Министерство образования и науки Республики Бурятия
Кижингинский районный отдел образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
«Принята» «Утверждена»
На заседании педагогического совета Директором МБОУ ДОД ЦДТ
Протокол № ________ _________ С.Б. Дарибазарон
от «____» _________г. от «_____» __________ г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
« М А С Т Е Р И Ц А»
Возраст детей: 9 -15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Ямпилова В.Д.
педагог дополнительного
образования, I квал. категории
Кижинга
2021г
Пояснительная записка
Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями.
Границ между бытием и бытом у наших предков не существовала, поэтому каждая деталь одежды как бы заключала в себе образ целого, каждый стежок в шитье или завиток в орнаменте по идее содержал тот мистический смысл, что и прямое обращение к божеству. Поэтому декоративность играла в декоре одежды второстепенную роль, а главное внимание отводилось его смысловой символической значимости, имеющей при этом и практическое отношение. Мастера в те времена были носителями многовековых традиций народного искусства и духовной культуры.
Велико воспитательное значение в дополнительном образовании, всех видов
искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, гордятся результатами своего труда.
Ребенок должен учиться создавать красоту, т.е. проявлять такие качества как; создание моделей одежды, уметь шить с учетом канона традиционного национального шитья.
Программа содержит теоретический материал и достаточный перечень практических работ. В зависимости от местных условий и интересов, обучающихся руководитель курса может внести изменения: сокращать материалы по одной теме, увеличивать другой, исключать отдельные и вводить новые.
В программе курса раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений, навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.
Содержание программы по национальному шитью направлено на формирование духовной культуры личности, приобщение к человеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Эти занятия формируют эстетический вкус у воспитанников, учат создавать красоту своими руками, дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки которые необходимы в жизни.
Направленность программы: Декоративно-прикладное искусство.
Дополнительное образование определяется как гармоничное единство познания, творчества и общения детей и педагога, в основе которого лежит свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни. Сама жизнь, ее современный ритм, потребность не только в движении, но и его красоте выдвигают как естественную необходимость воспитание художественного вкуса детей, обучение творческому мышлению и приобщение подрастающего поколения к миру прекрасного – миру искусства. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит декоративно – прикладному искусству. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса детей, знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал эти необыкновенные вещи.
Декоративно – прикладное искусство, будучи объединяющим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим, помогает воспитанию молодежи в духе уважения к труду, гордости к прошлому своего народа, любви к родному краю.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В основе моей педагогической концепции лежит развивающее обучение с направленностью на становление индивидуально – творческой личности ребенка. Творческими способностями наделен каждый человек, и все люди рождаются способными к творчеству. Исходя из этого, нужно лишь развить эти самые способности, обучить творческой деятельности, ознакомить с приемами творческого воображения
Актуальность программы обусловлена необходимостью:
- внедрения национально-регионального компонента
в содержание образования;
- повышением качества технологического
образования;
- создания условий для творческого развития
детей,
расширяют культурный уровень, обладают навыками моделирования, конструирования, шитья и ручного труда.
Цель программы:
Развитие творческих способностей у детей через моделирование, конструирование, шитье. Создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем.
Задачи:
- совершенствование практических умений и навыков шитья ;
- развитие эстетических и творческих способностей, фантазии, воображения;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности;
- формирование у детей и взрослых положительного отношения к труду и творчеству.
Программа построена на последовательности обучения – от простого к сложному, она систематизирует знания, полученные на теоретических занятиях с применением их на практике.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом знаний по цветоведению, материаловедению, орнаменту, композиции, составлению эскизов. Группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различные базовые знания и умения. Учитывая, что детские группы разновозрастные, старшие могут оказывать помощь младшим, это воспитывает в них чувство коллективизма и ответственности.
Для каждого ребенка по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, но чтобы дети проникались творческими идеями друг друга, отдельные задания выполняются всей группой вместе с педагогом.
Условия реализации программы
Программа «Мастерица» ориентирована на учащихся 4-10 классов (от 9-15 лет) и рассчитана на 3 года обучения. 1- ый год обучения 144ч, 2-год обучения 216ч, 3-год обучения 216ч.
Комплектование групп происходит на основе нормативных документов.
Наполняемость групп диктуется также спецификой направления программы: 1-2 года обучения – 15 человек, 3-й год обучения – 12 человек.
Режим организации занятий в объединении соответствует общим Положениям, статусу учреждения. На 1-ом году обучения предусматриваются занятия два раза в неделю по 2 часа, причём по необходимости (это прописывается в расписании), первые 45 минут занятия педагог работает со всей группой, следующие 45 минут – индивидуально с кем-либо из обучающихся. На 2-ом и 3-ем годах обучения – занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. Это объясняется возросшей сложностью материала, расширением тематики занятий.
Таблица режима организации занятий
Года обучения |
Продолжительность занятия |
Периодичность в неделю |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
1-й |
2 часа |
2 раза |
4 |
144 |
2-й |
3 часа |
2 раза |
6 |
216 |
3-й |
3 часа |
2 раза |
6 |
216 |
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
ü инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
ü практическая работа
ü физкультминутки
ü подведение итогов, анализ, оценка работ
ü приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Основные формы работы.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение.
2. Наглядные: пример, демонстрация готовых изделий.
3. Практические: изучение видов швов, тканей, изучение типов игрушек и изготовление выкроек к ним.
4. Аналитические: наблюдение, сравнение с готовыми образцами, самоанализ, анкетирование на итоговом занятии, повторение пройденного материала, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей бурятской одежды, обычаями и народными традициями.
Контроль и оценка планируемых результатов.
ü Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при пошиве национальной одежды, участие в художественных выставках, конкурсах ДПИ.
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда, пошива одежды и изготовлении орнамента.
Формы контроля.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
ü организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
ü однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
ü постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
ü тематические - по итогом изучения разделов, тем;
ü итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
ü выход за пределы занятий (участие в мероприятиях ЦДТ, районных и республиканских конкурсах, фестивалях, конференциях; размещение интересных работ на сайте);
ü Портфолио достижений воспитанников.
Методы оценки результативности программы:
ü количественный анализ;
ü статистические данные;
ü отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности у воспитанников (наблюдение, диагностика);
ü практические материалы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Освоение детьми программы по направлению декоративно – прикладное искусство «Мастерица» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Ожидаемые результаты
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
В программе приведены основные критерии оценки труда воспитанников, которые должны освоить в конце каждого года обучения.
В конце учебного года дети должны знать:
- правила по технике безопасности,
- виды декоративно – прикладного творчества,
- смысл цветовой символики,
бурятские обычаи и традиции,
символику орнаментов,
принципы конструирования и шитья бурятского национального костюма.
уметь:
- подбирать нитки по цвету;
кроить и шить
конструировать
детали национальной одежды
моделировать бурятский костюм.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
• выставки детских работ, конкурсы, викторины;
• открытые занятия, мастер - классы для родителей;
• участие в мероприятиях разного уровня.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (144 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами, знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Вводное занятие: правила техники безопасности -2час.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
1.Ручные швы и стежки.24 ч
· Сметочные и копировальные стежки. 6ч
· Швы « назад иголка», «через край».6ч
· Потайные стежки.4ч
· «Тамбурный» шов. 4ч
· Самостоятельная работа по пройденному материалу.4ч
· Самостоятельная работа по пройденному материалу.2ч
3 Работа с выкройкой. 24ч
· Знакомство с понятиями – выкройка, лекало.4ч
Копирование выкроек. 4ч
· Изготовление и хранение лекал. 4ч
·Рациональное использование материала.4ч
· Правила раскроя ткани.4ч
· Самостоятельная работа по пройденному материалу.4ч
5. История бурятской национальной одежды.4ч
Беседа об истории происхождения бурятской национальной одежды.
