Образовательное путешествие "Экспедиция "Сокровища Костюковщины"
Оценка 5

Образовательное путешествие "Экспедиция "Сокровища Костюковщины"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история
1 кл—4 кл
26.02.2020
Образовательное путешествие "Экспедиция "Сокровища Костюковщины"
Образовательное путешествие _ Экспедиция_ Сокровища Костюковщины.docx

 

 

 

 

 

 

        

 

 

Экспедиция «Сокровища» Костюковщины

Автор: Чехунова Алла Ивановна,

                                                                              государственное учреждение

образования «Средняя школа №2

                                                                               г. Костюковичи»,

                                                                               учитель начальных классов

                                                                             Телефон: +375(25)7389629

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

         Обоснование целесообразности и актуальность проекта

         Патриотическое     воспитание    подрастающего      поколения    всегда   являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и  юность  –   самая  благодатная  пора  для  привития  священного  чувства  любви    к   Родине.  

          Одна  из  главных  задач  школы  –     вырастить   поколение  людей,  благородных,   готовых   к   подвигу,   тех,   которых   принято   называть  коротким и ёмким словом «патриот».

          Воспитание  патриотических  чувств  нужно  начинать  с  раннего  возраста.  Задумавшись об истоках  патриотических  чувств,  мы  всегда обращаемся к впечатлениям детства. Это и дерево под окном, и родные  напевы, и поразившие нас когда-то факты и события; и любовь к месту,  где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, услышал  слова  отца  и  повторил  их,  познавая  красоту  родного  языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?

            Задача  педагога  –  отобрать  из  массы  впечатлений,  получаемых  ребенком,  наиболее  доступные  ему:  природа  и  мир  животных  дома;  труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к  которым     привлекается    внимание     детей,   должны     быть    яркими,  образными,  конкретными,  вызывающими  интерес.  Это  обуславливает  необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в  данном направлении [2,  с. 48].

https://content.schools.by/sad-smolyan/banners/2019-04-22/gmrr.jpg           Образовательное путешествие «Экспедиция «Сокровища Костюковщины» предлагает  методические формы и приемы организации  патриотического  воспитания  учащихся во внеклассной работе через  изучение  объектов родного города.

          Проект разработан и апробирован во 2 классе государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Костюковичи».

         Указом Президента Республики Беларусь

2018 год был объявлен  Годом малой родины, а в дальнейшем и 2019-2020 гг.  В 2018 году город Костюковичи отмечал своё 510-летие, а также 75-летие освобождения Костюковичского района от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому проект посвящен нашей малой родине,  Костюковщине.

         Малая родина – это местность, где ты родился. Будь то город, село или хутор. Это твои соседи, друзья, школа, любимая работа.

x_31384438      Город Костюковичи – это наша малая родина.   Все  мы  по  праву  гордимся своим городом,  своей  малой  родиной,  которую любим всем сердцем. 

         У  нашего  города  славная  история  и добрые  традиции.  Всем  нам  хочется  видеть  свой  город  красивым  и  богатым.  Главное  богатство  нашего  города –  люди,  которые  в  нем  живут.  Люди –  это  не  только  основа  и  опора города, но и государства. Мы живем в великой стране и будущее  ее  нам  небезразлично.  Живут  в Костюковичах и  наши дети.  Им  продолжать дело,  преумножать  славу,  вносить  свой  вклад  в  общее  благосостояние и процветание города, укреплять традиции. На примере  жизни  и  деятельности  лучших  людей  города  закладываются  основы  нравственного     воспитания    наших     воспитанников,     их    культурно - духовного     развития,     формируются       нормы     поведения      детей,  раскрываются внутренний мир и духовные качества личности.                

           Изучение истории  родного     города,   участие    в   его  жизни    способствует  формированию личности, самоутверждению человека, стимулирует его  социальную, творческую активность.

           Детский  возраст  является  наиболее  оптимальным  для  системы  гражданско-патриотического воспитания, так как это период  самоутверждения,     

активного    развития    социальных      интересов    и  жизненных идеалов.

https://www.syl.ru/misc/i/ai/169617/639657.jpg   Цель: формирование чувства гордости за родной город Костюковичи;  составление карты  «Сокровища Костюковщины».

