Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)
Оценка 4.9

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
экология
Детсад
13.08.2019
Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)
Целью данной программы является развитие у дошкольников экологической грамотности, воспитание личности осмысляющей взаимодействие природных объектов и биосферу как часть единого процесса развития окружающей среды. Задачи программы: 1. Формирование системы экологических знаний; 2. Развитие познавательного интереса к миру природы; 3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально- положительного отношения к природе; 4. Привитие навыков правильного взаимодействия с природой; 5. Самореализация ребенка, через предоставление ему возможности заниматься любимым делом; 6. Эстетическое развитие. Решение этих задач направлено на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
экология для маленьких 2.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Утверждена : Методическим советом СЮН Протокол №______ От__________________20__ Экология для маленьких Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Составитель: Штыкова Нина Георгиевна Педагог дополнительного образования Краснотурьинск 2018 год Пояснительная записка. Возраст ребенка младшего дошкольного возраста – возраст исследователя. Ребенок уже не только задает вопросы, но и сам путем экспериментов и наблюдений познает мир. Он смотрит на мир раскрытыми глазами и жадно впитывает в себя всю информацию о нем. Вот почему так важно, чтобы те знания, которые накапливаются в ребенке, были объективными, правильными и разнообразными. Знакомство с окружающим миром и экологическое воспитание в системе образовательного пространства школы происходит на уроках «Окружающего мира». Но не всегда в школе возможно организовать непосредственное общение детей с животными, многообразным миром растений и дать возможность взаимодействовать с ними, проявлять заботу о них. И хотя общение с миром природы ограничено, нам вряд ли можно встретить ребенка, не испытывающего восторга перед зверями и птицами. В современном мире и у нас в России действуют законы об охране животного и растительного мира нашей планеты. Для реализации этих законов требуется широкое развитие экологического образования населения. Для сохранения всего разнообразия фауны нашей планеты необходимо принятие безотлагательных мер. Отсюда вытекает необходимость широкой пропаганды знаний о животном мире Земли. Поэтому целью данной программы является развитие экологической грамотности личности, осмысляющей взаимодействие природных объектов и биосферу как часть единого процесса развития окружающей среды. отношения к природе; 1. Формирование системы экологических знаний; 2. Развитие познавательного интереса к миру природы; 3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально- положительного 4. Привитие навыков правильного взаимодействия с природой; 5. Самореализация ребенка, через предоставление ему возможности 6. Эстетическое развитие. заниматься любимым делом; Решение этих задач направлено на становление у детей научно- практически-деятельного Для достижения цели можно использовать следующие педагогические познавательного, отношения к окружающей среде и к своему здоровью. средства: эмоционально-нравственного,  Тематические беседы, наблюдения;  Система развивающих игр: игровые ситуации, дидактические игры, Задачи программы: театрализованные игры, подвижные спортивные игры;  Тематические чтения художественной литературы,  документальных, художественных и мультфильмов; Экскурсии по городу, в лесопарковую зону, в музеи и на выставки, в живой уголок СЮН; просмотры  Наблюдения и экспериментальная деятельность;  Участие в природоохранных мероприятиях;  Творческие работы. Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся 2-3 классов относится к области естественных дисциплин и является дополнением к общеобразовательной программе. На занятиях учащиеся знакомятся и закрепляют знания о расположении континентов на карте, природными особенностями климатических зон, характерных представителях животного и растительного мира различных географических областей, боле подробно изучают жизнь животных и растений, знакомятся с природоохранной деятельностью человека. В программу включены темы о природе родного края. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии с географией, экологии и истории. Контроль знаний осуществляется в форме тестов, опросов, тематических игр, конкурсов, «круглых столов»,. В течении всего периода обучения по программе ребята составляют свой «экологический журнал», куда помещают дополнительный материал по наиболее интересной для каждого теме (собственные сочинения, статьи, фото и иллюстрации). Обучение детей по данной программе, углубляет и расширяет те знания, которые ученики получают на занятиях в школе. В результате освоения детьми предложенного курса повышается уровень их экологической культуры, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе, на основе расширения и развития его интеллектуально – эмоциональной сферы. Учебно – тематический план. тема Первый год обучения Итого Теори кол.ча я с Практи кол.час ка 1 2 3 4 5 6 Введение Домашние животные Соседи по планете 1. Насекомые 2. Пресмыкающиеся 3. Рыбы 4. Птицы 5. Млекопитающие Уральский лес 1. Введение 2. Птицы 3. Растения 4. Животные 5. Полезные ископаемые 6. Водоемы. Реки родного города. Природоохранная деятельность человека Итоговое занятие. ИТОГО Второй год обучения Введение Уникальная планета 1 2 3 Многоликие материки 1. Евразия. «Материк зеленой тайги». 2. Австралия «Зеленый континент». 3. Америка Северная и Южная. 4. Африка «Солнечный континент» 5. Антарктида. «Там, где всегда лед» Водный мир 4 5 Животные приспосабливаются 1. Экологическая ниша 2. Миграции 3. Защита и нападение 4. Горячо – холодно 5. Зимняя спячка 6. Рекордсмены в мире животных 6 Природоохранная деятельность человека 1 4 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 6 2 28 1 2 2 1 2 2 1 3 1 1 1 1 1 1 7 3 8 1 1 2 2 2 4 2 2 3 1 2 12 3 54 1 2 2 1 2 2 1 6 1 1 1 1 1 1 15 4 12 2 2 3 3 3 5 3 4 5 2 3 18 5 72 2 4 4 2 4 4 2 9 2 2 2 2 2 2 22 7 Итоговое занятие ИТОГО 3 4 7 72 Содержание курса. Первый год обучения. 1 Введение. Разнообразие животного и растительного мира на планете Земля. Взаимодействие животных и растений населяющие различные экосистемы. Правила техники безопасности на занятиях и экскурсиях. Практическая работа:  Экскурсия в лесопарковую зону города  Просмотр видеофильма «Голубая планета»  Входящая аттестация игра – тест с мячом «назови кто живет – растет в ….» 2 Домашние животные История и причины одомашнивания животных. Определение «домашние животные», «дикие животные». Домашние животных в современном обществе. Условия содержания и использования. Законы о домашних животных. Сельскохозяйственные животные России. Домашние животные других стран. Необходимость их использования. Овцы, коровы, домашние птицы, собаки, кошки. Слоны, верблюды. Экзотические домашние животные. Условия содержания и ответственность хозяина. Практическая работа:  Экскурсия в живой уголок  Заполнение странички «Экологического журнала»  Познавательно – развлекательный урок «Мой домашний друг»  Конкурс рисунков и рассказов о домашних питомцах  Просмотр мультфильма «Кот, который гулял сам по себе»  Создание мини репортажа по содержанию животных дома. «Я за тебя в ответе» 3 Соседи по планете Классификация животного мира. Понятие царства. Признаки классов: Насекомые. Бабочки. Пчелы. Муравьи. Палочники. Пресмыкающиеся. Лягушки. Ящерицы. Змеи. Рыбы. Барбусы. Золотые рыбки. Сомики. Птицы. Перепелки. Совы. Млекопитающие. Кроты. Киты. Зайци. Летучие мыши. Практическая работа:  Подвижная игра «определение принадлежности животных»  Экскурсия в живой уголок  Заполнение странички «Экологического журнала»  Просмотр серии фильмов «Удивительные животные»  Конкурс рисунков «Животные – небылицы», «Какие животные могут жить на другой планете»  Чтение книг Пришвина, Чарушина. 