Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»
Оценка 4.8

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
28.10.2018
Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»
Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений. Музей школы действует в сфере дополнительного образования. За это время собраны материалы различной тематики и направленности. На базе музея постоянно проводится краеведческая работа- собирался материал о жителях поселка и создавались работы к конкурсам "Человек в истории 20 века". Было написано 16 работ - есть призовые места. Программа рассчитана на три года.Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»
музей воспитывает.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казацкостепская основная общеобразовательная школа» Губкинского района  Белгородской области «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании ММО учителей  истории и  обществознания Руководитель ММО: _______________/______________ Протокол № ___                              от    Директор МБОУ  «Казацкостепская  основная  общеобразовательная  школа» ________________ С.Л.Петров. «____»___________2013 г. «____»____________2013г. Директор МБОУ  «Казацкостепская  основная  общеобразовательная  школа» ________________ С.Л.Петров. Приказ № _______                    от   «____»____________2013г. Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»  Срок реализации программы: 3 года Возраст обучающихся по программе детей : 10­16 лет Составитель: Калько   Наталия  Алексеевна,  учитель истории и обществознания Казацкая степь, 2014 Пояснительная записка     Школьный музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей  ребёнок   приобщается к духовным ценностям всех поколений.             Музей     школы   действует   в   сфере   дополнительного   образования,   работает   с ___________   года.   За     это   время   собраны   материалы   различной   тематики   и направленности. На базе музея  краеведческая работа.     В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской   Федерации»   разработана   дополнительная   образовательная   программа кружка «Музей воспитывает юных. Экскурсовод   школьной   музейной   экспозиции» патриотической   направленности.   В   программе   отражены   основные   цели   и   задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.  Данная   программа   ориентирована   на   учащихся   5­   9   классов   (12­15   лет).   Сроки реализации программы 2014 – 2016 годы.  Цель   программы:   Целью   Программы   является   формирование   личности гражданина   и   патриота   России,   с   присущими   ему   ценностями,   взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.  Задачи программы: 1. Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных  ценностей; 2. формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе  исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие  чувства гордости за свою страну; 3. воспитание личности гражданина ­ патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; 4. Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению  донести до других свои знания; 5. Формирование навыков работы в музее; 6. Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда; 7. Воспитание творческого подхода к решению любых задач; 8. Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности. Механизм реализации программы:  Ежегодно   составляется   план   мероприятий   по   реализации   программы.   Музей является связующим звеном в системе воспитательной работы.   Изучение  символики  России,  Белгородской области,  Губкинского района.   проведение   поисковой   работы   по   сбору   материалов   о   ветеранах   Великой Отечественной войны, выпускниках школы; встречи  с ветеранами войны и труда;   информационное обеспечение  мероприятий;   совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы                                                                Основные направления работы 1. усвоение теоретических знаний; 2. формирование практических навыков. Формы  и  методы работы. 1. словесные, наглядные, практические  2. проектно­исследовательская деятельность    3. активные   методы   обучения:   поисковая   деятельность,   публичные   выступления,  использование Интернет В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, педагог намечает объекты  исследования,  виды  и  методы работы,  что позволяет  учащимся сочетать  и использовать самые разнообразные формы и средства. В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть:  лекционной   (обзорные беседы, доклады педагога и  участников  кружка ДО);   семинарской  (обучение навыкам по сбору историко­краеведческого материала;   научно­исследовательской   (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов);   оформительской       (изготовление   отчётов,   иллюстрированных     фотографиями, создание презентаций);   организаторско  ­  массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).        Итоги работы  (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:  ­  проведение экскурсий в школьном музее,  ­  встречи с интересными людьми,  ­  выступления членов кружка на занятиях, ­  обсуждение работы кружка, ­  реализация социальных проектов.              