Общая программа по обществознанию
Оценка 5

Общая программа по обществознанию

Оценка 5
Разработки курсов
doc
обществознание
5 кл—9 кл
25.04.2018
Общая программа по  обществознанию
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся
обществознание фгос 5-9 класс.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Рабочая   программа   основного   общего   образования   по     обществознанию разработана творческой   инициативной   группой   педагогического   коллектива Муниципального   бюджетного   общеобразовательного   учреждения   СОШ   №34   г.   Старая Купавна Ногинского района Московской области в соответствии с: ­   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного общего образования, ­ М.: Просвещение, 2010г.; ­ Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России; ­  планируемыми результатами основного общего образования;   ­   особенностями   МБОУ   СОШ   №34,   образовательными   потребностями   и   запросами обучающихся, а также концептуальными положениями УМК       5 класс общеобразовательных учреждений и построена на основе учебника: Боголюбов   Л.Н.,   Виноградова   Н.Ф.,   Городецкая   Н.И.   и   др.   Обществознание.   5   класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010 6 класс общеобразовательных учреждений и построена на основе учебника: Боголюбов   Л.Н.,   Виноградова   Н.Ф.,   Городецкая   Н.И.   и   др.   Обществознание.   6   класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010 7 класса общеобразовательных учреждений и построена на основе учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011 8 класса общеобразовательных учреждений и построена на основе учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2013 ,реализующего фундаментальное ядро содержания современного общего образования.  Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной   информации;   сознательного   неприятия   антиобщественного   поведения. Выпускник   основной   школы   должен   получить   достаточно   полное   представление   о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об   условиях   достижения   успеха   в   различных   сферах   жизни   общества.   Курс   призван помогать предпрофильному самоопределению. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общая характеристика программы Содержание   основного   общего   образования   по   обществознанию   представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо   знаний,   важным   содержательными   компонентами   курса   являются:   социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы,   лежащие   в   основе   правомерного   поведения.   Не   менее   важным   элементом содержания   учебного   предмета   «Обществознание»   является   опыт   познавательной деятельности,   включающий   работу   с   адаптированными   источниками   социальной информации;   решение   познавательных   и   практических   задач,   отражающих   типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Цели изучения обществознания в основной школе. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10­15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной   (в   том   числе   экономической   и   правовой   информации   и   определения собственной   позиции;   нравственной   и   правовой   культуры,   экономического   образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;    воспитание   общероссийской   идентичности,   гражданской   и   социальной ответственности,   уважения   к   социальным   нормам;   приверженности   гуманистическим   и демократическим  ценностям, закреплённым  в Конституции РФ;  • развитие личности на исключительно  важном  этапе  ее  социализации   — в подростковом  возрасте,  повышению уровня   ее   духовно­нравственной,   политической   и   правовой   культуры,   становлению социального   поведения,   основанного   на   уважении   закона   и   правопорядка;   углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному   самоопределению,   самореализации,   самоконтроля;   повышению   мотивации   к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;  освоение   на   уровне   функциональной   грамотности   системы   знаний   о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно   оцениваемых   обществом   качествах   личности,   позволяющих   успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;  формирование   у   учащихся   целостной   картины   общества,   адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой   деятельности   и   о   социальных   институтах,   о   формах   регулирования общественных отношений;     • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически   осмысливать   социальную   информацию,   систематизировать,   анализировать полученные   данные;   освоению   ими   способов   познавательной,   коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно- бытовых отношений. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной  школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников Общая характеристика учебного предмета   «Обществознание»  ­ учебный  предмет,  изучаемый  в основной школе с  5 по 9 класс.     Фундаментом   курса   являются   научные   знания   об   обществе   и   человеке. Обществознание   изучает   общественную   жизнь   многоаспектно,   используя   для   этого комплекс   общественных   наук:   философию,   социологию,   политологию,   экономику, правоведение,   социальную   психологию,   этику   и   культурологию.   Это   обуславливает специфику   данного   учебного   предмета:   его   интерактивный   характер,   комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место   и   роль   обществоведческого   знания   в   образовании   молодого   поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно­ нравственное становление личности человека.  Современное   развитие,   социальные   и   политические   процессы,   информационные контексты,   глобализация   всех   сфер   жизни,   этнический   и   религиозный   политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию   в   школе.   Обществознание   становится   гуманистической   базой   для образования   в   целом.   Знания   по   курсу   должны   стать   основой   для   формирования ценностного   отношения,   собственной   позиции   к   явлениям   социальной   жизни,   поиску созидательных   способов   жизнедеятельности.   Курс   «Обществознание»   даёт   возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.   Подросток приобретает   опыт   социального   и   культурного   взаимодействия,   становится   активным гражданином.  Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий   мир»   и   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики».   Курс обществознания   продолжается   в   старшей   школе   и   раскрывается   в   элективных   курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При   изучении   курса   обществознания   «Обществознание»   в   основной   школе   необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.  Последовательность   материала   курса   «Обществознание»   в   данной   рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся   5   –   9   классов.   Учитывая   возрастные   особенности   школьников,   в   рабочей программе  выделены  два  самостоятельных   этапа  изучения  курса:   первый   этап  – 5  – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Курс   «Обществознание»   для   5   –   7   классов   является   пропедевтикой   курса «обществознание»   для   8   –   9   классов   и   далее   для   10   –   11   классов.   Общая   логика распределения   в   нём   учебного   материала   –   линейно­концентрическая.   Принцип, объединяющий   большинство   разделов   курса,   ­   антропоценрический.   Одни   темы   служат введением   к   раскрытию   родственных   тем   в   последующих   классах,   другие   являются оригинальными.   Изучая   курс   «Обществознание»,   школьники   получают   образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.  Программа   предусматривает   выделение   двух   относительно   самостоятельных этапов   изучения   курса,   связанных   между   собой,   с   учётом   возрастных   особенностей учащихся. Содержание   первого   этапа   курса   (5—7   классы),  обращенное   к   младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются   элементарные   научные   представления   об   обществе, о социальном   окружении,   Родине.   Эти   вопросы   должны   быть   раскрыты   через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные   свойства   человека.   Программа   последовательно   вводит   ученика   в расширяющийся   круг   социальных   институтов:   от   самого   близкого   и   эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни   в   теме   «Труд»   до   самого   общественно   значимого   —   тема   «Родина».   Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен­ ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей»  характеризует его взаимоотношения  с другими людьми. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется   14   лет,   они   получают   паспорт   гражданина   Российской   Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже   социализации   темы.   Первая   из   них   —   «Регулирование   поведения   людей   в обществе»   —   представляет   собой   цикл   уроков,   рассчитанных   на   формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Спе­ циальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения   потребностей   людей.   При   изучении   экономических   явлений   акцент делается   на   раскрытии   способов   рационального   поведения   основных   участников экономики   —   потребителей   и   производителей.   Кроме   того,   программа   предполагает раскрытие   основной   проблематики   нравственных   и   правовых   отношений   человека   и природы (тема «Человек и природа»). На   втором   этапе   курса   для   старших   подростков   (8—9   классы)  все   его содержательные   компоненты     морально­этические, социологические,   экономические,   правовые   и   т.   д.)   раскрываются   более   обстоятельно, систематично, целостно. (социально­психологические, В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя   как   существа   нравственного.   Кроме   того,   в   этой   теме   учащиеся   получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и   религии,   с   информационными   процессами   в   обществе.   Тема   «Экономика»   углубляет знания   учащихся   об   основных   экономических   проявлениях   (производство,   обмен, потребление)   через   раскрытие   ключевых   экономических   понятий.   Изучаются   понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообраз­ ных   явлений   экономической   жизни   (экономическая   система,   рынок,   собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики —   экономическим   отношениям   между   отдельными   хозяйствующими   субъектами (потребители,   производители,   фирмы).   Специальное   внимание   уделено   и   некоторым макроэкономическим   проблемам,   включая   роль   государства   в   экономике,   безработицу, международную   торговлю.   Тема   «Социальная   сфера»   раскрывает   ключевые социологические   понятия:   социальная   структура,   социальные   группы,   социальная   роль, социальный   статус,   социальная   мобильность,   социальный   конфликт,   межнациональные отношения.   