Общая характеристика младшего школьного возраста
1. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
2. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.
1. Развитие познавательных процессов у младшего школьника
Мышление
Основное направление развития мышления в младшем школьном возрасте – это переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению.
Согласно положениям Л.С.Выготского о системном характере развития высших психических функций, в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые интеллектуализируются, осознаются и становятся произвольными.
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.
Интеллектуальная рефлексия - способность к осознанию содержания своих действий и их оснований.
Она является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Обычно появляется к концу периода.
Складывающееся мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным, сводящимся к оперированию заранее заданными признаками предмета(как правило, при традиционном обучении).
В системе развивающего обучения ставится задача выработки так называемого содержательно-теоретического мышления, позволяющего ученику понять внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерности его функционирования и преобразования.
Внимание
У младшего школьника преобладающий вид внимания — непроизвольное.
Непроизвольное внимание достаточно «самостоятельно» и не зависит от приложенных усилий. Объекты и явления, привлекающие внимание, могут быть различны. Но всех объединяет яркость, неожиданность, новизна. Младшие школьники еще не научились управлять своим вниманием, и все эмоционально окрашенное привлекает их, как сороку привлекают блестящие вещи. Это объясняется наглядно-образным характером их мыслительной деятельности. Сильные эмоциональные переживания оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность, и младший школьник не может сосредоточиться на неясном и непонятном для него материале.
Произвольное внимание. Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, мы имеем дело с произвольным вниманием. Именно в процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка развивается произвольное внимание. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка таких качеств, как ответственность, самостоятельность.
Свойства произвольного внимания :
Сосредоточенность внимания — это способность удерживать внимание на одном каком-либо объекте. Именно в младшем школьном возрасте это свойство может быть выражено очень ярко, поскольку ребенку свойственно погружаться в свой собственный мир, не замечая на какое-то время мира реального.
Объем внимания — это количество предметов, явлений, которые охватываются одновременно. У младшего школьника объем колеблется от 2 до 4 предметов.
Устойчивость внимания еще слабо развита у младшего школьника. Он легко отвлекается, «перескакивает» с одного объекта на другой. Этому способствует тот факт, что у младшего школьника процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Распределение внимания — это умение удерживать внимание на двух или более объектах или явлениях. У младшего школьника это свойство еще недостаточно развито. С возрастом распределение развивается, появляется опыт автоматических умений, когда одно хорошо знакомое явление или деятельность требует практически автоматического умения, и внимание ребенка переключается на другой предмет или явление.
Переключение внимания-это способность ребенка переходить от одного действия к другому. Переключение внимания требует усилий со стороны ребенка, поэтому в младшем школьном возрасте, когда волевой потенциал еще недостаточно развит, это трудно. Но с возрастом, с приобретением нового опыта развивается и переключение. Большую роль в развитии внимания принадлежит учителю, родителю, воспитателю, любому взрослому, занимающемуся развитием познавательных процессов ребенка.
Восприятие
Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Сначала оно осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом. На протяжении младшего школьного возраста улучшаются показатели точности и скорости восприятия признаков многомерных стимулов, существенно улучшаются показатели восприятия неполных контурных изображений, что свидетельствует о совершенствовании свойств апперцепции и антиципации зрительного восприятия. В исследовании Н.Ш. Корашвили выявлена связь уровней развития компонентов зрительного восприятия и «школьных» графических ошибок, встречающихся в тетрадях, письменных текстах и работах детей на школьной доске у детей правшей, левшей и амбидекстров младшего школьного возраста. Автор сделала вывод о том, что появление конкретных типов графических «школьных» ошибок связано с низким уровнем развития определенных компонентов зрительного восприятия.
Младший школьник лучше и быстрее запоминает то, что связано с сильными чувствами. Именно чувства оказывают влияние на быстроту и прочность запоминания. Это непроизвольная память. Но у младшего школьника уже развита и произвольная память, хотя не так устойчиво, как непроизвольная. Опыт показывает, что первокласснику зачастую трудно запомнить домашнее задание или конкретную просьбу учителя, хотя при этом он запоминает довольно сложный слоган рекламы, выражения на иностранном языке, футбольные и хоккейные термины. Дети легче запоминают непонятное, если оно ярко и фантастично представлено.
