ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)
Оценка 4.8

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

Оценка 4.8
Документация +1
doc
естествознание +1
Взрослым
08.05.2018
ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)
Разработанная мной для студентов 1-2 курсов исторического факультета по специальности "Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия" рабочая программа дисциплины "Общая и естественнонаучная музеология". Соединяет в себе гуманитарный (музейный, музееведческий) и естественнонаучный (комплекс естественнонаучных знаний для музеев естественной истории) компоненты.
Естественноисторическая музеология УМК.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет  им. академика И.Г. Петровского» Факультет истории и международных отношений УТВЕРЖДАЮ Декан факультета истории и международных отношений “____”________________20__г. Рабочая программа дисциплины (модуля) ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ Направление подготовки(специальность) 540400 (050400.68) Социально­экономическое образование) Профиль подготовки (специализация) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Квалификация (степень) выпускника ­ бакалавр Форма обучения ­ очная Брянск 2011 2 Кафедра­разработчик:  кафедра   отечественной   истории   древности   и 3 средневековья 1. Цели освоения дисциплины Цель курса заключается в формировании профессиональных знаний и умений в   области   современной   музеологии   посредством   изучении   исторического развития   и   современных   концепций   музеев   и   учреждений   музейного   типа. Такой подход предполагает анализ музея и учреждений музейного типа как исторически   формировавшихся   полифункциональных   социокультурных институтов.   В   естественнонаучной   части   цель   освоения   дисциплины   – усвоение   закономерностей   процесса   формирования   планеты   Земля, образования   и   эволюции   ее   рельефа   и   биосферы   с   целью   отражения   в музейной   экспозиции.   Учебный   курс   в   этой   части   раскрывает   роль геологических  процессов в истории  развития Земли,  знакомит студентов  с основными   их   особенностями   появления   и   развития   флористических   и фаунистических биоценозов.  Задачи дисциплины:  освоить   содержание   основных   понятий   музеологии   и   подходы   к   их интерпретации;  охарактеризовать   особенности   и   основные   подходы   музейной коммуникации   (в   том   числе   культурно­образовательной   деятельности), социологии;  уяснить   современные   тенденции   и   направления   в   теории   и   практике отечественной и зарубежной музейной работы.  ознакомление с основными понятиями естественнонаучной классификации природных процессов и явлений; 4  выявление особенностей и динамики протекания упомянутых процессов в пространстве и во времени, их зависимости от климатических условий в различные геологические эры, эпохи и периоды;  проецирование   общемировых   естественных   явлений   на   регион   и иллюстрирование   отдельных   элементов   естественного   событийного   ряда их проявлением в Восточной Европе;  описание важнейших процессов формирования и эволюции растительной и животной   жизни   Земли   и   ознакомление   с   важнейшими   узловыми моментами эволюции гео­ и биосферы в различные промежутки времени.  знакомство   с   принципами   построения   естественнонаучных   экспозиций музеев, естественнонаучных музейных фондов. 2.Место дисциплины в структуре ООП Курс   «Общая   и   естественнонаучная   музеология»   входит   в   базовую   часть цикла Б.3. Профессиональный цикл ФГОС ВПО по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», в музейный модуль. Курс предназначен для студентов 1­2 курса. Данная дисциплина предваряет изучение других общепрофессиональных дисциплин музейного модуля, в ее ходе осваиваются основные понятия и методологические подходы музейной науки. Естественнонаучная часть является вводной по отношению к курсам профессионального   цикла   и   призвана   ознакомить   студентов   с естественнонаучной   составляющей   направления   «Музеология   и   охрана объектов   культурного   и   природного   наследия»,   современными   научными представлениями об эволюции растительного и животного мира, особенностях геологического   развития   планеты   и   современных   методах   и   методиках музеологического отражения этих процессов. В курсе уделено значительное 5 внимание   эволюции   планеты   и   ее   биосферы,   процессу   антропогенеза,   как ключевым моментам для формирования научного мировоззрения студента. Тематически курс связан с такими дисциплинами как «История музеев мира»,   «Менеджмент   и   маркетинг   в   музейной «Музейная   педагогика», деятельности», «Охрана культурного и природного наследия в России и за рубежом»,   «Памятники   мирового   культурного   наследия»,   «Экскурсионно­ туристическая деятельность», «Основы экологии», «Этнология и социальная антропология» (в части расоведения). 3. Требования к результатам освоения дисциплины  Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих  компетенций:  осознание   социальной   значимости   своей   будущей   профессии,   обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК­ 5);  готовность   использовать   нормативные   правовые   документы   в профессиональной музейной деятельности (ОК­6);  быть   способным   использовать   основные   законы   и   методы естественнонаучных и точных наук в профессиональной деятельности (ОК­ 8);  способность применять теоретические основы и инструментарий (методы) музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ПК­1);  быть   готовым   применять   современные   методы   исследований   в   ведущих направлениях   музейной   деятельности   и   сохранения   культурного   и наследия (ПК­3).  способность   использовать   на   практике   основы   действующего законодательства   в   сфере   сохранения   и   использования   культурного   и природного наследия (ПК­6); 6 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины  составляет  4 зачетных единицы (72 часа аудиторной и 72 часа самостоятельной работы). № п/п Раздел Дисциплины . 1 2 3 4 Основы музеологии. Теория музеологии Естественная  история. Земля как  космический и  геологический  объект и ее место во Вселенной. Естественная  история. Эволюция  и современное  состояние жизни на  Земле. р т с е м е С 2 2 2 а р т с е м е с   я л е д е Н 1­3 4­6 7­ 14 Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов трудоемкость в часах о г е с в й и ц к е л в о р а н и м е с а т о б а р   . м а с 12 20 40 4 4 4 4 8 8 10 10 20 3 1­6 36 10 8 18 Формы текущего  контроля  успеваемости (по  неделям  семестра) Форма  промежуточной  аттестации (по  семестрам) Выступления на  семинарах выступления на  семинарах Выступления на  семинарах,  рефераты  (спецвопрос) Выступления на  семинарах. Контрольная  работа 5 6 3 3 Естественная  история.  Антропогенез. Естественнонаучная музеология:  подходы, проблемы. Итого: 7 Выступления на  семинарах, тест. Защита рефератов. 18 4 18 4 4 6 10 8 7­ 10 11­ 14 144 36 36 72 Экзамен во 2 и в 3  семестрах 8 Тема 1. Основы музеологии.  Историческое   становление   музеологии   как   научной   дисциплины.   История музейного дела. Деятельность Международного совета музеев (ICOM). Музей и образование: история взаимоотношений. История становления и развития музейной   коммуникации   и   социологии.   Организационно­законодательные основы   деятельности   музеев   в   России.   Музей   в   региональном   развитии. Научное   мировоззрение.   Парадигмы   и   их   смена.   Культура   и   ее   дуализм. Музей, как способ трансляции культуры.  Тема  2. Теория музеологии Музеология как научная дисциплина и область практической деятельности: понятие и структура. Музей: понятие, функции и основные классификации. Музейный предмет: понятие, свойства и функции. Теория и практика научно­ исследовательской работы в музее. Методы научного познания: наблюдение, сравнение,   измерение,   эксперимент,   абстрагирование,   анализ,   синтез, исторический   метод,   метод   восхождения   от   абстрактного   к   конкретному. Эмпирический и теоретический этапы исследования. Задача исследователя. Доказательство.   Требования   к   отчету   по   научной   работе.   Культурно­ образовательная деятельность музея. Музеография: основные виды изданий и их характеристики.  Тема   3.   Естественная   история.   Земля   как   космический   и геологический объект и ее место во Вселенной. Периодизация   и   хронология   процессов   естественной   истории.   Эволюция Вселенной.   Звезды,   как   основные   объекты   наблюдаемой   Вселенной:   их рождение, жизнь, смерть. Распространенность планетных систем в Галактике. Солнечная система и этапы ее эволюции. Облако Оорта. Кометы. Кометная опасность.   Метеорные   потоки.   Типология   планет.   Землеведение.   Общие 9 сведения   о   Земле.   Геосферы:   магнитосфера,   атмосфера,   гидросфера, литосфера,   мантия,   ядро,   мантия,   литосфера.   Тектонические   литосферные   Процессы   вулканического   терроформирования. плиты.   Образование осадочных   пород   и   их   особенности.   Метаморфизм   вулканогенных   и осадочных   пород.   Формирование   современного   рельефа   и   движущие   силы этого   процесса.   Минералы   и   полезные   ископаемые,   их   происхождение   и современное использования. Тема 4. Естественная история. Эволюция и современное состояние жизни на Земле. Отличия живого и неживого. Жизнь как явление природы. Эволюционизм и креационизм:   научная   теория   и   догматическая   лженаука.   Борьба   за существование   и   естественный   отбор.   Скачкообразная   эволюции. Неокатастрофизм.   Синтетическая   теория   эволюции.   Догма   молекулярной биологии:   ДНК   –   РНК   –   белок.   Три  ветви  древа  жизни:  эукариоты, прокариоты,  архебактерии.   Анаэробы   и   аэробы.   Криптозой.   Появление эвкариотов, как результат симбиоза. Половое размножение. Многоклеточные существа. Фанерозой: палеозой, мезозой, кайнозой. Появление организмов со скелетом.   Выход   жизни   на   сушу.   Появление   позвоночных   и   их   эволюция. Классификация   флористических   и   фаунистических   видов,   биоценозы   и   их эволюция. Плейстоценовая фауна. Реликты флоры и фауны и их значение в реконструкции   процессов   эволюции   биосферы.   Сложение   современной биосферы. Современные процессы эволюции гео­ и биосферы. Антропогенный фактор. Тема 5. Естественная история. Антропогенез. Антропосоциогенез.   Симиальная   теория   происхождения   человека. Антинаучность   креационистских   измышлений.   Приматология.   Проблема 10 происхождения   человечества   как   социума.   Моноцентризм   и   полицентризм.   Австралопитек. Ископаемые   Дриопитек. гоминид.   останки   Одонтокератическая   культура.   Человек   умелый.   Олдованская   культура. Человек   выпрямленный   и   его   подвиды.   Ашельская   культура.   Человек разумный и два его подвида – неандерталец и кроманьонец. Эпоха мустье. Верхний палеолит. Финальный палеолит. Глобальное расселение человечества. Родовое общество. Расы и антропологические типы. Будущее человека, как биологического вида и социального существа. Русский космизм. П. Тейяр де Шарден   и   конвергирующая   Вселенная.   В.И.   Вернадский   и   его   учение   о ноосфере. Тема 6. Естественнонаучная музеология: подходы и проблемы. Естественнонаучная   экспозиция.   Принципы   использования   данных естественной истории и отражающие ее материальных предметов в музеях различного уровня. Экомузеи: опыт создания, сущность и значение. Музей в решении экологических проблем. Ведущие естественнонаучные музеи мира. 5. Образовательные технологии  Лекции   традиционные,   лекции   с   применением   мультимедийных   средств   демонстрация   фрагментов (презентации, видеоматериалов),   организация   самостоятельной   работы   с   научной   цифровой   проектор, литературой,   работа   с   реальными   палеонтологическими   и   геологическими объектами и муляжами в совместном с Институтом археологии РАН НОЦ комплексного изучения Среднего Подесенья. По возможности – встреча со специалистами в области естественной истории из академических учреждений России, Украины, Беларуси, из НИИ и Музея антропологии МГУ (и сам автор программы является специалистом в данной области). 6.     Учебно­методическое   обеспечение   самостоятельной   работы   студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточный аттестации по итогам освоения дисциплин. 11 6.1. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ.  Музеи под открытым небом и экомузеи   Особенности музеефикации природных объектов   Виртуальные экспозиции на CD­ROM и Web­ресурсах.   Функции музея как социального института.   Научно­исследовательская деятельность естественноисторического  музея.   Экспозиционная деятельность естественноисторического музея.   Теория музейной коммуникации как теоретическое основание  деятельности музея.   Эволюция Вселенной.  Звезды: рождение, жизнь, смерть.  Современные достижения астрономии и космонавтики.  Солнечная система.  Концепция литосферных плит и ее практическое значение.  Проблема абиогенеза с точки зрения эволюционистов и креационистов.  Эволюция жизни на Земле.  Палеонтологические памятники региона.  Геологические памятники региона.  Плейстоценовая фауна региона.  Современные эволюционные теории.  Чарльз Дарвин и симиальная теория антропогенеза. 12  Чернобыльская катастрофа: причины и последствия.  Социально­этические и гуманистические принципы биологического  познания.   Антропогенез с научной и религиозной точек зрения.  В.И. Вернадский и его учение о биосфере и ноосфере.  Отражение знаний о природе и человеке в искусстве палеолита.  Современная система органического мира.  Грибы – особое царство живой природы.  Бактерии как доядерные организмы.  Лишайники – симбиотические организмы.  Основные ароморфозы в эволюции растений. Причины эволюции.  Мезозой ­ эпоха динозавров.  И.Г. Пидопличко и его концепция Киевского национального  природоведческого музея.   Палеонтологические музеи России.  Зоологические музеи России.  История создания и деятельность НИИ и Музея антропологии имени  Дмитрия Анучина.  История создания и деятельность Государственного Дарвиновского  музея.  Естественнонаучная экспозиция и фонды Брянского краеведческого  музея. 6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену. 13 1. Музеология   как   научная   дисциплина   и   область   практической деятельности: понятие и структура. Историческое становление музеологии как научной дисциплины.  2. Организационно­законодательные основы деятельности музеев в России. 3. Музей в региональном развитии.  4. Наука,   ход   и   уровни   научного   познания.   Мировоззрение.   Парадигма. Движущие силы науки. 5. Функции   музея   как   социального   института.   Гуманитарная   и естественнонаучная   культура.   Трянсляция   культуры.   Роль   музея   в трансляции культуры. 6. Музей: понятие, функции и основные классификации.   7. Музейный предмет: понятие, свойства и функции.  8. Методы   научного   познания:   наблюдение,   измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод   сравнение, восхождения   от   абстрактного   к   конкретному.   Эмпирический   и теоретический этапы исследования.  9. Музеография: основные виды изданий и их характеристики.  10.Звезды: их рождение, жизнь, смерть. Гипотезы о происхождении и эволюции Вселенной. 11.Возникновение   планетных   систем.   Особенности   строения   Солнечной системы. Планеты Земной группы. Планеты­гиганты. 12.Строение Земли, как планеты. Геосферы. Проблемы изучения внутреннего строения Земли. 13.Строение земной атмосферы. 14.Строение земной коры.  15.Концепция литосферных плит и ее практическое значение. 16.Горные породы и минералы и их роль в музейной экспозиции.  17.Осадочные, вулканические, метаморфические горные породы. 14 18.  Вулканизм   и   тектоника   и   их   роль   в   формировании   географической оболочки и современного рельефа. 19.Гидросфера и ее роль в формировании современного рельефа. 20.Полезные ископаемые и их отражение в музеях. 21.Современные представления о происхождении жизни. Гипотезы Опарина, Аррениуса.  22.Креационизм как догматическая лженаука. 23.Основные этапы эволюции жизни на земле. 24.Систематика и эволюция растений. 25.Систематика и эволюция животных. 26.Характерные биогеоценозы Восточной Европы и региона. Отражение их в музейных экспозициях.  27.Палеонтология – наука об ископаемых организмах.  Паленонтологические музеи и экспозиции. 28.Эволюция по Дарвину,  теория  прерывистой  эволюции,  неокатастрофизм. Синтетическая теория эволюции. 29.Генетика,   молекулярная   биология   и   их   роль   в   понимании   эволюции живого. 30.Антропосоциогенез. Фазы становления человека, как биологического вида. Их связь с археологическими культурами и эпохами. 31.  Природа ледникового периода. Основные оледенения и межледниковья. Природный процесс в плейстоцене. 32.Фауны   ледникового   периода.   Тираспольская   фауна.   Хазарская   фауна. Трогонтериевая фауна. Мамонтовая фауна. 33.Экология. Биогеоценозы. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере и его предпосылки. 34.Место   человека   в   системе   органического   мира,   его   биосоциальная природа. Роль человека в биосфере. 15 35.Музеи   под   открытым   небом   и   экомузеи.   Особенности   музеефикации природных объектов  36.Научно­исследовательская деятельность естественноисторического музея.  37.Экспозиционная деятельность естественноисторического музея.  38.Теория   музейной   коммуникации   как   теоретическое   основание деятельности музея.  39.Эволюция жизни на Земле: криптозой. Основные этапы. 40. Эволюция жизни на Земле: фанерозой. Основные этапы. 6.3. Формы контроля самостоятельной работы Основной формой контроля самостоятельной работы является защита рефератов (специальных   вопросов)   с   индивидуально   распределенной   преподавателем тематикой. Кроме того, студенты конспектируют рекомендованные преподавателем научные статьи и монографии и в процессе обучения представляют на проверку свои конспекты. 7.  Учебно­методическое и информационное обеспечение дисциплины  (модуля) а) основная литература: 1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. 2. Дарвин Ч. Происхождение видов (любое издание). 3. Краткий словарь музейных терминов. М.,1974. 4. Музейное дело России. М., 2003  5. Парфенова М.Д. Историческая геология с основами палеонтологии. М.  1999. 6. Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1­2; М., 2005. 