Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию детей 3-4 лет "Воспитание культурой"

  • docx
  • 10.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обр. программа 3-4 лет.docx

Образовательная программ

 клубной работы с детьми 3-4 лет

 

Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается  с малого – с любви

 к своей семье, к своему жилищу, к своему

 детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

 переходит в любовь к Родине, её истории,

 прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

Д.С. Лихачёв

Актуальность.                                                                                                                          

       

           Условия сегодняшней жизни, её темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Занимаясь   проблемой приобщения ребёнка к миру культуры необходимо стремиться:

·        Заложить основы гуманизма в душу каждого ребёнка;

·        Предоставить детям возможность прикоснуться к культуре с помощью экспонатов музея;

·        Обогатить духовный мир воспитателя и вызвать у него желание к самосовершенствованию;

·        Развивать уважительные взаимоотношения между родителями и детьми, сблизить детский сад и семью.

          Главная задача – развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость детей дошкольного возраста через знакомство с ценностями мировой культуры, вызывать потребность проводить свободное время, осваивая культурное пространство родного города; знакомить детей с разными видами искусств ( изобразительное, музыкальное, поэтическое,  драматическое), с историческим прошлым, с национальными традициями народов мира, с историей театра, воспитывать уважение к религии разных стран.   

             В настоящее время, как никогда, возникла  необходимость в разработке программы воспитания патриотизма. Почему?  В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях.  Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости».

          Наблюдается  взаимоотчуждение  детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.  Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Родина – это город, в котором живёт человек, улица, на которой стоит его дом. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

       Знакомство с историей своего народа происходит уже в младшей группе, поэтому материал для занятий надо отбирать особенно тщательно и бережно. Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда. Так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребёнком и стариками.

        Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть.                                                                Работа по программе « Воспитание культурой» начинается  с младшими дошкольниками и строится на контрасте исторического и современного материала.  

       Данная  рабочая программа  клубной работы с  детьми составлена на основе  программы  Н. Б. Кутьиной  « Ребёнок в XXI веке. Воспитание культурой» и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.   Программа содержит учебно–тематический план, перспективное планирование  непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на один год. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого и детей: беседы, игры – драматизации, продуктивную  деятельность, использование художественной литературы, вопросы к детям, музыкальные произведения.    Всё это помогает сделать процесс обучения более интересным, доступным для детей младшей группы.  Программа построена  по принципу последовательного усложнения материала. Разработаны сценарии праздников и развлечений  соответствующие тематике программы. Программа представлена  шестью разделами:

·        Русский народный костюм.

·        Русская изба.

·        Традиции на Руси.

·        Русские богатыри.

·        Русская народная игрушка.

·        Ярмарка на Руси.

 Цель образовательной программы: воспитание положительного эмоционального отношения к познанию  истории и культуры русского народа.                                                    

Задачи программы:  

·        Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.

·        Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.

·        Способствовать отражению представлений в разных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально –художественной, театральной.

·        Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное  отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

·        Воспитывать бережное отношение и интерес к предметам искусства.

·        Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице.

Направленность программы:   социально – патриотическая.                                    Вид программы:   модифицированная ( адаптированная).

Возрастные особенности .                                                                                        

           Данная рабочая программа  разработана для детей младшей группы.  Приобщение ребёнка к искусству должно идти постепенно, начиная с тех форм и методов, которые понятны и способствуют органичному вовлечению малыша в игровую культурную деятельность.   С трёх лет нужно воспитывать бережное отношение к предметам искусства, уважительное отношение к труду мастеров, их создавших.  Ребёнок младшего дошкольного возраста должен получить представления о следующем:  обстановке и предметах быта русской избы, её внутреннем убранстве, кухонной утвари; русской национальной одежде; особенностях быта русского человека в семье ( традиционной еде, занятиях, развлечениях); видах русского прикладного искусства: игрушках, росписях.   На родительских собраниях необходимо объяснить родителям цели и задачи программы, сделать их своими единомышленниками, помощниками, разъяснить  требования, которые предъявляются к детям, целесообразность этих требований.                                                                                                            Сроки реализации:  один год.                                                                                     Возраст детей:  2 младшая группа – дети  3 – 4 лет.                                           Место проведения: групповая комната, музей, музыкальный зал.                                           Количество занятий в неделю:  1 раз в неделю.                                                  Количество минут:  15 мин.                                                                                      Время проведения:  15.45  – 16. 00                                                                        

