Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.05.2018
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений.
Цели:
- дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимений как средства связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений; формировать умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения;
- способствовать развитию внимания и памяти;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Синтаксическая пятиминутка.
Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
- Найдите и подчеркните местоимения как члены предложения.
- Вместо какого слова и для чего употреблено во втором предложении местоимение в нем? (чтобы избежать повторения слова язык)
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Послушайте рассказ Вини-Пуха
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом.
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им, что, когда
И почему, и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему, И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов
Я добавлял то "ax", то "эх",
И "так сказать ", и "будь здоров ",
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё!»
(перевод Б.Заходера)
- Понятен вам рассказ Вини-Пуха? Почему? (рассказ непонятен потому, что Винни-Пух использует в основном местоимения, а местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, но не называют их)
2. Чтение теоретического материала § 54
3. Упр. 756. Почему местоимение назвали местоимением.
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1. Найди в тексте местоимения и подчеркни их.
Но Каштанка ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила.
2. Найди начальную форму каждого местоимения.
К ней ________ , вас _________, нами ________, о них _________, ей _________, с ними _________, нас ________, его _________, вами __________, мне _________, тобой ___________, к нему ____________, мной __________, для них ______________.
3. Упр. 757, выразительное чтение стихотворения. Выписать местоимения, определить их разряд.
4. Запишите текст, заменив повторяющиеся слова местоимениями.
Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот промахнулся.
5. Культура речи. Измените предложения так, чтобы устранить неточности в их понимании.
1. Девочка неожиданно увидела маму. Она была очень рада.
2. Завтра Катя пойдет встречать бабушку. Она будет в белом платье.
3. Отец велел сыну налить себе воды.
4. Бабушка попросили Петю отнести вещи в свою комнату.
V. Этап информации о домашнем задании
§ 54, упр. 759
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексии
Личные местоимения. Возвратное местоимение.
Цели:
- познакомить с личными местоимениями и особенностями их склонения; формировать умение правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; дать понятие о лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя;
- развивать творческие способности учащихся (умение сочинять сказку);
- формировать позитивное отношение к миру.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Отгадайте загадку, выпишите местоимения.
Утром – так заведено –
Разомкнешь ресниц…,
И к тебе войдет ОНО
Розовой жар-птицей.
А ст…мне..т – ОН пр…дет,
Тон…нький, смущенный,
Он на ц…почках войдет
Долькою лимон…ой.
Срок прош…л – плывет ОНА
В пел…не тумана.
Кругл…лица и грус…на,
Будто (Н..)смеяна.
- Какие личные местоимения вам встретились?
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Прочитайте грамматическую сказку и переведите ее на язык науки.
Когда Морфология стала распределять местоимения по разрядам, она пригласила на Совет короля Словообразование и королеву Лексику.
- Итак, уважаемые коллеги, я вызываю первую группу местоимений. Наша задача – определить их особенности по значению и формообразованию. Вошли местоимения я, ты, он, мы, вы, они. Не ожидая вопросов, вперед выскочило местоимение я.
-Я! – громко заявило оно. – Я хочу! Я буду! Я могу!
- Кто это так нескромно ведёт себя? – спросил король Словообразование.
-Я, я, – ответило оно.
- Помолчи, пожалуйста, и подожди, когда тебя спросят, велела Морфология. – Иначе ты займешь последнее место среди местоимений своего разряда.
- Вместо какой части речи употребляется это местоимение и на что указывает? – задала первый вопрос Лексика.
- Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо имен существительных и указывают на лицо. Местоимение я – на лицо говорящего, ты – на того, с кем говорят, он – на того, кто не участвует в разговоре. Мы, вы, они – соответственно, но о нескольких лицах.
- Если о лицах, тогда назовем их личными, предложила Лексика.
- А какими морфологическими признаками мы будем обладать? – вежливо спросило местоимение мы.
- Я думаю, - сказала Морфология, что мы сохраним за вами некоторые особенности имен существительных. Например, изменение по падежам, по числам.
- Я хочу иметь род! – опять не выдержало местоимение я.
- И мы хотим, - хором поддержали его местоимения ты, мы, вы, они. Только местоимение он промолчало.
Король Словообразование грозно взглянул на расшумевшихся и промолвил:
- Я считаю, что мы должны наказать выскочку, - местоимение я. Пусть в косвенных падежах оно будет иметь другую основу.
- Я согласна, - поддержала Морфология, - но к этому мне хочется добавить, что по родам будет изменяться только скромное местоимение он.
- Кроме того, местоимения он, они в знак отличия получат букву н, когда будут употребляться с предлогами, - добавил король Словообразование.
- Что вы узнали о личных местоимениях из этой сказки?
- Как изменяются личные местоимения?
- Какое личное местоимение изменяется по родам?
- А какое местоимение в косвенных падежах будет иметь другую основу?
- К каким местоимениям при употреблении с предлогами будет добавляться буква н?
2. Чтение теоретического материала § 55
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1. Упр. 761, вставьте личные местоимения (устно). Докажите, что данный текст – повествование.
2. Определи лицо и падеж личных местоимений.
Ах ты, мерзкое стекло! __________________________
Это врешь ты мне назло. __________________________
Как тягаться ей со мною? __________________________
Я в ней дурь-то успокою. __________________________
(А.Пушкин)
3. Вставь возвратное местоимение себя в нужном падеже.
Я беру эту книгу не для _________, а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на __________. Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя ___________. Подруга позвала меня к ___________ заниматься. Приучите _________ к аккуратности. Приглашенный на литературный вечер писатель рассказал о ____________ много интересного.
4. Замени выделенные слова и словосочетания фразеологизмом с местоимением себя.
Этот человек хитрый и скрытный (_____________________________). Все устроилось без особых усилий (______________________________). Наездник не скоро опомнился (____________________________) после того, как упал с лошади. Читай молча (не вслух) (_____________________). После болезни мальчик плохо выглядит (________________________________).
Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож.
5. Культура речи. Говори правильно!
Грущу по вас
Тоскуешь по нас,
Скучает по вас
Составьте предложения с этими оборотами.
6. Упр. 769, исправьте ошибки в употреблении местоимений.
7. Ответьте на шуточные вопросы.
1. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
2. Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (я-мы)
3. Какое местоимение требует чистоты? (мой)
4. В каком личном местоимении два звука, но одна буква? (я)
5. Какое личное местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (оно)
6. За какое личное местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получился лесной зверек? (за-я-ц)
V. Этап информации о домашнем задании
§ 55, 56 упр. 764, 772
Напишите грамматическую сказку по данному началу (упр. 768)
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексииОбщее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Местоимение Word Document.docx
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений.
Цели:
дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимений как средства связи предложений в
тексте, о синтаксической функции местоимений; формировать умение находить местоимения в речи,
определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения;
способствовать развитию внимания и памяти;
воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
I. Организационный этап
II. Актуализация
Синтаксическая пятиминутка.
Ход урока
Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его
звучность, богатство слов и выражений.
Найдите и подчеркните местоимения как члены предложения.
Вместо какого слова и для чего употреблено во втором предложении местоимение в нем? (чтобы
избежать повторения слова язык)
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Послушайте рассказ ВиниПуха
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом.
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им, что, когда
И почему, и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов
Я добавлял то "ax", то "эх",
И "так сказать ", и "будь здоров ",
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Коекто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё!»
(перевод Б.Заходера)
Понятен вам рассказ ВиниПуха? Почему? (рассказ непонятен потому, что ВинниПух использует в
основном местоимения, а местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества,
но не называют их)
2. Чтение теоретического материала § 54
3. Упр. 756. Почему местоимение назвали местоимением.
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1. Найди в тексте местоимения и подчеркни их.
Но Каштанка ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил
ее спину и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь
щелкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила. 2. Найди начальную форму каждого местоимения.
К ней ________ , вас _________, нами ________, о них _________, ей _________, с ними
_________, нас ________, его _________, вами __________, мне _________, тобой ___________, к нему
____________, мной __________, для них ______________.
3. Упр. 757, выразительное чтение стихотворения. Выписать местоимения, определить их разряд.
4. Запишите текст, заменив повторяющиеся слова местоимениями.
Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое
брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было
весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот
промахнулся.
5. Культура речи. Измените предложения так, чтобы устранить неточности в их понимании.
1. Девочка неожиданно увидела маму. Она была очень рада.
2. Завтра Катя пойдет встречать бабушку. Она будет в белом платье.
3. Отец велел сыну налить себе воды.
4. Бабушка попросили Петю отнести вещи в свою комнату.
V. Этап информации о домашнем задании
§ 54, упр. 759
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексии Личные местоимения. Возвратное местоимение.
Цели:
познакомить с личными местоимениями и особенностями их склонения; формировать умение правильно
употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами; дать понятие о
лексическом значении и особенностях склонения местоимения себя;
развивать творческие способности учащихся (умение сочинять сказку);
формировать позитивное отношение к миру.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
I. Организационный этап
II. Актуализация
Запишите, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Отгадайте загадку,
выпишите местоимения.
