Образовательная программа "Мой край в истории страны"
Оценка 4.9

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история +1
Взрослым
29.01.2017
Образовательная программа "Мой край в истории страны"
Программа кружка "Мой край в истории страны" предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспедиционной работы. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 13 - 17 лет в течение 1 года в объеме 68 часов.
мой край в истории страны.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Яраткуловская средняя общеобразовательная школа «Утверждаю»: Заместитель по ВР:  Рахматуллина М.А. ________________ «_____»  ___________2014 г.  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Название программы: «Мой край в истории страны» Название предмета образовательной деятельности: «История» Для какого возраста рассчитана программа:  13 – 14 лет Наполняемость группы: 15 человек Количество часов: по 1 часу в двух группах Срок реализации: 1 год  Педагог дополнительного образования Кутлузаманова Сария Закиевна ­  учитель истории,  руководитель школьного музея                                            Яраткулова, 2016 – 2017 учебный год 2.1 Пояснительная записка      Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.       Помочь   молодому   поколению   в   решении   этих   проблем   сегодня   может   такой   уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.      Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным музеям,   которые   призваны   комплексно   решать   вопросы   развития,   обучения   и   воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.    Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное  отношение к реликвиям, у них   формируются   патриотизм   и   потребность   сохранить   для   других   поколений   исторические, материальные, художественные и культурные ценности.    Программа «Мой край в истории страны» предполагает организацию деятельности обучающихся от   простого   собирательства   предметов   и   артефактов   к   описанию   конкретных   экспонатов   и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками   основ   научной   музейной   работы.   Программа   предполагает   изучение  методики исследовательской, фондовой, культурно­образовательной и экспозиционной работы.      При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.     В   условиях   партнерского   общения   обучающихся     и   педагогов   открываются   реальные   возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.    Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 13­17 лет в течение 1 года в объеме 68 часов и предназначена для учащихся основной школы.      Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково­исследовательской работы в школьном музее. Разработка   наглядных   пособий,   муляжей,   оформление   экспозиций   и   выставок,   музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных   технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и детей.       Занятия   нацелены   на   формирование   у   школьников   устойчивого   интереса   к   музееведческой деятельности.  Необходимо  организовать  посещение  детьми   самых  разных музеев,  знакомство  с приемами экспонирования, атрибутикой  и художественным оформлением. В     2015   году   все   прогрессивное   человечество   будет   отмечать   70­летие   победы   над фашистской Германией, поэтому основу содержания программы составляет история   Аргаяшского района  в  годы  Великой  Отечественной  войны, в частности деревни Яраткуловского сельского поселения.   Программа   кружка   «Мой   край в истории страны»   направлена     воспитывать чувство гордости   за   своих   земляков,   способствовать     развитию:   духовной   памяти,   чувства   родства, уважения     к     живущим   рядом.  Собирая     сведения   о   своих   земляках,   записывая   биографии односельчан, ребята сохраняют  историю малой родины  для будущего поколения.  Кроме того, краеведческий материал,  как  более  близкий  и  знакомый, усиливает  конкретность   и   наглядность   восприятия    учащимися    исторического процесса   и оказывает  воспитывающее  воздействие. Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно­коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  не только  расширяет знания учащихся  о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он     помогает   овладеть   начальными   навыками   исследовательской   работы   с   использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных  способностей  учащихся  и   реализации  их   устойчивого  интереса  к  исторической науке вообще и краеведению в частности.  