Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Салаватский колледж образования и профессиональных технологий
Реферат:
На тему: «Общение – основа человеческого бытия.»
Выполнила: Сатыбалова К. М.
Курс 2 группа А
Руководитель: Балакина Н. В.
Специальность: 44.02.05
г. Салават, 2016 г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Общение. Классификация общения по способу передачи информации.........................................................................................................4
3. Функции и структура общения……………………………………………5
4. Средства общения. Невербальное общение …………………………..…8
5. Формы коммуникационного действия…………………………………..10
6. Межличностное общение…………………………………………………..11
7. Мотивы общения……………………………………………………………12
8. Заключение......................................................................................................14
9. Список литературы…………………………………………………………15
Введение
Между общением и деятельностью, как видами
человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является
обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например,
формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное
влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как
взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.
В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические
формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации
могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения
многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и
результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом,
чувствами, настроениями.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:
· коммуникацию (обмен информацией),
· интеракцию (обмен действиями)
· социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Классификация общения по способу передачи информации:
· Вербальное.
· Невербальное.
По цели:
· Деловое и управленческое общение. Направлено на регуляцию и управление рабочими процессами или организацией.
· Личностное. Общение, сосредоточенное на личностном контакте. Более эмоциональное.
Классификация общения:
· Когнитивное (познавательное, обучающее).
· Духовное, межличностное. Глубоко эмоциональное общение между людьми.
· Манипулятивное. Вид общения, в процессе которого человек намеренно добивается от собеседника определенной выгоды.
· Светское. Общение на принятые темы. Люди не говорят о собственных переживаниях или отношениях. Это формальный контакт.
В зависимости от средства общения:
· Непосредственное (прямое). Личное общение, предполагающее непосредственный контакт и восприятие людьми друг друга.
· Опосредованное. Общение происходит с использованием специальных предметов, инструментов или средств.
Функции общения:
· коммуникативная (передача информации);
· инструментальная (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
· экспрессивная (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
· психотерапевтическая (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека:
· интегративная (общение выступает как средство объединения людей);
· социализирующая (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
· функция самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности).
Классификации сторон общения
В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения:
· коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами;
· интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);
· перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:
· информационно-коммуникативная — приём и передача информации;
· регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;
· аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.
Ещё один вариант классификации:
· инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;
· синдикативная — сплочение групп;
· трансляционная функция — передача знаний, оценок;
· самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.
Функции по целям общения:
Структура общения:
· Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
· Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
· Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Виды общения
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
Средства общения
Невербальное общение
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Средства невербального общения:
Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники?
В учебном пособии «Психология управления» (Самыгин СИ., Столяренко Л. Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997. -С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных типов» собеседников.
1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы беседы, нетерпелив, не сдержан. Своей позицией смущает собеседников и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргументами.
2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседником. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотрудничеству.
3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.
4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно прерывает беседу.
5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни показаться смешным или глупым.
6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.
7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема беседы его не интересуют.
8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой критики. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.
9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгорает» от желания спрашивать.
Формы коммуникационного действия
Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:
Процедура общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Установление контакта
7. Обмен мнениями, идеями, фактами
8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.
Межличностное общение
В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления как:
Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории — ролевые предписания; основная идея гуманистической психологии — способность человека к самосовершенствованию.
Мотивы общения
Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других).
Внешний облик человека.
Внешний вид - то, как люди видят и воспринимают
внешность другого человека. Это важная часть невербального общения
(Невербальное общение - вид общения без использования слов).
Оценка восприятия внешнего вида зависит от характеристик:
- опрятность и чистота;
- свобода и естественность поведения;
- грамотная речь;
- достойные манеры;
- спокойная реакция на похвалу и критику;
- харизма.
Понятие толерантности.
Понятие толерантности и её характеристика. В краткой философской энциклопедии
это слово латинского происхождения «tolerantia» - терпение – терпимость к иного
рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантность – это активная нравственная позиция и
психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между
этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми
другой культуры, национальности, религиозной или социальной среды.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и
религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих
собственных позиций, признаков открытого для всех идейного течения, которое не
боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкретности.
Какого человека можно назвать толерантным. В психологии рассмотрели основные черты толерантных и интолерантных людей. Толерантные люди:
1. Знание себя: Адекватно оценивают себя и окружающих. Замечают у себя только достоинства, Способен относиться к себе критически, обвиняют других в их недостатках. старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
2. Защищённость: Уверен в себе, не сомневается, что опасается своего социального окружения справится с любой возникшей задачей. Это и самого себя: во всём видит угрозу. важное условие для формирования толерантной личности.
3. Ответственность: Не перекладывает ответственность на считает, что происходящие события от других, сам отвечает за свои поступки. него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят.
4. Потребность в определении: Сами стремятся к творчеству, работе, Склонен отодвигать себя на второй план самореализации. («пусть кто-нибудь другой, только не Я»)
Заключение
По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).
Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
Список литературы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.