ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»
Оценка 4.7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—11 кл
01.06.2017
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка». Разрушается миф об "одинаковости" всех детей. Следовательно, в процессе обучения необходимо применять дифференцированные формы работы, одной из которых является использование разноуровневых тестов на уроках русского языка, что и определило тему работы: «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка в школе».
проект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ Г ВОЛЬСКА САРАТОВКОЙ ОБЛАСТИ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка» Учитель русского языка и литературы Кулагина Татьяна Николаевна 2015 г. 1 Оглавление Введение...................................................................................................................3   1   Тестирование   как   средство   активизации   учебного   процесса   на   уроках русского языка...............................................................................................3 1.1. Теоретические аспекты использования разноуровневых тестов в процессе обучения русскому языку.....................................................................3   Опытно­экспериментальная   работа   по   изучению   эффективности 2. использования разноуровневых тестов на уроках русского языка и их влияния на активизацию познавательной деятельности учащихся............4 2.1. Констатирующий этап...................................................................................4 2.2 Формирующий этап.........................................................................................6 Заключение...............................................................................................................9 Список используемых источников и литературы................................................10 2 Введение Актуальность темы  работы состоит в том, что педагогическая наука и практика   переходят   от   модели   унифицированного   общественно­ ориентированного   образования   к   моделям   вариативного   и   личностно­ ориентированного.   Разрушается   миф   об   "одинаковости"   всех   детей. Следовательно,   в   процессе   обучения   необходимо   применять дифференцированные   формы   работы,   одной   из   которых   является использование   разноуровневых   тестов   на   уроках   русского   языка,   что   и определило тему работы: «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка в  школе».  1 Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка 1.1. Теоретические аспекты использования разноуровневых тестов в процессе обучения русскому языку Применение тестовых методик становится в настоящее время всё более актуальным. Тесты находят применение как при поступлении в школу, так и в проведении вступительных испытаний в вузы.  Тест    система   заданий   специфической   формы,   применяемая   в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата. [30, с 7] Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках   данной   классификации   тестовые   задания   можно   разделить   на   две группы [30, c.118]:  1. Тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант); В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения? 1) Он всегда держ…тся очень уверенно. 2) А ветер суш…т сад. 3) Стыдливо белая берёза зелене...т. 4) Он цен…т каждый час. 2. Тестовые   задания   открытого   типа   (со   свободными   ответами,   когда испытуемому   необходимо   самостоятельно   дописать   слово, словосочетание, предложение и т.д.).  Из предложений 1,2 выпишите глагол 2 спряжения. Ответ: _____________________ В ходе образовательного процесса тест выполняет следующие функции: социальная, образовательная, воспитательная,развивающая, контролирующая.  3 Таким образом, использование тестовых заданий на уроках русского языка  является неотъемлемой частью современного образования. Тестирование  помогает не только учителям объективно оценивать уровень полученных  умений и навыков учащихся, но и самим учащимся развивать личностные  качества, на что и направлена сейчас вся система образования. 2.  Опытно­экспериментальная работа по изучению эффективности использования разноуровневых тестов на уроках русского языка и их влияния на активизацию познавательной деятельности учащихся 2.1 . Констатирующий этап В   процессе   исследования   поставленной   проблемы   была   проведена экспериментальная работа в МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области» в 6 «А» классе.  