Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Оценка 4.8

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
11.01.2017
Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей" 1. Какая технология используется: На уроке используется технология развитие способности понимания. 2. Что будут осваивать учащиеся: Учащиеся будут осваивать способы понимания символических предметов в тексте на материале басни И.И.Крылова "Стрекоза и Муравей". Ключевое понятие: жизненные ценности 3. Чем владеют учащиеся: Учащиеся владеют способами действия: • Чтением • Навыками анализа художественного произведения • Определением темы и основной мысли произведения 4. На каком материале будет проводиться занятие: На материале заданий, специально созданных учителем на основе методических пособий: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева "Литературное чтение. Учебник 4 класс часть 1. В океане света" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Уроки литературного чтения в 4 – м классе. Методические рекомендации для учителя. 5. Система заданий, обеспечивающая освоение учащимися заявленного содержания: • На этапе организации вызова Просмотр мультфильма по басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" Выявление эмоций и чувств, вызванных от просмотра мультфильма • На этапе воспроизведения детьми того уровня знаний о предмете понимания, каким они обладают на момент занятия. групповая работа, в ходе которой идет систематизация знаний о признаках басни • На этапе выдвижения первичных версий Групповое обсуждение и работа с текстом басни для выдвижения первичной версии • На этапе знаковой фиксации данных версий Групповая работа направленная на умение фиксировать свои версии при помощи знаков-символов с последующей фиксацией версий на доске • На этапе организации коммуникации по обсуждению данных версий с опорой на возникающие зарисовки. Групповая работа направлена на умение высказывать свои версии и подтверждать их, используя текст. Прирощение понимания образцов героев и сюжета. • На этапе вторичного выдвижения версии по исходной схеме. Групповая работа направлена на выявление новых версий и формирование обобщенной версии и её систематизация. • На этапе фиксации способа понимания и обозначения приращения в знаниях об исходном предмете. Обсуждение в группах способов действий, которые привели к более глубокому осмыслению текста • На этапе итоговой рефлексии Межгрупповое и групповое обсуждение итогов уроков. 6. За счет чего учащиеся будут включены в деятельность: • Чередование индивидуальной и групповой форм работы • Рассмотрение версий учащихся, выявление их достоинств и недостатков. • Коллективное выявление способа выхода из проблемы на основе обсуждения в группах • Коллективное задание на этапе итоговой рефлексии • Межгрупповое и групповое обсуждение итогов урока
литературное чтение И.Крылов Стрекоза и муравей. 4 класс.docx
Жарова Елена Викторовна учитель начальных классов ГБОУ г. Москвы СОШ № 2097 Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей" 1.         Какая технология используется: На уроке используется технология развитие способности понимания. 2.         Что будут осваивать учащиеся: Учащиеся будут осваивать способы понимания символических предметов в тексте на материале басни И.И.Крылова "Стрекоза и Муравей". Ключевое понятие: жизненные ценности 3.         Чем владеют учащиеся: Учащиеся владеют способами действия:   Чтением  Навыками анализа художественного произведения  Определением темы и основной мысли произведения 4.         На каком материале будет проводиться занятие: На   материале   заданий,   специально   созданных   учителем   на   основе   методических пособий: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева "Литературное чтение. Учебник 4 класс часть 1. В океане света" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Уроки литературного чтения в 4 – м классе. Методические рекомендации для учителя.   5.         Система   заданий,   обеспечивающая   освоение   учащимися   заявленного содержания:       На этапе организации вызова Просмотр мультфильма по басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" Выявление  эмоций и чувств, вызванных от просмотра мультфильма       На этапе воспроизведения детьми того уровня знаний о предмете понимания, каким они обладают на момент занятия. групповая работа, в ходе которой идет систематизация знаний о признаках басни       На этапе выдвижения первичных версий Групповое обсуждение и работа с текстом басни для выдвижения первичной версии        На этапе знаковой фиксации данных версий  Групповая работа направленная на умение фиксировать свои версии при помощи знаков­символов с последующей фиксацией версий на доске       На этапе организации коммуникации по обсуждению данных версий с опорой на возникающие зарисовки. Групповая работа направлена на умение высказывать свои версии и подтверждать их, используя текст. Прирощение понимания образцов героев и сюжета.       