Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся
Оценка 4.9

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Оценка 4.9
Научные работы
doc
русская литература +1
Взрослым
10.04.2018
Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся
Образовательный маршрут – это педагогическое средство, позволяющее последовательно переходить от одного вида деятельности к другому, конструировать различные формы организации детей и использовать разнообразные методы обучения и воспитания. В данной статье подробно описана форма работы по реализации образовательного маршрута (внеурочная деятельность)
статья.doc
Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся Один из важнейших принципов работы школы ­ принцип ориентации школьников на  Отечество как на ценность, поскольку, именно чувство патриотизма подвергается  серьезным испытаниям. Переосмысливается судьба изменившегося Отечества, его  прошлое, настоящее, будущее. Поэтому наша задача – воспитать у детей и  подростков не просто любовь к Родине, а показать им значимость бесспорных  ценностей – семьи, родителей, отчего дома, города, в котором живешь, родного края. В современных условиях люди разного возраста не имеют четких нравственных  ориентиров, все чаще отдают предпочтение бездуховному времяпрепровождению,  погоне за удовольствиями, что приводит к утрате общественных ценностей (чувства  патриотизма, норм морали, духовности), ослаблению роли семьи, утрате семейных  ценностей, традиций. Гражданственность формируется той культурной средой, в которой происходит  социализация индивида, при том условии, что ей присущ дух уважения и бережного  отношения и к своему историческому прошлому, и к культурному наследию.  В данном отношении приоритет отдается воспитательному воздействию литературы,  поскольку она оказывает мощное воздействие на духовно­нравственную сферу  личности, формируя гуманистическое мировоззрение, опыт индивидуального  осмысления взаимодействия людей в настоящем и прошлом Родины, позитивное  отношение к национальным ценностям. Произведения литературы пробуждают  внутренние силы школьника, стимулируют его размышления, ценностную оценку  окружающей действительности. Но сегодня приходится говорить о кризисе читательской культуры, о пренебрежении  чтением. В детской и молодежной среде книга уступает лидирующее место более  современным, некнижным источникам получения информации, утрачены традиции  семейного чтения. Чтение учащихся полностью мотивировано школьной программой  и задачами учебы.  Поэтому так важно развивать у детей и подростков интерес к книге, формировать  привлекательный образ библиотеки и вкус к самому процессу чтения, возродить   традиции семейного чтения; включить в процесс чтения всех: детей, родителей,  учителей. С этой целью был разработан общешкольный литературный проект  «Я – это мир, а  мир стал мной, едва открыл страницу!» Цель данного проекта: ­ формирование гражданственности обучающихся через восприятие ими образа  Родины, созданного в произведениях русских писателей и поэтов, в литературе Тюменского края, ­ формирование читательской культуры детей и взрослых. Содержание проекта разделено по возрастному принципу освоения предлагаемого  литературного содержания, с учетом возрастных и психологических особенностей  детей и подростков при воспитании гражданственности через  формирование образа  семьи как первоосновы понимания малой родины, города,  малой родины, Отечества. С целью включения обучающих 6­х классов в реализацию общешкольного проекта,  был разработан образовательный маршрут   «Это маленькая дверца, здесь, за нею, мое сердце….»  Светлана Хохлова Образовательный   маршрут  –   это   педагогическое   средство,   позволяющее последовательно   переходить   от   одного   вида   деятельности   к   другому, конструировать различные формы организации детей и использовать разнообразные методы обучения и воспитания. Образовательный маршрут состоит из трех основных этапов: изучение теории вопроса знакомство с культурно – историческим  или социальным обьектом                                          создание конечного продукта Данное педагогическое средство позволяет использовать преимущества различных  педагогических технологий, наиболее адекватных поставленным целям. По количеству участников образовательный маршрут может быть рассчитан на реализацию классом, группой детей (разновозрастной или одного возраста), одним человеком. По   времени   реализация   образовательного   маршрута   так   же   варьируется   от краткосрочных (1 день) до долгосрочных (рассчитан на учебный год и более) Содержание образовательного маршрута изменяется в зависимости от возраста обучающихся   и   задач   маршрута:       мотивация   к   какому­либо   виду   деятельности (мотивационный   маршрут),   расширение   и   углубление   предметного   пространства (предметный   маршрут),     профинформирование   (профинформационный   маршрут), усиление   социализирующей   составляющей   (туристический   маршрут),   освоение межкультурного пространства (культурологический маршрут). Причинами инициации маршрутов могут стать: 1. тематика общешкольных социально­педагогических проектов.  2. проекты непрерывной каникулярной занятости  3. при планировании проектов предпрофильной и профильной направленности  4.маршруты,   имеющие   наиболее   выраженный   социализирующий   потенциал   – туристические маршруты.  При планировании образовательного маршрута необходимо взаимодействие всех субъектов   образовательного   процесса:   классного   руководителя,   учителей   – предметников, родителей, обучающихся, администрации школы.  Реализация основных этапов маршрута позволяет  каждому учащемуся построить собственную траекторию движения по данному образовательному маршруту ­ самостоятельно выбрать личностно – значимую микротему  ­ уровень сложности деятельности в рамках маршрута (одни занимаются сбором   информации,   другие   готовят   выступление   на   конференции, участвуют  в театрализации либо работают над  электронной  презентацией ит.д.) ­ выбрать индивидуальный  вид деятельности  или работу в группе.  