Программа кружка   составлена для учащихся школы на 3   года обучения  (102 часов). Занятия проводятся 1 раз   в неделю – по 1  часу.  Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает   вновь прибывшим на занятия кружка   детям   легче   включиться   в   музейную   деятельность.   Так   как   программа включает   в   себя   различные   обучающие   блоки,   способствующие   расширению   и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности. Обучающийся должен знать: 1. Функции музея в целом, в том числе  школьного музея; 2. фондовую работу музея; 3. направления деятельности музея; 4. основы выставочной,  экскурсионной, оформительской деятельности музея; 5. методику проектно­исследовательской  деятельности и  оформление работ; 6. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее Уметь: 1. Вести поиск музейных  материалов 2. Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет; 3. оформить тематическую выставку и разработать экскурсию; 4. провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные; 5. вести интервьюирование; 6. работать с источниками исследований; 7. Писать и оформлять исследовательские  работы; 8. Составлять  и оформлять социально­значимые  проекты; 9. Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой   Ожидаемые результаты программы 1. Расширение знаний о родном крае. 2. Развитие познавательной деятельности. 3. Привитие любви к своей  Родине. 4.  Освоение навыков музейного дела. 5.  Сохранение культурного наследия для будущих поколений Учебно­тематический план I год обучения № п/п Тема Количество часов Всего     в  том числе теория практика Вводное   занятие.  Инструктаж   по   ТБ.   Что такое музей.  Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы Где и как собирать материалы для музея. Работа с историческими источниками. Изучение архивных документов  Реставрация экспонатов в условиях школьного музея Как оформить выставку, музейную экспозицию Как подготовить доклад, экскурсию Методы проведения экскурсий Краеведение Историческое прошлое нашего края. Методика   проведения   социологического опроса Секреты хорошего интервью Правила   записи  воспоминаний.  Краеведческий дневник Научно­исследовательская школьного   музея.   деятельность  Подготовка   научно­ 1 1 1 4 2 2 2 2 2 4 2 1 3 7 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 6 ­ ­ 1 2 1 1 ­ 2 1 2 1 1 1 1 исследовательских   работ   для   участия   в конференции, районном конкурсе   творческих работ по  краеведению Участие в историко­краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня 16. Итого ­ 21 34 13                                                                        Содержание курса программы 1­ый год обучения 1. Вводное  занятие. Знакомство  с  понятием «музей». Знакомство  с  программой  работы. Инструктаж  по технике безопасности. 2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно­исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью,   ветеранами,   проживающими   в   микрорайоне   школы,   ветеранами педагогического труда, родителями.  Где и как собирать материалы для музея.   Работа   в   библиотеке,   государственном   музее,   архиве.   Встречи   с   участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города. Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. Проведение   встреч,   запись   воспоминаний   и   рассказов.   Точность   и   достоверность записей.   Правила   фиксирования   воспоминаний,   рассказов.   Требования   к   ведению краеведческого дневника Изучение архивных документов. Обращение   с   найденными   документами   предметами.   Необходимость   их   полной сохранности. Как оформить выставку, музейную экспозицию.  Содержание   экспозиции   школьного   музея.   Этапы   создания   музейной   экспозиции: изучение   и   отбор   материалов,   изготовление   текстов,   аннотаций,   элементов оформления.   Оформление   постоянных   и   временных   выставок,   сменных   стендов, передвижных выставок Как подготовить доклад, экскурсию Выбор   темы   доклада,   экскурсии,   изучение   различных   источников   информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.  Как вести экскурсию Маршрут экскурсии. Использование  различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы   сравнительной   и   мыслительной   реконструкции.   Требования   к   языку экскурсовода. 3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края.  . Славное  прошлое  Красносельского  района. 4. Подготовка научно­исследовательских работ. Участие в историко­краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня  Научно­исследовательская деятельность школьного музея.   II год обучения Тема Количество часов Всего     в  том числе теория практика 1 2 2 2 4 2 3 3 1 2 3 1 1 ­ ­ ­ 1 2 3 1 1 ­ 1 2 2 4 1 1 ­ 1 1 2 Вводное   занятие.  Подведение   итогов   лета. Инструктаж по ТБ Основы музейных знаний. Свидетели истории Где и как собирать материалы для музея. Работа с историческими источниками. Изучение архивных документов  Учет   и   хранение   собранных   документов   и вещей. Использование   разнообразных   форм   и   видов культурно­просветительской в школьном музее. работы     № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Краеведение Историческое прошлое нашего края. Методика   проведения   социологического опроса Секреты хорошего интервью. 