Экспедиция «Сокровища» Костюковщины
Автор: Чехунова Алла Ивановна,
государственное учреждение
образования «Средняя школа №2
г. Костюковичи»,
учитель начальных классов
Телефон: +375(25)7389629
Обоснование целесообразности и актуальность проекта
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Одна из главных задач школы – вырастить поколение людей, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».
Воспитание патриотических чувств нужно начинать с раннего возраста. Задумавшись об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события; и любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, услышал слова отца и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Это обуславливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в данном направлении [2, с. 48].
Образовательное путешествие «Экспедиция «Сокровища Костюковщины» предлагает методические формы и приемы организации патриотического воспитания учащихся во внеклассной работе через изучение объектов родного города.
Проект разработан и апробирован во 2 классе государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Костюковичи».
Указом Президента Республики Беларусь
2018 год был объявлен Годом малой родины, а в дальнейшем и 2019-2020 гг. В 2018 году город Костюковичи отмечал своё 510-летие, а также 75-летие освобождения Костюковичского района от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому проект посвящен нашей малой родине, Костюковщине.
Малая родина – это местность, где ты родился. Будь то город, село или хутор. Это твои соседи, друзья, школа, любимая работа.
Город Костюковичи – это наша малая родина. Все мы по праву гордимся своим городом, своей малой родиной, которую любим всем сердцем.
У нашего города славная история и добрые традиции. Всем нам хочется видеть свой город красивым и богатым. Главное богатство нашего города – люди, которые в нем живут. Люди – это не только основа и опора города, но и государства. Мы живем в великой стране и будущее ее нам небезразлично. Живут в Костюковичах и наши дети. Им продолжать дело, преумножать славу, вносить свой вклад в общее благосостояние и процветание города, укреплять традиции. На примере жизни и деятельности лучших людей города закладываются основы нравственного воспитания наших воспитанников, их культурно - духовного развития, формируются нормы поведения детей, раскрываются внутренний мир и духовные качества личности.
Изучение истории родного города, участие в его жизни способствует формированию личности, самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения,
активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель: формирование чувства гордости за родной город Костюковичи; составление карты «Сокровища Костюковщины».
Задачи:
образовательные:
ü исследовать объекты города Костюковичи;
ü приобщить учащихся к культуре своей малой родины;
воспитательные:
ü формировать у учащихся начальных классов интерес и уважительное отношение к малой родине;
развивающие:
ü развивать у детей эмоции, воображение и фантазию, умение сотрудничать.
Применение методики образовательного путешествия раскрывает большие возможности для решения поставленных задач.
Формы работы:
- групповая (разделение на мини группы для выполнение работы);
- индивидуальная (задания маршрутного листа разделили внутри группы, у каждого участника своё задание);
-коллективная (создание карты);
- работа с родителями.
В начальной школе работа с родителями занимает особое место. В силу возрастных особенностей младшим школьникам необходима индивидуальная помощь. В ходе реализации проекта родители помогают организовать экскурсии, оказывают помощь учащимся при выполнении индивидуальных заданий.
Образовательное путешествие организуется во внеклассной работе и предполагает три этапа: подготовка, работа на маршруте и подведение итогов.
Подготовительный этап
Учащиеся начальных классов имеют свои особенности: мыслят образами, активны, эмоциональны и т.д. По этой причине с ними целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Поэтому на время реализации проекта наш класс превращается в Поисковый учебно-исследовательский центр, во главе которого – педагог-тьютор. Обучающиеся класса – «юные следопыты», которые разделились на 5 поисково-исследовательских групп по интересам. Каждая поисковая группа выбирает командира и направление исследовательской деятельности. Направления, по которым идёт поисковая работа:
- военно-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- профориентационное;
- эколого-биологическое.
Каждая поисковая группа придумывает себе название в зависимости от выбранного направления: «Историки», «Спортсмены», «Этнографы», «Ремесленники», «Экологи».
На учебно-исследовательском совете, в состав которого входят командиры исследовательских групп, принимается решение: с целью изучения малой родины поисково-исследовательским группам отправиться в экспедицию «Сокровища Костюковщины».
