Образовательная программа по Экологии русского языка.
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—6 кл
24.04.2018
Авторская программа Экологии русского языка разработана на основе программы профессора Сковородникова и адаптирована для обучения учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. В ней отражены современные тенденции развития русского языка., проблемы формирования культуры речи. Программа может использоваться для элективного курса 8-9 классов предпрофильной школы.
5Экология русского языка.doc
Государственное бюджетное общебразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2075»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа № 2075
____________Андриевская Е. А.
«____»________________20___г.
Образовательная программа
«Экология русского языка»
Возраст обучающихся 1112 лет
Срок реализации 1 год
Педагог дополнительного образования:
Пыткина Марина Ильинична Москва
2016
Пояснительная записка
Направленность программы:
Программа научнохудожественной ориентации, направлена на изучение основ культуры
речи, развитие интереса детей к творчеству и воспитании высококультурной языковой
личности.
Актуальность: создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации
к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика
проблем культуры речи, создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка,
его интеграции в системе мировой и отечественных культур.
Цель и задачи программы:
Целью программы «Экология русского языка» является:
Обучение нормам современного русского литературного языка, развитие навыков
правильной, выразительной речи, воспитание языковой личности учащихся.
Задачи:
Обучающие:
обучение созданию образцовых в языковом отношении устных и письменных текстов;
знакомство с анализом текстов с точки зрения словоупотребления;
обучение употреблению языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
Развивающие:
развитие речевой компетенции;
развитие навыков анализа речи окружающих и в средствах массовой информации.
Воспитательные:
воспитание уважительного и бережного отношения к творчеству;
воспитание чутья к «экологическим проблемам» современной речи.
Отличительные особенности данной программы
Состояние русского языка в наши дни вызывает всеобщую озабоченность. Социальные
сдвиги нашего времени приводят к расшатыванию традиционных литературных норм. Это
выражается в росте ошибок, возникающих под влиянием нелитературного просторечия,
территориальных и социальных диалектов, в обилии иностранных слов и терминов, « в
стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной
вульгаризации бытовой сферы общения» (Л.Скворцова). Отличительные особенности
программы в том что, она написана на основе учебного пособия «Вопросы экологии
русского языка» профессора СФУ А.П.Сковородникова , но адаптирована для обучения
учащихся 510 классов. Программа основывается на изучении основ культуры речи в
средней школе, но ставит более конкретные задачи: выявление наиболее острых
«экологических» проблем культуры современной речи, формирование речевой культуры в
процессе обучения и создания образцовых в языковом отношении устных и письменных
текстов разных стилей и жанров.
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации
В программе участвуют дети от 11 до 12 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике,
экскурсии, квесты, постановки, креативные игры и т.д.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы учащиеся
будут знать:
основы культуры речи;
правила оценки речевых фактов;
теоретические сведения об изученных текстах.
Уметь:
использовать в работе знания анализа текста;
применять и употреблять на практике формы речевого этикета;
выполнять оценку речевых фактов.
Результативность обучения будет проверятся опросом, тестами и текстами разных
жанров
Формами подведения итогов станут праздники, выставки, конкурсы, газетные статьи,
видеоролики, интернетсайты.
№ Темы программы
Теория Практика Всего
Учебнотематический план
1
2
3
4
5
6
Вводное организационное занятие.
Речевая грамотность
Культура речи
Речевые ошибки
Развитие языковых норм
Заключение
2
6
4
10
4
2
2
6
12
10
10
4
4
12
16
20
14
6
№ Темы программы
Содержание учебнотематического плана
теори
я
практика
всего
1
2
3
Вводное организационное занятие.
Почему мы говорим об экологии русского языка?
Новые явления в русском языкознании.
Практическое применение знаний о языке.
Использование разных языковых единиц в речи.
Культура речи
Повышение семантической культуры речи.
Проект. Контрольные задания по теме.
Речевые ошибки.
Речевые штампы. Эвфемизмы. Языковые ярлыки.
2
6
4
2
6
12
4
12
16 4
5
Социальная практика. Событие. Самостоятельная
работа учащихся.
Развитие языковых норм.
Составление словаря.
Итого:
10
6
28
10
14
44
20
20
72
Содержание программы
Тема 1. Вводное организационное занятие. 4 ч.
Теория
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами
поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и
противопожарной защите. Лекция «Что такое «культура речи»?
Тема 2. Новые явления в русском языкознании. 12 часов
Практическое применение знаний о языке.
Рассказ об истории языкознания. Знакомство со словарями. Демонстрация
иллюстраций и образцов.
Практика. Проект «История конфетного фантика».
Тема 3. Культура речи 16 ч.
Теория. Лекция «Как красиво говорить порусски?»
Дебаты «Заимствования хорошо или плохо?»
Практика. Проект «Создание настольной развивающей игры о заимствованиях».
Тема №4 Речевые ошибки 20 ч.
Теория. Лекция «Кишащие уродцы нового языка». Речевой этикет.
Практика. Решение ТРИЗ. Анализ речи окружающих людей и в средствах массовой
информации (токшоу и др.), сети интернет.
Игра «Эколингвистика»
Контрольные задания по теме
Тестирование и выполнение творческих работ.
Тема № 5 Развитие языковых норм 14 ч.
Составление словаря.
Защита исследовательских проектов.
Заключение 6 ч.
Игра «Креативбой».
Методическое обеспечение программы
Словари:
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Краткий словарь трудностей русского языка.
Словарь иностранных слов под ред. И.В.Лехина и др. А.Гин Решение креативных задач
Скворцова Л.И. Правильно ли мы говорим порусски?
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.
Учебные пособия:
Программа по культуре речи для классов с углубленным изучением русского языка.
Составитель: Тазьмина И,Б.
Пичугов Ю.С. «Русская речь» 8 класс.
Риторика. Рабочая тетрадь. Составитель: Тазьмина И.Б.
Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка. Учебное пособие.
Список литературы
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство слова.
Виноградов В.В. Стилистика.
Виноградов В.В. О культуре русской речи.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.
Ожегов С.А. О формах существования современного русского национального языка.
Скворцова Л.И. «Экология слова», или Поговорим о культуре речи.
Сергей Фаер Полцарства за идею.
Степунина Л.И. Ржавая речь.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык?
Образовательная программа по Экологии русского языка.
Образовательная программа по Экологии русского языка.
Образовательная программа по Экологии русского языка.
Образовательная программа по Экологии русского языка.
Образовательная программа по Экологии русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.