Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"
Оценка 4.9

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
19.04.2018
Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает. Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра. Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им. Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя. Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли. В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.
кукольный театр общеразвивающ..doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа школа " села Марьевка муниципального района Пестравский Образовательная программа дополнительного образования детей детское   объединение «Кукольный  театр»                                    Срок реализации программы: 3 года                   1 Марьевка, 2015 г.  «Одобрено»  Методическим советом «Утверждаю» Директор МБОУ ДОД «ДМШ»с.Марьевка МБОУ ДОД ДМШ с. Марьевка _________________Лашина Н.И.  Протокол №  __от  «____»___________2015г. «____»____________2015г. Разработчик программы: Саркисян Ани Овсеповна, преподаватель театральных дисциплин. 2 I. Пояснительная записка Трудно   точно   припомнить   с   каких   времен   люди   начали   играть.   Игра   – естественное   состояние   человека.   Детство   каждого   происходит   в   мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых. Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как  и реальный человек, имеет свою одежду, свои  игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по­своему: кому­то нравится строить, а кому­то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми. Сформировать   правильные   модели   поведения,   показав,   как   можно   и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр. Театр   кукол   –   одна   из   лучших   моделей   человечества.   Среди   качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра   способны   жить   целые   столетия,   а   музейная   кукла,   ведомая   рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты. Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.   Актуальность   предлагаемой   программы  заключается   в   деятельном подходе   к   воспитанию,   образованию   и   развитию   ребенка   средствами кукольного театра. Во­первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих,   в кукольном их роль возрастает многократно – здесь   они   представляют   человека.   Кукольные   герои   живут   на   сцене человеческой   жизнью,   заставляя   и   актера,   и   зрителя   сочувствовать   и сопереживать им. 3 Во­вторых,   на   сцене   идеи   и   образы   раскрываются,   прежде   всего   в словесных и физических действиях живого человека ­ актера или актера ­ кукольника   (с   помощью   куклы)   непосредственно   в   момент   творчества, воздействующего на зрителя. Такая   непосредственность   эмоционального   воздействия   требует   от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли. В­третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека. Программа «Кукольный театр» по форме   является модифицированной, по целевому обеспечению потребностей творческого развития – образовательно­ развивающей   (при   разработке   программы   были   использованы   учебно­   И.Б.   Караманенко,   С.М. методические   пособия   Н.Ф.   Сорокиной,   Альхимович,   Ю.Л.   Алянского,   Л.Б.   Баряевой,     И.Б.   Белюшкиной, Н.Трифоновой,     Л.Иванцовой,     О.Коржовой,     в   которых   рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного). Развитие   детей   осуществляется   посредством   приобретения   знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей. Театральная   деятельность    развивает личность   ребёнка,   прививает устойчивый  интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре   определённые   переживания,   побуждает   к   созданию   новых   образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.    Основная ­ театрализованная ­   деятельность       этой программы   – это хорошая   возможность   раскрытия   творческого   потенциала   ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная   деятельность   направлена   на   целостное   воздействие   на личность   ребенка,  его   раскрепощение,  вовлечение   в  действие,  активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия   для   социализации   ребенка,   усиливая   при   этом   его   адаптационные способности,   корректирует   коммуникативные   отклонения;   помогает осознанию   чувства   удовлетворения,   радости,   значимости,   возникающих   в результате выявления скрытых талантов и потенциала. Реализация программы рассчитана на 3  года.  По   форме организации и   деятельности   данная   программа   является содержанию   педагогической   модульной и состоит из трёх модулей: 4 1. Подготовительный  2. Базовый  3. Углублённый.  Дети первого года обучения знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно­воспитательном   значении   в   жизни   общества,   о   роли коллективного   творческого   труда   в   искусстве   театра,   об   основных компонентах спектакля и их выразительном значении.   Воспитанники   овладевают   основами   зрительской   культуры,   учатся руководствоваться  чувством   коллективизма   и   дружбы   при   подготовке   и обсуждении спектаклей, игр­драматизаций, сценических отрывков и т. д. Дети   второго   и   третьего   года   обучения   получают   более   полное представление о театре, его синтетической природе, его связях с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка), а также   о   театральных   жанрах   (комическом   и   героическом).   Воспитанники учатся   умению   выразить   свое   представление   о   том   или   ином  персонаже пьесы,     индивидуально     или   коллективно   проинсценировать     увиденное, услышанное,   получая   тем   самым   возможность   развивать     навыки  анализа исполнителя.    Основные цель    программы «Кукольный театр»   ­  развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Данная цель реализуется через решение следующих задач:  реализация творческого потенциала личности  воспитанников  систематическое   и   целенаправленное   развитие   зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей  знакомство  с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское   мастерство,   приёмы   кукловождения,   сценическое движение,   сценическая   речь,   музыкальное   оформление   пьесы, декорации, история кукольного театра)  развитие художественного и ассоциативного мышления   обогащение эмоционально­образной сферы   формирование   художественных   предпочтений,   этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира   формирование нравственных качеств,   гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни  развитие коммуникативной культуры детей   формирование   у   детей   представления   об   искусстве,   как   высшей форме общения;  формирование   отношения   к   спектаклю,   как   к   произведению искусства, способному изменить мир; 5  формирование   потребностей   проявлять   интерес   к   народному творчеству;   показать   лучшие   традиции   русского   народа,   помочь воспитанникам глубже освоить свой край, его культуру и историю на примере изучения традиций русского кукольного театра.  