Образовательная программ
клубной работы с детьми 3-4 лет
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине, её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д.С. Лихачёв
Актуальность.
Условия сегодняшней жизни, её темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Занимаясь проблемой приобщения ребёнка к миру культуры необходимо стремиться:
· Заложить основы гуманизма в душу каждого ребёнка;
· Предоставить детям возможность прикоснуться к культуре с помощью экспонатов музея;
· Обогатить духовный мир воспитателя и вызвать у него желание к самосовершенствованию;
· Развивать уважительные взаимоотношения между родителями и детьми, сблизить детский сад и семью.
Главная задача – развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость детей дошкольного возраста через знакомство с ценностями мировой культуры, вызывать потребность проводить свободное время, осваивая культурное пространство родного города; знакомить детей с разными видами искусств ( изобразительное, музыкальное, поэтическое, драматическое), с историческим прошлым, с национальными традициями народов мира, с историей театра, воспитывать уважение к религии разных стран.
В настоящее время, как никогда, возникла необходимость в разработке программы воспитания патриотизма. Почему? В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости».
Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Родина – это город, в котором живёт человек, улица, на которой стоит его дом. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Знакомство с историей своего народа происходит уже в младшей группе, поэтому материал для занятий надо отбирать особенно тщательно и бережно. Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда. Так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребёнком и стариками.
Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть. Работа по программе « Воспитание культурой» начинается с младшими дошкольниками и строится на контрасте исторического и современного материала.
Данная рабочая программа клубной работы с детьми составлена на основе программы Н. Б. Кутьиной « Ребёнок в XXI веке. Воспитание культурой» и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа содержит учебно–тематический план, перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на один год. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого и детей: беседы, игры – драматизации, продуктивную деятельность, использование художественной литературы, вопросы к детям, музыкальные произведения. Всё это помогает сделать процесс обучения более интересным, доступным для детей младшей группы. Программа построена по принципу последовательного усложнения материала. Разработаны сценарии праздников и развлечений соответствующие тематике программы. Программа представлена шестью разделами:
· Русский народный костюм.
· Русская изба.
· Традиции на Руси.
· Русские богатыри.
· Русская народная игрушка.
· Ярмарка на Руси.
Цель образовательной программы: воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа.
Задачи программы:
· Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
· Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.
· Способствовать отражению представлений в разных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально –художественной, театральной.
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
· Воспитывать бережное отношение и интерес к предметам искусства.
· Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице.
Направленность программы: социально – патриотическая. Вид программы: модифицированная ( адаптированная).
Возрастные особенности .
Данная рабочая программа разработана для детей младшей группы. Приобщение ребёнка к искусству должно идти постепенно, начиная с тех форм и методов, которые понятны и способствуют органичному вовлечению малыша в игровую культурную деятельность. С трёх лет нужно воспитывать бережное отношение к предметам искусства, уважительное отношение к труду мастеров, их создавших. Ребёнок младшего дошкольного возраста должен получить представления о следующем: обстановке и предметах быта русской избы, её внутреннем убранстве, кухонной утвари; русской национальной одежде; особенностях быта русского человека в семье ( традиционной еде, занятиях, развлечениях); видах русского прикладного искусства: игрушках, росписях. На родительских собраниях необходимо объяснить родителям цели и задачи программы, сделать их своими единомышленниками, помощниками, разъяснить требования, которые предъявляются к детям, целесообразность этих требований. Сроки реализации: один год. Возраст детей: 2 младшая группа – дети 3 – 4 лет. Место проведения: групповая комната, музей, музыкальный зал. Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю. Количество минут: 15 мин. Время проведения: 15.45 – 16. 00
Ожидаемые результаты. 1. Понимает, эмоционально реагирует и употребляет в речи пословицы, поговорки, фольклорные произведения, используемые для приветствия, прощания, похвалы, приглашения, проявления нравственных черт характера. 2. Использует традиционные предметы русской крестьянской культуры, принимает участие в играх – театрализациях, отображая накопленные впечатления. 3. Эмоционально откликается на содержание живописных полотен и предметов прикладного искусства, узнаёт русские народные мелодии. 4. Выражает сочувствие, желание помочь, доброжелательно относится к окружающим.
