ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Оценка 4.8

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
классное руководство +1
Взрослым
08.04.2019
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
В данной статье мы рассматриваем образовательную среду учреждения высшего образования как ресурс формирования родительских компетенций у студентов, а также готовности студенческой молодёжи к родительству. Этот ресурс, а именно учреждение высшего образования – Барановичский государственный университет, даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура – это те инструменты, с помощью которых общество готовит новое поколение к жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных потребностей» [1, с. 21]. Для того, чтобы стать грамотной и развитой личностью и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы возможность освоить накопленный предшествующими поколениями опыт с помощью общения, игровой, учебной деятельности, ощутить и осознать многообразие мира, его объектов, явлений, оценить их значение, приобрести компетентность в использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого-педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций: как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда. Цель исследования – выявление готовности студенческой молодёжи к родительству на базе Барановичского государственного университета. Материал и методы. Исследование проводилось в учреждении образования «Барановичский государственный университет» среди студентов 2 и 4 курса факультета славянских и германских языков Выборка составила 84 человека: 21 мальчик и 21 девочка из каждого курса. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Святощик.rtf (5).docx
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ Святощик М.И. магистрант 1 курса БарГУ, г.Барановичи, Республика Беларусь Научный руководитель – Клещёва Е.А., канд. пед. наук, доцент В   данной   статье   мы   рассматриваем   образовательную   среду   учреждения высшего образования как ресурс   формирования родительских компетенций у студентов, а также готовности студенческой молодёжи к родительству. Этот ресурс,   а   именно   учреждение   высшего   образования   –   Барановичский государственный университет, даёт возможность эффективного взаимодействия педагога и учащегося, а также института семьи. «Образование и культура – это те   инструменты,   с   помощью   которых   общество   готовит   новое   поколение   к жизнедеятельности, к реализации своих биологических, социальных, духовных потребностей» [1, с. 21].  Для того, чтобы стать грамотной и развитой личностью и индивидуальностью, необходима среда, которая дала бы возможность освоить накопленный   предшествующими   поколениями   опыт   с   помощью   общения, игровой,   учебной   деятельности,   ощутить   и   осознать   многообразие   мира,   его объектов,   явлений,   оценить   их   значение,   приобрести   компетентность   в использовании различных жизненных стратегий поведения. На сегодняшний день в психолого­педагогической науке образование рассматривается с нескольких позиций:   как   образовательная   система,   как   образовательный   процесс,   как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда. Цель   исследования   –   выявление   готовности   студенческой   молодёжи   к родительству на базе Барановичского государственного университета.  Материал   и   методы.  Исследование   проводилось   в   учреждении образования «Барановичский государственный университет» среди студентов 2 и 4 курса факультета славянских и германских языков Выборка составила  84 человека:   21   мальчик   и   21   девочка   из   каждого   курса.   Для   реализации   цели исследования   были   использованы   следующие   методы:   наблюдение,   беседа, анкетирование.  Результаты и   их обсуждение.  После проведения анкетирования на  базе Барановичского государственного университета  и обработки анкет по блокам готовности к родительству, мы выявили проблему – не готовность студенческой молодёжи   к   родительству.   Анкета   состояла   из   16   вопросов,   как   закрытого характера, так и открытого. После того, как студенты прошли анкетирование, мы   приступили   к   обработке   анкет.   Обработка   была   разделена   на   блоки   в соответствии   с   ответами   студентов   на   вопросы.   Первый   блок   был   – целесообразность   подготовки   к   родительству.   Результаты,   в   процентной составляющей,   показали,   что   студенты   не   готовы   к   родительству.   2   блок   ­ представление   о   роли   семьи   в   жизни   человека   показал,   что   студенческая молодёжь   имеет   представление   о   семьи,  и   все   знания   были   получены   от   их родителей, родственников, но при этом студенты, в свои 19­21 год не осознают всю   ответственность.   3   блок   –   готовность   иметь   детей,   в   процентном соотношении 80%: 20% показал, что респонденты совершенно не готовы иметь детей. Что же могло бы на это повлиять? Почему в стране все больше и больше неблагополучных семей, или семей, где присутствует только один родитель, а также повышается показатель разводов. Это нам удалось выяснить в блоках 4 и 5:   «Представления   о   родительских   компетенциях»   и   «   Представления   о собственной родительской компетентности». Большая половина респондентов, а именно 76% студенческой молодёжи не готовы стать родителями, так как не хватает теоретических знаний о том, как воспитывать ребёнка, что с ним делать и как стать хорошим родителем, ведь наше будущее – это наши дети. В нашем исследовании   мы   также   учли   гендерный   аспект:   отдельно   проанализировав ответы   девушек   и   парней.   