Образовательные материалы
Оценка 4.6

Образовательные материалы

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
история
Взрослым
10.05.2017
Образовательные материалы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Кубановедение» предназна¬чена для изучения кубановедения в ГБПОУ КК КАТ, реализующей образовательные программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям: 19.01.17 «Повар, кондитер»; 23.01.03 «Автомеханик»; 35.01.13«Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»,Образовательная программа по предмету "Кубановедение"
ПРОГРАММА.docx
Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Краснодарского края "Кореновский автомеханический техникум" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины УДд.  14 Кубановедение для профессий:  35.01.13­ «Тракторист­ машинист  сельскохозяйственного    производства»,  23.01.03 «Автомеханик», 19.01.17 «Повар, кондитер». 2016­2017 учебный год Рассмотрена                                                                               Утверждена Методической комиссией                                                         Директор ГБПОУ КК  КАТ «30» августа 2016 г.                                                     _________В.Б.Солошенко Председатель                                                                               30.08.2016г. __________В.Д.Швец Рассмотрена На заседании педагогического совета Протокол №11 от 20.06.2016г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта. Ориентирована ан профиль получаемого профессионального образования: для  профессии 19.01.17 Повар, кондитер. Приказ Минобрнауки РФ №798 от  02.08.2013г., зарегистрированного  в Минюсте РФ от 20.08.2013г. №29749,  укрупненная группа 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;  для профессии 23.01.03 Автомеханик. Приказ Минобрнауки РФ №701 от  02.08.2013г., зарегистрированного  в Минюсте РФ от 20.08.2013г. №29498,  укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;  для профессии 35.01.13 Тракторист­ машинист сельскохозяйственного  производства. Приказ Минобрнауки РФ №740 от 02.08.2013г.,  зарегистрированного  в Минюсте РФ от 20.08.2013г. №29506, укрупненная группа  35.00.00  Сельское, лесное и рыбное хозяйство. Организация разработчик:  Государственное бюджетное профессиональное   образовательное учреждение Краснодарского края "Кореновский  автомеханический техникум". Разработчик: Александрова О.А.                                       преподаватель ГБПОУК КК КАТ Внешняя рецензия Трофимова  И,Н.                                                             МБОУ СОШ № 25               Учитель истории Юрченко В.А.                                                                МБОУ СОШ № 25              Учитель истории 1. Пояснительная записка Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Кубановедение» предназначена   для   изучения   кубановедения   в   ГБПОУ   КК   КАТ,   реализующей образовательные  программы  среднего  общего  образования  в пределах   освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям: 19.01.17 «Повар, кондитер»; 23.01.03 «Автомеханик»; сельскохозяйственного производства», 35.01.13«Тракторист­машинист Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной  дисциплины «Кубановедения», в соответствии с Рекомендациями по организации  получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных  программ среднего профессионального образования на базе основного общего  образования с учетом требований федеральных государственных образовательных  стандартов и получаемой профессии или специальности среднего  профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №  06­259). Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии  департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г. (приказ  департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума  содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 г. № 01.8/2228). Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:  воспитание патриотизма и гражданственности, развитие мировоззренческих  убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся  культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных  установок, идеологических доктрин, существующих на Кубани, в России и мире;  развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и  процессов, происходящих на Кубани, которая является составной частью Российской  Федерации; определять собственную позицию по отношению к окружающей  реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими  взглядами и мировоззренческими системами;  освоение систематизированных знаний об истории Кубани, эволюции че­ ловечества, формирование целостных представлений о месте и роли края в судьбе  России, а также во всемирно­историческом развитии;  овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации по истории края в контексте российской истории; ­ формирование исторического мышления ­ способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять  различные версии и оценки исторических событий и личностей в истории Кубани, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и  современности. 2. Общая характеристика учебной дисциплины, включая особенности изучения в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную  программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко­ географического и социокультурного образа малой родины.          Целью курса является формирование личности молодого человека, осознанно  принявшего традиционные для Кубани как части России духовно­нравственные  ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов,  характеризующих родной край.       Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:   а) формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как  географическом объекте на территории России, включая его происхождение,  существующее положение и перспективы;  6) углубление знаний о природе родного края, развитие умения анализировать  последствия антропогeнного влияния на природные компоненты;   в) изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих  народов;   г) понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского  государства;   д) создание целостного социально­политического образа Краснодарского края как  субъекта Российской Федерации;   е) формирование и углубление понимания перспектив развития родного края,  знаний о реализуемых в регионе социально­ экономических проектах и  способностей к самореализации в этих проектах.   Объектом изучения в курсе кубановедения является Краснодарский край ­ как  целостная и развивающаяся система взаимодействия человека и природы.   Предметом изучения является жизнедеятельность человеческого общества в  рамках региона в контексте прошлого и настоящего и с учетом перспектив. В Х­ХI классах завершается изучение таких аспектов изучения прошлого и настоящего  региона, как:  ­ природа;  ­история;  ­ обществознание;  ­ культура.     Во всех разделах программы находит  отражение сквозная тематическая линия  курса «Кубань многонациональный край».     Основными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:  Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к  Отечеству.  Чувства гордости за Россию на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры  своего народа, понимание основ культурного наследия народов, населяющих  регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга  перед Родиной и окружающими людьми.       Формирование на примере изучения кубанского региона целостного  мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и  общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,  духовное многообразие родного края. Становление ответственного отношения к  учению, готовности и способности высокой степени самостоятельности в решении  образовательных задач по курсу кубановедения.         Определение на этапе завершения общего образования и становления устойчивых  познавательных интересов мотивации к дальнейшему обучению, а также  профессиональных предпочтений, с учетом региональных особенностей рынка  труда и социально­ профессиональных перспектив.         Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,  гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям  народов своего региона и России в целом, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.               Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной  жизни в группах и сообществах.        