Образовательный квест «Основные классы неорганических веществ» (методическая разработка)
Оценка 5

Образовательный квест «Основные классы неорганических веществ» (методическая разработка)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
11.03.2023
Образовательный квест «Основные классы неорганических веществ»  (методическая разработка)
Образовательный квест разработан для проведения обобщающего урока по химии в 8 классе. Урок-квест включает в себя движение команды учащихся по маршруту, на котором расположены игровые точки - станции (помещение учебного кабинета химии). На каждой точке маршрута команды получают задания, при выполнении которых, учащиеся повторяют и обобщают свои знания по пройденной теме раздела программы.
Образовательный квест.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –

ВЕРХ – ИРМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

имени Героя Советского Союза А.И. Демакова

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Номинация «Образовательный квест»

 

«Основные классы неорганических веществ»

(Урок химии, 8 класс)

 

 

 

 

Автор разработки:

Усольцева Галина Юрьевна,

 учитель химии

 

 

 

 

 

 

Село Верх-Ирмень, 2023 год

Краткое описание:

     Образовательный квест  разработан для проведения обобщающего урока по химии в 8 классе. Урок-квест включает в себя движение команды учащихся по маршруту, на котором расположены игровые точки - станции (помещение учебного кабинета химии). На каждой точке маршрута команды получают задания, при выполнении которых, учащиеся повторяют и обобщают свои знания по пройденной теме раздела программы.

 

    Тема урока: «Основные классы неорганических веществ»

    Цель урока: закрепить знания обучающихся об основных классах неорганических соединений: оксидах, основаниях, кислотах и солях.

    Тип урока: Обобщение знаний учащийся

    Форма урока: урок-квест

    Задачи урока:

    Личностные:

- воспитывать интерес к изучению химии;

- развитие ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- развивать логическое мышление, умение обобщать, систематизировать, сравнивать, выделять главное;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- формировать умение работать в парах и в команде;

- формировать желание преодолевать трудности.

    Метапредметные:

- развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности;

- развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- развитие умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

    Предметные:

- систематизировать знания полученные при изучении темы «Основные классы неорганических веществ»;

- уметь различать физические и химические явления;

- совершенствовать умения писать формулы химических соединений;

- уметь различать классы неорганических веществ.

   Методы обучения: наглядно-словесные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.

   Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая; химический эксперимент.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы для каждой команды, конверты (папки) с заданиями для прохождения этапов игры, жетоны красного, синего и зелёного цвета по 4 каждого цвета, оборудование и вещества для проведения химического эксперимента: пробирки, штативы для пробирок, NaOH, H2SO4, Н2О, СаО, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

 

Ход урока 

I.                  Организационный этап.

     Учитель: Добрый день, дорогие ребята, я приглашаю вас на урок –квест. Для начала вспомним, что означает слово квест?

Квест (от английского qvest – поиск приключений) – это игра на испытание эрудированности, начитанности и умение работать в одной команде. Цель квеста - расширить кругозор ваших знаний, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести урок химии. Пусть этот урок покажет каждому степень усвоения ваших знаний по предмету и пусть эти знания помогут вам в дальнейшем изучении этого сложного, но интересного предмета.

     Мы закончили изучать важную тему «Основные классы неорганических веществ» и сегодня повторим изученный материал. Какие цели урока вы можете сформулировать?

     Учащиеся: Повторить определения, классификацию, формулы важнейших классов неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот и солей.

     Учитель: Ребята, работать на уроке вы будете в командах, что позволит сформировать навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. (Все участники урока-квеста заранее разделены на 4 команды). Сегодня каждый из вас почувствует, что означает быть членом одной команды. Итак, начнем!

      Прошу капитанов команд получить свои маршрутные листы.

      (Капитанам команд выдаются маршрутные листы (Приложение 1) с указанием станций. Проводится инструктаж по выполнению заданий.)

     Учитель: Каждой команде необходимо пройти 5 этапов – 5 игровых станций. Команды стартуют одновременно. На каждой станции вы получаете задание, которое выполняете в команде. Далее двигаетесь по маршруту. За каждое правильно выполненное задание вы получаете жетон: красный – 5 баллов, синий – 4 балла, зелёный – 3. Максимальная сумма баллов за игру  – 22 балла.

     Правила игры – квест вы знаете, но я напомню вам ещё раз (проецируются на доске):

1.      Вы все – сплоченная, дружная команда. Вам необходимо доказать, что вы умные, сообразительные, эрудированные в вопросах, касающихся определения, классификации и названий основных классов неорганических веществ.

2.      Все участники должны принимать активное участие в игре.

