Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения
Оценка 4.6

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
музыка +1
Взрослым
21.09.2018
Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ. На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Музыкальная литература 7 лет.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» (МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ») ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ» УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ  «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Срок обучения: 7 лет Срок реализации программы: 3 года Составитель преподаватель Ершова Анастасия Александровна С. п.  Локосово, 2018 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Пояснительная записка Учебно – тематический план Содержание учебного предмета  Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и методы контроля, система оценок 1 2 3 4 5 6 Методическое обеспечение учебного процесса 7 Список литературы 2 3 7 10 26 27 29 34  2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в образовательном процессе II. Программа   учебного   предмета   «Музыкальная   литература» разработана на основе «Рекомендаций  по организации  образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области   искусств»,   направленных   письмом   Министерства   культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191­01­39/06­ГИ. III. На   уроках   «Музыкальной   литературы»   происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и знаний   о анализа   музыкальных   произведений, закономерностях  музыкальной  формы,  о  специфике  музыкального  языка,   приобретение   выразительных средствах музыки.  IV. Содержание   учебного   предмета   также   включает   изучение   ознакомление   с   историей мировой   истории, изобразительного   искусства   и   литературы.   Уроки   «Музыкальной   истории   музыки, литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора   в   сфере   музыкального   искусства,   воспитывают   музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. V. Учебный   предмет   «Музыкальная   литература»   продолжает образовательно­развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».  VI. Данный предмет теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио». Благодаря полученным теоретическим знаниям и   слуховым   навыкам   обучающиеся   овладевают   навыками   осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа   незнакомого   музыкального   произведения,   знаниями   основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности. VII. 2.  Срок   реализации  учебного   предмета   «Музыкальная литература»   для   детей,   поступивших   в   образовательное   учреждение   в первый   класс   в   возрасте   с   шести   лет   шести   месяцев   до   девяти   лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). VIII. Срок   реализации   учебного   предмета   «Музыкальная литература»   для   детей,   не   закончивших   освоение   образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие   основные   профессиональные   образовательные   программы   в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. 3. Объем   учебного   времени,  предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета IX. Виды учебной нагрузки XVII. Количество часов на аудиторные занятия XVIII. (в неделю согласно УП) XXII. Количество часов на аудиторные занятия в год  XXVI. Общее количество часов на аудиторные занятия XXX. Итого  X. Срок реализации (классы) XII. 3 года (1 – 3 классы) XIV. 5 XIX. 1 XXIII. 3 XV. 6 XX. 1 XXIV. 34 XVI. 7 XXI. 1 XXV. 34 XXVII. 3 XXVIII. 34 XXIX. 34 XXXI. 102 XXXII. Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов. 4 XXXIII. 4.  Форма   проведения   учебных   аудиторных   занятий: мелкогрупповая, от 4 до 10  человек. Рекомендуемая продолжительность урока 4 класс ­ 35 минут, с 5 по 7 класс ­ 40 минут. XXXIV. 5.  Цель и задачи учебного предмета XXXV. Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно­эстетическое развитие личности учащегося. XXXVI. Цель:  развитие   музыкально­творческих   способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих   самостоятельно   воспринимать,   осваивать   и   оценивать различные   произведения   отечественных   и   зарубежных   композиторов,   а также   выявление   одаренных   детей   в   области   музыкального   искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. XXXVII. Задачи:  формирование   интереса   и   любви   к   классической   музыке   и музыкальной культуре в целом;  воспитание   музыкального   восприятия:   музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;    овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;   знания   специфики   различных   музыкально­театральных   и инструментальных жанров;    знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве; умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой); умение   использовать   полученные   теоретические   знания   при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;  формирование   у   наиболее   одаренных   выпускников   осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к 5 вступительным   экзаменам   в   образовательное   учреждение,   реализующее профессиональные программы. XXXVIII. 6.  Обоснование структуры программы учебного  предмета XXXIX. Обоснованием   структуры   программы   являются   ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.  XL. Программа содержит следующие разделы:  сведения   о   затратах   учебного   времени,   предусмотренного   на   освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. XLI. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной раздел программы «Содержание учебного предмета». XLII.7. Методы обучения XLIII. Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач предмета используются следующие методы обучения:  словесный (объяснение, рассказ, беседа);  наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);  практический (упражнения воспроизводящие и творческие). XLIV. 8.  Описание материально­технических условий реализации учебного предмета XLV. Материально­технические   условия,   необходимые   для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:  обеспечение   доступом   каждого   обучающегося   к   библиотечным фондам,   формируемым   по   полному   перечню   учебного   плана;   во   время 6 самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;  укомплектование   библиотечного   фонда   печатными   и/или электронными   изданиями   основной   и   дополнительной   учебной   и   учебно­ методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными   хрестоматийными   изданиями,   партитурами,   клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;  наличие   фонотеки,   укомплектованной   аудио­   и   видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;   обеспечение   каждого   обучающегося   основной   учебной литературой;наличие   официальных,   справочно­библиографических   и периодических   изданий   в   расчете   1­2   экземпляра   на   каждые   100 обучающихся. XLVI. Учебные   аудитории,   предназначенные   для   реализации учебного   предмета  «Музыкальная   литература»,   оснащаются   пианино   или роялями, звукотехническим оборудованием, видео­оборудованием, учебной мебелью   (досками,   столами,   стульями,   стеллажами,   шкафами)   и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию. XLVII. XLVIII. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  XLIX. Для учащихся 5 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1­4 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков. L. Предлагаемые   музыкальные   примеры   для   прослушивания   в классе   могут   быть   дополнены   или   заменены   другими   по   выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. 7 5 КЛАСС (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ) LI. LIII. Наименование раздела, темы  LII. № LV. Первая четверть Общая характеристика зарубежной музыкальной LVII. культуры XVII ­ XVIII веков LX. И. С. Бах. Жизненный и творческий путь Произведения для органа Инвенции Сюиты «ХТК» LXVI. LXIX. LXXII. LXIII. LVI. 1 LIX. 2 LXII. 3 LXV. 4 LXVIII. 5 LXXI. 6 LXXIV. 7 LXXVII. 8 LXXVIII. LXXXII. LXXXI. 9 LXXXIV. LXXXV. 1 LXXV.Классицизм в музыке. Венская классическая  школа Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь LXXX.Вторая четверть Симфоническое и клавирное творчество В. А. Моцарт. Жизненный и творческий путь LXXXVIII. Соната Ля мажор LXXXVII. 1 XCI. Симфония №40 соль минор. XCIV. Контрольный урок                                                  XC. 1 XCIII. 1 XCVI. Третья четверть 8 LIV. Ча LVIII. 2 LXI. 1 LXIV. 1 LXVII. 1 LXX. 1 LXXIII. 1 LXXVI. 1 LXXIX. 1 LXXXIII. 3 LXXXVI. 1 LXXXIX. 1 XCII. 1 XCV. 1 XCVIII. Опера «Свадьба Фигаро» XCVII. 1 CI. Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь C. 1 CIV. Соната №8 «Патетическая». CIII. 1 CVII. CVI. 1 Симфония №5.  CX. Увертюра «Эгмонт». CIX. 1 CXIII. CXII. 1 Романтизм в музыке. Композиторы – романтики CXV. CXVI. Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь.  Песни. CXVIII.CXIX. Произведения для фортепиано. CXXII.CXXIII. Симфония №8 CXXI. Четвертая четверть CXXV.CXXVI. Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь.  CXXVIII.CXXIX. Фортепианное творчество CXXXI.CXXXII. Творческий облик Шумана Р. «Карнавал» CXXXIV.CXXXV. Импрессионизм в живописи, поэзии и  музыке. CXXXVI. CXXXIX. Контрольный урок Творческий портрет К.Дебюсси. Ноктюрны. CXXXVIII. 1 CXLI. CXLII. ИТОГО: 9 XCIX. 2 CII. 1 CV. 1 CVIII. 2 CXI. 1 CXIV. 1 CXVII. 1 CXX. 1 CXXIV. 2 CXXVII. 1 CXXX. 3 CXXXIII. 2 CXXXVII. 2 CXL. 1 CXLIII. CXLIV. CXLVI. № CXLV.6 КЛАСС (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ) CXLVII. Наименование раздела, темы  CXLIX. Первая четверть CLI. Древнерусская музыка. Народное творчество.  Творчество  CL. 1 CLII. композиторов XVIII века CLV. Музыкальное искусство России в первой половине XIX века CLVIII. Творчество А. А. Алябьева, А. Е.  Варламова и А. Л. Гурилева. CLXI. М. И. Глинка. Жизненный и творческий путь.  CLIV. 2 CLVII. 3 CLX. 4 CLXIII. 5 CLXVII. 6 CLXX. 7 CLXXIII. 8 CLXXVI. 9 CLXXIX. 1 CLXIV. Опера «Иван Сусанин». CLXVI. Вторая четверть CLXVIII. Опера «Иван Сусанин». CLXXI. Произведения для оркестра:  «Камаринская», «Вальс – фантазия» CLXXIV. Романсы и песни. CLXXVII. А. С. Даргомыжский. Жизненный и  творческий путь. CLXXX. Контрольный урок                                         CLXXXII. Третья четверть CLXXXIV. Опера «Русалка». Романсы и песни. CLXXXIII. 1 CLXXXVII. А. П. Бородин. Жизненный и творческий  CLXXXVI. 1 путь. Романсы. 10 32 CXLVIII. Ча CLIII. 4 CLVI. 1 CLIX. 2 CLXII. 1 CLXV. 1 CLXIX. 1 CLXXII. 2 CLXXV. 2 CLXXVIII. 1 CLXXXI. 1 CLXXXV. 1 CLXXXVIII. 1 CXC. Опера «Князь Игорь». CLXXXIX. 1 CXCIII. CXCII. 1 Симфония №2 «Богатырская». CXCV. 1 CXCVI. М. П. Мусоргский. Жизненный и  творческий путь. CXCIX. CXCVIII. 1 Песни. CCII. Цикл «Картинки с выставки». CCV. Опера «Борис Годунов» CCI. 1 CCIV. 2 Четвертая четверть CCIX. Н. А. Римский­Корсаков. Жизненный и  CCVII. творческий путь.  CCVIII. 2 CCX. CCXIII. CCXII. 2 CCXV. 2 CCXVI. CCXVII. CCXX. Романсы CCXIX. 2 CCXXII. CCXXIII. 2 CXCI. 2 CXCIV. 2 CXCVII. 1 CC. 1 CCIII. 1 CCVI. 2 CCXI. CCXVIII. CCXXI. 8 CCXXIV. Симфоническая сюита «Шехеразада». CCXIV. Опера «Снегурочка».  CCXXV. CCXXVI. Контрольный урок                                            CCXXVII. 2 1 11 CCXXVIII.CCXXIX. ИТОГО CCXXX. 33 CCXXXI.   CCXXXIII. № CCXXXII. 7 КЛАСС (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ) CCXXXIV. Наименование раздела, темы  CCXXXV. Ча CCXXXIX. 1 CCXLII. 2 CCXLV. 2 CCXLVIII. 1 CCLI. 1 CCLIV. 2 CCLVIII. 3 CCLXI. 2 CCLXIV. 1 CCLXVII. 1 CCLXXI. 1 CCLXXIV. 2 CCXXXVI. Первая четверть П. И. Чайковский. Жизненный и  CCXXXVIII. творческий путь.  CCXLI. Опера «Евгений Онегин».  CCXLIV. Симфония №1 «Зимние грёзы».  CCXLVII. Романсы. CCL. Русская музыкальная культура конца XIX­ начала  XXвека CCLIII. CCLVII. Творческий облик А.Н. Скрябина CCLV.Вторая четверть Творческий облик С. В. Рахманинова CCLX. Творческий облик И. Ф. Стравинского. Балет  «Петрушка» CCLXIII. века CCLXVI. Контрольный урок Отечественная музыкальная культура XX  CCXXXVII. 1 CCXL. 2 CCXLIII. 3 CCXLVI. 4 CCXLIX. 5 CCLII. 6 CCLVI. 7 CCLIX. 8 CCLXII. 9 CCLXV. 1 CCLXX. CCLXIX. 1 творческий путь.  CCLXVIII. Третья четверть С. С. Прокофьев. Жизненный и  CCLXXIII. CCLXXII. 1 Симфония №7.  12 CCLXXVI. CCLXXV. 1 Кантата «Александр Невский».  CCLXXVII. CCLXXIX. CCLXXVIII. 1 «Золушка».  Балеты «Ромео и Джульетта»,  CCLXXXII.Фортепианная музыка CCLXXXI. 1 CCLXXXV. Д. Д. Шостакович. Жизненный и  CCLXXXIV. 1 творческий путь.  CCLXXXVIII. CCLXXXVII. 1 Симфония №7.  CCXCI. CCXC. 1 Фортепианные произведения.  CCXCIV. Квинтет соль минор. CCXCIII. 1 CCXCVI. Четвертая четверть CCXCVIII. А. И. Хачатурян. Обзор творчества CCXCVII. 2 CCCI. Г. В. Свиридов. Обзор творчества CCC. 2 CCCIV. CCCIII. 2 CCCVII. CCCVI. 2 Творческий облик Р. К. Щедрина. Композиторы последней трети XXвека. CCCX.Контрольный урок CCCIX. 2 13 1 CCLXXX. 1 CCLXXXIII. 1 CCLXXXVI. 1 CCLXXXIX. 1 CCXCII. 1 CCXCV. 1 CCXCIX. 2 CCCII. 2 CCCV. 1 CCCVIII. 4 CCCXI. CCCXII.CCCXIII. CCCXV. ИТОГО CCCXIV. 34 CCCXVI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА CCCXVII. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  CCCXVIII. Первый   год   обучения   музыкальной   литературе   тесно связан с учебным предметом «Слушание музыки». Его задачи – продолжая развивать и совершенствовать навыки слушания музыки и эмоциональной отзывчивости   на   музыку,   познакомить   учащихся   с   основными музыкальными   жанрами,   музыкальными   формами,   сформировать   у   них навыки работы с учебником и нотным материалом, умение рассказывать о характере музыкального произведения и использованных в нем элементах музыкального языка.  CCCXIX. Для   тех   учеников,   которые   поступили   в   детскую   школу искусств в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, изучение музыкальной   литературы   начинается   с   1   класса.   Учитывая,   что   эти учащиеся   не   имеют   предварительной   подготовки   по   учебному   предмету «Слушание музыки», педагог может уделить большее внимание начальным темам «Музыкальной литературы», посвященным содержанию музыкальных произведений, выразительным средствам музыки. CCCXX. Содержание   первого   года   изучения   «Музыкальной литературы»   дает   возможность   закрепить   знания,   полученные   детьми   на уроках «Слушания музыки», на новом образовательном уровне. Обращение к   знакомым   ученикам   темам,   связанным   с   содержанием   музыкальных произведений,   основными   выразительными   средствами   музыки, музыкальными жанрами позволяет ввести новые важные понятия, которые успешно осваиваются при возвращении к ним на новом материале.  14 CCCXXI.Общая   характеристика   зарубежной   музыкальной культуры XVII ­ XVIII веков Значение инструментальной музыки в эпоху барокко.   Возникновение   оперы.   Краткая   характеристика   творчества Вивальди.  CCCXXII.Для   ознакомления  рекомендуется   прослушивание   одного из концертов из цикла «Времена года» CCCXXIII. Иоганн   Себастьян   Бах.  Жизненный   и   творческий путь. Работа Баха органистом, придворным музыкантом, кантором в разных городах   Германии.   Ознакомление   с   историей   Реформации.     Специфика устройства   органа,   клавесина,   клавикорда.   Принципы   использования органной   музыки   в   церковной   службе.   Инвенции.   Уникальное   учебное пособие   для   начинающих   исполнителей   на   клавире   Хорошо темперированный   клавир   –   принцип   организации   цикла.   Проблема соотношения прелюдии и фуги. Специфика организации полифонической формы   (тема,   противосложение,   интермедия   и   т.д.).   Инструментальные сюиты   –   история   формирования   цикла,   обязательные   и   дополнительные танцы.  CCCXXIV. Прослушивание произведений CCCXXV. Хоральная прелюдия фа минор, Токката и фуга ре минор для органа, CCCXXVI. Двухголосные инвенции До мажор, Фа мажор, CCCXXVII. Прелюдия и фуга до минор из 1 тома ХТК, CCCXXVIII. Французская сюита до минор. CCCXXIX. Для ознакомления CCCXXX. Хоральная прелюдия Ми­бемоль мажор, CCCXXXI. Трехголосная инвенция си минор, CCCXXXII. Прелюдия и фуга До мажор из 1 тома ХТК, 15 CCCXXXIII. Фрагменты   сюит,   партит,   сонат   для   скрипки   и   для виолончели соло. CCCXXXIV. Классицизм   в   музыке.   Венская   классическая школа Основные принципы нового стилевого направления. Сонатный цикл и   симфонический   цикл,   их   кардинальное   отличие   от   предшествующих жанров и форм. Переосмысление драматургии формы произведения. Состав симфонического оркестра. Мангеймская школа. Венские классики. Великая французская революция. Французские энциклопедисты. Реформа оперного жанра.   Творчество   Х.   В.   Глюка,   суть   его   реформы   –   драматизация музыкального спектакля.  CCCXXXV. Для   ознакомления   рекомендуется   прослушивание отрывков из оперы Глюка «Орфей» (Хор из 1 д., сцена с фуриями из 2 д., ария «Потерял я Эвридику») CCCXXXVI. Йозеф Гайдн.  Жизненный и творческий путь. Вена – «музыкальный   перекресток»   Европы.   Судьба   придворного   музыканта. Поездка в Англию.  CCCXXXVII. Ознакомление   со   спецификой   строения   сонатно­ симфонического цикла на примере симфонии Ми­бемоль мажор (1 часть – сонатная форма, 2 часть ­ двойные вариации, 3 часть ­ менуэт,   финал).   Эволюция   клавирной   музыки.   Строение классической   сонаты.  Подробный   разбор   строения   и   тонального плана сонатной формы CCCXXXVIII. Прослушивание произведений CCCXXXIX. CCCXL. Сонаты Ре мажор и ми минор, Симфония Ми­бемоль мажор (все части), CCCXLI. CCCXLII. Для ознакомления «Прощальная» симфония, финал. 16 CCCXLIII. Вольфганг   Амадей   Моцарт.  Жизненный   и творческий путь. «Чудо­ребенок», поездка в Италию, трудности устройства, разрыв   с   зальцбургским   архиепископом.   Венский   период   жизни   и творчества. Основные жанры творчества. Симфоническое творчество В. А. Моцарта.   Лирико­драматический характер симфонии соль­минор. Опера «Свадьба   Фигаро»   ­   сравнение   с   первоисточником   Бомарше.   Функция увертюры. Сольные характеристики главных героев. Клавирное творчество В. А. Моцарта.  CCCXLIV. Прослушивание произведений CCCXLV. Симфония соль минор (все части), CCCXLVI. Опера «Свадьба Фигаро» ­ увертюра, Ария Фигаро, две арии Керубино, ария Сюзанны (по выбору преподавателя), CCCXLVII. Соната Ля мажор. CCCXLVIII. Для ознакомления CCCXLIX. Увертюры к операм «Дон Жуан», «Волшебная флейта», CCCL. «Реквием» ­ фрагменты CCCLI. Людвиг   ван   Бетховен.  Жизненный   и   творческий   путь. Юность   в   Бонне.   Влияние   идей   Великой   французской   буржуазной революции на мировоззрение и творчество Л. Ван Бетховена. Жизнь в Вене. Трагедия   жизни   –   глухота.   Основные   жанры   творчества.   Фортепианные сонаты,   новый   стиль   пианизма.   «Патетическая»   соната.   Принципы монотематизма в Симфонии №5 до­минор. Изменение жанра в структуре симфонического   цикла   ­   замена   менуэта   на   скерцо.   Программный симфонизм, театральная музыка к драме И. В. Гете «Эгмонт».   CCCLII. Прослушивание произведений CCCLIII. CCCLIV. Соната №8 «Патетическая», Симфония №5 до минор, CCCLV. Увертюра из музыки к драме И. В. Гете «Эгмонт». 17 CCCLVI. Для ознакомления CCCLVII. Соната для фортепиано №14, 1 ч., CCCLVIII. Соната для фортепиано №23, 1ч., CCCLIX. CCCLX. Симфония № 9, финал,  Симфония № 6 «Пасторальная». CCCLXI. Романтизм   в   музыке.  Новый   стиль,   новая   философия, условия и предпосылки возникновения. Новая тематика, новые сюжеты – природа, фантастика, история, лирика, тема одиночества, романтический герой. Новые жанры – фортепианная и вокальная миниатюра, циклы песен, пьес. CCCLXII. Для ознакомления: CCCLXIII. Ф.   Мендельсон   «Песни   без   слов»   (по   выбору преподавателя), Концерт для скрипки с оркестром, 1 часть. CCCLXIV. Франц   Шуберт.  Жизненный   и   творческий   путь. Возрастание значимости вокальной миниатюры в творчестве композиторов­ романтиков. Песни, баллады и вокальные циклы Шуберта, новаторство в соотношении мелодии и сопровождения, внимание к поэтическому тексту, варьированные куплеты, сквозное строение. Новые фортепианные жанры – экспромты,   музыкальные   моменты.   Новая   трактовка   симфонического цикла,   специфика   песенного   тематизма   в   симфонической   музыке («Неоконченная» симфония).  CCCLXV. Прослушивание произведений CCCLXVI. Песни «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Серенада»,   «Аве   Мария»,   песни   из   циклов   «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» (на ус Творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева.мотрение преподавателя), CCCLXVII. Экспромт   Ми­бемоль   мажор,   Музыкальный   момент   фа минор, 18 CCCLXVIII.Симфония № 8 «Неоконченная». CCCLXIX. Для ознакомления CCCLXX. Вальс си минор, CCCLXXI. Военный марш. CCCLXXII. Фредерик   Шопен.  Жизненный   и   творческий   путь. Юность в Польше, жизнь в Париже, Ф. Шопен как выдающийся пианист. Специфика   творческого   наследия   –   преобладание   фортепианных произведений.   Национальные   «польские»   жанры   –   мазурки   и   полонезы; разнообразие их типов.   Прелюдия – новая  разновидность  фортепианной миниатюры, цикл прелюдий Ф. Шопена, особенности его строения. Новая трактовка прикладных, «неконцертных» жанров – вальсов, этюдов.   Жанр ноктюрна в фортепианной музыке, родоначальник жанра – Джон Фильд. CCCLXXIII. Прослушивание произведений CCCLXXIV.Мазурки До мажор, Си­бемоль мажор, ля минор, CCCLXXV. Полонез Ля мажор, CCCLXXVI.Прелюдии ми минор, Ля мажор, до минор, CCCLXXVII. CCCLXXVIII. Вальс до­диез минор,  Этюды Ми мажор и до минор «Революционный», CCCLXXIX.Ноктюрн фа минор. CCCLXXX. Для ознакомления CCCLXXXI.