Развитие морального сознания, и компетентности в решении моральных проблем  на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и  нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.        Познание региональных семейных традиций и на этой базе осознание значения  семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, к окружающим  людям.        Развитие эстетического сознания через освоение регионального художественного  наследия народов Кубани посредством творческой деятельности эстетического  характера.   Рабочая программа  разработана на основе учебного плана основной  профессиональной образовательной программы среднего профессионального  образования ГБПОУ КК КАТ  по профессиям:  19.01.17 «Повар, кондитер»; 23.01.03 «Автомеханик»; 35.01.13«Тракторист­машинист сельскохозяйственного производства» При   освоении   профессий   СПО,   технического,   естественнонаучного   история изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. В процессе изучения кубановедения рекомендуется посещение: • исторических и культурных центров городов и поселений (архитектурных ком­ плексов кремлей, замков и дворцов, городских кварталов и т. п.); • исторических, краеведческих, этнографических, историко­литературных, ху­ дожественных и других музеев (в том числе музеев под открытым небом); • мест исторических событий, памятников истории и культуры; • воинских мемориалов, памятников боевой славы; • мест археологических раскопок. Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучаю­ щимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов). Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Кубановедение» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета. 3.Место учебной дисциплины в учебном плане В ГБПОУ КК КАТ, реализующую образовательные программы среднего общего  образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего  образования, учебная дисциплина «Кубановедение» изучается в  общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В учебных планах ППКРС,  место учебной дисциплины «Кубановедение» — в со­ ставе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из  обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для  профессий  19.01.17 «Повар, кондитер»; 23.01.03 «Автомеханик»; 35.01.13«Тракторист­машинист сельскохозяйственного производства» 4. Результаты освоения учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования. сформированность      мировоззрения, соответствующего современному  Освоение содержания учебной дисциплины «Кубановедение» обеспечивает  достижение студентами следующих результатов:  личностных:  уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а  также различных форм общественного сознания, осознание своего места в  поликультурном мире;  роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных  символов (герба, флага, гимна); российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на­ гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена  готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия  российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,  уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного  достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще­  человеческие, гуманистические и демократические ценности;  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и  способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,  учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их  достижения; эффективно разрешать конфликты;  с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к  самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;  сознательное  отношение к непрерывному образованию как условию успешной  профессиональной и общественной деятельности;  осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности  участия в решении личных, общественных, государственных,  общенациональных  проблем;  ценностей семейной жизни; метапредметных: ­ умение самостоятельно проводить поиск исторической информации по истории  края в исторических источниках, ­ критически анализировать источники информации, ­ использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных  целей  и  реализации   планов  деятельности;  ­  выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ­ классифицировать исторические источники, устанавливать причинно­ следственные связи в истории края, ­ владение навыками познавательной, учебно­исследовательской и проектной  деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;  способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения  практических задач, применению различных методов познания; ­ готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной  деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках  социально­правовой и экономической информации, критически оценивать и  интерпретировать информацию, получаемую из различных  источников; ­ умение использовать средства информационных и коммуникационных  технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач  с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,  ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной  безопасности; ­ умение определять назначение и функции различных социальных,  экономических и правовых институтов; ­ умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие  стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; ­ владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою  точку зрения, использовать адекватные языковые средства. ­ умение характеризовать культурные ценности Кубани, доказывать значимость  истории Кубани. предметных: ­ сформированность  знаний о фактах, явлениях, процессах, понятиях, гипотез,  характеризующих системность Кубани, обусловленного целостностью  исторического процесса; ­ в единстве принципов и способов переодизации истории края; ­ владение умениями выявлять причинно­следственные, функциональные,  иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; ­ сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных  перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире и на территории  Кубани; ­ сформированность  особенностей современного исторического анализа событий  истории края, процессов и явлений прошлого; ­ определение путей развития Кубани, её роль в российской истории; ­ сформулированность взаимосвязи и особенности истории Кубани, России,  национальной и региональной истории; ­ владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,  прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска  информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих  звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов  общественного развития. 5. Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального  образования. Содержание учебной дисциплины Курс предполагает расширение представлений учащихся о важнейших  событиях истории Кубани как части общероссийской истории на протяжении  веков, знакомство с геологическим прошлым, природным, этническим  своеобразием региона, а также культурным наследием жителей  многонационального края. Введение (1 час) Уникальность природно­географических условий Северо­Западного Кавказа.  Особое место Кубани в истории евразийской цивилизации перекрёсток исторических путей племён и народов. Этнокультурное своеобразие региона. Раздел I. Природа Кубани и её исследователи (4 часа)  Исследования природы Кубани в XVIII в. начала XXв. Изучение территории Северного Кавказа в XVIII в. Экспедиции Российской  Академии наук. Исследования И. А. Гильденштедта, П. С. Пал­ласа. Исследования природы края в период его заселения. М. С. Гулик, В. П. Колчигин. Описание  природы Кубани в трудах учёных и просветителей XIX ­начала XX в. Учёные­ исследователи Ф. А. Щербина, И. Д. Попко, Е. Д. Фелицын, Н. Я. Динник, В. В.  Докучаев, Л. Я. Апостолов, Н. М. Альбов и др. Деятельность Общества любителей  изучения Кубанской области (ОЛИКО). Геологическое прошлое Северо­Западного Кавказа Физико­географические условия и живой мир на территории Кубани в разные  геологические эпохи (эры) и периоды. Территория Кубани в докембрии; царство  бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных животных. Палеозойская  эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и  папоротников, образование пластов каменного угля. Мезозойская эра. Океан Тетис.  Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных животных,  появление рыб, водных динозавров. Образование гористых островов, толщ  известняка, мела, песчаника, глинистых сланцев. Северо­Западный Кавказ в четвертичное время Кайнозойская эра, палеогеновый период. Появление морских млекопитающих  (дюгони, мелкие зубатые киты, дельфины). Поднятие Кавказских гор, господство  тропической растительности. Неогеновый период. Формирование современного рельефа Кавказа, образование  Чёрного и Азовского морей. Похолодание климата, появление на суше  холодостойкой древесной растительности, земноводных, рептилий,  млекопитающих.Антропогеновый период. Появление человека. Ледниковые и  межледниковые эпохи. Исчезновение некоторых представителей животного и  растительного мира. Формирование современных природных зон. Эволюция Чёрного и Азовского морей. История развития акватории от Тетиса до  современного состояния. Изменение природных комплексов на территории Кубани Изменение облика ландшафтов под воздействием геологических, тектонических,  климатообразующих процессов. Воздействие человека на природные компоненты  местности с момента освоения территории Кубани и до настоящего времени:  сооружение водохозяйственных комплексов, заготовка древесины, добыча полезных  ископаемых и др. Изменение численности и видового состава организмов,  обитающих в Азовском и Чёрном морях. Учёные, исследователи, краеведы XIX ­  начала XX в. об охране и рациональном использовании природных ресурсов Кубани. Раздел II. История Кубани в далёком прошлом (3 часа)  Эпохи камня и бронзы на территории края Стоянки людей древнекаменного века (посёлки За Родину, Ильский). Майкопская культура. Раскопки Майкопского кургана (1897). Н. И. Ве­селовский. Дольменная, катакомбная, северокавказская и срубная культуры. Периодизация.  Ареал. Характерные черты. Меоты и кочевники Начало освоения железа племенами, населявшими кубанские земли. Меоты (союз  племён: дандарии, досхи, синды, тарпеты и др.). Территория расселения. Занятия.  Общественный строй. Роль меотов в этногенезе адыгов: точки зрения учёных. Кочевники: киммерийцы,  скифы, сарматы. Начало оформления сирако­меотской этнической общности (I в. н.  э.). Аланы ­ предки осетин. Античные авторы о племенах Северного Кавказа. Боспорское царство Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на Таманском  полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование Бо­спорского царства со  столицей в Пантикапее (около 480 г. до н. э.). Борьба правителей Боспора за  присоединение синдского государства. Горгиппия ­крупный порт, торговый и  культурный центр Боспорского царства. Ослабление Боспорского царства. Присоединение Боспора к Понтий­скому царству.  Митридат VI Евпатор и его войны с Римом. Утверждение династии Аспургов на  боспорском престоле. Усиление сарматского влияния. Нашествие гуннов (IV в.).  Упадок Боспорского царства. Раздел III. Кубань в XI­XVII вв. (4 часа)  Тмутараканское княжество. Горцы и степняки Установление господства гунно­болгарского союза племён в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и её распад. Вхождение кубанских земель в состав Хазарского каганата (VII в.).. Приход в степи  Северного Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром Хазарского каганата  войсками киевского князя Святослава (964­965). Тмутараканское княжество.  Правление князя Мстислава Владимировича (988­1036). Подчинение касогов. Тмутаракань ­ крупный административный и экономический центр Киевской Руси на  юге. Многонациональный состав Тмутараканского княжества. Тмутараканский  камень. Писатель и летописец Никон в Тмутаракани (1061­1074). Влияние княжеских междоусобиц на положение Тмутараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них новгород­северского князя Игоря Святославича (героя «Слова о полку  Игореве»), Половецкие изваяния. Перемещение адыгов из Приазовья в северо­ западные предгорья Кавказа. Татаро­монгольское нашествие (ХШ в.). Сопротивление адыгских племён. Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII­XV вв.) Соперничество Генуи и Венеции за господство на Чёрном море. Основание  генуэзских колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа  (Кафа, Матрега, Мапа, Копа, Бальзамиха, Мавролако и др.). Миссионерская деятельность римско­католической церкви. Торгово­экономические связи генуэзских колоний, их устав. Торговое  сотрудничество адыгской знати с генуэзцами. Негативное влияние работорговли на  развитие адыгской народности. Захват итальянских колоний на Чёрном и Азовском морях турками (последняя  четверть XV в.). Ногайцы и адыги Кубани в XVI­XVH вв. Появление ногайских кочевий на Кубани (середина XVI в.). Распад Ногайской Орды  на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства. Усиление родоплеменной  знати. Кочевое скотоводство. Преобладание натурального хозяйства. Развитие  торговых связей с Русским государством. Усиление имущественного и социального неравенства у адыгов. Народности  «демократические» (шапсуги, абадзехи, натухайцы) и «аристократические»  (бжедуги, хатукаевцы, бесленеевцы). Распространение ислама. Традиционные  занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией, Крымом и Турцией.  Наездничество, его социальная и экономическая сущность. Кубань в политике соседних держав в XVI­XVII вв. Укрепление позиций Турции на Кубани. Походы османов и крымских татар в земли  адыгов. Рост авторитета Русского государства в регионе. Посольства западных  адыгов и кабардинцев в Москву (1552, 1557). Объединённый русско­адыгский поход  против крымско­турецких войск (1556). Борьба за влияние на адыгов между Россией  и Турцией. Раздел IV. Кубань в конце XVII­XVIII в. (6 часов)  Освоение Кубани русскими переселенцами Некрасовцы. Отголоски русской Смуты на окраинах страны. Основные  переселенческие потоки. Переселение казаков­раскольников во главе с Львом  Манацким с Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском полуострове  своеобразной казачьей общины ­ «войска Кубанского». Некрасовцы на Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царизма против некрасовских казаков. Переселение некрасовцев в Турцию. Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60­80­х годах XVIII в. Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье.  Русско­турецкая война 1768­1774 гг. и Кубань. Кючук­Кайнарджийский мирный  договор 1774 г. и его роль в разрешении «черноморской проблемы» для России.  Строительство Азово­Моздокской оборонительной линии (1777). А. В. Суворов во  главе Кубанского корпуса. Суворов как дипломат и военный инженер. Кубанская  кордонная линия и её стратегическое значение. Военные провокации турецкого правительства. Непоследовательная политика  Шагин­Гирея. Восстание в Крыму, бегство Шагин­Гирея (1782). Возвращение Крыма  и Прикубанья в сферу влияния Турции. Ввод русских войск в Крым. Ответные  военные и дипломатические шаги Турции. Присоединение Прикубанья к России Опубликование царского манифеста о присоединении Крыма, Тамани и  правобережья Кубани к России (8 апреля 1783 г.). Приведение к присяге ногайских и татарских орд, кочевавших в верховьях Кубани. План переселения ногайцев в другие районы России и его реализация. Восстание ногайцев и его подавление. Признание Оттоманской Портой «подданства Крыма и Кубани Всероссийскому  престолу». Историческое значение утверждения России в Крыму и Прикубанье. Кубань в Русско­турецкой войне 1787­1791 гг. Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма. Ставка Турции на шейха Мансура. Начало войны. Борьба за Анапу. Неудачные  попытки взятия крепости русскими войсками. Разгром турецкой эскадры Ф. Ф.  Ушаковым в районе Керченского пролива (8 июля 1790 г.). Разгром турецкой армии  Батал­паши русскими войсками генерала И. И. Германа (30 сентября 1790 г.). Взятие Анапы войсками генерала И. В. Гудовича (26 июня 1791 г.). Ясский мирный договор  (29 декабря 1791 г.). Упрочение позиций России на Северном Кавказе. Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья Упразднение Запорожской Сечи (1775). Судьба опальных запорожцев и участие в ней Г. А. Потёмкина. «Войско верных казаков» и его лидеры Сидор Белый, Антон  Головатый, Захарий Чепега. Участие казаков в штурме Измаила, Очакова и острова  Березань. Переименование «Войска верных казаков» в Черноморское и обустройство на новых землях между Днепром и Южным Бугом. Депутация во главе с А.  Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании Черноморскому каза­ чьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы (30 июня 1792 г.). Переселение казаков на Кубань (1792­1793). Основание Екатеринодара (1793).  «Порядок общей пользы» ­ документ об административном и территориальном  устройстве Черномории. Заселение северо­восточной территории Кубани (Старой  линии) донскими казаками. Восстание донских полков и его подавление (1793­1794).  Создание Кубанского линейного полка (1796). Социальные выступления адыгов и казаков Нарастание социальных противоречий в адыгском обществе (князья, дворяне,  тфокотли). Обращение горских князей за покровительством к Екатерине II.  Бзиюкская битва (29 июня 1796 г.), роль в её исходе казачьей артиллерии. Участие  казаков­черноморцев в Персидском походе (1796­1797). Его бесславный итог.  Персидский бунт (1797) как проявление конфликта между рядовым казачеством и  войсковой верхушкой. Расправа над бунтарями. Раздел V. Кубань в XIX столетии (10 часов)  Освоение кубанских степей Народная и военно­казачья колонизация Черномории. Состав переселенцев (беглые  крепостные, вольные хлебопашцы, отставные солдаты, государственные крестьяне,  представители различных этнических групп). Основание селения Армавир (1838),  станиц Новодеревянковской, Новощербиновской, Лабинской, Урупской и др.,  города­порта Ейска (1848). Заселение северо­восточной части Кубани (Старой  линии). Организация Кавказского линейного войска (1832). Хозяйственное освоение Кубани. Основные отрасли производства (экстенсивное  земледелие, скотоводство, садоводство и др.). Зарождение кубанской  промышленности, развитие торговли. Торговля как фактор сближения горцев и  казаков. Начало Кавказской войны Превращение турецкой крепости Анапы в центр антирусской деятельности в  регионе. Нападения горцев на Черноморскую оборонительную линию. Борьба за  Анапу. Адрианопольский мирный договор 1829 г. Нарушение его условий со стороны Турции и Англии. План создания Черноморской береговой линии и его реализация.  А. А. Вельяминов. Деятельность Н. Н. Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие  русско­черкесских торговых связей. Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг защитников  Михайловского укрепления. Архип Осипов, увековечение его памяти. Заселение  линейцами Новой линии. Прибытие наиба Шамиля Мухаммеда­Амина на Северо­ Западный Кавказ (1848). Его попытки создания в Закубанье военно­религиозного  государства. Декабристы на Кубани Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания (разжалованных  офицеров и солдат). Правда о Кавказе в произведениях А. А. Бес­тужева­ Марлинского. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны Активизация действий Мухаммеда­Амина, направленных на объединение горских  народов под знаменем независимости. Уничтожение укреплений Черноморской  береговой линии, оставление Анапы и Новороссийска русскими войсками в ответ на  действия англо­французской эскадры (1854­1855). Соперничество за лидерство Сефер­бея с Мухаммедом­Амином в борьбе горцев за  независимость. Безуспешные попытки Сефер­бея взять Екатеринодар. Ответные  шаги царского правительства. Строительство укреплений в Закубанье. Основание  Майкопа (1857). Пленение Шамиля (1859), капитуляция Мухаммеда­Амина. Попытки создания  военно­государственного союза черкесов, Сочинский меджлис. Встреча Александра  II с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к продолжению борьбы. Соединение русских войск в урочище Кбаада (Ясная Поляна), торжества по случаю  окончания Кавказской войны (1864). Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство). Значение присоединения Закубанья к России. Кубанцы в боях за Отечество Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. Казачьи формирования, участвовавшие в боевых действиях. Примеры воинской  доблести черноморцев. А. Д. Безкровный, Н. С. Заводовский, А. Ф. и П. Ф. Бурсаки.  Казачья тактика ведения боевых действий. Участие пластунских формирований в защите Севастополя в ходе Крымской войны  (1853­1856). Сражение близ Балаклавы, на Малаховом кургане (1854­1855). Картина В. Серова «Пластуны под Севастополем». Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860­1890­е годы) Освобождение зависимых крестьян и зависимых сословий в горских районах.  Специфика земельной частной собственности на Кубани. Заселение закубанских  земель. Территориально­административные преобразования на Кубани. Образование  Кубанской области (1860), Черноморского округа (1866), Черноморской губернии  (1896). Судебная и военная реформы. Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные  отношения Изменение соотношения казачьего и неказачьего населения. Иногородние крестьяне  и их положение. Развитие водного и железнодорожного транспорта. Акционерное об­ щество Ростово­Владикавказской железной дороги (1872). Р. В. Штейн­гель и его  вклад в развитие железнодорожного транспорта в регионе. Строительство дорог как  фактор экономического подъёма края. Земельные и сословные отношения.  Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и  адыгского крестьянства. Имение «Хуторок» баронов Штейнгелей как образцовое  крупнокапиталистическое хозяйство. «Степные короли» Кубани: братья Мазаевы,  Николенко и др. Развитие сельского хозяйства и торговли Переход к трёхпольным севооборотам, увеличение площади пахотных земель (1880­е годы). Начало культивирования подсолнечника и табака, рост посевов пшеницы. Развитие виноградарства. Имение Абрау­Дюрсо. Роль ярмарок и стационарной торговли в развитии сельского хозяйства и рыночных  отношений. Рост товарности кубанской пшеницы. Становление кубанской промышленности Переход от кустарных промыслов к машинному фабричному производству.  Мукомольные и маслобойные заводы. Крупные заводчики Я. В. Попов, И. П. Баев, И. А. и С. А. Аведовы.  Екатеринодар ­ центр промышленного производства. Кубань ­  родина нефтяной промышленности России. Первая буровая вышка в долине реки  Кудако (1864), первый нефтяной фонтан (1866). А. Н. Новосильцев — пионер  нефтяной отрасли. Первые нефтеперегонные заводы. Развитие цементного  производства. Крупнейшие предприятия отрасли: «Геленджик», «Цепь» и  «Черноморский». Первый металлообрабатывающий завод К. Гусника (1886).  Изменение общественно­сословного и архитектурного облика кубанских городов.  Складывание династий предпринимателей и купцов: Бедро­совы, Дицманы, Аведовы  и др. Создание первых банковских учреждений. Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно­ политической жизни Участие кубанцев в освободительной войне южнославянских народов против  османского владычества (1877­1878). Казачьи формирования в составе Кавказской  дивизии генерала М. Д. Скобелева и Дунайской армии. Участие кубанских казаков в  защите Баязета, обороне Шипки, в боях под Плевной. Рост социальной  напряжённости, связанной с проведением реформ в городах, станицах и аулах.  Распространение революционных идей на Кубани. Кружок «землеволь­цев» в  Кубанской войсковой гимназии Екатеринодара во главе с Н. И. Вороновым.  Революционная пропаганда на Кубани (Г. А. Попко, П. И. Андре­юшкин).  Марксистские кружки. Земледельческая ассоциация в станице Бриньковской. Начало общественной  деятельности Ф. А. Щербины. Община «Криница» в Черноморском округе. Раздел VI. Культура Кубани(2 часа) Народная культура казачества Вера и верования. Роль православия в жизни казачества. Сохранение языческих  представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал в календарных праздниках и обрядах. Высокое значение среди казачьих  ценностей таких качеств как патриотизм, трудолюбие, честность. Семейные  ценности. Кубанский фольклор. Культурное наследие горских народов Обычаи и традиции: гостеприимство, куначество, аталычество. Духовная культура.  Переплетение в религиозных воззрениях горцев элементов ислама, традиционных  верований, христианства. Героический эпос «Нарты» ­ выдающееся достижение  горских народов Закубанья. Материальная культура. Раздел VII. Основные этапы истории Кубани в XX столетии (6 часов)  Регион  в период войн и революций (1900­е ­1920 гг.)  Кубанская область и Черноморская губерния в 1900­1916 гг. Социальный и  национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение.  Кубань и Черноморье в революции 1905­1907 гг. Ратные подвиги кубанцев в годы  Русско­японской и Первой мировой войн.  Кубань в 1920­1930­х годах Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом»,  коллективизация и её последствия. Героика и трагизм 30­х. Национально­ государственное строительство. Краснодарский край и Адыгейская автономная  область. Культурная жизнь региона в первой трети XX в. Годы военных испытаний Краснодарский край в период Великой  Отечественной войны 1941­1945 гг.  