         Задачи:

         образовательные:

ü исследовать объекты города Костюковичи;

ü приобщить учащихся  к культуре своей малой родины;

воспитательные:

ü формировать у учащихся начальных классов интерес и уважительное отношение к малой родине;

развивающие:

ü развивать у детей эмоции, воображение и фантазию, умение сотрудничать.

  Применение методики образовательного путешествия раскрывает большие возможности для решения поставленных задач.

         Формы работы:

         - групповая (разделение на мини группы для выполнение работы);

         - индивидуальная (задания маршрутного листа  разделили внутри группы, у каждого участника своё задание);

         -коллективная  (создание карты);

         - работа с родителями.

         В начальной школе работа с родителями занимает особое место. В силу возрастных особенностей младшим школьникам необходима индивидуальная помощь. В ходе реализации проекта родители помогают организовать экскурсии, оказывают помощь учащимся при выполнении индивидуальных заданий.

         Образовательное путешествие организуется во внеклассной работе и предполагает три этапа: подготовка,  работа на маршруте и подведение итогов.

           Подготовительный этап

Учащиеся начальных классов имеют свои особенности: мыслят образами, активны, эмоциональны и т.д. По этой причине с ними целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия.  Поэтому на время реализации проекта наш класс превращается в Поисковый учебно-исследовательский центр, во главе которого – педагог-тьютор. Обучающиеся класса – «юные следопыты», которые разделились на 5 поисково-исследовательских групп по интересам. Каждая поисковая группа выбирает командира и направление исследовательской деятельности. Направления, по которым идёт  поисковая работа:

- военно-патриотическое;

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- профориентационное;

- эколого-биологическое.

 Каждая поисковая группа придумывает себе название в зависимости от выбранного направления: «Историки», «Спортсмены», «Этнографы», «Ремесленники», «Экологи».

IMG_20190605_100942.jpgНа учебно-исследовательском совете, в состав которого входят командиры исследовательских групп, принимается решение: с целью изучения малой родины поисково-исследовательским группам отправиться в экспедицию «Сокровища Костюковщины». 

На собрании Центра педагог-тьютор знакомит «юных следопытов» с целью, задачами, планом экспедиции.  В экспедиции «юным следопытам» предлагается использовать карту, на которой в изображенных «куфрах» хранятся «сокровища». Задача «следопытов» - в течение 4 месяцев (I полугодие) исследовать содержимое «куфров» по своим направлениям         и открыть «сокровища»  Костюковщины.                                                           Карта  экспедиции                 

Коллективно разрабатывается карта образовательного путешествия. Под руководством педагога – тьютора каждая поисково-исследовательская группа составляет свой маршрутный лист.

Карта образовательного путешествия

маршрута

 

Направления маршрута

 

Поисково-исследовательская группа

I

Костюковщина

Героическая и Независимая

Историки

II

Костюковщина

Спортивно-оздоровительная

Спортсмены

III

Костюковщина

Экологическая

Экологи

IV

Костюковщина

Трудолюбивая

Ремесленники

V

Костюковщина

Духовно-нравственная

Этнографы

 

Работа на маршруте

         Маршрут I. Костюковщина Героическая и Независимая.

Исполнители: Историки.

Объекты исследования:

·        Улица  Зиньковича  (в честь Героя Советского Союза).

Задания:

000235_378468- Пройдите по улице, изучите расположенные на ней объекты.

- Спросите у взрослых, почему улица так называется.

- Подготовьте информацию о Герое Советского Союза,

М. И.  Зиньковиче.

·        Аллея Славы, мемориал Великой Отечественной войны.

Задания:

- Посетите мемориал и Аллею Славы.

         -Найдите в книге «Память» информацию об освобождении Костюковичского района от немецко-фашистских захватчиков.

Подготовьте  рисунки  на тему «Я рисую мир».

- Примите участие в  акции «Ветеран живёт рядом»

·         Районный краеведческий музей.

Задания:

- Посетите в музее зал, посвященный Великой Отечественной войне.

         -Узнайте у учителя истории имена земляков,  которым присвоено звание Героя Советского Союза.

- Подготовьте рассказ-сообщение «Следы войны в нашей семье».

         Ресурсная карта.

         - Районный краеведческий музей.

         - Родители.

         - Учитель истории.

- Библиотека.

- Интернет.

 

Маршрут II. Костюковщина Спортивно-оздоровительная.