На этапе вторичного выдвижения версии по исходной схеме. Групповая   работа   направлена   на   выявление   новых   версий   и   формирование обобщенной версии и её систематизация.       На этапе фиксации способа понимания и обозначения приращения в знаниях об исходном предмете. Обсуждение   в   группах   способов   действий,   которые   привели   к   более   глубокому осмыслению текста       На этапе итоговой рефлексии Межгрупповое и групповое обсуждение итогов уроков. 6.         За счет чего учащиеся будут включены в деятельность:  Чередование индивидуальной и групповой форм работы  Рассмотрение версий учащихся, выявление их достоинств и недостатков.  Коллективное выявление способа выхода из проблемы на основе обсуждения в группах  Коллективное задание на этапе итоговой рефлексии  Межгрупповое и групповое обсуждение итогов урока Этапы учебной ситуации. Орг. момент Пояснение   учителя   как   будет   проходить   обучение   –   работа   в   группах, знакомство с нормами и критериями оценивания. 1.         Организация вызова Учитель показывает учащимся мультфильм "Стрекоза и Муравей" . После просмотра данного мультфильма учитель задает вопрос: Задание 1 Какие чувства вызвал у вас просмотр данного мультфильма. (Каждая   команда   записывает   ответ   ­   слово   на   листе   А4,   готовит   устное обоснование)  Время на обсуждение – 30 секунд. Ответы групп могут не совпадать. Ответ   считается   верным,   если   представитель   группы   смог   объяснить   выбор команды.   2.         Воспроизведение   детьми   того   уровня   знаний   о   предмете   понимания, каким они обладают на момент занятия. Задание 2 Определите   автора,   название,   жанр   произведения   по   которому   был   снят данный мультфильм. Записать на листе А4 ответ группы именно в этом порядке. Верный ответ: И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей"                           Басня Дополнительный вопрос группам: Перечислить признаки басни. Каждая команда готовит несколько признаков басни, чтобы не было повторов с другими группами. Время обсуждения – 2 секунды. Учитель   спрашивает   группы,   которые   первыми   поднимают   руки,   остальные показывают свое согласие/несогласие сигнальными карточками. Правильный ответ оценивается зелеными магнитами. 3.          Выдвижение первичных версий Задание 3 ( В конвертах лежат тексты басни И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" на каждого ученика).  Учитель просит раздать тексты каждому ученику и через 2 минуты на листах А4 записать ответ на вопрос: ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ, прочитав данное произведение?  Подготовьтесь доказать свой вариант ответа текстом басни. Дети по команде учителя вывешивают свой вариант ответа на рабочее место своей группы. Обсудите в группах какие версии можно объединить, докажите почему. Проголосуйте светофорчиками.  Учитель оставляет на доске разные ответы, снимает дублирующие варианты. Варианты ответов:  Мы должны понять, что всему хорошему приходит конец  Надо думать о будущем  Необходимо готовиться к зиме  Сначала надо заниматься делом, а потом веселиться  Надо постоянно трудиться Верная версия:  Сначала надо заниматься делом, а потом веселиться (Если   остается   на   доске   несколько   версий   необходимо     попросить   команды проголосовать за самую точную версию, доказав свою точку зрения словами текста). Итоговая первичная версия остается на боковой доске. 4.Знаковая фиксация данной версии в рисунках и схемах. Задание 4 В течение 2 минут  прошу все группы сделать аппликацию к нашей версии на листе А4. (учащимся в конверте учитель заранее готовит элементы  аппликации: картинки Стрекозы и Муравья разного размера, стрелки. Недостающие элементы можно дорисовать). Один из представителей группы вывешивает выбранную схему на своем месте и  остается у доски. (коммуникация на обоснование схемы) Вопрос группе № 2, 6: Почему выбрали картинки именно такого размера? Правильная версия схемы: Подумайте в группах и определите чьи схемы более точные. Поставьте магнитик – голос под те схемы, которая ваша группа признает самыми точными, которые  лучше всего отображают нашу общую версию. Правильные схемы команд оцениваются магнитами. Схема вывешивается на боковую доску. 5  Организация коммуникации по обсуждению данных версий с опорой на  возникающие зарисовки. Задание 5 Прошу открыть конверты. Прочитайте внимательно задание.  