Общая характеристика художественной культуры средневековой культуры, её основные черты
Оценка 4.7

Общая характеристика художественной культуры средневековой культуры, её основные черты

Оценка 4.7
Документация +3
docx
искусство +1
9 кл—11 кл +1
19.02.2021
Общая характеристика художественной культуры средневековой культуры, её основные черты
Искусство отражает ту эпоху, в которую оно было создано, и является живой энциклопедией человеческой жизни. Средневековое искусство было призвано донести до людей идеалы новой религии. Сейчас оно интересно именно тем, что отражает дух своего времени, помогает лучше понять жизнь и представления об окружающем мире средневековых людей.
культура средневековья.docx

 

 

 

 

 

РАБОТА НА ТЕМУ:

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ»

 

 

 

 

 

Автор работы
Пурганова А.А.
педагог доп. образования

 

 

 

 

 

   

Пенза
2021

 

Содержание

 

Введение                                                                                                               3                                                       

1 Первый период художественной культуры  в Средние века                          4

2 Второй период художественной культуры в Средние века                             9
Заключение                                                                                                            15

Список использованных источников                                                                16

 

 


 

Введение

 

Каждая культурная эпоха имеет свое, присущее только ей мировоззрение, представление о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе. Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство.

Художественная культура Средневековья хронологически следует непосредственно за античной и занимает исключительное место в общемировом развитии культуры.

Начало развития средневекового этапа художественной культуры относится к концу V века н.э., ознаменованного падением последнего в Европе античного рабовладельческого государства ­ Западной Римской империи (476 г.). Завершение эпохи средних веков связано с падением Константинополя, центра Восточной Римской империи, Византии (1453 г.), что означало наступление эпохи Возрождения.

Актуальность работы состоит в том, что искусство отражает ту эпоху, в которую оно было создано, и является живой энциклопедией человеческой жизни. Средневековое искусство было призвано донести до людей идеалы новой религии. Сейчас оно интересно именно тем, что отражает дух своего времени, помогает лучше понять жизнь и представления об окружающем мире средневековых людей.

Объектом данной работы является Средние века.

Предметом работы – художественная культура Средневековья.

Цель данной работы: проследить процесс формирования художественной культуры в Средние века.

 Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1.     Ознакомиться с видами искусств Средних веков

2.     Проанализировать этапы художественной культуры  Средневековья

1 Первый период художественной культуры  в Средние века

 

В отличие от античности, мыслители Средневековья были ориентированы на постижение Бога-творца видимого мира, который существует не сам по себе, а лишь как средство постижения божественного разума. И ход истории постигался только как осуществление Божьего замысла. В связи с этим средневековые мастера, художники и писатели, обращали свои взоры не столько к окружающему их зримому миру, сколько к миру потустороннему, а содержание таких этических категорий, как справедливость, добро, рассматривалось в плане их соответствия конечной цели – спасению души.

Своеобразие истории Западной и Центральной Европы в I тысячелетии определилось нашествием варварских племен (вестготов, гуннов и др.). Это привело к сложному процессу взаимопроникновения культур античной и варварских народов, преобладания с V в. "варварских" элементов художественной культуры.

Первый период средневековой культуры XI – XII вв., характеризующийся влиянием религиозного мировоззрения, отсюда - существование клерикальной литературы и других видов искусства.

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен, отражая религиозное мировоззрение феодального общества. На первых порах это был дороманский стиль.

В конце дороманского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Термин романский был введен в 1825 году французским археологом Арсисом-де-Комоном. Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников дороманского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам.

Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение дороманского периода; позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии.

 Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские.

Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура дороманской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. В романских соборах множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей.

Дороманские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде.

Произведения этой школы, отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

 Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало доминировать византийское влияние в миниатюрной живописи, настенных росписях и  мозаике.

Дороманская и романская обработка металлов – широко распространенная форма искусства - использовались, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода – ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна.

 Самым известным примером романского текстильного произведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако в наибольшей мереценные ткани в Романской Европе были ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.

Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.

Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная с XI века песни, трубадуров сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции.

По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы.

Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги.

В течение последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора.

Средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях городов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.

Таким образом, черты романтического стиля проявляются в культуре, архитектуре и живописи. Однако, наиболее ярко его особенности можно проследить в церковной архитектуре.