создание   условий     для     проявления   творческой     активности, воспитание ответственности и творческой дисциплины. В   основу   программы   положен  принцип   историзма,   сочетающийся   с постоянным обращением к практике современного театра, что обусловлено художественно­воспитательными задачами и самой спецификой театрального искусства. Принцип историзма оберегает от случайного и чисто вкусового отбора материала,   помогает   педагогу   и  воспитанникам   ориентироваться   в безбрежном   мире   искусства,   в   потоке   поступающей   к   ним   разнообразной информации. В   программу   включен   исторический   материал,   позволяющий   отчетливо выявить связь театрального искусства с определенной эпохой и общественным движением. К   числу   стержневых   принципов   обучения   относится   и  принцип систематичности. В связи с анализом практики современного кукольного театра и театра вообще в программе рассматривается его общественно­воспитательная роль в различные эпохи, а также виды и жанры драматургии кукольного театра в их развитии   и   обогащении;   театр   как   синтетическое   искусство:   жизненный материал – пьеса –спектакль, драматург – актер – режиссер, их творческое содружество   и   особенности   творческого   труда   каждого;   спектакль   как целостное произведение искусства; театр и зритель. ориентирована   на   Программа   методически  принцип последовательности  –   это   помогает   школьникам   наглядно   и   конкретно представить исторические факты и явления (чтение и обсуждение глав книг и т.д.)     и  принцип коллективности: развитие навыков восприятия и анализа спектакля, просмотр и обсуждение пьес и фильмов по произведениям устного народного   творчества,   а   также   классиков   детской   литературы;   беседы   с использованием грамзаписей; сопоставление разных спектаклей по одному и тому же произведению и т. д. Принцип   доступности  предполагает   опыт   "актерской"   работы   над текстом пьесы или литературного произведения другого рода (басня, былина, лирическое   стихотворение   и   т.   д.)   и   действенный   анализ   текста, импровизацию, этюды, чтение в лицах и т. п.   6 Программа рассчитана на 3 года обучения (1 год обучения – 108 учебных часов; 2 год обучения – 108 учебных часов, 18 факультативных занятий и 54 индивидуально­групповых занятий;  3 год обучения – 108 учебных часов, 108 индивидуально­групповых занятий). Количество воспитанников в группах: 1 год обучения – до12 человек; 2 год обучения – до 10 человек; 3 год обучения – до 8 человек. Периодичнось занятий: 1 год обучения – 1 раза в неделю; 2 год обучения – 1раза в неделю; 3 год обучения – 1 раза в неделю.  Количество детей в группах: от 3 до 10 человек. При изучении отдельных тем предусмотрены индивидуально­групповые  занятия. Группы   детей   комплектуются   с   учетом   возраста,   интересов,   умений   и навыков,   что   выявляется   в   ходе   собеседования.   Набор   в   группы   1   года обучения – свободный. Основанием перевода ребенка на 2й, 3й  год обучения является усвоение программы   1го  или   2го  года   обучения,   желание   продолжать   занятия   в объединении, хорошая посещаемость. Воспитанники 1­го года обучения  должны знать: ­ сведения об   истории   русского      кукольного    театра,  истоках  его зарождения ­ историю   возникновения     детского   театра;   владеть     теоретическим материалом о драматургии,  об известных  актерах­кукольниках     ­ сведения об античном  театре ­ что представлял собой русский национальный театр в первой половине XIX века, как он развивался и что представляет собой сейчас. ­ объяснить   термин   УНТ       (устное     народное     творчество),   иметь представление о русском фольклоре, его формах  и видах. ­ что такое техника речи  ­ какие понятия она в себя включает ­ что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д.                            7 ­ привести примеры упражнений по развитию динамического диапазона, дыхательной разминке                                                                                      ­ чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи ­ что такое дикция ­   что такое скороговорка,  привести   примеры  изученных скороговорок ­   что такое этюд, виды сценических  этюдов Воспитанники  должны   уметь: ­  объяснить понятия: жест, мимика,  сценическая пластика, сценическое  движение ­   выполнить этюды на заданную тему, выполнить этюды на свободную  тему          ­выполнять  индивидуальные и коллективные  речевые этюды ­выполнять  самостоятельно артикуляционные  упражнения Воспитанники   2­го  года  обучения  должны знать: ­ основные   амплуа  актеров,  информацию  о возникновении    подвидов  сценической маски ­   иметь   представление   о   русском   фольклоре,  о   городском     зрелищном фольклоре, его видах, формах; ­на примере одного из мероприятий рассказать о том, как такие праздничные гуляния проходят в нашем поселке и т.д. ­   информацию   о   Ф.Волкове,   М.Щепкине,   В.Комиссаржевской     и   других великих актерах  русского национального театра Дети   должны   уметь: ­ грамотно  выполнять упражнения артикуляционные  упражнения,  освобождать  тело от мышечных зажимов и блокад ­владеть навыком  работы над речевой  моторикой ­ вносить   индивидуальную  корректировку   в      исполнение   отрывка ­  работать над  тембровой   подвижностью  голоса ­ уметь  использовать максимальный тоновый объем речевого голоса ­грамотно  выполнять этюды на заданную тему ­владеть навыком сценической  импровизации ­достигать максимальной  сценической  выразительности ­  грамотно  объяснять понятия:  чувство  баланса, чувство координации,  чувство скорости, чувство инерции, чувство напряжения и т.д. ­ осуществлять взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.). ­применять   сценического образа ­использовать характерность   полученные     знания     характера         в     создании   8 ­ находить  средства реализации заданного характера, осуществлять поиск средств органичности и выразительности.   