Авторская программа Экологии русского языка разработана на основе программы профессора Сковородникова и адаптирована для обучения учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. В ней отражены современные тенденции развития русского языка., проблемы формирования культуры речи. Программа может использоваться для элективного курса 8-9 классов предпрофильной школы.
Государственное бюджетное общебразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2075»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 2075
____________Андриевская Е. А.
«____»________________20___г.
Образовательная программа
«Экология русского языка»
Возраст обучающихся 1112 лет
Срок реализации 1 год
Педагог дополнительного образования:
Пыткина Марина ИльиничнаМосква
2016
Пояснительная записка
Направленность программы:
Программа научнохудожественной ориентации, направлена на изучение основ культуры
речи, развитие интереса детей к творчеству и воспитании высококультурной языковой
личности.
Актуальность: создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации
к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика
проблем культуры речи, создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка,
его интеграции в системе мировой и отечественных культур.
Цель и задачи программы:
Целью программы «Экология русского языка» является:
Обучение нормам современного русского литературного языка, развитие навыков
правильной, выразительной речи, воспитание языковой личности учащихся.
Задачи:
Обучающие:
обучение созданию образцовых в языковом отношении устных и письменных текстов;
знакомство с анализом текстов с точки зрения словоупотребления;
обучение употреблению языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
Развивающие:
развитие речевой компетенции;
развитие навыков анализа речи окружающих и в средствах массовой информации.
Воспитательные:
воспитание уважительного и бережного отношения к творчеству;
воспитание чутья к «экологическим проблемам» современной речи.
Отличительные особенности данной программы
Состояние русского языка в наши дни вызывает всеобщую озабоченность. Социальные
сдвиги нашего времени приводят к расшатыванию традиционных литературных норм. Это
выражается в росте ошибок, возникающих под влиянием нелитературного просторечия,
территориальных и социальных диалектов, в обилии иностранных слов и терминов, « в
стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной
вульгаризации бытовой сферы общения» (Л.Скворцова). Отличительные особенности
программы в том что, она написана на основе учебного пособия «Вопросы экологии
русского языка» профессора СФУ А.П.Сковородникова , но адаптирована для обучения
учащихся 510 классов. Программа основывается на изучении основ культуры речи в
средней школе, но ставит более конкретные задачи: выявление наиболее острых
«экологических» проблем культуры современной речи, формирование речевой культуры в
процессе обучения и создания образцовых в языковом отношении устных и письменных
текстов разных стилей и жанров.
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации
В программе участвуют дети от 11 до 12 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часаФормы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике,
экскурсии, квесты, постановки, креативные игры и т.д.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы учащиеся
будут знать:
основы культуры речи;
правила оценки речевых фактов;
теоретические сведения об изученных текстах.
Уметь:
использовать в работе знания анализа текста;
применять и употреблять на практике формы речевого этикета;
выполнять оценку речевых фактов.
Результативность обучения будет проверятся опросом, тестами и текстами разных
жанров
Формами подведения итогов станут праздники, выставки, конкурсы, газетные статьи,
видеоролики, интернетсайты.
№ Темы программы
Теория Практика Всего
Учебнотематический план
1
2
3
4
5
6
Вводное организационное занятие.
Речевая грамотность
Культура речи
Речевые ошибки
Развитие языковых норм
Заключение
2
6
4
10
4
2
2
6
12
10
10
4
4
12
16
20
14
6
№ Темы программы
Содержание учебнотематического плана
теори
я
практика
всего
1
2
3
Вводное организационное занятие.
Почему мы говорим об экологии русского языка?
Новые явления в русском языкознании.
Практическое применение знаний о языке.
Использование разных языковых единиц в речи.
Культура речи
Повышение семантической культуры речи.
Проект. Контрольные задания по теме.
Речевые ошибки.
Речевые штампы. Эвфемизмы. Языковые ярлыки.
2
6
4
2
6
12
4
12
164
5
Социальная практика. Событие. Самостоятельная
работа учащихся.
Развитие языковых норм.
Составление словаря.
Итого:
10
6
28
10
14
44
20
20
72
Содержание программы
Тема 1. Вводное организационное занятие. 4 ч.
Теория
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами
поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и
противопожарной защите. Лекция «Что такое «культура речи»?
Тема 2. Новые явления в русском языкознании. 12 часов
Практическое применение знаний о языке.
Рассказ об истории языкознания. Знакомство со словарями. Демонстрация
иллюстраций и образцов.
Практика. Проект «История конфетного фантика».
Тема 3. Культура речи 16 ч.
Теория. Лекция «Как красиво говорить порусски?»
Дебаты «Заимствования хорошо или плохо?»
Практика. Проект «Создание настольной развивающей игры о заимствованиях».
Тема №4 Речевые ошибки 20 ч.
Теория. Лекция «Кишащие уродцы нового языка». Речевой этикет.
Практика. Решение ТРИЗ. Анализ речи окружающих людей и в средствах массовой
информации (токшоу и др.), сети интернет.
Игра «Эколингвистика»
Контрольные задания по теме
Тестирование и выполнение творческих работ.
Тема № 5 Развитие языковых норм 14 ч.
Составление словаря.
Защита исследовательских проектов.
Заключение 6 ч.
Игра «Креативбой».
Методическое обеспечение программы
Словари:
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Краткий словарь трудностей русского языка.
Словарь иностранных слов под ред. И.В.Лехина и др.А.Гин Решение креативных задач
Скворцова Л.И. Правильно ли мы говорим порусски?
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.
Учебные пособия:
Программа по культуре речи для классов с углубленным изучением русского языка.
Составитель: Тазьмина И,Б.
Пичугов Ю.С. «Русская речь» 8 класс.
Риторика. Рабочая тетрадь. Составитель: Тазьмина И.Б.
Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка. Учебное пособие.
Список литературы
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство слова.
Виноградов В.В. Стилистика.
Виноградов В.В. О культуре русской речи.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.
Ожегов С.А. О формах существования современного русского национального языка.
Скворцова Л.И. «Экология слова», или Поговорим о культуре речи.
Сергей Фаер Полцарства за идею.
Степунина Л.И. Ржавая речь.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык?