Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года
Оценка 4.9

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка +1
Взрослым
21.09.2018
Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ. Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Сольфеджио ДООП.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» (МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ») ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ», «ФОРТЕПИАНО» УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ  «СОЛЬФЕДЖИО» Срок обучения: 4 года Срок реализации программы: 4 года Возраст обучающихся: с 6,6 ­ 7 лет Составитель преподаватель Ершова Анастасия Александровна С. п.  Локосово, 2018 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 2 3 4 Пояснительная записка Содержание учебного предмета Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и методы контроля, система оценок 5 Методическое обеспечение учебного процесса 6 Список литературы 2 3 6 19 20 24 37 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа   учебного   предмета   «Сольфеджио»   разработана   на   основе «Рекомендаций   по   организации   образовательной   и   методической деятельности   при   реализации   общеразвивающих   программ   в   области искусств»,   направленных   письмом   Министерства   культуры   Российской Федерации от 21.11.2013 № 191­01­39/06­ГИ. Сольфеджио   является   обязательным   учебным   предметом   в   детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм,   помогают   выявлению   творческих   задатков   учеников,   знакомят   с теоретическими   основами   музыкального   искусства.   Наряду   с   другими занятиями   они   способствуют   расширению   музыкального   кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.  2.   Срок   реализации  учебного   предмета   «Сольфеджио»   для   детей, поступивших   в   образовательное   учреждение   в   первый   класс   в   возрасте   с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года.  3.   Объем   учебного   времени,  предусмотренный   учебным   планом образовательного   учреждения   на   реализацию   учебного   предмета «Сольфеджио»: 1    1        Таблица Срок обучения 4 года Виды учебной нагрузки Срок реализации (классы) Количество часов на аудиторные занятия 4 года (1 – 4 классы) 2 3 1 1 4 1 1 1 Количество часов на аудиторные занятия в год  Общее количество часов на аудиторные 34 34 34 34 занятия Итого  4 34 34 34 34 136 4.   Форма   проведения   учебных   аудиторных   занятий: мелкогрупповая   (от   4   до   10   человек).   Рекомендуемая   продолжительность урока 1 ­ 2 класс ­ 35 минут, с 3 – 4 класс ­ 40 минут. 5. Цель и задачи учебного предмета Цель:  развитие   музыкально­творческих  способностей  учащегося  на  основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачи:   1. формирование   комплекса   знаний,   умений   и   навыков,   направленного   на развитие   у   обучающегося   музыкального   слуха   и   памяти,   чувства метроритма,   музыкального   восприятия   и   мышления,   художественного   формирование   знаний   музыкальных   стилей, вкуса, профессиональной музыкальной терминологией;   владение 2. формирование   навыков   самостоятельной   работы   с   музыкальным материалом; 3. формирование   у   наиболее   одаренных   детей   осознанной   мотивации   к продолжению   профессионального   обучения,   и   подготовка   их   к поступлению   в   образовательные   учреждения,   реализующие   основные профессиональные образовательные программы в области искусств. 6.  Обоснованием   структуры   программы   учебного   предмета, являются   Федеральные   Государственные   Требования,   отражающие   все аспекты работы преподавателя с учеником.  Программа содержит следующие разделы:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; 5  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы "Содержание учебного предмета". 8. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Материально   ­   техническая   база   МБОУ   ДО   «Локосовская   ДШИ» соответствует   санитарным   и   противопожарным   нормам,   нормам   охраны труда. Библиотечный   фонд   детской   школы   искусств   укомплектовывается печатными   и/или   электронными   изданиями   основной   и   дополнительной учебной   и   учебно­методической   литературы   по   учебному   предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными  изданиями, партитурами, клавирами  оперных, хоровых  и оркестровых   произведений.   Основной   учебной   литературой   по   учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся. Учебные   аудитории,   предназначенные   для   реализации   учебного   оснащаются   фортепиано   или   роялями, предмета   «Сольфеджио», звукотехническим   оборудованием,   учебной   мебелью   (досками,   столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. 6 Оснащение занятий В   младших   классах   активно   используется   наглядный   материал   – карточки   с   римскими   цифрами,   обозначающими   ступени,   «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов   и   аккордов.   В   старших   классах   применяются   плакаты   с информацией по основным теоретическим сведениям. Возможно   использование   звукозаписывающей   аппаратуры   для воспроизведения   тембровых   диктантов,   прослушивания   музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д. Дидактический   материал   подбирается   педагогом   на   основе   сборников   для существующих   методических   пособий, сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом   учебников, самостоятельно. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами,   поскольку   направлен   на   развитие   музыкального   слуха,   Умения   и   навыки музыкальной   памяти, интонирования,   чтения   с   листа,   слухового   анализа,   в   том   числе,   анализа   творческого   мышления. музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие). УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  Учебно­тематический   план   содержит   примерное   распределение учебного   материала   каждого   класса   в   течение   всего   срока   обучения. Преподаватель   может   спланировать   порядок   изучения   тем   исходя   из 7 особенностей   каждой   учебной   группы,   собственного   опыта,   сложившихся педагогических традиций.  