Образовательная программа школьного научного кружка «Юные исследователи»

  • Исследовательские работы
  • Научно-исследовательская работа
  • Образовательные программы
  • docx
  • 09.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный школьный научный кружок позволит выполнить одну из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки различных исторических материалов. Очень важно привить любовь учащихся к науке со школьной скамьи. Это способствует появлению достойных ученых среди подрастающего поколения. Также Школьный научный кружок призван стать дополнительной площадкой для исследований и изучений малоизученных исторических тем. Кроме того, кружок позволит решить проблему отсутствия обособленного предмета по изучению истории родного края - в рамках кружка огромное время будет удалено изучению истории Чечни. Таким образом, благодаря кружковой деятельности мы сможем дать детям те знания и умения, которые не всегда обозначены учебными программами по истории и нет возможности дать на уроках. Курс рассчитан на 34 часа, из них часть учебного времени выделена на практические заняти и исследовательскую деятельность с учетом полученных знаний и умений, а также на выездные мероприятия образовательного и научного характера.
Иконка файла материала ШНК.docx
Частное общеобразовательное учреждение  «Премьер» Утверждаю: Директор ЧОУ «Премьер» ____________/Магамедова А.Б./ «___»_______2016г. Образовательная программа школьного научного кружка «Юные исследователи» на 2016­2017 учебный год Руководитель: Арби Дундаевич Шамаев,  учитель истории и обществознания Участники: учащиеся 5­6 классовГрозный­2016 Структура программы 1. Пояснительная записка 2. Особенности методики обучения 3. Условия реализации программы 4. Планируемые результаты 5. Основное содержание программы 6. Календарно­тематическое планированиеПояснительная записка Данный школьный научный кружок позволит выполнить одну из форм  дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность,  самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки  различных исторических материалов. Очень важно привить любовь учащихся  к науке со школьной скамьи. Это способствует появлению достойных ученых  среди подрастающего поколения. Также Школьный научный кружок призван  стать дополнительной площадкой для исследований и изучений  малоизученных исторических тем. Кроме того, кружок позволит решить  проблему отсутствия обособленного предмета по изучению истории родного  края ­ в рамках кружка огромное время будет удалено изучению истории  Чечни.  Таким образом, благодаря кружковой деятельности мы сможем дать  детям те знания и умения, которые не всегда обозначены учебными  программами по истории и нет возможности дать на уроках. Курс рассчитан на 34 часа, из них часть учебного времени выделена на  практические заняти и исследовательскую деятельность  с учетом полученных знаний и умений, а также на выездные мероприятия образовательного и  научного характера. Цель курса:  ­ развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся,  познавательной активности учащихся и интереса к истории; ­ развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений привлекать  дополнительный материал, анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы); ­ выявление и поддержка детской одаренности; ­ совершенствование деятельности образовательного учреждения во вне  учебное время Задачи курса:  1. Формировать систему исторических взглядов учащихся.2. Развивать интерес к исследованию 3. Создавать условия, способствующих повышению уровня образованности  учащихся. 4. Развивать способности, творческие возможности, кругозор учащихся. Направления деятельности: 1. организация исследовательской деятельности учащихся; 2. участие в научно­практических конференциях; 3. участие в олимпиадах различного уровня; 4. активное участие в жизни школы; 5. и другие. Особенности методики обучения Выполнение намеченных задач будет осуществляться на основе  личностно­ориентированного подхода. Основными формами проведения  занятий будут: лекции, беседы, экскурсии, практикумы, встречи с  интересными людьми и т.п.          Методы работы: поисковый, исследовательский.         Условия реализации программы. При работе на занятиях учащиеся используют тетради, ручки,  компьютер, интерактивную доску и т.д. Получают практические навыки  работы с историческими источниками, беседуют с авторитетнейшими в  области исторического научного знания, людьми.         Предполагаемый результат:   В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка. При решении задач результат может быть только положительным.