3.      В команде при обсуждении задания не ссориться, выслушивать друг друга, принимать взвешенное решение.

4.      Ответы своих соперников выслушивать внимательно, не перебивать, не смеяться.

 

     II. Мотивация и целеполагание.

     Учитель: Перед вами документ, датированный 1720 годом, на котором один известный алхимик сделал записи химических веществ. Вам предстоит разгадать, что означают эти записи. Ответ вы сможете дать только тогда, когда соберёте все подсказки и получите последнее задание. Подсказки можно получить только правильно выполнив задание на этапе. На каждом этапе вы получаете только одну подсказку.

     Перед началом игры давайте определимся с названиями команд, ведь как говориться: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт!». Чтобы узнать название своей команды, вам надо отгадать загадки:

Загадка №1

Их получают путём горения

Или сложных веществ разложения.

В них два элемента, один – кислород.

Я отнесу к ним и известь, и лёд. (Ответ учащихся: Оксиды)

Загадка №2

Они имеют кислый вкус.

В них изменяет цвет лакмус.

А если активный металл попадёт,

Получим мы соль и ещё водород. (Ответ учащихся: Кислоты)

Загадка №3

В каких веществах у фенолфталеина

Бывает не жизнь, а сплошная малина? (Ответ учащихся: Щелочи)

Загадка №4

Хлориды и нитраты,

Сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли

Объединю в класс... (Ответ учащихся: Соли)

(Отгадывая загадку, команда получает название и шифровку).

     III.         Обобщение и систематизация знаний

     (Команды направляются по станциям игры. Всем раздаются конверты (папки) с заданиями.)

     Станция №1 «Доставь письмо по адресу»

     Учитель: Ребята, чтобы выполнить это задание, вам предстоит роль почтальонов, надо доставить «письма» по адресам: у каждой команды набор веществ, которые нужно распределить по классам неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты и соли.

     Задание 1: Н2О, NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2 (Ответ учащихся: «лишнее» вещество – это вода, оксид водорода, остальные вещества – основания).

     Задание 2: CaO, Cu, CO2, CO, SO3, SO2 (Ответ учащихся: «лишнее» вещество – это медь, металл, остальные вещества – оксиды).

     Задание 3: K2CO3, Na2SO4, HNO3, BaSO4, NaCl, CaCO3 (Ответ учащихся: «лишнее» вещество – это азотная кислота, остальные вещества – соли).

     Задание 4: HNO3, H2SO4, Н3РО4, Н2СО3, K2CO3, HI (Ответ учащихся: «лишнее» вещество – это соль - карбонат калия, остальные вещества – кислоты).

      Станция №2 «Доска почёта»

      Учитель: Ребята, фотографии лучших помещают на доску почёта, но на нашей доске они оказались испорчены, остались только одни названия! Вам надо восстановить «фото», путём написания формулы вещества. (Приложение 2).

      Станция №3 «Шестой лишний»

     Учитель: Ребята, в предложенной шифровке из веществ, вам необходимо выбрать одно лишнее и обосновать свой выбор. (Команда получает первую подсказку: «лишнее» вещество – это и есть первое вещество в вашей шифровке).

     Задание 1: Н2О, NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2 (Ответ учащихся: «лишнее» вещество – это вода, оксид водорода, остальные вещества – основания).

     Задание 2: CaO, Cu, CO2, CO, SO3, SO2 (Ответ учащихся: «лишнее» вещество – это медь, металл, остальные вещества – оксиды).

     Задание 3: K2CO3, Na2SO4, HNO3, BaSO4, NaCl, CaCO3 (Ответ учащихся: «лишнее» вещество – это азотная кислота, остальные вещества – соли).

     Задание 4: HNO3, H2SO4, Н3РО4, Н2СО3, K2CO3, HI (Ответ учащихся: «лишнее» вещество – это соль - карбонат калия, остальные вещества – кислоты).

      Станция №4 «Эксперимент»

      Задание 1. Перед вами вода, оксид кальция, фенолфталеин. Вы должны доказать, что СаО  – основной оксид. Что при этом получается? О чём говорит изменение цвета фенолфталеина?

     Ответ учащихся: Растворим СаО в воде – он малорастворим, добавим к раствору фенолфталеин – раствор окрасился в малиновый цвет, это говорит о том что среда раствора щелочная, следовательно, оксид кальция обладает основными свойствами.

      Задание 2. Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится основание. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, фенолфталеин).

     Ответ учащихся: Во все пробирки добавим фенолфталеин, в одной из них он становится малиновым, следовательно, в этой пробирке – гидроксид натрия.