При   планировании   содержания   занятий   необходимо   учитывать,   что гармоничное   и   эффективное   развитие   музыкального   слуха,   музыкальной памяти,   музыкального   мышления   возможно   лишь   в   случае   регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы. 1 КЛАСС Наименование раздела, темы  № Изучение нотной грамоты 1 Развитие вокально­интонационных навыков 2 Длительности  3 Размер 2/4  4 Контрольный урок 5 До мажор 6 7 Тон и полутон 8 Мажор и минор 9 Ступени гаммы 10 Диез, бемоль, бекар 11 Подготовка к контрольному уроку 12 Контрольный урок 13 Диезы, бемоли на фортепианной клавиатуре 14 Соль мажор 15 Фа мажор 16 17 Контрольный урок 18 Паузы 19 Музыкальные фразы, цезуры, мотивы 20 21 26 Ля минор. Параллельные тональности 27 Подготовка к контрольному уроку 28 Контрольный урок Репризы  Басовый ключ Транспозиция  ИТОГО: Таблица 2 Часы 3 2 2 1 1  2 1 1 1 1 1  1  2 2 2 2 1  2 1 1 1 2 1  1  34 2 КЛАСС Наименование раздела, темы Ритмическая фигура: четверть с точкой и шестнадцатая.  Фермата  № 1 Повторение материала 1 класса 2 Ми минор Ре минор 3 4 Размер 3/4 5 Контрольный урок 6 7 8 Лига  9 Затакт Ре мажор 10 Подготовка к контрольному уроку 11 Контрольный урок 12 Интервалы  13 Размер 4/4 14 Три вида минора 15 Си минор 16 Большая и малая секунды 17 Шестнадцатые ноты 18 Си­бемоль мажор 19 Контрольный урок 20 Соль минор 21 Размер 3/8 22 Ля мажор 23 Фа­диез минор 24 Подготовка к контрольному уроку 25 Контрольный урок ИТОГО: 3 КЛАСС Наименование раздела, темы № 1 Повторение материала 2 класса 2 Ми­бемоль мажор 3 4 Большие и малые терции Трезвучия: мажорные и минорные 8 Таблица 3 Часы 2 2 2 2 1 1 2 1 1  1 1 1   1 1 2 1 1 2 2 1  2  1  1  1  35 Таблица 4 Часы 3 2 2 1 Главные трезвучия лада До минор Кварты  Квинты 5 Контрольный урок 6 7 8 9 Ми мажор 10 Подготовка к контрольному уроку 11 Контрольный урок 12 13 До­диез минор 14 Тритоны в мажоре 15 Большие и малые сексты 16 Сексты в мажоре  17 Контрольный урок 18 Ля­бемоль мажор 19 Обращения трезвучий 20 Большие и малые септимы 21 Обращения интервалов 22 Фа минор 23 24 25 Подготовка к контрольному уроку 26 Контрольный урок Ритмическая группа: восьмая и две шестнадцатых Ритмическая группа: две шестнадцатых и восьмая ИТОГО 4 КЛАСС № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование раздела, темы Повторение материала 3 класса Тональность Ми мажор Пунктирный ритм Контрольный урок Главные трезвучия лада обращение и разрешение Тональность до­диез минор Синкопа Подготовка к контрольному уроку Контрольный урок Тритоны в мажоре (повторение) и миноре Триоль Тональность Ля­бемоль мажор Размер 6/8 9 1 2 1 1 1 1 1 2 2 3 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 35 Таблица 5 Часы 4 2 2 1 2 2 1 1 1 3 2 2 1 Тональность фа минор 14 Интервал м.7 15 Контрольный урок 16 17 Доминантовый септаккорд обращение и разрешение 18 Си мажор  19 Соль­диез минор 20 Подготовка к контрольному уроку 21 Контрольный урок ИТОГО: 10 1 1 2 3 2 2 35 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ  1 КЛАСС  Высокие и низкие звуки, регистр.  Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки.  Цифровое обозначение ступеней.  Устойчивость и неустойчивость.  Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.  Мажор и минор.  Тон, полутон.  Диез, бемоль.  Строение мажорной гаммы.  Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, ля минор, ре минор, ми минор.  Ключевые знаки.  Скрипичный и басовый ключи.  Транспонирование.  Темп.  Размер 2/4  Длительности  нот.  Ритм.  Такт, тактовая черта.  Сильная доля.  Затакт.  Пауза   (восьмая,   четвертная,   для   подвинутых   групп   –   половинная, 11 целая).  Музыкальные фразы, цезуры, мотивы  Басовый ключ 2 КЛАСС  Параллельные тональности.  Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.  Тональности   Си­бемоль   мажор,   ля   минор,   ми   минор,   си   минор,   ре минор, соль минор.  Тетрахорд.  Бекар.  Мотив, фраза.  Секвенция.  Канон.  Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых.  Затакт восьмая и две восьмые  Паузы (половинная, целая). 3 КЛАСС  Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.  Переменный лад.  Обращение интервала.  Интервалы м.6 и б.6.  Главные трезвучия лада.  Обращения трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд.  Тоническое трезвучие с обращениями.  Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть в 12 размерах 2/4, 3/4, 4/4.  Размер 3/8. 4 КЛАСС  Тональности до 4 знаков в ключе.  Трезвучия главных ступеней ­ тоника, субдоминанта, доминанта.  Септима.  Доминантовый септаккорд.  Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта.  Пунктирный ритм.  Синкопа.  Триоль.  Размер 6/8.  Обращения и разрешения главных трезвучий.   Гармонический вид мажора.  Энгармонизм.  Квинтовый круг тональностей.  Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.  Диатонические интервалы в тональности и от звука.  Обращения доминантового септаккорда в тональности  Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8. ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для   развития   музыкального   слуха,   памяти,   чувства   ритма,   творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют   навыки   чтения   с   листа,   чистого   интонирования,   слухового 13 анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо   пропорционально   сочетать   упражнения   по   развитию интонационных   навыков,   сольфеджированию,   ритмические   упражнения, слуховой   анализ,   различные   виды   музыкальных   диктантов,   задания   на освоение теоретических понятий, творческие упражнения. Интонационные упражнения Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение   гамм   и   различных   тетрахордов,   отдельных   ступеней,   мелодических оборотов,   секвенций,   интервалов   в   тональности   и   от   звука,   аккордов   в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные   упражнения   хором   или   группами,   а   затем   переходить   к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента   на   фортепиано   с   предварительной   настройкой,   но   в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического   ладовую   краску. аккомпанемента,   подчеркивающего   тяготение, Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в   свободном   ритме;   в   дальнейшем   желательна   определенная   ритмическая организация.   