Основные направления в деятельности кружка ­ изучение истории родного края, создание Книги Памяти. 2.2 Организационные условия реализации программы Состав   группы   –   15   человек   из   учащихся   7   класса     и   члены   Совета   школьного   музея «Яраткуловская старина», постоянный. Занятия проводятся в форме бесед, лекций, практических работ, проектов и т.д. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной (при написании исследовательских работ учащихся) форме, 1 раз в неделю по 2 часа, в среду. 2.3 Характеристика программы По способу организации программа носит поэтапный и интегрированный характер и включает в  себя Формы организации работы с музейной аудиторией:  • лекции;  • экскурсии;  • консультации;  • литературные и исторические гостиные;  • киносеансы;  • встречи с интересными людьми;  • исторические игры, викторины;  • проектная и исследовательская деятельность;  • использование интернет – технологий;  • создание видеопрезентаций;  • посещение школьных музеев и музеев города и области;  • оформление выставок, обновление экспозиций;  • встречи с ветеранами тыла.  По   характеру   образовательной   деятельности   программа   обучающая,   развивающая   и воспитывающая. Значительное   количество   занятий   направлено   на   практическую   деятельность   ­самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико­эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно­ исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно­полезных и личностно значимых формах деятельности. Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:     1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины,         самостоятельная работа).     2) практические (экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Программа предназначена для учащихся средних и старших классов.  2.4 Цели  программы:  сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;     расширить и углубить знания учащихся о родном крае;    формировать   умения   и   навыки   общения,   подготовки   мероприятий,   оформления исследовательских  работ;  воспитывать  патриотизм. 2.5 Задачи: Образовательные:  ознакомление   с   историей     малой   родины,   сбор   материала   о   ратных   и   трудовых   подвигах земляков;   овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК. Воспитательные:    развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и  значимости каждой человеческой жизни; воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда. Развивающие:   развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;   стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.  2.6 Требования к уровню подготовки учащихся  По окончании обучения по программе дети должны знать историю родного края в контексте истории   страны,   историю   школы,   жизнь  и   деятельность   знаменитых   земляков   –  участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково­исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.         Выпускники   должны   уметь   общаться   с   людьми,   вести   исследовательские   краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно­исследовательскую работу.       Подведение   итогов   деятельности   рекомендуется   организовать   в   различных   формах общественной   презентации   (выставка, экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).   экскурсия,   предметная   неделя,   конкурс 2.7 Предполагаемые  результаты  обучения.  Изучение истории Аргаяшского района.  Сбор богатого материала   об   известных   и   безымянных   героях   Великой   Отечественной войны.  Усвоение  начальных  знаний  и  навыков  исследовательской работы.  В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города,  умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с  историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей  России.  2) В воспитательной сфере:  воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы,  родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми,  защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня  патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.  