Основные разделы программы
· Русский народный костюм.
· Знакомство с русским народным костюмом.
· Обувь и украшения русских красавиц.
· Праздничная и будничная русская народная одежда.
· Русская изба.
· Русская изба.
· Спальная мебель.
· Предметы быта.
· Традиции на Руси.
· Чаепитие на Руси.
· Самовар – символ домашнего очага на Руси.
· Напитки в русской семье.
· Русские богатыри.
· Знакомство с книгой.
· Русское оружие.
· Рассматривание и беседа по картине В. Васнецова « Три богатыря».
· Русская народная игрушка.
· Деревянные и глиняные игрушки на Руси. Матрёшка.
· Дымковская, филимоновская игрушки.
· Суджанская глиняная свистулька.
· Ярмарка на Руси.
· Сезонные ярмарки и товары для них.
· Ярмарочные актёры. Скоморохи.
Учебно – тематический план
№ п\п |
Тема раздела |
Количество НОД |
Количество часов |
1 |
Русский народный костюм |
4 |
60 мин. |
2 |
Русская изба |
3 |
45 мин. |
3 |
Традиции на Руси |
3 |
45 мин. |
4 |
Русские богатыри |
3 |
45 мин. |
5 |
Русская народная игрушка |
3 |
45 мин. |
6 |
Ярмарка на Руси |
2 |
30 мин. |
Итого |
18 |
4 часа 30 мин. |
№ п\п |
Наименование |
Сроки |
В неделю |
В месяц |
В год |
1 |
Количество занятий |
1 |
2 |
18 |
|
2 |
Продолжительность занятий |
15 мин. |
30 мин. |
4 ч. 30 мин. |
Перспективное планирование работы клуба
Месяц |
Тема занятия |
Цель НОД |
Сентябрь
|
Знакомство с «красным углом» в избе. |
Закрепить представления детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели |
Колыбельные песенки |
Заучивание колыбельных песенок, развитие речи детей; создание положительных эмоций. |
|
Профессия столяр |
Познакомить детей с профессией столяра, орудиями его труда |
|
Лепим посуду |
Учим детей лепить посуду, развиваем мелкую моторику. |
|
октябрь |
Гужевой транспорт |
Познакомить детей с гужевым транспортом, с историей развития этого транспорта. |
Наземный и водный транспорт |
Познакомить детей с различными видами транспорта, их частями и назначением. |
|
Кто такой коновал |
Познакомить с профессией коновала, его инструментами для работы. Роль коновала в русской деревне. |
|
«Никита – Кожемяка» |
Чтение с детьми былины. Закрепление знаний о богатырях |
|
ноябрь |
Крестьянство на Руси |
Познакомить детей с сословием Руси –крестьянством, его появлением, жизнью. |
Кто такие купцы? |
Познакомить с сословием –купцы, рассказать о их жизни, внешнем виде, традициях. |
|
Бояре |
Познакомить с сословием –бояре, их внешний облик, одежда, обувь. |
|
Украсим кокошник |
Учить детей рисовать на контуре кокошника, украшать его различными узорами симметрично |
|
декабрь |
Труд резчика |
Познакомить детей с трудом резчика, способами украшения –резьбой, рассмотреть шкатулку. |
Птицы и животные |
Рассказать о применении образов птиц и животных в прикладном искусстве. |
|
Птицы Сирин и Алконост |
Познакомить детей с образами фантастических птиц, их значение в сказаниях. |
|
Труд гончара |
Рассказать о труде гончара, рассмотреть образцы посуды, её назначение. |
|
январь |
Ткачество на Руси
|
Беседа о труде ткача, рассматривание ткацкого станка, образцов тканей. |
Труд охотника |
Рассказать о труде охотника, его орудиях труда. |
|
Ткацкая мастерская |
Познакомить детей с прялкой, прядением нитей, с образцами тканей, видами полотенец. |
|
Кувшин для Алёнушки |
Закрепить умение детей лепить кувшин, передавая его характерные особенности
|
|
февраль |
Деревянная Русь |
Рассказать детям о деревянной архитектуре Руси, первых постройках, крепостях. |
Каменная Русь |
Познакомить детей с каменными постройками, храмами, их элементами. |
|
Труд каменщика |
