Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Оценка 4.9

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Оценка 4.9
Документация
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
03.10.2017
Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Программа курса «Культура общения» включена в учебный план как предмет развивающего и познавательного характера для 5-6 классов, в которых реализуются программы ФГОС, направленные на пропедевтику социально-гуманитарного профиля. Целью данного курса является - научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях.Программа курса «Культура общения» включена в учебный план как предмет развивающего и познавательного характера для 5-6 классов, в которых реализуются программы ФГОС, направленные на пропедевтику социально-гуманитарного профиля.
Образовательная программа по культуре общения 5-6 кл 2017-2018 уч. г.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 23»          РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры общественных наук  МАОУ «Гимназия № 23»  зав. кафедрой __________/_________./ «_______»___________ 2017 г.      СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР  МАОУ «Гимназия № 23»  ___________/_________/ «_______»________ 2017 г.                УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Гимназия № 23» _____________/_____________. / «_______»___________ 2017 г. Образовательная программа  основного общего образования  учебного курса «Культура общения» для  5­6  классов на 2017­2018 учебный год Программу разработала педагог­библиотекарь: Камбулина Златорина Павловна 2017 г. город Троицк 1. Пояснительная записка Современная   система   образования   реализует   гуманистическую   личностно­ ориентированную   модель   образования,   которая   относится   к   инновационному   типу образования и ориентирована  на удовлетворение  образовательных  потребностей быстро меняющегося общества.  Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально­ экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения, культуру речевого поведения.  Невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определённых правил и норм общения. В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч с сотнями других людей.  Вопрос о том, как поступить, как вести  и как относиться к поведению другого в том или ином положении, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов и вкусов.  Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить своё достоинство, свои убеждения   и   не   обидеть   другого   человека,   нужно   учитывать   многие   обстоятельства, проявлять сдержанность, жизненный опыт, такт.  Гуманитарные   дисциплины,   к   которым   относится   «Культура   общения»   способны решить   современные   задачи   нравственного   воспитания,   эстетического   воспитания   и развития личности. Школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций.   В   указанный   период   жизни   ребёнок   умеет   согласовывать   свои   действия   с общественными нормами и, чем раньше он обратит внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем будет в будущей жизни.  Подросток,   который   не   умеет   общаться   со   сверстниками,   чувствует   себя уязвлённым,   отвергнутым.   Это   может   привести   к   резкому   понижению   самооценки, проявлению   робости   в   контактах,   застенчивости,   замкнутости   или   агрессивности, конфликтности. Курс «культура общения» способен помочь развивающейся личности разобраться в природе   моральных   ценностей,   образующих   стержень   духовности   и   культуры,   понять этическую основу и нормы человеческого общения, погрузить в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. В рамках основного общего образования изучение предмета «Культура общения» предполагается в 5­6 классах по 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю за счет часов школьного компонента).  Предмет «Культура общения» включена в учебный план как предмет развивающего и познавательного   характера   для   5аб,   6аб   классов,   в   которых   реализуются   программы, ФГОС,  направленные на пропедевтику социально­гуманитарного профиля.    Программа составлена на  основе  нормативных документов, обеспечивающих реализацию   федеральных   государственных   образовательных   стандартов   общего образования Федеральный уровень  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного 2 общего   образования»   (Зарегистрирован   Минюстом   России   01.02.2011   г.   №   19644)   // http   .  consultant    .  ru   /; http   ://   www   ://   www   .  garant    .  