Баллада № 1, CCCLXXXII. Ноктюрн Ми­бемоль мажор, CCCLXXXIII. Полонез Ля­бемоль мажор. CCCLXXXIV. Творческий облик Шумана Р. «Карнавал»  CCCLXXXV. Жизненный   (в   кратце)   и   творческий   путь.   Значение национальных   композиторских   школ.   Творчество   (исполнительское   и композиторское). Р. Шуман – композитор и музыкальный критик.  19 CCCLXXXVI. Импрессионизм   в   живописи,   поэзии   и   музыке. Творческий   портрет   К. Дебюсси.   Ноктюрны.  Разные   пути   развития инструментального   жанра.   Творчество   К.   Дебюсси.   Пьер   Огюст   Ренуар, Клод Моне и др.  CCCLXXXVII. Импрессионизм (impressionnisme) — стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему   миру.   Сама   идея   импрессионизма   заключается   в   его   названии: impression – впечатление.  CCCLXXXVIII. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  CCCLXXXIX. Данный   раздел   учебного   предмета   «Музыкальная литература»,   посвященный   отечественной   музыке  XIX­XX  веков,   – ключевой   в   курсе.   Он   имеет   как   познавательное,   так   и   воспитательное значение   для   школьников   подросткового   возраста.   В   данной   программе изучению русской музыкальной литературе отводится второе полугодие 6 класса и весь 7 класс.  CCCXC. Древнерусская   музыка.   Народное   творчество.  Уникальная   история Творчество   композиторов   XVIII   века. формирования   русской   культуры   в   целом   и   музыкальной   в   частности. Особенности   нотации   (крюки   и   знамена).   Профессиональная   музыка   – церковная. Приоритет вокального начала.  CCCXCI. Для   ознакомления   предлагается   прослушивание   любых образцов   знаменного   распева,   примеров   раннего   многоголосия (стихир, тропарей и кондаков). CCCXCII. Музыкальное искусство России в первой половине XIX   века.  Краткий   экскурс   в   историю   государства   российского  XVII  – начала XVIII  века. Раскол. Реформы Петра Великого. Новые эстетические нормы русской культуры. Жанры канта, партесного концерта. Возрастание роли инструментальной музыки. Возникновение русской оперы.  20 CCCXCIII. Для   ознакомления   предлагается   прослушивание   частей хоровых концертов, увертюр из опер Д. С. Бортнянского и М. С. Березовского; русских кантов. CCCXCIV. Творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева. Формирование традиций домашнего музицирования. Романтизм и сентиментализм   в   русской   поэзии   и   вокальной   музыке.   Формирование различных   жанров   русского   романса:   элегия,   русская   песни,   баллада, романсы «о дальних странах», с использованием танцевальных жанров. CCCXCV. Прослушивание произведений CCCXCVI. А. А. Алябьев «Соловей», CCCXCVII. А.   Л.   Варламов  «Красный   сарафан»,   «Белеет   парус одинокий», CCCXCVIII.А. Е. Гурилев «Колокольчик». CCCXCIX. Для ознакомления  А. А. Алябьев «Иртыш», CD. CDI. А. Е. Гурилев «Домик­крошечка», CDII. другие романсы по выбору преподавателя. CDIII. М. И. Глинка. Жизненный и творческий путь.  Обучение в Италии, Германии. Зарождение русской музыкальной классики. Создание двух   опер.   Поездки   во   Францию,   Испанию.   Создание   одночастных симфонических   программных   увертюр.   Эпоха   Глинки:   современники композитора.    CDIV. Опера   «Жизнь   за   царя»   или   «Иван   Сусанин».   Общая характеристика; композиция оперы. Музыкальные характеристики героев: русских и поляков. Различные виды сольных сцен (ария, каватина, песня, романс). Хоровые сцены. Понятия «интродукция», «эпилог».   Танцы   как   характеристика   поляков.   Повторяющиеся темы в опере, их смысл и значение.  21 CDV. Романсы Глинки – новое наполнение жанра, превращение романса в особый   жанр   камерной   вокальной   миниатюры.   Роль   русской поэзии,   внимание   к   поэтическому   тексту.   Роль   фортепианной партии в романсах. Разнообразие музыкальных форм. CDVI.   Симфонические сочинения Глинки – одночастные программные симфонические   миниатюры.   Национальный   колорит   испанских увертюр. «Камаринская»: уникальная роль в становлении русской симфонической школы. «Вальс­фантазия». CDVII. Прослушивание произведений CDVIII. «Иван   Сусанин»   («Жизнь   за   царя»)   1   д.:   Интродукция, Каватина   и   рондо   Антониды,   трио   «Не   томи,   родимый»;   2   д.: Полонез,   Краковяк,   Вальс,   Мазурка;   3   д.:   Песня   Вани,   сцена Сусанина с поляками, Свадебный хор, Романс Антониды; 4 д.: ария Сусанина; Эпилог: хор «Славься». CDIX. Романсы:   «Жаворонок»,   «Попутная   песня»,   «Я   помню   чудное мгновенье».  CDX. Симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс­фантазия». CDXI. Для ознакомления CDXII. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», CDXIII. CDXIV. «Арагонская хота». Романсы   «Я   здесь,   Инезилья»,   «В   крови   горит   огонь желанья», «Венецианская ночь» и др. по выбору преподавателя. CDXV. А.   С.   Даргомыжский.  Жизненный   и   творческий   путь. Значение   дружбы   с   Глинкой.   Новые   эстетические   задачи.   Поиск выразительности музыкального языка, отношение к литературному тексту, передача в музыке интонаций разговорной речи.  CDXVI. Социально­обличительная   тематика   в   вокальных сочинениях.   22 CDXVII. Опера в творчестве композитора, особенности музыкального языка в операх «Русалка», «Каменный гость». Психологизм образа Мельника, жанровые хоровые сцены, портретная характеристика Князя. CDXVIII. Вокальная   миниатюра  –  появление   новых   жанров   и   тем (драматическая песня, сатирические сценки). CDXIX. Прослушивание произведений CDXX.Вокальные   произведения:   «Старый   капрал»,   «Мне   грустно», «Титулярный советник» «Мне минуло шестнадцать лет».  CDXXI. Опера «Русалка»: ария Мельника из 1 д. и сцена Мельника из 3 д., хор из 2 д. «Сватушка» и хоры русалок из 3 д., Песня Наташи из 2 д., Каватина Князя из 3 д. CDXXII. Для ознакомления CDXXIII. Романсы и песни «Ночной зефир», «Мельник» и другие по выбору преподавателя. CDXXIV.Александр   Порфирьевич   Бородин.  Жизненный   и творческий   путь.   Многогранность   личности   А.   П.   Бородина.   Научная, общественная деятельность, литературный талант.  CDXXV. Опера   «Князь   Игорь»   ­   центральное   произведение композитора. Композиция оперы. Понятие «пролог», «финал» в опере.  Русь и Восток в музыке оперы. Музыкальные характеристики героев в сольных сценах (князь Игорь, Галицкий, хан Кончак, Ярославна). Хоровые сцены в опере. Место и роль «Половецких плясок». CDXXVI. Романсы   А.   П.   Бородина.   Глубокая   лирика,   красочность гармоний. Роль текста, фортепианной партии.  CDXXVII. Симфоническое   наследие   А.   П.   Бородина, формирование   жанра   русской   симфонии   в   60­х   годах  XIX  века. «Богатырская» симфония. 23 CDXXVIII. Прослушивание произведений CDXXIX. Опера   «Князь   Игорь»:   пролог,   хор   народа   «Солнцу красному слава», сцена затмения; 1 д.: песня Галицкого, ариозо Ярославны, хор девушек «Мы к тебе, княгиня», хор бояр «Мужайся, княгиня», 2 д.: каватина Кончаковны, ария Игоря, ария Кончака, Половецкие пляски, 4 д.: Плач Ярославны, хор поселян. CDXXX. Романсы «Спящая княжна», «Для берегов Отчизны»,  CDXXXI. Симфония №2 «Богатырская». CDXXXII. Для ознакомления CDXXXIII. CDXXXIV. Модест   Петрович   Мусоргский. Квартет №2, 3 часть «Ноктюрн».  Социальная направленность,  историзм   и   новаторство   творчества   М.  П.  Мусоргского. Судьба наследия композитора, редакции его сочинений.  CDXXXV. «Борис   Годунов»,   история   создания,   редакции   оперы, сложности  постановки.  Идейное   содержание  оперы.  Композиция оперы,   сквозное   развитие   действия,   декламационное   начало вокальных   партий   ряда   персонажей   –   характерные   черты новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы.  CDXXXVI.   Мусоргского. Продолжение традиций А. С. Даргомыжского, поиск выразительной речевой Вокальные   произведения   М.   П. интонации.   Круг   поэтов,   тематика   циклов   и   песен   М.   П.   Мусоргского. («Детская», «Светик Савишна» и др.).  CDXXXVII. «Картинки   с   выставки»   ­   лучшее   инструментальное произведение   композитора.   История   создания,   особенности   построения, лейтмотив цикла. Оркестровая версия М. Равеля.  CDXXXVIII. Прослушивание произведений: CDXXXIX. «Борис Годунов»: оркестровое вступление, пролог 1к.: хор «На кого ты нас покидаешь», сцена с Митюхой, 2 к. целиком, 1 д. 1 к.: 24 монолог Пимена, 1 д. 2 к.: песня Варлаама, 2 д. монолог Бориса, сцена с курантами, 4 д. 1 к.: хор «Кормилец­батюшка», сцена с Юродивым, 4 д.3 к.: хор «Расходилась, разгулялась» CDXL. «Картинки   с   выставки»   (возможно   фрагменты   на усмотрение преподавателя). CDXLI. Для ознакомления CDXLII. Песни:   «Семинарист»,   «Светик   Савишна»,   «Колыбельная Еремушке», вокальный цикл «Детская», CDXLIII. симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», CDXLIV. вступление   к   опере   «Хованщина»   («Рассвет   на   Москве­ реке»).  CDXLV. Николай Андреевич  Римский­Корсаков.  Жизненный  и творческий   путь.  Многогранность   творческой,   педагогической   и общественной деятельности Н. А. Римского­Корсакова. Значение оперного жанра   в   творчестве   композитора.   Сказка,   история   и   повседневный   быт народа   в   операх   Н.   А.   Римского­Корсакова.   Опера   «Снегурочка», литературный источник сюжета. Композиция оперы. Пантеизм, сказочность, реальность, обрядовость в опере. Музыкальные характеристики реальных и сказочных героев. Лейтмотивы в опере. CDXLVI. Симфоническое   творчество   Н.   А.   Римского­Корсакова. «Шехерезада»   ­   программный   замысел   сюиты.   Средства   создания восточного колорита. Лейтмотивы, их развитие. Роль лейттембров.  CDXLVII. Прослушивание произведений: CDXLVIII. Опера   «Снегурочка».   Пролог   –   вступление,   песня   и пляска птиц, ария и ариэтта Снегурочки, Проводы масленицы; 1 д.: 1 и 2 песни   Леля,   ариозо   Снегурочки;   2   д.:   клич   Бирючей,   шествие   царя Берендея, каватина царя Берендея; 3 д.: хор «Ай, во поле липенька», пляска 25 скоморохов,   третья   песня   Леля,   ариозо   Мизгиря;   4   д.:   сцена   таяния Снегурочки, заключительный хор. CDXLIX. Симфоническая сюита «Шехерезада». CDL.Для ознакомления CDLI. Романсы, камерная лирика Н. А. Римского­Корсакова («Не ветер, вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье», «Не пой, красавица…») на усмотрение преподавателя.  CDLII. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ CDLIII. Петр   Ильич   Чайковский.  Композитор,   музыкальный критик,   педагог,   дирижер.   Признание   музыки   Чайковского   при   жизни композитора   во   всем   мире.   Оперы   и   симфонии   как   ведущие   жанры творчества.  CDLIV. Первая симфония «Зимние грезы», ее программный замысел. Строение   цикла,   особенности   сонатной   формы   1   части.   Использование народной песни как темы в финале симфонии. CDLV. «Евгений   Онегин»   ­   «лирические   сцены».   Литературный источник   сюжета,   история   первой   постановки   оперы   силами   студентов Московской консерватории. Композиция оперы. Новый тип русской оперы –   лирико­психологический.   Особенности   драматургии,   понятие   «сцена». Музыкальные   характеристики   главных   героев.   Интонационная   близость характеристик Татьяны и Ленского. Темы, связанные с главными героями оперы, изложение тем в разных картинах.  CDLVI. Прослушивание произведений CDLVII. Симфония №1 «Зимние грезы», CDLVIII. Опера «Евгений Онегин». 1к.: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, хоры крестьян, ария Ольги, ариозо Ленского «Я люблю вас»; 2 к.: вступление,   сцена   письмаТатьяны;   3   к.:   хор   «Девицы,   красавицы»,   ария Онегина, 4 к.: вступление, вальс с хором, мазурка и финал, 5 к.: вступление, 26 ария Ленского, дуэт «Враги», сцена поединка, 6 к.: полонез, ария Гремина, ариозо Онегина; 7 к.: монолог Татьяны, дуэт «Счастье было так возможно», ариозо Онегина «О, не гони, меня ты любишь». CDLIX. Для ознакомления CDLX. Увертюра­фантазия «Ромео и Джульетта», CDLXI. Симфония № 4, CDLXII. Квартет № 1, 2 часть, CDLXIII. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, CDLXIV. Романсы   «День   ли   царит»,   «То   было   раннею   весной», «Благословляю вас, леса» и другие на усмотрение преподавателя. CDLXV. Русская   культура   в   конце  XIX  ­   начале  XX  веков. «Серебряный   век»   русской   культуры.   Меценаты   и   музыкально­ общественные   деятели.   Развитие   музыкального   образования.   Связи   с отечественным искусством и литературой. «Мир искусства». Выдающиеся исполнители этого периода. CDLXVI.Творческий   облик   А.   Н.   Скрябина.   Биография. Особенности   мировоззрения   и   отношения   к   творчеству.   Эволюция музыкального языка – гармонии, ритма, метра, мелодии. Симфонические и фортепианные жанры в музыке Скрябина. Жанр поэмы. Новая трактовка симфонического   оркестра,   расширение   состава,   особенности   тематизма, тембры­символы. CDLXVII. Прослушивание произведений CDLXVIII. Прелюдии ор. 11 по выбору преподавателя, CDLXIX. Этюд ре­диез минор ор. 8, CDLXX. Для ознакомления CDLXXI.  «Поэма экстаза»,  CDLXXII. Две поэмы ор.32. 27 CDLXXIII. Творческий   облик   С.   В.   Рахманинова.  Биография. Наследник традиций П. И. Чайковского. Русский мелодизм в духовных и светских   сочинениях.   С.   В.   Рахманинов   –   выдающийся   пианист.   Обзор творчества. CDLXXIV. Прослушивание произведений CDLXXV. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, CDLXXVI. Романсы «Не пой, красавица», «Вешние воды», «Вокализ», CDLXXVII. Прелюдии до­диез минор, Ре мажор, CDLXXVIII. Музыкальный момент ми минор. CDLXXIX. Для ознакомления CDLXXX. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, CDLXXXI. Романсы   «Сирень»,   «Здесь   хорошо»   и   другие   по   выбору преподавателя, CDLXXXII. прелюдии,   музыкальные   моменты,   этюды­картины   по выбору преподавателя. CDLXXXIII. Творческий   облик   И.   Ф.   Стравинского,   балет «Петрушка».    Многогранность   творческой   деятельности   Стравинского. Новые   стилевые   веяния   и   композиторские   техники.   Личность   С.   П. Дягилева,   роль   его   антрепризы   в   развитии   и   популяризации   российской культуры. «Мир искусства».  CDLXXXIV. Балеты   И.   Ф.   Стравинского:   «Жар­птица», «Петрушка». Значение сочинений «русского периода», новации в драматургии, хореографии и музыке балета. CDLXXXV. Новые   стилевые   веяния   и   композиторские   техники, менявшиеся на протяжении творчества И. Ф. Стравинского. CDLXXXVI. Прослушивание произведений CDLXXXVII. «Петрушка». CDLXXXVIII. Для ознакомления 28 CDLXXXIX. Фрагменты балетов «Жар­Птица», «Весна священная».  CDXC. Отечественная   музыкальная   культура   ХХ   века. Революции   в   России   начала   ХХ   века.   