Произвольная память развивается на протяжении всего периода младшего школьного возраста. Показателем ее развития выступают приемы запоминания. Запоминание — один из основных процессов памяти. Кроме него есть еще воспроизведение, сохранение и забывание. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, то есть то, что их окружает и имеет яркую экспрессивную окраску. Воспроизведение — очень сложный процесс для младшего школьника. Он требует от ребенка умения ставить цели и контролировать их, что еще не освоено ребенком в полной мере. Младший школьник начинает применять приемы воспроизведения при заучивании наизусть.
Память
Сохранение и забывание направлены на удержание информации в памяти младшего школьника. Они равнозначны для памяти. Ведь забывание необходимо для того, чтобы не перегружать память уже ненужными сведениями. Работая с младшим школьником, необходимо помнить, что сохранение материала должно идти сразу же, в первые дни после его запоминания. Если не будет повторения выученного, то процесс забывания вытеснит процесс сохранения. В младшем школьном возрасте память приобретает ярко выраженный познавательный характер.
По словам Л.С.Выготского ребенок дошкольник думает, припоминая, а школьник вспоминает, думая.
Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала. Поэтому необходимо научить ребенка выделять мнемическую задачу и вооружить его приемами запоминания. Среди них: преднамеренное заучивание, приемы активной мыслительной обработки материала (смысловая группировка – выделение смысловых кусков, частей, их обозначение, составление плана и др.).
Мнемическая задача - запоминания, сохранения и
воспроизведения разнообразной информации.
Воображение
Это способность человека создавать новые образы, опираясь на те, которые уже имеются у него в опыте. Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. Воображение — чрезвычайно важный процесс. С его помощью человек может преобразовывать как свою личность, так и мир вокруг себя. Для младшего школьного возраста характерно вначале то, что воссоздаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Кто из нас не слышал, как младшие школьники передают содержание фильма, особенно, если это сказка или фэнтези. У них не хватает слов и «красок». Образы, о которых говорят дети, в основе своей статичны. Далее воображение развивается и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств. Особенностью воображения у младших школьников является его опора на конкретные предметы.
Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Непроизвольность воображения сродни с неуправляемостью. Если какое-то литературное произведение или красочный рассказ будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было в произведении. Взрослые, часто не понимая природы непроизвольного воображения, обвиняют ребенка во лжи.
Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями образ. Оно нуждается в развитии и взрослым предстоит развивать воображение младшего школьника от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, до обобщенного, яркого образа. В процессе обучения и воспитания ребенок учится управлять своей умственной деятельностью и с появлением этих умений воображение тоже становится управляемым жизненным опытом ребенка.
Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата. Воображение обеспечивает антиципацию, моделирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами.
В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.
Речь
Эгоцентрическая речь, т. е. речь ребенка, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность, переходит во внутренний план, превращаясь во внутреннюю речь. Младшие школьники часто проговаривают вслух то, что делают. В младшем школьном возрасте речь может использоваться как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Внешняя речь – письменная и устная – также интенсивно развивается у младших школьников. В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи, что является нормой развития. Совершенствуется связность речи как важный компонент внешней речи, повышается адекватность речевого оформления говорящего или пишущего школьника. Активное развитие внешней речи осуществляется благодаря восприятию правильных образцов речи, разнообразного и языкового материала, а также собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать различные средства языка. В процессе обучения происходит усвоение литературной языковой нормы.