На собрании Центра педагог-тьютор знакомит «юных следопытов» с целью, задачами, планом экспедиции. В экспедиции «юным следопытам» предлагается использовать карту, на которой в изображенных «куфрах» хранятся «сокровища». Задача «следопытов» - в течение 4 месяцев (I полугодие) исследовать содержимое «куфров» по своим направлениям и открыть «сокровища» Костюковщины. Карта экспедиции
Коллективно разрабатывается карта образовательного путешествия. Под руководством педагога – тьютора каждая поисково-исследовательская группа составляет свой маршрутный лист.
Карта образовательного путешествия
№ маршрута |
Направления маршрута |
Поисково-исследовательская группа |
I |
Костюковщина Героическая и Независимая |
Историки |
II |
Костюковщина Спортивно-оздоровительная |
Спортсмены |
III |
Костюковщина Экологическая |
Экологи |
IV |
Костюковщина Трудолюбивая |
Ремесленники |
V |
Костюковщина Духовно-нравственная |
Этнографы |
Работа на маршруте
Маршрут I. Костюковщина Героическая и Независимая.
Исполнители: Историки.
Объекты исследования:
· Улица Зиньковича (в честь Героя Советского Союза).
Задания:
- Пройдите по улице, изучите расположенные на ней объекты.
- Спросите у взрослых, почему улица так называется.
- Подготовьте информацию о Герое Советского Союза,
М. И. Зиньковиче.
· Аллея Славы, мемориал Великой Отечественной войны.
Задания:
- Посетите мемориал и Аллею Славы.
-Найдите в книге «Память» информацию об освобождении Костюковичского района от немецко-фашистских захватчиков.
- Подготовьте рисунки на тему «Я рисую мир».
- Примите участие в акции «Ветеран живёт рядом»
· Районный краеведческий музей.
Задания:
- Посетите в музее зал, посвященный Великой Отечественной войне.
-Узнайте у учителя истории имена земляков, которым присвоено звание Героя Советского Союза.
- Подготовьте рассказ-сообщение «Следы войны в нашей семье».
Ресурсная карта.
- Районный краеведческий музей.
- Родители.
- Учитель истории.
- Библиотека.
- Интернет.
Маршрут II. Костюковщина Спортивно-оздоровительная.
Исполнители: Спортсмены.
Объекты исследования:
ü Физкультурно-оздоровительный центр «Физкультура и здоровье».
Задания:
- Посетите с родителями ФОЦ и узнайте, какие группы открыты для взрослых и детей.
ü Детская, юношеская спортивная школа.
Задания:
- Узнайте у учителя физической культуры и здоровья, какие секции работают в ДЮСШ.
- Подготовьте информацию, кто из спортсменов-земляков прославил нашу малую родину.
Задания:
ü УЗ «Костюковичская районная больница».
Задания:
- Узнайте у взрослых историю Костюковичской больницы.
- Посетите с родителями больницу, узнайте, врачи каких специальностей работают в больнице.
- Напишите мини-сочинение «Врач – это…»
Ресурсная карта.
- ФОЦ «Здоровье и спорт».
- ДЮСШ.
- Районная больница.
- Родители.
- Учитель физической культуры и здоровья.
Маршрут III. Костюковщина Экологическая.
Исполнители: Экологи.
Объекты исследования:
§ ГЛХУ «Костюковичский лесхоз».
Задания:
- Экскурсия в лесхоз.
- Подготовьте рисунки на тему «Животные и растения, которые живут в Костюковичском районе».
- Выучите или сочините загадки о животных родного края.
§ Урочище Боровец.
§ Задания:
- Проведите с родителями выходной день в зоне отдыха «Боровец».
- Подготовьте памятку «Правила поведения на природе».
§ УКП «Водоканал».
Задания:
- Экскурсия на предприятие.
- Подготовьте сообщение «Значение и охрана воды».
Ресурсная карта.
- Костюковичский лесхоз.
- УКП «Водоканал».
- Родители.
- Библиотека.
- Интернет.
Маршрут IV. Костюковщина Трудолюбивая.
Исполнители: Ремесленники.
Объекты исследования:
Ø ОАО «Белорусский цементный завод».
