Образовательная робототехника как эффективный инструмент формирования инженерного мышления во внеурочной деятельности

  • Образовательные программы
  • docx
  • 25.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раскрывается содержание STEM-обучения, как эффективного инструмента для развития компетенций в рамках естественно научных и технических дисциплин, его преимущества перед традиционным способом обучения наукам. Описывается положительный опыт реализации инженерного образования школьников и формирование инженерного мышления обучающихся во внеурочной деятельности «Образовательная робототехника»
Иконка файла материала Образовательная робототехника _статья_мышл.docx
Горбачева Елена Николаевна Учитель информатики  МОУ СОШ с УИОП №16  г. Комсомольск­на­Амуре  Хабаровский край Образовательная робототехника как эффективный инструмент формирования инженерного мышления во внеурочной деятельности В   2014   году   в   своем   послании   Федеральному   Собранию   президент   Российской Федерации В.В. Путин указал на то, что инженерное образование в РФ нужно вывести на мировой   уровень.   Ведь   сегодня   лидерами   глобального   развития   становятся   те   страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости. Закономерно появляется вопрос: «Как этого добиться?». Один из возможных путей решения этого вопроса ­ STEM­обучение. Давайте разберемся что это такое. По данным исследований LEGO Foundation (2016), OECD (2016­2017)  65%   нынешних   учеников   начальных   классов   будут   работать   по   специальностям, несуществующим на текущий момент 30­45% профессий будут автоматизированы в ближайшие 20­30 лет 80%  рабочих  мест  к  2020  году   будут  требовать   наличия  у  сотрудников,   развитых STEM компетенций Аббревиатура  STEM  расшифровывается   как «Science,  Technology,  Engineering  and Mathematics» ­ наука, технология, инженерия и математика STEM  –   образовательная   политика   и   связанные   с   этим   методические   технологии, призванные развивать компетенции в рамках естественно научных и технических дисциплин. Методика STEM означает включение инженерно­проектной деятельности в структуру прочих дисциплин, позволяя ученикам учиться на собственном практическом опыте. Так   чем   же   отличается   данная   система   образования   от   традиционного   способа обучения наукам? STEAM­образование подразумевает смешанную среду, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике.  Благодаря STEM­ подходу   дети   могут   вникать   в   логику   происходящих   явлений,   понимать   их   взаимосвязь, изучать мир системно. Все это, в свою очередь, обеспечивает кардинально новый уровень развития ребенка. 10 преимуществ STEM­образования 1. Интегрированное   обучение   по   «темам»,   а   не   по   предметам.   Комбинирование предметных областей. 2. Применение научно­технических знаний в реальной жизни. 3. Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем. 4. Повышение уверенности в своих силах. Создание персонально значимых результатов. 5. Активная   коммуникация   и   командная   работа.   Мотивационное   образовательное окружение. Эмоциональный интеллект. 6. Развитие интереса к техническим дисциплинам.7. Креативные   и   инновационные   подходы   к   проектам.   Вариативность   создаваемых решений 8. Работа над ошибками, дебагинг. 9. Мост между обучением и карьерой. Подготовка детей к технологическим инновациям жизни, к вызовам будущего. 10. STEM как дополнение школьной программе Образовательная   робототехника   является   эффективным   инструментом   организации STEM­обучения. Реализуемая мною программа внеурочной деятельности «Робототехника» основана  на   STEM­методике.   Практическим   заданиям   отводится   до   90%   времени.   При создании   проектов,   учащиеся   затрагивают   все   научные   дисциплины.   Они   изучают   их комплексно,   без   отрыва   друг   от   друга.   Ребята   проявляют   креативность   и   способность критически посмотреть на задачу, найти нестандартный подход к её решению.  «Робототехника»   ­   это практический  курс,   в   котором   реализуются  практические знания, которые были получены при изучении математики, физики, информатики, технологии и   других   предметов.   Робототехника,   синтезирующая   технические   знания,   раскрывает учащимся   способы   применения   этих   знаний   в   разных   областях   деятельности   человека, формирует инженерное мышление обучающихся. Большую роль в изучении робототехники отвожу самостоятельной и проектной деятельность обучающихся, которая способствует их творческому развитию. В процессе инженерного исследования, обучающиеся создают или улучшают прототип. Ребятам приходится использовать свои знания по нескольким дисциплинам, что способствует формированию у них естественно­научной картины мира. Образовательная   робототехника   удачно   дополняет   школьное   образование   по техническим   предметам.   Ученики   погружаются   в понимание   самой   сути   предмета,   его применения в практической сфере. Реализуя проекты по робототехнике учащиеся принимают активное   участие   в   научно­практических   конференциях   разного   уровня,   соревнованиях   и фестивалях   (Технофест,   Робофест,   PROFEST).   Они   приобретают   навыки   практического решения   актуальных   инженерно­технических   задач   и   работы   с   техникой.   Школьники получают   возможность   реально   оценить   уровень   освоения   и   применения   своих профессиональных компетенций инженерного направления.  Через образовательную робототехнику мною реализуется ранняя профориентация и профессиональная подготовка учащихся. Стимулирую интерес детей к сфере инноваций и высоких технологий, знакомлю с перспективными профессиями «цифрового производства». У обучающихся   развиваются   навыки   практического   решения   задач   в   конкретных профессиональных   ситуациях.   Совершенствуются   навыки   самостоятельной   работы, развивается   профессиональное   мышление   и   повышается   ответственность   за   выполняемую работу. У детей развиваются навыки командной работы при сохранении понимания личной ответственности за конечный результат, развиваются soft­компетенции. Считаю,   что  образовательная   робототехника   эффективный   инструмент   реализации инженерного образования школьников, формирующий инженерное мышление и позволяющий создать высокотехнологичную образовательную среду. Список литературыМатериалы вебинара «Современные образовательные технологии и методики обучения ­ 2018» в рамках проекта «Школа талантливого учителя», спикер Яна Литовченко https://innovationhouse.org.ua/ru/statti/obrazovanie­stem­i­steam­dobavte­nemnogo­ tvorchestva­k­nauke/ http://iac.kz/ru/events/razvitie­stem­obrazovaniya­v­mire­i­kazahstane http://edurobots.ru/2017/05/obrazovatelnaya­robototexnika­instrument­inzhenernogo­ obrazovaniya­shkolnikov/

Посмотрите также