Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Оценка 4.8

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.05.2018
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. Цели: - дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимений как средства связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений; формировать умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения; - способствовать развитию внимания и памяти; - воспитывать любовь к русскому языку. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация Синтаксическая пятиминутка. Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений. - Найдите и подчеркните местоимения как члены предложения. - Вместо какого слова и для чего употреблено во втором предложении местоимение в нем? (чтобы избежать повторения слова язык) III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Послушайте рассказ Вини-Пуха На днях, не знаю сам зачем, Зашел я в незнакомый дом. Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том о сём. Я рассказал им, что, когда И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему! Когда мне не хватало слов Я добавлял то "ax", то "эх", И "так сказать ", и "будь здоров ", И «ну и ну», и «просто смех»! Когда ж закончил я рассказ, То Кое-кто спросил: «И всё? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то ни сё!» (перевод Б.Заходера) - Понятен вам рассказ Вини-Пуха? Почему? (рассказ непонятен потому, что Винни-Пух использует в основном местоимения, а местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, но не называют их) 2. Чтение теоретического материала § 54 3. Упр. 756. Почему местоимение назвали местоимением. IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1. Найди в тексте местоимения и подчеркни их. Но Каштанка ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила. 2. Найди начальную форму каждого местоимения. К ней ________ , вас _________, нами ________, о них _________, ей _________, с ними _________, нас ________, его _________, вами __________, мне _________, тобой ___________, к нему ____________, мной __________, для них ______________. 3. Упр. 757, выразительное чтение стихотворения. Выписать местоимения, определить их разряд. 4. Запишите текст, заменив повторяющиеся слова местоимениями. Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот промахнулся. 5. Культура речи. Измените предложения так, чтобы устранить неточности в их понимании. 1. Девочка неожиданно увидела маму. Она была очень рада. 2. Завтра Катя пойдет встречать бабушку. Она будет в белом платье. 3. Отец велел сыну налить себе воды. 4. Бабушка попросили Петю отнести вещи в свою комнату. V. Этап информации о домашнем задании § 54, упр. 759 VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексии   Личные местоимения. Возвратное местоимение. Цели: - познакомить с личными местоимениями и особенностями их склонения; формировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; дать понятие о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя; - развивать творческие способности учащихся (умение сочинять сказку); - формировать позитивное отношение к миру. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Отгадайте загадку, выпишите местоимения. Утром – так заведено – Разомкнешь ресниц…, И к тебе войдет ОНО Розовой жар-птицей. А ст…мне..т – ОН пр…дет, Тон…нький, смущенный, Он на ц…почках войдет Долькою лимон…ой. Срок прош…л – плывет ОНА В пел…не тумана. Кругл…лица и грус…на, Будто (Н..)смеяна. - Какие личные местоимения вам встретились? III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Прочитайте грамматическую сказку и переведите ее на язык науки. Когда Морфология стала распределять местоимения по разрядам, она пригласила на Совет короля Словообразование и королеву Лексику. - Итак, уважаемые коллеги, я вызываю первую группу местоимений. Наша задача – определить их особенности по значению и формообразованию. Вошли местоимения я, ты, он, мы, вы, они. Не ожидая вопросов, вперед выскочило местоимение я. -Я! – громко заявило оно. – Я хочу! Я буду! Я могу! - Кто это так нескромно ведёт себя? – спросил король Словообразование. -Я, я, – ответило оно. - Помолчи, пожалуйста, и подожди, когда тебя спросят, велела Морфология. – Иначе ты займешь последнее место среди местоимений своего разряда. - Вместо какой части речи употребляется это местоимение и на что указывает? – задала первый вопрос Лексика. - Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо имен существительных и указывают на лицо. Местоимение я – на лицо говорящего, ты – на того, с кем говорят, он – на того, кто не участвует в разговоре. Мы, вы, они – соответственно, но о нескольких лицах. - Если о лицах, тогда назовем их личными, предложила Лексика. - А какими морфологическими признаками мы будем обладать? – вежливо спросило местоимение мы. - Я думаю, - сказала Морфология, что мы сохраним за вами некоторые особенности имен существительных. Например, изменение по падежам, по числам. - Я хочу иметь род! – опять не выдержало местоимение я. - И мы хотим, - хором поддержали его местоимения ты, мы, вы, они. Только местоимение он промолчало. Король Словообразование грозно взглянул на расшумевшихся и промолвил: - Я считаю, что мы должны наказать выскочку, - местоимение я. Пусть в косвенных падежах оно будет иметь другую основу. - Я согласна, - поддержала Морфология, - но к этому мне хочется добавить, что по родам будет изменяться только скромное местоимение он. - Кроме того, местоимения он, они в знак отличия получат букву н, когда будут употребляться с предлогами, - добавил король Словообразование. - Что вы узнали о личных местоимениях из этой сказки? - Как изменяются личные местоимения? - Какое личное местоимение изменяется по родам? - А какое местоимение в косвенных падежах будет иметь другую основу? - К каким местоимениям при употреблении с предлогами будет добавляться буква н? 2. Чтение теоретического материала § 55 IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1. Упр. 761, вставьте личные местоимения (устно). Докажите, что данный текст – повествование. 