7. Сотникова С.И. Музеология. М., 2004. 8. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела. СПб., 2000  9. Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003  16 б) дополнительная литература 1. Агекян Т.И. Звезды, Галактики, Метагалактика. М.,1981. 2. Баландин Р. Поиски истины. Жизнь и творчество В.И. Вернадского. М.,  1983. 3. Брюшкова Л.П. Коллекции геологических музеев как часть культурного наследия. М., 1993. 4. Музеи и сельское хозяйство. Museum. 1972, № 3;  5. Музеи и сельское хозяйство, 1980­е годы. Museum. 1984, № 143. 6. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов.  ­ М., 1994;  7. Вернадский В.И. Ноосфера. М., 1944 и позднейшие переиздания. 8. Гангнус А. Рискованное приключение разума М., 1982. 9. Гангнус А. Через горы времени М., 1973. 10.Гангнус А.А. Тайны земных катастроф. М., 1977. 11.Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М., 1984. 12.Ефремов И.А. Дорога ветров. Любое издание. 13.Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. 14.Иваненко М.Ф., Корабельников М.А. Живое прошлое Земли. М., 1987. 15. Ларичев В.Е. Сад Эдема. М., 1980. 16.Лисюк В.Е. Проблемы развития экомузеев в некоторых зарубежных  странах (обзор). ­ М., 1987 (Культура и искусство за рубежом.  Музейное дело и охрана памятников. Экспресс­информация ГБЛ, в.4); 17.Мартинсон Г.Г. Что мы знаем о динозаврах? М., 1990. 18.Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.  19.Музеи­заповедники России. Каталог. М., 1999. 17 20.Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М., 1978. 21.Орлов Ю.А. В мире древних животных. М., 1968. 22.Тарлинг Д., Тарлинг М. Движущиеся материки. М., 1973. 23.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. 24.Уиппл Ф.Л. Семья Солнца. М., 1984. 25.Человек заселяет планету Земля. М., 1997. 26.Чубур А.А. «Мамонтовое собирательство» в бассейне Десны. //  Природа 1993­7. 27. Чубур А.А. Быки. Новый верхнепалеолитический микрорегион на  Сейме и его место в палеолите Европы. Брянск, 2001. 28.Чубур А.А. Животный мир плейстоцена в мелкой пластике древних  обитателей бассейна Десны // Русский сборник. Вып.5. Брянск, 2009. 29.Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. (одно из 6 изданий 1968­1978  гг.). 30.Шкловский И.С. Звезды: их рождение, жизнь, смерть. М., 1984 31.Яковлева И.Н. След динозавра. М., 1993. в) программное обеспечение и Интернет­ресурсы 1. Каталог сайтов ведущих естественноисторических музеев   http://www.mavicanet.ru/directory/rus/13690.html 2. Государственный Дарвиновский музей ­ http://www.darwin.museum.ru/ 3. Палеонтологический музей РАН ­ http://www.paleo.ru/museum/ 4. Зоологический музей РАН ­ http://www.zin.ru/museum/index.html 5. Сайт   «Антропарк»,   на   английском   и   чешском   языках   ­ http://www.iabrno.cz/agalerie/agalerie.htm  6. «Don`s  maps»   ­   познавательный   богато   иллюстрированный   сайт   о первобытной эпохе, англоязычный – http://www.donsmaps.com/ 7. Национальный   научно­природоведческий   музей   Академии   наук   Украины 18 http://www.museumkiev.org/   8. Зоологический музей МГУ ­ http://zmmu.msu.ru/   9. Минералогический музей РАН ­ http://www.fmm.ru/   10.Портал «Музеи России» ­ http://www.museum.ru/   8. Материально­техническое обеспечение дисциплины (модуля) Учебники и учебные пособия и словари, имеющиеся в фондах  1. библиотеки БГУ, в библиотеке факультета и кафедры. Научная литература в фонде Брянской областной научной  2. универсальной библиотеки имени Ф.И. Тютчева и в библиотеке Брянского  государственного объединенного краеведческого музея. 3. 4. 5. Доступ к Интернет­ресурсам – через компьютерный класс ФИМО. Цифровая библиотека ФИМО. Ноутбук и мультимедийным видеопроектором. Демонстрационный  экран. 6. 7. 8. Видеотека и презентации на DVD (формируется преподавателем).  Коллекция фотоматериалов.  Коллекции, хранящиеся и обрабатывающиеся в НОЦ комплексного  изучения Среднего Подесенья. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом  рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению (профилю), специальности  (специализации)___________. 19 Автор – к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории древности и  средневековья, проф. РАЕ Чубур Артур Артурович Рецензент(ы)__________________ Заведующий кафедрой____________________ Программа одобрена на заседании  ________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, Ученый совет факультета) от_______________года, протокол№__________________.

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)

ОБЩАЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ (рабочая программа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018