Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы
Оценка 4.7

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Оценка 4.7
Педсоветы +1
rtf
физическая культура
Взрослым
02.07.2017
Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы
Оглавление 1. Пояснительная записка 2. Общеразвивающие упражнения, их классификация и особенности 3. Зависимость применения общеразвивающих упражнений от возрастных особенностей учащихся 4. Методы проведения общеразвивающих упражнений 5. Методические приемы, повышающие эффективность и проведения общеразвивающих упражнений в школе 6. Организационно-методические указания к проведению соревновательных приемов при выполнении ОРУ 7. Принципы построения комплекса ОРУТворческий отчет Глебовой Аллы Александровны о работе по теме: «Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы» учителя физической культуры МБОУ СОШ № 29 города Георгиевска
творческий отчет.rtf
Творческий отчет  Глебовой Аллы Александровны о работе по теме:  «Общеразвивающие упражнения в школе 1­11 классы» учителя физической культуры  МБОУ СОШ № 29 города Георгиевска Оглавление 1. Пояснительная записка                                                                                  2. Общеразвивающие упражнения, их классификация и особенности        3. Зависимость применения общеразвивающих   упражнений от возрастных особенностей учащихся                                       4.   Методы проведения общеразвивающих упражнений                              5.   Методические приемы, повышающие эффективность и        проведения общеразвивающих упражнений в школе                             6.   Организационно­методические указания к проведению        соревновательных приемов при выполнении ОРУ                                  7.   Принципы построения комплекса ОРУ 1. Пояснительная записка.              Наше тело ­ самый доступный и в тоже время наиболее совершенный гимнастический   снаряд.   Практически   неисчерпаемое   множество разнообразных   движений,   возможно,   выполнять,   не   прибегая   ни   каким дополнительным снарядам и приспособления. Вся эта многочисленная группа упражнений   относится   к   общеразвивающим   упражнениям.   Само   слово «общеразвивающие» говорит само за себя.              Это такие упражнения, которые способствуют общему физическому развитию   человека.   Общеразвивающие   упражнения   призваны   выполнять   не только функции физические, но и с их помощью можно решать целый ряд общеобразовательных задач. Особенно это важно осуществлять при занятиях с детьми.               В   большинстве   своем   учителя   физической   культуры   используют общеразвивающие упражнения только как средство разминки, как средство активизации   физиологических   процессов   перед   активной   мышечной деятельностью.   наблюдается   ограниченный   подбор общеразвивающих   упражнений,   однообразие   методов   обучения   и   способов проведения,   неумение   подобрать   комплекс   общеразвивающих   упражнений соответственно возрасту занимающихся.         Все это приводит к тому, что подготовительная часть урока проходит скучно и однообразно, что накладывает свой отпечаток на ход всего урока в целом.        В данной работе предлагаются некоторые рекомендации по проведению общеразвивающих упражнений в школе и примерные комплексы для учащихся различных классов.    Кроме   того, 2.  Общеразвивающие упражнения, их классификация и особенности.          Среди основных средств и методов системы физического воспитания особое место принадлежит гимнастике. В свою очередь из сего многообразия средств,   которыми   располагает   гимнастика   и   которые   наиболее   широко применяются   в   школе   на   уроках   физической   культуры   и   внеклассных занятиях, следует выделить общеразвивающие упражнения. Общеразвивающими   упражнениями   называются   специально подобранные   движения   отдельными   частями   тела,   или   их   сочетания, выполняемые в различных направлениях, с разной амплитудой и скоростью, в разном   режиме   и   темпе,   с   изменяющимся   мышечным   напряжением, воздействующие   на   опорно­двигательный   аппарат,   сердечно­сосудистую, дыхательную и нервную системы. Общеразвивающие упражнения могут выполняться: 1. Без предметов; 2. С предметами (гимнастическими палками, скакалками, обручами и др.); 3. У гимнастической стенки; 4. С гимнастическими скамейками; 5. Во   взаимодействии   с   друг   с   другом   (в   парах,   тройках,   шеренгах, колоннах, кругах и т.