Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
администрации +1
Взрослым
19.07.2019
Образовательный проект ориентирован на создание организационно-педагогических условий для системы работы по выявлению, поддержке и развитию одаренности у учащихся МОАУ «Башкирская гимназия с. Зилаир» путем организации интегрированной системы обучения. Модель направлена на создание условий, способствующих развитию потенциала одаренных детей и подростков по гуманитарным предметам путем организации системы обучения на базе творческих мастерских, лабораторий, малых академий и ресурсных центров
проект 1.doc
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Башкирская гимназия им. Ш.Бабича с. Зилаир»
муниципального района Зилаирский район
Республики Башкортостан
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ВУЗА
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ»
Айдашева Алия Ильдаровна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Зилаир 2018
1 СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт проекта……………………………………………………….35
2. Пояснительная записка………………………………………………..69
3. Описание основных мероприятий по этапам………………………1011
4. Кадровые и материально – технические ресурсы……………………12
5. Предложения по распространению эффективности
образовательного проекта……………………………………………..13
6. Результативность реализации образовательного проекта………....14
7. Список литературы…………………………………………………….15
8. Приложения …………………………………………………………..1618
2 ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1 Наименование
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
образовательной
организации
«Башкирская гимназия им. Ш.Бабича с. Зилаир» муниципального
района Зилаирский район Республики Башкортостан
2 Наименование
образовательного
«Взаимодействие школы и вуза как фактор развития
одаренности учащихся»
проекта
3 Цель и задачи
образовательного
Цель – создание мотивирующей научно творческой
образовательной среды «вузшкола» как фактора развития
проекта
одаренности обучающихся
Задачи:
– разработать механизмы и технологии сотрудничества
образовательных организаций «вузшкола» в системе
непрерывного образования;
– способствовать развитию научнообразовательной и
творческой среды в образовательной организации;
– стимулировать потребность педагогов в постоянном поиске
эффективных технологий обучения и воспитания;
– приобщить обучающихся (на уровне знаний, умений,
ценностных установок) к непрерывному общекультурному,
научному и профессиональному совершенствованию;
– выработать потребность педагогов и обучающихся в
постоянном самообразовании.
Гипотеза
Создание системы взаимодействия с ВУЗами будет
способствовать развитию одаренности учащихся, а также
обеспечит
общеобразовательной школы
успешную
адаптацию
выпускников
3 Разработчик
проекта
Айдашева Алия Ильдаровна, учитель русского языка и
литературы МОАУ «Башкирская гимназия с. Зилаир»
Целевая аудитория
учащиеся 811 классов
Партнерские
организации
СМИ, спонсоры
Сроки реализации
проекта
Этапы реализации
проекта
20182022 учебные годы
1. Подготовительный этап: 2018 год
2. Основной этап: 20192021
3. Заключительный этап:2022г
Ожидаемые
результаты:
расширение спектра внеклассных мероприятий, направленных
на профессиональное самоопределение в области гуманитарных
наук;
− увеличение доли участников научноисследовательских
конференций,
гуманитарной
конкурсов
творческих
направленности;
− повышение уровня стрессоустойчивости обучающихся;
− снижение уровня тревожности обучающихся;
− ориентация у обучающихся на социально одобряемые
жизненные ценности и приоритеты здорового и безопасного
образа жизни;
− увеличение доли выпускников, поступивших в СФБашгу на
гуманитарное направление;
− увеличение доли педагогов, повысивших квалификацию по
вопросам преподавания гуманитарных предметов и по работе с
4 одаренными обуающихся,
− повышения качества преподавания профильных предметов,
качества обучения;
− разработка и публикация методических рекомендаций по
организации взаимодействия школы и вуза.