По   результатам   исследования   и   анализа   по разработанным  нами блокам, мы выяснили, что девушки, как будущие мамы совершенно не возлагают на себя большой ответственности как будущие мамы. Им кажется, что быть матерью – это совсем просто, но на самом деле – это огромный   труд,   в   то   время   как   будущие   отцы   –   мужская   половина респондентов, осознаёт всю ответственность, но не имеют желания и готовности стать родителем.  Исследовав   и   изучив   образовательную   среду   учреждения   высшего образования как условие формирования родительских компетенций, мы смело можем   сказать,   что   образовательная   среда   как   ресурс   эффективного взаимодействия, тесно связана с институтом семьи.  Образовательная   среда   является   неотъемлемой   частью   общественной системы. Связь образования и среды подчеркивалась в различные исторические периоды. Так, Я. А. Коменский обозначал взаимовлияние образования и среды друг на друга [2, с. 53]. Он утверждал, что невозможно стать образованным без воспитания   и   обучения.   Об   организации   данного   процесса   заботится государство,   общество,   семья.   В   то   же   время   образование   непосредственно влияет на мирный либо конфликтный образ жизни общества, государства.  На сегодняшний день очень востребована подготовка студентов в аспекте их   будущего   родительства,   а   также   подготовка   студентов   к   работе   с родителями.  Студенты   углубленно   изучают   теоретические   положения   курсов «Педагогика»,   «Основы   педагогики»,   «Теоретические   основы   социальной работы»,   практические   занятия,   связанные   с   тематикой   работы   с   семьей, помогают   решить   вышеназванные   вопросы.   Готовность   человека   к   любой деятельности можно выразить следующим образом: готовность – это желание + знание + умение. Поэтому в работе со студентами необходимо создать среду, организовать   деятельность,  которая   позволит   субъекту   сформировать   у   себя родительские компетенции, а также научиться работать с родителями детей, т.к. многие студенты будут в будущем выполнять функции классного руководителя. На семинарских занятиях развиваются в частности аспекты формирования ответственности за благополучие своей семьи, ведь это одна из целей будущего родителя. Студенты обсуждают закономерности построения и развития семьи, пути   ее   создания,   определение   правил,   традиций,   норм   поведения   в   семье, методы   нахождения   своей   родословной,   проблемы   ценностных   отношений   в семье   сегодня   и   завтра.  В   работе   используются   различные   коммуникативные технологии, тренинги, практикумы, ролевые игры. Знакомят студентов также с методами   наблюдения,   анкетирования,   с   методикой   и   тематикой   проведения индивидуальных консультаций с родителями, родительских собраний.  Цель   таких   занятий   состоит   в   том,   чтобы   студенты   понимали   всю ответственность   будущих   родителей,   знали   как     поступить   в   той   или   иной ситуации,   как   решить   конфликтные     вопросы,   наладить   семейные взаимоотношения,   получить   умения   решать   практические   педагогические задачи,   связанные   с   воспитанием   детей   в   семьях   с   различными   традициями. Занятия   рассчитаны   на   определенный   жизненный   опыт   студентов, приобретенный ими в семье родителей или в процессе создания своей семьи. Полученные   на   занятиях   знания   помогают   студентам   найти   ответы   на интересующие их вопросы, которые появляются у молодых супругов, создавших семью в ходе обучения в университете. На   практических   занятиях   в   первую   очередь   рассматриваются   вопросы семьи на макроуровне, в контексте социальных институтов. Затем обсуждаются социально   значимые   проявления   жизненного   цикла   и   далее   –   микроуровень межличностных   взаимодействий   внутри   семьи   с   выделением   аспектов родительства как особого феномена в структуре различных функций семьи. Кроме этого, способы построения наилучшего взаимодействия в семье и способы   повышения   компетенций   родителей,   формирование   терпимости   по отношению   к   детям,   толерантности   по   отношению   к   другим   людям.   Больше внимание уделяется знакомству студентов с литературой по соответствующей направленности.   В   ходе   обучения   реализовывается   принцип   «от   общего   к частному»,   осуществляется   обращение   к   личному   опыту   студентов,   их ориентация   на   выполнение   своей   будущей   родительской   и   педагогической миссии как способа преобразования мира. Заключение.  Знания,   приобретенные   студентами   в   процессе   обучения, позволяют   им   по­иному   взглянуть   на   развитие   своей   родительской компетентности,   что,   надеемся,   в   будущем   поможет   им   стать   хорошими супругами и родителями, правильно реализовывать свои гендерные роли. Литература: 1. Кошевой, О.С. Организация управления образовательной средой вуза на основе системного подхода // Образовательные ресурсы и технологии. – №1, 2012. – С. 68–71. 2. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019