На   их   основе   характеризуются   социальные   отношения   в   современном обществе. В   9   классе   завершается   рассмотрение   основных   сфер   жизни   общества.   Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает   роль   государства,   возможности   участия   граждан   в   управлении   делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть   уроков   отводится   вопросам   теории   права,   другая   —   отраслям   права.   Особое внимание   уделено   элементам   конституционного   права.   Рассматриваются   основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ,  а  также   механизм  реализации   и  защиты  прав  и   свобод  гражданина  РФ.  Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во   взаимосвязи   с   содержанием   программ   дополнительного   образования:   Клуб   юных учёных,   кружки   социальной   направленности   «СМИ»,   спортивные   секции   и   музейно­ экскурсионная   работа.   Курс   имеет   своё   логическое   продолжение   в   деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач   этой   работы   выступает   создание   иммунитета   и   формирование   нетерпимости   к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение   поставленных   целей,   успешное   овладение   учебным   содержанием данного   предмета   предполагают   использование   разнообразных   средств   и  методов обучения.  Основные   методы   обучения   основаны   на   деятельностном   подходе:   метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы.  На   первой   ступени   основной   школы,   когда   учащиеся   только   начинают систематическое   изучение   содержания   курса   по   обществознанию,   особое   значение приобретают   методы   личностно   ориентированного   обучения,   помогающие   раскрытию   и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока  и небольшим)  социальным  опытом, с  собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.  Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одо­ бряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с по­ зиций   норм   морали   и   права   типичных   социальных   ситуаций,   сложившихся   практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.  Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году   обучения   составляет   1   час.   При   этом   на   долю   инвариативной   части   предмета отводиться 75% учебного времени. Аналогично расписать по каждому классу. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: •   мотивированность   и   направленность   на   активное   и   созидательное   участие   в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; •   ценностные   ориентиры,   основанные   на   идеях   патриотизма,   любви   и   уважения   к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении   к   укреплению   исторически   сложившегося   государственного   единства;   на признании   равноправия   народов,   единства   разнообразных   культур;   на   убежденности   в важности   для   общества   семьи   и   семейных   традиций;   на   осознании   необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: •   умении   сознательно   организовывать   свою   познавательную   деятельность   (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы  социальной  действительности  с научных, социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные  ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); •   овладении   различными   видами   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; •   умении   выполнять   познавательные   и   практические   задания,   в   том   числе   с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1. использование элементов причинно­следственного анализа; 2. исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4. поиск   и   извлечение   нужной   информации   по   заданной   теме   в   адаптированных источниках различного типа; 5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального   ряда   в   текст   и   др.),   выбор   знаковых   систем   адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6. объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8. определение   собственного   отношения   к   явлениям   современной   жизни, зрения. формулирование точки     своей   Предметными  результатами   освоения   выпускниками   основной   школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной     относительно   целостное   представление   об   обществе   и   о   человеке,   о   сферах   и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание   ряда   ключевых   понятий   базовых   для   школьного   обществознания   наук: социологии,   экономической   теории,   политологии,   культурологии,   правоведения, этики,   социальной   психологии   и   философии;   умение   объяснять   с   их   позиций явления социальной действительности; знания,   умения   и   ценностные   установки,   необходимые   для   сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения   находить   нужную   социальную   информацию   в   различных   источниках; адекватно   ее   воспринимать,   применяя   основные   обществоведческие   термины   и понятия;   преобразовывать   в   соответствии   с   решаемой   задачей   (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с   собственными   знаниями);   давать   оценку   взглядам,   подходам,   событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно­мотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения  в жизни человека  и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и   