Содержание
1. Пояснительная записка |
3 |
2. Содержание общеразвивающей программы |
12 |
2.1. Учебно-тематический план |
12 |
2.2. Содержание программы |
13 |
3. Организационно-педагогические условия |
21 |
3.1. Условия реализации программы |
21 |
3.2. Формы аттестации и оценочные материалы |
23 |
4. Литература |
25 |
Театр – это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Основанием для проектирования и реализации данной общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Программа составлена с учетом устава и образовательной программы МАОУ СОШ №2;
Актуальность программы заключается в том, что школьный театр позволяет реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.
Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции, развить память, мышление, речь, работать над пластикой движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А также, одной из самых важностей потребностей детей является потребность во взаимодействии со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия их различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Отличительные особенности: программа личностно ориентирована и составлена с учетом возможности самостоятельного выбора обучающимся наиболее интересного объекта работы, приемлемого для него.
Адресат программы: дети обоих полов 10-15 лет. Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет 10 - 15 человек. Набор обучающихся в объединение – свободный. Наличие какой - либо специальной подготовки не требуется. Срок реализации и объем программы: данная программа рассчитана на 1 учебный год, 140 учебных часов в год. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ №2 (зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций), Особенности организации образовательного процесса по программе: Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Форма обучения – очная.
Программа стартового уровня: используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность содержания программы.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуальная, сочетание индивидуальной с групповыми. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы театра и театрального искусства.
Перечень видов занятий: беседа, групповые упражнения и занятия, практическое занятие, мастер – класс, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: В ходе реализации данной образовательной программы создается объективная картина таланта или отсутствие его у каждого занимающегося. В соответствии с этим учащиеся формируются в команду, которая принимает участие в театральных постановках, конкурсах районного масштаба.
· Контрольные занятия по проверке усвоения материала, опрос учащихся по пройденному материалу;
· Контроль соблюдения техники безопасности;
· Тестирование на знание теоретического материала;
· Самостоятельные задания для каждого обучающегося;
· Открытые занятия для родителей;
· Выступление перед школьным сообществом, родителями, жителями села;
· Участие в районных, городских конкурсах;
Цель - развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Задачи:
обучающие:
1. Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую, сценическую речь, эффективное общение и речевую выразительность.
2. Создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
3. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
4. Формировать художественно - эстетический вкус, создать положительный эмоциональный настрой.
развивающие:
1. Развивать внутреннюю (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
2. Развивать познавательный интерес через расширение представлений о видах театрального искусства.
3. Развивать ритмопластику.
воспитательные:
1. Воспитать понимание дружного сплоченного коллектива.
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Прививать любовь и устойчивый интерес к театру, литературе, художественному слову.
4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни. Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к посещению театров и проведению совместных мероприятий и праздников.
Предполагаемые результаты реализации по данной программе можно оценить по трём уровням:
Результаты первого уровня (Приобретение учащимся социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия): учащийся может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у учащихся будут сформированы
Предметные результаты:
· выразительно читать и правильно интонировать;
· различать произведения по жанру;
· читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
· освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
· использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
· использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
· ориентироваться в сценическом пространстве;
· выполнять простые действия на сцене;
· взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
· произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
· создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
· понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
· планирование своих действий на отдельных этапах работы;
· осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
· анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога
· позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
· развить интерес к театральному искусству;
· освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
· сформировать представления о театральных профессиях;
· освоить правила проведения рефлексии;
· строить логическое рассуждение и делать вывод;
· выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
· организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
· на основе согласования позиций и учета интересов;
· формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
Личностные результаты
будут сформированы:
· умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной
· задачи и правильность ее выполнения;
· приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного
· отношения к собственным поступкам;
· способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
· стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
· предварительный – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
· промежуточный – праздники, соревнования, выполнение творческих заданий, конкурсы, проводимые в центре детского творчества;
· итоговый – открытые занятия, театрализованные представления, спектакли, праздничные мероприятия.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театрализованное представление. При анализе уровня усвоения программного материала учащимся рекомендуется использовать карты достижений учащихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
· высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, имеет высокие достижения (победитель или лауреат всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
· средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах, конкурсах, праздничных мероприятиях и др. на уровне Дома детского творчества, поселка.