д.) Все общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическим признакам: а) упражнения для мышц рук и плечевого пояса; б) упражнения для мышц шеи и туловища; в) упражнения для мышц ног; г) упражнения общего воздействия. Общеразвивающие упражнения имеют ряд характерных особенностей. 1. Большое разнообразие двигательных действий.                       Количество   ОРУ   практически   неисчерпаемо.   ОРУ   бывают элементарные     и комбинированные (совмещение нескольких двигательных действий). Именно   неограниченная   вариативность   всевозможных   двигательных действий   и   последовательности   их   сочетаний   и   обеспечивает неисчерпаемое многообразие ОРУ. 2. Разносторонность влияния ОРУ на организм занимающихся. (содержащие   одно   двигательное   действие) Арсенал ОРУ настолько богат, что позволяет подобрать комплекс упражнений,   воздействующих   как   на   опорно­двигательный   аппарат   в целом, так и на сердечно­сосудистую и дыхательную систему. 3. С   помощью   ОРУ   может   оказать   относительно   избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.                        Эта особенность дает возможность достигать гармонического развития мышц всего тела. 4. Возможность   строгой   регламентации   процесса   занятий   (т.е. сравнительно точно регулировать физическую нагрузку).   Нагрузка   зависит   от   сложности   упражнений,   их   количества   в   одном занятии и от интенсивности, с которой они выполняются. В свою очередь интенсивность регулируется:              а) количеством повторений каждого упражнения;              б) скорость и темпом его выполнения;              в) амплитудой движений;              г) степень напряжения мышц;              д) изменением исходных положений;              е)использование различных предметов и отягощений;              ж) способом проведения. 3. Зависимость применения общеразвивающих упражнений от возрастных особенностей учащихся. Младший школьный возраст (7­10 лет). В возрасте 7­8 лет наблюдается относительная неустойчивость организма к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость ребенка. Поэтому   не   следует   давать   большое   количество   однообразных   ОРУ. Выполнение одного и того же упражнения не должно повторяться 12 раз.      В этом возрасте значительное количество хрящевых тканей обуславливает гибкость аппарата. Необходимо учитывать, что под влиянием односторонней нагрузки   и   при   больших   напряжениях   могут   произойти   различные искривления позвоночника и других костей. Суставы   легко   подвижны.   Суставные   сумки   и   связки   податливы   к растяжениям.   Мускулатура   относительно   слаба,   особенно   мышцы   спины   и живота. В связи с этим не следует увлекаться упражнениями на растягивание, т.к. излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Но с другой стороны нужно помнить, что наилучший возрастной промежуток, в котором воспитание гибкости дает наибольший эффект, начиная с 9 лет.       В младшем школьном возрасте большое внимание следует уделять ОРУ, направленных   на   воспитание   силы   мышц   туловища,   обеспечивающих сохранение правильности осанки, которая в этом возрасте неустойчива.       У детей 7­11 лет сравнительно быстро возникают условнорефлекторные связи на естественные целостные действия. Исходя, из этого детям следует подбирать   простые   упражнения.   Но   не   следует   забыть,   что   эти быстровозникшие условнорефлекторные связи столь быстро и разрушаются. Чем сложнее по координации ОРУ, тем чаще его нужно повторять в серии уроков,   чтобы   эти   связи   закрепились.   Особое   внимание   следует   уделять освоению «базовых» упражнений. К ним относятся выпады, точные различные упражнения рук, наклоны, упоры, лежа и т.д. Если на последующих уроках не закрепить   умение   выполнять,   то   через   два­три   урока   его   нужно   разучить заново.     Средней школьный возраст (12­14 лет). Средний   школьный   возраст   называют   подростковым,   переходным   от детства   к   юности.   