ru   / 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»   (Зарегистрирован   Минюстом   России   07.06.2012   г.   №   24480)   // http   .  consultant    .  ru   /; http   ://   www   ://   www   .  garant    .  ru   / 3.   Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации   от   09.04.2016   г.   №   637­р   «Об утверждении   Концепции   преподавания   русского   языка   и   литературы   в   Российской Федерации» Методические материалы      .  ru   /  .  ru   /  ://   fgosreestr  ://   fgosreestr Федеральный уровень Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего   образования   // http  Примерная   основная   образовательная   программа   среднего   общеего   образования   // http  Региональный уровень ­ Письмо Министерства  образования и науки Челябинской области от 20.06.2016 г, № 03/5409 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» // http://ipk74.ru/ ­ Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. № 03­ 02/2468   «О   внесении   изменений   в   основные   образовательные  npoграммы   начального общего,   основного   общего,   среднего   общего   образования   общеобразовательных организаций Челябинской области» ­ Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2016 г. № 03­ 02/2257 «О систематизации работы по реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинского области» ­ Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта 2015 г. № 03­02/1464   «О   внесении   изменений   в   основные   образовательные   программы   начального общего,   основного   общего,   среднего   общего   образования   общеобразовательных организаций Челябинской области». ­ Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. № 03­ 02/7732   «О   направлении   рекомендаций   по   вопросам   разработки   и   реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях» ­ Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей   при   разработке   общеобразовательными   учреждениями   основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. П. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, IO. 10. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н, Чипышева, Е. А. Солодкова, И, В, Латыпова, Т, П. Зуева; Мин­во образования и науки Челяб. обл.; Челяб, ин­т   переподгот.   и   повышения   квалификации   работников   образования.   ­   Челябинск: ЧИППКРО, 2013. ­ 164 с. ­   Методические   рекомендации   для   педагогических   работников   образовательных организаций   по   реализации   Федерального   закона   от   29.12.2012   г.   №   273­ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» / http  ­ Информационно­методические материалы о Федеральном законе or 29.12.2012 г. №273­ Ф3   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   для   учащихся   8­11   классов   / http://ipk74.ru/news.  ra   /  news.  ://   ipk   74.   Цель: Формирование первичных навыков культурного общения. Задачи: 3 1.  Формирование системы этических знаний        ­  познакомить   обучающихся   с основными законами и правилами  общения между сверстниками и  взрослыми людьми.     ­ научить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях. 2. Формирование прочных  поведенческих основ,  т.е.  формировать   коммуникативные умения, опыта их использования. Психологическое влияние на преобразование личности для последующей адаптации к жизни в обществе:     ­ воспитать любовь к человеку как собеседнику общения;         ­   развивать   любознательность,   познавательные   интересы,   творческие   способности; расширять кругозор. 2. Планируемые результаты освоения  курса «Культура общения» Личностные  результаты  самостоятельно выбирать, ориентироваться в культурных ценностях;   соотносить собственные материальные и духовные ценности с ценностями, признанными в среде сверстников, в мире взрослых, с вечными ценностями культуры.  корректно осуществлять и защищать свои личностные интересы;   общаться, не ущемляя интересов ни младших, ни старших, ни больных, ни оступившихся  планировать и корректировать очередной этап своей жизни  выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных  относиться к своей ошибке и ошибкам других как к полезному опыту.   