Павлов Александр Константинович-
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой общей педагогики МИНПИ, г. Санкт-Петербург
Pavlov Alexander Konstantinovich-
candidate of pedagogical sciences, associate professor,
head of the department of the general pedagogics of MINPI, St. Petersburg
ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КОМЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ALL-METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF KOMETENTNOSTNO-ORIENTIROVANNOY OF DIDACTICS MEANS OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROBLEM AND MODULAR TRAINING
Аннотация: в данной научной статье представлен вариант практической реализации инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения в условиях теоретико-методологической реализации концепции компетентностной дидактики.
Ключевые слова: концепция, инновация, педагогическая технология, общедидактические принципы, компетентностно-ориентированная дидактика, проблемно-модульное обучение.
Summary: the option of implementation of innovative pedagogical technology of problem and modular training in the conditions of teoretiko-methodological implementation of the concept of competence-based didactics is presented in this scientific article.
Keywords: the concept, an innovation, pedagogical technology, the all-didactic principles, the competence-based focused didactics, problem and modular training.
В данной работе мы исходим из того, что предметом компетентностно-ориентированной дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее сопровождение учителем усвоения обучающимися содержания образования. Функции компетентностно-ориентированной дидактики: теоретическая (диагностика и прогнозирование) и практическая (нормативная, инструментальная).
Одним из основополагающих принципов реализации данной концепции является теоретическое и практическое применение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в образовательной практике. Цель – способствовать развитию проблемного мышления обучающихся и педагога.
Проблемно-модульное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемно-модульного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Его рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на таких психолого-педагогических закономерностях, как:
- обучение, в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала;
- тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими знаний.
Каждое из закономерностей раскрывает одну из сторон проблемно-модульного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме данной технологии обучения:
1) создание проблемных ситуаций;
2) обучение учащихся в процессе решения проблем;
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Нами определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия;
2) ёмкое содержание;
3) увлекательная форма;
4) доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особого внимания в нашем случае заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная творческой группой педагогов гимназии № 278 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе - осознания проблемы - обучающиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от обучающихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемно-модульного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемно-модульного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями: 1) актуализации знаний и умений; 2) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3) закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.
В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемно-модульное учебное занятие может проводиться в разных формах. Мы разработали, на наш взгляд, одну из эффективных форм – блоковый проблемно-модульный урок.
Правила моделирования блокового проблемно-модульного урока следующие:
1. При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части.
2. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.
3. Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а) актуализация знаний; б) осознание и осмысление учебной информации; в) закрепление новых знаний.
4. На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.
5. В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.
6. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.
7. Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает учитель.
8. На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если учащиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.
Предлагаем описание модели блокового проблемно-модульного урока, основная цель которого – научить обучающихся раскрывать логику решения проблемных задач, потренировать их в запоминании логики решения проблемной задачи, подготовить школьников к её самостоятельному решению.
Описание модели проблемно-блокового урока
Дата.
Тема.
Цель.
1-й блок урока. Проблемная задача №1. Цель – актуализация знаний и умений учащихся. Учащиеся ищут пути решения проблемной задачи, используя текст проблемной статьи. Учитель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется, важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии по решению задачи. Затем учитель снова предлагает проблемную задачу №1, но поскольку учащиеся уже знают пути решения проблемы, то дидактическая цель предполагает закрепить в памяти учащихся ход решения проблемной задачи, поэтому, проговаривая решение уже известной проблемы, обучающиеся осваивают способ решения проблемной ситуации.
Заканчивая работу над проблемной задаче №1, учитель вместе с учащимися делает вывод, который записывается в рабочей тетради.
2-й блок урока. Проблемная задача №2. Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся повторяется, но в процессе решения задачи учащиеся работают с другим источником информацию. Если в первом случае в качестве источника использовался текст учебника, то при решении второй задачи информация поступает от учителя в устной форме.
3-й блок урока. Проблемная задача №3. Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся снова повторяется, изменяется источник информации: это может быть наблюдение, материал научно-популярной литературы, видеоряд, схематическая или другие виды наглядности.
Обязательное условие успешной самостоятельной работы школьников – обратная связь, которая осуществляется по ходу урока, создаёт условия для осознания логики решения проблемного задания, поскольку в данной модели урока в процессе обратной связи воспроизводится ответ уже решённой проблемной задачи. Следовательно, средние и слабые ученики могут осмыслить и осознать путь решения проблемной задачи и потренировать себя, подготовить к решению нового проблемного задания.
Варианты тренинга обучающихся: 1. Тренинг осуществляется в конце урока, учащиеся выбирают одну из проблемных задач, решённых на уроке, пишут ответ. 2. Ученики решают проблемные задачи, устно восстанавливая в памяти алгоритмы решения. 3. В конце урока учитель проводит тренинг по вариантам. 4. В конце урока проверочная работа. Из задач, решённых на уроке, ученик выбирает две, повторяет варианты решения, работая в парах сменного состава, проговаривает пути решения проблем. 5. Проверочная работа выполняется дома. Учащимся предлагается выбрать одну из задач, решённых на уроке, и записать её решение, затем решить новую проблемную задачу (по выбору).
На следующем уроке, работая в парах сменного состава, учащиеся воспроизводят друг другу алгоритм решения проблемных задач.
Таким образом, технология проблемно-модульного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.
Качественно новый результат - владение новыми способами поиска информации, проблемный уровень мышления.
Следовательно, на основании вышеизложенного, мы делаем заключение, что инновационная педагогическая технология проблемно-модульного обучения является одним из общеметодологических принципов реализации концепции компетентностно-ориентированной дидактики.
Литература:
1. Павлов А.К. Компетентностно-ориентированная дидактика (Краткий курс академических лекций). – Петрозаводск, 2017. – 75 с.
2. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Нар. Образование, 1996. - 93 с.
Literature:
1. Pavlov A.K. The competence-based focused didactics (The Short course of the academic lectures). – Petrozavodsk, 2017. – 75 pages.
2. Choshanov M.A. Flexible technology of problem and modular training: method. grant. M.: Plank beds. Education, 1996. - 93 pages.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.