режиссерский   замысел,   режиссерский   замысел,   понятий:   ритмичность,   музыкальность,   быстрота   реакции, Воспитанники   3­го  года  обучения  должны знать: ­ значение   следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая  роль, идея   спектакля,   сверхзадача   спектакля, целостный образ спектакля ­сведения о значении театрального искусства в жизни человека ­   иметь представления об искусстве, как высшей форме общения ­сведения  о национальной специфике театральной  культуры  ­сведения о  новинках  театральной  жизни в воронежских театрах ­  значение   координация движений, пластическая  гибкость, подвижность, гибкость ­ значение   следующих понятий: интерпретация, эпизод, эпизодическая  роль, идея   спектакля,   сверхзадача   спектакля, целостный образ спектакля Воспитанники  должны   уметь   : ­владеть  своим  телом, создавать  пластические образы ­  выполнять специальные упражнения в попеременном напряжении и  расслаблении различных групп мышц ­ развивать  пластическую  выразительность ­создавать  индивидуальные  и коллективные  пластические композиции. ­ выполнять речевые этюды – тренинги ­владеть  голосовым  диапазоном ­грамотно  выполнять упражнения на резонирование,  работая индивидуально или в подгруппе ­заниматься самообразованием по данной теме, совершенствуя свои умения и навыки. ­  грамотно   владеть   техникой   актера,   перевоплощения, навыками кукловождения ­    точно     объяснять   замысел   спектакля,   грамотно   владеть   знаниями   о мизансцене ­ самостоятельно работать над сценарием  ­создавать         индивидуальные  и   коллективные    мини­сценки   и  мини­ спектакли.  ­владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;  ­ применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической  речи в самостоятельной работе над ролью;          навыками     импровизации   и Поскольку   воспитательный   потенциал   кукольного   театра   не   ограничен образно­семантическим направлением интеллектуального развития личности, 9 в   работе   по   программе   «Кукольный   театр»   можно   выделить  поисково­ системное направление, цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа   и,   конечно   же,  сравнительно­оценочное   направление,  которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки. Контролем эффективности обучения по программе служат  тест­опросы по основным разделам:  «История театрального искусства»  «Техника речи. Выразительное чтение»  «Дикция»  «Устное народное творчество»  «Художественно ­ театральные этюды», а также карты оценки знаний, умений и навыков, составляемые на каждый год. Показателем   эффективности   в   ходе   работы   по   предполагаемой программе являются: ­ приобретенные организаторские навыки ­ желание работать на коллективный творческий результат ­ умение   устанавливать   добрые   отношения   в   коллективе, преодолевать трудности ­ приобретенные   навыки   работы   с   перчаточной,   тростевой, ростовой куклами ­ приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи ­ необходимость в планировании своей деятельности ­ умение   определиться   в   своей   позиции,   отстоять   собственное мнение ­ стремление прийти другим на помощь. Кукольный   театр   –   это   не   только   средство   развлечения,   он   оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно   относится   к   подбору   репертуара.   Пьесы   должны   быть увлекательными,   они   должны   «будить»   и   развивать   фантазию   ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара   театра   кукол   учитываются   интересы,   возрастные   особенности детей,  их   развитие.   Предложенный   в   программе   репертуар   на   каждый   год обучения может изменяться.     В репертуар кукольного театра включены: ­ инсценировки   литературных   произведений   для   детей   младшего школьного возраста; ­   адаптированные   к   условиям   школьного   кукольного   театра готовые пьесы; ­ новые, самостоятельно разработанные, пьесы.  10 Обучение   по   данной   программе   предполагает   тесное   сотрудничество воспитанников   и   педагога   с   психологической   службой   учреждения дополнительного образования, которая подбирает необходимый воспитаннику индивидуальный комплекс коррекционно­развивающих упражнений. Программа   «Кукольный     театр»   предполагает   использование   методов психолого­педагогической   диагностики   творческих   возможностей воспитанников:  беседы,   наблюдения,   анкетирование,   помимо   творческих   которые     и   учебных   задач   помогают   педагогу анализировать   развитие   каждого   учащегося   и   создавать   комфортный микроклимат.            Анкетирование, как один из самых популярных методов психолого­педагогической   диагностики,   может   быть   как   открытым,   так   и закрытым.   Но   закрытый   вид   анкетирования   предпочтительнее,   поскольку обеспечивает   большую   степень   искренности   детей.   Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это помогает педагогу более определённо   выстроить   планы   предстоящей   работы,   корректировать   их   в течение года и провести итоговый анализ достигнутого в конце учебного года. Кроме того, даст необходимый аналитический материал для корректировки образовательных   задач   (в   рамках   программы),   требующих   решенияв следующем   учебном   году.   Это   обеспечивает   личностно­ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в детьми. работу   индивидуальную     с        Формы подведения итогов реализации образовательной программы:  открытое занятие  Индивидуальные занятия­тренинги (тестирование, речевые и пластические  этюды)    индивидуально­групповые занятия­тренинги (речевые и пластические  этюды, тестирование)  спектакль  театрализованное  представление  творческий  отчёт  участие в районных и региональных конкурсах самодеятельного  театрального искусства.   С  целью выявления  уровня развития способностей и личностных  качеств ребенка,   их   соответствия   прогнозируемым   результатам   образовательной программы     на   1­м   и     2­м   году   обучения   проводится     промежуточная 11 аттестация в следующие  сроки:  с 15­30 декабря и   с  15­30 мая, а на 3­м году – промежуточная(с 15­30 декабря) и итоговая аттестация (с 15­30 мая).      Нормативную основу разработки образовательной программы «Кукольный театр»     составили:  Закон Российской Федерации об образовании;  Типовое положение об учреждении дополнительного образования;  Конвенция о правах ребёнка;  Приказ Минобрнауки России № 06­1844 от 11.12.2006г.  «Примерные требования к программам дополнительного  образования»;  Устав МОУДОД «Центр развития творчества детей и юношества»,  утверждённый…..  Образовательная программа МОУДОД ЦРТДиЮ;  Положение о промежуточной аттестации обучающихся МОУДОД  ЦРТДиЮ. II. Учебно­тематический план I   год обучения Основные задачи, решаемые в группах I го  года  обучения  Умение ориентироваться в знаниях о театре, как одном из видов искусства. Навык общения с партнером.  Выполнение этюдов с анализом пластической реакции: устремление, отказ, торможение и т. д. Выполнение набросков мимических портретов.  