ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
классное руководство +1
Взрослым
08.04.2019
В данной статье мы рассматриваем образовательную среду учреждения высшего образования как ресурс формирования родительских компетенций у студентов, а также готовности студенческой молодёжи к родительству. Этот ресурс, а именно учреждение высшего образования – Барановичский государственный университет, даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура – это те инструменты, с помощью которых общество готовит новое поколение к жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных потребностей» [1, с. 21]. Для того, чтобы стать грамотной и развитой личностью и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы возможность освоить накопленный предшествующими поколениями опыт с помощью общения, игровой, учебной деятельности, ощутить и осознать многообразие мира, его объектов, явлений, оценить их значение, приобрести компетентность в использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого-педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций: как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда.
Цель исследования – выявление готовности студенческой молодёжи к родительству на базе Барановичского государственного университета.
Материал и методы. Исследование проводилось в учреждении образования «Барановичский государственный университет» среди студентов 2 и 4 курса факультета славянских и германских языков Выборка составила 84 человека: 21 мальчик и 21 девочка из каждого курса. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Святощик.rtf (5).docx
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС
ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И
ПЕДАГОГОВ
Святощик М.И.
магистрант 1 курса БарГУ, г.Барановичи, Республика Беларусь
Научный руководитель – Клещёва Е.А., канд. пед. наук, доцент
В данной статье мы рассматриваем образовательную среду учреждения
высшего образования как ресурс формирования родительских компетенций у
студентов, а также готовности студенческой молодёжи к родительству. Этот
ресурс, а именно учреждение высшего образования – Барановичский
государственный университет, даёт возможность эффективного взаимодействия
педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура – это
те инструменты, с помощью которых общество готовит новое поколение к
жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных
потребностей» [1, с. 21]. Для того, чтобы стать грамотной и развитой личностью
и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы возможность освоить
накопленный предшествующими поколениями опыт с помощью общения,
игровой, учебной деятельности, ощутить и осознать многообразие мира, его
объектов, явлений, оценить их значение, приобрести компетентность в
использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день
в психологопедагогической науке образование рассматривается с нескольких
позиций: как образовательная система, как образовательный процесс, как
образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат
процесса и как образовательная среда.
Цель исследования – выявление готовности студенческой молодёжи к
родительству на базе Барановичского государственного университета.
Материал и методы. Исследование проводилось в учреждении
образования «Барановичский государственный университет» среди студентов 2
и 4 курса факультета славянских и германских языков Выборка составила 84
человека: 21 мальчик и 21 девочка из каждого курса. Для реализации цели
исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа,
анкетирование.
Результаты и их обсуждение. После проведения анкетирования на базе
Барановичского государственного университета и обработки анкет по блокам
готовности к родительству, мы выявили проблему – не готовность студенческой
молодёжи к родительству. Анкета состояла из 16 вопросов, как закрытого
характера, так и открытого. После того, как студенты прошли анкетирование,
мы приступили к обработке анкет. Обработка была разделена на блоки в
соответствии с ответами студентов на вопросы. Первый блок был – целесообразность подготовки к родительству. Результаты, в процентной
составляющей, показали, что студенты не готовы к родительству. 2 блок
представление о роли семьи в жизни человека показал, что студенческая
молодёжь имеет представление о семьи, и все знания были получены от их
родителей, родственников, но при этом студенты, в свои 1921 год не осознают
всю ответственность. 3 блок – готовность иметь детей, в процентном
соотношении 80%: 20% показал, что респонденты совершенно не готовы иметь
детей. Что же могло бы на это повлиять? Почему в стране все больше и больше
неблагополучных семей, или семей, где присутствует только один родитель, а
также повышается показатель разводов. Это нам удалось выяснить в блоках 4 и
5: «Представления о родительских компетенциях» и « Представления о
собственной родительской компетентности». Большая половина респондентов, а
именно 76% студенческой молодёжи не готовы стать родителями, так как не
хватает теоретических знаний о том, как воспитывать ребёнка, что с ним делать
и как стать хорошим родителем, ведь наше будущее – это наши дети. В нашем
исследовании мы также учли гендерный аспект: отдельно проанализировав
ответы девушек и парней. По результатам исследования и анализа по
разработанным нами блокам, мы выяснили, что девушки, как будущие мамы
совершенно не возлагают на себя большой ответственности как будущие мамы.
Им кажется, что быть матерью – это совсем просто, но на самом деле – это
огромный труд, в то время как будущие отцы – мужская половина
респондентов, осознаёт всю ответственность, но не имеют желания и готовности
стать родителем.
Исследовав и изучив образовательную среду учреждения высшего
образования как условие формирования родительских компетенций, мы смело
можем сказать, что образовательная среда как ресурс эффективного
взаимодействия, тесно связана с институтом семьи.
Образовательная среда является неотъемлемой частью общественной
системы. Связь образования и среды подчеркивалась в различные исторические
периоды. Так, Я. А. Коменский обозначал взаимовлияние образования и среды
друг на друга [2, с. 53]. Он утверждал, что невозможно стать образованным без
воспитания и обучения. Об организации данного процесса заботится
государство, общество, семья. В то же время образование непосредственно
влияет на мирный либо конфликтный образ жизни общества, государства.
На сегодняшний день очень востребована подготовка студентов в аспекте
их будущего родительства, а также подготовка студентов к работе с
родителями. Студенты углубленно изучают теоретические положения курсов
«Педагогика», «Основы педагогики», «Теоретические основы социальной
работы», практические занятия, связанные с тематикой работы с семьей,
помогают решить вышеназванные вопросы. Готовность человека к любой
деятельности можно выразить следующим образом: готовность – это желание +
знание + умение. Поэтому в работе со студентами необходимо создать среду,
организовать деятельность, которая позволит субъекту сформировать у себя родительские компетенции, а также научиться работать с родителями детей, т.к.
многие студенты будут в будущем выполнять функции классного руководителя.
На семинарских занятиях развиваются в частности аспекты формирования
ответственности за благополучие своей семьи, ведь это одна из целей будущего
родителя. Студенты обсуждают закономерности построения и развития семьи,
пути ее создания, определение правил, традиций, норм поведения в семье,
методы нахождения своей родословной, проблемы ценностных отношений в
семье сегодня и завтра. В работе используются различные коммуникативные
технологии, тренинги, практикумы, ролевые игры. Знакомят студентов также с
методами наблюдения, анкетирования, с методикой и тематикой проведения
индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний.
Цель таких занятий состоит в том, чтобы студенты понимали всю
ответственность будущих родителей, знали как поступить в той или иной
ситуации, как решить конфликтные
вопросы, наладить семейные
взаимоотношения, получить умения решать практические педагогические
задачи, связанные с воспитанием детей в семьях с различными традициями.
Занятия рассчитаны на определенный жизненный опыт студентов,
приобретенный ими в семье родителей или в процессе создания своей семьи.
Полученные на занятиях знания помогают студентам найти ответы на
интересующие их вопросы, которые появляются у молодых супругов, создавших
семью в ходе обучения в университете.
На практических занятиях в первую очередь рассматриваются вопросы
семьи на макроуровне, в контексте социальных институтов. Затем обсуждаются
социально значимые проявления жизненного цикла и далее – микроуровень
межличностных взаимодействий внутри семьи с выделением аспектов
родительства как особого феномена в структуре различных функций семьи.
Кроме этого, способы построения наилучшего взаимодействия в семье и
способы повышения компетенций родителей, формирование терпимости по
отношению к детям, толерантности по отношению к другим людям. Больше
внимание уделяется знакомству студентов с литературой по соответствующей
направленности. В ходе обучения реализовывается принцип «от общего к
частному», осуществляется обращение к личному опыту студентов, их
ориентация на выполнение своей будущей родительской и педагогической
миссии как способа преобразования мира.
Заключение. Знания, приобретенные студентами в процессе обучения,
позволяют им поиному взглянуть на развитие своей родительской
компетентности, что, надеемся, в будущем поможет им стать хорошими
супругами и родителями, правильно реализовывать свои гендерные роли.
Литература:
1. Кошевой, О.С. Организация управления образовательной средой вуза на
основе системного подхода // Образовательные ресурсы и технологии. –
№1, 2012. – С. 68–71. 2. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет.
– Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.