«Общение – основа человеческого бытия.»
Оценка 5

«Общение – основа человеческого бытия.»

Оценка 5
Документация +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
04.03.2019
«Общение – основа человеческого бытия.»
Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
психология общенияКсюша.docx

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

 

 

 

 

 

 

Реферат:

На тему: «Общение – основа человеческого бытия.»

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 Выполнила: Сатыбалова К. М.

                                                                             Курс 2 группа А

                               Руководитель: Балакина Н. В.

                                                             Специальность: 44.02.05

 

 

 

г. Салават, 2016 г.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...3

2. Общение. Классификация общения по способу передачи информации.........................................................................................................4

3. Функции и структура общения……………………………………………5

4. Средства общения. Невербальное общение …………………………..…8

5. Формы коммуникационного действия…………………………………..10

6. Межличностное общение…………………………………………………..11

7. Мотивы общения……………………………………………………………12

8. Заключение......................................................................................................14

9. Список литературы…………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. 


В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:

·        коммуникацию (обмен информацией),

·        интеракцию (обмен действиями)

·        социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Вне общения невозможна человеческая деятельность.

 

Классификация общения по способу передачи информации:

·        Вербальное.

·        Невербальное.

По цели:

·        Деловое и управленческое общение. Направлено на регуляцию и управление рабочими процессами или организацией.

·        Личностное. Общение, сосредоточенное на личностном контакте. Более эмоциональное.

 

Классификация общения:

·        Когнитивное (познавательное, обучающее).

·        Духовное, межличностное. Глубоко эмоциональное общение между людьми.

·        Манипулятивное. Вид общения, в процессе которого человек намеренно добивается от собеседника определенной выгоды.

·        Светское. Общение на принятые темы. Люди не говорят о собственных переживаниях или отношениях. Это формальный контакт.

 

В зависимости от средства общения:

·        Непосредственное (прямое). Личное общение, предполагающее непосредственный контакт и восприятие людьми друг друга.

·        Опосредованное. Общение происходит с использованием специальных предметов, инструментов или средств.

 

Функции общения:

·        коммуникативная (передача информации);

·        инструментальная (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);

·         экспрессивная (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);

·        психотерапевтическая (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека:

·        интегративная (общение выступает как средство объединения людей);

·        социализирующая (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);

·        функция самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности).

 

Классификации сторон общения

 

В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения:

·         коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами;

·         интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);

·         перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:

·         информационно-коммуникативная — приём и передача информации;

·         регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;

·         аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.

Ещё один вариант классификации:

·         инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;

·         синдикативная — сплочение групп;

·         трансляционная функция — передача знаний, оценок;

·         самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.

Функции по целям общения:

  • контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи;
  • информационная — приём и передача сообщений в ответ на запрос;
  • побудительная — целевая стимуляция активности;
  • координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
  • функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
  • эмотивная — обмен эмоциями;
  • функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Структура общения:

·        Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

·        Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

·        Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

 

Средства общения

  • Вербальные (речевые)
  • Паравербальные. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Паралингвистические средства не входят в системуязыка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь. Различают три вида паралингвистических средств:
    • фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-эм-м), мелодика речидиалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
    • кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
    • графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.
  • Невербальные.

 

Невербальное общение

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

 

Средства невербального общения:

  • Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»
  • Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
    • Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
  • Визуальный контакт
  • Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

 

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники?

В учебном пособии «Психология управления» (Самыгин СИ., Столяренко Л. Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997. -С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных типов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, не сдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами.

2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити­ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­ет» от желания спрашивать.

 

Формы коммуникационного действия

Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

  • Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звука или видеозапись, рисунок или схему.

 

Процедура общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.     Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2.     Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.     Ориентировка в личности собеседника.

4.     Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5.     Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6.     Установление контакта

7.     Обмен мнениями, идеями, фактами

8.     Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

9.     Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

 

Межличностное общение

В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления как:

  • бихевиоризм;
  • когнитивизм;
  • психоанализ;
  • ролевая теория;
  • гуманистическая психология.

Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории — ролевые предписания; основная идея гуманистической психологии — способность человека к самосовершенствованию.

Мотивы общения

Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других).

Внешний облик человека.


Внешний вид - то, как люди видят и воспринимают внешность другого человека. Это важная часть невербального общения (Невербальное общение - вид общения без использования слов).

Оценка восприятия внешнего вида зависит от характеристик:

- опрятность и чистота;

- свобода и естественность поведения;

- грамотная речь;

- достойные манеры;

- спокойная реакция на похвалу и критику;

- харизма.

Понятие толерантности.


Понятие толерантности и её характеристика. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения «tolerantia» - терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. 

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культуры, национальности, религиозной или социальной среды. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаков открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкретности.

Какого человека можно назвать толерантным. В психологии рассмотрели основные черты толерантных и интолерантных людей. Толерантные люди:

1. Знание себя: Адекватно оценивают себя и окружающих. Замечают у себя только достоинства, Способен относиться к себе критически, обвиняют других в их недостатках. старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.

2. Защищённость: Уверен в себе, не сомневается, что опасается своего социального окружения справится с любой возникшей задачей. Это и самого себя: во всём видит угрозу. важное условие для формирования толерантной личности.

3. Ответственность: Не перекладывает ответственность на считает, что происходящие события от других, сам отвечает за свои поступки. него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.

4. Потребность в определении: Сами стремятся к творчеству, работе, Склонен отодвигать себя на второй план самореализации. («пусть кто-нибудь другой, только не Я»)

 

 

 

 

 

 

Заключение

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.
  • Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с. — (Учебник нового века). — 7000 экз. — ISBN 5-8046-0173-3.
  • Леви В. Л. Искусство быть другим — СПб. : Питер, 1993. — 191 с. : ил. — (Искусство быть; кн. 1). — ISBN 5-7190-0006-2.
  • Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 157-159.
  • Смирнов И. или об экстремальных техниках сближения/дистанцирования в коммуникативном акте // Смирнов И. П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. СПб., 2006. С. 87-108.
  • «Психология управления» (Самыгин СИ., Столяренко Л. Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997. -С. 363-367)

 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Республики

Министерство образования Республики

Содержание 1. Введение ……………………………………………………………………

Содержание 1. Введение ……………………………………………………………………

Введение Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия

Введение Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя…

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя…

Функции общения: · коммуникативная (передача информации); · инструментальная (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т

Функции общения: · коммуникативная (передача информации); · инструментальная (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т

Функции по целям общения: контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи; информационная — приём и передача сообщений…

Функции по целям общения: контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи; информационная — приём и передача сообщений…

Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями

Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями

Средства общения Вербальные (речевые)

Средства общения Вербальные (речевые)

Средства невербального общения :

Средства невербального общения :

Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор

Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор

Процедура общения В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1

Процедура общения В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1

Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории —…

Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории —…

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми…

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми…

Заключение По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения - пользоваться различными средствами общения

Заключение По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения - пользоваться различными средствами общения

Список литературы Выготский

Список литературы Выготский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019