В   течение   этих   лет   появляются   признаки   полового созревания, происходит превращение мальчика в юношу, девочки в девушку.        До 11 лет у девочки и до 12 лет у мальчика рост тела в длину преобладает над   ростом   в   ширину,   конечности   растут   быстрее,   чем   туловище,   а  затем начинает   преобладать   увеличение   веса.   Развитие   мышц   отстает   от   общего роста   тела,   этим   объясняется   быстрая     утомляемость   подростков   при физической   работе.   Поэтому   при   проведении   ОРУ,   особенно   силового характера, эту особенность необходимо учитывать.        После 11­12 лет наблюдается уже значительное различие в физическом развитии девочек и мальчиков. Так, например, сила мальчиков примерно на 30 % больше, чем у девочек. Поэтому при  проведении ОРУ силового характера нагрузка   для   девочек   должна   строго   дозироваться   и   быть   меньше,   чем   у мальчиков.           У   детей   среднего   школьного   возраста   благодаря   совершенствованию деятельности   коры   головного   мозга   улучшается   координация,   точность   и экономичность   движений.   Это   период   наиболее   активного   развития двигательной функции.        Высокая возбудимость и любознательность нервно­мышечного аппарата способствует   значительному   развитию   быстроты   движений   к   13­14   годам скорость мышечных сокращений достигает максимума.     В   связи   с   этим   в   подростковом   возрасте   необходимо   приступить   к   целенаправленному   воспитанию   скоростных   и   скоростно­силовых   качеств, воспитывать   динамическую   силу,   быстроту   и   ловкость.   Следует   также обращать   внимание   и   на   воспитание   гибкости,   учитывать,   что   тоническое сопротивление мышц растяжению после 12 лет значительно увеличивается.    Процесс формирования двигательных навыков у детей, начиная с 11­12 лет, происходит   значительно   быстрее,   по   сравнению   с   младшим   возрастом, поэтому они способны овладеть сложными упражнениями. Следовательно, в комплексе ОРУ должны иметь место наравне с простыми упражнениями и комбинированные, более сложные по координации.   Старший школьный возраст (15­17 лет). В   возрасте   16­18   лет   процесс   роста   и   развития   организма   еще продолжается, по сравнению с подростками у школьников старших классов наблюдается   относительно   способное   и   равномерное   протекание   всех процессов развития отдельных органов и систем организма.       Учащиеся этого возраста могут практически выдерживать почти такие же по   объему   и   продолжительности   физические   нагрузки,   как   и   взрослые. Внимание старших школьников отличается устойчивостью.       Они могут одновременно воспринимать сложные действия, состоящие из нескольких   компонентов,   у   них   повышается   интерес   к   выполнению упражнений, требующие силу и ловкость. В силу этого и в комплексе ОРУ должны   иметь   место   комбинированные   упражнения,   представляющие определенную сложность при их овладении.          Девушки старшего школьного возраста значительно прибавляют в весе. Сила мышц отстает в развитии  ее нужно систематически развивать. Особое внимание   следует   уделять   упражнению   мышц   брюшного   пресса,   плечевого пояса,   ног.   ОРУ   силового   характера   для   юношей   и   девушек   могут   иметь различие по структуре и дифференцируются по дозировке. 4. Методы проведения  общеразвивающих  управлений. Наиболее важными методами, из применения в физическом воспитании, при проведении ОРУ являются: 1. Метод рассказа и показа. 2. Метод показа. 3. Метод рассказа. 4. Метод обучения по разделениям. Метод рассказа и показа. Применяется   при   изучении   новых   или   еще   недостаточно   освоенных учениками   упражнений.   Поэтому   этот   метод   применяется   во   всех возрастных группах учащихся, но с учетом возрастных особенностей. В младшем школьном возрасте объяснение лаконичное, простое, доступное, не всегда совпадающее с требованиями гимнастической терминологии. В среднем и особенно в старшем возрасте отступления от терминологии не должно   быть.   