Рассказать о труде каменщика, его орудиях труд. |
|
Составь узор для полотенца |
Учить путём аппликации составлять симметричный узор для полотенца |
|
март |
История куклы |
Закрепить с детьми историю возникновения куклы, её назначение, виды кукол. |
Древнерусские игрушки |
Познакомить с различными видами кукол, из чего их делали, изготовление куклы. |
|
Хохломская роспись |
Рассмотреть элементы росписи, что расписывали. Роспись досточки. |
|
Городецкая роспись |
Познакомить с элементами росписи, учить расписывать игрушку городецкой росписью. |
|
апрель |
Суджанские гончарные изделия |
Рассказать детям о суджанских гончарных изделиях, рассмотреть их образцы, назначение. |
Труд каменщика |
Познакомить детей с трудом каменщика, его инструментами для работы. |
|
Сказочный домик |
Учить детей рисовать сказочный терем, передавать его элементы, яркие краски. |
|
Сезонные ярмарки |
Рассказать и закрепить знания детей о сезонных ярмарках, их истории возникновения. |
|
май |
Театры на Руси
|
Рассказать детям об истории возникновения театров на Руси. Появление скоморохов на Руси. |
В. Суриков «Взятие снежного городка» |
Составление рассказа по картине В. Сурикова, развитие речи детей, закрепление новых слов. |
|
Кто такие коробейники? |
Рассказать детям о работе коробейников, обогащение словаря детей. |
|
Товары для ярмарки |
Развитие творчества и фантазии у детей, навыков художественного творчества. |
|
« Древняя Русь» |
Итоговое развлечение. |
Критерии и нормы оценивания
Название раздела |
Диагностические задания |
Нормы оценивания |
Русская крестьянская изба. |
1. Дидактические игры: « Подбери предметы для избы», « Кому что нужно для труда», « Угадай на ощупь» 2.Рассматривание иллюстраций. |
3 балла–ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
|
Транспорт . |
1.Дидактические игры: « Выложи на фланелиграфе», « На чём поедет Иванушка?» 2.Рассматривание иллюстраций видов транспорта. |
3 балла– ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. Называет виды транспорта. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
|
Сословия на Руси. |
1.Игровые ситуации: « Подбери одежду владельцу», « Чего не стало?» 2.Дидактическая игра « Подбери предмет по описанию» |
3 балла– ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
|
Ремёсла на Руси. |
Дидактические игры: « Кто чем работает», « Составь рисунок для полотенца». Составление рассказа на тему: « Как рубашка выросла?» |
3 балла– ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры. 2 балла– ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы , допускает 1-2 ошибки в дидактической игре. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
|
Архитектура Руси. |
Дидактические игры: « Назови элементы деревянной архитектуры», « Узнай и назови», « Составь дом» |
3 балла– ребенок выполняет самостоятельно все дидактические задания. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл –ребёнок допускает много ошибок.
|
Русская народная игрушка. |
Дидактические игры: « Узнай на ощупь», « Собери игрушку», « Узнай и назови» |
3 балла– ребенок выполняет самостоятельно все дидактические задания. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл –ребёнок допускает много ошибок.
|
История театра и ярмарок на Руси |
1. Рассматривание иллюстраций. 2. Дидактические игры: «Собери коробейника», « Подбери пару», « Что рассказывает предмет о себе»
|
3 балла– ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры. 2 балла– ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы , допускает 1-2 ошибки в дидактической игре. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.