Социально­культурный   перелом. Новые условия бытования музыкальной культуры в 20­40­е годы ХХ века. Новые жанры и новые темы. CDXCI. Для ознакомления возможно прослушивание произведений: CDXCII. А. В. Мосолов «Завод», CDXCIII. CDXCIV. В. М. Дешевов «Рельсы», и других на усмотрение преподавателя. CDXCV. Сергей Сергеевич Прокофьев.  Сочетание двух эпох в его творчестве: дореволюционной и советской. С. С. Прокофьев – выдающийся пианист.   Уникальное   сотрудничество   С.   С.   Прокофьева   и   С.   М. Эйзенштейна.   «Александр   Невский»   ­   киномузыка,   переросшая   в самостоятельное оркестровое произведение.  CDXCVI. Балеты   С.   С.   Прокофьева   –   продолжение   реформ   П.   И. Чайковского, И. Ф. Стравинского. Выбор сюжетов. Лейтмотивы, их   роль   в   симфонизации   балетной   музыки.   Постановки, выдающиеся танцовщики – исполнители партий. CDXCVII. Симфоническое   творчество   С.   С.   Прокофьева.   Седьмая симфония   –   последнее   завершенное   произведение   композитора. Особенности строения цикла. CDXCVIII. Прослушивание произведений CDXCIX. Пьесы   для   фортепиано   из   ор.12   (Гавот,   Прелюд, Юмористическое скерцо), Кантата «Александр Невский», D. DI. Балет   «Ромео   и   Джульетта»:   вступление,   1   д.:   «Улица просыпается», «Джульетта­девочка», «Маски», «Танец рыцарей», 29 «Мадригал»;  2  д.:   «Ромео   у   патера   Лоренцо»;   3  д.:  «Прощание перед разлукой», DII. Балет   «Золушка».   1   д.:   «Па­де­шаль»,   «Золушка»,   Вальс   соль минор; 2 д.: Адажио Золушки и Принца; 3 д.: первый галоп Принца, DIII. Симфония №7: 1, 2, 3 и 4 части. DIV. Для ознакомления DV. Кинофильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», DVI. Фильм­балет   «Ромео   и   Джульетта»   (с   Г.   Улановой   в   роли Джульетты), DVII. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», DVIII. Первый концерт для фортепиано с оркестром. DIX. Дмитрий   Дмитриевич   Шостакович.  Гражданская тематика   творчества,   музыка   Д.   Д.   Шостаковича   как   летопись   истории страны.   Особое   значение   жанра   симфонии,   особенности   цикла.   Роль камерной музыки в творчестве композитора. DX. Седьмая   («Ленинградская»)   симфония.   Великая   Отечественная война   в   советской   музыке.   Подробный   разбор   первой   части (особенности   строения   сонатной   формы,   «эпизод   нашествия», измененная реприза) и краткая характеристика 2, 3 и 4 частей.  DXI. Камерная музыка, основные жанры. Фортепианный  квинтет соль минор.   Особенности   строения   цикла,   использование   барочных жанров и форм (прелюдия, фуга, пассакалия). DXII. Роль   кантатно­ораториальных   сочинений   в   60­годы.   Творчество поэтов   ­современников   Д.   Д.   Шостаковича,   отраженное   в   его музыке. «Казнь Степана Разина» ­ жанр вокально­симфонической поэмы.  DXIII. Прослушивание произведений DXIV. Симфония №7 До мажор, 30 DXV. Фортепианный квинтет соль минор, DXVI. «Казнь Степана Разина». DXVII. Для ознакомления Симфония № 5, 1 часть, DXVIII. DXIX. «Песня о встречном» DXX. Арам   Ильич   Хачатурян   обзор   творчества.  Новое поколение   композиторов   Советского   Союза.   Разнообразное   наследие автора.   Национальный   колорит   творчества.   Для   ознакомления   возможно прослушивание   произведений:   Концерт   для   скрипки   с   оркестром, фрагменты из балетов «Гаянэ» и «Спартак».  DXXI. Георгий   Васильевич   Свиридов   обзор   творчества. Продолжатель   традиции   русской   хоровой   школы.   Особое   значение вокальной   и   хоровой   музыки   в   творчестве,   любовь   к   русской   поэзии, «пушкинская» тема в музыке Г. В. Свиридова.  DXXII. Для ознакомления возможно прослушивание произведений: «Поэма   памяти   Сергея   Есенина»   (№№1,   2,   10),   «Романс»   и   «Вальс»   из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», романсы и хоры по выбору преподавателя («Пушкинский венок», цикл на стихи Р. Бернса и др.). DXXIII. Творческий облик Р. К. Щедрина. Краткое ознакомление с биографией композитора. Прослушивание произведений: Концерт для оркестра «Озорные частушки». DXXIV. DXXV. Композиторы последней трети XXвека.  Творчество А. Г. Шнитке и С. А. Губайдулиной. Краткое ознакомление с биографиями композиторов.   Для   ознакомления   рекомендуется   прослушивание произведений:   А.   Г.   Шнитке  Concerto  grosso  №1,   С.   А.   Губайдуллина «Detto­I» или других по выбору преподавателя. 31 DXXVI. Творчество   Э.   В.   Денисова   и   В.   А.   Гаврилина.   Краткое ознакомление   с   биографиями   композиторов.   Для   ознакомления рекомендуется   прослушивание   произведений   Э.   В.   Денисова   «Знаки   на белом», фрагментов балета В. А. Гаврилина «Анюта» или других по выбору преподавателя. DXXVII. DXXVIII.            ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ DXXIX. Содержание   программы   учебного   предмета  «Музыкальная литература»   обеспечивает   художественно­эстетическое   и   нравственное воспитание   личности   учащегося,   гармоничное   развитие   музыкальных   и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется   комплекс   историко­музыкальных   знаний,   вербальных   и слуховых навыков. DXXX. Результатом обучения является сформированный комплекс знаний,   умений   и   навыков,   отражающий   наличие   у   обучающегося музыкальной   памяти   и   слуха,   музыкального   восприятия   и   мышления, художественного   вкуса,   владения   знания   музыкальных   стилей, профессиональной   музыкальной   исторического кругозора.  терминологией,   определенного DXXXI. Результатами обучения также являются:  первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно­нравственном развитии человека;  знание   творческих   биографий   зарубежных   и   отечественных композиторов согласно программным требованиям;  знание   в   соответствии   с   программными   требованиями музыкальных   произведений   зарубежных   и   отечественных   композиторов различных   исторических   периодов,   стилей,   жанров   и   форм   от   эпохи барокко до современности; 32  умение   в  устной   и   письменной   форме   излагать   свои   мысли   о творчестве композиторов;    умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;  навыки   по   восприятию   музыкального   произведения,   умение выражать   его   понимание   и   свое   к   нему   отношение,   обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.  DXXXII. DXXXIII.            ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание DXXXIV. Цель   аттестационных   (контрольных)   мероприятий   – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. DXXXV. Особой   формой   текущего   контроля   является контрольный   урок,   который   проводится   преподавателем,   ведущим предмет.   Целесообразно   проводить   контрольные   уроки   в   конце   каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.  DXXXVI. На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы ­ определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма   музыкального самостоятельного   анализа   нового   (незнакомого) произведения. 33 2. Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена (зачета) и итоговой аттестации DXXXVII. 5   («отлично»)   ­   содержательный   и   грамотный   (с позиции   русского   языка)   устный   или   письменный   ответ   с   верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств). DXXXVIII. 4   («хорошо»)   ­   устный   или   письменный   ответ, содержащий   не   более   2­3   незначительных   ошибок.   Определение   на   слух тематического   материала   также   содержит   2­3   неточности   негрубого характера   или   1   грубую   ошибку   и   1   незначительную.   Ориентирование   в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.  DXXXIX. 3   («удовлетворительно»)   ­   устный   или   письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4­5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4­5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.  DXL. 2   («неудовлетворительно»)   ­   большая   часть   устного   или письменного   ответа   неверна;   в   определении   на   слух   тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.  3. Контрольные требования на разных этапах обучения DXLI. Содержание   и   требование   программы   «Музыкальная литература» определяет уровень подготовки обучающихся. В соответствии с ними ученики должны уметь: 34  грамотно   и   связно   рассказывать   о   том   или   ином   сочинении   или историческом событии, знать специальную терминологию,   ориентироваться в биографии композитора,  представлять   исторический   контекст   событий,   изложенных   в биографиях композиторов,    определить на слух тематический материал пройденных произведений,  играть   на   фортепиано   тематический   материал   пройденных   произведений, знать   основные   стилевые   направления   в   культуре   и   определять   их характерные черты,  знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм. DXLII. DXLIII.               VI   . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА DXLIV. Занятия по предмету «Музыкальная литература проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия). DXLV. Работа   на   уроках   предполагает   соединение   нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание   музыкального   произведения.   Методически   оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.  DXLVI. На каждом уроке «Музыкальной литературы» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях. DXLVII. Современные   технологии   позволяют   не   только прослушивать   музыкальные   произведения,   но   и   осуществлять   просмотр видеозаписей. Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков   балетов   и   опер,   концертных   фрагментов,   сопровождаемых комментариями педагога. 35 DXLVIII. На   уроках   зачастую   невозможно   прослушать   или просмотреть   произведение   целиком,   подобная   ситуация   предусмотрена учебным   планом.   Однако   в   старших   классах   целесообразно   в   пределах самостоятельной   работы   предлагать   обучающимся   ознакомиться   с сочинением в целом, используя возможности Интернета. DXLIX. Методические рекомендации преподавателям DL. Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую структуру: повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания.  DLI.Повторение   и   проверка   знаний   в   начале   урока   помогает мобилизовать   внимание   учеников,   активизировать   работу   группы   и установить   связь   между   темами   уроков.   Чтобы   вовлечь   в   процесс   всех присутствующих   в   классе,   рекомендуется   пользоваться   формой фронтального устного опроса. Возможно проведение небольшой тестовой работы   в   письменном   виде.   Реже   используется   форма   индивидуального опроса.  DLII. Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений   занимает   основную   часть   урока.   Необходимо   пользоваться всеми   возможными   методами   обучения   для   достижения   максимально эффективных результатов обучения. DLIII. Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со   слов   преподавателя   и   при   музыкальных   прослушиваниях,   поэтому огромное значение имеют разнообразные  словесные методы  (объяснение, поисковая   и   закрепляющая   беседа,   рассказ).   Предпочтение   должно   быть отдано   такому   методу,   как  беседа,   в   результате   которой   ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует   от   преподавателя   умения   грамотно   составить   систему направленных вопросов и опыта управления беседой. Конечно, на уроках 36 музыкальной литературы нельзя обойтись без такого универсального метода обучения,   как  объяснение.   Объяснение   необходимо   при   разговоре   о различных   музыкальных   жанрах,   формах,   приемах   композиции,   нередко нуждаются в объяснении названия музыкальных произведений, вышедшие из употребления слова, различные словосочетания, фразеологические обороты. Специфическим   именно   для   уроков   музыкальной   литературы   является такой словесный метод, как  рассказ, который требует от преподавателя владения   не   только   информацией,   но   и   ораторским   и   актерским мастерством.   В   построении   рассказа   могут   использоваться   прямая   речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан эмоционально,   с   хорошей   дикцией,   интонационной   гибкостью,   в определенном   темпе.   В   форме   рассказа   может   быть   представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история создания и исполнения некоторых произведений. DLIV. Наглядные   методы.   Помимо   традиционной   для   многих учебных   предметов   изобразительной   и   графической   наглядности,   на музыкальной   литературе   используется   такой   специфический   метод,   как наблюдение за звучащей музыкой по нотам. Использование репродукций, фотоматериалов,   видеозаписей   уместно   на   биографических   уроках,   при изучении   театральных   произведений,   при   знакомстве   с   различными музыкальными   инструментами   и   оркестровыми   составами,   и   даже   для лучшего понимания некоторых жанров – концерт, квартет, фортепианное трио.   Использование   различных   схем,   таблиц   помогает   структурировать материал биографии композитора, осознать последовательность событий в сюжете   оперы,   представить   структуру   сонатно­симфонического   цикла, строение различных музыкальных форм. Подобного рода схемы могут быть заранее   подготовлены   педагогом   или   составлены   на   уроке   в   совместной работе с учениками. 37 DLV. Пример таблицы по биографии П. И. Чайковского DLVI. Годы жизни DLVII. 1840­ DLVIII. 0­1865 185 DLIX. 1866­ 1877 DLX. 1 8 DLXI. 18 85­ 1 8 5 0 1893 7 7 ­ 1 8 8 5 DLXII. Место пребывания DLXIII. Воткин DLXIV. Петербург DLXV. Моск ва DLXVI. Европа DLXVII. Подмоско с к DLXIX. Детств о вье, Кли н , Р о с с и я DLXVIII. Периоды в биографии  DLXX. Обу чение DLXXI. Р абота в в учил ище право веден консер ватори и. Педаго гическ 38 DLXXII. орская Композит и   дирижерская деятельность, концертные поездки   по России,   городам Европы   и Америки ия   и консе рвато рии ая, композ иторск ая, музыка льно­ критич еская деятел ьность DLXXIII. DLXXIV.На   усмотрение   преподавателя   такая   таблица   может   быть дополнена перечнем самых значительных произведений композитора. DLXXV. Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров   перед   прослушиванием   музыки   также   тесно   соприкасается   с практическими   методами   обучения.  К   ним   можно   также   отнести прослушивание музыкальных произведений без нотного текста и работу с текстом   учебника.   Формирование   умения   слушать   музыкальное произведение с одновременным наблюдением по нотам должно происходить в   ходе   систематических   упражнений.   Степень   трудности   должна   быть посильной для учеников и не отвлекать их от музыки. Наиболее простой текст   для   наблюдения   по   нотам   представляет   фортепианная   музыка, сложнее   ориентироваться   в   переложении   симфонической   музыки   для фортепиано. Известную трудность представляют вокальные произведения, оперы, где необходимо следить за записью нот на нескольких нотоносцах и за текстом. Знакомство  с партитурой предполагается в старших классах и должно   носить   выборочный   характер.   Перед   началом   прослушивания любого   произведения   преподавателю   следует   объяснить,   на   что   следует 39 обратить внимание, а во время прослушивания помогать ученикам следить по нотам. Такая систематическая работа со временем помогает выработать стойкие   ассоциативные   связи   между   звуковыми   образами   и соответствующей нотной записью. DLXXVI.Прослушивание   музыки   без   нотного   текста,   с   одной стороны, представляется самым естественным, с другой стороны имеет свои сложности.   трудно   наглядно   Обучая   детей   слушать   музыку, продемонстрировать,   как   это   надо   делать,   и   проверить,   насколько   это получается у учеников. Преподаватель может лишь косвенно проследить, насколько внимательны ученики. Необходимо помнить о том, что слуховое внимание   достаточно   хрупко.   Устойчивость   внимания   обеспечивается длительностью   слуховой   сосредоточенности.   Именно   поэтому   объем звучащего музыкального произведения должен увеличиваться постепенно. Педагогу необходимо уметь организовывать внимание учащихся, используя определенные приемы для сосредоточения внимания и для его поддержания (рассказ   об   истории   создания   произведения,   разъяснение   содержания произведения,   привлечение   изобразительной   наглядности,   создание определенного эмоционального состояния, постановка слуховых поисковых задач, переключение слухового внимания). DLXXVII. Работа с учебником является одним из общих учебных видов   работы.   На   музыкальной   литературе   целесообразно   использовать учебник   в   классной   работе   для   того,   чтобы   ученики   рассмотрели иллюстрацию, разобрали нотный пример, сверили написание сложных имен и фамилий, названий произведений, терминов, нашли в тексте определенную информацию   (даты,   перечисление   жанров,   количество   произведений). Возможно выполнение небольшого самостоятельного задания в классе по учебнику   (например,   содержания   чтение   фрагмента   биографии, 40 сценического произведения). Учебник должен максимально использоваться учениками для самостоятельной домашней работы. DLXXVIII. Завершая   урок,   целесообразно   сделать   небольшое повторение,   акцентировав   внимание   учеников   на   новых   знаниях, полученных во время занятия.  DLXXIX. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся DLXXX. Домашнее   задание,   которое   ученики   получают   в   конце урока,   должно   логично   вытекать   из   пройденного   в   классе.   Ученикам следует   не   просто   указать,   какие   страницы   в   учебнике   они   должны прочитать, необходимо подчеркнуть, что они должны сделать на следующем уроке (рассказывать, отвечать на вопросы, объяснять значение терминов, узнавать музыкальные примеры и т.д.) и объяснить, что для этого нужно сделать дома. DLXXXI.Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю.   Для   достижения   лучших   результатов   рекомендуется   делить   это время на две части на протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная   работа   включает   в   себя,   в   том   числе,   повторение пройденного   материала   (соответствующие   разделы   в   учебниках),   поиск информации   и   закрепление   сведений,   связанных   с   изучаемыми   темами, повторение музыкальных тем. DLXXXII. DLXXXIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ DLXXXIV. УЧЕБНИКИ 1. Аверьянова  О.  И. «Отечественная  музыкальная  литература  ХХ  века» Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005 2. Брянцева В. Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002 41 3. Козлова Н. П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004 4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4   класса   детских   музыкальных   школ   и   школ   искусств   (первый   год обучения предмету). М.: «Престо», 2006 5. Осовицкая З. Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения 6. Прохорова И. А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.  7. Смирнова Э. С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М.: «Музыка»  DLXXXV.               УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ 1. Калинина Г. Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса 2. Калинина Г. Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке 3. Островская   Я.   Е.,   Фролова   Л.   А.,   Цес   Н.Н.   Рабочая   тетрадь   по музыкальной  литературе зарубежных стран 5 класс (2 год обучения). «Композитор» С­Пб, 2012 4. Панова   Н.   В.   Музыкальная   литература   зарубежных   стран   (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009 5. Панова Н. В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6­7 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010 DLXXXVI. DLXXXVII.             ХРЕСТОМАТИИ 1. Хрестоматия   по   музыкальной   литературе   для   4   класса   ДМШ. Составители Владимиров В. Н., Лагутин А. М.: «Музыка», 1970 2.  Хрестоматия   по   музыкальной   литературе   зарубежных   стран   для   5 класса ДМШ. Составитель Прохорова И. М.: «Музыка», 1990 3. Хрестоматия   по   русской   музыкальной   литературе   для   6­7   классов ДМШ. Составители. Смирнова Э. С., Самонов А. М.: «Музыка», 1968 4. Хрестоматия   по   музыкальной   литературе   советского   периода   для   7 класса ДМШ. Составитель Самонов А. М.: «Музыка», 1993 42 DLXXXVIII.              МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5. Лагутин   А.   И.   Методика   преподавания   музыкальной   литературы   в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982 6. Лагутин   А.   И.   Методика   преподавания   музыкальной   литературы   в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005 7. Лисянская Е. Б. Музыкальная литература: методическое пособие.  Росмэн, 2001 8. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб.  статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991 DLXXXIX.               РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Всеобщая  история   музыки /авт.­сост.  А.Минакова,  С.  Минаков –  М.: Эксмо, 2009. 2. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества: 3. вып.1 – Роланд Вернон. А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен; 4. вып.2   –   Роланд   Вернон.   Дж.Верди,   Ф.Шопен,   Дж.Гершвин, И.Стравинский; 5. вып.3   –   Николай   Осипов.   М.Глинка,   П.Чайковский,   М.Мусоргский, Н.Римский­Корсаков. Изд­во «Поматур».  43

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения

Общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальная литература" 7 лет обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2018