      Задание 3. Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)

     Ответ учащихся: Во все пробирки добавим метиловый оранжевый, в первой раствор стал жёлтым – это гидроксид натрия, в третьей – остался оранжевым, следовательно, в ней вода, а во второй – раствор стал красным –находится серная кислота.

     Задание 4. Перед вами в пронумерованных пробирках находятся поваренная соль, медный купорос, и карбонат кальция. Вам нужно определить каждую из этих солей, используя только воду.

     Ответ учащихся: Проверим соли на растворимость в воде. Для этого во все пробирки добавим воду. В двух пробирках соли растворились, а в одной – вещество не растворяется – это карбонат магния, в другой пробирке раствор стал голубым – это медный купорос CuSO4, в оставшейся – растворимое и бесцветное вещество – это поваренная соль – NaCl.

     Станция №5 «Творческая»

     Задание 1. Переведите с химического языка на общепринятое выражение:

1.                 Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)

2.                 Белый как карбонат кальция. (Белый как мел)

3.                 Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо)

4.                 Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото)

5.                 Купрумного гроша не стоит. (Медного гроша не стоит)

6.                 С тех пор много оксида водорода утекло. (С тех пор много воды утекло)

     Задание 2. «Ассорти». Какие химические вещества и элементы зашифрованы:

1.  АЖСА

2. ЕРЕСРОБ

3. МАИЛЮНИЙ

4. ЕРСА

5. ЗАТО

6. ВОЛОО

Разгадав «Ассорти», узнаете название третьего вещества.

         1.      С       А       Ж      А               

2.      С           Е   Р       Е       Б       Р       О      

                   3.       А       Л       Ю     М      И       Н       И       Й

                   4.       С       Е       Р       А      

                   5.       А       З       О       Т      

         6.      О           Л   О       В       О

     Задание 3. «Ребусы». Какие химические элементы и вещества зашифрованы в ребусах? (Приложение 3).

      Задание 4. «Загадки»

1.     Об одном из природных веществ сказано: «Живая кровь, без которой нет человека…Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». Что это за вещество?   (Вода)

2.     Какая кислота содержится в желудке человека? (Соляная)

3.     «Мы первым слогом позовём кота,

Вторым измерим толщу вод,

Союз как третий подойдёт,

А целым станет…». (Кислота) 

4.     «В её честь названы многие города, реки и озёра. Она необходима организму человека каждый день. Её недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье. В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия.

(Отгадав последнюю загадку команда получает подсказку: поваренная соль).

     IV.         Подведение итогов.

     Учитель: Теперь, когда вы собрали все подсказки, вам необходимо составить формулы тех соединений, которые были зашифрованы в ваших документах, дать им названия, определить класс, к которому они относятся и дать определение.

     Учащиеся команды «Оксиды»: У нас были зашифрованы вещества вода H2O, оксид меди (II) - CuO, оксид железа (II) - FeO. Они относятся к классу оксиды – это сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород, со степенью окисления -2.

     Учащиеся команды «Основания»: В нашей шифровке были зашифрованы металлы Медь, Железо, Натрий. Нам нужно было составить формулы оснований, образованных этими металлами. Это гидроксид меди (II) – Cu(OH)2, гидроксид натрия – NaOH и гидроксид железа (III) – Fe(OH)3.Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.

     Учащиеся команды «Кислоты»: У нас были зашифрованы азотная кислота – HNO3, серная кислота –H2SO4, и «царская водка», которая является смесью двух кислот – азотной и соляной -  HCl. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

     Учащиеся команды «Соли»: В нашей шифровке были соли: карбонат калия – K2CO3, поваренная соль – хлорид натрия – NaCl, киноварь – сульфид ртути – HgS. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

      Учитель: Все команды достигли основной цели – обобщили знания об основных классах сложных неорганических веществ, учились работать в команде, доброжелательно относиться друг к другу. За каждое задание вы получали квест-жетоны. Напомню, красные – 5 баллов, синие – 4 балла, зелёные – 3. Подсчитайте сумму заработанных баллов. Максимальная сумма, которую вы смогли бы набрать – 22 балла. Оцените вклад каждого члена команды в общее дело.

     V. Домашнее задание.

     Повторите  §19-22, создайте презентацию о применении и значении веществ класса оксидов, оснований, кислот и солей в нашей жизни (выберите любой класс соединений).

     VI.         Рефлексия.

    Учитель: Оцените свою работу на уроке:

1.      

На уроке я работал:                                          

активно

пассивно

2.      

Своей работой на уроке я:                               

доволен

не доволен

3.      