Ожидаемые результаты.                                                                                           1.   Понимает, эмоционально  реагирует и употребляет в речи пословицы,  поговорки, фольклорные произведения, используемые для приветствия, прощания, похвалы, приглашения, проявления нравственных черт характера.   2.    Использует традиционные предметы русской крестьянской культуры, принимает участие в играх – театрализациях, отображая накопленные впечатления.                                                                                                                        3.    Эмоционально откликается на содержание живописных полотен и предметов  прикладного искусства, узнаёт русские народные мелодии.                                           4.   Выражает сочувствие, желание помочь, доброжелательно относится  к  окружающим.

 Основные разделы программы

·       Русский народный костюм.

·        Знакомство с русским народным костюмом.

·        Обувь и украшения русских красавиц.

·        Праздничная и будничная русская народная одежда.

·       Русская изба.

·         Русская изба.

·        Спальная мебель.

·        Предметы  быта.

·       Традиции на Руси.

·        Чаепитие на Руси.

·         Самовар – символ домашнего очага на Руси.

·        Напитки  в русской семье.

·       Русские богатыри.

·        Знакомство с книгой.

·        Русское оружие.

·        Рассматривание и беседа по картине В. Васнецова                                    « Три богатыря».

·       Русская народная игрушка.

·        Деревянные и глиняные игрушки на Руси. Матрёшка.

·        Дымковская, филимоновская игрушки.

·        Суджанская глиняная свистулька.

·       Ярмарка на Руси.

·        Сезонные ярмарки и товары для них.

·        Ярмарочные актёры. Скоморохи.

Учебно – тематический  план

п\п

Тема раздела

Количество  НОД

Количество часов

1

Русский народный костюм

4

60 мин.

2

Русская изба

3

45 мин.

3

Традиции на Руси

3

45 мин.

4

Русские богатыри

3

45 мин.

5

Русская народная игрушка

3

45 мин.

6

Ярмарка на Руси

2

30 мин.

     Итого

18

4 часа 30 мин.

 

 

п\п

Наименование

Сроки

В неделю

В месяц

В год

1

Количество занятий

1

2

18

2

Продолжительность занятий

15 мин.

30 мин.

4 ч. 30 мин.

 

 

Перспективное планирование работы клуба

Месяц

Тема занятия

Цель НОД

Сентябрь

 

 Знакомство с «красным углом» в избе.

 Закрепить представления детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели        

Колыбельные песенки

Заучивание колыбельных песенок, развитие

 речи детей; создание положительных эмоций.

 Профессия столяр

 Познакомить детей с профессией столяра, орудиями его труда

Лепим посуду

Учим детей лепить посуду, развиваем мелкую моторику.

октябрь

Гужевой транспорт

Познакомить детей с гужевым транспортом, с историей развития этого транспорта.

Наземный и водный транспорт

Познакомить детей с различными видами транспорта, их частями и назначением.

Кто такой  коновал

Познакомить с профессией коновала, его инструментами для работы. Роль коновала в русской деревне.

«Никита – Кожемяка»

Чтение с детьми былины. Закрепление знаний о богатырях

ноябрь

 Крестьянство на Руси

 Познакомить детей с сословием Руси –крестьянством, его появлением, жизнью.

Кто такие купцы?

 Познакомить с сословием –купцы, рассказать о их жизни, внешнем виде, традициях.

Бояре

 Познакомить с сословием –бояре, их внешний облик, одежда, обувь.

Украсим кокошник

Учить детей рисовать на контуре кокошника, украшать его различными узорами симметрично

декабрь

Труд резчика

Познакомить детей с трудом резчика, способами украшения –резьбой, рассмотреть шкатулку.

Птицы и животные

Рассказать о применении образов птиц и животных в прикладном искусстве.

Птицы Сирин и Алконост

Познакомить детей с образами фантастических птиц, их значение в сказаниях.

Труд гончара

Рассказать о труде гончара, рассмотреть образцы посуды, её назначение.

январь

Ткачество на Руси

 

Беседа о труде ткача, рассматривание ткацкого станка, образцов тканей.

Труд охотника

Рассказать о труде охотника, его орудиях труда.

Ткацкая мастерская

Познакомить детей с прялкой, прядением нитей, с образцами тканей, видами полотенец.

