Отдел образования города Актобе
МКҚК№ 33 «Нұрсәт» мектепке дейінгі білім орталығы
ГККП Детский сад № 33 «Нұрсәт»
Образовательный проект
для детей предшкольной группы№4 «Гномики»
Тема: Совершенствование воспитательно - образовательного процесса, через интегрирование игровых и информационно-коммуникационных технологий»
Авторы проекта:
воспитатель: Игликова Ж.М
Паспорт проекта
Вид проекта |
Познавательно-практико-ориентированный, групповой. |
Сроки реализации |
С 01.09.2023 по 25.05.2024 г.г. |
Участники |
Дети группы, воспитатели, родители. |
Актуальность проекта |
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». |
Цель проекта |
Развить логическое мышление детей, создание картотеки игр для детей подготовительной группы. |
Задачи проекта |
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению. 2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. 3.Воспитывать у детей потребность умственно заниматься интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности. 4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику. 5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству. |
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта |
Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, было выявлено, что дошкольники недостаточно овладевают логическими операциями. |
Предполагаемый результат (выход) |
У ДЕТЕЙ: ü Способствовать развитию логического мышления детей, как залогу успешной готовности к школьному обучению. ü Создавать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах интеллектуального развития дошкольников. ü Обеспечивать положительную динамику в формировании логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования занимательных, логических игр и упражнений. |
Продукт проекта |
Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.
|
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
1.1. Постановка цели и формулирование задач.
1.2. Определение необходимого ресурсного обеспечения:
• Литература соответствующей тематики.
• Наглядный материал.
• Интернет-ресурсы.
2.Реализация проекта
2.1 Формы и методы работы с детьми
№п/п |
Логические операции |
Содержание |
Цель, заадачи |
1 |
Сравнение |
· Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось» · Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. · Занимательные вопросы, загадки – шутки. |
Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления. |
2 |
Анализ – синтез |
· Д/И «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке» · «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему» Знакомство с карточками – символами. · Решение логических задач. · Головоломки «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». |
Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. Задачи на логическое мышление, логические концовки. |
3 |
Обобщение |
· Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом»\ · Логические цепочки». · Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. · Выкладывание картин из счётных палочек. |
Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. |
4 |
Классификация |
· Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ» · Д/И «Подбери и назови». · Игра с палочками Кюизенера. · Учимся отгадывать загадки. |
Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. |
5 |
Систематизация |
· Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов». · Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». · Графический диктант. |
Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. |
6 |
Ограничение |
· Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее». · Найди фрагменты изображений». · Головоломки «Сложи квадрат», «Танграм». «Найди клад». |
Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету ,форме, размеру) |
7 |
Умозаключения |
· Д/И «Потому, что…», «Логика». · Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её. · Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши». · Олимпиада |
Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. |
8 |
Установление причинно – следственных связей |
· Д/И «Почему это произошло». · Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. · Логическая мозаика. |
Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. |
9 |
Смысловое соотнесение |
· Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое», «И хорошо и плохо». · Придумывание небылиц. · Нарисуй справа такую же фигуру. · КВН |
Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. |
10 |
Игра с логическими блоками Дьенеша |
· Д/И «Угадай – ка». · Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. · Решение логических задач. · Графический диктант. |
Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. |
11 |
Игра с палочками Кюизенера |
· Д/И «Посудная ловка». · Задачи – шутки, занимательные вопросы. · Д/И «Что делать» |
Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. |
12 |
Мониторинг |
· Выполнение диагностических заданий. |
Оценить уровень развития логического мышления у детей. |
2.2. Взаимодействие с родителями
ü Консультация «Игры для развития логического мышления детского сада и дома».
ü Папка-передвижка «Веселые цифры»; «Живые геометрические фигуры».
ü Круглый стол по теме: «Я учусь считать».
3. Продукт проекта
ü Картотека игр на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.
ü Оформление рекомендаций для родителей по данной тематике.
4. Результат проекта
Результаты работы свидетельствуют о том, что дети, с низким уровнем развития сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы. Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали. Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.
Список использованной литературы
1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.
2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1999.
3. Ермакова Е. С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
4. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
5. Поддъяков А. Н. Мышление дошкольника. - М. : Педагогика, 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.