6. Обычаи и традиции. 2ч
Беседа, рассказ об обычаях и традициях бурят.
7. Работа на швейной машине. 36ч
· Заправка верхней и нижней нитей.6ч
· Регулирование строчки. 6ч
· Отработка прямой строчки. 6ч
· Отработка строчки «зигзаг» 6ч
· Контрольная работа по выполнению строчек.6ч
· Строчка по рисованным линиям 6ч
7. Изготовление пуговиц (тобшо) 24ч
Из истории пуговиц 6ч
2. Магическое значение пуговиц 6ч
3. Разновидности бурятских пуговиц 6ч
4. Бурятские народные приметы и поверья о пуговицах 6ч
8. Изготовление орнамента (угалза) 24ч
Понятие бурятского орнамента, его функции и основные структурные элементы. 6ч
Классификация бурятских орнаментов. 6ч
Характеристики групп орнаментов. 6ч
Орнаменты в нашей жизни. 6ч
9. Итоговое занятие. 4ч
Подведение итогов.2ч
Выставка работ 2ч
Учебно-тематический план
1-го года обучения(144ч.)
№
|
Название разделов и тем |
Количество часов |
Форма контроля/ аттестации |
||
всего |
теория |
практика |
|
||
I |
Вводное занятие: правила техники безопасности
|
2ч |
2ч |
- |
Входная диагностика |
II |
.Ручные швы и стежки. |
24 |
|
24 |
Анализ работы |
1. |
Работа с фурнитурой. |
12 |
2 |
10 |
Анализ работы |
2. |
Работа с выкройкой. |
24 |
2 |
22 |
Анализ работы |
3. |
История бурятской национальной одежды.
|
4ч |
4 |
- |
Анализ работы |
4. |
Обычаи и традиции.
|
2ч |
2 |
- |
Анализ работы |
5. |
Работа на швейной машине.
|
36ч |
2 |
34 |
Оценка работы |
6. |
Изготовление пуговиц (тобшо)
|
24ч |
2 |
22 |
Анализ работы |
7. |
Изготовление орнамента (угалза)
|
24ч |
2 |
22 |
Анализ работы |
8. |
Итоговое занятие. |
4ч |
2 |
2 |
Итоговая диагностика |
9. |
Итого: |
144 ч |
20 |
124ч |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (216 ч.)
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2. Повторение ручных и машинных швов. Повторение швов, изученных на первом году обучения.
Практическая работа: Самостоятельная работа по теме “Ручные швы”, “Машинные швы” – изготовление образцов. Закрепление навыка.
3. Изготовление игольницы “Клубничка” с применением ручных швов.
Практическая работа: выполнение игольницы “Клубничка» с применением операций : соединение деталей сметочным стежком, обработка срезов петельным стежком, пришивание петельки
4. Цветовая гармония. Беседа о цветовой гамме. Цветовой круг.
Практическая работа: Работа с литературой, работа с тканью. Подбор тканей в одной цветовой гамме. Подбор тканей в контрастных тонах.
5. Технология изготовления прихватки разноцветная “Спираль”: характеристика и выбор ткани (беседа, конспект)
Практическая работа:
1. подбор ткани, подготовка к работе, настрачивание лоскутков на основу;
2. соединение верхнего блока с утеплителем и подкладкой, ВТО, обработка среза изделия ВТО, оценка работы. Конкурс на лучшее изделие;
самостоятельная работа по изготовлению прихватки.
6. Изготовление мягкой игрушки. Изготовление игрушки на конкурс “Новогодняя игрушка”.
Практическая работа: выполнение эскиза работы, раскрой деталей, выполнение изделия в соответствии с выбранной технологией
7. Изготовление рамок для фотографий. Технология изготовления рамок для фотографий. Работа по технологическим картам
Практическая работа:выбор модели, подбор ткани,изготовление шаблонов, раскрой ткани;сборка изделия, оценка работы, конкурс на лучшее изделие.