К какому герою басни относится каждое слово? Распредели номера по столбикам, записав их разными маркерами: красный под словом Стрекоза, синий под  словом Муравей. Стрекоза   Муравей Даны слова для справок, каждое слово пронумеровано:  1   весел…,   2   резв…,   3   порхает,   4   ловит   мошек,   комаров,   5   сильн…,   6 трудолюбив…, 7 санитар леса, 8 живет большой  семьей, 9 живет в доме, 10 старательн …, 11 принципиальн …, 12 легкомысленн …. 13 зл …, 14 беспечн … (слова записаны на полоске) Время выполнения задания: ­ 3 минуты. В течение 1 минуты группы презентуют свои ответы на доске, повесив листы А4 друг под другом на своем месте. Правильный вариант: Стрекоза 1 2 3 4 12    Муравей 5 6 7 8 9 10 11 13 Сравните таблицы. Вопрос 5 группе:  Что можно сказать о выполненном задании? Работа групп оценивается зелеными магнитами, если учащиеся смогли доказать характеристику героя словами текста. А какие наши герои в природе? Задание 6 Достаньте из конвертов тексты.  Определите, о ком говорится в каждом  отрывке. ( В конверты вложены тексты, записанные на цветных листах писчей бумаги,  отличных от красного и синего цвета). Время выполнения работы 3 минуты. _______________ с мая и до осени в теплые дни летают почти повсюду. А вот когда погода холодна и ветрена, они цепко держатся за растения. Тогда их очень легко поймать. Взрослые ______________ питаются насекомыми, пойманными на лету. _______________ – активные дневные хищники. Каждая имеет свою территорию, на которой питается, которую охраняет от своих сородичей и в случае необходимости дерется за нее. _____________ поедают комаров, слепней, практически всех насекомых, которых способны поймать и одолеть. Личинки ведут водный образ жизни, обитая главным образом в стоячих водоемах: озерах, прудах и реках. Они не могут плавать, зато ходят по дну среди разлагающихся остатков или растительности. Они также являются хищниками. С первого взгляда может показаться, что в ______________царит сплошной  хаос и беспорядок. Но присмотревшись, мы заметим, что каждый член  ______________ семьи  занят своим делом. Бесконечным потоком вливается в ________________большое количество___________________, которые тащат  к себе в дом каких­то гусениц, жучков и другой корм, тут же другой поток  выносят из глубин ______________ комочки земли, третьи с постоянной  периодичностью куда­то уходят и возвращаются. Внешне, _____________,  составляющие этот бурлящий жизнью__________________, выглядят вполне  одинаково. Но только на первый взгляд.  Один ___________находчив, но нетерпелив, другой — может, как автомат,  повторять однообразные действия. У них, как и у людей, разные характер,  привычки и психические склонности. Через 3 минуты учащиеся представляют свои отчеты на доске под картинками стрекозы и муравья.  Правильный ответ: 1 текст – о стрекозе      2 текст – о муравье Оцените свои ответы. Если задание выполнено верно, прикрепите зеленый магнит. Дополнительный вопрос группам: Что нового о жизни стрекозы и муравья вы узнали из текстов? На обсуждение в группах – 2 секунды. Отвечает группа, которая быстрее поднимает руку. Остальные группы высказывают свое мнение светофорчиками. Ответы оценить маленькими магнитами. Задание 7 Что, по вашему мнению больше всего ценит в жизни Муравей? А Стрекоза? 1, 2, 3, 4 группы – Муравей 5, 6, 7 группы – Стрекоза Муравей Варианты ответов:  Взаимовыручку  Дружную работу всех муравьев Стрекоза Варианты ответов:  Хорошую погоду  Теплое лето  Надежный домик – муравейник       Крепкую и дружную семью       Веселую компанию Подумайте в группах и через 1 минуту запишите свой ответ на листе А4.  Отметьте своим магнитом ­ голосом только одну самую точную версию (группы  меняются при голосовании 1, 2, 3, 4 группы – Стрекоза 5, 6, 7 группы ­ Муравей). Представители групп голосуют на самую точную версию. Задание 8 Найдите в толковых словарях объяснение слова     ценности   Ценности –  важность, значимость, польза, полезность чего – либо.   Значимые для человека вещи: жизнь … Отвечает 3 группа Остальные показывают свое согласие светофорчиками. Ответ оценивается магнитом. Задание 9 Соберите в течение 5 минут схему. Ценности Духовные Материальные Любовь Уважение Сочувствие Дом Семья Дружба Машина Схемы наклеиваются на листы А3. Комментирует схему 7 группа. Дополнительный вопрос всем группам. Через 2 секунды дополните схему своими примерами духовных и  материальных ценностей. Ответы звучат устно, группы сигналят светофорчиками. Ответы оцениваются маленькими магнитами. 6.         Вторичное выдвижение версии по исходной схеме. Задание 10 Что мы должны понять, прочитав басню?  