Кувшин для Алёнушки

Закрепить умение детей лепить кувшин, передавая его характерные особенности

 

февраль

Деревянная Русь

Рассказать детям о деревянной архитектуре Руси, первых постройках, крепостях.     

Каменная Русь

Познакомить детей с каменными постройками, храмами, их элементами.

Труд каменщика

Рассказать о труде каменщика, его орудиях труд.

Составь узор для полотенца

Учить путём аппликации составлять симметричный узор для полотенца

март

История куклы

Закрепить с детьми историю возникновения куклы, её назначение, виды кукол.

Древнерусские игрушки

Познакомить с различными видами кукол, из чего их делали, изготовление куклы.

Хохломская роспись

Рассмотреть элементы росписи, что расписывали. Роспись досточки.

Городецкая роспись

Познакомить  с  элементами росписи, учить расписывать игрушку городецкой росписью.

апрель

 Суджанские гончарные изделия

Рассказать детям о  суджанских гончарных изделиях, рассмотреть их образцы, назначение.

Труд каменщика

Познакомить детей с трудом каменщика, его инструментами для работы.

Сказочный домик

Учить детей рисовать сказочный терем, передавать его элементы, яркие краски.

Сезонные ярмарки

Рассказать и закрепить знания детей о сезонных ярмарках, их истории возникновения.

май

Театры на Руси

 

Рассказать детям об истории возникновения театров на Руси. Появление скоморохов на Руси.

В. Суриков «Взятие снежного городка»

Составление рассказа по картине                         В. Сурикова, развитие речи детей, закрепление новых слов.

Кто такие коробейники?

Рассказать детям о работе коробейников, обогащение словаря детей.

Товары для ярмарки

Развитие творчества и фантазии у детей, навыков художественного творчества.

« Древняя Русь»

Итоговое развлечение.

 

 

 

 

 

Критерии и нормы оценивания

 

Название  раздела

Диагностические задания

Нормы оценивания

 

 

 Русская крестьянская изба.

1. Дидактические игры:  

« Подбери предметы для избы»,

« Кому что нужно для труда»,

« Угадай на ощупь»                               2.Рассматривание иллюстраций.

3 балла–ребёнок самостоятельно справляется с заданиями.                                   2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя.                                       1 балл– ребёнок допускает много ошибок.

 

 

 

 

 

 Транспорт .

1.Дидактические игры: 

« Выложи на фланелиграфе»,

« На чём поедет Иванушка?»                            2.Рассматривание иллюстраций видов транспорта.

3 балла– ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. Называет виды транспорта.                                   2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя.                                                 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.

 

 

 

 

 Сословия на Руси.

1.Игровые ситуации:  

« Подбери одежду владельцу»,

« Чего не стало?»                                            2.Дидактическая игра                                        « Подбери предмет по описанию»

3 балла– ребёнок самостоятельно справляется с заданиями.                                   2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя.                                                    1 балл– ребёнок допускает много ошибок.

 

 

 

 

 

 Ремёсла на Руси.

Дидактические  игры:  

« Кто чем работает»,

« Составь рисунок для полотенца».  

Составление рассказа на тему:       « Как рубашка выросла?»                         

3 балла– ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры.                 2 балла– ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы , допускает 1-2 ошибки в дидактической игре.  1 балл– ребёнок допускает много ошибок.

 

 

 

 Архитектура Руси.

Дидактические игры:

« Назови элементы деревянной архитектуры»,

« Узнай и назови»,

« Составь дом»                                     

3 балла– ребенок выполняет самостоятельно все дидактические задания.                            2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя.                                                  1 балл –ребёнок допускает много ошибок.

 

Русская народная игрушка.

Дидактические игры:

« Узнай на ощупь»,

« Собери игрушку»,

« Узнай и назови»

3 балла– ребенок выполняет самостоятельно все дидактические задания.                            2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя.                                                  1 балл –ребёнок допускает много ошибок.

 

История театра и ярмарок на Руси

 1. Рассматривание иллюстраций.

2. Дидактические игры:

«Собери коробейника»,

« Подбери пару»,

« Что рассказывает предмет о себе»

 

3 балла– ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры.                 2 балла– ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы , допускает 1-2 ошибки в дидактической игре.  1 балл– ребёнок допускает много ошибок.