Кубань в годы Великой Отечественной войны. Формирование добровольческих  казачьих соединений. Многонациональное боевое содружество в период военных  испытаний. Битва за Кавказ летом 1942 ­ зимой 1943 г. Оккупационный режим.  Борьба в тылу врага. Освобождение. Трудовой героизм кубанцев. Восстановление и развитие народного хозяйства Кубани в 1945­1953 гг. Перевод промышленности на «мирные рельсы». Восстановление довоенных объёмов  промышленной продукции. Отмена карточной системы. Снижение цен на  продовольственные товары. Ужесточение партийно­государственного контроля.  Идеология и культура в послевоенное десятилетие. Кубань во второй половине XX столетия: «оттепель», «застой» Реформы в политике и экономике (1953­1964): реальные успехи и несбывшиеся  надежды. Кубань ­ житница и здравница России. Хозяйственные «эксперименты» и  их негативные последствия для региона. Достижения и провалы кубанской  экономики. «Миллион тонн» кубанского риса. Застойные явления в обществе.  Бюрократизация партийного и советского аппарата. Перестройка 1980­х и реформы 1990­х годов Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия  к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Культурная жизнь Кубани в середине 1950­1990­х годах. Раздел VIII. Экономика Краснодарского края: современное состояние и  векторы развития (3 часа)  Регион как эколого­экономическая система Диверсифицированный характер экономики края, основные отрасли и  макроэкономические показатели. Краевой бюджет, налоги, и инвестиции Налоги. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной  привлекательности региона. Финансовые институты и банковская система региона  Банковская система региона. Развитие предпринимательства на Кубани. Меры  государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его  особенности. Доходы и потребление. Краснодарский край в системе внешне­ экономических отношений. Раздел IX. Социальные отношения в кубанском обществе (2 часа)  Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме.  Межнациональные отношения Социальная дифференциация, социальное неравенство в кубанском обществе.  Социальная стратификация в Краснодарском крае. Горизонтальная, вертикальная,  межпоколенная, внутрипоколенная мобильность. Этносоциальные общности Краснодарского края. Этнические меньшинства,  этнические группы. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в  региональном социуме. Этносоциальные конфликты. Семья и брак. Молодежь Краснодарского края как социальная группа Основные тенденции в развитии семейных отношений. Семейная политика  Краснодарского края. Возрастные границы, социально­демографические характеристики молодёжи как  социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентации  молодёжи Краснодарского края. Молодёжные субкультуры. Раздел X. Кубань сегодня: политический ракурс (4 часа)  Государственная власть и местное самоуправление в регионе Структура органов государственной власти, их полномочия и направления  деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в  регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная  ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в  политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной  власти РФ. Региональная политическая культура населения Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для  участия в политике и активная жизненная позиция молодёжи. Отношения  Краснодарского края с другими регионами и странами. Становление гражданского общества Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском  крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе.  Молодёжные организации, движение волонтёров. Геополитическое положение Краснодарского края Межрегиональные и международные отношения региона. Подготовка к Олимпиаде­ 2014 в Сочи. Раздел XI. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации  (4 часа)  Конституционно­правовой статус региона как субъекта Российской Федерации Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между  Российской Федерацией и её субъектами. Система нормативных правовых актов  Краснодарского края. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства,  содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на  референдуме Краснодарского края. Нормативные правовые акты, принятые  Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты  администрации Краснодарского края. Законотворчество в Краснодарском крае Субъекты законодательной инициативы в Краснодарском крае. Прямое  (непосредственное) правотворчество. Референдум как форма прямого  (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае. Избирательный процесс в Краснодарском крае Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса на Кубани. Правоохранительные органы: структура и функции Полномочия, порядок действий. Раздел XII. Кубань ­ культурный центр Юга России (7 часов) Духовная жизнь Кубани 2 часа Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические  предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани. Региональная  идентичность и региональная идеология. Роль кубанского казачества как  уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани. Система образования Краснодарского края и её основные характеристики Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани.  Основные научные школы. Университеты и научные центры Кубани. Религиозное и конфессиональное многообразие региона­ 2 часа Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань ­ центр православия на Юге  России. Культурные символы и достопримечательности Краснодарского края. Культурное достояние Краснодарского края Библиотеки, музеи, картинные галереи, театры, коллективы народного творчества.  Проблемы культурной жизни Кубани. Нравственность и культура. Культурная  политика в Краснодарском крае. Обобщающий урок. Уроки прошлого в исторической памяти кубанцев. Современные тенденции развития  региона. Прогнозы. Необходимость формирования активной жизненной позиции  молодого гражданина ­ жителя Краснодарского края. Дифференцированный зачет. 6. Тематическое планирование. При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «История» в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего   образования   с получением   среднего   общего   образования   (ППКРС)   максимальная   учебная нагрузка обучающихся составляет: • по   профессиям   СПО   технического,   естественно­научного   профилей профессионального образования — 85 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 57 час; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 28 часов; Тематический план Вид учебной работы Аудиторные занятия. Содержание Количество часов Введение Природа края и ее исследователи История Кубани в далеком прошлом Кубань  XI ­  XVI веках. Кубань в конце ХVII ­ XVIII веках. Кубань в XIX столетии Культура Кубани Основные этапы истории Кубани в XXстолетии Экономика Краснодарского края: современное состояние и  векторы развития Социальные отношения в кубанском обществе Кубань сегодня­ политический ракурс Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации Кубань­ новый культурный центр Юга России Диференцированный зачет Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовка рефератов, докладов индивидуального проекта с  использованием информационных технологий и др. 1 4 3 4 6 10 2 6 3 2 4 4 7 1 28 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 7. Характеристика основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий. Содержание обучения Введение Характеристика основных видов  деятельности студентов (на уровне учебных Определить значение истории в жизни каждого человека, доказывать  важность событий в истории,  различать основные и дополнительные исторические факты. Раздел I. Природа Кубани и её исследователи (4 часа) Исследования природы Кубани в XVIII в.  начала XXв. Геологическое прошлое Северо­Западного  Кавказа . Северо­Западный Кавказ в четвертичное  время Иметь представление о природно­ географических условиях , климате,  рельефе местности, почвах,  населении, административном  делении, экономики Кубани. Уметь  анализировать исторические факты,  схемы, таблицы. Извлекать информацию из  исторических источников, применять  её для решения исторических задач,  владеть приёмами описания и  объяснения. Иметь представление о Кайнозойской  эре, палеогеновом периоде, о   появление морских млекопитающих  (дюгони, мелкие зубатые киты,  дельфины). Извлекать информацию из  исторических источников, применять её для решения исторических задач, Изменение природных комплексов на  территории Кубани владеть приёмами описания и  объяснения. Уметь рассказывать об изменение  облика ландшафтов под воздействием  геологических, тектонических,  климатообразующих процессов.  