Личный   показ   учителя   во   всех   случаях   должен   быть предельно точным, чтобы он всегда имел моральное право сказать: «Делай как я!».         Рекомендуется  соблюдать  следующую  последовательность   обучения методом рассказа и показа. 1. Перед   объяснением   упражнения   необходимо   привлечь   внимание учащихся: «Посмотрите первое…или…следующее упражнение». 2. Показать исходное положение и одновременно назвать его. Не следует называть и.п., а затем его демонстрировать. 3. Одновременно   продемонстрировать   его   и   назвать   по   терминологии. Если  в  упражнении   встречаются   движения, при  выполнении  которых трудно   говорить   (например,   наклон   назад),   следует   выполнить движение, а затем его назвать. 4. Указать   назначение   упражнения   (назначение   можно   указать   и   до объяснения и. п.) Например: упражнение для развития воспитания силы брюшного пресса. 5. Применять зеркальный показ. Учитель говорит: «Наклон влево», а сам выполняет вправо. 6. При необходимости показать упражнение в профиль (наклоны вперед, взмах ногами вперед, назад, упражнения в седах наколу и т.д.). 7. Затем   дается   команда   «внимание»,   что   соответствует   команде «смирно!» 8. Назвав «и. п. – принять!» или «и. п. прыжком принять!» или «руки в стороны ставь!» 9. Для того чтобы учащиеся начали одновременно выполнять упражнение, необходимо   назвать   первое   движение   (наклон,   выпад),   затем   указать направление этих движений (влево, вперед), потом с какой ноги, руки начинать движение (если в этом есть необходимость) и только после этого подать команду «начинай!» 10.Первые 4­8 счетов проделать вместе с учащимися с одновременным  подсчетом, затем сочетать подсчет с исправлением ошибок и  замечаниями по ходу выполнения в ритме счета (например: ниже  наклон, три­четыре;точно в сторону, три­четыре и т. д. ). 11.Для прекращения выполнения упражнения вместе последнего счета  подается команда «стоп!» Например: раз­два­три­стой! Метод показа.    В отличие от первого метода учитель не объясняет каждое движение, а  сразу показывает. Вначале подается команда – «и.п. (способ выполнения)  как у меня – принять!» и далее: «Со мной упражнение начинай».  Проделывает 2­3 раза вместе с занимающимися. При наличии ошибок  дается указание: «Посмотрите, как делаю я  ». Применять этот метод  следует при выполнении несложных упражнений. Метод рассказа. Проведение ОРУ методом рассказа представляет собой последовательное  изложение терминологии без показа упражнений. Например: «Послушайте  внимательно, какое упражнение будете выполнять. Исходное положение:  стойка ноги врозъ, руки в стороны. На раз­наклон влево, руки за голову, на  два­и.п. На три наклон вправо, руки за голову, на четыре – и.п. «После  объяснения подается команда: «И.п.­принять!»При этом сам проводящий  его не принимает.        Проверить правильность и.п., без предварительного назначения первых  движений подать команду: «Упражнение начинай!» По ходу выполнения подсказывать, что нужно делать на каждый счет:  «Руки вверх, наклон и т.д.».          Хорошее изложение содержания ОРУ без их показа возбуждает  интерес и внимание, заставляет мыслить учащихся.          В младших классах метод применяется при выполнении уже  известных упражнений. Это дает возможность проверить прочность  усвоения учащимися терминологии, заставляет их мыслить , что повышает  эффективность всего урока в целом.                    Метод обучения по разделениям.          Применяется при обучении новому сложному упражнинию,а также,  когда проводящий видит, что упражнение выполняется большинством  неверно.          Проводящий подает команду:» И.п.­ принять!, а далее  командует:»Упор присев – делай раз!»проверяет и требует правильного  выполнения.»Упор лежа­делай два!»,и.п. принять­четыре!После  выполнения по частям подается команда:»В целом (слитно) упражнение –  начинай!»         Метод обучения по разделениям особенно эффективен в младших и  средних классах, когда закладываются азы  «школы»движений,гимнастического стиля выполнинея упражнений. когда  нужно уточнить каждое новое движение, начиная с основных положений  рук и ног. И кончая более сложными двигательными действиями. 5. Методические приемы, повышающие эффективность проведения общеразвивающих упражнений в школе. Классификация методических приемов проведения упражнений в подготовительной части урока. 