Основные направления развития речи младших школьников
I. Овладение нормами литературного языка
расширяется словарный запас;
обогащается активный запас грамматических конструкций;
вырабатывается гибкость в обращении с языковыми единицами;
развивается чувство языка
II. Овладение функциональными стилями языка и формирование качества хорошей речи
формируются знание и умение выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей, знание стилевых разновидностей языка и речи;
развивается языковое чутье;
умение выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей;
формируется умение ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения
III. Развитие навыков связной речи
Формируются умения:
определять (осмысливать) объем и границы темы сочинения;
подчинять свое изложение и сочинение основной мысли;
собирать материал для сочинения;
систематизировать собранный к высказыванию материал, т. е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении;
строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения);
выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко
Ю. В. Абашкина, Ю.В. Ганьшина отмечают, что для формирования культуры речи эффективными являются:
теоретические методы (беседа, рассказ учителя, самостоятельное изучение материала по учебнику);
теоретико-практические методы (фонетический, морфологический, этимологический разборы, грамматическое конструирование, лексический разбор);
практические методы (объяснение непонятных слов, обучение работе со справочной литературой, ведение словариков, составление словосочетаний и предложений, исправление ошибок).
Совершенствованию культуры речи младших школьников способствуют упражнения, направленные на совершенствование акцентологических и произносительных норм, лексической и грамматической структуры речи. Дидактический материал, используемый в данных упражнениях, должен быть:
литературным;
доступным и соответствующим младшему школьному возрасту;
разнообразным (от народных до авторских произведений русских и зарубежных авторов);
познавательным;
насыщенным изучаемыми явлениями.
Представления
Л.А.Венгер и В.С.Мухина показали механизм развития представления у детей младшего школьного возраста и отметили следующее. В этом возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что–либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов, сказок. Под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают складываться действия представлений, зарождаются активное воображение и память. В младшем школьном возрасте закладываются основные представления об окружающем мире, которые обеспечивают дальнейшее успешное умственное развитие ребенка . В работе Г. А. Урунтаевой говорится, что в младшем школьном возрасте мышление опирается на представления. Оперируя образами и представлениями, мышление школьника становится внеситуативным, расширяются границы познания. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Вопросы рождаются и при нарушении сложившихся представлений, когда возникает противоречие между тем, что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Если новое представление совпадает со сформировавшимся только по некоторым признакам, а по остальным различается, появляется вопрос. В развитии представления важную роль играет память. Эта связь происходит через механизм ассоциации, об этом говорит Мухина.
Ощущения
Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения, а у подростков этот темп вновь усиливается. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).
Что касается остроты слуха, то она у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе, чему способствует обучение чтению и письму.
В свою очередь, обучение происходит успешнее при достаточно развитом фонематическом слухе. Дети производят анализ слова на слоги, слоги расчленяют на звуки, затем обучаются обратному процессу — синтезу, объединению звуков в слоги, а из слогов составляют слова. Учитель должен заботиться и о развитии ощущений у детей. Этому в значительной степени способствуют занятия рисованием, музыкой, пением, экскурсии в природу, в музеи, на выставки картин и т. п. Детям надо прививать любовь к искусству и стремление упражнять свои силы в том или другом его виде.
Полезны и специальные упражнения органов чувств.Эти упражнения могут быть включены в игровую деятельность детей (например, игра в лото, когда надо быстро найти одинаковые оттенки цвета или формы на картинке).
2.Мотивационно-потребностная сфера
В младшем школьном возрасте у детей формируется своеобразная система потребностей, которая включает в себя потребности, присущие всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), потребности в защищенности, успешности, получении разнообразных впечатлений и др. Данные потребности лежат в основе различных мотивов.
В структуре мотивационно-потребностной сферы младшего школьника существенное место занимают учебные мотивы. В работах Л.И. Божович выделены следующие виды учебных мотивов, составляющих две большие группы: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями ребенка с другими людьми).
Виды учебных мотивов
1.Познавательные мотивы :
Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Они проявляются в учебной деятельности в успешном выполнении заданий, обращении к взрослым за новыми сведениями, стремлении выполнять задания без инициативы извне.
Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации детей на усвоение способов добывания знаний. Они проявляются в самостоятельном нахождении путей решения поставленной задачи, познавательных вопросах к взрослым, самоконтроле при выполнении учебной задачи.
Мотивы самообразования, направленные на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний
(работа с книгой, нахождение новых способов решения
познавательных задач, просмотр передач,
беседы со взрослыми и пр.).
2. Социальные мотивы:
Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, стремлении занять новую позицию в обществе, общаться с новыми людьми – взрослыми и сверстниками.
Узкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать одобрение со стороны взрослых, уважение сверстников.