2. Определи лицо и падеж личных местоимений. Ах ты, мерзкое стекло! __________________________ Это врешь ты мне назло. __________________________ Как тягаться ей со мною? __________________________ Я в ней дурь-то успокою. __________________________ (А.Пушкин) 3. Вставь возвратное местоимение себя в нужном падеже. Я беру эту книгу не для _________, а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на __________. Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя ___________. Подруга позвала меня к ___________ заниматься. Приучите _________ к аккуратности. Приглашенный на литературный вечер писатель рассказал о ____________ много интересного. 4. Замени выделенные слова и словосочетания фразеологизмом с местоимением себя. Этот человек хитрый и скрытный (_____________________________). Все устроилось без особых усилий (______________________________). Наездник не скоро опомнился (____________________________) после того, как упал с лошади. Читай молча (не вслух) (_____________________). После болезни мальчик плохо выглядит (________________________________). Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож. 5. Культура речи. Говори правильно! Грущу по вас Тоскуешь по нас, Скучает по вас Составьте предложения с этими оборотами. 6. Упр. 769, исправьте ошибки в употреблении местоимений. 7. Ответьте на шуточные вопросы. 1. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) 2. Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (я-мы) 3. Какое местоимение требует чистоты? (мой) 4. В каком личном местоимении два звука, но одна буква? (я) 5. Какое личное местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (оно) 6. За какое личное местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получился лесной зверек? (за-я-ц) V. Этап информации о домашнем задании § 55, 56 упр. 764, 772 Напишите грамматическую сказку по данному началу (упр. 768) VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексииОбщее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Местоимение Word Document.docx
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. Цели: ­ дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимений как средства связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений; формировать умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения; ­ способствовать развитию внимания и памяти; ­ воспитывать любовь к русскому языку. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. I. Организационный этап II. Актуализация Синтаксическая пятиминутка. Ход урока Со   школьных   лет   чувствовал  я  красоту   русского   языка.  В   нем  меня  привлекала  его звучность, богатство слов и  выражений.  ­ Найдите  и подчеркните местоимения как члены предложения. ­ Вместо какого слова и для чего употреблено во втором предложении местоимение  в нем? (чтобы избежать повторения слова язык) III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Послушайте рассказ Вини­Пуха На днях, не знаю сам зачем,  Зашел я в незнакомый дом.  Мне захотелось Кое с Кем  Потолковать о том о сём.  Я рассказал им, что, когда  И почему, и отчего,  Сказал, откуда и куда,  И как, и где, и для чего;  Что было раньше, что потом,  И кто кого, и что к чему,  И что подумали о том,  И если нет, то почему! Когда мне не хватало слов  Я добавлял то "ax", то "эх", И "так сказать ", и "будь здоров ",  И «ну и ну», и «просто смех»!  Когда ж закончил я рассказ,  То Кое­кто спросил: «И всё? Ты говорил тут целый час,  А рассказал ни то ни сё!»   (перевод Б.Заходера) ­ Понятен вам рассказ Вини­Пуха? Почему? (рассказ непонятен потому, что Винни­Пух использует в основном местоимения, а местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, но не называют их) 2. Чтение теоретического материала § 54 3. Упр. 756. Почему местоимение назвали местоимением. IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1. Найди в тексте местоимения и подчеркни их. Но Каштанка ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее   спину   и   голову,   и   она  от   изнеможения   погрузилась   в   тяжелую   дремоту,   вдруг  подъездная  дверь щелкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила. 2. Найди начальную форму каждого местоимения. К   ней   ________   ,   вас   _________,   нами   ________,   о   них   _________,   ей   _________,   с   ними _________, нас ________, его _________, вами __________, мне _________, тобой ___________, к нему ____________, мной __________, для них ______________. 3. Упр. 757, выразительное чтение стихотворения. Выписать местоимения, определить их разряд. 4. Запишите текст, заменив повторяющиеся слова местоимениями. Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот промахнулся. 5. Культура речи. Измените предложения так, чтобы устранить неточности в их понимании. 1. Девочка неожиданно увидела маму. Она была очень рада. 2. Завтра Катя пойдет встречать бабушку. Она будет в белом платье. 