Стоит   обратить   внимание,     отличие   образовательных   маршрутов   от традиционных   экскурсий   состоит   в   том,   что   тематика,   содержание,  деятельность обучающихся на маршруте не ограничивается только ознакомлением с каким­ либо объектом (культурно – историческим, общественным и т.п. ), а выходит далеко за его рамки,   заканчиваясь   созданием   определенного   образовательного     продукта, формированием и утверждением собственного отношения к тем или иным событиям и явлениям.  Реализация   образовательных   маршрутов   способствует   формированию   (через применение   комплекса   педагогических     технологий)     ключевых   компетенций   и социальных   навыков   обучающихся,   нацеливает   их   на   жизнь   в   быстроменяющейся среде и создает  условия, необходимые для их самообразования и саморазвития: ­   умение   самостоятельно   приобретать   знания     и   пользоваться   ими   для решения новых познавательных и практических задач, ­   приобретать     коммуникативные   умения   и   навыки,   умение   работать   в разнообразных   группах,   исполняя   разные   социальные   роли   (лидера, исполнителя, посредника), ­ знакомиться с разными точками зрения на одну проблему, ­ уметь пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию,   факты;   уметь   их   анализировать   с   разных   точек   зрения, выдвигать гипотезы , делать выводы и заключения. Кроме того, данное педагогическое средство выступает и в роли эффективного методического приема, внедряя который классные руководители систематизируют свою воспитательную деятельность, делают ее целенаправленной и, как следствие, более эффективной, не пытаясь при этом объять необъятное содержанием плана ВР или программы.  Технология социально­педагогического проектирования позволяет объединить и систематизировать тематику маршрутов в рамках школы, включая при этом 100% обучающихся   в   систему   внеурочной   занятости,   которая   выполняет   при   этом   не столько   и   не   только   досуговую,   а   в   большей   степени   образовательную   и социализирующую  функцию. Это   означает,   что   принципиально   программно   –   методическая   модель образовательного   маршрута   позволяет   выходить   на   реализацию   двух взаимодополняющих вариантов личностно – ориентированного подхода: групповые и индивидуальные образовательные траектории и является при этом одной из попыток «встраивания»   компетентностного   подхода   в   традиционную   образовательную систему через совершенствование содержания образования  и усиление практической направленности процесса образования. Целью разработки данного образовательного маршрута является создание условий  для воспитания у обучающихся гражданственности, чувства любви к своему родному краю через знакомство с национальной культурой  коренных народов Тюменской  области.. Данное педагогическое средство  направлено на реализацию различных  образовательных и воспитательных задач: ­формирование духовно­нравственных ценностей через знакомство с национальной  культурой коренных  народов  Тюменской области, ­ развитие познавательных способностей  у обучающихся: активное включение их в  творческо­поисковую деятельность в культурно­историческом контексте Тюменской области, ­ развитие читательской культуры через знакомство с национальной культурой  коренных народов Тюменской области. При планировании работы по реализации данного   были разработаны этапы: 1.­теоретический 2. знакомство с социально­культурным объектом 3. создание итогового продукта Итак, подробнее остановимся на каждом этапе: Теоретический ­ Классный час:  «Национальная палитра Тюменской области»  В октябре месяце  был организован Библиотечный урок в ТОНБ «Современная  библиотека – современным школьникам: краеведческий отдел» Во время урока­ экскурсии ребята познакомились с особенностями краеведческой литературы и  работы краеведческого отдела ­ Уроки внеклассного чтения, домашнее семейное чтение произведений (Анны  Коньковой , Ювана Шесталова, Булата Сулейманова, Габделя Махмута) ­Урок­защита презентаций по творчеству поэтов и писателей, представляющих  коренную культуру народов Севера.  На теоретическом этапе ребята познакомились с творчеством писателей, их  биографией. Также увидели в их произведениях отражение национальной культуры  народов Севера. Знакомство с социально­культурным объектом  Задачей второго этапа было познакомить ребят с жизнью и бытом  народов Севера  Тюменской области. На втором этапе были организованы различные мероприятия, помогающие  обучающимся получить больше теоретических и практических навыков по данной  теме: ­ экскурсия в музей изобразительного искусства. Во время этой экскурсии кроме  знакомства с национальной культурой народов Севера  ребятам провели мастер­ класс по изготовлению национальных  кукол ­ автобусная экскурсия в п. Нижняя Тавда «Мир сибирской деревни»  ­во время зимних каникул работала мастерская «В новогодней яранге». Ребята  изготавливали детали интерьера и одежды народов Севера ­разработка макетов буклетов  о писателях А. Коньковой,  Ю. Шесталове, Б.  Сулейманове, Габделе Махмуте ­ создание сборника мультфильмов по мотивам сказок народов Севера,  документальных фильмов об их быте, обычаях. Итоговый продукт ­в  школе была создана интерактивная зона: реконструкция быта северных народов. – проведение обучающимися 6 кл. экскурсий для  гостей областного форума «Большая перемена» по интерактивной зоне с рассказом о быте северных народов, их  материальной, духовной культуре с показом мультфильмов по мотивам сказок  народов Севера, литературных произведений Таким образом, включение обучающихся в образовательный маршрут в рамках  общешкольного литературного проекта позволяет формировать  предметные  и  личностные результаты.  являясь средством воспитания и развития, способом работы с информацией данное педагогическое средство является средством воспитания и развития  обучающихся , способом работы с информацией, а также способствует восприятию литературы как одной из основных культурных ценностей народа (с  его менталитетом, историей, мировосприятием) и позволяет выйти на более  высокий уровень читательской компетенции

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся

Образовательный маршрут как средство формирования ключевых компетенций и социальных навыков обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018