Кроме того, рассматривают и игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере младших школьников, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого школьника степень выраженности и сочетание учебных мотивов индивидуальны. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов оказывает положительное влияние на результативность учебной деятельности. Преобладание игрового мотива, неадекватно перенесенного в учебную деятельность, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения учебного материала.
На протяжении младшего школьного возраста развиваются также социальные мотивы поведения – мотив достижения успехов как устойчивое стремление к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности и мотив аффилиации как стремление к контактам с другими людьми, к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми.
М.А. Юферова отмечает, что формирование мотивации достижения младших школьников находится в непосредственной зависимости от особенностей семейного воспитания.
Мотивация учебной деятельности во многом зависит от особенностей семейного воспитания и типа детско-родительских отношений, реакции родителей на учебные достижения ребенка, уровня их требовательности в отношении достижений ребенка, степени их согласованности со школьными требованиями .
На развитие учебной мотивации младших школьников оказывает влияние так же и стиль руководства учителя. В частности, в исследовании C.B. Гани, В.А. Гани выявлено, что авторитарный стиль руководства способствует развитию такого социального мотива учения, как мотив получения высокой отметки, а также мотивации избегания неудачи. Демократический стиль руководства способствует развитию познавательной мотивации. Наиболее неблагоприятным для развития учебных мотивов младших школьников в целом является неустойчивый стиль руководства. Заключающийся в чередовании периодов авторитарного стиля руководства, жесткой дисциплины и резких негативных оценок и демократического стиля, эмоционального подъема у учителя и творческой атмосферы в классе.
Стабилизация стиля руководства способствует более интенсивному развитию учебных мотивов.
3. Эмоционально-волевая
сфера
В 6-7 лет ребенок поступает в школу, что влечет за собой ряд важнейших изменений в его психике и поведении. Вчерашний малыш входит в мир строго нормированных отношений, где от него требуется умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться дисциплине, выполнять требования педагога. Все это приводит к повышению психической напряженности. Иногда у детей появляются различные отклонения (страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность). Поэтому так важно наблюдать за эмоционально-волевой сферой младшего школьника.
Воспитывая ребенка, педагоги и родители учат его управлять своими переживаниями, выражать их в социально приемлемой форме. Особенностью эмоционально-волевой сферы младших школьников является то, что чувства пока лидируют над волевыми проявлениями и становятся мотивами поступков.
Особенностью развития эмоционально-волевой сферы младших школьников становится постепенное формирование следующих волевых качеств:
Выдержка. Первоначально дети весьма импульсивны, особенно ярко это выражено у мальчиков. Однако они учатся подчиняться указаниям взрослых. К III классу многие дети самостоятельно делают уроки и выполняют домашние обязанности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Уверенность. Успешность в учебе очень важна для становления адекватной самооценки ребенка. Повторяющиеся неудачи, слабые знания, новая обстановка приводят к повышенной тревожности и робости.
Настойчивость. Дети учатся преодолевать трудности и добиваться успеха в учебе, труде. Это качество обычно формируется к III классу.
Самостоятельность. Учащиеся I и II классов действуют по указанию взрослого либо подражают своему окружению. Принимать самостоятельные решения они учатся в III-IV классах, когда формируются нравственные мотивы поведения (коллективизм, долг, честность, патриотизм и т. д.)
Для полноценного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка необходимо исследовать и изучить все аспекты эмоционально-волевой сферы, при этом необходимо учитывать психологические и личностные характеристики школьника.
Методы и приемы воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств которые рекомендуют использовать в своей работе современные педагоги и психологи:
1) сказкотерапия
2) игротерапия
3) музыкотерапия
4) творческие самостоятельные задания
5) упражнения
6) беседы
Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика. Таким образом, усилия учителя, направленные на формирование эмоциональной волевой сферы ребенка по мере его развития заключаются в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире, формируются мотивы общения и взаимодействия, укрепляется саморегуляцию поступков.
4. Особенности общения
со взрослыми и сверстниками
в младшем школьном возрасте
Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения.
В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.
Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности.
С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.
Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте.
И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой.
Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.