8. Изготовления блоков из полосок “Колодец”, “Диагональные полоски”, “Бревенчатая изба”. Технология изготовления блоков из полосок “Колодец”, “Диагональные полоски”, “Бревенчатая изба». Теоретическое занятие по изготовлению блоков, запись конспекта основных этапов изготовления изделия, зарисовка изделий;
Практическая работа: Изготовление сувениров и изделий для выставки:
1. расчерчивание растр, подбор ткани, раскрой полосок;
2. настрачивание полосок на основу;
3. соединение верхней части изделия, утеплителя и подкладки, обработка срезов кантом, ВТО. Оценка работы. Конкурс на лучшее изделие.
изготовление сувениров из лоскута.
9. Изготовление из лоскута “Весёлых квадратиков”. Прихватки “Шахматка двухцветная”, “Шахматка по диагонали”. Технология изготовления из лоскута “Весёлых квадратиков”. Прихватки “Шахматка двухцветная”, “Шахматка по диагонали”.
Практическая работа: Подготовка изделий к выставке, изготовление сувениров:
1. теоретическая запись в тетради основных этапов изготовления изделий, зарисовка изделий;
2. расчерчивание растр, подбор ткани, раскрой ткани, изготовление блока;
3. соединение верхней части изделия (блока) с утеплителем и подкладкой, обработка срезов кантом, ВТО. Оценка работы.
изготовление сувениров из лоскута.
10. Технология изготовления юбки на поясе с применением машинных швов (стачной): Моделирование и шитьё одежды на основе полученных знаний об обработке материала.
Практическая работа:
1. зарисовка в тетради, описание изделия;
2. сметывание изделия, примерка;
3. стачивание изделия, ВТО, обработка низа изделия;
обработка застежки, пояса, ВТО. Примерка готового изделия. Оценка работы. Конкурс на лучшее изделие.
11. Изготовление изделий из “Удивительных треугольников”. Изготовление узоров “Мельница”, “Звезда”, “Алмаз”. Технология изготовления изделий указанными способами.
Практическая работа:
Подготовка сувениров к ярмарке.
1. теоретическая запись в тетради основных этапов изготовления узоров, зарисовка изготавливаемых узоров;
2. подбор ткани, изготовление шаблонов, расчерчивание растр;
3. раскрой треугольников с помощью шаблонов, соединение деталей между собой;
4. изготовление прихватки из изготовленного блока, оценка работы;
изготовление общей работы из готовых блоков, изготовление сувениров к ярмарке.
12. Контрольное задание. Выполнение салфетки “Алмаз”. Проверка знаний и умений воспитанников.
Практическая работа: Самостоятельная работа.
13. Выполнение работы на выставку по собственному замыслу. Творческая работа воспитанников. Техника выполнения выбирается самостоятельно, выполняется эскиз изделия, подбор тканей.
Практическая работа: Самостоятельная творческая работа. Сотворчество с педагогом возможно на этапе разработки темы.
14. Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Оформление выставки работ.
Учебно-тематический план
2-го года обучения (216 ч.)