Задания:
- Совершить видео круиз «БЦЗ – гордость Костюковщины».
- Встреча с родителями, работающими на БЦЗ.
- Подготовить информацию о профессиях, необходимых на заводе.
Ø Дом ремёсел.
Задания:
- Экскурсия в дом ремёсел.
- Участие в мастер-классе «Город мастеров» (по интересам).
- Самостоятельное изготовление изделий ДПИ.
Ø Редакция районной газеты «Голас Касцюкоўшчыны”.
Задания:
- Узнать у членов семьи, как давно выписывают районную газету. Почему?
- Посещение редакции районной газеты «Голас Касцюкоўшчыны”.
- Выпустить классную газету.
Ресурсная карта.
- Дом ремесел.
- Редакция районной газеты.
- Родители.
Маршрут V. Костюковщина Духовно-нравственная.
Исполнители: Этнографы
Объекты исследования:
Крестовоздвиженская церковь и костёл Святой троицы.
Задания:
- Посетить храмы в городе с родителями.
- Узнать у служителей церкви правила поведения в храме.
- Нарисовать храмы нашего города.
Детская районная библиотека им. А. Письменкова.
Задания:
- Экскурсия в библиотеку «Путешествие в книжный мир».
- Принять участие в литературной гостиной «Малая родина в творчестве писателей-земляков».
- Написать стихотворения на тему «Костюковщина – родина моя».
Аллея Дружбы.
Задания:
- Изучить объекты, расположенные вдоль аллеи Дружбы.
- Узнать у директора школьного музея историю появления аллеи Дружбы в нашем городе.
- Подготовить и провести игровую программу «У друзей нет выходных».
Ресурсная карта.
- Крестовоздвиженская церковь.
- Костёл Святой троицы.
- Детская районная библиотека.
- Директор школьного музея.
Итоги образовательного путешествия
Ежемесячно на классном часу подводились промежуточные итоги экспедиции. В результате на карте вместо «куфров» появлялись «сокровища» -
исследованные объекты нашего города. Ребята презентовали свои отчеты в творческой форме.
Карта, составленная в ходе Экран «Наши открытия»
путешествия
Самым активным «следопытам» вручались разноцветные именные «ключики». Красный ключик – 1 место, жёлтый – 2 место, зелёный – 3 место. Ключики размещались на экране «Наши открытия». При подведении итогов были отмечены самые активные «следопыты» и поисково-исследовательские группы путём подсчета, сделанных «открытий».
Критерии и показатели эффективности
В конце путешествия ребятам было предложено:
· обсудить за круглым столом интересные и понравившиеся моменты, сложности и трудности, с которыми они столкнулись при совершении образовательного путешествия;
· рассказать, с чем справились на собственный взгляд хорошо, а с чем можно было бы ещё поработать.
Проанализировав работу всех групп, переходим к оценке самого образовательного путешествия.
Ребятам предлагается заполнить таблицу:
Что изучили |
Что можно использовать |
Что стало понятнее из своего маршрута |
Что захотелось узнать подробнее |
|
Историки |
||||
Спортсмены |
||||
Экологи |
||||
Ремесленники |
||||
Этнографы |
По результатам заполнения этих листов, можно сделать вывод об успешности формирования метапредметных результатов.
Ожидаемые результаты:
личностные:
- воспитание чувства гордости за свой город;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- развитие мотивов учебной деятельности учащихся, формирование у них
личностного смысла учения;
метапредметные:
- планирование небольшого по объему высказывания (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- смысловое чтение;
- нахождение и выделение под руководством учителя необходимой информации;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения.
Рекомендуемая литература
1. Борисенко, Н.С. Наш край Могилевский / Н. С. Борисенко. - Могилев: Информационное агентство «Могилевские ведомости», 2016.- 744с.
2. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010.- 208с.
3. Памяць: Касцюковіцкі раён: Гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі / Рэд. кал.: М. Р. Барысаў і інш.- Мінск: Вышэйшая школа, 2000. – 525 с.
4. Современные формы воспитательной работы в начальной школе: методические разработки / Т.М. Мавлютова, Т.М. Дименкова и др.; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашиной. - Мозырь: Содействие, 2012. – 240с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.