10. 11. Правила   записи  воспоминаний.  Краеведческий дневник 12. Создание   презентаций   на   основе   собранного материала 13. Научно­исследовательская школьного   музея. исследовательских работ    деятельность  Подготовка   научно­ 3 6 2 3 4 14. Участие в историко­краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня 15. Итого 34 12 22 Содержание курса программы 1. Вводное занятие. Подведение   итогов   лета.   Знакомство   с   курсом   обучения.   Инструктаж   по   технике безопасности. 2. Основы музейных знаний. Свидетели истории Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники Ваши помощники в поисковой работе Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов. Экскурсии в выше перечисленные организации. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа   с  каталогами,  Подготовка   списка   необходимой  литературы.  Изучение   теста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники. Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний  и рассказов.  Использование  диктофонов,  фото­  и видео­  аппаратуры. Методика проведения социологического опроса.  Учет   и   хранение   собранных   документов   и   вещей.   Книга   учета.   Какие   сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы. Использование разнообразных форм и видов культурно­просветительской работы в школьном музее. Методика   проведения   экскурсии.   Составление   текста   экскурсии.   Организация временных   выставок.   Организация   издательской   деятельности.   Лекция   как   одна   из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея 3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство края. Современное   развитие   Красносельского     района..   Правила   записи   воспоминаний. Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала 4. Научно­исследовательская деятельность школьного музея.   Подготовка научно­исследовательских работ.  Участие в историко­краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня III год обучения Тема Количество часов Всего     в  том числе теория практика Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что  такое реферат   и   что   такое   научно­исследовательская работа.   Как Научно   –   исследовательская   работа. подготовить научно­исследовательскую работу? Как проводить научное исследование Как определить и  уточнить  тему? Как  изучать  литературу? Как  определить  гипотезу? Как  сформулировать цель и задачи исследования? Как  определить  методы исследования? Требования   к   оформлению   научно­исследова­ тельской работы. Составные части работы Требования   к  оформлению   научно­исследователь­ ской работы. Титульный лист 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 1 1 1 1 1 1 1 2 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Требования к оформлению научно­исследователь­ ской работы. Содержание основной части Требования   к   оформлению   научно­исследова­ тельской работы Заключение, список используемой литературы. Требования к оформлению реферата. Составные части работы Требования   к   оформлению   реферата.  Титульный лист. Требования к оформлению реферата.  Содержание основной части Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы. 17. Научно­исследовательская   деятельность   шко­  Подготовка   научно­исследова­ льного   музея. тельских работ 18. Участие   в   историко­краеведческих   конкурсах   и конференциях различного уровня 3 1 1 1 2 1 5 2 2 ­ 1 ­ 1 ­ ­ 1 1 ­ 1 1 1 5 2 19. Итого 34 12 22 Содержание курса программы   3­ий год обучения. 1.Вводное   занятие. Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности. 2. Научно – исследовательская работа.  Как   подготовить   научно­исследовательскую   работу?   Как   проводить   научное исследование? Как определить и  уточнить  тему? Как  изучать  литературу? Как определить   гипотезу? Как   сформулировать цель и задачи исследования? Как определить  методы исследования? 3. Требования к оформлению научно­исследовательской работы.  Составные части работы. Требования к оформлению научно­исследовательской работы.   Титульный   лист.   Содержание   основной   части.   Заключение,   список используемой литературы. 4. Требования к оформлению реферата.  Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы. 5. Научно­исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка   научно­исследовательских   работ   для   участия   в   школьной конференции   НОУ.   Участие   в   историко­краеведческих   конкурсах   и конференциях различного уровня Во время реализации программы будут использованы: 1. Организационная работа:  Обзорные и тематические экскурсии классов – в течение года  Составление и реализация проектов ­ в течение года  Дни воинской славы – в течение года 2. Поисковая, исследовательская работа:  Работа с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни – в течение года  Исследовательская работа по изучению родного края ­  в течение года  Исследовательская  работа с архивами  семей, проживающих в п. Казацкая степь. 