3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по  самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно­ музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений  по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по  профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном  (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе  создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков  самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития  высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.  3. Тематическое планирование занятий кружка  «Мой  край в истории страны» Раздел I.  Введение  (9 часов). Содержание и задачи работы кружка на предстоящий год. Организация занятий,  формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК.  Раздел II.  Аргаяшский район  в  годы  Великой  Отечественной  войны  (7 часов). Раздел  посвящен  историческим  событиям  нашего  государства  и  родного края  периода  Великой Отечественной  войны.  Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм аргаяшцев на фронтах войны. Земляки – Герои   Советского Союза, полные   кавалеры   орденов   славы.   Участие     земляков   в   партизанском   движении. Аргаяшцы – фронту. Вклад  земляков в победу над врагом. Раздел III. Ратные  и  трудовые  подвиги  земляков (12 часов). Исследовательская работа. Сбор материала  о  земляках. Раздел IV. Книга памяти (6 часов). Оформление   и   защита   творческих   работ. Оформление   Книги   Памяти. Отчёт о работе кружка. Всего: 68 часов. Разде л I. Учебно­тематический план. Тема Количество часов 1. Содержание и задачи работы кружка.  Организация  занятий. Правила ТБ при работе с  экспонатами музея. 2. Поиск и систематизация  информации по  истории школы 3. Поиск и систематизации информации для   разработки  обзорной экскурсии в школьном музее «Яраткуловская старина» 4. Поиск и систематизация информации для  проведения программы для достойной встречи 70­ летия Великой Победы в Великой Отечественной  войне 1941 – 1945 гг.: 1 10 20 12 II. III. IV. 1. Начало Великой  Отечественной  войны.  Перестройка всей жизни  на военный лад. 2. Героизм аргаяшцев  на фронтах войны. 3. Земляки – Герои  Советского Союза, полные  кавалеры орденов славы. 4.Участие земляков  в партизанском движении. 5. Аргаяшцы – фронту. 6.Вклад  земляков  в победу над врагом. 1. Формы и методы исследовательской работы. 2. Исследовательский  проект. 3. Разработка исследовательских   проектов. 4. История  войны на страницах районной газеты  «Восход». 5 Встречи с жителями сельского  поселения,  детьми ветеранов  войны  и тружениками тыла с  целью сбора  материала. 6. Изучение семейных архивов: фотографий,  трудовых книжек, военных билетов, наградных  документов и др. 7. Анализ  и   обработка  информации. 1.Оформление  и  защита  творческих  работ. 2.Оформление     Книги     Памяти.   Отчёт   о   работе кружка. Итого: 1 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 1 3 3 68 План работы музея  на 2014 – 2015 учебный год № Направление работы I 1 2 Научно­ исследовательская работа(поисковая) Поиск и систематизация  информации: Первые учителя школы Медалисты школы Выпускники школы: ­участники Афганской войны ­участники Чеченской войны ­курсанты военных училищ , кадровые офицеры ­ студенты ВУЗов, колледжей ­первые пионеры школы и т.д. Поиск и систематизации информации для  разработки   обзорной экскурсии по истории:  1) Яраткуловской школы,  2) малокомплектных школ д. Саитова, Уразбаева,  Биккулова, Ялтырова, Халитова, Южный Горняк,  Куянбаева 3) пионерской организации школы  и создания летописи Сроки Ожидаемый  результат В течение года Создание и  пополнение  альбомов по  указанным  направлениям В течение года Классны е  руковод ители 3 4 5 7 8 II 1 2 3 4 III 1 «По следам пионерской истории» Поиск и систематизация информации для проведения  программы для достойной встречи 70­летия Великой  Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945  гг.: 1) Гилязов Г.Г. 2) Зальбаширов Д.