1­я группа­приемы типа заданий. 2­я группа­приемы соревновательного характера:        а) индивидуальные соревнования,        б) командные соревнования. 3­я группа­приемы с применением разнообразных форм построений:       а) упражнения в сомкнутых колоннах,       б) упражнения в сомкнутых шеренгах,       в) упражнения в сомкнутых кругах,       г) построение колонн, повернутых лицом в разные направления,        д) упражнения в тройках, четверках. 4­я группа­приемы, содействующие воспитанию чувства времени и ритма:      а) упражнения , выполняемые под счет самих занимающихся,       б) упражнения , выполняемые в различном темпе,      в) упражнения, выполняемые с закрытыми глазами . задания     должны   соответствовать Приемы   типа   заданий  могут   с   успехом   применяться   во   всех   возрастных группах.Но возможностям учащихся.Упражнения   могут   выполняться     под   счет   или самостоятельно.Например,   для   младших   классов,   учитель   дает   задание:   из И.п., руки за головой , сесть и встать не убирая рук из­за головы; для средних и   старших   –   с   гимнастической   палкой:   палка вперед.Перешагнуть через палку, не отпуская захвата,выкрутом вперед, палку вперед, палку вперед, сесть и встать, не опираясь и не отпуская захвата палки.                    Приемы соревновательного характера  вызывают интерес детей к выполнению   упражнений   ,   повышают   эмоциональный   фон   всего   урока, способствуют   увеличению   физического   воздействия   на   организм.Если   в младшем   школьном   возрасте   эти   приемы   (особенно   командные)не   играют существенной роли, то начиная со среднего возраста, они очень эффективны. В этих классах соревновательные приемы нужно применять на каждом уроке. Здесь рациональны, как индивидуальные, так и командные соревнования.   И.п.,   стойка, 6. Организационно­методические указания к проведению соревновательных приемов при выполнении ОРУ. 1. Командам   следует   давать   определенные   названия   («Динамо», «Спартак», «Орленок» и т.д.) 2. Перед   каждым   соревнованием   нужно   коротко   и   четко   объяснить условия выполнения игрового задания и вид сигнала . 3. Для судейства привлекать присутствующих на уроке учащихся. 4. После   каждого   выполнения   объявить   занятые   командами   места   и направляющие подсчитывают очки. 7. Принципы построения комплекса ОРУ. Определяя   структуру   комплекса,   рекомендуется   соблюдать   следующие правила: 1. Первым   в   комплексе   должны   быть   упражнение   правильной   осанки. Особенно   это   важно   для   детей   подростков.   Это   важно   потому,   что создается установка на сохранение правильной осанки при выполнении последующих упражнений. 2. Вторым и третьим должны быть простые упражнения, но в выполнении, которых   заняты   большие   группы   мышц   (выпады,   наклоны,   повороты туловища, с постепенно увеличивающейся амплитудой движений). Эти упражнения   воздействия,   активизируя   деятельность   всех   органов   и систем организма за короткий промежуток времени , быстрее включают резервные мощности , что очень важно для подготовки его предстоящей работе в кратчайший срок , что типично для урока . 3. Следующими   в   комплексе   должны   быть   упражнения   с преимущественной   работой   отдельных   групп   мышц   (рук,   плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног и т.д.) 4. Упражнения   на   растягивание   нужно   давать   после   проработки растягиваемых   мышц   и   мышечных   групп.   После   работы   силового характера целесообразно выполнять упражнения на расслабление. 5. Последним   целесообразно   упражнения   прыжкового   характера,   с последующим переходом на ходьбу.              В комплексе может быть 6­10 упражнений. Каждое упражнение должно   повторяться   8­16   раз.   Упражнения   для   воспитания   силы повторяются до ощутимой усталости тех групп мышц, которые выполняют основную работу, а упражнения на гибкость ­ до появления легких болевых ощущений.

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы

Общеразвивающие упражнения в школе 1-11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017