4 Уральский лес Географическое расположение. Особенности среды обитания флоры и фауны уральского леса. Связь сезонных изменений и изменения жизни животных на Среднем Урале. Промысловая деятельность человека. Охрана флоры и фауны лесов Урала. Птицы Уральского леса. Зимующие. Перелетные. Водоплавающие. Хищные. Курообразные. Воробьиноообразные. Совообразные. Растения. Хвойные. Лиственные. Исчезающие виды. Лекарственные. Животные. Парнокопытные. Хищные. Грызуны. Зайцеобразные. Насекомоядные. Полезные ископаемые. История промышленной добычи полезных ископаемых на Урале. Малахит. Изумруд. Бокситы. Использование поезных ископаемых. Водоемы. Реки родного города. Растительный и животный мир рек родного города. Исскуственные и природные водоемы. Река Турья. Как деятельность человека влияет на обмеление рек. Река Чёрная, Кменка, Суходойка. Практическая работа:  Экскурсии в «Фёдоровский геологический музей», «Краеведческий музей»  Заполнение странички «Экологического журнала»  Экскурсия в лес  Экскурсия к рекам города  Чтение книг П. Бажова  Просмотр художественного фильма «Хозяйка медной горы»  Оформление выставки камней «Малахитовая шкатулка» 5 Природоохранная деятельность человека История возникновения природоохранной деятельности человека. Оскудение разнообразия животного и растительного мира под влиянием активного воздействия человека на окружающий мир. Принципы сохранения жизни: необходимость разнообразия природы, всеобщая связь в живой природе, уникальность жизни на Земле. Методы охраны природы: создание охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), центров разведения исчезающих животных. Природоохранаая деятельность на Урале. История создания, содержание и назначение Красной книги МСОП, Красная книга Среднего Урала, Черная книга Земли. Практическая работа:  Знакомство с национальными парками мира и охраняемыми территориями  Заполнение страничек «Экологического журнала»  Просмотр фильмов о животных и растениях «Красной книги», «Заповедники Урала Земли»  Изготовление плакатов  Экскурсии в лесопарковую зону города  Серия зимних подкормок птиц  Участие во «Всемирных днях наблюдения птиц»  Конкурс сказок «Если бы я смог…» 6 Итоговое занятие  Презентации личных «Экологических журналов»  Викторина «Всезнайка»  Выставка рисунков «Удивительный мир»  Юннатская эстафета «Звериная столовая»  Игра «Чуткие ручки» Второй год обучения 1 Введение Разнообразие животного и растительного мира на планете Земля. Взаимодействие животных и растений населяющие различные экосистемы. Правила техники безопасности на занятиях и экскурсиях. Практическая работа:  Экскурсия в живой уголок  Просмотр видеофильма «»  Входящая аттестация игра – тест с мячом «назови кто живет (растет) в ….» 2 Уникальная планета 3 Многоликие материки 3.1. Евразия. «Материк зеленой тайги». Природные и климатические зоны Евразии. Многообразие животного и раститель ного мира Евразии. Особенности растительного и животного мира и значение их в экосистемах и их значение для человека. Природоохранная деятельность человека. Растения различных климатических зон. Млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии, рыбы – различных климатических зон. Парнокопытные (лось, кабан, благородный олень), хищные (лисица, волк, хорек, горностай, медведь), грызуны (белка, бобр, мыши, бурундук), зайцеобразные, рукокрылые ночницы), насекомоядные (ежи, кроты); аистообразные (серая цапля), гусеобразные (гуси, утки, лебеди), хищные ( орел могильник), курообразные (тетерев, рябчик), дятлообразные (большой пестрый дятел, черный дятел) воробьнообразные ( чиж, снегирь, домовой и полевой воробей); чащшуйчатокрылые ( уж, гадюка, ящерици); (тритон, узкомордая лягушка); карпообразные, сомообразные. 