· низкий – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
№ |
Наименования темы |
Количество занятий |
Форма аттестации/ ко нтроль |
||
Обще е |
Теория |
Практик а |
|||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
Беседа, игра, инструктаж. |
2. |
Азбука театра. |
3 |
2 |
- |
Беседа, игры, тестирование. |
3. |
Театральное закулисье. |
2 |
1 |
1 |
Экскурсия, творческое задание. |
4. |
Посещение театра. |
6 |
4 |
2 |
Просмотр спектакля, написание эссе. |
5. |
Сценическая речь. Культура и техника речи. |
14 |
2 |
12 |
Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий. |
6. |
Художественное чтение. |
10 |
1 |
9 |
Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий. |
7. |
Основы актерской грамоты. |
20 |
10 |
10 |
Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий. |
8. |
Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры. |
24 |
4 |
20 |
Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий. |
9. |
Ритмопластика. Сценическое движение. |
24 |
2 |
22 |
Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий. |
10. |
Актерский практикум. Работа над постановкой. |
30 |
3 |
27 |
Наблюдение, выполнение творческих заданий. |
11. |
Итоговая аттестация. |
4 |
|
4 |
Творческий отчет. |
Всего занятий |
140 |
30 |
110 |
|
2.2. Содержание программы
Кабинет: «Зона формирования цифровых и гуманитарных компетенций» центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
ноутбук – 1 шт.;
проектор – 1шт.;
колонки – 1шт.;
рабочее место педагога: стол, стул, компьютер, программное обеспечение; рабочие места (парта двухместная, стул) – 6 шт.;
рабочие места (парта одноместная, стул) – 6 шт.;
система хранения (шкаф) – 1шт.
Информационное обеспечение: использование собственного презентативного материала, видеороликов.
Учебно-методический комплекс: тематические подборки наглядных материалов (игрушки, модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.); подборка литературно- художественного материала (загадки, рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы); подборка заданий развивающего и творческого характера по темам; разработки теоретических и практических занятий, инструкции (чертежи) для конструирования.
Кадровое обеспечение: для реализации программы необходим 1 педагог с квалификацией «педагог дополнительного образования» или «учитель технологии», обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области 3D моделирования. Уровень образования – среднее профессиональное, высшее образование (бакалавриат/ специалитет / магистратура).
Методическое обеспечение. Обучение по программе проходит в виде теоретических занятий, на которых обучающимся дается новый материал, практических занятий, необходимых для закрепления пройденного материала, выполнения типовых и самостоятельных заданий; а также в виде комбинированных занятий, на которых объясняется новый теоретический материал и закрепляется на практике во второй части занятий. Теоретическая часть проходит в виде лекций, практическая часть – закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при выполнении итоговой практической работы.
Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
- инструктажи, беседы, разъяснения;
- наглядный (фото и видеоматериалы, спектакль);
- практическая работа;
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);
- познавательные задачи, обсуждение, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.;
- метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение).
Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность, а также следующие формы работы с обучающимися:
- занятия, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;
- конкурсы как местные, так и выездные.
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы организации учебного процесса можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические, репродуктивные, частично- поисковые, проблемные, исследовательские.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
· учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
· вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
· формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Дополнительная общеразвивающая программа может быть вариативной, так как педагог может сам менять соотношение пропорций разделов как для всего коллектива, так и для каждого обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки, знания, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приему и передаче информации;
- координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
- персептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности. Итоги работ (промежуточные, итоговые) обучающихся подводятся в течении учебного года.
3.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, мини спектаклей, проведения школьного мероприятия.
4. Литература, интернет-ресурсы для подготовки занятий
Литература для педагога и родителей:
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу вмир искусства». – М.: «Искусство», 1996.
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008.
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык», 2012.
5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык»,1990.
6. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939.
7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993.
8. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966.
9. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол», 1994.
10. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992.
11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974.
12. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019.
13. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е __________изд., – СПб: «Планета музыки», 2019.
14. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977.
15. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.
16. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены). –М.: «Просвещение», 1981.
17. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
18. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». –
М.: «Просвещение», 1995.
19. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. –
М.: «Просвещение», 1983.
20. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер. – М.: Советская Россия, 1983.
21. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». –М.: «Просвещение», 1995.
22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019.
23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989.
24. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001.
25. Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.: «Просвещение», 2012.
26. Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос:
Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2016.
27. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2020.
28. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.
29. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие /Под ред. М.П. Семакова. – 6-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2014.
Литература для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986.
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990.
3. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. /Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993.
5. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002.
6. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982.
7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, – III-е издание. – М.: ВТО, 1970.
8. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – Л.: Лениздат, 1991.
9. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984.
10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997.
11. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
12. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002.
13. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2-3: Работа актера над собой. – М., 1945 - 1955г.; т. 4.: Период воплощения. Оправдание текста. – М.: «Искусство», 1957.
Электронные образовательные ресурсы
1. Артикуляционная гимнастика. Инфопедия для углубления знаний: [Электронный ресурс]. URL: http://infopedia.su/ (Дата обращения: 28.08.2018).
2. Основы дикции, сценическая речь. Творческая площадка «Твоя сцена»: [Электронный ресурс]. URL: http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79 (Дата обращения: 28.08.2018).
3. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
4. Подготовка публичных выступлений в разных жанрах: [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).
5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).
6.Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml
7.Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
8. Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
9. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
10. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
11. Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.