рублей 20, пусть расплачиваются.

Двойка обозначает двойственность души и характера, наделена потенциалом, непредсказуемостью. Ноль имеет немалый заряд энергии, который символизирует открытия, осознание души, поиск ответов на интересующие вопросы.
https://duhmaga.ru/numerologiya/chislo-20.html

 

11

30 рублей-с за чай (Важеватов)

Число свидетельствует о том, что за счастье и хорошее материальное состояние придется побороться. Цифра 30 в нумерологии означает покой в чувствах, утешение в любви к чему-то, например, делу жизни, или в ком-то, то есть человеке.

12

Илья.

Ну, не вам будь сказано, гулял, так гулял, так гулял. Я говорю: «Антон, наблюдай эту осторожность!» А он не понимает. Ах, беда, ах, беда! Теперь 100 рублей человек стоит, вот какое дело у нас; такого барина ждем. А Антона набок свело. Какой прямой цыган был, а теперь кривой. 

(Запевает басом.) 

«Не искушай...»

Полнота, завершенность.

100 — это число, символизирующее завершенность, как и 100 %. Это важная единица измерения времени — новое столетие отмечает начало новой эры, а поворотный момент часто связан с культурными переменами.

Французское выражение «fin de siecle» («конец века») имеет скрытый подтекст «декаданса».

Это значение пришло со времен «красивой эпохи» XIX века, но предполагает более широкое значение радикальных перемен и разрушения старых порядков.

http://mar4586.narod.ru/numbers/100.html

 

13

Кнуров.

Что тут ценить! Пустое дело! 300 рублей это стоит. (Достает из бумажника деньги и отдает Огудаловой.) 

Число 300=3+0+0=300, кристалл огня или рубин. Это число настройки лазерного луча, его фокусировка. При этом происходит нагнетание огня в одну точку пространство времени, вы проникаете в новую реальность. Происходит объединение двух реальностей в одну и использование силы одной реальности для реализации планов в другой.

https://shiryaevpavel.ru/znachenie-chisla-300.html

14

Огудалова.

А во сколько вы цените свою волюшку?

Паратов.

В полмиллиона-с.

Число 500=5+00=500, символ совершенной волны, которая вас просто пронизывает полностью.

 

Если души людей лишаются нравственного стрежня, нравственной силы,
то  они впадают  во  власть  искушений, соблазнов.  Обретение веры

будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа.

Литература

1.        Золотарёва И.В. ,Михайлова Т.И. Поурочные  разработки по Русской литературе ХIХ века. 10 класс. I полугодие. М.: «ВАКО»,2002, 336с.

2.      Островский А. «Бесприданница» - https://ilibrary.ru/text/1202/p.1/index.html


 

3.      Скачано с www.znanio.ru

Образная символика пьесы А.Н Островского «Бесприданница» 1874-1878г

Образная символика пьесы А.Н Островского «Бесприданница» 1874-1878г

Социальные проблемы: драма буржуазной эпохи; положение женщины в русском обществе

Социальные проблемы: драма буржуазной эпохи; положение женщины в русском обществе

Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется его фамилией

Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется его фамилией

Всякому товару цена есть У меня,

Всякому товару цена есть У меня,

За это в долговое отделение, тетенька

За это в долговое отделение, тетенька

Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться

Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться

Выстрел - символ предвестия смерти

Выстрел - символ предвестия смерти

Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь

Вот золотые цепи, которыми я окован на всю жизнь

И, очень полюбив искусство числовое, я подумал, что без числа никакое рассуждение философское нельзя вывести, и его следует считать матерью всей мудрости

И, очень полюбив искусство числовое, я подумал, что без числа никакое рассуждение философское нельзя вывести, и его следует считать матерью всей мудрости

Зигмунд Фрейд, Екатерина Великая,

Зигмунд Фрейд, Екатерина Великая,

Кнуров . Что тут ценить! Пустое дело! 300 рублей это стоит

Кнуров . Что тут ценить! Пустое дело! 300 рублей это стоит
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей