Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
естествознание +1
Взрослым
18.04.2018
Данная программа подготовлена для детей, которые проявляют интерес к исследовательской и проектной деятельности. Программа позволяет сделать из ребенка исследователя, который способен неординарно, творчески решать проблемы, самостоятельно находить решения этих проблем, развиваться и расширять свой уровень знаний через самообразование. Путем реализации программы предполагается повысить престиж знаний.
проектное бюро программа.doc
Администрация Муниципального образования «Майнский район»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Майнский центр детского творчества имени Георгия Филлиповича
Кныша»
Директор МУДО «Майнский
ЦДТ им. Г.Ф.Кныша»
__________О.В.Пиотровская
«___»___________201__г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Проектная деятельность»
отделение: социальнопедагогическое
объединение: проектное бюро
всего часов: 144
Рассмотрена и рекомендована на
заседании педагигического совета
МУДО «Майнский ЦДТ им.
Г.Ф.Кныша»
Программа разработана педагогом
дополнительного образования
Ровенской Т.Г.
Протокол №___от___________201___г. Секретарь педагогического Совета
р.п. Майна, 2017.
Информационная карта
«Образовательная программа»
1. Отдел: социальнопедагогический
2. Учебное объединение (кружок, клуб и т. д.): проектное бюро
3. Ф.И.О. педагога (или группы авторов) Ровенская Татьяна Геннадьевна
Базовое образование педагога по диплому, категория, разряд и стаж:
психолог; педагогический стаж 4 года
4. Название программы: проектная деятельность учащихся
5. Вид программы: модифицированная
6. Продолжительность образовательного процесса, возраст обучающихся:
1 год, 615 лет
7. Возрастной диапазон освоения программы: от 6 до 15лет
8. Образовательная
познавательная
область:социальнокоммуникативная,
9. Направленность деятельности: социальнопедагогическая
10.Уровень освоения: общекультурный, продуктивнотворческий
11.Форма организации образовательного процесса:
индивидуальная,
групповая, работа в микрогруппах, в группах
12.Направленность усвоения учебного материала: вертикальная
13.Способ подачи содержания: комплексный
14.Целевая установка: целевая
15.Степень включенности детей: продуктивнотворческая
16.Форма реализации: очная
17.Адресат: дети, педагоги
Информационную карту на программу составил:
Геннадьевна
Ровенская Татьяна Пояснительная записка
Одной из главных задач развития познавательной деятельности
учащихся в процессе образования является организация детской научно
исследовательской и проектной деятельности. Работа по формированию
интеллектуальных умений и навыков в школе осуществляется, главным
образом, на уроках. Этому способствуют и внедряемые повсеместно в
учебный процесс современные интерактивные технологии. Несмотря на это,
внеурочная работа учащихся благоприятная почва для развития детей путем
их приобщения к научноисследовательской деятельности. Программа «Учись
учиться» относится к социальнопедагогической направленности.
Актуальность программы
Научноисследовательская и проектная деятельность школьников
помогает решать задачи развивающего образования:
1. повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки
учебной работы;
2. развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний,
критическое мышление;
3. обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать
трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает
уверенность в своих силах,
4. расширяет контакты с другими учениками, а при использовании
интернета учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня,
является подготовка школьникаисследователя, владеющего современными
методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем,
пополнять свои знания путем самообразования. Современный учащийся как творческая, социально активная личность
нового типа может формироваться только в процессе исследовательской,
поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Дополнительная образовательная программа по организации
научно исследовательской работы школьников относится к
программам социально педагогической направленности, она ориентирована
не на определенную предметную область, а с успехом может быть применена
при обучении детей в объединениях различного профиля.
Формы и режим занятий
Срок реализации программы – 1 год. Объем реализации программы –
144 часа. Режим проведения занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст
учащихся 615 лет. Количество учащихся в группе 15 человек. Однако
программой предусмотрены занятия в малых исследовательских группах и
индивидуальные консультации в области выполнениянаучно
исследовательской и проектной работы. Группы могут формироваться
как одновозрастные, так и разновозрастные.
Новизна и педагогическая целесообразность
Данный курс рассчитан на тех школьников, которые проявляют интерес
к научно исследовательской и проектной деятельности в той или иной
предметной области.
Научноисследовательская деятельность школьников позволяет перейти
от школы памяти к школе мышления как необходимого условия развития
таких проявлений деятельности, как творчество, воображение и фантазия.
Широкое использование информационнокоммуникативных технологий
позволяет расширить кругозор учащихся и развивать их интерес к научно
исследовательской работе, формировать созидательные способности,
интеллектуальные умения и навыки. Курс включает в себя обучение учащихся выполнению действий по
научноисследовательской и проектной работе в соответствии с общими
правилами научного исследования.
Формы контроля: итоговые учебнотворческие занятия; обобщающие
занятия по разделам программы, презентация проекта.
Цель данной образовательной программы – создание условий для
развития детей путем их вовлечения в активную научноисследовательскую
работу.
Изучение данной образовательной программы способствует
профессиональному становлению школьников, формированию у них
собственной гражданской позиции, облегчает социальную адаптацию детей,
создает для них ситуацию успеха, способствует воспитанию разносторонней
интеллектуально развитой личности.
В процессе изучения данной программы решается ряд задач:
Обучающих:
Дать детям знания об основах научноисследовательской и проектной
1.
деятельности.
2.
Научить школьников грамотно выбирать тему исследования, ставить
задачи, решение которых необходимо в процессе достижения цели,
разрабатывать стратегию и тактику выполнения работы.
3.
Научить детей работать с различными источниками информации.
4.
Дать учащимся представление о многообразии форм представления
полученных результатов, научить их правильному оформлению результатов
своей работы.
Развивающих:
Расширить кругозор детей,
Сформировать у учащихся способность к анализу и корректировке
1
2 своей исследовательской деятельности,
3
Развивать деловые качества учеников.
4
Сформировать гностические умения учащихся как основу
коммуникативно компетентной и творчески мыслящей личности.
Воспитательных:
Воспитать чувство ответственности за конечный результат своего труда;
Совершенствовать навыки работы в коллективе,
1.
2.
3.
практической деятельности,
4.
развить их коммуникативные способности
Формировать положительную самооценку подростка в конкретной
Дать учащимся опыт публичных выступлений, умение вести диалог,
Ожидаемые результаты
Предметные результаты включают:
Знания проектирования:
знать требования к проекту;
знать виды проектов;
структуру проекта;
формы продуктов проектной деятельности;
виды презентаций.
Умения и навыки проектирования:
способность видеть проблемное поле, выделять подпроблемы и
формировать ведущую проблему;
способность ставить задачи, вытекающие из проблемы;
уметь планировать работу над проектом;
уметь находить нужную информацию, вычленять и усваивать
необходимые знания из информационного поля; уметь выбирать адекватную технологию изготовления продукта
проектирования;
уметь анализировать успешность и результативность решения проблемы
проекта.
Метапредметные результаты отражают:
развитие критического мышления, способности аргументировать свою
точку зрения;
формирование организационных, исследовательских, коммуникативных
и информационных умений;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
выбор средств реализации поставленных задач и их применение на
практике;
самостоятельная оценка достигнутых результатов.
Личностные результаты подразумевают:
интерес к новым способам организации практической деятельности;
установка на четкую организацию и планирование любой практической
деятельности;
положительное отношение к проектной деятельности как одному из
способов организации работы по решению конкретной проблемы
(задачи);
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с
помощью одноклассников, педагога, родителей;
понимание причин успеха/неуспеха в решении поставленной проблемы
(задачи);
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе
оценочных критериев проекта; способность к самоанализу и самоконтролю результатов проектной
деятельности.
Первый этап:
Этапы реализации программы
Ознакомительный. Педагог формирует проблему и показывает пути ее
решения. На этом уровне ведущая роль принадлежит педагогу. Педагог
формирует проблему и показывает пути ее решения. Обучающимся
предлагается учебная информация в виде проблемы, которую формулирует
сам педагог и демонстрирует учащимся пути ее решения, ход рассуждений,
решение проблемы.
Обучающемуся лишь остается проследить за ходом рассуждений
педагога и принять к сведению результаты решения. В педагогической
литературе этот путь называют информационнорепрордуктивным. Данный
путь решения проблемной ситуации имеет большое значение для
обучающихся, т.к. он учит обучающихся решать проблему, показывает этапы
работы над решением проблемной ситуации, закладывает умения делать
выводы, принимать решения.
Второй этап:
Аналогический. Заключается в том, что педагог формулирует проблему,
излагает ее суть, обучающимся предлагается самостоятельно решить другие
проблемные ситуации по аналогии с той, которую решал педагог. Иногда
проблема, которую предлагает педагог для самостоятельного решения
обучающимся, предполагает применение не только аналогичных знаний, но
своего, творческого подхода к решению поставленной проблемной ситуации.
Третий этап:
Самостоятельный. На третьем этапе педагог формулирует проблему,
определяет те учебные знания, которые необходимы для ее решения, пути
выхода из нее. Обучающийся должен самостоятельно решить проблему, привлекая для этого знание закономерностей процессов и явлений, знание
учебного материала, ранее им усвоенного, подбирая возможные варианты
решения проблемной ситуации.
Четвертый этап:
Исследовательский и поисковый.
На этом этапе обучающимся
предстоит решать проблемные ситуации, которые им незнакомы.