развитие изначальной природной одарённости воспитанников; обучение элементарным основам по предметам театральных            дисциплин; воспитание общей культуры поведения и общения в творческом            коллективе.      в развитии:  развивать способность к перевоплощению через создание этюдов; 12  развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при  выполнении сценического действия через психофизический тренинг;  развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения. в обучении:  научить основам психофизического тренинга;  научить основам верного дыхания;  научить оценивать сценические события;  познакомить с законами выстраивания простейшего         сценического      действия. в воспитании:  воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;  привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам,    репетиционному помещению и т.д.;  воспитывать     в студийцах творческую      потребность постоянного совершенствования   актерской   психотехники   путем   индивидуального тренинга и самовоспитания. Разделы 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие История кукольного театра. Театр и театральное искусство. Техника речи. Дикция. Выразительное чтение. Художественно ­ театральные этюды. Работа с куклой. Работа над созданием спектакля. Выступление со спектаклем Общее количество часов 2 В том числе теоретич. практич. часы 2 часы ­ 10 26 24 28 14 10 8 5 2 ­ ­ 18 19 26 14 13 7 Аттестация Всего: 4 108 2 29 2 79 II    год обучения Основные задачи, решаемые в группах II  года  обучения. в развитии:  развить   физические   возможности   тела,   свободы   в   обращении   со   своим физическим   аппаратом   через   пластический   тренинг   и   навыки кукловождения;  развить актёрское внимание, воображение и фантазию воспитанников через упражнения психофизического тренинга;  развить   речевой   аппарат   воспитанников   с   помощью   речевого   тренинга   и 14 изучения скороговорок. в обучении:  научить   воспитанников   избавляться   от   неуверенности   и   страха   перед работой   в сложных условиях сценического пространства;  научить   выстраивать   сценическое   действие,   как   для   себя,   так   и   для партнёра;  научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;  научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;  научить основам реализации пластического образа персонажа.     в воспитании    :  воспитать чувство ответственности за партнёров;  привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;  воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки. Разделы   Вводное занятие  1 2 История театрального искусства.  3 4 Техника речи. Дикция.                     Выразительное   чтение.   Художественно ­ театральные  этюды.  Общее  количество  часов 2 20 22 20 В том числе теоретич.  часы 2 16 5 4 практич. часы ­ 4 17 16 15 5  Работа над созданием спектакля.  Работа с куклой.  Выступление со спектаклем  6 7 Индивидуально­групповые  занятия 8 Факультатив «Живая кукла» 9 Аттестация 24 16 54 18 4 4 ­ 6 ­ 2 20 16 48 18 2 Всего: 180 39 141 Индивидуально­групповые   занятия. Цель и задачи:  создание условий для проявления творческой активности  формирование навыка индивидуальной работы  совершенствование уровня сценической речи, навыков  импровизации, техники  работы над ролью и мизансценами  повышение уровня творческой  мобильности 16 №  п/п  Тема занятия Дата Кол­во часов  Техника речи Дикция Работа с перчаточной куклой Работа над  элементами костюма  Работа над ролью Выразительное чтение Работа с  куклой Работа  с  куклой Дикция. Техника речи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Художественно­театральные этюды Работа над ролью 11 12 Работа  над  мизансценой 13 Выразительное чтение 14 15 16 Художественно­театральные этюды Работа с  перчаточной  куклой Работа с  тростевой  куклой Работа  с  тростевой  куклой 17 18 Дикция. Техника речи 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 В том  числе числе:  Теорет .  ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Практич.  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 17 19 Работа  над  декорациями 20 Художественно­театральные этюды 21 22 23 Изготовление  деталей костюма   Выразительное  чтение Работа  над  ролью куклы 24 Сценические  эффекты 25 Техника  речи 26 Дикция  27 Работа  с перчаточной  и тростевой   куклой                                 Всего: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 2 2 2 2 2 2 2 2 54 2 2 2 2 2 2 2 2 2 54 Цель  и задачи: Факультатив        «Живая  кукла»   вовлечение детей в коллективную творческую деятельность   развитие интереса к истории русского кукольного театра  совершенствование  уровня техники работы с куклой, навыков  импровизации № Тема  занятия  формирование навыков импровизационного общения. Кол­ во  часов Дат а 1 2 3 4 5 6 Кукольный  раёк. Петрушка – Пётр  Иванович Уксусов – главная  игрушка русского  кукольного  театра Пьесы  о Петрушке. Чтение. Обсуждение.  Характеристика персонажей. Пьеса «Петрушка и Цыган». Игра­  драматизация по пьесе. Работа над пьесой «Петрушка и Цыган».  Ролевое соответствие. Считка. Работа над  ролью. Изготовление  декораций. Спецэффекты.  Работа с куклой. Генеральная репетиция спектакля. 18 В том числе Практ. Теорет. 2 2 1 1 1 1 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Выступление со спектаклем в МОУДОД   ЦРТДиЮ. Пьеса «Петрушка и Султан». Ролевое  соответствие. Считка Работа над пьесой «Петрушка и Султан».  Работа над ролью. Работа с куклой. Изготовление  декораций. Спецэффекты.  Работа с куклой Генеральная репетиция спектакля Выступление со спектаклем в МОУДОД   ЦРТДиЮ. Работа над пьесой  «Петрушка хочет  жениться». Ролевое соответствие. Считка. Изготовление  декораций. Спецэффекты.  Работа с куклой Генеральная репетиция спектакля Выступление со спектаклем в МОУДОД   ЦРТДиЮ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего:  18 15 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 3 19 III    год обучения Основные задачи, решаемые в группах III  года  обучения.    в развитии:  Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;  Развивать   воображение   и   фантазию   воспитанников   через   процесс перевоплощения с помощью театральной куклы;  Развивать способность к творческому образу мышления.    в обучении:  Познакомить   с   техникой   перевоплощения   в   процессе   работы   актера   над ролями различных жанров;  Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;  Обучить  воспитанников  методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим   текстам,   а   также   навыкам   работы   с   различными   видами театральных кукол.    в воспитании:  воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;  привить культуру исполнительского мастерства;  привить интерес к культуре речи. Разделы Общее  количество  часов В том числе теоретич.  практич. часы часы 20 1 2 3 4 5 6 7 8 Вводное занятие   История театра  кукол.    