Ш. Сентябрь­ Январь Создать альбом об участниках  ВОв Сбор материалов для обновления музейных экспозиций  (стендов), информации о выпускниках и директорах  школы для школьного сайта Октябрь Проведение школьного фотоконкурса «Вот моя  деревня, вот мой дом родной» Конкурс на лучшую презентацию по итогам школьного  фотоконкурса Ноябрь  Сбор  информации и материалов для проведения  Выставки одного дня «Семейная коллекция»  Участие в научно­практической конференции с научно­ исследовательскими работами учащейся 7 класса  Жигангариевой Юлии «Закат совхоза «Заря» Январь  Апрель Экспозиционно­выставочная деятельность Создание электронного  каталога музейных экспонатов Проведение Выставок одного дня «Семейная  коллекция» Освещение мероприятий, проводимых Советом музея  на страницах школьной газеты Общешкольный конкурс сочинений «След войны в моей семье» В течение год Декабрь В течение  года Пополнение школьного  сайта материалами об истории  школы (создание пионерской организации школы) Экскурсионная  деятельность Январь Проведение обзорных лекций по истории школы для  учащихся (подготовка экскурсоводов для проведения  экскурсий )  В течение года Создание  фотоальбома  «История  Яраткуловской  школы в  фотографиях» Показ  презентации по  итогам   школьного  фотоконкурса  «Вот моя  деревня, вот мой  дом родной» Классные  руководители Оформление  выставки  сочинений  «След войны в  моей семье». 2 4 5 8 10 Проведение циклов радиопередач об истории школы Разработка сценариев, познавательных игр, викторин,  посвященных истории школы «Что я знаю об истории   родной школы». Встреча с ветеранами педагогического труда.  Встреча с членами клуба «Афганец» Учет поступающих экспонатов. Учет и обеспечение сохранности экспонатов. Сотрудничество и обмен информацией с работниками  районного краеведческого музея с. Аргаяш. Сотрудничество  с районным  Советом Ветеранов Тема: «Итоги работы музея». Работа с документами. Оформление папок. Экскурсия для участников летнего оздоровительного  лагеря с дневным пребыванием. Подготовка к митингу Памяти и скорби. Подбор материала. Подведение итогов работы музея. Планирование работы на новый уч. год. В течение года В течение года Февраль В течение года В течение года В течение года 4. Организация техники безопасности 1. Занятия проводятся в кабинете истории – школьном музее строго по расписанию. 2. Учитель встречает  и провожает учащихся. 3. К приходу учащихся кабинет проветривается, в нем проводится влажная уборка. 4. Без разрешения учителя не менять свое рабочее место. 5. Не трогать руками розетки и другие электрические приборы. 6. После занятий дети наводят порядок на своем рабочем месте 5. Литература:  Земля Аргаяшская: история и современность/ Р.Ш.Хакимов. – Челябинск: ЧПО «Книга», 2005. – 301 с.  Легенды и были села Тютняры: ист. экскурс села, очерки о знаменитых тютнярцах, картинки быта, раритеты нар. Культуры, песни, частушки, наигрыши тютнярцев/ Анатолий Морозов. – Челябинск: Книга, 2007.   Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. ­ М.,2000.  Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..­М.,1985.  Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   Начальное   иосновное   образование/ (Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.­М.:Просвещение,2010г.  Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.­СПб.,2002. План заседаний Совета музея            на 2014­2015 учебный год Сентябрь. 1.Утверждение   нового   состава   Совета   музея.   Работа   по   обновлению   музейной   экспозиции. Оформление   альбома   о   земляках   –   участниках   Афганской   войны   1979   –   1989   гг. «Афганистан. Служу Советскому Союзу!», посвященного 25­летию вывода советских войск из Афганистана  2.Утверждения плана работы на год. Октябрь. 1.Планирование мероприятий на месяц.  Создание  фотоальбома   «История Яраткуловской школы в фотографиях». 2.Утверждение поступивших экспонатов. Ноябрь. 1.Планирование   мероприятий   на   месяц.  Проведение   школьного   фотоконкурса   «Вот   моя деревня, вот мой дом родной!». 2.Утверждение поступивших экспонатов. Декабрь. 1.Планирование   мероприятий   на   месяц.  Подготовка   и   сбор   информации   по   проведению Выставки одного дня «Семейная коллекция». 2.Утверждение поступивших экспонатов. Январь. 1.Планирование мероприятий на месяц. Выставка одного дня «Семейная коллекция» 2. Утверждение поступивших экспонатов. Февраль 1.Планирование   мероприятий   на   месяц. интернационалистов. Встреча с членами клуба «Афганец» 2. Утверждение поступивших экспонатов. Март 1.Планирование   мероприятий   на   месяц.   конференции, проводимой Аргаяшским ЦДТ. 2. Утверждение поступивших экспонатов. Апрель 1.Планирование мероприятий на месяц. Подготовка к проведению мероприятий, посвященных 70­летию  ПОБЕДЫ в ВОв.  2. Утверждение поступивших экспонатов. Май 1.