правила   к   анализу   и   оценке   реальных   социальных   ситуаций,   установка   на необходимость   руководствоваться   этими   нормами   и   правилами   в   собственной повседневной жизни; приверженность   гуманистическим   и   демократическим   ценностям,   патриотизму   и гражданственности; трудовой знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований  трудовой этики в  современном обществе;  правовых  норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической понимание   специфики   познания   мира   средствами   искусства   в   соотнесении   с другими способами познания;       понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной       знание   определяющих   признаков   коммуникативной   деятельности   в   сравнении   с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание   языка   массовой  социально­политической  коммуникации,  позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение   взаимодействовать   в   ходе   выполнения   групповой   работы,   вести   диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модули 1. Социальная сущность личности (28 ч). 2. Современное общество (27 ч). 3. Социальные нормы (36 ч). 4. Экономика и социальные отношения (36 ч). 5. Политика. Культура (30 ч). Вводные уроки Уроки итогового повторения и обобщения Содержание программы. Разделы Часы 1.1. Человек в социальном измерении. 1.2. Ближайшее социальное окружение 2.1. Общество – большой дом для человечества. 2.2. Общество, в котором мы живём. 3.1. Регулирование поведения  людей в обществе. 3.2. Основы российского законодательства. 4.1. Мир экономики. 4.2. Человек в экономических отношениях. 4.3. Мир социальных отношений. 5.1. Политическая жизнь общества. 5.2. Культурно­информационная среда общественной жизни. 5.3. Человек в меняющемся обществе. 18 10 12 15 18 18 13 13 10 16 8 6 5 13 Итого 175 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (28 ч) 1.1. Человек в социальном измерении (18 ч) Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.  Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с  ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные  «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.  Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско­правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие  права человек получает от рождения. 1. 2.   Ближайшее социальное окружение (10 ч) Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и  воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. 2.1. 2. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)  Общество — большой «дом» человечества (12 ч) Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.  Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные  общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества:  создание, сохранение, распространение, усвоение. 2.2. Общество, в котором мы живём (15 ч) Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном  мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны:  какие задачи стоят перед отечественной экономикой.                                                                  Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство  нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть  гражданином своего Отечества?  Духовные ценности российского народа. Культурные до­ стижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других  государств мира. 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (36 ч) 3.1. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч) Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных  устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.  Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция  Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально­экономические и культурные права, политические  права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.  Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и  обязанность. 3.2.  Основы российского законодательства (18 ч) Гражданские правоотношения. Гражданско­правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и  интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и  работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. 4. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (36 ч) 4.1. Мир экономики (13 ч) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и  услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности.  Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы  рыночной экономики.  Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в.  Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. 4.2.  Человек в экономических отношениях 13 ч) Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого  фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.  Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. 4.3.    Мир социальных отношений (10 ч) Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как  взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в  обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество.  Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная  справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика  Российского государства.                                                                                                                 Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в  современной России. Понятие толерантности. 5.1.    Политическая жизнь общества (16 ч) 5. ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (30 ч) Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства.  Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России.  Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и  правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы  исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.  Международно­правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её  противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.  Патриотизм. 5.2.     Культурно­информационная среда общественной жизни (8 ч) Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта  современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии.  Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение  религиозной жизни в нашей стране. 5.3.   Человек в меняющемся обществе (6 ч) Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здо­ ровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (175 часов) 2014­2019учебный год             № п/п Наименование разделов, тем Кол­ во часов Введение (1 ч) Человек(5 ч): 1  Природа человека  Отрочество –  особая пора в  жизни человека 2 Семья (5 ч):  Семья и семейные отношения  Семейное  хозяйство  Свободное время 3 Школа (6 ч):  Образование в  жизни человека  Самообразование  Одноклассники,  сверстники,  друзья 4 Труд (6 ч):  Труд – основа  жизни  Труд и творчество Характеристика основных видов деятельности учащихся  ( на уровне учебных действий). 5 класс (35 ч) Модуль «Человек в социальном измерении» • использовать  знания   о   биологическом   и   социальном   в человеке   для   характеристики   его   природы,   характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать  основные   слагаемые   здорового   образа жизни;   осознанно   выбирать   верные   критерии   для   оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать  и   сопоставлять   на   основе   характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять  в   модельных   и   реальных   ситуациях   сущностные характеристики   и   основные   виды   деятельности   людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • описывать  гендер   как   социальный   пол;   приводить   примеры гендерных ролей, а также различий  в поведении мальчиков и девочек; • давать  на основе  полученных  знаний нравственные  оценки собственным   поступкам   и   отношению   к   проблемам   людей   с ограниченными   возможностями,   своему   отношению   к   людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать  понимание   особенностей   и   практическое владение   способами   коммуникативной,   практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; 5 1 2 Родина (10 ч):  Наша Родина – Россия  Государственные  символы  Гражданин России Итоговое повторение и  обобщение  (2 ч) • формировать  положительное   отношение   к   необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать  собственное поведение   в   соответствии   с   требованиями   безопасности жизнедеятельности; • использовать  элементы причинно­следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Ближайшее социальное окружение» • характеризовать  семью   и   семейные   отношения;   оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; • выполнять  несложные   практические   задания   по   анализу ситуаций,   связанных   с   различными   способами   разрешения семейных   конфликтов;   выражать   собственное   отношение   к различным способам разрешения семейных конфликтов; • использовать  элементы причинно­следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Модуль «Политическая жизнь общества» • характеризовать  государственное   устройство   Российской Федерации,   особенности   России   как   многонационального государства символы; характеризовать основные обязанности граждан РФ; • показывать на конкретных примерах исторического прошлого и   современной   жизни   российского   общества   проявления толерантности. • осознавать патриотической позиции в укреплении нашего государства. гражданской   активности   и государственные  значение     описывать     Введение (1 ч) Человек в социальном  измерении (12 ч):  Личность   Познание  Деятельность  Потребности Человек среди людей   (10 ч):  Межличностные  отношения  Человек в группе  Общение  Конфликты 6 класс (35 ч) Модуль «Человек в социальном измерении». • характеризовать  основные   этапы   социализации,   факторы становления личности; • сравнивать  и   сопоставлять   на   основе   характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять  в   модельных   и   реальных   ситуациях   сущностные характеристики   и   основные   виды   деятельности   людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать  социальные роли;  • давать   на  основе   полученных   знаний   нравственные   оценки собственным   поступкам   и   отношению   к   проблемам   людей   с собственный   социальный   статус   и 3 Нравственные основы  жизни (10 ч):  Человек и мораль  Человек и  человечность  Нравственные  основы жизни Итоговое повторение и  обобщение (2 ч) ограниченными   возможностями,   своему   отношению   к   людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать  понимание   особенностей   и   практическое владение   способами   коммуникативной,   практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • использовать  элементы причинно­следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Мир социальных отношений»   формальные   и   социальные   группы   российского   общества, • описывать  межличностные отношения и их отдельные виды, сущность   и   причины   возникновения   межличностных конфликтов;  • характеризовать  неформальные   распознавать их сущностные признаки; • характеризовать собственные основные социальные роли; • объяснять  