№ |
ТЕМА
|
Всего часов |
Количество часов |
Форма контроля/ аттестации |
|
Теор. |
Практ. |
||||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
3 |
3 |
|
Входная диагностика |
2. |
Повторение ручных и машинных швов. |
3 |
|
3 |
собеседование |
3. |
Изготовление игольницы “Клубничка” с применением ручных швов. |
6 |
|
6 |
Анализ работы |
4 |
Цветовая гармония |
3 |
3 |
|
Анализ работы |
5. |
Технология изготовления прихватки разноцветная “Спираль”: |
36 |
3 |
33 |
Анализ работы |
6. |
Изготовление мягкой игрушки. Изготовление игрушки на конкурс “Новогодняя игрушка”. |
27 |
3 |
24 |
выставка |
7. |
Изготовление рамок для фотографий |
9 |
3 |
6 |
собеседование |
8. |
Изготовление блоков из полосок “Колодец”, “Диагональные полоски”, “Бревенчатая изба”. |
30 |
6 |
24 |
Анализ работы |
9 |
Изготовление из лоскута “Весёлых квадратиков”. Прихватки “Шахматка двухцветная”, “Шахматка по диагонали”. |
21 |
6 |
15
|
Оценка выполненной работы |
10. |
Технология изготовления юбки на поясе с применением машинных швов (стачной) |
12 |
3 |
9 |
Оценка выполненной работы |
11. |
Изготовление изделий из “Удивительных треугольников”. Изготовление узоров “Мельница”, “Звезда”, “Алмаз”. |
27 |
3 |
24 |
Оценка выполненной работы |
12. |
Контрольное задание. Выполнение салфетки “Алмаз”. |
9 |
|
9 |
Творческое задание |
13. |
Выполнение работы на выставку по собственному замыслу. |
27 |
3 |
24 |
Творческое задание |
14. |
Заключительное занятие. Подведение итогов за год. |
3 |
|
|
Выставка ДПИ |
|
ИТОГО: |
216 ч. |
39ч. |
177ч. |
|
Информационно – методическое обеспечение для детей:
1. В.П.Мотяшов Мода, престиж, личность. М: Профиздат, 1986г.
2. Симоненко В.Д. Технология. – Учитель - АСТ, 2004 г.
3. . Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» М., 2006 г.
4. Петухова В.И, Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. М., Народное творчество 2005 г.
5. А.М.Гукасова Рукоделие в начальных классах. Москва «Просвещение» 1985г
6. Т.Н.Проснякова Уроки мастерства изд. «Учебная литература» Самара 2003г
7. И.В.Бобунова Технология для преподавателей изд. «Учитель»2006г
8. М.С.Васильева Бурятское декоративно- прикладное искусство изд. БГУ г. Улан-Удэ
2002г.
9. В.В.Юнак Дополнительное образование и воспитание №2; №6;
10. Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё №03;04 2006г
11. Е.А.Добрицкая Современная энциклопедия для девочек 1999г
12. М.Бобита Рукоделие «Умелые руки» изд «Единорог» 1997г
Информационно – методическое обеспечение для педагогов:
1. Бугаева М. Новая жизнь старых вещей. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
2. Городкова Т., Нагибина М. Мягкая игрушка – мультики и зверюшки. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
3. Грин М. Шитье из лоскутков. – М.: Просвещение, 1981.
4. Гукасова А. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985.
5. Журналы по рукоделию “Анна”, “Золушка-пэчворк”, “Пэчворк”, “Лена”.1990-2009гг.
6. Журналы «Народное творчество».
7. Котова И.Н., Котова А.С. – Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2003.
8. Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. – Минск.: Полымя, 1997.
9. Костикова И. Школа лоскутной техники. – М.: Культура и традиции, 1997.
10. Кузьмина М., Максимова М. Лоскутики. – М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1998.
11. Молотобарова О. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – 1990.
12. Нагибина М. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
13. Перевертень Г. Самоделки из текстильных материалов. – М.: Просвещение, 1990.
14. Петухова В., Савельева Л., Ширшикова Е. Мягкая игрушка. – ТОО Ступень, 1995.
15. Пэчворк или лоскутная техника (практическое пособие). – С-Пб.: Крона-принт, 1999.
16. Разумная И. Уроки школы выживания. – М.: Колос, 1994.
17. Рудакова И. Уроки бабушки Куми. – М.: АСТ-Пресс, 1994.
Декоративно – прикладное искусство, будучи объединяющим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим, помогает воспитанию молодежи в духе уважения к труду, гордости к прошлому своего народа, любви к родному краю.
Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса детей, знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал эти необыкновенные вещи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.