− расширение партнёрства школы с другими организациями;
− формирование социальнопривлекательного имиджа школы;
− повышение степени удовлетворённости участников
образовательных отношений работой школы и её
педагогического коллектива;
− раскрытие интеллектуального и творческого потенциала
обучающихся в учебной деятельности;
− повышение инновационной активности педагогов;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5 В условиях преобразования современного общества всё большее внимание
уделяется проблемам развития
одаренности ребенка. Вместе с тем возникает
необходимость создания специальных педагогических условий для сопровождения
одаренных детей. В этом направлении вузы имеют потенциал и опыт работы, что можно
развития одаренности ребенка. Проблема
рассматривать одним из условий
сопровождения и развития одаренных детей и подростков во взаимодействии с
образовательным учреждением становится одной из приоритетных направлений
современной системы образования. Отсюда вытекает актуальность и высокая степень
значимости предлагаемого образовательного проекта
Проблема развития одаренности учащихся требует постоянного совершенствования
не только методик преподавания, но и теоретических знаний, связанных с современными
исследованиями науки, что обусловило необходимость обратиться к сотрудничеству с
вузом. Преимуществом предложенного взаимодействия является возможность привлечения
высококвалифицированных преподавателей вуза и специалистов для совершенствования
организации образовательного процесса, участия школьников в научных исследованиях;
создание дополнительных условий по поддержке и развитию одаренных детей; повышение
качества образования и квалификации педагогических кадров школы. Совместная
деятельность направлена на достижение общей цели, решение общих задач, позволяет всем
субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических
сообществ, предоставляет обучающимся доступ к интегрированным образовательным
ресурсам, даёт возможность увеличить образовательный потенциал гимназии, расширяет
возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Взаимодействие систем эффективно только при наличии обратной связи: одно звено
совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. В ходе реализации данного
проекта школа и вуз способны научиться слушать и понимать друг друга, и в тесном
взаимодействии выработать новые формы сотрудничества. МОАУ «Башкирская гимназия»
готова к трансляции инновационного опыта, проведению на базе школы различных
мероприятий, способствующих диссеминации опыта и внедрению предлагаемой системы
работы в массовую практику. Основная идея проекта заключается в создании на базе
МОАУ «Башкирская гимназия с. Зилаир» системы взаимодействия с вузом, направленной
на развития одаренности учащихся и развитие гуманитарного образования, в том числе и
через участие в научноисследовательской деятельности педагогов и обучающихся,
которая будет комплексно и преемственно реализована на всех этапах проекта, педагоги
6 получат возможность повысить свою профессиональную компетентность в рамках
сотрудничества на местах и дополнительный стимул к участию в инновационной
деятельности. Кроме того, участие студентов в учебной, внеурочной и внеклассной
деятельности поможет сделать школьную жизнь более интересной, насыщенной и тем
самым позволит повысить учебную мотивацию учеников школы.
Новизна идеи состоит в разработке и внедрении целостной системы
взаимодействия школы и вуза, обладающей интегративными свойствами и реализующейся
по ряду направлений:
1. повышение квалификации педагогических работников,
2. совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов
средними образовательными учреждениями и вузами;
3. разработкой образовательных программ и обучающих технологий,
обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского
образования;
4. осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи
преподавателями вузов при разработке учебных программ средних
образовательных учреждений по профильным дисциплинам;
5. совместным интеллектуальным трудом учащихся и студентов в научно
исследовательских работах;
6. совместным проведением научнопрактических конференций учителей и
учащихся средних образовательных учреждений со студентами и
преподавателями вузов;
7. повышение качества обучения предметам гуманитарного цикла (русский язык,
литература, история, родной язык).