Исполнители: Спортсмены.

Объекты исследования:

ü Физкультурно-оздоровительный центр «Физкультура и здоровье».

Задания:

https://m.belta.by/images/storage/photonews/000049_444637_big.jpg         - Посетите с родителями ФОЦ и узнайте, какие группы открыты для взрослых и детей.

ü Детская, юношеская спортивная школа.

Задания:

         - Узнайте у учителя физической культуры и здоровья, какие секции работают в ДЮСШ.

         - Подготовьте информацию, кто из спортсменов-земляков прославил нашу малую родину.

Задания:

ü  УЗ «Костюковичская районная больница».

    Задания:

    - Узнайте у взрослых  историю Костюковичской больницы.

    -  Посетите с родителями больницу, узнайте, врачи каких специальностей работают в больнице.

    -  Напишите мини-сочинение «Врач – это…»

         Ресурсная карта.

         - ФОЦ «Здоровье и спорт».

         - ДЮСШ.

         - Районная больница.

         - Родители.

         - Учитель физической культуры и здоровья.

 

         Маршрут III. Костюковщина Экологическая.

https://www.kostukovichileshoz.by/images/content/str/Kostiukovichskoe.jpgИсполнители: Экологи.

Объекты исследования:

§  ГЛХУ «Костюковичский лесхоз».

Задания:

- Экскурсия в лесхоз.

         - Подготовьте рисунки на тему «Животные и растения, которые живут в Костюковичском районе».

         - Выучите или сочините загадки о животных родного края.

§  Урочище Боровец.

§  Задания:

- Проведите с родителями выходной день в зоне отдыха «Боровец».

- Подготовьте памятку «Правила поведения на природе».

§  УКП «Водоканал».

Задания:

- Экскурсия на предприятие.

- Подготовьте сообщение «Значение и охрана воды».

        

         Ресурсная карта.

         - Костюковичский лесхоз.

         - УКП «Водоканал».

         - Родители.

         - Библиотека.

         - Интернет.

 

x_7246501Маршрут IV. Костюковщина Трудолюбивая.

Исполнители: Ремесленники.

Объекты исследования:

Ø ОАО «Белорусский цементный завод».

Задания:

- Совершить видео круиз «БЦЗ – гордость Костюковщины».

- Встреча с родителями, работающими на БЦЗ.

- Подготовить  информацию о профессиях, необходимых на заводе.

Ø Дом ремёсел.

Задания:

- Экскурсия в дом ремёсел.

- Участие в мастер-классе «Город мастеров» (по интересам).

- Самостоятельное изготовление изделий ДПИ.

Ø Редакция районной газеты «Голас Касцюкоўшчыны”.

Задания:

         - Узнать у членов семьи, как давно выписывают районную газету. Почему?

- Посещение редакции районной газеты «Голас Касцюкоўшчыны”.

- Выпустить классную газету.

         Ресурсная карта.

         - Дом ремесел.

         - Редакция районной газеты.

         - Родители.

 

         Маршрут V. Костюковщина Духовно-нравственная.

Исполнители: Этнографы

Объекты исследования:

*    x_31349099Крестовоздвиженская церковь и костёл Святой троицы.

Задания:

- Посетить храмы в городе с родителями.

- Узнать у служителей церкви  правила поведения в храме.

- Нарисовать храмы нашего города.

*    Детская районная библиотека им. А. Письменкова.

Задания:

- Экскурсия в библиотеку «Путешествие в книжный мир».

         - Принять участие в литературной  гостиной «Малая родина в творчестве писателей-земляков».

https://ic.pics.livejournal.com/postalovsky_a/32225144/2056762/2056762_900.jpg         - Написать стихотворения на тему  «Костюковщина – родина моя».

*    Аллея Дружбы.

Задания:

- Изучить объекты, расположенные вдоль аллеи Дружбы.

         - Узнать у директора школьного музея историю появления аллеи Дружбы в нашем городе.

         - Подготовить и провести игровую  программу «У друзей нет выходных».

         Ресурсная карта.

         - Крестовоздвиженская церковь.

         -  Костёл Святой троицы.

- Детская районная библиотека.

- Директор школьного музея.