3. Работа с фондами  Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года  Обновление и дополнение стендов – в течение года  Создание передвижных выставок – в течение года  Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года  4. Учеба актива музея  экскурсоводы  5. Внешняя деятельность музея  Участие в выполнении заданий  Работа в микрорайоне школы  Участие в  мероприятиях районного масштаба Календарно­тематический план работы кружка  2014 ­2015 учебный год. № 1. 2. Тема I неделя С е н т я б р ь II неделя III неделя IV неделя Вводное занятие.  Инструктаж по ТБ. Что такое музей. Основы музейных знаний. О   чем   будет   рассказывать школьный   музей.   Его основные разделы 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Где и как собирать материалы для музея. Где и как собирать материалы для музея. Работа с историческими  источниками Изучение архивных  документов О к т я б р ь Н о я б р ь Изучение архивных  документов Реставрация экспонатов в  условиях школьного музея Как оформить выставку,  музейную экспозицию Д е к а б р ь 10. Как подготовить доклад,  экскурсию 11. Методы проведения  экскурсий 12. Историческое нашего края 13. Историческое нашего края     прошлое прошлое Я н в а р ь 14. Методика   проведения социологического опроса Ф е в р а л ь 15. Методика   проведения 3 социологического опроса 16. Секреты хорошего интервью 17. Правила записи   М а р т воспоминаний. Краеведческий дневник 18. Правила записи  воспоминаний.  Краеведческий дневник 19. Научно­исследовательская  деятельность школьного  музея. Подготовка научно­ исследовательских работ для  участия в школьной конференции  А п р е л ь 20. Научно­исследовательская  деятельность школьного  музея. Подготовка научно­ исследовательских работ для  участия в школьной  конференции  21. Участие  в  районных   мероприятиях,  посвящённых  Дню  Победы. 22. Участие в историко­ краеведческих конкурсах и  конференциях различного  уровня М а й Методическое обеспечение программы. Тема (раздел) №  п/п Форма занятий Приемы и методы. Дидактически й материал. 1  Вводное  Беседа , Объяснительно Творческие Форма подведени я итогов. Опрос экскурсия. ­ иллюстративны е , демонстра­ ционный. работы учащихся. Экскурсия Объяснительно Материалы Тест , беседа. ­ школьного иллюстративны музея. е . Беседа, Объяснительно Работы      Опрос. практикум ­ учащихся. . иллюстративны Мультимедий е , демонстра­ ные ционный, продукты репродуктивны й, эвристический, практическая работа, самостоятельна я работа. Беседа  Объяснительно Методическо Тест 2 3 4 занятие. Основы   музейных   знаний Работа  с   историческим и   источниками Правила   оформления   выставочных   материалов ­ иллюстративны е . е пособие по экспониро ванию предметов. Музейная карточка. Опрос 5 Музейная  Беседа Объяснительно картотека. ­ иллюстративны е . 6 7 8 Беседа Объяснительно Фото, ­ Краеведение иллюстративны е . мультимедий ный  продукт Секреты   хорошего   интервью Научно –  исследователь ская   деятельность  школьного   музея Беседа, Объяснительно Кинохроника Тест практикум ­ Дневники иллюстративны е . Беседа, Объяснительно Экспонаты Результат практикум ­ музея. ы . иллюстративны конкурса. е , репродуктивны й, эвристический, практическая работа, самостоятельна я работа. Метод контроля. 9 Итоговое  занятие. Беседа, викторина Объяснительно ­ иллюстративны е , практическая работа, самостоятельна я работа. Контроль Методическое обеспечение программы "Музей воспитывает юных" 1.Туманов В. Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2­е, исправл. ­ М.: ЦДЮТиК, 2003. ­ 154 с. В книге обобщен опыт работы школьных музеев в Российской Федерации за последние десятилетия.  Даны методические рекомендации по организации и содержанию деятельности музеев, раскрыты основные  понятия музейного дела. Книга адресована школьным учителям, педагогам дополнительного образования, учащейся молодёжи. .2. Шмит Ф. И. Музейное дело: вопросы экспозиции. ­ Л.: 1929. С. 238­239. 3.. Соловьева Л А. Система научно­исследовательской деятельности учащихся. (Рукопись, принятая в 2002 г.  для публикации в Информационном сборнике Института Наследия «Наследие и современность».) 4. О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Министерства образования России № 28­51­ 181/16 от 12.03.2003./ Российский вестник детско­юношеского туризма и краеведения, № 2(46) 5.Финягина Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы/Музейное дело в  СССР, М., 1975; 6.Музей и современность. Комплектование музейных коллекций: Сб. научн. тр. НИИ культуры. № 114, М.,  1982; 7.Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. Справочник//Российский  этнографический музей/ Под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999; 8.Ольшевская Г.К. Проблемы комплектования материалов по современному периоду отечественной  истории//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX­XXI веков./ Труды ГИМ. Вып. 127. М.,  2001; 9.Фонды ­ основа музейной жизни/ Музейное дело России. М., 2003.

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»

Образовательная программа дополнительного образования «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018