Урок для меня показался:                                

коротким

длинным

4.      

За урок я:                                                      

не устал

устал

5.      

Мое настроение:                                              

стало лучше

стало хуже

6.      

Материал урока мне был:                        

интересен

скучен

 

 

понятен           

непонятен

 

 

полезен

бесполезен        

 

                                          

Список использованной литературы и источников информации

 

1.     Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. Электронный ресурс: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247  (дата обращения: 23.01.2023).

2.     Педченко А.Ф., Артемьева А.Н. Квест-технология в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие/ НИТГиК СГУГиТ, 2020 год. Электронный ресурс:

https://www.informio.ru/files/main/documents/2020/03/Kvest_tehnologija_v_obrazovateln.pdf

3.     Фаритов А.Т. Некоторые аспекты классификации и применения квест-игр в школе // Современное образование. – 2019. – № 1. – С. 25 - 32. Электронный ресурс:

 https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24477

 

 

 

Приложение 1. Маршрутный лист команды

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Команда «_________________________________________»

Этапы проходить в строгом порядке с маршрутным листом, на каждом этапе предстоит выполнить задание.

№ п.п.

Названия этапов

Результат

выполнения заданий (балл)

1.      

Станция №1 «Доставь письмо по адресу»

 

 

2.      

Станция №2. «Доска почёта»

 

 

3.      

Станция №3 «Шестой лишний»

 

 

4.      

Станция №4 «Эксперимент»

 

 

5.      

 Станция №5. «Творческая»

 

 

 

 

Итого баллов:

 

 

Приложение 2.  Задание для станции №2. «Доска почёта»

 

 

 

 

 

Оксид кальция

Оксид лития

Оксид серы (VI)

Оксид азота (V)

 

 

 

 

Гидроксид натрия

Гидроксид хрома (III)

Гидроксид бария

Гидроксид  лития

 

 

 

 

Сернистая кислота

Угольная кислота

Соляная кислота

Азотная кислота

 

 

 

 

Фосфат кальция

Сульфат калия

Силикат цинка

Хлорид магния

Приложение 3. Задание для станции №4. «Творческая». «Ребусы»

№1Описание: Ребусы по химии :: Все для детей. Детские ресурсы.

№2

Описание: Ребусы по химии :: Все для детей. Детские ресурсы.

Магний

Натрий

№3Описание: РЕБУСЫ ПО ХИМИИ - РЕБУСЫ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ

№4 

Описание: Ребусы химические - IgraZa.ru. Игры, ребусы, загадки, викторины, кроссворды, головоломки, задачи

Свинец

Азот

Описание: Ребусы химические - IgraZa.ru. Игры, ребусы, загадки, викторины, кроссворды, головоломки, задачи

Описание: Ребусы химические - IgraZa.ru. Игры, ребусы, загадки, викторины, кроссворды, головоломки, задачи

Кремний

Магний

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Краткое описание: Образовательный квест разработан для проведения обобщающего урока по химии в 8 классе

Краткое описание: Образовательный квест разработан для проведения обобщающего урока по химии в 8 классе

Предметные: - систематизировать знания полученные при изучении темы «Основные классы неорганических веществ»; - уметь различать физические и химические явления; - совершенствовать умения писать формулы химических…

Предметные: - систематизировать знания полученные при изучении темы «Основные классы неорганических веществ»; - уметь различать физические и химические явления; - совершенствовать умения писать формулы химических…

Мы закончили изучать важную тему «Основные классы неорганических веществ» и сегодня повторим изученный материал

Мы закончили изучать важную тему «Основные классы неорганических веществ» и сегодня повторим изученный материал

Ответы своих соперников выслушивать внимательно, не перебивать, не смеяться

Ответы своих соперников выслушивать внимательно, не перебивать, не смеяться

Объединю в класс... (Ответ учащихся:

Объединю в класс... (Ответ учащихся:

Задание 1: Н 2 О, NaOH, Ca(OH) 2 ,

Задание 1: Н 2 О, NaOH, Ca(OH) 2 ,

Задание 4. Перед вами в пронумерованных пробирках находятся поваренная соль, медный купорос, и карбонат кальция

Задание 4. Перед вами в пронумерованных пробирках находятся поваренная соль, медный купорос, и карбонат кальция

С Е Р

С Е Р

Учащиеся команды «Основания»:

Учащиеся команды «Основания»:

На уроке я работал: активно пассивно 2

На уроке я работал: активно пассивно 2

Приложение 1. Маршрутный лист команды

Приложение 1. Маршрутный лист команды

Приложение 3. Задание для станции №4

Приложение 3. Задание для станции №4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2023