на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • проводить несложные социологические исследования; • ориентироваться  в   потоке   информации,   относящейся  к вопросам   социальной   структуры   и   социальных   отношений  в современном обществе; • адекватно   понимать   относящуюся   к социальной   сфере   общества,   получаемую   из   различных источников. большие   и   малые,  информацию, 1 Введение (1 ч) Регулирование поведения людей в обществе  (12 ч):  Социальные нормы и  правила общественной  жизни  Права и обязанности  граждан  Закон  и правопорядок  Ответственность за  нарушение законов  Правоохранительные  органы 7 класс (35 ч) Модуль «Регулирование поведения людей в обществе» Выпускник научится:  характеризовать  конституционные   права   и   обязанности граждан РФ, ответственность за нарушение законов; • использовать  накопленные   знания   об   основных   социальных нормах   и   правилах   регулирования   общественных   отношений, усвоенные   способы   познавательной,   коммуникативной   и практической   деятельности   для   успешного   взаимодействия   с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в   предлагаемых   модельных   ситуациях   и   осуществлять   на 2 3 1 Человек в  экономических  отношениях (14 ч):  Экономика и ее роль в жизни общества  Производство,  затраты, выручка,  прибыль  Виды и формы бизнеса  Обмен, торговля,  реклама  Деньги и их функции  Экономика семьи Человек и природа  (6 ч):  Человек – часть  природы  Охрана природы  Закон на страже  природы Итоговое повторение и  обобщение (2 ч) Введение (1ч) Личность и общество      (6 ч):  Что делает человека  человеком  Человек, общество,  природа  Общество как форма  жизнедеятельности  людей  Развитие общества практике   модель   правомерного   социального   поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально­ нравственного   характера,   полученную   из   разнообразных источников,   систематизировать,   анализировать   полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с   нравственными   ценностями   и   нормами   поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к   личному   самоопределению   в   системе   морали   и   важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю; • использовать  элементы причинно­следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие  общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных   прав   и   обязанностей   граждан  Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать  сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. Модуль «Человек в экономических отношениях». • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • формулировать  и   аргументировать   собственные   суждения, касающиеся   отдельных   вопросов   экономической   жизни   и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт; • анализировать  с   позиций   обществознания   сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать  познавательные   задачи   в   рамках   изученного материала,   отражающие   типичные   ситуации   в   экономической сфере деятельности человека; • выполнять  несложные практические задания, основанные на ситуациях,   связанных   с   описанием   состояния   российской экономики. 8 класс (35 ч). Модуль «Человек в социальном измерении» • использовать  знания   о   биологическом   и   социальном   в человеке   для   характеристики   его   природы,   характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • выделять  в   модельных   и   реальных   ситуациях   сущностные характеристики   и   основные   виды   деятельности   людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать  собственный   социальный   статус   и социальные   роли;   объяснять   и   конкретизировать   примерами смысл понятия «гражданство»; 2 3 4 Сфера духовной жизни (8 ч):  Сфера духовной  жизни  Мораль, моральный  выбор  Долг и совесть  Образование  Наука в современном  обществе Социальная сфера (5 ч):  Социальная структура общества  Социальные статусы и  роли  Нации и  межнациональные  отношения  Отклоняющееся  поведение Экономика (13 ч):  Экономика и ее роль  в жизни общества  Главные вопросы  экономики  Собственность  Рыночная экономика  Производство –  основа экономики  Предпринимательская деятельность  Роль государства в  экономике  Распределение  доходов  Безработица, ее  причины и последствия   Мировое хозяйство и мировая торговля • демонстрировать  понимание   особенностей   и   практическое владение   способами   коммуникативной,   практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • использовать  элементы причинно­следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Общество — большой «дом» человечества» экономические,   социальные,   политические, • распознавать  на основе приведённых данных основные типы обществ; • характеризовать  направленность   развития   общества,   его движение   от   одних   форм   общественной   жизни   к   другим; оценивать   социальные   явления   с   позиций   общественного прогресса; • различать  культурные явления и процессы общественной жизни; • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации     касающихся многообразия   социальных   групп   и   социальных   различий   в обществе; • выполнять  познавательные   и   практические   задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • наблюдать   и   характеризовать происходящие в различных сферах общественной жизни; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • выявлять  причинно­следственные   связи   общественных явлений   и   характеризовать   основные   направления общественного развития.  