Анализировать воздействие человека  на природные компоненты местности  с  момента освоения территории Кубани и до настоящего времени: сооружение  водохозяйственных комплексов,  заготовка древесины, добыча полезных  ископаемых и др.  Раздел II. История Кубани в далёком прошлом (3 часа) Эпохи камня и бронзы на территории края Меоты и кочевники Боспорское царство Знать стоянки людей древнекаменного  века. Знать основные понятия: дольменная  культура, периодизация, ареал. Знать основные понятия и термины:  меоты, сарматы, скифы, век, история. Извлекать информацию из  исторических источников, применять  её для решения исторических задач,  владеть приёмами описания и  объяснения. Уметь проводить поиск исторической  информации по истории края периода  появления первых государств, устанавливать причинно­следственные  связи в истории края периода появления первых государств и всемирной  истории. Раздел III. Кубань в XI­XVII вв. (4 часа) Тмутараканское княжество. Горцы и  степняки Рассказывать о борьбе русских князей за тмутараканский престол после смерти  Ярослава Мудрого, а также о роли  игумена Никона в выдвижении  кандидатуры князя Глеба на княжение.  Объяснять понятия половцы, кыпчаки,  «каменные бабы». Называть дату (1094  г.) последнего упоминания Колонизация итальянцами Черноморского  побережья Кавказа (XIII­XV вв.) Ногайцы и адыги Кубани в XVI­XVH вв. Кубань в политике соседних держав в XVI­ XVII вв. Тмутараканского княжества в  древнерусских летописях. Рассказывать  об упоминании Тмутаракани в «Слове о  полку Игореве. Объяснять причины  ослабления, а затем и прекращения су­  ществования Тмутараканского  княжества. Объяснять причины  переселения половцев на Кубань. Рассказывать о торговом соперничестве  Венеции и Генуи, сотрудничестве и  конфликтах генуэзцев с золото  ордынцами. Называть и показывать на  карте крупные генуэзские колонии в  Причерноморье и Приазовье.  Раскрывать особенности управления  колониями. Характеризовать  взаимоотношения итальянцев с  черкесской знатью. Оценивать вклад  итальянцев в развитие экономики и  хозяйства региона. Составлять рассказ о национальном составе населения  региона. Показывать на карте территорию  проживания адыгов и нагайцев.  Составлять описание жилища черкесов.  Называть традиционные блюда кухни.  Описывать одежду и оружие черкесов.  Объяснять, каким образом оружие и  одежда отражали социальное  неравенство среди черкесов. Анализировать укрепление позиций  Турции на Кубани. Рассказать походы  османов и крымских татар в земли адыгов, борьба за влияние на адыгов между  Россией и Турцией. Освоение Кубани русскими переселенцами Рассказывать о первых этапах освоения  Раздел IV. Кубань в конце XVII­XVIII в. (6 часов) Обострение соперничества между Россией  и Турцией в 60­80­х годах XVIII в. Кубани русскими переселенцами.  Показывать на карте места проживания  казаков­некрасовцев. Комментировать  взаимоотношения некрасовцев и  царской администрации. Уметь определять ключевые моменты в  развитии Кубани XVII­XIII веках. Присоединение Прикубанья к России ­формировать собственную точку  зрения на спорные вопросы в истории  развития Кубани XVII­XIX веков. ­определять место Кубани во внешней  политике России. Формировать собственную точку зрения на спорные вопросы в истории развития  Кубани XVII­XIII веков. Кубань в Русско­турецкой войне 1787­1791 гРассказывать об участии казачьих  Черноморцы и линейцы. Заселение  Прикубанья формирований в составе русской армии  в войнах России. Работать с  исторической картой. Проследить бо­  евой путь героев­кубанцев ­ участников  Русско­ турецких войн: С. Я Кухаренко, Я. Г. Кухаренко, П. Д. Бабыча. Называть подразделения Кубанского войска,  принимавшие участие в военных  действиях на Кавказском фронте в ходе  Русско­ турецких войн. Называть  сражения, в которых отличились  кубанские казаки: оборона Карса,  переход через Марухский перевал,  оборона Шипки. Оценивать вклад  кубанских казаков в дело освобождения народов Балканского полу­ острова от  турецкого ига. Раскрывать значение понятий старшина,  рада, «чайка». Объяснять историю  образования «Войска верных казаков» и  происхождение его названия. Знать  первого атамана Войска верных казаков  С. Белого и его сподвижников: А.  Головатого, 3. Челегу и др.  Рассказывать о формировании  Черноморского казачьего войска и  подготовке черноморцев к переселению. Объяснять, когда и почему появились  названия линейцы и черноморцы.  Назвать различия между ними.  Сопоставлять причины и обстоятельства переселения на Кубань черноморцев и  трех полков донских казаков Социальные выступления адыгов и казаков Объяснять понятие шпицрутен. Называть причины выступления адыгов  против дворян. Анализировать итоги  Бзиюкской битвы. Рассказывать о  Персидском походе, анализировать со­  держание записки Котляревского в  аудиторат. Комментировать исход  бунта. Раздел V. Кубань в XIX столетии (10 часов) Освоение кубанских степей Начало Кавказской войны Декабристы на Кубани Присоединение Закубанья к России и  окончание Кавказской войны Объяснять понятия супряга, винная  монополия, за­ложная и переложная  системы земледелия, откуп, меновой  двор. Называть главные отрасли  хозяйства Черномории: скотоводство,  овцеводство, рыболовство.  Характеризовать особенности  промышленного производства. Называть основные формы торговли,  сложившиеся в кубанском регионе.  Рассказывать о влиянии торговли на  развитие русско­адыгских отношений. Критически анализировать источники  информации (автор, время, обстоя­ тельства и цели создания, степень  достоверности и т.п.); различать в  исторической информации факты и  мнения, описания и объяснения; Называть декабристов, отбывавших  ссылку на Кубани. Рассказывать о жизни дворян­ революционеров, их  просветительской деятельности и  вкладе в развитие культуры региона.  Показывать на карте укрепления, где  проходили службу декабристы.  Называть населенные пункты  Краснодарского края, с которыми  связаны судьбы декабристов.  Разработать мини­проект по изученной  теме. Например, узнать, какие  памятники, посвященные декабристам,  установлены в Краснодарском крае. Различать в исторической информации  факты и мнения, описания и объяснения; Кубанцы в боях за Отечество Преобразования на Кубани в  пореформенный период (1860­1890­е годы) Народная колонизация и становление  транспортной системы. Земельные  отношения Развитие сельского хозяйства и торговли Становление кубанской промышленности Называть имена кубанцев отличившихся в боях за Отечество и их подвиги. Объяснять понятия колонизация,  посаженная плата. Рассказывать об  административно­ территориальных  преобразованиях на Кубани во второй  половине XIX в. Называть факторы,  тормозившие свободную колонизацию  Прикубанья. Объяснять причины  расширения территории Кубанской  области. Называть факторы,  способствовавшие быстрому заселению  Прикубанья в пореформенный период. Объяснять понятия супряга, винная  монополия, заложная и переложная  системы земледелия, откуп, меновой  двор. Называть главные отрасли хозяйства  Черномории: скотоводство,  овцеводство, рыболовство. Характеризовать особенности  промышленного производства. Называть основные формы торговли,  сложившиеся в кубанском регионе.  Рассказывать о влиянии торговли на  развитие русско­адыгских отношений. Участие кубанцев в освобождении  южнославянских народов и общественно­ политической жизни Раздел VI. Культура Кубани(2 часа) Народная культура казачества Культурное наследие горских народов Характеризовать культуру народов  Прикубанья .Знать о религиозных  верованиях Северо­Западного Кавказа. Знать культуру и ремесла горских  народов.  Регион  в период войн и революций (1900­е  ­1920 гг.)  Раздел VII. Основные этапы истории Кубани в XX столетии (6 часов) Знать какие способы, методы борьбы  применяли кубанцы в 1905­1907 годах.  Насколько они были эффективны.  Какие вопросы решались в марте 1918  году на Кубани. Как в целом можно  оценить политику советской власти на  Кубани в марте­августе 1918 года.  