ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КОМЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

  • docx
  • 24.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КОД ....docx

Павлов Александр Константинович-

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой общей педагогики МИНПИ, г. Санкт-Петербург

Pavlov Alexander Konstantinovich-

candidate of pedagogical sciences, associate professor,

head of the department of the general pedagogics of MINPI, St. Petersburg

ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КОМЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ALL-METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF KOMETENTNOSTNO-ORIENTIROVANNOY OF DIDACTICS MEANS OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROBLEM AND MODULAR TRAINING

     Аннотация: в данной научной статье представлен вариант практической реализации инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения в условиях теоретико-методологической реализации концепции компетентностной дидактики.

     Ключевые слова: концепция, инновация,  педагогическая технология, общедидактические принципы, компетентностно-ориентированная дидактика, проблемно-модульное обучение.

     Summary: the option of implementation of innovative pedagogical technology of problem and modular training in the conditions of teoretiko-methodological implementation of the concept of competence-based didactics is presented in this scientific article.

     Keywords: the concept, an innovation, pedagogical technology, the all-didactic principles, the competence-based focused didactics, problem and modular training.

     В данной работе мы исходим из того, что предметом компетентностно-ориентированной дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее сопровождение учителем усвоения обучающимися содержания образования. Функции компетентностно-ориентированной дидактики: теоретическая (диагностика и прогнозирование) и практическая (нормативная, инструментальная).

     Одним из основополагающих принципов реализации данной концепции является теоретическое и практическое  применение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в образовательной практике. Цель – способствовать развитию проблемного мышления обучающихся и педагога.

     Проблемно-модульное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемно-модульного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Его рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на таких психолого-педагогических закономерностях, как:

- обучение, в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала;

- тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими знаний.

     Каждое из закономерностей раскрывает одну из сторон проблемно-модульного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме данной технологии обучения:

1) создание проблемных ситуаций;

 2) обучение учащихся в процессе решения проблем;

 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний.

     Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Нами определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия;

 2) ёмкое содержание;

3) увлекательная форма;

4) доступный для ученика уровень сложности.

     В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особого внимания в нашем случае  заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная творческой группой педагогов гимназии № 278 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.

     Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

     Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе  - осознания проблемы - обучающиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от обучающихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

     Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемно-модульного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

     Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемно-модульного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями: 1) актуализации знаний и умений; 2) осознания и осмысления блока новой учебной информации; 3) закрепления и систематизации знаний; 4) применения знаний в новой учебной ситуации; 5) проверки уровня усвоения знаний и умений.

     В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемно-модульное учебное занятие может проводиться в разных формах. Мы разработали, на наш взгляд, одну из эффективных форм – блоковый проблемно-модульный урок.

     Правила моделирования блокового проблемно-модульного урока следующие:

1.      При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части.

2.      К каждой логической части конструируется проблемный вопрос.

3.      Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а) актуализация знаний; б) осознание и осмысление учебной информации; в) закрепление новых знаний.

4.      На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи.

5.      В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации.

6.      Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.

7.      Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает учитель.

8.      На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень – оценка «отлично», если учащиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.

     Предлагаем описание модели блокового проблемно-модульного урока, основная цель которого – научить обучающихся раскрывать логику решения проблемных задач, потренировать их в запоминании логики решения проблемной задачи, подготовить школьников к её самостоятельному решению.

Описание модели проблемно-блокового урока

Дата.

Тема.

Цель.

1-й блок урока. Проблемная задача №1. Цель – актуализация знаний и умений учащихся. Учащиеся ищут пути решения проблемной задачи, используя текст проблемной статьи. Учитель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется, важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии по решению задачи. Затем учитель снова предлагает проблемную задачу №1, но поскольку учащиеся уже знают пути решения проблемы, то дидактическая цель предполагает закрепить в памяти учащихся ход решения проблемной задачи, поэтому, проговаривая решение уже известной проблемы, обучающиеся осваивают способ решения проблемной ситуации.

     Заканчивая работу над проблемной задаче №1, учитель вместе с учащимися делает вывод, который записывается в рабочей тетради.

     2-й блок урока. Проблемная задача №2. Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся повторяется, но в процессе решения задачи учащиеся работают с другим источником информацию. Если в первом случае в качестве источника использовался текст учебника, то при решении второй задачи информация поступает от учителя в устной форме.

     3-й блок урока. Проблемная задача №3.  Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся снова повторяется, изменяется источник информации: это может быть наблюдение, материал научно-популярной литературы, видеоряд, схематическая или другие виды наглядности.

     Обязательное условие успешной самостоятельной работы школьников – обратная связь, которая осуществляется по ходу урока, создаёт условия для осознания логики решения проблемного задания, поскольку в данной модели урока в процессе обратной связи воспроизводится ответ уже решённой проблемной задачи. Следовательно, средние и слабые ученики могут осмыслить и осознать путь решения проблемной задачи и потренировать себя, подготовить к решению нового проблемного задания.

Варианты тренинга  обучающихся: 1. Тренинг осуществляется в конце урока, учащиеся выбирают одну из проблемных задач, решённых на уроке, пишут ответ. 2. Ученики решают проблемные задачи, устно восстанавливая в памяти алгоритмы решения. 3. В конце урока учитель проводит тренинг по вариантам. 4. В конце урока проверочная работа. Из задач, решённых на уроке, ученик выбирает две, повторяет варианты решения, работая в парах сменного состава, проговаривает пути решения проблем. 5. Проверочная работа выполняется дома. Учащимся предлагается выбрать одну из задач, решённых на уроке, и записать её решение, затем решить новую проблемную задачу (по выбору).

     На следующем уроке, работая в парах сменного состава, учащиеся воспроизводят друг другу алгоритм решения проблемных задач.

     Таким образом, технология проблемно-модульного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

     Качественно новый результат -  владение новыми способами поиска информации, проблемный уровень мышления.

     Следовательно, на основании вышеизложенного, мы делаем заключение, что инновационная педагогическая технология проблемно-модульного обучения является одним из общеметодологических принципов реализации концепции компетентностно-ориентированной дидактики.

Литература:

1.     Павлов А.К. Компетентностно-ориентированная дидактика (Краткий курс академических лекций). – Петрозаводск, 2017. – 75 с.

2.     Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Нар. Образование, 1996. -  93 с.

Literature:

1. Pavlov A.K. The competence-based focused didactics (The Short course of the academic lectures). – Petrozavodsk, 2017. – 75 pages.

2. Choshanov M.A. Flexible technology of problem and modular training: method. grant. M.: Plank beds. Education, 1996. - 93 pages.