Данный проект имеет высокую степень практической значимости и представляет
интерес для образовательных организаций общего образования, отдельные компоненты
системы могут быть внедрены в практику дошкольных образовательных учреждений и
учреждений дополнительного образования Данный проект разработан и реализуется в
соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской
Федерации в области образования:
– Конвенция о правах ребенка;
– Конституция Российской Федерации;
7 Конституция Республики Башкортостан;
Закон об образовании Республики Башкортостан;
– Всеобщая декларация прав ребёнка;
– Федеральный закон от 29.12.12 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Цель – создание мотивирующей научно творческой образовательной среды «вузшкола»
как фактора развития одаренности обучающихся
Задачи: – разработать механизмы и технологии сотрудничества образовательных
организаций «вузшкола» в системе непрерывного образования;
– способствовать развитию научнообразовательной и творческой среды в образовательной
организации;
– стимулировать потребность педагогов в постоянном поиске эффективных технологий
обучения и воспитания;
– приобщить обучающихся (на уровне знаний, умений, ценностных установок) к
непрерывному общекультурному, научному и профессиональному совершенствованию;
– выработать потребность педагогов и обучающихся в постоянном самообразовании.
7. Ожидаемые результаты проекта:
− повышение конкурентоспособности школы, позиционирование школы как учреждения,
ориентированного на подготовку востребованных специалистов;
− вовлечение родителей в среду взаимодействия через участие в мероприятиях,
проводимых в рамках Проекта;
− повышение квалификации учителей по вопросам развития одаренности обучающихся в
условиях общеобразовательной школы, повышения качества преподавания гуманитарных
предметов, повышение качества обучения, организации научноисследовательской
деятельности учащихся;
− транслирование результатов работы через официальный сайт образовательных
организаций, СМИ, представлен на семинарах, мастерклассах, конференциях и других
мероприятиях;
− публикация методических разработок, научнопрактических статей;
расширение спектра внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих
способностей обучающихся;
8 − увеличение доли участников научноисследовательских конференций, творческих
конкурсов гуманитарной направленности;
− повышение уровня стрессоустойчивости обучающихся;
− ориентация у обучающихся на социально одобряемые жизненные ценности и приоритеты
здорового и безопасного образа жизни;
− увеличение доли выпускников, поступивших в СФБашгу на гуманитарное направление;
− повышения качества преподавания профильных предметов, качества обучения;
− разработка и публикация методических рекомендаций по организации взаимодействия
школы и вуза.
− расширение партнёрства школы с другими организациями;
− формирование социальнопривлекательного имиджа гимназии;
− повышение качества образования в школе;
− повышение степени удовлетворённости участников образовательных отношений работой
школы и её педагогического коллектива;
− раскрытие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в учебной
деятельности;
− увеличение доли выпускников школы, поступающих в вузы;
− повышение инновационной активности педагогов;
Предложенная в рамках данного проекта модель «Вуз Школа» ориентирована на
создание организационнопедагогических условий для системы работы по выявлению,
поддержке и развитию одаренности у детей и подростков путем организации
интегрированной системы обучения. Модель направлена на создание условий,
способствующих развитию потенциала одаренных детей и подростков по гуманитарным
предметам путем организации системы обучения на базе творческих мастерских,
лабораторий, малых академий и ресурсных центров Стерлитамакского филиала
Башкирского государственного университета; на разработку проектов взаимодействия
учителей и преподавателей по творческому сопровождению развития и поддержки
одаренности у детей и подростков, обеспечивающих сетевой характер реализации
программ на основе социального партнёрства.
Таким образом,
моделирование взаимоотношения университета и
общеобразовательного учреждения призвано осуществлять полноценное развитие детей и
9 подростков, обеспечивать их самоопределение и самореализацию, стимулировать их
интеллектуальную и творческую активность и формировать готовность к участию в
инновационных процессах.
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭТАПАМ
I Этап. Подготовительный (2018г.)
1. сбор, анализ и структурирование информации по организации взаимодействия;
2.
создание рабочей группы по реализации проекта;
3. разработка нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность в
рамках реализации проекта;
4.
5.
разработка календарного плана реализации инновационного Проекта;
подбор методик для выявления одаренности обучающихся;
открытое обсуждение проекта участниками образовательных отношений.
6.