Учащиеся должны знать: 1. Что такое исследовательская работа 2. Иметь представление о вспомогательных исторических дисциплинах  ­геральдика, нумизматика, сфрагистика, метрология, ономастика,  топонимика. 3. Правила написания исследовательских работ. 4. и другое.        Учащиеся должны уметь: 1. Собирать информацию; 2. Записывать полученные данные; 3. Обрабатывать полученную информацию; 4. Анализировать конкретно­исторические сведения; 5. Владеть историко­биографической информацией; 6. Работать с научно­популярной и справочной литературой; 7. Анализировать и сопоставлять факты. Режим занятий. Продолжительность Периодичность в лекционных занятий. 1час неделю. 1 раз Количество часов в неделю. Количество часов в год. 1 час 34часа Содержание  программы:           1. Введение 1 час. Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием программы.   Исторические   источники:   материальные   и   духовные.   ВИД   – вспомогательные исторические дисциплины. 2. Поисково­исследовательская работа учащихся 1 час.  Подходы к проблеме   мотивации   в   школе   и   учебно­исследовательской   деятельности. Основы   исследовательских   работ.   Подготовительный   период   висследовательской работе. Сбор материала и принципы работы с ним. Как оформить   результаты   исследования.   Приложения.   Консультации   по написанию исследовательских работ.  3.   Вспомогательные   исторические   дисциплины   (Палеография, Нумизматика, Метрология) Внешние признаки рукописей, материал для письма. Алфавит и графика букв, художественные украшения.  Изучение   первых   денежных   систем,   монеты   и   бумажные   деньги, обращение.   денежное           Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и   веса   (тяжести),   поверхности   (площади)   и   вместимости   (объема),   их соотношение мер. современной системой   с       4.   Вспомогательные   исторические   дисциплины   (Хронология, Сфрагистика, Геральдика). Различные системы исчисления времени, методика обработки прямой и косвенной датирующей информации.  Печати и их роль в историческом процессе. Документы с печатями и без них. Отдельные печати. Гербы   как   символические   знаки   отличия   отдельных   лиц,   фамилий, родов, областей, городов, государств, учреждений. Герб семьи и мой личный герб. 5.   Вспомогательные   исторические   дисциплины   (Ономастика, Топонимика, Генеалогия) Собственные имена в истории. Связь с лингвистикой. Закономерности и  разные категории имен. Мое имя.  Географические   названия   в   истории   страны,   региона,   малой   родины. Мой край, мой район, мое село.  Изучение и составление родословных. Династии Рюриковичей и  Романовых в истории страны. Родословная моей семьи и рода. 6. Мастер­класс от Шамаева Арби Дундаевича, учителя истории и  обществознания по сбору, анализу и изложению научной информации.Как собирать необходимую информацию, как правильно составлять  план изучения темы, анализ полученной информации, анализ и сопоставление  фактов.       7. Выезд в Национальную библиотеку ЧР им. А. Айдамирова.  (изучение и сбор информации).  Экскурсия по библиотеке, оформление билетов для учащихся, изучение  необходимой литературы. 8. Выступление учащихся с докладами о полученной информации, ее  анализа и изложения. 9. Лекция: «Наш край в далеком прошлом». Первые данные о нашем крае, предки чеченцев. 10. Лекция: «Складывание раннефеодальных отношений на  территории Чечни с V века до начала XIII в.». 11. Лекция: «Предки чеченцев в  XIII­XV веках.».  Культура и быт чеченцев в период XIII­XV вв., общие представления о  родном крае в указанный период. 12. Лекция: «Хозяйство и быт чеченцев». 13. Выезд в Национальный музей ЧР Экскурсия: (ознакомление с предметами хозяйства и быта». Экскурсия по Национальному музею ЧР, наглядное представление предметов  исторической значимости, носящие информацию о хозяйстве и быте чеченцев. 14. Лекция: «Борьба чеченцев против нашествия Чингизидов». 15. Лекция: «Нашествие Тимура и борьба за независимость». Сопротивление чеченцев, военное мастерство чеченцев. 16. Лекция: «Культура чеченцев в XIII­XV». 17. Лекция: «Памятники архитектуры чеченцев». Башенная архитектура чеченцев, датировка, особенности, виды и т.д. 18. Практикум: Доклады и презентации учащихся. Выступление учащихся с докладами на изученные темы.19. Практикум: Доклады и презентации учащихся. Выступление учащихся с докладами на изученные темы. 20. Лекция: «Великие чеченские исторические личности». Александр Чеченский, Ханпаша Нурадилов, Мовлади Висаитов, Асланбек  Шарипов, Маташ Мазаев, Алавди Устарханов и т.д. 21. Лекция: «Чеченцы в период Первой мировой войны». Генерал Александр чеченский, Абубакар Джургаев – маленький герой  большой войны. 