Итоги образовательного путешествия

         Ежемесячно на классном часу подводились промежуточные итоги экспедиции. В результате на карте вместо «куфров» появлялись «сокровища» -

исследованные объекты нашего города. Ребята презентовали свои отчеты в  творческой форме.

Карта, составленная в ходе                                Экран «Наши открытия»

             путешествияIMG_20190626_145121.jpg0-02-04-d97cb337f7d281f2942e5a3c032ec72f8b187646795c33ca17e60fa62397a3d7_bf0a121e.jpg

         Самым активным «следопытам» вручались разноцветные именные «ключики». Красный ключик  – 1 место, жёлтый – 2 место, зелёный – 3 место.        Ключики размещались на экране «Наши открытия».         При подведении итогов были отмечены самые активные «следопыты» и поисково-исследовательские группы путём подсчета, сделанных «открытий».

         Критерии и показатели эффективности

         В конце путешествия ребятам было  предложено:

·            обсудить за круглым столом интересные и понравившиеся моменты, сложности и трудности, с которыми они столкнулись при совершении  образовательного путешествия;

·         рассказать, с чем справились на собственный взгляд хорошо, а с чем можно было бы ещё поработать.

         Проанализировав работу всех групп, переходим к оценке самого образовательного путешествия.

         Ребятам предлагается заполнить таблицу:

Что изучили  

Что можно использовать

Что стало понятнее из своего маршрута

Что захотелось узнать подробнее

Историки

Спортсмены

Экологи

Ремесленники

Этнографы

 

         По результатам заполнения этих листов, можно  сделать вывод об успешности формирования метапредметных результатов. 

            Ожидаемые результаты:

          личностные:

         -  воспитание чувства гордости за свой город;

         -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

         -формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

         - развитие мотивов учебной деятельности учащихся, формирование у них

личностного смысла учения;

         метапредметные:

         - планирование  небольшого по объему высказывания (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

         - смысловое чтение;

            - нахождение и выделение под руководством учителя необходимой информации;

         -умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

         - формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения.

Рекомендуемая литература

         1. Борисенко, Н.С. Наш край Могилевский / Н. С. Борисенко. -  Могилев: Информационное агентство «Могилевские ведомости», 2016.- 744с.

         2. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010.- 208с.

         3. Памяць: Касцюковіцкі раён: Гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі / Рэд. кал.: М. Р. Барысаў і інш.- Мінск: Вышэйшая школа,  2000. – 525 с.

         4. Современные формы воспитательной работы в начальной школе: методические разработки / Т.М. Мавлютова, Т.М. Дименкова и др.; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашиной. - Мозырь: Содействие, 2012. – 240с.

http://eveschool.pskovedu.ru/download.php/pskovedu/files/PAGES/IMAGES/03647833-cadb-468e-99c1-3676fd5c914f/DA7A88088831EA0CF5E9F41B361F2668http://eveschool.pskovedu.ru/download.php/pskovedu/files/PAGES/IMAGES/03647833-cadb-468e-99c1-3676fd5c914f/DA7A88088831EA0CF5E9F41B361F2668


 

Экспедиция «Сокровища» Костюковщины

Экспедиция «Сокровища» Костюковщины

Обоснование целесообразности и актуальность проекта

Обоснование целесообразности и актуальность проекта

Годом малой родины, а в дальнейшем и 2019-2020 гг

Годом малой родины, а в дальнейшем и 2019-2020 гг

Цель: формирование чувства гордости за родной город

Цель: формирование чувства гордости за родной город

Поэтому на время реализации проекта наш класс превращается в

Поэтому на время реализации проекта наш класс превращается в

Коллективно разрабатывается карта образовательного путешествия

Коллективно разрабатывается карта образовательного путешествия

Задания: - Посетите мемориал и

Задания: - Посетите мемориал и

Подготовьте информацию, кто из спортсменов-земляков прославил нашу малую родину

Подготовьте информацию, кто из спортсменов-земляков прославил нашу малую родину

Задания: - Экскурсия на предприятие

Задания: - Экскурсия на предприятие

Ресурсная карта. -

Ресурсная карта. -

Итоги образовательного путешествия

Итоги образовательного путешествия

Проанализировав работу всех групп, переходим к оценке самого образовательного путешествия

Проанализировав работу всех групп, переходим к оценке самого образовательного путешествия

Рекомендуемая литература 1

Рекомендуемая литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020