3.2. Австралия «Зеленый континент». История открытия и изучения Австалии . Изолированность материка и своеобразие животного мира. Географические особенности, ландшафты. Исчезающие виды. «Черная книга Австралии». Природоохранная деятельность. Влияние туризма на природные экосистемы материка. Сумчатые, попугаеобразные, казуарообразные, рептилии. 3.3. Америка Северная и Южная. История открытия и изучения Американского континента. Природные условия Центральной и южной Америки. Особенности и разнообразие животного и растительного мира. Климатические зоны. Хозяйственная и природоохранная деятельность человека. История одомашнивания морской свинки. История распространения картофеля. Первые охраняемые территории. Сумчатые, шиншилловые, грызуны, ламантины, туканы, игуаны, саламандры. 3.4. Африка «Солнечный континент». Природные и климатические условия Африканского континента. Особенности расположения. Исследования природы Африки. Одомашнивание куриных и антилоп. Национальные парки, туризм. Роль тропических лесов в экосистеме Африки. Африканский слон, зебры, жирафы, носороги, антилопа гну, гепард, лев, шимпанзе, нильский крокодил, пантеровые черепахи, цихловые рыбы. 3.5. Антарктида. «Там, где всегда лед». Природные и климатические условия Антарктиды. Особенности и разнообразие животного мира Антарктиды, обеспечивающие выживание в суровых условиях. Млекопитающие (тюлень Уэддла). Птицы (пингвины, чайки). Современные исследования природа Антарктиды. Практическая работа:  Нанесение на карту ареала обитания представителей фауны материков Заполнение страничек «Экологического журнала»   Просмотр серии фильмов «Животные материков»  Викторина «Многоликие материки»  Экскурсии в лес  Экскурсия в краеведческий музей  Экскурсия в живой уголок  Доклады по темам «Материки и их обитатели»  Игровая программа «А знаете ли вы что…»  Конкурс рисунков «Животные континентов»  Конкурс рассказов «записки путешественника»  Ига «Угадай. Кто поет?»  Игра «Зоологическое лото»  Прослушивание аудио записей «песни птиц», «звуки природы»  Ролевая командная игра «Большое путешествие» 4 Водный мир. Мировой океан как уникальная экосистема. Условия водной среды, кормовые ресурсы. Особенности и разнообразие животного и растительного мира Мирового океана. Природные и искусственные водоемы. Международная деятельность по охране вод, флоры и фауны Мирового океана. Млекопитающие (киты, дельфины) Рыбы пресноводные и морские ( акулы, щука, аквариумные рыбы, рыбы кораллового рифа) Практическая работа:  Заполнение страничек «Экологическогожурнала»  Экскурсия в живой уголок (кабинет аквариумистики)  Игра «Пресная – соленая»  Эксперименты «Почему рыба не тонет», «Почему житель воды обтекаемой формы»  Составление макета «Мой аквариум»  Просмотр фильма «Глубины океана» 5 Животные приспосабливаются. Потребности животных и в определенных условиях: тепло, свет, вода, питание, местообитания, «дом». Разные условия климатических зон на Земле: есть территории, с плодородными почвами, лесистые местности, каменистые территории, песчаные, очень жаркие, очень холодные. Особенности строения животных разных климатических зон. Значение отдельных органов для взаимодействия с внешней средой. Взаимодействие животных в экологических сообществах. 1. «Экологическая ниша» - формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. 2. «Миграции» - понятие и причины миграции животных. Птичьи перелеты. Северные олени. Киты. Фитопланктон. 3. «Защита и нападение» - средства самообороны у животных. Черепахи, ежи, зайцы, копытные, хамелеон, моллюски, змеи, слон. 4. «Горячо – холодно» - приспособленность животных к жизни в пустыне, арктической зоне, в болотистой местности, тропической зоне. Лисицы (фенек, полярный песец, европейская рыжая лиса). 5. «Зимняя спячка» - причины спячки животных в холодных зонах Земли. «Спячка» животных в засушливый сезон. Африканская двоякодышащая рыба. Улитка Ахатина. Барсук. Еж. 6. «Рекордсмены в мире животных» - интересные факты из мира животных.  