Ход урока
Утром – так заведено –
Разомкнешь ресниц…,
И к тебе войдет ОНО
Розовой жарптицей.
А ст…мне..т – ОН пр…дет,
Тон…нький, смущенный,
Он на ц…почках войдет
Долькою лимон…ой.
Срок прош…л – плывет ОНА
В пел…не тумана.
Кругл…лица и грус…на,
Будто (Н..)смеяна.
Какие личные местоимения вам встретились?
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Прочитайте грамматическую сказку и переведите ее на язык науки.
Когда Морфология стала распределять местоимения по разрядам, она пригласила на Совет
короля Словообразование и королеву Лексику.
Итак, уважаемые коллеги, я вызываю первую группу местоимений. Наша задача – определить их
особенности по значению и формообразованию. Вошли местоимения я, ты, он, мы, вы, они. Не ожидая
вопросов, вперед выскочило местоимение я.
Я! – громко заявило оно. – Я хочу! Я буду! Я могу!
Кто это так нескромно ведёт себя? – спросил король Словообразование.
Я, я, – ответило оно.
Помолчи, пожалуйста, и подожди, когда тебя спросят, велела Морфология. – Иначе ты займешь
последнее место среди местоимений своего разряда.
Вместо какой части речи употребляется это местоимение и на что указывает? – задала первый
вопрос Лексика.
Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо имен существительных и указывают
на лицо. Местоимение я – на лицо говорящего, ты – на того, с кем говорят, он – на того, кто не участвует
в разговоре. Мы, вы, они – соответственно, но о нескольких лицах.
Если о лицах, тогда назовем их личными, предложила Лексика. А какими морфологическими признаками мы будем обладать? – вежливо спросило местоимение
мы.
Я думаю, сказала Морфология, что мы сохраним за вами некоторые особенности имен
существительных. Например, изменение по падежам, по числам.
Я хочу иметь род! – опять не выдержало местоимение я.
И мы хотим, хором поддержали его местоимения ты, мы, вы, они. Только местоимение он
промолчало.
Король Словообразование грозно взглянул на расшумевшихся и промолвил:
Я считаю, что мы должны наказать выскочку, местоимение я. Пусть в косвенных падежах оно
будет иметь другую основу.
Я согласна, поддержала Морфология, но к этому мне хочется добавить, что по родам будет
изменяться только скромное местоимение он.
Кроме того, местоимения он, они в знак отличия получат букву н, когда будут употребляться с
предлогами, добавил король Словообразование.
Что вы узнали о личных местоимениях из этой сказки?
Как изменяются личные местоимения?
Какое личное местоимение изменяется по родам?
А какое местоимение в косвенных падежах будет иметь другую основу?
К каким местоимениям при употреблении с предлогами будет добавляться буква н?
2. Чтение теоретического материала § 55
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1. Упр. 761, вставьте личные местоимения (устно). Докажите, что данный текст – повествование.
2. Определи лицо и падеж личных местоимений.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурьто успокою.
(А.Пушкин)
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
3. Вставь возвратное местоимение себя в нужном падеже.
Я беру эту книгу не для _________, а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться
на __________. Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя ___________. Подруга позвала меня к
___________ заниматься. Приучите _________ к аккуратности. Приглашенный на литературный вечер
писатель рассказал о ____________ много интересного.
4. Замени выделенные слова и словосочетания фразеологизмом с местоимением себя.
(______________________________).
Этот человек хитрый и скрытный (_____________________________). Все устроилось без особых
усилий
опомнился
(____________________________) после того, как упал с лошади. Читай молча (не вслух)
(_____________________).
выглядит
(________________________________).
Наездник
мальчик
болезни
После
не
скоро
плохо
Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож. 5. Культура речи. Говори правильно!
Грущу по вас
Тоскуешь по нас,
Скучает по вас
Составьте предложения с этими оборотами.
6. Упр. 769, исправьте ошибки в употреблении местоимений.
7. Ответьте на шуточные вопросы.
1. Какие три местоимения самые чистые? (вымыты)
2. Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
3. Какое местоимение требует чистоты? (мой)
4. В каком личном местоимении два звука, но одна буква? (я)
5. Какое личное местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (оно)
6. За какое личное местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получился лесной зверек? (заяц)
V. Этап информации о домашнем задании
§ 55, 56 упр. 764, 772
Напишите грамматическую сказку по данному началу (упр. 768)
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексии
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Общее понятие о местоимении. Разряды местоимений. 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.