На   начальном   этапе   обучения   рекомендуется   использовать ручные   знаки,   карточки   с   порядковыми   номерами   ступеней,   «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия. Интонационные   упражнения   могут   быть   многоголосными. Рекомендуется пропевание интервалов, аккордов и их последовательностей в гармоническом (двухголосном, трехголосном) звучании. Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический   материал,   подготовиться   к   сольфеджированию,   чтению   с листа,   активизировать   слух   и   память   перед   музыкальным   диктантом   или слуховым анализом. 14 Сольфеджирование и чтение с листа Сольфеджирование   способствует   выработке   правильных   певческих навыков,   интонационной   точности,   формированию   дирижерского   жеста, развитию   чувства   ритма,   воспитанию   сознательного   отношения   к музыкальному тексту. С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы   –   «ре»,   «ми»   второй),   постепенно   расширяя   его.   Примеры   для сольфеджирования   и   для   чтения   с   листа   должны   исполняться   с дирижированием  (на  начальном  этапе  возможно  тактирование).  В  младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором, группами с   постепенным   переходом   к   индивидуальному   исполнению.   Развитию внутреннего   слуха   и   внимания   способствует   исполнение   мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя. Сольфеджирование   и   чтение   с   листа   предполагает   пение   без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере   ощущения   лада   можно   поддержать   пение   гармоническим сопровождением.   Отдельным   видом   работы   является   исполнение   песен   с аккомпанементом   фортепиано   по   нотам   (на   начальном   этапе   ­   с сопровождением педагога, в старших классах – со своим собственным). Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на интонации   пройденных   интервалов,   аккордов,   знакомые   мелодические обороты,   включать   известные   ритмические   фигуры.   Естественно,   примеры для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого примера   необходимо   его   проанализировать   с   точки   зрения   известных мелодических   оборотов,   движения   по   звукам   аккордов,   интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. 15 Ритмические упражнения Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей.  На начальном этапе   обучения   следует   опираться   на   то,   что   у   детей   восприятие   ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру   из   ударных   инструментов,  даже   при   наличии   в  программе   таких предметов   как   ритмика   и   оркестр   (оркестр   К.   Орфа,   коллективное инструментальное   музицирование   и   т.д.).   Можно   рекомендовать   самые разнообразные ритмические упражнения:  простукивание   ритмического   рисунка   знакомой   песни,   мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);  повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;   простукивание   ритмического   рисунка   по   нотной   записи,   на карточках;  проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;  исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;  ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;  ритмическая партитура, двух­ и трехголосная;  ритмические каноны (с текстом, на слоги);  ритмический   диктант   (запись   ритмического   рисунка   мелодии   или ритмического   рисунка,   исполненного   на   ударном   инструменте,   хлопками, карандашом). Каждая   новая   ритмическая   фигура   должна   быть,   прежде   всего, воспринята   эмоционально   и   практически   проработана   в   ритмических 16 упражнениях, а затем ­ включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант. Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо   на   раннем   этапе   обучения   обращать   внимание   учеников   на ритмическую   пульсацию   (доли),   вводить   различные   упражнения   – тактирование,   выделение   сильной   доли   ­   для   дальнейшего   перехода   к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа   и   при   пении   двухголосия.   Начинать   работу   с   дирижерским   жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки. Слуховой анализ Этот   вид   работы   подразумевает   развитие   музыкального   восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ   –   это,   прежде   всего,   осознание   услышанного.   Соответственно, необходимо   учить   детей   эмоционально   воспринимать   услышанное   и   уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать   и   примеры   из   музыкальной   литературы,   и   специальные инструктивные упражнения. При   прослушивании   одноголосной   мелодии   необходимо   обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции),   определять   размер,   узнавать   в   ней   знакомые   мелодические   и ритмические обороты. При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры. 17 При   слуховом   анализе   фрагментов   из   музыкальной   литературы необходимо   обращать   внимание   учеников   на   соотношение   определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора: ­ анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм; ­ отдельных ступеней лада и мелодических оборотов; ­ ритмических оборотов; ­   интервалов   в   мелодическом   звучании   вверх   и   вниз   от   звука   и   в тональности; ­ интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности; ­   последовательности   из   нескольких   интервалов   в   тональности   (с определением величины интервала и его положения в тональности); ­ аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука; ­   аккордов   в   гармоническом   звучании   от   звука   и   в   тональности   (с определением их функциональной принадлежности); ­ последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности); Желательно,   чтобы   дидактические   упражнения   были   организованы ритмически. На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной   форме.   В   старших   классах   возможно   использование   письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора,   так   как   это   способствует   осознанию   целостности   музыкального построения и развитию музыкальной памяти. Музыкальный диктант Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех   составляющих   музыкального   слуха   и   учит   осознанно   фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы: 18  устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2­4­тактовой мелодии после двух­трех проигрываний);  диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);  ритмический   диктант   (запись   данного   ритмического   рисунка   или запись ритмического рисунка мелодии);  музыкальный   диктант   с   предварительным   разбором   (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный   разбор   отводится   2­3   проигрывания   (5­10   минут),   затем ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно широко   использовать   в   младших   классах,   а   также   при   записи   мелодий,   в которых появляются новые элементы музыкального языка;  музыкальный диктант без предварительного разбора (запись диктанта в течение установленного времени за определенное количество проигрываний, обычно   8­10   прогрываний   в   течение   20­25   минут).   Эта   форма   диктанта наиболее целесообразна для учащихся старших классов, так как предполагает уже сформированное умение самостоятельно анализировать мелодию. Перед   началом   работы   над   мелодическим   диктантом   необходима тщательная   настройка   в   тональности,   для   которой   можно   использовать интонационные   упражнения,   сольфеджирование,   задания   по   слуховому анализу. Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту второй голос или аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности. 19 Музыкальным   материалом   для   диктанта   могут   служить   примеры   из музыкальной   литературы,   специальных   сборников   диктантов,   а   также мелодии, сочиненные самим преподавателем. Творческие задания Развитие   творческих   способностей   учащихся   играет   в   процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать   испытать свою   индивидуальность, радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к   психологически   раскрепоститься, музыкальной   деятельности.   Творческие   задания   на   уроках   сольфеджио   тренируют   различные   стороны активизируют   слуховое   внимание, музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами   курса   сольфеджио,   так   как   их   целью   является   закрепление теоретических   знаний,   формирование   основных   умений   и   навыков   (запись мелодий, определение на слух, интонирование).  Творческие   задания   можно   начинать   с   начального   этапа   обучения. Детям   более   доступны   творческие   упражнения,   связанные   с   ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять   в   допевании,   досочинении   мелодии   (формирование   ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Постепенно в творческие задания добавляются   упражнения,   связанные   с   подбором   и   сочинением   второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.  Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того, они   помогают   выявить   детей,   имеющих   склонности   к   импровизации, композиции,   и   направить   внимание   на   развитие   данных   способностей,   а возможно, и будущую профессиональную ориентацию. 20 III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом   освоения   программы   учебного   предмета   «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:  сформированный   комплекс   знаний,   умений   и   навыков, отражающий   наличие   у   обучающегося   художественного   вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада,   метроритма,   знания   музыкальных   стилей,   способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; умение   сольфеджировать   одноголосные,   двухголосные музыкальные   примеры,   записывать   музыкальные   построения   средней трудности   с   использованием   навыков   слухового   анализа,   слышать   и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;  умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение   импровизировать   на   заданные   музыкальные   темы   или ритмические построения; навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на      инструменте, запись по слуху и т.п.). Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с дополнительным   годом   обучения   является   приобретение   обучающимися также следующих знаний, умений и навыков: 21  умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;  формирование навыков сочинения и импровизации музыкального текста;  формирование навыков восприятия современной музыки. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 1. АТТЕСТАЦИЯ: ЦЕЛИ, ВИДЫ, ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Цели   аттестации:   установить   соответствие   достигнутого   учеником уровня   знаний   и   умений   на   определенном   этапе   обучения   программным требованиям. Виды и содержание контроля: ­   устный   опрос   (индивидуальный   и   фронтальный),   включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров,   чтение   с   листа,   слуховой   анализ   интервалов   и   аккордов   вне тональности   и   в   виде   последовательности   в   тональности,   интонационные упражнения; ­ самостоятельные   письменные   задания   ­   запись   музыкального диктанта, слуховой анализ, выполнение теоретического задания; ­   «конкурсные»   творческие   задания   (на   лучший   подбор аккомпанемента, сочинение на заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.). 