демонстрировать культуру проявления и выражения чувств. Метапредметные результаты  Регулятивные • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; • умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять   способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой; • самостоятельно ставить и решать конкретные задачи, оценивать свой труд. Познавательные • определять круг своих интересов в различных областях знания; • умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом, обращаться к различным информационным источникам; • расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • перерабатывать информацию, преобразовывать её и представлять в виде схем, моделей,  сообщений; • объективно оценивать достоверность и значимость информации;  • освоить опыт проектной деятельности; Коммуникативные • учиться соотносить свои интересы и интересы своих одноклассников;  • критически относиться к своему мнению, принимать решения, выражать свои мысли,  помогать друг другу, договариваться с людьми иных позиций; • взаимодействовать с одноклассниками в поиске  информации и подготовке проектов; 4 Предметные результаты 5 класс  обучающийся научится: • элементарным знаниям по истории этикета и возникновения этикетных традиций, в т.ч.     приветствия, гостеприимства;  • применять принятые в культурном обществе нормы этикета и общения: в коллективе,  семье, обществе;  • выражать благодарность;   • нормам  культуры речи; • ценности семейной жизни. Осмысление понятий «мать» и «отец». Обучающийся получит возможность научиться: • вести себя в соответствии с нормами культуры общения; • развивать внимание к собственной речи и речи собеседника;  • использовать правила эффективного слушания; • корректировать свое общение в зависимости от ситуации;  • языку мимики, жестов и пантомимики в саморазвитии и в понимании другого человека; 6 класс. обучающийся научится: • применять правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных  ситуациях, т.ч. в семье, со сверстниками, со взрослыми, со знакомыми и незнакомыми  людьми • применять лингвистические формулы культуры. • использовать правила бесконфликтного общения; • самовыражаться и самореализовываться в одежде, прическе, макияже. • использовать культуру поздравления и подарка. Обучающийся получит возможность научиться: • правилам  и эталонам общения;  • применять  личностные качества  в общении; • понимать  причины  конфликтов, возникающих в общении людей,  • проявлять моральную и эмоциональную поддержку в общении: комплимент, любезность и др. формы проявления внимания; • различать социальные роли юношей и девушек, различие этикетных требований и правил; • понимать   равноправность   партнеров   по   общению   независимо   от   их   социального положения; • слушать и слышать друг друга, разговаривать друг с другом, двигаться к согласию, взаимопониманию и взаимной поддержке; • проявлять культуру общения через улыбку, взгляд, голос, походку, пластику движений, осанку, манеру поведения .  3. Содержание предмета «Культура общения» Содержание и методика   преподавания культуры общения многообразны и объёмны. Количество   правил   поведения,   сложившегося   в   течение   длительного   исторического развития   общества   и   закрепившегося   по   причине   своей   ценности   для   человеческого общения, очень большое.    рассуждения, Для   эффективности   занятий   используются   разнообразные   формы   работы:   беседа, рассказы,   использование психологических   и   этических   тестов   в   помощь   осознания   своего   поведения,   споры, дискуссии,   деловые,   ролевые   игры,   инсценирование   жизненных   ситуаций,   кино­видео­ уроки.   Практические   занятия   –     поездки   и   посещения   различных   культурно­   обсуждения   проблемных   ситуаций, 5 просветительных   учреждений;   организация   и   проведение   общешкольных   и   классных праздников. Одной из основных особенностей методики преподавания  курса является: создание атмосферы непринуждённости, доверительного общения, заинтересованности, чтобы шёл живой разговор, откровенный обмен мнениями. Групповые занятия являются групповым тренингом с целью вовлечения   каждого учащегося в практическое овладение изучаемых форм общения и поведения.   Суть занятий в максимальной приближенности к реальной поведенческой практике школьника. Программа состоит из 5 разделов: 5   класс.   Раздел   1.   Этикет   и   время:  знакомство   обучающихся   с   понятием   этикета, историей этикета в России, интересными и курьёзными примерами из истории этикета,  с этикетом   других   стран,     с   великими   об   этикете,   с   народной   мудростью   (пословицы, поговорки   и т. д.)   Знакомство с основными нравственными категориями и понятиями; приобщение к общепринятым нормам воспитанности и поведения с другими людьми.  6 класс Раздел 1 «Познай себя» 5,6 кл. Раздел 2. Правила поведения в общественных местах. После изучения данного раздела обучающиеся овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, в театре, в храме,  дома, в гостях). 