Теория  театрального искусства.      Художественно ­ театральные  этюды.  Техника речи. Дикция.  Выразительное   чтение. Работа над спектаклем. Работа с  куклой.  Выступление со спектаклем  Индивидуально­групповые   занятия  Аттестация Всего: 2 8 24 22 28 20 108 4 216 2 8 2 2 2 ­ 18 2 36 ­ ­ 22 20 26 20 90 2 180 Индивидуально­групповая  работа Цель и задачи:  создание условий для проявления творческой активности  формирование навыка индивидуальной работы  совершенствование уровня сценической речи, навыков  импровизации, техники  работы с куклой   повышение уровня творческой  мобильности Тема занятия  №  п/п  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Художественно­театральные этюды Техника речи Дикция Работа с перчаточной куклой Работа с тростевой  куклой Работа над ролью Выразительное чтение Работа с куклой Работа с куклой Дикция. Техника речи Кол­во В том  числе:  Дата  часов  Теорет. Практич. 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 21 11 Работа над ролью 12 Работа  над  мизансценой 13 Выразительное чтение 14 15 16 Художественно­театральные этюды Работа с перчаточной куклой Работа с тростевой куклой Работа  с  ростовой  куклой 17 18 Дикция. Техника речи 19 Взаимосвязь  импровизации  с техническими навыками 20 Художественно­ театральные этюды Выразительное  чтение Работа  с ростовой  куклой куклы 21 22 23 Изготовление  деталей костюма  24 Сценические  эффекты Работа  над  мизансценой 25 26 Дикция. Техника речи 27 28  29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Художественно­театральные этюды 39 40 41 42 43 44 Художественно­театральные этюды Работа над ролью Работа  с ростовой  куклой Техника речи Дикция Работа с перчаточной куклой Работа с тростевой  куклой Работа над ролью Выразительное чтение Сценические  эффекты Работа с куклой­марионеткой Дикция. Техника речи Работа над ролью Работа  над  мизансценой Выразительное чтение Работа с перчаточной куклой Работа с тростевой куклой 4 4 2 2 4 2 4 2 2 4 2 4 2   2   2   2   2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 4 2 2 4 2 4 2 2 4 2 4 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 Всего: 108  22 III. Содержание программы Первый  год   обучения. 1. Вводное занятие­2ч. Знакомство с программой объединения. Техника безопасности при  организации занятий.   Определение  уровня  подготовленности  детей.      2. История кукольного театра. Театр и театральное искусство ­10ч.  История русского кукольного  театра.  Происхождение куклы. Виды кукол.  Изготовление первобытным человеком фигурок духов и поклонение им.  Театр кукол в Древней Греции.  Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол.  Перчаточная кукла – история Пульчинеллы,  Полишинеля, Панча, Петрушки.  Петр Иванович Уксусов. Славянские куклы.  Детский  театр и драматургия.  Беседа «Русский  фольклор».  Занятие «Кавалер Ордена улыбки» (о С.В. Образцове).   Театр С.В.Образцова – школа для всех кукольников.  Беседа «Воронежский  государственный театр кукол «Шут».  23  Занятие­путешествие «Уолт Дисней­человек и режиссер».   Беседа   «Мы  идем в театр» 3. Техника речи. Дикция. Выразительное   чтение ­26ч.  Знакомство с понятиями: интонация, артикуляция, логическое ударение,  темп, ударение.  Знакомство с понятиями: выразительность, пауза.  Знакомство с понятиями: дикция, речевая моторика.  Разучивание  скороговорок.  Составление  новых  скороговорок.  Артикуляционные  упражнения.  Упражнения  на   резонирование.  Упражнения на  снятие телесных  зажимов.  Упражнения на  мышечное освобождение.  Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).  Упражнения на  владение  интонацией. 4.Художественно ­ театральные этюды ­24ч.  Понятие этюда, разновидности  сценических этюдов.  Жест, мимика,  пластика. Сценическое  движение.   Индивидуальные  и коллективные  этюды.   Этюды на  осязание.   Этюды превращения.  Этюды движения.  Этюды на воображение.  Ситуативные  этюды.   Этюды  на подражание.   Действие и подражание.   Этюды превращения. 5. Работа    над  спектаклем ­22ч.  Выбор  пьесы. Чтение, обсуждение, анализ произведения .  Работа над  сценарием. 24  Понятия: мизансцена,  декорация, реквизит, бутафория, сценический  костюм, сценические  эффекты, устройство сцены и зала.  История   театрального здания.  Перчаточная кукла.  Основное положение перчаточной куклы.  Работа над основным положением перчаточной куклы.  Характер и образ в передаче интонации.  Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки.  Упражнения для обработки навыков разговора куклы.  Диалог героев. Вождение  куклы.  Упражнения на ширме, отработка походки  Оценка происходящего через куклу. Остановка в движении.  Ролевое  соответствие. Считка.  Работа над ролью. Работа с куклой.  Работа над мизансценами. Работа  с куклой.  Взаимозаменяемость,  импровизация.  Генеральная  репетиция спектакля. 6. Выступление  со  спектаклем ­14ч.  Выступление  со  спектаклем в МОУ  ДОД  ЦРТДиЮ.  Выступление  со спектаклем в ШРР «Росток».  Выступление  со спектаклем в КСОШ №1(в младшем звене).  Выступление  со спектаклем в КСОШ №1(в среднем звене).  Выступление  со спектаклем в КСОШ №2(в младшем звене).  Выступление  со спектаклем в КСОШ №2(в среднем звене).  Выступление  со спектаклем в детском саду «Теремок».                 7. Аттестация воспитанников – 4ч.  Промежуточная аттестация. Занятие   обобщающего контроля.  Промежуточная  аттестация. Обобщающее  итоговое занятие. Второй    год   обучения. 1. Вводное занятие – 2ч. 25  Знакомство с программой обучения. Техника безопасности при  организации  и  проведении  занятий. Определение   уровня   подготовленности   детей. 2. История  театрального  искусства – 20ч.  Маски  и  амплуа  Устройство кукол и их пластические возможности.  Куклы­марионетки в 18 веке. Репертуар иностранных кукольников.   Великие русские  актеры­кукольники  История   театрального здания.   Занятие­путешествие «Любите ли вы театр?»    Городской  зрелищный фольклор ­ один из истоков развития русского  театрального искусства  Лекция «Воспитание творческой  личности средствами театрального  искусства»  Новости  театральной жизни в Воронеже. 3. Техника речи. Дикция. Выразительное чтение  ­22ч.  Артикуляционные упражнения.  Упражнения  на  резонирование.  Упражнения на снятие телесных  зажимов.  Упражнения на мышечное освобождение.  Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).  Упражнения на владение интонацией. 4. Художественно­театральные этюды ­20ч.  Этюды на  осязание.   Этюды превращения.   Этюды движения.  Этюды на воображение.  Ситуативные  этюды.  Этюды  на подражание.  Этюды  с куклой. 5. Работа    над  спектаклем ­24ч.  Выбор  пьесы. Чтение, обсуждение, анализ произведения.  Работа над  сценарием. 26  Понятия: тема и идея  художественного произведения; Художественный  образ, характер и характерность.  