2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Уровень   приобретенных   знаний,   умений   и   навыков   должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на   них   времени,   что   демонстрирует   приобретенные   учеником   умения   и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для   аттестации   учащихся   используется   дифференцированная   5­ 22 балльная система оценок. Музыкальный диктант Оценка   5   (отлично)–   музыкальный   диктант   записан   полностью   без ошибок   в   пределах   отведенного   времени   и   количества   проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков. Оценка   4   (хорошо)   ­   музыкальный   диктант   записан   полностью   в пределах   отведенного   времени   и   количества   проигрываний.   Допущено   2­3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов. Оценка   3   (удовлетворительно)   ­   музыкальный   диктант   записан полностью   в   пределах   отведенного   времени   и   количества   проигрываний, допущено большое количество (4­8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины). Оценка   2   (неудовлетворительно)   –   музыкальный   диктант   записан   в пределах   отведенного   времени   и   количества   проигрываний,   допущено большое   количество   грубых   ошибок   в   записи   мелодической   линии   и ритмического   рисунка,   либо   музыкальный   диктант   записан   меньше,   чем наполовину. Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ Оценка   5   (отлично)   –   чистое   интонирование,   хороший   темп   ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний. 23 Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности   в   интонировании,   нарушения   в   темпе   ответа,   ошибки   в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях. Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях. Оценка   2   (неудовлетворительно)   ­   грубые   ошибки,   не   владение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний. 3. КОНТРОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ На   каждом   этапе   обучения   ученики,   в   соответствии   с   требованиями программы, должны уметь: ­ записывать музыкальный диктант соответствующей трудности,  ­ сольфеджировать разученные мелодии,  ­ пропеть незнакомую мелодию с листа, ­ исполнить   двухголосный  пример  (в ансамбле, с собственной  игрой второго голоса, для продвинутых учеников – и с дирижированием); ­ определять на слух пройденные интервалы и аккорды; ­ строить   пройденные   интервалы   и   аккорды   в   пройденных тональностях письменно, устно и на фортепиано; ­ анализировать   музыкальный   текст,   используя   полученные теоретические знания; ­ исполнять вокальное произведение с собственным аккомпанементом на фортепиано (в старших классах); ­ знать необходимую профессиональную терминологию. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Примерные требования на итоговом экзамене в 8 классе 24 Письменно   –   записать   самостоятельно   музыкальный   диктант, соответствующий   требованиям   настоящей   программы.   Уровень   сложности диктанта может быть различным в группах, допускаются диктанты разного уровня сложности внутри одной группы.  Устно: индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, но уровень трудности музыкального материала может быть также различным. 1. Спеть с листа мелодию соответствующей программным требованиям трудности и дирижированием. 2. Спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм. 3. Спеть от звука вверх или вниз пройденные интервалы. 4. Спеть в тональности тритоны с разрешением. 5. Определить на слух несколько интервалов вне тональности. 6. Спеть от звука вверх или вниз пройденные аккорды. 7. Спеть в тональности пройденные аккорды. 8. Определить на слух аккорды вне тональности.  9. Определить   на   слух   последовательность   из   8­10   интервалов   или аккордов. Пример устного опроса: ­   спеть   с   листа   одноголосный   пример   (А.   Рубец.   Одноголосное сольфеджио: №66), ­ спеть гармонический вид гаммы Ре­бемоль мажор вниз, мелодический вид гаммы соль­диез минор вверх, ­ спеть или прочитать хроматическую гамму Си мажор вверх, до­диез минор вниз, ­ спеть от звука ми вверх все большие интервалы, от звука си вниз все малые интервалы, 25 ­ спеть тритоны с разрешением в тональностях фа минор, Ми­бемоль мажор,   характерные   интервалы   в   тональностях   фа­диез   минор,   Си­бемоль мажор, ­ определить на слух несколько интервалов вне тональности, ­ спеть от звука ре мажорный и минорный секстаккорды, разрешить их как главные в возможные тональности, ­ спеть в тональности си минор вводный септаккорд с разрешениями, ­ определить на слух последовательность из интервалов или аккордов (см. нотные примеры №№39­42 в разделе «Методические указания»). V.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В   этом   разделе   содержатся   методические   рекомендации   для преподавателей.   Рекомендации   преподавателям   составлены   по   основным формам работы для каждого класса 8­летней программы обучения.  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ПО ОСНОВНЫМ ФОРМАМ РАБОТЫ Интонационные упражнения 1 КЛАСС  Выработка   равномерного   дыхания,   умения   распределять   его   на музыкальную фразу.   Слуховое осознание чистой интонации.  Пение   песен­упражнений   из   2­3­х   соседних   звуков   (двух­трехступенных ладов) с постепенным расширением диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д. по выбору педагога).  Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.  Пение   устойчивых   ступеней,   неустойчивых   ступеней   с   разрешениями, опевания устойчивых ступеней. 26 Сольфеджирование, пение с листа  Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях.  Пение по нотам простых мелодий с дирижированием.  