5,6   кл.Раздел   3.   Культура   речевого   общения.    Обучающиеся   узнают,  зачем   нужны вежливые   слова,  учатся   умению   слушать,  как   поддержать   беседу,   написанию   писем, телефонному   этикету,   а   также   этикету   приветствия   и   знакомства,   применению   других распространённых речевых конструкций в различных жизненных ситуциях. 5,6   кл.   Раздел     4.   Культура   общения     в   семье.   Зарождение   семейных  культурных традиций. Исторические традиции «Домостроя».  Ценности семейной жизни.  Осмысление понятий   «мать»   и   «отец».   Что   означает   быть   родителями?   Отношения   подчинения   и сотрудничества,   влияния,   взаимовлияния.  Чуткость,   сыновья   почтительность,   эмпатия, память.  Осознание   роли   старшего   (помощника,   советчика)   во   взаимоотношениях   с младшими. В этом блоке обучающиеся знакомятся с основные правилами  гостеприимства, а также узнают как вести себя в гостях, кому что дарить, как принимать гостей, правила поведения за столом.  Во   время   занятий,   которые   строятся   в   форме   беседы   с   элементами   психологических тренингов и игры, с обучающимися  предполагается обсудить проблемы взаимоотношений в семье.  5,6 кл. Раздел 5. «Я и другие»  Подросток стремится к своей личной значимости. Он нуждается в личностном росте, в самоукреплении, в защищенности, в понимании и принятии себя другими, в обществе своих сверстников и в общении со взрослыми. Этот раздел предполагает изучение с подростками культурных способов  поведение в школе,  общения и взаимодействия   взрослых и детей, старших и младших, учителей и учеников, а также ребят между собой. Уделяется   внимание   правилам   этикета   в   молодёжной   моде,   умению   быть   аккуратным, следить за внешним видом Проведение   уроков   культуры   общения   требует   четкого   соблюдения   возрастных особенностей   и   уровня   воспитанности   каждого   ребенка.   Поэтому   разделы   в   6   классе повторяются по темам, но предполагают более глубокое проникновение в духовный мир подростка по содержанию. Календарно­тематический план включает в себя основное содержание всех разделов курса   с   указанием   бюджета   времени   на   их   изучение,     составлено   в   соответствие   с примерной программой с учетом структуры учебных пособий. При планировании курса учтено количество учебных недель.  Тематическое планирование на 2017­2018 уч.год в 5а,б кл. 6 № занятия Название  разделов, темы уроков кол­во часов 1 6 час 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22­23 24 25 26 27 28,29 30 31 32 33 34 35 Введение. Этикет или культура общения? Раздел 1. Этикет и время.   История этикета Этикет в России  «Юности   честное   зерцало   или  Показание   к   житейскому   обхождению, собранное от разных авторов»)   Народная мудрость в этикетных правилах Трансформация этикета во времени Проверочная работа по 1 разделу Раздел 2. Правила поведения в общественных местах. Школьный этикет. Правила внутреннего распорядка Школьный этикет в знаках и рисунках: урок творчества Правила  на каждый день  «Мы по улице идём» Этикет зрителя «Уж театр полон» «Осторожно, двери  закрываются…» Этикет покупателя Интернет – общественное место? Правила поведения в Сети Проверочная работа по 2 разделу   Раздел 3. Культура речевого общения. Как зарождалась речь «Здравствуйте…» Приветствия у разных народов  Из истории слов «Нет мук сильнее муки слова» Этикет собеседника: практикум «Говори правильно»  Практическая работа Раздел  4. Культура общения  в семье.   «Мой дом – моя крепость» Ты и имя твоё Тест «Твои отношения с родителями» «Раздели печаль и радость»: поведение в кругу семьи «Загляните в мамины глаза» Ситуационные упражнения: итоговое к раделу Раздел 5.   Я и другие   Завтрашний характер в сегодняшнем поступке Никто не лучше никого Путешествие по стране Толерантности  Повторение: наблюдаем, анализируем, делаем выводы 1 1 1 11 час. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 час 1 1 1 2 1 7 час. 1 1 1 2 1 1 5 час. 1 1 1 1 итого  35 № занятия 1,2 Тематическое планирование на 2017­2018 уч.год в 6а,б кл. Название  разделов, темы уроков Вводный тест: Анализ тестовых ситуаций  Раздел 1 «Познай себя» 7 кол­во часов 2 5 час. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Диагностика: «Твой стиль общения», «Любят ли тебя окружающие? «Как  ты относишься к своему здоровью», «Мир твоих увлечений» «Расскажи мне обо мне»: практикум «О культуре внутренней и внешней» «В погоне за модой: культура внешнего вида» Раздел 2 «Правила поведения в общественных местах» «Культура межнационального общения» «И в дружбе вежливость нужна» Анализ поведения «Сцены из реальной жизни» Конструктивное общение Практикум “Учимся строить отношения” Скованность или разболтанность?» 