Репетиция  спектакля. Ролевое  соответствие. Считка.  Работа над ролью: создание характера, образа. Работа с куклой.  Изменение маски кукол.  Основной ритм движения куклы.  Точная координация танцевальных движений актёра с куклой.  Общение со зрителем.  Общение с партнёром через куклу.  Взаимозаменяемость. Работа с куклой.  Мизансцены  спектакля. Импровизация   и  точность  выполнения  установленных мизансцен. Работа с куклой.  Взаимосвязь импровизации с техническими навыками. Работа с куклой.  Генеральная  репетиция спектакля. 6. Выступление  со  спектаклем­16ч.  Выступление  со  спектаклем в МОУ  ДОД  ЦРТДиЮ  Выступление  со спектаклем в ШРР «Росток»  Выступление  со спектаклем в КСОШ №1(в младшем звене)  Выступление  со спектаклем в КСОШ №1(в среднем звене)  Выступление  со спектаклем в КСОШ №2(в младшем звене)  Выступление  со спектаклем в КСОШ №2(в среднем звене)  Выступление  со спектаклем в детском саду «Теремок»  7. Индивидуально­групповые  занятия    ­ 54ч. 8. Факультатив «Живая  кукла» ­ 18ч. 9. Аттестация воспитанников – 4ч.  Промежуточная аттестация. Занятие   обобщающего контроля.  Промежуточная  аттестация. Обобщающее  итоговое занятие. Третий    год   обучения.  Знакомство с программой обучения. Техника безопасности при  1. Вводное занятие­2ч. организации  и  проведении  занятий. Определение   уровня   подготовленности   детей. 2. История  театра кукол. Теория  театрального  искусства ­8ч. 27  Интегрированное занятие «Праздник кукол».  Значение театра в духовном обогащении человека и формировании его  мировоззрения.  Занятие­путешествие   «Тайна   К.С.Станиславского).    вдохновения»   (о     системе   работы  Беседа «Формирование  представления о творческой интерпретации».  Занятие­представление «Все начинается с игры».   Новости  театральной жизни в Воронеже. 3. Художественно­театральные этюды­24ч.  Индивидуальные и  коллективные этюды.  Этюды превращения.  Этюды на воображение.   Ситуативные  этюды.   Этюды  на  подражание.  Этюды движения.  Этюды на  осязание.  Этюды на проявление человеческих эмоций  Этюды на выразительность жеста  Этюды на органическое молчание  Пластические этюды.  Импровизационные блиц­этюды. 4.Техника речи. Дикция. Выразительное чтение­22ч.  Артикуляционные упражнения.  Упражнения  на  резонирование.  Упражнения на снятие телесных  зажимов.  Упражнения на мышечное освобождение.  Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).  Упражнения на владение интонацией. 5.   Работа  над  спектаклем­26ч.  Выбор  пьесы. Чтение, обсуждение, анализ произведения.  Работа над  сценарием.  Репетиция  спектакля. Ролевое  соответствие. Считка  Работа над ролью: создание   характера,   образа.     Работа   с     тростевой куклой.  28  Взаимозаменяемость. Работа с куклой.  Мизансцены     спектакля.   Импровизация       и     точность     выполнения установленных   мизансцен.   Работа   с   перчаточными,   тростевыми куклами и ростовыми куклами.  Взаимосвязь   импровизации   с   техническими   навыками.   Работа   с ростовой  куклой.  Генеральная  репетиция спектакля. 6. Выступление  со  спектаклем­16ч.  Выступление  со  спектаклем в МОУ  ДОД  ЦРТДиЮ.  Выступление  со спектаклем в ШРР «Росток».  Выступление  со спектаклем в детском саду «Теремок».  Выступление  со спектаклем в КСОШ №1(в младшем звене).  Выступление  со спектаклем в КСОШ №1(в среднем звене).  Выступление  со спектаклем в КСОШ №2(в младшем звене).  Выступление  со спектаклем в КСОШ №2(в среднем звене). 7. Индивидуально­групповые  занятия­108ч. 8. Аттестация воспитанников – 4ч.  Промежуточная аттестация. Занятие   обобщающего контроля.  Итоговая   аттестация. Обобщающее  итоговое занятие. IV. Методическое  обеспечение  программы Театральное   образование   и   воспитание   выполняет   познавательную, воспитательную   и   развивающие   функции   и   осуществляется   по   следующим направлениям:  воспитание основ зрительской культуры  развитие навыков театрально­исполнительской деятельности  накопление знаний о театре В   соответствии   с   этим   программа   «Кукольный     театр»   предполагает использование следующих приемов:  обсуждение  самоанализ 29  коллективный анализ Кроме   вышеперечисленных  приемов обеспечение программы включает в   себя   проведение   занятий­лекций,   занятий­   бесед,   занятий­этюдов,   игр   ­ драматизаций, занятий­спектаклей.   1. Занятие­ лекция  проводится с  использованием иллюстрированного  материала, фильмов, слайдов.                                                                                   Цель: получение информации о театральном искусстве. 2. Занятие–беседа   осуществляется  с  целью формирования навыка  коллективной работы и навыка общения.  3. Занятие­этюд   предполагает     выполнение упражнений с анализом  пластической реакции, развитие мимических,  жестовых навыков.                       4. Игра ­ драматизация  проводится с целью  развития  речи воспитанников и их двигательной культуры. 5. Занятие–спектакль   совершенствует  технику сценической речи,  формирует навык   коллективной работы и творческой дисциплины. 6. Занятие–путешествие    осуществляет  развитие творческих способностей, фантазии и воображения у детей. 7. Занятие–погружение  формирует   нравственное отношение к культурным ценностям. 8. согласованности действий. 9.   Занятие–сюрприз  развивает   самостоятельную     творческую   активность воспитанников. 10.   Занятие–фантазия  развивает   воспитанников. 11. Занятие­творчество  предполагает  приобретение или совершенствование навыков работы по оформлению спектакля. 12. Занятие–конкурс   развивает   и     совершенствует     навыки     театрально­ исполнительской деятельности. 13.   Занятие–творческий   отчет   коллективной работы. В   целях   успешной   работы   по   программе   осуществляется   использование следующих методических, дидактических материалов и наглядных пособий: 1. Блок­тема №1 «История театрального искусства» включает следующие материалы:  осуществляет  формирование   навыка   Занятие–представление    пластику   сценического   движения  осуществляет  обобщение   опыта  Лекция «История русского национального театра».  Беседа «История развития национального театра на примере  Брумбергского театра в Петербурге».   Памятка «Театральный курс».  Занятие «Мы идем в театр». 30  Беседа «Античный театр».  Беседа «Детский театр и драматургия».  Беседа «История русского кукольного театра».  Беседа «Маски и амплуа. Бутафория, реквизит и специальные  эффекты».  Беседа «Фронтовые театры».  Беседа «Воронеж­город театральный».  Лекция «Городской и сельский зрелищный фольклор ­ один из истоков  развития русского театрального искусства».  Беседа­путешествие «Русский фольклор».  Занятие «Тайна вдохновения» (о системе работы с актером  К.С.Станиславского).  