В   соответствии   с   поставленными   задачами   экспериментальная   часть исследования проводилась  в несколько этапов. После беседы с классным руководителем нами было выделено 3 уровня познавательной   активности   учащихся   класса   на   уроках   русского   языка: высокий, средний и низкий. Чтобы объективно оценить уровни, нами были выделены следующие критерии:  1 2 мотивационный (интерес к изучаемому предмету); когнитивный (знание, понимание предмета, умение анализировать, синтезировать полученные знания, правильно оценивать ситуации) конативный (познавательная активность) 3 При   низком   уровне   у   ребенка   наблюдается   отсутствие   интереса   к предмету   и   содержанию   обучения,   склонность   к   работе   по   образцу, отсутствие инициативности, невыраженное стремление к знаниям. Средний   уровень   характеризуется   обширными,   но   неустойчивыми знаниями   и   интересами,   изучаемый   материал   усваивается   не   полностью, наблюдаются элементы инициативности и самостоятельности. Для   высокого   уровня   характерны   широкие   и   устойчивые   знания   и интересы, проявление творчества, самостоятельности, инициативности. В период с 21сентября по 26сентября 2015 года мною было проведено 5 уроков   русского   языка   в   каждом   из   классов,   во   время   которых   на   этапе «Проверка домашнего задания» или «Закрепление пройденного материала» были   проведены   самостоятельные   работы   в   традиционных   формах (Приложение 1). К исследованию было привлечено 10 человек из класса с разным уровнем познавательной активности  для создания экспериментальной группы. Были   получены   следующие   сведения   об   успеваемости   и   уровне познавательной активности детей экспериментальной группы: 4 Среднее количество выполненных заданий Фамилия Имя учащихся Иванов Николай Князева Алина Питеров Дмитрий Кулигин Олег Вохрамеева Ксения Ванюшин Андрей Казарян Эдуард Пугачев Игорь Сурина Елизавета Монталенко Вера 5 5 5 4 4 4 4 3 3 3 Текущие оценки Таблица 1. Уровень познавательной активности  5/5‒  5/5‒  3/5‒  2/5‒  5/5‒  5/5‒  5/5‒  3/5‒ «Отлично»  «Отлично»  «Отлично»   «Хорошо»  «Хорошо»  «Хорошо»  «Хорошо»  «Хорошо»  «Удовлетворительно»  «Удовлетворительно»  «Удовлетворительно»  «Удовлетворительно»  «Неудовлетворительно»   ‒ 1/5  2/5‒  5/5‒  5/5‒  4/5‒ Высокий Высокий Высокий Средний Средний Средний Средний Низкий Низкий Низкий Полученные оценки можно выразить в процентном соотношении: "; 2% "; 26% "; 34% "; 38% Так же стоит отметить тот   факт, что во время выполнения работы у учащихся не наблюдалось должной сосредоточенности и внимательности к заданиям,   дети   постоянно   отвлекались,   задавали   много   вопросов   по 5 содержанию   заданий.   Учащиеся   с   высоким   уровнем   познавательной активности  слишком  быстро  справлялись  с работой  и в  оставшееся  время отвлекали других, ученики с низким уровнем напротив  –  выполнили не все задания   за   данный   промежуток   времени,   либо   допустили   много   ошибок, вследствие чего получили удовлетворительные отметки. Из этого можно сделать вывод, что  для активизации учебного процесса на   уроках   русского   языка   необходимо   применение   других   форм самостоятельной   работы,   где   присутствует   дифференциация   заданий   по уровню знаний, а так же уделить больше внимания на создание мотивационных аспектов для детей. 2.2 Формирующий этап Целью   формирующего   этапа   эксперимента   было   повышение   уровня познавательной   активности   учащихся   путем   замены   однотипных   заданий самостоятельной работы дифференцированными тестами. На   данном   этапе   нами   были   разработаны     тестовые   задания   по следующим   темам:   «Нарицательные   и   собственные   имена   существительные», «Одушевленные   и   неодушевленные     имена   существительные»,   «Род   имен существительных. Существительные общего рода», «Число имен существительных», «Система падежей в русском языке».(Приложение 2) На последующих 5 уроках русского языка в период с 28 сентября по 2 октября     на   каждом  уроке  систематически   детям   предлагалось   выполнить тесты  по разным темам, включающие задания разного уровня сложности. Далее на протяжении 5 уроков с 5  по 10 октября проводился итоговый этап   серии   тестирования,   с   целью   получения   контрольных   данных результатов исследования. Были   получены   следующие   результаты   об   успеваемости   и   уровне познавательной активности детей экспериментальной группы: Фамилия Имя Текущие оценки Среднее учащихся количество выполненных заданий Иванов Николай Князева Алина Питеров Дмитрий Кулигин Олег Вохрамеева Ксения Ванюшин Андрей Казарян Эдуард 5 5 5 5 5 5 5 «Отлично»  «Отлично»  «Отлично»   «Хорошо»  «Отлично»  «Хорошо»  «Отлично»  «Хорошо»  «Отлично»  «Хорошо»  «Хорошо»   5/5‒  5/5‒  4/5‒  1/5‒  2/5‒  3/5‒  3/5‒  2/5‒  1/5‒  4/5‒  4/5‒ 6 Уровень познавательной активности Высокий Высокий Высокий Средний Высокий Средний Средний Пугачев Игорь Сурина Елизавета Монталенко Вера 5 4 4  2/5‒ «Удовлетворительно»  «Хорошо»  «Удовлетворительно»  «Хорошо»  «Удовлетворительно»  «Удовлетворительно»   1/5‒  1/5‒  3/5‒  4/5‒  5/5‒ Средний Низкий Низкий Из   таблицы   видно,   что   увеличивается   среднее   количество   заданий, решенных   учащимися,   у   ребят   появляется   стремление   решать   задания высокого уровня сложности.  "; 26% "; 40% "; 34% Кроме   того,   во   время   выполнений   тестирования   дети   стали   больше проявлять   старательность   и   сосредоточенность,   а   использование разноуровневых   заданий   помогло   решить   проблему   с   дисциплиной:   все отведенное время ученики заняты работой. 2.3. Анализ результатов исследования Проанализировав   начальные   и   конечные   результаты   исследования, можно   увидеть,   что   после   использования   серии   разноуровневых   тестов, повысились следующие показатели:  Среднее количество выполненных заданий с 84% до 96%;  Текущие   оценки   за   самостоятельные   работы:   количество   оценок «Отлично»   увеличилось   с   26%   до   40%,   число   оценок   «Хорошо», «Удовлетворительно» и «Неудовлетворительно» уменьшилось с 38% до 34%, с 34% до 26% и с 2% до 0 соответственно.  20% экспериментальной группы повысили свой уровень познавательной активности. 7 Из   этого   можно   сделать   вывод,   что   использование   на   уроках разноуровневых   тестов   помогает   активизировать   познавательную деятельность   учащихся,   повысить   уровень   усвоения   знаний,   достичь положительных результатов в работе, создать положительную мотивацию на учение. 8 Заключение Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности   и   кончая   современными   психолого­педагогическими исследованиями.   Разработка   данной   педагогической   проблемы   нашла глубокое всестороннее освещение в теории педагогики и психологии.  Использование   тестовых   заданий   на   уроках   русского   языка   является неотъемлемой частью современного образования. Тестирование помогает не только   учителям   объективно   оценивать   уровень   полученных   умений   и навыков учащихся, но и самим учащимся развивать личностные качества, на что и направлена сейчас вся система образования. Разноуровневые тестовые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. Все это способствует   активизации   мыслительной   деятельности   учащихся,   создает положительную мотивацию к учению. Тесты позволяют провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему, а также по ряду тем Тест выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы как с отстающими, так и с успевающими. К   результатам   использования   разноуровневых   тестов,   как   одной   из дифференцированных форм работы можно отнести:  повышение уровня мотивации учения;    обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;  реализация желания сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;  утверждение сильных учащихся в своих способностях;   испытание   успеха   слабыми   учениками,   и   соответственно   создание стимула к дальнейшему учению.   Тесты   с   успехом   можно   применять   наряду   с   другими   формами контроля,   обеспечивая   информацию   по   ряду   качественных   характеристик знаний и умений учащихся. 9 Список используемых источников и литературы 1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. ­ М., 4 изд. 2013г.­240 с. 2. Аванесов, В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999.  № 29. 3. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой – М: Высшая школа, 1977. – 320 с. 4. Баракина   Т.   В.   Использование   тестов   на   уроках   русского   //   Новый образовательный стандарт. ­ 2010. ­ выпуск 1. 5. Войтов А. Г. Формы тестовых заданий // Педагогические измерения. ­ 2010. ­ №2. С … 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.Педагогика. 1996. 7. Гулидов,   И.Н.   Педагогический   контроль   и   его   обеспечение:   учебное пособие. ­ М, 2005. 8. Кларин Н. В. Инновации в обучении. ­ М., 1997. 9. Кравченко   Т.В.   Технология   уровневой   дифференциации   в   обучении русскому языку. // Русский язык в Школе. ­ 2007. ­ №1. 10. Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии.:   Учебное пособие для педагогических вузов. ­ М., 1998. 11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т.1.М. 1979. 12. Шамова   Т.   И.   Активизация   учения   школьников.   //   Вопросы гуманитарных наук. – 2003. ­ № 3. – С. 12. 10

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Тестирование как средство активизации учебного процесса на уроках русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017