"Образование как ценность".
Образ будущего России определяет национальный образовательный идеал человека, способного строить и развивать свое общество на культурно-исторических и духовно-нравственных основах.
Образование, согласно закону «Об образовании» - это целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Следовательно, образование нужно рассматривать с двух сторон: образование – процесс, и образование – совокупность ЗУН, ценностных установок и компетенций т.е. результат. Исходя из этого, у разных авторов существуют различные определения этому понятию. Вот некоторые из них (авторов не указываю):
1.Образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование; (процесс)
2.Образование – созидание Человека; зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в процессе обучения (начальное, среднее, высшее); (результат)
3. Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации; (процесс + результат)
4. Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития; (процесс= результат). Таким образом, «Образование» – понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества; (результат)
2) процесс обучения и воспитания человека; (процесс)
3) как результат обучения и воспитания; (процесс + результат)
А в целом это - система, особая сфера жизнедеятельности общества, служащая для удовлетворения социальных потребностей.
Цель системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года –становление каждого гражданина республики в качестве субъекта собственной социально значимой деятельности, способного принимать решения в ситуациях выбора, готового взять на себя ответственность.
А что же такое ценность?
Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо; характеристика предмета, обозначающая признание его значимости.
Образование как социальное явление есть единственный природный механизм производства и воспроизводства Человека в Человеке, появившийся вместе с Человеком и во имя Человека. Образование имеет два стратегических ориентира: на личность (ее духовное становление и развитие способностей) и на общество (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям). Образование – это отдельная сфера жизнедеятельности общества, его особой миссией или сверхзадачей является служение Человеку.
Основная функция образования - социализация человека.
Конкретно-историческими формами отношений этой функции с другими социальными институтами общества выступают экономическая, социальная и культурная функции образования.
Экономическая функция связана с формированием социально-профессиональной структуры общества, подготовкой работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и установками в определенной сфере деятельности.
Социальная функция образования проявляется в воздействии образования на образ жизни в обществе.
Культурная функция образования связана как с содержанием самой культуры, так и с процессами ее трансляции. Она определяется целями социализации личностИ.
В конечном итоге, приходим к мысли о том, что образование и есть ценность, поскольку значимость и пользу его доказывает сама жизнь.
общества, его социальных институтов, проявляя через это свою относительную самостоятельность и выступая в этом качестве как некоторая, достаточно сложная, система со своими собственными законами развития и функционирования.
Анализ основных функций образования как социального института позволяет не только проанализировать в целом его роль и место в обществе, но и вычленить задачу оптимизации этих функций как одну из главных задач социальной политики в целом.
Образование – особая сфера жизнедеятельности общества, служащая для удовлетворения социальных потребностей. Образование выступает как социально-педагогический процесс изучения человеческого опыта, приобщения к культуре и цивилизации всех социальных групп современного общества. Взаимосвязь между образованием и другими сторонами жизни общества (экономической, социальной, культурно-идеологической, политической и т.п.) подчеркивает значимость совершенствования системы профессионального образования и кардинальном повышении ее роли в жизни общества, социальных групп и отдельной личности. Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей теоретического знания в сфере образования, имеющей важное значение для практической деятельности, является профессионализация, представляющая собой междисциплинарный феномен, требующий понимания, описания и управления профессиональным развитием специалистов, особенно формирования их готовности к профессиональному самообразованию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.