Лекция «Значение театра в духовном обогащении человека и  формирование его мировоззрения»  Беседа «Формирование представления о творческой интерпретации».  Занятие­путешествие «Уолт­Дисней – человек и режиссер».  Занятие «Кавалер Ордена Улыбки» ­ (о С.В.Образцове).  Беседа «Великие русские актеры: М.Щепкин, В.Комиссаржевская,  В.Качалов и др.  Беседа «Ф.Г.Волков – отец русского театра».  Лекция «Воспитание творческой личности средствами театрального  искусства». 2. Блок­тема №2 «Художественно­театральные этюды» включают  следующие материалы:  Открытое занятие «Творческая мобилизация. Этюды движения.  Перевоплощение».  Открытое занятие «Действие и подражание. Этюды превращения».  Карточки­задания на тему:               * Этюды на осязание               * Этюды движения               * Этюды превращения               * Ситуативные этюды               * Этюды на воображение 3. Блок­тема №3 «Дикция. Техника речи. Выразительные чтение»  включает следующие материалы:  Артикуляционные упражнения (артикуляционная гимнастика).  Упражнения на резонирование.  Упражнения на снятие телесных зажимов.  Упражнение на мышечное освобождение.  Упражнение для развития речевого аппарата (речевые этюды). 31  Упражнения на владение интонацией.  Карточки­задания на тему «Скороговорки».  Открытое занятие «Техника речи». 4. Блок­тема №4 «Работа над спектаклем» включает следующие материалы:  Сценарий спектаклей:               * «Сказка о царе Горохе»               * «Маленький принц»               * «Мы не пустим скуку в дом»               * «Золушка»               * «Приключения домовенка  Кузи»               * «Домовенок Кузя и Вреднючка»  Сценарии праздников­конкурсов:               * «Золотая осень»               * «Новогоднее представление»               * «Подарок маме»               * «Осенняя сказка»               * «Здравствуй, школа!»               * «Рождественская елка» и др. 5. Блок­тема №5 «Массовая работа» включает следующие материалы:  Конкурсная программа «Театральный бомонд»  Игровая программа «Театр игры»  Музыкальное шоу «Калейдоскоп»  Конкурсная программа: казино «Хочу быть взрослым»  Конкурс пантомимного мастерства «КПМ»  Посиделки­состязания «Раз в крещенский вечерок»  Игровая программа «Весна ­ красна»  Фольклорный праздник «Потешки  накануне  Рождества»  Конкурсная программа «Ура, каникулы!»  Фольклорный праздник «Великая Масленица»  Конкурсная программа «Тезки и однофамильцы»  День Смеха «Кто во что горазд»  Игра­конкурс «Космическое путешествие»  Конкурсная программа «Рады мы проказам Матушки­Зимы»  6.Блок­тема №6 «Новости театральной жизни» включает:  Статьи о новинках театральных сезонов в Воронеже.  Статьи о театрах города Воронежа:                * театре кукол «Шут»                * театре оперы и балета                *театре юного зрителя                *театре драмы им. А.В.Кольцова 32 *Камерном  театре  «Золоченые лбы»  «Кукольный театр начинается с детства»  «Волшебник из страны кукол вернулся»  «В Воронеже выступят лучшие  театры кукол Мира»  «Гадкий, дикий, влюбленный»  «Как взрослые играют в куклы»  «Театральные премьеры»  «Подмостки»  «Финита ля комедия»  «Ворон и Еж приглашают в театр»  «Театральные подростки»   «ТЮЗ подготовил еще одну  революцию»  «Актеры валяют дурака от души»  «Премьерное поведение»  «На спектаклях в ТЮЗе рыдают даже критики» и т.д.             7 .Папка «Из опыта работы педагога» ­   «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и   образования   учащихся   на   основе   использования   активных   методов обучения» включает следующие материалы:  Занятие­представление «Все начинается с игры»  Интегрированное занятие «Праздник кукол»  Занятие­путешествие «Любите ли вы театр?»  Занятие­фантазия «Я, ты, он, она…»  Занятие­конкурс «Калейдоскоп шуток и розыгрышей»  Занятие­путешествие «Веселый экспресс»  Мастер­класс:  занятие­путешествие «Театрализованные  представления»  Интегрированное занятие­представление «Сказка о том, как Тимоша  добро­разум искал»  Занятие представление «Журавль и цапля»   Кроме   вышеперечисленных   дидактических   материалов   в   работе   по программе успешно используются наглядные пособия:  Стенд «Азбука поведения в театре»  Стенд «Театральный  алфавит»  Стенд «История театрального здания»  Стенд­раскладушка «Профессиограмма ­ актер»   Стенд­газета «Знакомьтесь: это мы!» 33  Стенд­газета «И снова о нас» Методическое  обеспечение  образовательных   программ Разделы и темы занятий Методические  и  дидактические  материалы Год обучения 34 1­й o Беседа   «История   русского   кукольного театра»              / «Энциклопедический словарь юного зрителя» ­М.,.1989 –стр.224/ o Беседа   «Детский     театр   и драматургия»   /   «Энциклопедический словарь   юного   зрителя»   ­М.,1989­ стр.217/ 1.История   театрального  искусства o Беседа «Русский  фольклор» /Некрылова А.Ф.   «Библиотека  русского  фольклора»­ М.,1991/ o Занятие «Кавалер Ордена улыбки» (о  С.В.Образцове)/Алянский Ю.Л. «Азбука театра» ­М.,1998,стр.48/ o Беседа «Театр кукол «Шут» /Романова  Л. «Волшебник из страны кукол» ­ В.,  2004/ o Занятие­путешествие «Уолт Дисней­ человек и  режиссер» /«Энциклопедический  словарь юного зрителя» ­ М.,1989,  стр.305/ o Беседа   «Мы  идем в  o Беседа   театр» /«Календарь школьника»  ­М.,1988,стр.21/   «Античный театр»   /«Энциклопедический   словарь юного   зрителя»   ­   М.,1989,   стр.6­15; Алянский   Ю.Л.   «Азбука   театра»   ­ М.,1998­ стр. 9/ 2­й o Беседа  «Маски  и  амплуа»  /Алянский Ю.Л. «Азбука театра» ­М.,1998­  стр.59 / 35 o Беседа   «Великие   русские     актеры­ кукольники» «Энциклопедический словарь   юного   зрителя»   ­М.,.1989­ стр.231/ o Занятие­путешествие «Любите ли вы    театр?»  /БелянскаяЛ.Б. «Хочу  на  сцену»­ М.,1982;  «Педсовет» №9­ 2002г; «Календарь школьника»  ­М.,1988, стр.21; Э.Успенский «Мы  идем в театр» ­ М.,1992/ Лекция «Городской  зрелищный  фольклор ­ один из истоков развития  русского театрального искусства»  /Некрылова А.Ф.   «Библиотека  руссокого  фольклора»­ М.,1991/ o Лекция «Воспитание творческой   личности средствами театрального  искусства» »/Приложение к журналу  «Внешкольник» №7­2004; №8­2004;  №10­2006/ ……………………………………… o Интегрированное занятие «Праздник  кукол»/»Педсовет» №5­2001/ o Лекция «Значение театра в духовном  обогащении человека и формировании  его мировоззрения» / «Внешкольник» №  11­2006; Некрылова А.Ф. «Русский  народный  театр»­ М.,1991// o Беседа «Формирование  представления о творческой интерпретации»/Программа  «Космос театра»  п/р П.Г.Пеня;  «Внешкольник» №9­2006/ o Занятие­представление «Все начинается  3­й с игры» / Приложение к журналу  «Внешкольник» №2­2002;  Некрасова  Л.М.  «Русский  фольклор»  ­ М., 1986/ o Занятие   «Тайна     вдохновения»   (о 36 работы системе К.С.Станиславского)   /Алянский   Ю.