Планирование мероприятий на месяц. Подведение итогов за год. 2. Утверждение поступивших экспонатов.  Уточнение   адресов   и   поздравление   воинов   –  Подготовка   к   районной     научно­практической Циклограмма руководителя музея    на 2014­2015 учебный год Среда  13.00­15.00 Четверг  13.00­15.00 1 Заседание Совета  музея.  Планирование  работы на месяц.  Заседание кружка Экскурсионная  деятельность 2 Работа с  экспонатами  и  музейной  документацией  Заседание кружка. Экскурсионная  деятельность 3 Работа с  экспонатами и  музейной  документацией  Заседание кружка. Экскурсионная  деятельность 4 Генеральная  уборка. Заседание  кружка Экскурсионная  деятельность.  Посещение музеев  района для обмена  информацией. КАЛЕНДАРНО­­ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1. 2. 3. 4. 5. 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14 15 16 Тема занятия кружка дата проведения.                     ТСО занятия По  факту По  плану  10.09 17.09 Альбом «История деревни  Южный Горняк». м\м презентация: «История  дервни Южный Горняк». Альбом «Афганистан.  Служу Советскому Союзу!» м\м презентация:  «Афганистан. Служу  Советскому Союзу!» Музейные экспонаты м\м презентация. Альбом «Ветераны  педагогического труда» м\м презентация. Показ лучших презентаций Музейные материалы Материалы семейных  архивов Фотоматериалы, стенды. Работа над созданием  альбомов об участниках Вов Гилязове Г.Г. и  Зальбаширове Д.Ш. Альбомы, презентации,  исследовательские работы   «Мой край в истории страны» Содержание и задачи работы кружка.  Организация занятий. Правила ТБ при  работе с экспонатами музея.         История моей малой Родины. История  деревни Южный Горняк Поиск и систематизация информации о выпускниках – участниках Афганской  войны 1979 – 1989 гг. Сбор и обработка материалов для  фотоальбома «История Яраткуловской школы в фотографиях» Экскурсия в г. Екатеринбург.  Посещение Храма на крови и  комплекса Ганина яма. Подготовка к  «Дню учителя». (Сбор и  обработка материалов о ветеранах  педагогического труда) Встреча с ветеранами педагогического  труда. Подготовка и проведение школьного  фотоконкурса «Вот моя деревня, вот  мой дом родной» Конкурс на лучшую презентацию по  итогам школьного конкурса. Изучение семейных архивов:  фотографий, трудовых книжек,  военных билетов, наградных  документов и т.д. подготовка и сбор  информации для проведения Выставки  одного дня «Семейная коллекция» Проведения Выставки одного дня  «Семейная коллекция» Поиск и систематизация информации  для создания альбома об участниках  Вов и тыла Сбор материалов о земляках.  Исследовательская работа о ратных и  трудовых подвигах земляков: «Преданность аргаяшской земле» (о  Камалове М.Р.), «О чем рассказал  блокнот афганца» (о Гизатуллине Ш),  «Пока молчат афганцы…» (о Шаимове  С.), о Кулубаевой З. 24.09 1.10. 8.10 15.10 22.10 29.10 12.11 19.11 26.11 3.12 10.12 17.12 24.12 14.01 Музейные экспонаты Стенды, презентации,  рефераты. DVD, телевизор. Музейные материалы Альбом о тыловиках. Мультимедиа проектор,  стенды презентация Стенд 17. 18 19 20  21. 22. 23. 24 25 26. 27. 28. 28. 29. 30 31. 32 34.  35. Экскурсии для учащихся начальных  классов: « Археологические находки на  территории нашего поселения» Сбор информации и оформление  альбомов о военнослужащих  побывавших  в Чечне, Афганистане,  участниках Вов и тыла. Уточнение адресов и поздравление  воинов – интернационалистов. Встреча с членами клуба «Афганец». Эссе или выставка «След войны в моей семье». Исследовательский проект «Аргаяшцы  – фронту» или вклад земляков в  победу над врагом (запись  воспоминаний бабушек и дедушек) Встречи с жителями Яраткуловского  сельского поселения, детьми ветеранов войны и тружениками тыла с целью  сбора информации, материала. Анализ и обработка информации Подготовка стенда «70 лет великой  Победы. 1945 – 2015 гг.» (сбор  материала, разработка макета ) Оформление и выпуск стенда 70 лет  великой Победы. 1945 – 2015 гг.» Разработка тематических экскурсий по экспозициям школьного музея Проведение обзорных тематических  экскурсий по истории школы,  деревень, об участниках Вов, и т.д. Подведение итогов работы кружка. 21.01 28.01 4.02 11.02 18.02 25.02 4.03 11.03 18.03 25.03 1.04 8.04 15.04 22.04 29.04 6.05 13.05 20.05 27.05

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"

Образовательная программа "Мой край в истории страны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017