14, 15 Международный этикет.  Раздел 3  «Культура  речевого общения» Культура речи. Диагностика “Умеешь ли ты слушать?” Этикет собеседника «И в споре вежливость нужна»  Ситуационные упражнения Раздел 4 «Культура общения в семье» Из истории семейных традиций “Законы гостеприимства” «Сорока стрекочет – гостей пророчит»: этикет хозяина и гостя «Живет в квартире № 8: поведение с соседями «Если бы я был(а)… (мамой, папой)»  «Цени доверие к тебе» Эстетика быта Фантазии на тему домашней одежды Бытовые трудности и гостеприимство Ситуационные упражнения. Анализ видеосюжетов Раздел 5 «Я и другие»  «Шестое чувство». О тактичности в общении «Учимся тактичности» Тренинг «Поучения на всякий случай»: поведение с незнакомыми «Сигнал принят!»: позы, жесты, мимика в общении Повторение, обобщение 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 8 час. 1 1 1 1 1 1 2 5 час. 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 час. 1 1 1 1 1 34 Всего час. Проведение   уроков   культуры   общения   требует   четкого   соблюдения   возрастных особенностей и уровня воспитанности каждого ребенка. Поэтому разделы повторяются по темам,   но   предполагают   более   глубокое   проникновение   в   духовный   мир   подростка   по содержанию. Календарно­тематический план включает в себя основное содержание всех разделов курса   с   указанием   бюджета   времени   на   их   изучение,     составлено   в   соответствие   с примерной программой с учетом структуры учебных пособий. При планировании курса учтено количество учебных недель.  Учебно­методический комплекс Дидактическое Методическое обеспечение 8 обеспечение 1. Л.Лихачева. Уроки  этикета.  ­Екатеринбург:  Средне­Уральское кн.  Изд­во, 1996. 2. Энциклопедия  этикета” ­ СП/б/,1997г. Программа для гимназий «Культура общения». Камбулина И.П. Допущена ИДПОПР,  2002. Рецензент Суслова Г.П. 1. Все об этикете. – Ростов н/Д.: «Феникс» ­ 1995  2. Энциклопедия хороших манер/ авт.­сост. В.Пивовар – С/Пб.: ТОО «Диамант», 1996.  3 «Правила хорошего тона»/Сост. И.М.Лом. – Тула: «Ариель», 1997  4. Г.В.Бороздина. Психология делового общения. М.: «ИФРА­М». – 2000.  5. Школа этикета: поучения на всякий случай/ сост. Л.Лихачева. Екатеринбург: Средне­ Уральское кн. Изд­во. – 1996. 6. «Этикет для девочек”/авт.­сост. В.Иванова.­ М.: «Премьера», 1999.   Материально­техническое и информационное обеспечение Оборудование АРМ учителя: ­ ПК ­ мультимедийный проектор; ­ демонстрационная ЖК–панель; ­ звуковые колонки Вспомогательное оборудование  и устройства: ­ принтер ч/б и цветной ­ сканер Детские  Интернет­ресурсы http  http   ://   www   ://   www   .  ru   / ­ официальный веб­сайт Президента Р.Ф.  .  ru  –   официальный   сайт   Министерства   образования   и  .  kremlin    .  mon    .  gov  науки РФ  .  edu   .  school    .  it  ­  n  .  ru  –   российская   версия   международного   проекта   Сеть  .  ru    – федеральный портал «Российское образование»  .  ru – российский общеобразовательный Портал  .  edu  http  http  http   ://   www   ://   www   ://   www  творческих учителей  ://   www   ://   www   .  etiket    .  etiquette    .  ru   / ­ мир этикета  .  ru   / ­ Этикет от «А» до «Я» http://www.school.edu.ru/default.asp «Российский общеобразовательный  портал» http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm «Базовые федеральные  образовательные порталы» http://www.etikets.ru/  ­ история этикета http  http  http://www.etiquette.ru/faq/ ­этикет в вопросах и ответах http://www.liveinternet.ru – этикет за границей http://iskysstvoetiketa.com/ ­ искусство этикета http://www.koryazhma.ru/ ­ деловой этикет http://homefamily.rin.ru/ ­ азбука делового общения www  www  http  http  http  наукам   http://ihtik.lib.ru/dvd_any­encycl.rar  ­  Разнообразные   энциклопедии,  словари, справочники  ru – сайт «Энциклопедия нашего детства»,  .  info    ­ библиотека книг   .  ru    ­ библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным  .  dumies    .  dialektika    ://   www   .76­82.    .  gumer  ://   www     ://   www   .  ihtik    .  lib   .  com – издательский центр научно­популярной литературы  .  com. – этикет для «чайников»  .  php   /  Name    _  Katalog   9 10

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса

Образовательная программа по культуре общения в 5-6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2017