Нанесение на карту климатических зон и значков мест обитание животных  Просмотр серии фильмов «Удивительные животные»  Игра викторина «Всезнайка. Рекорды в мире животных»  Экскурсии в живой уголок  Конкурс рассказов о животных  Заполнение страничек «Экологического журнала»  Конкурс рисунков «Удивительные животные» Практическая работа: 6 Природоохранная деятельность человека История возникновения природоохранной деятельности человека. Оскудение разнообразия животного и растительного мира под влиянием активного воздействия человека на окружающий мир. Принципы сохранения жизни: необходимость разнообразия природы, всеобщая связь в живой природе, уникальность жизни на Земле. Методы охраны природы: создание охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), центров разведения исчезающих животных. Природоохранаая деятельность на Урале. История создания, содержание и назначение Красной книги МСОП, Красная книга Среднего Урала, Черная книга Земли. Практическая работа:  Знакомство с национальными парками мира и охраняемыми территориями  Заполнение страничек «Экологического журнала»  Просмотр фильмов о животных и растениях «Красной книги», «Заповедники Урала Земли»  Изготовление кормушек  Экскурсии в лесопарковую зону города  Серия зимних подкормок птиц  Участие во «Всемирных днях наблюдения птиц»  Участие в городской акции «Семечко»  Черенкование ивы для посадки.  Посев семян укропа на подоконнике.  Конкурс рассказов о животных «Мы за низ в ответе» 7 итоговое занятие  Презентации личных «Экологических журналов»  Викторина «Всезнайка»  Выставка рисунков «Удивительный мир»  Юннатская эстафета «Звериная спартакиада»  Экскурсия по живому уголку «Гости с разных материков» Перечень учебно- методического материала. Карты: Фильмы: 1. географическая карта мира 2. климатическая карта мира 3. зоогеографическая карта мира 4. карта природных зон 5. физические карты материков 1. «заповедники мира» 2. Серия фильмов «Удивительные животные» 3. 4. Фильм «глубины океана» 5. Советские мультфильмы о животных 1. Зоологическое лото 2. Лото «Кто где живет» 3. Викторина «Всезнайка» 4. «Поле чудес» Серия фильмов «животные материков» Игры: Тематические видео-презентации к занятиям. Элементы костюмов для ролевых игр и реквизит. Компьютер с доступом в интернет, экран, колонки, мультимедийный проектор. Литература для учащихся. 1. Акимушкин И. Мир животных. Мол.гвардия 1971 2. Гусев В. Знакомые незнакомцы. М. Лесная промышленность. 1976 3. Дмитриев Ю. Соседи по планете. М.детс.лит. 1977 4. Смотри и изучай животных: серия книг. Ижевск.акцент 1994. 5. Серия книг Я познаю мир. (Экология. Животные в доме. Рыбы. Звери. Птицы).М.Астрель 2000 Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должен уметь: Учащиеся должны знать:  Экологически правильно взаимодействовать с природой  Реализовывать природоохранную деятельность  Работать с географической картой  Правильно проводить наблюдения и эксперименты  Биологически грамотно описывать внешний вид животных  Составлять рационы питания для различных животных  Создавать оптимальные условия для содержания животных  Обращаться с животными живого уголка  Экологические проблемы охраны флоры и фауны мира  Правила поведения в природе  Природоохранную деятельность на Урале  Охраняемые виды животных на Урале  Природные и климатические условия изучаемых территорий  Сельскохозяйственных животных России и Европы  Правила содержания животных в живом уголке и дома  Историю одомашнивания животных живого уголка  Методы охраны природы, национальные парки, заказники, заповедники изучаемых территорий  Назначение «Красной книги»

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)

Общеразвивающая образовательная программа по экологии "Экология для маленьких" (5-7 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2019