Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Оценка 4.9
Документация
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
03.10.2017
Программа курса «Культура общения» включена в учебный план как предмет развивающего и познавательного характера для 5-6 классов, в которых реализуются программы ФГОС, направленные на пропедевтику социально-гуманитарного профиля.
Целью данного курса является - научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях.Программа курса «Культура общения» включена в учебный план как предмет развивающего и познавательного характера для 5-6 классов, в которых реализуются программы ФГОС, направленные на пропедевтику социально-гуманитарного профиля.
Образовательная программа по культуре общения 5-6 кл 2017-2018 уч. г.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 23»
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры общественных наук
МАОУ «Гимназия № 23»
зав. кафедрой __________/_________./
«_______»___________ 2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
МАОУ «Гимназия № 23»
___________/_________/
«_______»________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «Гимназия № 23»
_____________/_____________. /
«_______»___________ 2017 г.
Образовательная программа
основного общего образования
учебного курса
«Культура общения»
для 56 классов
на 20172018 учебный год
Программу разработала
педагогбиблиотекарь: Камбулина Златорина Павловна
2017 г. город Троицк
1. Пояснительная записка
Современная система образования реализует гуманистическую личностно
ориентированную модель образования, которая относится к инновационному типу
образования и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей быстро
меняющегося общества.
Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально
экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры
современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру
общения, культуру речевого поведения.
Невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определённых правил и норм
общения. В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч с сотнями
других людей. Вопрос о том, как поступить, как вести и как относиться к поведению
другого в том или ином положении, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты
характеров, мнений, взглядов и вкусов.
Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить своё достоинство, свои
убеждения и не обидеть другого человека, нужно учитывать многие обстоятельства,
проявлять сдержанность, жизненный опыт, такт.
Гуманитарные дисциплины, к которым относится «Культура общения» способны
решить современные задачи нравственного воспитания, эстетического воспитания и
развития личности.
Школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения искусству
общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных
ситуаций. В указанный период жизни ребёнок умеет согласовывать свои действия с
общественными нормами и, чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем
меньше проблем будет в будущей жизни.
Подросток, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя
уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки,
проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или агрессивности,
конфликтности.
Курс «культура общения» способен помочь развивающейся личности разобраться в
природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять
этическую основу и нормы человеческого общения, погрузить в общечеловеческий опыт
рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни.
В рамках основного общего образования изучение предмета «Культура общения»
предполагается в 56 классах по 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю за счет часов
школьного компонента).
Предмет «Культура общения» включена в учебный план как предмет развивающего и
познавательного характера для 5аб, 6аб классов, в которых реализуются программы,
ФГОС, направленные на пропедевтику социальногуманитарного профиля.
Программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающих
реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
2 общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644) //
http
. consultant
. ru /; http
:// www
:// www
. garant
. ru /
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413 (в
ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480) //
http
. consultant
. ru /; http
:// www
:// www
. garant
. ru /
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637р «Об
утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации»
Методические материалы
. ru /
. ru /
:// fgosreestr
:// fgosreestr
Федеральный уровень
Примерная основная образовательная программа основного общего образования //
http
Примерная основная образовательная программа среднего общеего образования //
http
Региональный уровень
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 20.06.2016 г, №
03/5409 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» // http://ipk74.ru/
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. № 03
02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные npoграммы начального
общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных
организаций Челябинской области»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2016 г. № 03
02/2257 «О систематизации работы по реализации ФГОС основного общего образования в
общеобразовательных организациях Челябинского области»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта 2015 г. №
0302/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального
общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных
организаций Челябинской области».
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. № 03
02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации
адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»
Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных
особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных
образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. П.
Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, IO. 10. Баранова, В. М. Кузнецов,
Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н, Чипышева, Е. А.
Солодкова, И, В, Латыпова, Т, П. Зуева; Минво образования и науки Челяб. обл.; Челяб,
инт переподгот. и повышения квалификации работников образования. Челябинск:
ЧИППКРО, 2013. 164 с.
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных
организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» / http
Информационнометодические материалы о Федеральном законе or 29.12.2012 г. №273
Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 811 классов /
http://ipk74.ru/news.
ra / news.
:// ipk
74.
Цель: Формирование первичных навыков культурного общения.
Задачи:
3 1. Формирование системы этических знаний
познакомить обучающихся с основными законами и правилами общения между
сверстниками и взрослыми людьми.
научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях.
2. Формирование прочных поведенческих основ, т.е. формировать коммуникативные
умения, опыта их использования.
Психологическое влияние на преобразование личности для последующей адаптации к
жизни в обществе:
воспитать любовь к человеку как собеседнику общения;
развивать любознательность, познавательные интересы, творческие способности;
расширять кругозор.
2. Планируемые результаты освоения курса
«Культура общения»
Личностные результаты
самостоятельно выбирать, ориентироваться в культурных ценностях;
соотносить собственные материальные и духовные ценности с ценностями, признанными в
среде сверстников, в мире взрослых, с вечными ценностями культуры.
корректно осуществлять и защищать свои личностные интересы;
общаться, не ущемляя интересов ни младших, ни старших, ни больных, ни оступившихся
планировать и корректировать очередной этап своей жизни
выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных
относиться к своей ошибке и ошибкам других как к полезному опыту.
демонстрировать культуру проявления и выражения чувств.
Метапредметные результаты
Регулятивные
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся обстановкой;
• самостоятельно ставить и решать конкретные задачи, оценивать свой труд.
Познавательные
• определять круг своих интересов в различных областях знания;
• умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом, обращаться к
различным информационным источникам;
• расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• перерабатывать информацию, преобразовывать её и представлять в виде схем, моделей,
сообщений;
• объективно оценивать достоверность и значимость информации;
• освоить опыт проектной деятельности;
Коммуникативные
• учиться соотносить свои интересы и интересы своих одноклассников;
• критически относиться к своему мнению, принимать решения, выражать свои мысли,
помогать друг другу, договариваться с людьми иных позиций;
• взаимодействовать с одноклассниками в поиске информации и подготовке проектов;
4 Предметные результаты
5 класс
обучающийся научится:
• элементарным знаниям по истории этикета и возникновения этикетных традиций, в т.ч.
приветствия, гостеприимства;
• применять принятые в культурном обществе нормы этикета и общения: в коллективе,
семье, обществе;
• выражать благодарность;
• нормам культуры речи;
• ценности семейной жизни. Осмысление понятий «мать» и «отец».
Обучающийся получит возможность научиться:
• вести себя в соответствии с нормами культуры общения;
• развивать внимание к собственной речи и речи собеседника;
• использовать правила эффективного слушания;
• корректировать свое общение в зависимости от ситуации;
• языку мимики, жестов и пантомимики в саморазвитии и в понимании другого человека;
6 класс.
обучающийся научится:
• применять правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных
ситуациях, т.ч. в семье, со сверстниками, со взрослыми, со знакомыми и незнакомыми
людьми
• применять лингвистические формулы культуры.
• использовать правила бесконфликтного общения;
• самовыражаться и самореализовываться в одежде, прическе, макияже.
• использовать культуру поздравления и подарка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• правилам и эталонам общения;
• применять личностные качества в общении;
• понимать причины конфликтов, возникающих в общении людей,
• проявлять моральную и эмоциональную поддержку в общении: комплимент, любезность и
др. формы проявления внимания;
• различать социальные роли юношей и девушек, различие этикетных требований и правил;
• понимать равноправность партнеров по общению независимо от их социального
положения;
•
слушать и слышать друг друга, разговаривать друг с другом, двигаться к согласию,
взаимопониманию и взаимной поддержке;
• проявлять культуру общения через улыбку, взгляд, голос, походку, пластику движений,
осанку, манеру поведения
.
3. Содержание предмета «Культура общения»
Содержание и методика преподавания культуры общения многообразны и объёмны.
Количество правил поведения, сложившегося в течение длительного исторического
развития общества и закрепившегося по причине своей ценности для человеческого
общения, очень большое.
рассуждения,
Для эффективности занятий используются разнообразные формы работы: беседа,
рассказы,
использование
психологических и этических тестов в помощь осознания своего поведения, споры,
дискуссии, деловые, ролевые игры, инсценирование жизненных ситуаций, киновидео
уроки. Практические занятия –
поездки и посещения различных культурно
обсуждения проблемных ситуаций,
5 просветительных учреждений; организация и проведение общешкольных и классных
праздников.
Одной из основных особенностей методики преподавания курса является: создание
атмосферы непринуждённости, доверительного общения, заинтересованности, чтобы шёл
живой разговор, откровенный обмен мнениями. Групповые занятия являются групповым
тренингом с целью вовлечения каждого учащегося в практическое овладение изучаемых
форм общения и поведения. Суть занятий в максимальной приближенности к реальной
поведенческой практике школьника.
Программа состоит из 5 разделов:
5 класс. Раздел 1. Этикет и время: знакомство обучающихся с понятием этикета,
историей этикета в России, интересными и курьёзными примерами из истории этикета, с
этикетом других стран, с великими об этикете, с народной мудростью (пословицы,
поговорки и т. д.) Знакомство с основными нравственными категориями и понятиями;
приобщение к общепринятым нормам воспитанности и поведения с другими людьми.
6 класс Раздел 1 «Познай себя»
5,6 кл. Раздел 2. Правила поведения в общественных местах. После изучения данного
раздела обучающиеся овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах
(на улице, в школе, в общественном транспорте, в театре, в храме, дома, в гостях).
5,6 кл.Раздел 3. Культура речевого общения. Обучающиеся узнают, зачем нужны
вежливые слова, учатся умению слушать, как поддержать беседу, написанию писем,
телефонному этикету, а также этикету приветствия и знакомства, применению других
распространённых речевых конструкций в различных жизненных ситуциях.
5,6 кл. Раздел 4. Культура общения в семье. Зарождение семейных культурных
традиций. Исторические традиции «Домостроя». Ценности семейной жизни. Осмысление
понятий «мать» и «отец». Что означает быть родителями? Отношения подчинения и
сотрудничества, влияния, взаимовлияния. Чуткость, сыновья почтительность, эмпатия,
память.
Осознание роли старшего (помощника, советчика) во взаимоотношениях с
младшими. В этом блоке обучающиеся знакомятся с основные правилами гостеприимства,
а также узнают как вести себя в гостях, кому что дарить, как принимать гостей, правила
поведения за столом.
Во время занятий, которые строятся в форме беседы с элементами психологических
тренингов и игры, с обучающимися предполагается обсудить проблемы взаимоотношений
в семье.
5,6 кл. Раздел 5. «Я и другие»
Подросток стремится к своей личной значимости. Он нуждается в личностном росте, в
самоукреплении, в защищенности, в понимании и принятии себя другими, в обществе своих
сверстников и в общении со взрослыми. Этот раздел предполагает изучение с подростками
культурных способов поведение в школе, общения и взаимодействия взрослых и детей,
старших и младших, учителей и учеников, а также ребят между собой.
Уделяется внимание правилам этикета в молодёжной моде, умению быть аккуратным,
следить за внешним видом
Проведение уроков культуры общения требует четкого соблюдения возрастных
особенностей и уровня воспитанности каждого ребенка. Поэтому разделы в 6 классе
повторяются по темам, но предполагают более глубокое проникновение в духовный мир
подростка по содержанию.
Календарнотематический план включает в себя основное содержание всех разделов
курса с указанием бюджета времени на их изучение, составлено в соответствие с
примерной программой с учетом структуры учебных пособий. При планировании курса
учтено количество учебных недель.
Тематическое планирование на 20172018 уч.год в 5а,б кл.
6 №
занятия
Название разделов, темы уроков
колво
часов
1
6 час
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
2223
24
25
26
27
28,29
30
31
32
33
34
35
Введение. Этикет или культура общения?
Раздел 1. Этикет и время.
История этикета
Этикет в России
«Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению,
собранное от разных авторов»)
Народная мудрость в этикетных правилах
Трансформация этикета во времени
Проверочная работа по 1 разделу
Раздел 2. Правила поведения в общественных местах.
Школьный этикет. Правила внутреннего распорядка
Школьный этикет в знаках и рисунках: урок творчества
Правила на каждый день
«Мы по улице идём»
Этикет зрителя
«Уж театр полон»
«Осторожно, двери закрываются…»
Этикет покупателя
Интернет – общественное место?
Правила поведения в Сети
Проверочная работа по 2 разделу
Раздел 3. Культура речевого общения.
Как зарождалась речь
«Здравствуйте…» Приветствия у разных народов
Из истории слов
«Нет мук сильнее муки слова» Этикет собеседника: практикум
«Говори правильно» Практическая работа
Раздел 4. Культура общения в семье.
«Мой дом – моя крепость»
Ты и имя твоё
Тест «Твои отношения с родителями»
«Раздели печаль и радость»: поведение в кругу семьи
«Загляните в мамины глаза»
Ситуационные упражнения: итоговое к раделу
Раздел 5. Я и другие
Завтрашний характер в сегодняшнем поступке
Никто не лучше никого
Путешествие по стране Толерантности
Повторение: наблюдаем, анализируем, делаем выводы
1
1
1
11 час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 час
1
1
1
2
1
7 час.
1
1
1
2
1
1
5 час.
1
1
1
1
итого 35
№
занятия
1,2
Тематическое планирование на 20172018 уч.год в 6а,б кл.
Название разделов, темы уроков
Вводный тест: Анализ тестовых ситуаций
Раздел 1 «Познай себя»
7
колво
часов
2
5 час. 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Диагностика: «Твой стиль общения», «Любят ли тебя окружающие?