Обучающиеся сами определяют проблему в изучаемом учебном материале,
сами ее формулируют, исходя из задач занятия, сами решают проблему.
Именно четвертый этап дает возможность проявить творческие способности,
исследовательские умения и навыки организационной самостоятельности. Формы контроля
по разделу в
целом
Обобщающее
занятие по
разделу
Основные разделы программы
Учебный план
№
п/п
Названия разделов и тем
В том числе
Всего
часов
Теория Практика
Учебнотворческие
занятия
1
1.1. Вводное занятие
36
1
10
1
26
Развитие умений видеть
проблемы
Развитие умений выдвигать
гипотезы
Развитие умений задавать
вопросы
Развитие умений давать
определения понятиям
Развитие умений
классифицировать
Развитие умений наблюдать
Развитие умений и навыков
экспериментирования
Развитие умений
высказывать
суждения и делать
умозаключения
Развитие умений создавать
тексты
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10
4
4
4
4
3
2
4
4
4
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
2
2
3
3
3 Обобщающее занятие по
разделу
«Учебнотворческие
занятия»
«Анатомия» учебного
проекта
Основные требования к
проекту.
«Пять П» проекта
Структурные элементы
проекта
1.11
2
2.1
2.2.
2.3. Классификации проектов
Формы продуктов проектной
деятельности
2.4.
2.5. Виды презентаций
2.6.
2.7.
3
Система оценки проектных
работ
Обобщающее занятие по
разделу
«Анатомия» учебного
проекта»
Работа над проектом (по
выбору: творческий,
ролевой,
информационный,
исследовательский)
3.1. Минипроекты
3.2. Краткосрочные проекты
3.3. Среднесрочные проекты
3.4. Итоговое занятие
Специальная дисциплина
(по
конкретным темам
проекта)
ИТОГО:
4
Обобщающее
занятие по
разделу
Презентация
проекта
2
8
1
2
1
1
1
1
1
82
8
16
56
2
18
144
1
4
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
12
2
4
8
4
30
1
4
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
70
6
12
48
2
14
114
1.
«Учебнотворческие занятия». В ходе освоения этого раздела
обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и
навыками исследовательского поиска, а именно: видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных выступлений;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
«Анатомия учебного проекта». В процессе изучения этого раздела
2.
обучающиеся должны получить четкие представления о требованиях к
проекту, классификации проектов, структурных элементах проекта и об
этапах выполнения проекта (пять «П» проекта), формах продуктов проектной
деятельности, видах презентаций проектов, системе оценки проектных работ.
«Работа над проектом». Этот раздел выступает в качестве ведущего.
3.
Основное содержание раздела – выполнение обучающимися различных
проектов (по выбору: практикоориентированный, исследовательский,
информационный, творческий, ролевой). Занятия выстроены так, что степень
самостоятельности ребенка в процессе работы постепенно возрастает.
Учебный материал трех вышеперечисленных разделов («Учебно
творческие занятия», «Анатомия учебного проекта», «Работа над проектом»
организован по принципу «концентрических кругов». Занятия по каждому
разделу представляют самостоятельные звенья общей цепи.
Однако, познакомившись с основными темами программы в начале
учебного года, мы возвращаемся к ним в середине и в конце учебного года.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий, они будут усложняться от года к году.
4.
Раздел «Специальная дисциплина» вводится в обучение по мере
необходимости. Этот раздел (или несколько разделов) предусматривает
освоение обучающимися специальных предметных знаний, умений и навыков,
необходимых для реализации конкретного проекта. Учебнотематическое
планирование этого раздела разрабатывается в соответствии с тематикой
планируемых проектов, отражается и закрепляется документально в рабочей
программе текущего учебного года. Содержание программы
Раздел I: Учебнотворческие занятия
Тема: «Вводное занятие»
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кружке.
План работы на текущий учебный год. накомство с деятельностью объединения. Чем
мы будем заниматься? Что такое «проект»?
Тема: «
Развитие умений видеть
проблемы».
Теория: Проблема. Задача. Трудность.
Практика: Выполнение заданий и упражнений на развитие умений видеть проблемы.
Тема: «Развитие умений выдвигать гипотезы».
Теория: Гипотеза. Как рождаются гипотезы Требование к гипотезе.
«Изобретение» гипотезы. Логическое размышление. Интуитивное мышление.
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и
чем она отличается от гипотезы?
Практика: Выполнение заданий и упражнений на развитие умений выдвигать
Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое
гипотезы.
суждение? Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения –
практическая работа.
Тема: «Развитие умений задавать вопросы»
Теория: Вопрос. Виды вопросов. Какими бывают вопросы? Какие слова
используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы?
Практика: Выполнение заданий и упражнений на развитие умений задавать
вопросы.
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление
логической структуры текста. Практические занятия типа «Что сначала, что
потом?»
Тема: «
Развитие умений давать
определения понятиям»
Теория: Понятие. Определение.
особенностями их формулирования.
Термин. Знакомство с понятиями и
Практика: Выполнение заданий и упражнений на развитие умений давать
определения понятиям. Загадки как определения понятий.
Практические
задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
Тема: «Развитие умений классифицировать»
Теория: Классификация. Правила классификации. Что такое «классификация»
и что значит «классифицировать»?
Практика:
Выполнение заданий и упражнений для развития умений
классифицировать. Практические задания на классифицирование предметов по
разным основаниям. Неправильная классификация – поиск ошибок.
Тема: «Развитие умений наблюдать»
Теория: Внимание
Наблюдение.
Наблюдательность самый главный способ получения научной информации.
Мышление.
(зрительное,
слуховое).
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ
и недостатков наблюдения (показать наиболее
распространенные зрительные иллюзии).
Практика: Выполнение заданий и
упражнений на развитие внимания и
наблюдательности.
тренировку
наблюдательности. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода,
Выполнить задание на
проверку
и
свет, бумага и др.). Тема: «Развитие умений и
навыков
экспериментирования»
Теория: Эксперимент. Проба. Опыт. Идея. Проверка. Сравнение.
Практика: Выполнение заданий и упражнений для развития умений и навыков
экспериментирования. Что такое мысленный эксперимент? Практические задания
по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее
известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по
экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.)
Тема: «Развитие умений
высказывать суждения и
делать умозаключения»
Теория: Вывод. Заключение. Умозаключение. Индуктивные умозаключения.
Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.
Практика: Выполнение заданий и упражнений на развитие умений высказывать
суждения и делать умозаключения.Знакомство с умозаключением. Что такое
вывод? Как правильно делать умозаключения – практические задания.
Тема: «Развитие умений создавать тексты»
Теория: Текст. Этапы работы с текстом. Суть. Идея. Основная мысль.
Практика: Выполнение заданий и упражнений на развитие умений создавать
тексты.
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются
научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п. С чего лучше
начинать читать научные книги? Практическая
работа по структурированию текстов.
Тема: «
Обобщающее занятие по
разделу «Учебно творческие занятия»»
Теория: Повторение терминов, понятий, определений.
Практика: Выполнение упражнений и заданий по основным темам раздела.
Раздел II: «Анатомия» учебного проекта» проекту. «Пять П» проекта
Основные требования к
Тема: «
»
Теория: Требования к проекту. «Пять П» проекта: проблема, проектирование
(планирование), поиск информации, продукт, презентация.
Практика: Знакомство с документацией проектов. Знакомство с проектной
деятельностью. Что такое проект Практические задания – тренировка
определения этапов «Пять П» проекта в ходе работы над проектом.
Структурные элементы проекта
Тема: «
»
Теория: Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Подготовка продукта
изготовление и
(сбор информации,
оформление продукта). Презентация продукта (выбор формы презентации,
структурирование информации,
подготовка презентации, презентация, самооценка и самоанализ).
Практика: Знакомство со структурными элементами проекта. Практические
задания «Что мы сейчас делаем?» – тренировка определения структурных
элементов проекта в ходе работы над проектом. Знакомство с документацией
проектов.
Классификации проектов
Тема: «
»
Теория: Классификация по доминирующей деятельности. Классификация по
продолжительности. Персональные и групповые проекты.
Практика: Знакомство с различными классификациями проектов. Какие
бывают проекты?
Классификация по доминирующей деятельности. Классификация по
продолжительности. Персональные и групповые проекты. Практические задания
«Какой это проект?» тренировка определения вида проекта в ходе работы над
проектом. Знакомство с документацией проектов. проектной деятельности
Формы продуктов
Тема: «
»
Теория: Что называют «продуктом» проектной деятельности? Что может быть
продуктом проектной деятельности? Знакомство с формами продуктов
проектной деятельности: выставка, газета, журнал, сценарий и т. д.
Практика: Практическое задание «Есть идея!» определение формы продукта
проектной
деятельности в ходе работы над проектом. Выставка и обсуждение продуктов
проектной деятельности
Виды презентаций
Тема: «
»
Теория: Что такое «презентация»? Для чего нужна презентация? Знакомство с
видами презентаций: деловая игра, реклама, игра с залом и т.д.
Практика: Практическое задание «Как представить свою работу» определение
вида презентации в ходе работы над проектом. Обсуждение презентаций.
Система оценки проектных работ
Тема: «
»
Теория: Как правильно и успешно выполнить, оформить и представить проект?
Знакомство с требованиями к оформлению проектной документации. Оценка
продукта проектной деятельности. Оценка презентации.
Практика: Практическое задание «Как вам это Нравится?» самоанализ
выполненной работы В ходе предварительной защиты проекта. Оценка и
самооценка проектных работ.
разделу «Анатомияучебного проекта»
Обобщающее занятие по
Тема: «
»
Теория: Повторение основных понятий, терминов, определений.
Практика: Повторение основных составляющих проекта: «Пять П», порядок
действий при работе над проектом классификация проектов, формы продуктов,
виды презентаций. Чему мы научились? Анализ проектных работ. Раздел III: Работа над проектом
Выполнение минипроектов (1 – 8 час.), краткосрочных проектов (9 – 16
час), среднесрочных (17 – 48 час.). Выполнение проекта по виду деятельности
определяется самостоятельно (информационный,
практикоориентированный, творческий, ролевой).
исследовательский,
Практикоориентированные проекты.
Самостоятельное выполнение проекта.
Обсуждение темы.
практической
Самостоятельное выявление
направленности. Формулировка задачи. Анализ предстоящей деятельности.
технической
проблемы
Разработка различных вариантов решения проблемы. Разработка оптимального
варианта. Составление плана. Поиск, анализ и структурирование информации.
Изготовление и оформление продукта.
Самооценка. Анализ качества выполненной работы.
Представление результатов.
Информационные проекты.
Самостоятельное выполнение проекта.
Обсуждение темы.
Самостоятельное выявление
технической проблемы информационной
направленности. Формулировка задачи. Анализ предстоящей деятельности.
Разработка различных вариантов решения проблемы. Разработка оптимального
варианта. Составление плана. Поиск, анализ и структурирование информации.
Изготовление и оформление продукта.
Самооценка. Анализ качества выполненной работы.
Представление результатов.
Исследовательские проекты.
Самостоятельное выполнение проекта.
Обсуждение темы. Самостоятельное выявление технической проблемы исследовательского
характера. Формулировка задачи. Анализ предстоящей деятельности.
Разработка различных вариантов решения проблемы. Разработка оптимального
варианта. Составление плана. Поиск, анализ и структурирование информации.
Изготовление и оформление продукта.
Проведение исследования.
Представление результатов. Самооценка. Анализ качества выполненной
работы.
Творческие проекты.
Самостоятельное выполнение проекта.
Обсуждение темы.
Самостоятельное выявление технической проблемы. Формулировка задачи.
Разработка различных вариантов творческого решения проблемы. Разработка
оптимального варианта. Анализ предстоящей деятельности. Составление
плана. Поиск, анализ и структурирование информации. Изготовление и
оформление продукта. Представление результатов. Самооценка. Анализ
качества выполненной работы.
Ролевые проекты.
Самостоятельное выполнение проекта.
Обсуждение темы.
Самостоятельное выявление технической проблемы. Формулировка задачи.
Разработка различных вариантов творческого решения проблемы посредством
ролевого проекта. Разработка оптимального варианта. Анализ предстоящей
деятельности. Составление плана. Поиск, анализ и структурирование
Выполнение проекта.
информации,
поиск художественной линии.
Представление результатов. Самооценка. Анализ качества выполненной
работы.
Итоговое (ежегодное) занятие по программе. Защита проектов. Обсуждение. Самоанализ: актуальность темы,
оригинальность решения, качество изготовления продукта, убедительность
выступления, презентация. Причины успехов (или неуспехов).
Раздел IV «Специальная дисциплина (по темам проектов)»
Этот раздел предусматривает освоение обучающимися специальных
предметных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации
конкретного проекта. Учебнотематическое планирование этого раздела
разрабатывается на каждый год обучения в соответствии с тематикой
планируемых проектов, отражается и закрепляется документально в рабочей
программе текущего учебного года. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОМУ И
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Специальное сопровождение (оборудование):
- демонстрационные
измерительные
инструменты
и
приспособления (чертежные и измерительные линейки, циркули,
транспортиры, набор угольников);
- доска, набор приспособлений для крепления таблиц, наглядных
пособий;
- компьютер;
- доступ к Интернету.
Дидактическое обеспечение:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2010. – 192 с. - Сергеев И.С.
Что должен знать педагог о современных
образовательных технологиях / авт. – сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова,
О.Г. Тринитатская, А.В. Тищенко. – М.: АРКТИ, 2010, 56 с.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Рекомендации по реализации программы:
Программа реализуется в четыре этапа.
1 этап: Знакомство с видами проектов, структурой проекта («Пять П»).
Выполнение минипроектов. Педагог формирует проблему и показывает пути
ее решения. На этом этапе важно показать детям этапы работы над решением
проблемы, заложить умения делать выводы, принимать решения.
2 этап: Выполнение краткосрочных проектов (9 – 16 час.), минипроектов
(1 – 8 час.). Педагог формулирует проблему, излагает ее суть, обучающимся
предлагается самостоятельно решить другие проблемы по аналогии с той,
которую решал педагог. На этом этапе важно закрепить понятия о
структурных элементах проекта.
3 этап: Совершенствование выполнения проектных работ. Строгое
соблюдение «Пять П» проекта. Педагог формулирует проблему, определяет те
учебные знания, которые необходимы для ее решения, пути выхода из нее. Обучающиеся самостоятельно решают проблему. Выполнение среднесрочных
(17 – 48 час.). На этом этапе следует обратить внимание на способность детей
генерировать идеи.
4 этап: Самостоятельное выполнение проектов. Педагог предлагает тему.
Обучающиеся сами определяют проблему, сами ее формулируют, сами
решают. Выполнение и долгосрочных (49 64 час. проектов). На этом этапе
проявляются творческие способности, исследовательские умения и навыки
организационной самостоятельности детей.
Рекомендации по проведению практических работ:
Раздел «Учебнотворческие занятия» изучается самостоятельно, носит
тренинговый характер. Все упражнения и задания берутся из методического
пособия Савенкова А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Федоров», 2010. – 192 с.
Упражнения выполняются в порядке,
определенном учебно
тематическим планом программы. Приветствуется моделирование собственных
упражнений и заданий на основе предложенных автором. Основная задача –
активизация мыслительной деятельности детей. Основное содержание –
обучение навыкам исследовательского поиска.
Раздел «Анатомия учебного проекта». Практическая часть раздела отрабатывается в процессе работы над проектами. В содержание практической
части этого раздела может быть включена работа над проектами, но при
реализации проекта следует делать акценты на структурных элементах
проекта.
Раздел «Специальная дисциплина». Содержание раздела определяется
педагогом самостоятельно в соответствии с тематикой проектов. Планируется
получение специальных знаний, отработка умений и практических навыков,
необходимых для реализации конкретного проекта.
Раздел «Работа над проектами». Реализуется самостоятельно. В ходе
работы над проектами нужно следить за строгим соблюдением «пяти «П»
проекта: проблема, планирование, поиск информации, продукт деятельности,
презентация. Ниже приведены примерные циклограммы выполнения мини
проектов, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных проектов.
Циклограммы примерные, следовательно, сроки реализации проекта в целом и
продолжительность этапов работы над проектом могут варьироваться в
зависимости от вида проекта, сложности поставленной проблемы и других
структурных элементов проекта.
Литература:
Для педагога:
1.
Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся
в России. История и современность. М Просвещение, 1997.
2.
Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность
школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
3.
Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности
старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 1999.
4.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. /
М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с. 5.
Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников.
/Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
6.
Научно–исследовательская деятельность школьников. Сборник
статей и материалов. – Пенза, 2001.
7.
Глаголев М.В., Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки
результатов исследований учащихся на конференциях. // Исследовательская
работа школьников. – 2003. – № 4.
8.
Иванов Г. Готовим юных исследователей. //Народное образование.
– 1999.–№6.– Стр. 69–71.
9.
Леонтович А.В.
Учебноисследовательская деятельность
школьников как модель педагогической технологии. //Народное образование. –
1999. – № 10.
10. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития
исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская
работа школьников.– 2003.– № 4.
11. Леонтович А.В. "Рекомендации по написанию исследовательской
работы и другие статьи". //Завуч.– 2001. – № 1. – Стр. 93–118.
12. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.
Методический сборник. – М., //Народное образование. – 2001.
13. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская
деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. –
2003. – № 4.
14. Соловей Л. Первые шаги в науку. //Учитель. – 2000. – № З. – Стр.
12.
15. Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научноисследовательской
работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. –
2003. – № 4.
16.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль:
«Академия развития», 1996. – 238с.
17.
Ресурсы Интернет www.researcher.ru
Для обучающегося:
1.
Байбородова Л.Н. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
2.
Технология. 5 – 11 классы. Проектная деятельность на уроках /
авт.сост. Н.А. Пономарева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 107 с. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ «ПРОЕКТНЫХ ТЕРМИНОВ»
5.
АКТУАЛЬНОСТЬ – показатель исследовательского этапа работы.
Определяется
необходимостью дополнения
теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью
несколькими факторами:
новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит,
объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
6.
ВОПРОСЫ проекта – вопросы, на которые предстоит ответить
участника проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему
проекта.
7.
8.
ВЫХОД проекта – см. продукт проектной деятельности.
ГИПОТЕЗА – обязательный элемент в структуре исследовательского
проекта; предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о
существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя
считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде
определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.
Например: «Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных».
9.
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ – совместная учебнопознавательная,
исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихсяпартнеров,
имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения
проблемы, направленная на достижение совместного результата.
10. ДИЗАЙН (ДИЗАЙНСПЕЦИФИКАЦИЯ) – важнейшая разновидность
проектирования, целостный процесс изготовления от идеи до реализации,
нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в
себе красоту и функциональность.
11. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ – проект продолжительностью от
одной четверти и более (до нескольких лет).
12. ЖАНР проекта – то же, что и форма продукта проектной деятельности.
13.
ЗАДАЧИ проекта – это выбор путей и средств для достижения цели.
Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
14.
ЗАКАЗЧИК проекта – лицо или группа лиц (внутри или вне
учреждения), испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной
проблемой, разрешить которую, призван данный проект.
15.
ЗАЩИТА проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма
презентации проекта, включающая вопросответный и дискуссионный этапы.
Используется, как правило, для
исследовательских проектов.
12. ИГРОВОЙ ПРОЕКТ – см. ролевой проект.
13. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – проект, выполняемый одним
учащимся под руководством педагога.
14. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ – проект, в структуре которого
поставлен акцент на презентации (подробнее см. «Классификация проектов по
доминирующей деятельности»).
15. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ – проект, главной целью
выдвижение и проверка гипотезы (подробнее см.
которого является
«Классификация проектов по доминирующей деятельности»).
16. КОНСУЛЬТАНТ – педагог или специалист, выполняющий роль
эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к
участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в
в случае межпредметного,
ряде случаев недостаточна (например,
телекоммуникационного или международного проекта).
17. КООРДИНАЦИЯ проекта – способ управления работой проектной
группой учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае
руководитель не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает как
один из участников, наравне с остальными. 18. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ – проект продолжительностью от 1
до 6 занятий.
19. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – основные способы проведения
исследования.
20. МОНОПРОЕКТ – проект, проводящийся в рамках одного учебного
предмета. (в отличие от межпредметного проекта).
21. ОЗНАКОМИТЕЛЬНООРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПРОЕКТ – см.
информационный проект.
22. ОППОНЕНТ – на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью
серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочеты.
23. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – см. индивидуальный проект.
24. ПОРТФОЛИО (ПАПКА)
проекта – подборка всех рабочих
материалов проекта.
25. ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ – проект, основной
целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения
какойлибо социальной проблемы прикладного характера гипотезы (подробнее см.
«Классификация проектов по доминирующей деятельности»).
26. ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта – публичное предъявление результатов
проекта.
27. ПРОБЛЕМА – социально значимое противоречие, разрешение
которого является прагматической целью проекта. Проблемой может быть,
например, противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения,
недостаток информации о чем либо, или противоречивый характер этой
информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
28. ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – разработанное
участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной
проблемы.
29. ПРОЕКТ – имеет два значения: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей
практической осуществимости. 2) Метод обучения, основанный на постановке
социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от
проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному
содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также
может являться межпредметным.
30. ПРОЕКТИРОВАНИЕ – имеет два значения: 1) Процесс разработки
проекта (в значении 1) и его фиксации в какойлибо внешне выраженной форме.
Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта;
разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и
моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка
проекта и технологии; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания
образования, в отличие от проекта, как метода обучения. (Сравнение: обучать
проектированию – обучать с использованием метода проектов). Как правило,
«проектирование» является разделом образовательной области «Технология».
31. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма учебной деятельности,
структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
32. ПРОЕКТНЫЕ СИТУАЦИИ (для педагога) – различные социальные
проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.
33. РЕЗУЛЬТАТЫ проекта: 1)выход проекта; 2) портфолио проекта; 3)
педагогический результат, выраженный в развитии личностной и интеллектуальной
сфер ученика, формировании у него определенных ОУУН и др.
34. РЕЦЕНЗЕНТ – на защите проекта учащийся или педагог (специалист),
представивший рецензию на подготовленный проект. РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ –
проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила
взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты
остаются открытыми до самого конца.
35. РУКОВОДИТЕЛЬ
непосредственно
координирующий проектную деятельность группы, индивидуального исполнителя.
педагог,
проекта
– 36. СКРЫТАЯ КООРДИНАЦИЯ – см. координация проекта.
37. СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ – проект продолжительностью от
одной недели до одного месяца.
38. СТРУКТУРА проекта – последовательность этапов учебного проекта.
Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы,
планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации,
изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ
проведенного проекта. Можно включать и другие (необязательные) этапы.
39. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – проект, центром которого является
творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы
(подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности»).
(учебный)
40. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ
ПРОЕКТ
–
групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
41. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – проект, осуществляемый учащимися под
руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и
педагогическую цель.