22.Лекция: «Чеченцы в период революции 1917 года». Деникинская армия, деятельность Асланбека Шарипова, установление  большевистской власти на территории Чечни. 23. Лекция: «Роль ЧИАССР в период Великой Отечественной войны». Фальсификация исторических фактов, активное участие чеченцев в борьбе  против фашистской Германии, выход М. Висаитова на Эльбу, водружение  флага СССР над рейхстагом, могучая тактика ведения боя тяжелой техникой  Маташа Мазаева и т.д. 24. Заседание: «Выбор учащимися тем для научно­исследовательской  деятельности». Определение участниками кружка различных исторических тем для  дальнейших исследований и разработки ее. 25. Встреча с интересным человеком. 26. Изучение выбранных тем для научно­исследовательской  деятельности. 27. Сбор информации по изучаемым темам (посещение школьной, городской, национальной библиотек). 28. Выезд в Архивное управление Правительства ЧР. Изучение архивных документов. 29. Анализ и обработка полученной информации. 30. Выезд в грозненский Дом печати. (Ознакомление с деятельностью публицистов).Беседа с редакторами, знакомства с публицистикой. 31. Итоговые доклады учащихся об исследованных темах. Выводы, доработки, оформления и т.д. 32. Итоговое оформление и представление докладов на публикацию в  научный журнал. Представление готовых статей на решение о публикации. 33. Лекция: «Творчество чеченских деятелей искусства». Выезд в Государственную галерею имени А.А. Кадырова Драматическая история художника 19 века П.З. Захаров, искусства Илеса  Таатева и т.д. 34. Итоговое заседание кружка. Подведение итогов деятельности кружка. Календарно­тематический план № 1. 2. 3. 4. 5. Тема и вид деятельности Вводное занятие. Поисково­исследовательская работа учащихся. Вспомогательные исторические дисциплины (Палеография, нумизматика, метрология). Вспомогательные исторические дисциплины (хронология, сфрагистика, геральдика). Вспомогательные исторические дисциплины (Ономастика, топонимика, генеалогия). 6. Мастер­класс от Шамаева Арби Дундаевича, учителя  7. 8. истории и обществознания по сбору, анализу и  изложению научной информации. Выезд в Национальную библиотеку ЧР им. А.  Айдамирова.  (изучение и сбор информации) Выступление учащихся с докладами о полученной  информации, ее анализа и изложения. Лекция: «Наш край в далеком прошлом» 9. 10. Лекция: «Складывание раннефеодальных отношений на территории Чечни с V века до начала XIII в.» Дата проведения План Факт Примечан К. ч. 1 1 1 1 1 1 ­ 1 1 111. Лекция: «Предки чеченцев в  XIII­XV веках.» 12. Лекция: «Хозяйство и быт чеченцев». 13. Выезд в Национальный музей ЧР Экскурсия: (ознакомление с предметами хозяйства и  быта». 14. Лекция: «Борьба чеченцев против нашествия  Чингизидов». 15. Лекция: «Нашествие Тимура и борьба за  независимость». 16. Лекция: «Культура чеченцев в XIII­XV». 17. Лекция: «Памятники архитектуры чеченцев». 18. Практикум: Доклады и презентации учащихся.  19. Практикум: Доклады и презентация учащихся. 20. Лекция: «Великие чеченские исторические  личности». 21. Лекция: «Чеченцы в период Первой мировой  войны». 22. Лекция: «Чеченцы в период революции 1917 года».  23. Лекция: «Роль ЧИАССР в период Великой  24. Отечественной войны». Заседание: «Выбор учащимися тем для научно­ исследовательской деятельности». Встреча с интересным человеком. 25. 26. Изучение выбранных тем для научно­ исследовательской деятельности.  27. Сбор информации по изучаемым темам (посещение школьной, городской, национальной  библиотек). Выезд в Архивное управление Правительства ЧР. 28. 29. Анализ и обработка полученной информации. 30. Выезд в грозненский Дом печати. (Ознакомление с деятельностью публицистов) 31. Итоговые доклады учащихся об исследованных темах 32. Итоговое оформление и представление докладов на  публикацию в научный журнал. 33. Лекция: «Творчество чеченских деятелей искусства». Выезд в Государственную галерею имени А.А.  Кадырова 34. Итоговое заседание кружка. 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 1 ­ 1 1 ­ 1 Руководитель кружка оставляет за собой право при необходимости на  изменение распорядка деятельности кружка в интересах его участников. Помимо указанной в календарно­тематическом плане деятельности, в  рамках кружка будет проходить подготовка участников на мартовскуюнаучно­практическую конференцию, на олимпиады как внутришкольных, так  и внешкольных. Также участники кружка будут заниматься оформлением  стенгазет на исторические и праздничные темы, кроме того, будут  организовывать  различные тематические мероприятия по необходимости  (день конституции, день города воинской славы и т.п.).