3. Отец велел сыну налить себе воды. 4. Бабушка попросили Петю отнести вещи в свою комнату. V. Этап информации о домашнем задании § 54, упр. 759 VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексии Личные местоимения. Возвратное местоимение. Цели: ­ познакомить с личными местоимениями и особенностями их склонения; формировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; дать понятие о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя; ­ развивать творческие способности учащихся (умение сочинять сказку); ­ формировать позитивное отношение к миру. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.   I. Организационный этап II. Актуализация Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Отгадайте загадку,  выпишите  местоимения. Ход урока Утром – так заведено – Разомкнешь ресниц…, И к тебе войдет ОНО Розовой жар­птицей. А ст…мне..т – ОН пр…дет, Тон…нький,  смущенный,  Он на ц…почках войдет Долькою лимон…ой. Срок прош…л – плывет ОНА В пел…не тумана. Кругл…лица и грус…на, Будто (Н..)смеяна. ­ Какие личные местоимения вам встретились? III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Прочитайте грамматическую сказку и переведите ее на язык науки. Когда   Морфология   стала   распределять   местоимения   по   разрядам,   она   пригласила   на   Совет короля Словообразование и королеву Лексику. ­ Итак, уважаемые коллеги, я вызываю первую группу местоимений. Наша задача – определить их особенности по значению и формообразованию. Вошли местоимения я, ты, он, мы, вы, они. Не ожидая вопросов, вперед выскочило местоимение я. ­Я! – громко заявило оно. – Я хочу! Я буду! Я могу! ­ Кто это так нескромно ведёт себя? – спросил король Словообразование. ­Я, я, – ответило оно. ­ Помолчи, пожалуйста, и подожди, когда тебя спросят, велела Морфология. – Иначе ты займешь последнее место среди местоимений своего разряда. ­ Вместо какой части речи употребляется это местоимение и на что указывает? – задала первый вопрос Лексика. ­ Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо имен существительных и указывают на лицо. Местоимение я – на лицо говорящего, ты – на того, с кем говорят, он – на того, кто не участвует в разговоре. Мы, вы, они – соответственно, но о нескольких лицах. ­ Если о лицах, тогда назовем их личными, предложила Лексика. ­ А какими морфологическими признаками мы будем обладать? – вежливо спросило местоимение мы. ­   Я   думаю,   ­   сказала   Морфология,   что   мы   сохраним   за   вами   некоторые   особенности   имен существительных. Например, изменение по падежам, по числам. ­ Я хочу иметь род! – опять не выдержало местоимение я. ­ И мы хотим, ­ хором поддержали его местоимения  ты, мы, вы, они.  Только местоимение  он промолчало. Король Словообразование грозно взглянул на расшумевшихся и промолвил: ­ Я считаю, что мы должны наказать выскочку, ­ местоимение я. Пусть в косвенных падежах оно будет иметь другую основу. ­ Я согласна, ­ поддержала Морфология, ­ но к этому мне хочется добавить, что по родам будет изменяться только скромное местоимение он. ­ Кроме того, местоимения он, они в знак отличия получат букву н, когда будут употребляться с предлогами, ­ добавил король Словообразование. ­ Что вы узнали о личных местоимениях из этой сказки? ­ Как изменяются личные местоимения? ­ Какое личное местоимение изменяется по родам? ­ А какое местоимение в косвенных падежах будет иметь другую основу? ­ К каким местоимениям при употреблении с предлогами будет добавляться буква н? 2. Чтение теоретического материала  § 55 IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1. Упр. 761, вставьте личные местоимения (устно). Докажите, что данный текст – повествование. 2. Определи лицо и падеж личных местоимений. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь­то успокою.                        (А.Пушкин) __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ 3. Вставь возвратное местоимение себя в нужном падеже. Я беру эту книгу не для _________, а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на __________. Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя ___________. Подруга позвала меня к ___________ заниматься. Приучите _________ к аккуратности. Приглашенный на литературный вечер писатель рассказал о ____________ много интересного. 4. Замени выделенные слова и словосочетания фразеологизмом с местоимением себя. (______________________________). Этот человек хитрый и скрытный (_____________________________). Все устроилось без особых усилий опомнился (____________________________)   после   того,   как   упал   с   лошади.   Читай   молча   (не   вслух) (_____________________). выглядит (________________________________).   Наездник мальчик болезни После   не   скоро   плохо             Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож. 5. Культура речи. Говори правильно! Грущу по вас Тоскуешь по нас, Скучает по вас Составьте предложения с этими оборотами. 6. Упр. 769, исправьте ошибки в употреблении местоимений. 7. Ответьте на шуточные вопросы. 1. Какие три местоимения самые чистые? (вы­мы­ты) 2. Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (я­мы) 3. Какое местоимение требует чистоты? (мой) 4. В каком личном местоимении два звука, но одна буква? (я) 5. Какое личное местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (оно) 6. За какое личное местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получился лесной зверек? (за­я­ц) V. Этап информации о домашнем задании § 55, 56 упр. 764, 772 Напишите грамматическую сказку по данному началу (упр. 768) VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексии

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс

Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018