явления   и   события, собственных   суждений, Модуль «Человек в меняющемся обществе» • характеризовать явление ускорения социального развития; • объяснять   необходимость   непрерывного   образования   в современных условиях; • описывать многообразие профессий в современном мире; • характеризовать   роль   молодёжи   в   развитии   современного общества; • извлекать социальную информацию из доступных источников; • применять  полученные   знания   для   решения   отдельных социальных проблем; Итоговое повторение и  обобщение (2 ч) • критически  воспринимать   сообщения   и   рекламу  в   СМИ   и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу­ бизнес и мода; • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни; • выражать   и   обосновывать актуальным проблемам молодёжи.  собственную   позицию  по Модуль «Общество, в котором мы живём» • характеризовать глобальные проблемы современности; • раскрывать  духовные ценности и достижения народов нашей страны; • формулировать  собственную   точку   зрения   на   социальный портрет достойного гражданина страны; • находить и извлекать информацию о положении России среди других   государств   мира   из   адаптированных   источников различного типа; • характеризовать   и   конкретизировать  фактами   социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; • показывать влияние  происходящих в обществе изменений на положение России в мире. Модуль   «Культурно­информационная   среда общественной жизни». • характеризовать  развитие   отдельных   областей   и   форм культуры; распознавать   и   различать   явления   духовной культуры; • описывать различные средства массовой информации; • находить   и   извлекать  социальную   информацию   о достижениях   и   проблемах   развития   культуры   из адаптированных источников различного типа; • видеть   различные   точки   зрения  в   вопросах   ценностного выбора   и   приоритетов   в   духовной   сфере,   формулировать собственное отношение; • описывать   процессы  создания,   сохранения,   трансляции  и усвоения достижений культуры; • характеризовать  основные отечественной культуры в современных условиях; • осуществлять рефлексию своих ценностей.   направления   развития Модуль «Мир экономики» • понимать и правильно использовать основные экономические термины; • распознавать  на   основе   привёденных   данных   основные экономические   системы,   экономические   явления   и   процессы, сравнивать их; • объяснять  механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; • характеризовать функции денег в экономике; • анализировать  отражающие экономические явления и процессы; • получать  социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; несложные   статистические   данные, 1 2 Введение  (1 ч) Политика  (10 ч):  Политика и власть  Государство  Политические режимы  Правовое  государство  Гражданское общество  и государство  Участие граждан в  политической жизни  страны  Политические партии  и движения Право  (19 ч):  Роль права в жизни  общества и государства  Правоотношения  Правонарушения и  юридическая  ответственность  Правоохранительные  органы  Конституция РФ.  Основы  конституционного строя  Отрасли права  Международное право Итоговое повторение и  обобщение  (2 ч) Повторение по курсу  «Обществознание»  за 5­9 класс  (3 ч) 9 класс (35 ч).  значение   гражданской   активности   и основные   признаки   любого   государства, Модуль «Политическая жизнь общества» • характеризовать  государственное   устройство   Российской Федерации,   описывать   полномочия   и   компетенцию   различных органов государственной власти и управления; • правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; • сравнивать  различные   типы   политических   режимов, обосновывать   преимущества   демократического   политического устройства; • описывать  конкретизировать их на примерах прошлого и современности; • характеризовать  базовые   черты   избирательной   системы   в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; • различать факты и мнения в потоке информации; • осознавать патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить  различные   оценки   политических   событий  и процессов и делать обоснованные выводы. Модуль «Основы российского законодательства». • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых   модельных   ситуациях   и   осуществлять   на практике   модель   правомерного   социального   поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать примерами установленные   законом   права   собственности;   права   и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность   работника   и   работодателя;   предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско­правовых споров; • анализировать  несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых   модельных   ситуациях   определять   признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять  на   конкретных   примерах   особенности   правового положения ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать  информацию правового характера,   доступных   источников, систематизировать,   анализировать   полученные   данные; применять   полученную   информацию   для   соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; • оценивать  сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно   содействовать  защите   правопорядка   в   обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.   и   иллюстрировать    полученную   из     и   юридической

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию

Общая программа по обществознанию

Общая программа по  обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018