Записать вариант своих ответов на листе А4 ( 3 минуты) Варианты ответов:       духовные и материальные ценности должны приносить и пользу, и радость   надо определить ценности в своей жизни  надо быть интересным для окружающих, для этого духовные ценности  должны быть важнее  надо проявлять ко всем сочувствие  надо уметь понимать и  прощать друг друга  надо уважать взгляды на жизнь других Работа с новыми версиями детей.  Какие версии можно объединить? В течение 2 секунд посовещайтесь и определите путем голосования самую точную  версию. Выразите мнение своей группы  с помощью светофорчика. Оценить правильные ответы магнитом.  Задание 11  Ранее вы составляли аппликацию, которая отображала нашу прежнюю версию. Теперь наша версия такая: духовные и материальные ценности должны приносить  радость и пользу Прошу сделать схему аппликацию к новой версии. ( 3 минуты) материальные и духовные ценности 7.         Фиксация способа понимания и обозначения приращения в знаниях об  исходном предмете. Ребята, посмотрите, о чем мы говорили в начале урока и в конце. Как нам удалось от нашей старой версии прийти к новой, более глубокой и  точной? Какими способами мы этого добились? Задание 12 Достаньте из конверта свой способ понимания, найдите его место в общей  схеме. Заготовки:  Смотрели мультфильм.  Внимательно читали текст.  Искали ответы на возникающие вопросы в процессе размышления над басней.  Обсуждали характеристику героев.  Вместе обсуждали свои ответы и оценивали их.  Работали над понятием  ЦЕННОСТИ  Знакомились с фактами из жизни насекомых. К доске выходят представители групп с полосками, заготовленными заранее.  Учитель просит детей расположить в правильном порядке все способы. Дается 2 минуты, чтобы группы расположили правильно все способы. Отвечают все группы по очереди.  Остальные сигнализируют светофорчиками. Если ваша группа сумела определить правильный порядок постановки способа  понимания, поставьте себе магнит. 7.         Итоговая рефлексия. Дополнительные вопросы всем группам: На обдумывание 2 секунды, спрашиваю того,  кто первый поднимет руку.  Могут ли герои басни встретиться в реальной жизни?  Зачем же автор поселил их в своем произведении?  Что хотел высмеять И.А.Крылов?  Есть ли в вашем окружении люди похожие на этих героев?  Что бы вы им посоветовали?  Как в баснях называются персонажи за которыми "прячутся" люди? Группы, которые правильно и быстро ответили, получают маленькие магниты. Работа в группах на карточках. Карточка 1 Соедини 2 столбика Муравей – символ трудолюбия Стрекоза – символ легкомысленности белый голубь – символ мира сова – символ мудрости пальмовая ветвь – символ победы лев – символ храбрости весы – символ справедливости осел – символ упрямства Карточка 2 Придумать и нарисовать символ нашего урока ( 3 минуты) Голосованием выбрать самый интересный и точный символ. Наградить победителей доп. баллами (магниты) Давайте подведем итог нашего урока. Посчитайте количество баллов у вашей группы. Какая же группа сегодня лучше? У какой группы не все получилось, почему? Ваши советы. Что понравилось на уроке? Что было нового на уроке? Что было сложнее всего? 8. Домашнее задание. Как могли еще  развиваться события в басне.  Написать небольшое сочинение. 1. Как жила Стрекоза летом? Прочитайте. 2. Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы? 3. К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? 4. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!” 5. Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ. 6. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? 7. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их. 8. Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.) СТРЕКОЗА.  Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В  яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов  полета, которыми мы мастерски владеем. Я  ни в коем случае не должна забыть еще  одну характерную особенность ­ нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам,  без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.  Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой! МУРАВЕЙ.  Я живу в муравейнике. Внутри него вечно  копошатся  сотни, тысячи муравьев. Все они  усердно трудятся: кто­то тащит веточки или какую­то другую добычу, кто­то  торопится на поиски пищи, кто­то трудится на куполе самого муравейника, открывая в  нем входы­выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых  личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести  груз, в несколько раз превышающий наш вес.

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Образовательный сценарий учебной ситуации по литературному чтению в 4 классе. Раздел: Детская литература XIX века. Тема: И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017