«Как ты относишься к своему здоровью», «Мир твоих увлечений»
«Расскажи мне обо мне»: практикум
«О культуре внутренней и внешней»
«В погоне за модой: культура внешнего вида»
Раздел 2 «Правила поведения в общественных местах»
«Культура межнационального общения»
«И в дружбе вежливость нужна»
Анализ поведения «Сцены из реальной жизни»
Конструктивное общение
Практикум “Учимся строить отношения”
Скованность или разболтанность?»
14, 15 Международный этикет.
Раздел 3 «Культура речевого общения»
Культура речи.
Диагностика “Умеешь ли ты слушать?”
Этикет собеседника
«И в споре вежливость нужна»
Ситуационные упражнения
Раздел 4 «Культура общения в семье»
Из истории семейных традиций “Законы гостеприимства”
«Сорока стрекочет – гостей пророчит»: этикет хозяина и гостя
«Живет в квартире № 8: поведение с соседями
«Если бы я был(а)… (мамой, папой)»
«Цени доверие к тебе»
Эстетика быта
Фантазии на тему домашней одежды
Бытовые трудности и гостеприимство
Ситуационные упражнения. Анализ видеосюжетов
Раздел 5 «Я и другие»
«Шестое чувство». О тактичности в общении
«Учимся тактичности» Тренинг
«Поучения на всякий случай»: поведение с незнакомыми
«Сигнал принят!»: позы, жесты, мимика в общении
Повторение, обобщение
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
8 час.
1
1
1
1
1
1
2
5 час.
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5 час.
1
1
1
1
1
34
Всего час.
Проведение уроков культуры общения требует четкого соблюдения возрастных
особенностей и уровня воспитанности каждого ребенка. Поэтому разделы повторяются по
темам, но предполагают более глубокое проникновение в духовный мир подростка по
содержанию.
Календарнотематический план включает в себя основное содержание всех разделов
курса с указанием бюджета времени на их изучение, составлено в соответствие с
примерной программой с учетом структуры учебных пособий. При планировании курса
учтено количество учебных недель.
Учебнометодический комплекс
Дидактическое
Методическое обеспечение
8 обеспечение
1. Л.Лихачева. Уроки
этикета.
Екатеринбург:
СреднеУральское кн.
Издво, 1996.
2. Энциклопедия
этикета” СП/б/,1997г.
Программа для гимназий «Культура общения». Камбулина И.П. Допущена ИДПОПР,
2002. Рецензент Суслова Г.П.
1. Все об этикете. – Ростов н/Д.: «Феникс» 1995
2. Энциклопедия хороших манер/ авт.сост. В.Пивовар – С/Пб.: ТОО «Диамант», 1996.
3 «Правила хорошего тона»/Сост. И.М.Лом. – Тула: «Ариель», 1997
4. Г.В.Бороздина. Психология делового общения. М.: «ИФРАМ». – 2000.
5. Школа этикета: поучения на всякий случай/ сост. Л.Лихачева. Екатеринбург: Средне
Уральское кн. Издво. – 1996.
6. «Этикет для девочек”/авт.сост. В.Иванова. М.: «Премьера», 1999.
Материальнотехническое и информационное обеспечение
Оборудование
АРМ учителя:
ПК
мультимедийный проектор;
демонстрационная ЖК–панель;
звуковые колонки
Вспомогательное оборудование
и устройства:
принтер ч/б и цветной
сканер
Детские Интернетресурсы
http
http
:// www
:// www
. ru / официальный вебсайт Президента Р.Ф.
. ru – официальный сайт Министерства образования и
. kremlin
. mon
. gov
науки РФ
. edu
. school
. it n . ru – российская версия международного проекта Сеть
. ru – федеральный портал «Российское образование»
. ru – российский общеобразовательный Портал
. edu
http
http
http
:// www
:// www
:// www
творческих учителей
:// www
:// www
. etiket
. etiquette
. ru / мир этикета
. ru / Этикет от «А» до «Я»
http://www.school.edu.ru/default.asp «Российский общеобразовательный
портал»
http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm «Базовые федеральные
образовательные порталы»
http://www.etikets.ru/ история этикета
http
http
http://www.etiquette.ru/faq/ этикет в вопросах и ответах
http://www.liveinternet.ru – этикет за границей
http://iskysstvoetiketa.com/ искусство этикета
http://www.koryazhma.ru/ деловой этикет
http://homefamily.rin.ru/ азбука делового общения
www
www
http
http
http
наукам
http://ihtik.lib.ru/dvd_anyencycl.rar Разнообразные энциклопедии, словари,
справочники
ru – сайт «Энциклопедия нашего детства»,
. info
библиотека книг
. ru библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным
. dumies
. dialektika
:// www
.7682.
. gumer
:// www
:// www
. ihtik
. lib
. com – издательский центр научнопопулярной литературы
. com. – этикет для «чайников»
. php
/ Name
_ Katalog
9 10
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.