42. ЦЕЛЕВОЙ АКТ (ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА) – одно из названий
педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной
литературе в 1910 – 1920е гг.
43. ЦЕЛЬ проекта – модель желаемого конечного результата.
44. ЭТАПЫ проекта – основные периоды работы проектной группы. Примерная циклограмма минипроекта продолжительностью 1 час
Постанов
Выдвиж
Планирова
проблем
ка
ы
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
ы
0– 10 минут
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
мини
проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
Презента
ция
ка
презента
ции
Самооце
нка и
самоанал
из
ции
11 – 15 минут
25 – 35
минуты
36 – 40
минуты
Примерная циклограмма минипроекта продолжительностью 2 часа
Этапы
деятельн
ости
Постанов
ка
проблем
ы
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
ы
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
Презента
ция
ка
презента
ции
Самооце
нка и
самоанал
из
Циклогра
мма
мини
проекта
0 – 20 минуты
21 – 30 минуты
31 – 70 (1 час)
71 – 75
минуты
76– 80
минуты Примерная циклограмма минипроекта продолжительностью 4 часа
Этапы
деятельн
ости
Постанов
Выдвиж
Планирова
проблем
ка
ы
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
ы
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
Презента
ция
ка
презента
ции
Самооце
нка и
самоанал
из
40 мин. (1 час)
40 мин. (1 час)
60мин.
20 мин.
Примерная циклограмма минипроекта продолжительностью 6 часов
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
презента
ка
ции
Презента
ция
Самооце
нка и
самоанал
из
ы
40 мин. (1 час)
80 мин. (2 часа)
80 мин. (2 часа)
40 мин.(1 час)
Постанов
проблем
ка
ы
Циклогра
мма
краткоср
очного
проекта
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
краткоср
очного проекта Постанов
проблем
ка
ы
Примерная циклограмма минипроекта продолжительностью 8 часов
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
презента
ка
ции
Презента
ция
Самооце
нка и
самоанал
из
ы
80 мин. (2 часа)
80 мин. (2 часа)
120 мин. (3 часа)
40 мин. (1час)
Примерная циклограмма краткосрочного проекта продолжительностью 12 часов
Постанов
проблем
ка
ы
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов Презента
ция
ка
презента
ции
Самооце
нка и
самоанал
из
ы
80 мин. (2 часа)
80 мин. (2 часа)
240 мин. (6 часов)
80 мин. (2 часа)
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
краткоср
очного
проекта
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
краткоср
очного
проекта Примерная циклограмма краткосрочного проекта продолжительностью 16 часов (1 месяц)
Постанов
проблем
ка
ы
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
ка
презента
ции
Презента
ция
Самооце
нка и
самоанал
из
ы
120 мин. (3 часа)
160 мин. (4 часа)
240 мин. (6 часов)
120 мин. (3 часа)
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
краткоср
очного
проекта Примерная циклограмма среднесрочного проекта продолжительностью 24 часа часов (1,5 мес.)
Постанов
проблем
ка
ы
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
ы
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
презента
ка
ции
Презента
ция
Самооце
нка и
самоанал
из
160 мин. (4 часа)
240 мин. (6 часов)
400 мин. (10 часов)
160 мин. (4 часа)
Примерная циклограмма среднесрочного проекта продолжительностью 32 часа часов (2 месяца)
Постанов
проблем
ка
ы
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
презента
ка
ции
Презента
ция
Самооце
нка и
самоанал
из
ы
240 мин. (6 часов)
320 мин. (8 часов)
480 мин. (12 часов)
240 мин. (6 часов)
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
краткоср
очного
проекта
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
краткоср
очного
проекта Примерная циклограмма среднесрочного проекта продолжительностью 48 часов (3 месяца)
Постанов
проблем
ка
ы
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
ы
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
презента
ка
ции
Презента
ция
Самооце
нка и
самоанал
из
240 мин. (6 часов)
320 мин. (8 часов)
1120 мин. (28 часов)
240 мин. (6 часов)
Примерная циклограмма долгосрочного проекта продолжительностью 64 часов (4 месяца)
Постанов
проблем
ка
ы
Выдвиж
ение
гипотез,
путей
решения
проблем
Планирова
ние
деятельно
сти по
реализаци
и проекта
Сбор
информа
ции
Подготовка продукта
Структур
Изготовл
ирование
информа
продукта
ение
ции
Оформле
ние
продукта
Выбор
формы
презента
ции
Подготов
ка
презента
ции
Презента
ция
Самооце
нка и
самоанал
из
ы
320 мин. (8 часов)
480 мин. (12 часов)
1440 мин. (36часов)
320 мин. (8 часов)
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
краткоср
очного
проекта
Этапы
деятельн
ости
Циклогра
мма
краткоср
очного
проекта
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Проектная деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.