Почему перелом в отношении к Кубань в 1920­1930­х годах Годы военных испытаний Краснодарский  край в период Великой Отечественной войны 1941­1945 гг.  советской власти произошёл весной  1921 года. Выделять основные направления  развития образования и науки на Кубани в 1920­1930 гг. (в том числе  «украинизация», открытие нацио­  нальных школ).  Уметь охарактеризовать стратегические планы советского и германского  командования в битве за Кавказ. Какие  трудности стояли перед кубанской  военной экономикой. Как ковалось  оружие победы. За счёт каких средств и  ресурсов осуществлялось  восстановление экономики Кубани.  Уметь приводить примеры мужества и  героизма кубанцев в годы ВОВ. Уметь  определить значение экономики Кубани  в экономике страны. Рассказывать о восстановлении  народного хозяйства на Кубани в  послевоенное время. Называть  экономические и социальные проблемы,  которые приходилось решать кубанцам  в первые годы после окончания войны. Приводить примеры влияния  политических процессов 8 регионе на  развитие культуры. Называть изменения  в сфере образования. Рас­ сказывать об  успехах кубанских ученых. Оценивать  вклад кубанцев в исследование космоса. Называть основные направления в  развитии изобразительного искусства,  кино, телевидения, спорта. Рассказывать о благоустройстве населѐнных пунктов  Краснодарского края, изменениях в  архитектуре и градостроительстве. Перестройка 1980­х и реформы 1990­х годовОпределить замыслы и результаты  перестройки, итоги перестройки.  Причины возрождения кубанского  казачества. Уметь анализировать  события  во второй половине 20 века:  (экономика, политика,  агропромышленный комплекс, курорты,  Восстановление и развитие народного хо­ зяйства Кубани в 1945­1953 гг. Кубань во второй половине XX столетия:  «оттепель», «застой» Раздел VIII. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития (3 часа) Регион как эколого­экономическая система Иметь понятие о новых экономических  культура Кубани, физкультура и спорт). Краевой бюджет, налоги, и инвестиции Финансовые институты и банковская  система региона  отношениях, законах, основных  тенденциях экономического и  социального развития Кубани в 20­21  веках Иметь понятие о новых экономических  отношениях, законах, основных  тенденциях экономического и  социального развития Кубани в 20­21  веках Иметь понятие о новых экономических  отношениях, законах, основных  тенденциях экономического и  социального развития Кубани в 20­21  веках Раздел IX. Социальные отношения в кубанском обществе (2 часа) Социальная стратификация и мобильность    в региональном социуме. Межнациональные  отношения Семья и брак. Молодежь Краснодарского  края как социальная группа Уметь охарактеризовывать  этносоциальные общности  Краснодарского края, Этнические  меньшинства, этнические группы,  основные тенденции в развитии  межнациональных отношений в  региональном социуме, этносоциальные  конфликты. Давать характеристику основным  тенденциям в развитии семейных  отношений, семейной политике  Краснодарского края. Знать динамику  ценностных ориентации молодёжи  Краснодарского края, молодёжные  субкультуры Раздел X. Кубань сегодня: политический ракурс (4 часа) Государственная власть и местное  самоуправление в регионе Региональная политическая культура  населения Становление гражданского общества Уметь рассказать о структуре органов  государственной власти, их полномочия и  направления деятельности.  Давать характеристику политической  ориентации жителей Кубани, возможности молодого человека для участия в  политике и активная жизненная позиция  молодёжи.  Давать характеристику деятельности Геополитическое положение Краснодарского края политических партий и общественных  организаций в регионе.  Уметь анализировать развитие Кубани в  2000 годы, определить роль экономики  Кубани в развитие экономики страны.  Определить роль кубанцев в подготовке и  проведении олимпиады в Сочи в 2014  году. Уметь высказывать предложения по  строительству правового государства в  России в том числе Кубани. Раздел XI. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации (4 часа) Умение анализировать и сопоставлять  различные источники информации. Конституционно­правовой статус региона  как субъекта Российской Федерации Законотворческий процесс в Краснодарском  крае Избирательный процесс в Краснодарском  крае Правоохранительные органы: структура и  функции Раздел XII. Кубань ­ культурный центр Юга России (7 часов) Духовная жизнь Кубани  Духовная жизнь Кубани Умение анализировать многообразие и  исторические предпосылки развития  культуры Кубани, этнокультурного  сообщества в становлении культурной  жизни Кубани. Система образования Краснодарского края Уметь рассказать о структуре системы  Религиозное и конфессиональное  многообразие региона Религиозное и конфессиональное  многообразие региона Культурное достояние Краснодарского края Давать характеристику проблемам  образования в Краснодарском крае Анализировать религиозную ситуацию в  Краснодарском крае. Обобщающий урок. Дифференцированный зачет культурной жизни Кубани и культурной  политика в Краснодарском крае. Умение  формировать активную  жизненную позиции молодого гражданина  ­ жителя Краснодарского края. 8. Учебно­методическое и материально­ техническое обеспечение программы учебной дисциплины Освоение программы учебной дисциплины «Кубановедение» предполагает наличие в ГБПОУ КК КАТ, реализующей образовательную программу среднего общего образования   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего образования,   учебного   кабинета,   в   котором   имеется   возможность   обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно­эпидемиологических правил   и   нормативов   (СанПиН   2.4.2   №   178­02)   и   оснащено   типовым оборудованием,   указанным   в   настоящих   требованиях,   в   том   числе   специализи­ рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1. В состав учебно­методического и материально­технического обеспечения програм­ мы учебной дисциплины «Кубановедение» входят: • многофункциональный комплекс преподавателя; • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся  ученых, поэтов, писателей и др.); • информационно­коммуникационные средства; • экранно­звуковые пособия; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,  инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд. В   библиотечный   фонд   входят   учебники   «Кубановедение»  в   двух   частях   под редакцией В.Н Ратушняка  Краснодар 2014 год. 9. Рекомендуемая литература: для студентов, преподавателей, интернет – ресурсы. Для студентов 1.В.Н.Ратушняк «История Кубани с древнейших времен до конца XIX века» ­  учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. 2.В.Е.Щетнев, Е.В.Смородина «История Кубани XX век» ­ учебник для 11 класса  общеобразовательных учреждений. Для преподавателей 1. 1.В.Н.Ратушняк «История Кубани с древнейших времен до конца XIX века» ­  учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. 1 2.В.Е.Щетнев, Е.В.Смородина «История Кубани XX век» ­ учебник для 11 класса  общеобразовательных учреждений. 3. «История Кубани» ­ учебное пособие под редакцией В.В.Касьянова,  Н.С.Короткого. Дополнительная литература   1.В.Б.Виноградов «Топонимия средней Кубани»   2.В.Б.виноградов «история Тамани в сообщениях путешественников и в  художественной литературе» 3.С.В.Телепень, В.Б.Виноградов «Заметки о казаках – линейцах» 4.Н.Н.Великая, В.Б.Виноградов «Казаки Средней Кубани» 5.В.Б.Виноградов «Страницы истории Средней Кубани» 6. «краснодарский край административное ­ территориальное деление» 7. «Программа курса кубановедение» для образовательных учреждений начального профессионального образования 8.О.В.Богославский «Тмутараканское княжество // По страницам истории Кубани.  Краснодар,1993.» 9.Т.И.Агапова, М.И.Серова «Декабристы на Кубани.Краснодар,1975.» 10.История народов Северного Кавказа (к. XVIII­1917 гг.). М.,1988 11.В.А.Соловьев «Суворов на Кубани 1778 – 1793гг.Краснодар,1992 12.Ф.А.Щербина «История кубанского казачьего войска. Т.1. Екатеринодар,1910 Для преподавателей Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении  изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих  кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259 «Рекомендации по  организации получения среднего общего образования в пределах освоения  образовательных программ среднего профессионального образования на базе  основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем.  — М., 2012. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации  концепции единого учебника истории. — М., 2015. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического,  естественнонаучного, социально­экономического профилей. Методические  рекомендации. — М., 2013. История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова,  А.А.Данилова. — М., 2010. Концепция нового учебно­методического комплекса по отечественной истории //  Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 —124. АННОТАЦИЯ к рабочей программе УД ОДБ.14 «КУБАНОВЕДЕНИЕ» Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной  дисциплины «Кубановедения», в соответствии с Рекомендациями по организации  получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных  программ среднего профессионального образования на базе основного общего  образования с учетом требований федеральных государственных образовательных  стандартов и получаемой профессии или специальности среднего  профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №  06­259), и учебного плана основной профессиональной образовательной  программы среднего профессионального образования ГБПОУ КК КАТ  по  профессиям:  19.01.17 «Повар, кондитер»; 23.01.03 «Автомеханик»; 35.01.13«Тракторист­машинист сельскохозяйственного производства»,  утвержденного директором техникума 31.08.2016 года. Организация­разработчик: ГБПОУ КК КАТ Разработчики: Александрова О.А. преподаватель историиГБПОУ КК КАТ. Область применения рабочей программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   «Кубановедение»   является   частью основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в ГБПОУ КК КАТ в соответствии с учебным планом 1, 2 курса: • технического профиля для профессий: ­ 23.01.03 «Автомеханик»; ­ 35.01.13«Тракторист­машинист сельскохозяйственного производства» • ­ 19.01.17 «Повар, кондитер» естественно­ научного профиля  для профессий: Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы «Кубановедение» изучается как базовая учебная дисциплина Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины ориентироваться в системе источников информации разного типа по вопросам  В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  прошлого, настоящего и перспектив жизнедеятельности Кубани, как в области  социокультурной и социально­экономической, так и в сфере становления природного комплекса;  ее;  схема, картосхема, аудиовизуальный ряд); представлять полученную информацию в различных видах (текст, карта, таблица, добывать информацию о крае в различных источниках, анализировать и обобщать устанавливать причинно­следственные связи между явлениями,  характеризовать (при необходимости сравнивать) основные социальные объекты,  оценивать, применительно к региону, степень природных, антропогенных и  обоснованного определения собственной позиции по отношению к явлениям  актуальную для нашего края терминологию в области истории, обществознания,   осуществлять проектную деятельность по вопросам кубановедения на уроке и  основные факты, процессы и явления, характеризующие историю Кубани в ее  основные этапы становления человеческого общества на территории нашего края   пространственные и временные рамки изучаемых общественных, культурных и  природных процессов и явлений;  объекты живой и неживой природы, выделяя их существенные признаки,  закономерности развития и региональную специфику;  техногенных изменений отдельных территорий и объектов;  анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя  сведения по истории и современности, культурным традициям, местным говорам,  особенностям природы родного края;­ участвовать в дискуссиях по проблемам  кубановедения, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,  используя для аргументации сведения из соответствующих предметных областей  вне его. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  целостности с отечественной и всемирной историей;  и развития его природного комплекса;  литературы и искусства, в области географии, изучения биосферы и природных  объектов;  решения;  процессов предшествующими событиями и явлениями, а также их современными  факторами;  роль Кубани в российском и мировом сообществе;  тенденции развития общества нашего региона как сложной динамичной системы в целом (экономика, политика, демография, культура, природный комплекс и т. д.), а  также важнейших социальных институтов;  норм, правового регулирования;  деятелей литературы и искусства, политических деятелей, других людей,  оставивших заметный след в жизни Кубани; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  современной жизни края, исходя из их социальной, культурно­этической и природно­ экологической обусловленности;  решения практических жизненных проблем;  успешного выполнения типичных для региона социальных ролей и на этой основе современные версии и трактовки важнейших проблем региона и путей их  обусловленность современных общественных, культурных и  природных  региональную специфику регулирования общественных отношений, социальных   исследователей общественных и природных процессов на Кубани, выдающихся соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически  осознания себя как представителя исторически сложившегося в регионе   гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина  России;  возникшими формами социального поведения, этнокультурными традициями  населяющих Кубань народов, осуществления на этой основе конструктивного  взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и  социальным положением;  выполнения правил деятельности в его природной среде;  знакомства и понимания на этой основе явлений художественной культуры,  определения своего круга чтения и оценки своей зоны развития в культурно­ эстетической сфере  понимания географической специфики региона проживания и адекватного  эффективной ориентации в культурном пространстве региона, самостоятельного  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: подготовка к выполнению практических работ Форма итогового контроля ­  дифференцированный зачет Количест во часов 85 57 28 Рецензия на рабочую программу    _ федеральному   ____ рекомендациям по разработке программ   по дисциплине: __________ _________________________________________________________ для профессии     23.01.03 Автомеханик 35.01.13Тракторист­ машинист сельскохозяйственного производства 19.01.17 Повар, кондитер разработчики : _____________________________________________________________________ Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по профессии: 23.01.03 Автомеханик 35.01.13Тракторист­ машинист сельскохозяйственного производства 19.01.17 Повар, кондитер 1. Структура рабочей программы ___   ________   СПО  2. Содержание рабочей программы ______  __________________   государственному стандарту среднего (полного) общего образования  _________________________________________________________ (отметить отклонения) 3. Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по разделам (темам)  _______________________ содержанию учебного материала, ____________________  требованиям знаниям и умениям, навыкам программы дисциплины. 4. Перечень лабораторных работ, практических занятий _________________________  содержанию программы дисциплины. 5. Тематика самостоятельной учебной работы ________________________________ содержанию и требованиям к знаниям и умениям обучающихся. 6. Содержание рабочей программы __________________________ современному уровню  развития науки, техники и производства. 7. Профильная составляющая содержания, знаний, умений, навыков, лабораторных и  практических работ, тематика самостоятельной учебной работы_____________________  профилю получаемой профессии обучающегося: 23.01.03 Автомеханик 35.01.13Тракторист­ машинист сельскохозяйственного производства 19.01.17 Повар, кондитер 8. Предложения по улучшению содержания программы    Продолжить разработку 9. Общая характеристика и заключение о возможности использования рабочей  программы_________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ____ Рецензент______________________________________________________________             Подпись                                                                              Дата   «___»_________20__г .

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы

Образовательные материалы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017