Л. «Азбука   театра»     М.,1998­ «Энциклопедический   словарь   юного зрителя» ­ М., 1989­стр.174/ ………………………………………….. ­ o Артикуляционные упражнения o Упражнения  на  резонирование o Упражнения на снятие телесных   1­й 2. Техника  речи 2­й 3. Выразительное   чтение 3­й зажимов o Упражнения на мышечное освобождение o Упражнения для развития речевого  аппарата (речевые этюды) o Упражнения на владение интонацией /Приложение   к   журналу   «Внешкольник» №10­2006/ o Артикуляционные упражнения o Упражнения  на  резонирование o Упражнения на снятие телесных   зажимов o Упражнения на мышечное освобождение o Упражнения для развития речевого  аппарата (речевые этюды) o Упражнения на владение интонацией Занятие­фантазия «Я, ты, он,  она…»./Енин А.В. «Учитель­актер» ­  В.,1998//Приложение к журналу  «Внешкольник» «11­2006/ o Артикуляционные упражнения o Упражнения  на  резонирование o Упражнения на снятие телесных   зажимов o Упражнения на мышечное освобождение o Упражнения для развития речевого  аппарата (речевые этюды) o Упражнения на владение интонацией  /Енин А.В. «Учитель­актер» ­ В.,1998/ …………………………………………….. 37 o Артикуляционные упражнения   /Приложение к журналу «Внешкольник» «10­ 2006/;     журналу «Внешкольник» №11­2006/ o Карточки­задания «Скороговорки» /Приложение к /Некрасова Л.М.  «Русский   фольклор»­ М.,1986/ o Упражнения для развития речевого  аппарата (речевые этюды)   /Приложение к журналу «Внешкольник» «10­ 2006/;   журналу   «Внешкольник» №11­2006/ o Карточки­задания  /Приложение к «Скороговорки»/Некрасова Л.М.   «Русский  фольклор»­ М.,1986/ o Карточки­задания  «Скороговорки»/Некрасова Л.М.   «Русский  фольклор»­ М.,1986/    o Упражнения для развития речевого  аппарата (речевые этюды) /Енин А.В.  «Учитель­актер»­В.,1998/ o Артикуляционные упражнения /Ершов   П.м. «Технология  театрального  искусства» ­ М.,2002/                        Карточки–задания  на темы:      38 1­й 2­й 3­й 4. Дикция 5. Художественно­ театральные  этюды 1­й 2­й o «Этюды на  осязание»,  o «Этюды превращения»,  o «Этюды движения»,  o «Этюды на воображение,  o « Ситуативные  этюды», « o Этюды  на подражание». o Занятие «Действие и подражание.  Этюды превращения»/ «КВН вокруг  нас» ­ ч.I ­ В., ­2002; Фопель К. «Энергия паузы» ­ М.,2001/ Карточки–задания  на темы: o «Этюды на  осязание»,  o «Этюды превращения»,  o «Этюды движения»,  o «Этюды на воображение,  o « Ситуативные  этюды», « o Этюды  на подражание». o Занятие «Творческая мобилизация.  Перевоплощение»/ «КВН вокруг нас» ­  ч.II ­ В.,  2002; Фопель К. «Энергия  паузы» ­ М.,2001/ Карточки–задания  на темы: o «Этюды на  осязание»,  o «Этюды превращения»,  o «Этюды движения»,  o «Этюды на воображение,  o « Ситуативные  этюды»,  o «Этюды  на подражание». o Занятие­ фантазия «Тихо!Идут  экзамены! /Белянская Л.Б. « Хочу на  сцену» ­ М.,1982; Ершов П.М.   «Технология актерского искусства» ­  М., 2002/ o Спектакль «Капризка» o Спектакль «Плохой  хвостик» 39 3­й 1­й 2­й o Спектакль «Зайкина тетя» o Спектакль « Волшебная  сметана» o Спектакль «Глупый  мышонок» /Караманенко Т.Н.       «Кукольный   театр – дошкольникам»  ­ М.,  1982./ o Спектакль  «Волшебный   огород» o Спектакль «Эх, лапти!» o Спектакль Спектакль «Яблоко» o Спектакль «Лисица­огородница» o Спектакль «Зайка­зазнайка» /Караманенко Т.Н.       «Кукольный   театр – дошкольникам»  ­ М., 1982./ /Сорокина       Н.Ф.     «Играем в кукольный театр» – М., 2002./ o Спектакль  «Песенка  в  лесу» o Спектакль  «Кошкин  дом» o Спектакль  «Федорино  горе» o Спектакль «Приключения   6. Работа  над   Спектаклем. поросенка Фунтика» /Я.Аким «Песенка в лесу»­М.1999/ /Артемова Л.В.     «Театрализованные игры  дошкольников»­ М.,  1991.; «Праздник в школе.»–М., 2002./ 40 3­й 41 V. Список литературы для педагогов: 1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г 2. Артемьева   Л.В. Просвещение,1991 г   «Театральные   игры   дошкольников»   М., 3. Булатова О.С. «Педагогический артистизм»   М., Академия, 2001 г 4. Енин А.В. «Учитель­актер» Воронеж, 1998 г 5. Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок», 1992г 6. Караманенко   Г.Н.,   Караманенко   Ю.Г.   «Кукольный   театр дошкольникам» М., Просвещение, 1982 г 7. Ю.В.Колчеев,   Н.М.Колчеева.   Театрализованные   игры   в   школе.­   М.: Школьная Пресса, 2003 8. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» ­ М., 1982г 9. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г 10.Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., Аркти, 2002 г 11.Хренников   Б.О.   «Программы   образовательных   учреждений»   М., Просвещение, 1995 г 12. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989 13. Интернет­ресурсы:   http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.ht ml  http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский  портал «Солнышко»  Сайт«Happy­Kids.ru»  http://yandex.ru/yandsearch? clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy­kids.ru&lr=193  Сайт    театральной   школы «Скаена»         ­   http://teatr.scaena.ru/list­c­ ohist.html  Театр­студия«Арт­Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/ 42 Список литературы для детей: 1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г 2. Артемьева   Л.В.   «Театральные   игры   дошкольников»   М.,   Просвещение, 1991 г 3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001. 4. Белянская Л.Б. «Хочу на сцену» М., Просвещение, 1982 г 5. Караманенко Г.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М., Просвещение, 1982 г 6. Ю.В.Колчеев,   Н.М.Колчеева.   Театрализованные   игры   в   школе.­   М.: Школьная Пресса, 2003г 7. Некрылова А.Ф Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г 8. Трифонова Н.М. «Кукольный театр своими руками» М., 2001 г 9. «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989 г 10.Интернет­ресурсы:  http://www.puppet­shut.ru/index.php   государственного театра кукол «Шут» ­    сайт   Воронежского  http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.ht ml  http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский  портал «Солнышко»  Сайт«Happy­Kids.ru»  http://yandex.ru/yandsearch? clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy­kids.ru&lr=193  Сайт   театральной школы «Скаена»               ­   http://teatr.scaena.ru/list­c­ ohist.html  Театр­студия «Арт­Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/ 43 44 45 46 47 48 49 Данная образовательная программа, помимо предметного содержания,  включает в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на  передовом опыте педагогов, работающих в сфере театральной деятельности  (Тарасов Л.В., Щёголев А.Г., Ерохина Е.А., Журавлёва Е.И., Сорокина Н.Ф.,  Миланович Л.Г. и др.) 50

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа "Основы кукольного театра"

Общеразвивающая программа  "Основы кукольного театра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018