 

2 Второй период художественной культуры в Средние века                             

 

Второй период средневековой культуры XII – XV вв. связан с расцветом средневековых городов и формированием городского искусства.

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль – готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Развивая традиции романского стиля, готика в то же время явилась более зрелым стилем, обращенным в большей степени к жизни, природе и человеку.

Термин «готический стиль» ведет происхождение от названия германских племен  готов, первоначально обитавших у берегов Балтийского моря. В представлении средневековых итальянцев «готы» – это северные народы, поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран назывался готическим.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия, продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура.

 Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

 Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля.

 Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше и легче, позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя раннеготические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.

Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле произошла настоящая революция.

 С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе. Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже. Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.

Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в ка-честве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Крупные и в наибольшей мере важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас были статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом доготическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который, тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

Появляется натурализм, начиная примерно с 1210 года на Коронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора, производящие впечатление ряби, классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сент-Шапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Вершина музыкального искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках.

Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

Реализм использовался в постановках избирательно. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными. Свободная смесь реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Использовались три основных формы постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках повозок, или на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись синхронные постановки – различные декорации поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися зрителями.

 В Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую» –  круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены и зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.

В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

Эти пьесы местами трудны и скучны для современного восприятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. При этом исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, создали форму народной драмы.

Таким образом, в эпоху Средневековья были созданы художественные ценности, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.


 

Заключение

 

Средневековая культура сыграла большую роль в дальнейшем развитии Западной Европы. Она дала ощутимый толчок в будущее к новым достижениям в области науки, искусства и культуры в целом.

В Средние века люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Единой и важнейшей чертой средневекового искусства была его глубокая религиозность. Характерно наличие канонов, которые в некоторой степени ограничивали творческие порывы художников. Но даже в таких специфических условиях искусство во всём многообразии его видов продолжало существовать, развиваться и совершенствоваться.

Появление последовательно сменяющих друг друга стилей – романского и готического, наложивших свой отпечаток на все виды искусств, дал большой толчок в развитии. Наиболее же ярко эти стили проявляются через характеристику средневековой архитектуры. Использование этих художественных стилей можно применить к искусству средневековья в целом, но в архитектуре они выразились наиболее ярко и полно.

Произведения средневекового искусства несут в себе повествование о жизни и взглядах общества этого времени, а также развитии христианства. Но помимо большой исторической ценности, они представляют не меньшую ценность художественную.

 


 

Список использованных источников

 

1.     Беспятов Е. М. Театр под открытым небом. //Народный театр, 1948 г.

2.     Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры —2-е изд., испр. и доп.— М.: Искусство, 1984.— 350 с.

3.     Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — M.: Искусство, 1990. — 396 с.

4.     Даркевич В.П. Народная культура средневековья : Светская празднич. жизнь в искусстве IX-XVI вв. / В. П. Даркевич; Отв. ред. Г. К. Вагнер; АН СССР, Ин-т археологии. - М. : Наука, 1988. – 341 с.


 

РАБОТА НА ТЕМУ: « ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОТА НА ТЕМУ: « ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Содержание Введение 3 1

Содержание Введение 3 1

Введение Каждая культурная эпоха имеет свое, присущее только ей мировоззрение, представление о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе

Введение Каждая культурная эпоха имеет свое, присущее только ей мировоззрение, представление о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе

Первый период художественной культуры в

Первый период художественной культуры в

Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян»

Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян»

Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее

Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее

Италии продолжало доминировать византийское влияние в миниатюрной живописи, настенных росписях и мозаике

Италии продолжало доминировать византийское влияние в миниатюрной живописи, настенных росписях и мозаике

Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье

Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье

Второй период художественной культуры в

Второй период художественной культуры в

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура

Первым из больших соборов был собор

Первым из больших соборов был собор

Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях

Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях

В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей

В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей

Эти пьесы местами трудны и скучны для современного восприятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы в два-три раза длиннее драм

Эти пьесы местами трудны и скучны для современного восприятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы в два-три раза длиннее драм

Заключение Средневековая культура сыграла большую роль в дальнейшем развитии

Заключение Средневековая культура сыграла большую роль в дальнейшем развитии

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Скачать файл