Пение одного из голосов в двухголосном примере. Ритмические упражнения  Движения под музыку.  Повторение   ритмического   рисунка   (простукивание,   проговаривание   на слоги).  Исполнение   ритмического   рисунка   по   записи   (ритмические   карточки, нотный текст).  Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.  Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).  Ритмические фигуры в размере ¾ (три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная, половинная с точкой).  Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, ¾.  Определение размера в прослушанном музыкальном построении.  Исполнение   ритмического   сопровождения   (к   выученным   песням,   с аккомпанементом фортепиано или без) на основе изученных ритмических фигур.  Исполнение   двух­   и   трехголосных   ритмических   партитур   на   основе изученных ритмических фигур (с сопровождением фортепиано или без).  Ритмические диктанты. Слуховой анализ  Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.  Определение   на   слух   лада   (мажор,   минор,   сопоставление   одноименного мажора и минора).  Определение на слух структуры, количества фраз. 27  Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов.  Определение   на   слух   размера   музыкального   построения,   знакомых ритмических фигур.  Определение   на   слух   отдельных   мелодических   оборотов   (поступенное движение   вверх   и   вниз,   повторность   звуков,   движение   по   устойчивым звукам, скачки, опевания).  Определение на слух мажорного и минорного трезвучия. Музыкальный диктант  Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.  Устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано).  Подбор и запись мелодических построений от разных нот.  Запись ритмического рисунка мелодии.  Запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков.  Запись мелодий в объеме 4­8 тактов в пройденных тональностях.  Пример 1  Пример 2 Творческие упражнения  Допевание мелодии до устойчивого звука.  Импровизация мелодии на заданный ритм.  Импровизация мелодии на заданный текст.  Импровизация   простейшего   ритмического   аккомпанемента   к исполняемым примерам.  Подбор баса к выученным мелодиям.  Запись сочиненных мелодий. 28  Рисунки к песням, музыкальным произведениям. Интонационные упражнения 2 КЛАСС  Пение мажорных гамм.  Пение минорных гамм (три вида).  Пение отдельных тетрахордов.  Пение устойчивых ступеней.  Пение неустойчивых ступеней с разрешением.  Пение опеваний устойчивых ступеней.  Пение интервалов одноголосно и двухголосно в мажоре (м.2 на  VII,  II, б.2 на I, II, V, б.3 на I, IV, V),   м.3 на VII, II, ч.5 на  I, ч.4 на V, ч.8 на I).  Пение интервалов одноголосно и двухголосно в миноре (м.2 на II, V, б.2 на I, VII, м.3 на I, IV, V, VII повышенной, ч.5 на I, ч.4 на V, ч.8 на I).  Пение   простых   секвенций   с   использованием   прорабатываемых мелодических оборотов   Пример 3 Сольфеджирование, пение с листа  Разучивание   по   нотам   мелодий,   включающих   прорабатываемые мелодические   и   ритмические   обороты,   в   пройденных   тональностях,   в размерах 2/4 3/4 4/4 с дирижированием.  Пение мелодий, выученных наизусть.  Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.  Чтение с листа простейших мелодий.  Чередование пения вслух и про себя, поочередное пение фразами, группами и индивидуально.  Разучивание и пение двухголосия по нотам (группами, с аккомпанементом 29 педагога). Ритмические упражнения  Повторение   данного   на   слух   ритмического   рисунка:   на   слоги, простукиванием.   Повторение записанного ритмического рисунка на слоги, простукиванием.  Новые ритмические фигуры в размере 2/4 (четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых).  Новые ритмические фигуры с восьмыми в размере ¾.  Основные ритмические фигуры в размере 4/4.  Определение размера в прослушанном музыкальном построении.  Дирижирование в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4.  Паузы – половинная, целая.  Дирижирование в пройденных размерах.  Упражнения на ритмические остинато.  Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.  Исполнение простейших ритмических партитур, в том числе ритмического канона.  Ритмические диктанты. Слуховой анализ  Определение на слух лада (мажор, минор трех видов).  Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов.  Мажорного,   минорного   трезвучия   в   мелодическом   и   гармоническом звучании.  Пройденных   интервалов   в   мелодическом   и   гармоническом   звучании, скачков на ч.4, ч.5, ч.8. Музыкальный диктант 30  Продолжение   работы   по   развитию   музыкальной   памяти   и   внутреннего слуха.  Устные   диктанты:   запоминание   фразы   в   объеме   2­4­х   тактов   и   ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано).  Запись   мелодий   с   предварительным   разбором   в   объеме   4­8   тактов   в пройденных   размерах,   с   пройденными   мелодическими   оборотами,   в пройденных тональностях.   Пример 4  Пример 5 Творческие задания  Досочинение мелодии.  Сочинение мелодических вариантов фразы.  Сочинение мелодии на заданный ритм.  Сочинение мелодии на заданный текст.  Сочинение ритмического аккомпанемента.  Подбор второго голоса к заданной мелодии.  Подбор баса к заданной мелодии. Интонационные упражнения 3 КЛАСС  Пение мажорных гамм до 3­х знаков в ключе.  Пение минорных гамм (три вида) до 3­х знаков в ключе.  Пение тетрахордов пройденных гамм.  Пение в пройденных тональностях устойчивых ступеней.  Пение в пройденных тональностях неустойчивых ступеней с разрешением.  Пение опеваний устойчивых ступеней.  Пение   секвенций   с   использованием   прорабатываемых   мелодических 31 оборотов.  Пример 6  Пение пройденных интервалов в тональности.  Пение пройденных интервалов от звука.  Пение пройденных интервалов двухголосно.  Пение мажорного и минорного трезвучия.  Пение в тональности обращений тонического трезвучия.  Пение в тональности главных трезвучий. Сольфеджирование, пение с листа  Разучивание   по   нотам   мелодий,   включающих   прорабатываемые мелодические   и   ритмические   обороты,   в   пройденных   тональностях,   в размерах 2/4 3/4 4/4 3/8 с дирижированием.  Пение мелодий, выученных наизусть.  Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.  Чтение с листа несложных мелодий.  Пение   двухголосия   (для   продвинутых   учеников   –   с   проигрыванием другого голоса на фортепиано). Ритмические упражнения  Новые ритмические фигуры в пройденных размерах 2/4, 3/4, 4/4 (восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая).  Размер 3/8, основные ритмические фигуры.  Повторение   записанного   ритмического   рисунка   простукиванием   (с дирижированием).  Определение размера в прослушанном музыкальном построении. 32  Ритмические диктанты.  Исполнение   выученных   мелодий   с   собственным   ритмическим аккомпанементом.  Исполнение ритмических партитур, ритмического остинато.  Новые ритмические фигуры в размере 2/4.  Затакты восьмая, две восьмые, три восьмые. Слуховой анализ  Определение на слух:  пройденных мелодических оборотов (движение по звукам трезвучия и его обращений,   скачки   на   пройденные   интервалы,   опевания   устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях и т.д.);  пройденных интервалов, взятых отдельно в мелодическом и гармоническом звучании (в ладу, от звука);  пройденных интервалов в ладу, взятых последовательно (3­4 интервала);  Примеры 7, 8  мажорного и минорного трезвучия, взятого от звука;  трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре (для подвинутых групп). Музыкальный диктант  Различные формы устного диктанта.  Запись выученных мелодий.  Письменный   диктант   в   пройденных   тональностях,   в   объеме   8   тактов, включающий:  пройденные мелодические обороты (движение по звукам трезвучия и его обращений,   скачки   на   пройденные   интервалы,   опевания   устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях и т.д.);  ритмические   группы   восьмая   и   две   шестнадцатых,   две   шестнадцатых   и 33 восьмая в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4; затакты восьмая, две восьмые, три восьмые в размерах 2/4, 3/4, 4/4;   паузы – восьмые;  Пример 9  Пример 10 Творческие упражнения  Сочинение мелодии на заданный ритм.  Сочинение мелодии на заданный текст.  Сочинение мелодии с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов.  Сочинение ритмического аккомпанемента.  Сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.  Сочинение ответного (второго) предложения.  Подбор второго голоса к заданной мелодии.  Подбор баса к заданной мелодии.  Подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов. Интонационные упражнения 4 КЛАСС  Пение пройденных гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов.  Пение трезвучий главных ступеней с разрешением. 34  Пение   доминантового   септаккорда   с   разрешением   в   пройденных тональностях.  Пение ранее пройденных интервалов от звука и в тональности.  Пение м.7 на V ступени в мажоре и миноре.  Пение   ум.5   на  VII  (повышенной)   ступени   и   ув.4   на  IV  ступени   в натуральном мажоре и гармоническом миноре.  Пение интервальных последовательностей в тональности (до 5 интервалов) мелодически и двухголосно, с проигрыванием одного из голосов.  Пение   аккордовых   последовательностей   (4­5   аккордов)   мелодически   и одного из голосов с проигрыванием аккордов на фортепиано.  Пение   диатонических   секвенций   с   использованием   пройденных мелодических оборотов, включающих движение по звукам аккордов, скачки на пройденные интервалы.  Пример 11 Сольфеджирование, пение с листа  Пение   по   нотам   мелодий   с   более   сложными   мелодическими   и ритмическими   оборотами   в  тональностях   до   4­х   знаков,  с  пройденными ритмическими оборотами.  Пение мелодий, выученных наизусть.  Транспонирование выученных мелодий.  Чтение   с   листа   несложных   мелодий   в   пройденных   тональностях, включающих   движение   по   звукам   главных   трезвучий,   доминантовому септаккорду, пройденные ритмические фигуры.  Пение одного из голосов двухголосных примеров, в том числе канонов.  Пение   одного   из   голосов   двухголосного   примера   с   одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано. 35 Ритмические упражнения  Простукивание записанных ритмических упражнений, включающих новые ритмические фигуры (в размерах 2/4, 3/4, 4/4 – пунктирный ритм, синкопа, триоль,   в   размерах   3/8   и   6/8   ритмические   группы   с   четвертями   и восьмыми) с одновременным дирижированием.  Размер 6/8, работа над дирижерским жестом.  Определение размера в прослушанном музыкальном построении.  Пение с ритмическим аккомпанементом.  Исполнение ритмического двухголосия группами и индивидуально.  Исполнение ритмических партитур.  Ритмические диктанты.  Сольмизация выученных примеров и примеров с листа. Слуховой анализ  Определение   в   прослушанной   музыкальном   построении   его   структуры (повторность, вариативность, секвенции).  Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий, септаккорда.  Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих скачки на тритоны на пройденных ступенях.  Определение на слух пройденных интервалов вне тональности.  Определение   на   слух   последовательности   интервалов   в   пройденных тональностях (до 5 интервалов).  Пример 12  Определение на слух мажорного и минорного трезвучия, секстаккорда, квартсекстваккорда вне тональности.  Определение   последовательности   аккордов   в   пройденных   тональностях (до   5   аккордов),   осознание   функциональной   окраски   аккордов   в тональности  Пример 13 36 Музыкальный диктант  Устные диктанты.  Запись выученных мелодий по памяти.  Письменный   диктант  в  тональностях  до  4­х  знаков  в  объеме 8  тактов, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы   Примеры 14 Творческие упражнения  Импровизация и сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения.  Сочинение   мелодий   различного   жанра,   характера   (марша,  колыбельная, мазурка).  Сочинение мелодий, использующих движение по пройденным аккордам, скачки на изученные интервалы.  Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок.  Сочинение мелодий с использованием пройденных ритмических рисунков.  Сочинение подголоска к мелодии.  Подбор   басового   голоса   к   данной   мелодии   с   использованием   главных ступеней.  Подбор аккомпанемента к мелодии с помощью изученных аккордов.  Пение мелодий с собственным аккомпанементом. 37  Пение выученных мелодий с аккомпанементом (собственным или другого ученика, или педагога). 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ Самостоятельная   работа   учащихся   по   сольфеджио   основана   на выполнении   домашнего   задания.   Время,   предусмотренное   на   выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания,   творческие   задания   и   др.)   и   составляет   от   1   часа   в   неделю. Целесообразно   равномерно   распределять   время   на   выполнение   домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10­20 минут в день.   Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной   памяти   (выучивание   примеров   наизусть,   транспонирование), чтобы   иметь   возможность   несколько   раз   вернуться   к   этим   заданиям   на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь   возможность   проверить   чистоту   своей   интонации   и   научиться   это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).  Организация занятий Самостоятельные   занятия   по   сольфеджио   являются   необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы: ­ выполнение теоретического (возможно письменного) задания, ­ сольфеджирование мелодий по нотам, ­ разучивание мелодий наизусть, 38 ­ транспонирование, ­   интонационные   упражнения   (пение   гамм,   оборотов,   интервалов, аккордов), ­ исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом, ­ игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей, ­ ритмические упражнения, ­   творческие   задания   (подбор   баса,   аккомпанемента,   сочинение мелодии, ритмического рисунка). Объем   задания   должен   быть   посильным   для   ученика.   Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10­20 минут. Задания должны выполняться   в  полном   объеме.  Начинать   подготовку   к   следующему   уроку лучше   с   той   части   задания,   которая   предусматривает   проработку   новых теоретических   сведений,   с   упражнений   на   развитие   музыкальной   памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают   у   ученика   наибольшие   трудности,   чтобы   иметь   возможность   в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать   ученикам,  как  работать  над каждым  видом  домашнего  задания (как   разучить   одноголосный,   двухголосный   пример,   как   прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального   слуха   и  памяти,  подбирая   по   слуху   различные   музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения. VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Учебная литература 1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 ­2 класс. «Кифара», 2006 39 2. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993 3. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007 4. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991 5. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010 6. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1­7 классы. М. ООО «Престо», 2007 7. Золина   Е.,   Синяева   Л.,   Чустова   Л.   Сольфеджио.   Интервалы. Аккорды. 6­8 классы. М. «Классика XXI», 2004 8. Золина   Е.,   Синяева   Л.,   Чустова   Л.   Сольфеджио.   Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6­8 классы. М. «Классика XXI», 2004 9. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6­8 классы. М. «Классика XXI», 2004 10. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1­7 классы. М. 2000­ 2005 11. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971 12. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2.   Двухголосие. М. Музыка, 1970 13. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005 14. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. 15. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1­7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008 16. Никитина Н. Сольфеджио (1­7 классы). М., 2009 17. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика­ XXI» 2003 18. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003 2001 19. Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. М. «Престо», 40 20. Рубец А. Одноголосное сольфеджио 21. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для детей, ч.1 и 2.  М.: «Музыка», 1999 22. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982 Учебно­методическая литература 1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М. «Музыка», 1991 2. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993. 3. Быканова   Е.   Стоклицкая   Т.   Музыкальные   диктанты   1­4   классы. ДМШ.  М., 1979  4. Музыкальные   диктанты   для   детской   музыкальной   школы   (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995 5. Ладухин   Н.   1000   примеров   музыкального   диктанта.   М.: «Композитор», 1993 6. Лопатина   И.   Сборник   диктантов.   Одноголосие   и   двухголосие.   М.: «Музыка», 1985 7. Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999 8. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., 1993 9. Жуковская   Г.,   Казакова   Т.,   Петрова   А.   Сборник   диктантов   по сольфеджио. М., 2007 Методическая литература  1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1976 2. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 2005 3. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1981 4. Калужская   Т.   Сольфеджио   6   класс   ДМШ.   Учебно­методическое пособие. М., «Музыка», 1988 5. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М. «Музыка» 1999 41

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года

Общеразвивающая общеобразовательная программа по "Сольфеджио" 4 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2018