II этап. Основной (20192021у.г)
реализация мероприятий плана в едином образовательном пространстве
1.
школавуз;
участие в мероприятиях по раскрытию научного и творческого потенциала
2.
учащихся согласно плану;
проведение диагностики по выявлению одаренности у учащихся 811
3.
классов;
определение необходимых корректировок содержания Проекта, внесение
4.
изменений;
5.
6.
промежуточный мониторинг реализации Проекта;
повышение квалификации педагогов (мастерклассы, круглые столы,
выездные сессии, семинары) по вопросам преподавания гуманитарных дисциплин,
организации творческой и научноисследовательской работы;
7.
8.
открытое обсуждение проекта участниками образовательных отношений;
информирование общественности о ходе реализации проекта.
III этап. Заключительный (II полугодие 2021 – 2022 учебного года)
Цель: обобщение и распространение опыта по организации взаимодействия вуза и
школы − итоговый мониторинг реализации проекта;
1. анализ и обобщение результатов Проекта;
2.
оценка эффективности проекта в соответствии с задачами;
10 3.
презентация проекта педагогическому сообществу (итоговая конференция
по проблемам гуманитарного образования с публикацией материалов);
4. определение дальнейшей перспективы Проекта;
5. разработка методических рекомендаций для организации взаимодействия
школы и вуза с целью развития одаренности обучающихся;
6. разработка и тиражирование сборника методических рекомендаций и
материалов.
Календарный план на период реализации проекта Календарный план
реализации инновационного проекта, состоит из 3х разделов, согласно этапам
реализации проекта, в которых представлены основные мероприятия по
реализации Проекта
11 КАДРОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
В образовательной организации есть все условия для осуществления деятельности
во взаимодействии гимназии с вузом:
1. Кадровые ресурсы:
− заместители директора;
− педагог – организатор,
− учителя – предметники,
− классные руководители,
социальный педагог и психолог
− библиотекарь,
преподаватели СФБашгу.
2. Материальнотехнические ресурсы:
− помещения для проведения совместных мероприятий;
− комплекты интерактивного, мультимедийного, музыкального оборудования;
− автоматизированные рабочие места учителей;
− помещения для занятий внеурочной деятельностью;
12 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА:
Реализация данного проекта позволить внедрить в широкие массы опыт
сотрудничества школы и вуза и реализовать задачи по развитию одаренности у
обучающихся. Данный проект имеет высокую степень значимости и может быть
использован как эффективная система не только развития обучающихся, но и
общеобразовательного учреждения.
Способы распространения:
1. Публикации опыта на сайтах педагогических сообществ: ООО «Инфоурок»,
«Мультурок», «Урок Рф»;
2. В профессиональных журналах: «Первое сентября», «Учитель Башкортостана»;
3. В районной газете «Зилаирские огни»;
4. Проведение круглых столов, семинаров на муниципальном и региональном
уровнях;
5. Размещение разработок и методических материалов на сайте МОАУ
«Башкирская гимназия с. Зилаир», на сайте Вуза,а также в социальных сетях;
6. Разработка и презентация методических рекомендаций по итогам реализации
проекта.
13 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Положительные результаты деятельности участников проекта послужат началом
дальнейшего развития школы с ВУЗом на более высоком уровне. Создав модель
посредством сотрудничества учителей высшей и средней школы, есть идея перехода от
экспериментальной работы к исследовательской. Дальнейшую работу можно будет строить
по выявленным новым проблемам. Транслировать свой опыт работы, совершенствовать и
расширять свою профессиональную деятельность. Первые результаты по реализации
предложенного проекта представлены в приложении.
14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Обутова А.Д., Голиков А.И., Голиков А.И., Сапалова Д.У. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ВУЗА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №
6.;
15 Приложение 1
16 Приложение 2
17 азвития одаренности обучающихся»азвития одаренности обучющихся»
18 19
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Образовательный проект "Взаимодействие школы и вуза как фактор одаренности учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.