Образовательная программа по Экологии русского языка.

  • Образовательные программы
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская программа Экологии русского языка разработана на основе программы профессора Сковородникова и адаптирована для обучения учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. В ней отражены современные тенденции развития русского языка., проблемы формирования культуры речи. Программа может использоваться для элективного курса 8-9 классов предпрофильной школы.
Иконка файла материала 5Экология русского языка.doc
Государственное бюджетное общебразовательное учреждение города Москвы «Школа №2075» Утверждаю   Директор  ГБОУ Школа № 2075 ____________Андриевская  Е. А.                                                                                                    «____»________________20___г. Образовательная программа «Экология русского языка» Возраст обучающихся 11­12 лет Срок реализации 1 год                                                                                                                                                       Педагог дополнительного образования:                                                                                                                                        Пыткина Марина ИльиничнаМосква 2016 Пояснительная  записка Направленность программы: Программа  научно­художественной  ориентации, направлена на изучение основ культуры  речи,  развитие интереса детей к  творчеству и воспитании высококультурной языковой  личности. Актуальность:  создание  условий  для  развития  личности  ребенка,  развитие  мотивации к  познанию  и  творчеству,  приобщение  к  общечеловеческим  ценностям,  профилактика   проблем культуры речи,  создание  условий  для  социального,  культурного  и   профессионального  самоопределения,  творческой  самореализации  личности  ребенка,   его  интеграции в  системе    мировой  и  отечественных  культур. Цель  и  задачи  программы: Целью  программы  «Экология русского языка»  является:      Обучение нормам современного русского литературного языка,   развитие навыков  правильной, выразительной речи,  воспитание языковой личности учащихся. Задачи: Обучающие: ­обучение созданию образцовых в языковом отношении устных и письменных текстов; ­знакомство с анализом текстов с точки зрения словоупотребления; ­обучение употреблению языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Развивающие: ­развитие речевой компетенции; ­развитие навыков анализа речи окружающих и в средствах массовой информации. Воспитательные: ­воспитание  уважительного  и  бережного  отношения  к   творчеству; ­воспитание чутья к «экологическим проблемам» современной речи.        Отличительные  особенности  данной  программы     Состояние русского языка в наши дни вызывает всеобщую озабоченность. Социальные  сдвиги нашего времени приводят к расшатыванию традиционных литературных норм. Это  выражается в росте ошибок, возникающих под влиянием нелитературного просторечия,  территориальных и социальных диалектов, в обилии иностранных слов и терминов, « в  стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной  вульгаризации бытовой сферы общения» (Л.Скворцова). Отличительные особенности   программы  в  том  что,  она  написана  на  основе  учебного пособия «Вопросы экологии  русского языка» профессора СФУ А.П.Сковородникова ,  но адаптирована для обучения  учащихся 5­10 классов.   Программа основывается на изучении основ культуры речи в  средней школе, но ставит более конкретные задачи: выявление наиболее острых  «экологических» проблем культуры современной речи, формирование речевой культуры в  процессе обучения и создания образцовых в языковом отношении устных и письменных  текстов разных стилей и жанров. Возраст  детей,  на  которых  рассчитана  программа  и  срок  ее  реализации  В программе участвуют дети от 11 до 12 лет. Срок  реализации  программы  1 год. Формы  и  режим  занятий Занятия проводятся   1 раз  в  неделю  по 2 часаФормы  занятий – сообщение  нового  материала,  закрепление  его  на  практике,  экскурсии, квесты, постановки, креативные игры и т.д. Ожидаемые  результаты  и  способы  определения  их  результативности В  результате   реализации  программы  учащиеся       будут   знать: ­основы  культуры речи; ­правила  оценки речевых фактов; ­теоретические  сведения  об  изученных  текстах. Уметь: ­использовать  в  работе  знания  анализа текста; ­применять  и употреблять  на  практике формы речевого этикета; ­выполнять  оценку речевых фактов. Результативность  обучения  будет  проверятся  опросом,  тестами  и  текстами разных  жанров   Формами  подведения  итогов  станут  праздники,  выставки, конкурсы, газетные статьи,  видеоролики, интернет­сайты.  № Темы  программы Теория Практика Всего Учебно­тематический   план 1 2 3 4 5 6 Вводное  организационное  занятие. Речевая грамотность Культура речи Речевые ошибки Развитие языковых норм Заключение 2 6 4 10 4 2 2 6 12 10 10 4 4 12 16 20 14 6 № Темы  программы Содержание  учебно­тематического  плана теори я практика всего 1 2 3 Вводное  организационное  занятие. Почему мы говорим об экологии русского языка? Новые явления в русском языкознании. Практическое применение знаний о языке. Использование разных языковых единиц в речи. Культура речи Повышение семантической культуры речи. Проект.  Контрольные  задания  по  теме. Речевые ошибки. Речевые штампы. Эвфемизмы. Языковые ярлыки.  2 6 4 2 6 12 4 12 164  5 Социальная практика. Событие. Самостоятельная   работа  учащихся.  Развитие языковых норм.  Составление словаря.                                                                    Итого: 10 6 28 10 14 44 20 20 72 Содержание  программы Тема  1.  Вводное  организационное  занятие.   4 ч. Теория  Ознакомление   с  учебным  планом  на  год,  расписанием  занятий,  а  также  правилами   поведения  и  требованиями  к     учащимся.  Инструктаж  по  технике  безопасности  и   противопожарной  защите. Лекция «Что такое «культура речи»? Тема  2. Новые явления в русском языкознании. 12 часов Практическое применение знаний о языке. Рассказ  об  истории  языкознания.   Знакомство  со словарями.  Демонстрация    иллюстраций  и   образцов.  Практика. Проект «История конфетного фантика». Тема  3.   Культура речи  16  ч. Теория. Лекция «Как красиво говорить по­русски?»  Дебаты «Заимствования ­ хорошо или плохо?»  Практика. Проект «Создание настольной развивающей игры о заимствованиях». Тема  №4  Речевые ошибки 20  ч. Теория. Лекция «Кишащие уродцы нового языка». Речевой этикет.  Практика. Решение ТРИЗ. Анализ речи окружающих людей и в средствах массовой  информации (ток­шоу и др.), сети интернет.  Игра «Эколингвистика» Контрольные  задания  по  теме   Тестирование  и  выполнение   творческих  работ.     Тема № 5 Развитие языковых норм 14 ч. Составление словаря. Защита исследовательских проектов. Заключение 6 ч.  Игра «Креатив­бой». Методическое  обеспечение  программы Словари: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Краткий словарь трудностей русского языка. Словарь иностранных слов под ред. И.В.Лехина и др.А.Гин Решение креативных задач Скворцова Л.И. Правильно ли мы говорим по­русски? Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Учебные пособия: Программа по культуре речи для классов с углубленным изучением русского языка.  Составитель: Тазьмина И,Б. Пичугов Ю.С. «Русская речь» 8 класс. Риторика. Рабочая тетрадь. Составитель: Тазьмина И.Б. Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка. Учебное пособие. Список  литературы Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство слова. Виноградов В.В. Стилистика. Виноградов В.В. О культуре русской речи. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Ожегов С.А. О формах существования современного русского национального языка. Скворцова Л.И. «Экология слова», или Поговорим о культуре речи. Сергей Фаер Полцарства за идею. Степунина Л.И. Ржавая речь. Цейтлин С.Н.  Речевые ошибки и их предупреждение. Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык?