МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Общешкольный социальный проект
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Тип проекта: долгосрочный
Срок исполнения: сентябрь-март 2019 год
Участники проекта:
педагоги: учителя технологии - Риминюк Н.А, Великанов С.П., учитель истории - Уголева Н.Г., учитель биологии - Чернышова Л.С., педагог дополнительного образования - Абрамова Т.А., учитель ИЗО - Колягина О.В., учитель русского языка - Фомина Л.А., учитель литературы - Ежова Г.В., учителя английского языка -Каракчеева Е.Н., Ковалева Е.В., учитель музыки - Шурина И.Г., учитель физической культуры - Могилевский В.С.
обучающиеся 5-10 классов.
родители 5-10 классов
Саратов
(в рамках краевой социальной акции «Мой дом – мой Край, моя Родина – Россия»)
Содержание проекта
Введение ……………………………………………………………... 3 стр.
Глава 1. Анализ теоретической работы над проектом…………... 4 стр.
Актуальность выбранной темы
Проблемная ситуация.
Цель и задачи проекта.
Глава 2. Этапы реализации проекта……………………. 8 стр.
3.1. Сбор информации, исследование.
3.2. Разработка плана действий.
3.3. Ожидаемые от проекта результаты.
3.4. Реализация плана.
Заключение………………………………………………………… 10 стр.
Ресурсы …………………………………………………………… 11 стр.
Приложения……………………………………………………… 12 стр.
Введение.
Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности обучающихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.
Без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Как бы не менялось общество, а воспитание любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования в школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача вырастить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю».
Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут обучающимся и преподавателям при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, связанным с историей города и края.
Знание истории страны, края, посёлка нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, и молодым, тем, кому передается эстафета истории.
Данный проект ориентирован на определение новых форм сотрудничества семьи и школы; на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, по изучению краеведения; на формирование школьников с активной социальной позицией, мотивированных к саморазвитию.
Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных ФГОС (разных ступеней образования). Данный подход на первый план выводит вопросы самоопределения школьника в своей деятельности (урочной и внеурочной), вопросы воспитания учащегося как субъекта деятельности, жизнедеятельности в целом. Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней деятельности школьника, ключевым моментом которой становится уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Принципы деятельности, целостности, вариативности, творчества лежат в основе заданий Культурного дневника. Ведущее их предназначение - пробуждение интереса школьника к истории своей малой Родины, к ее культуре, искусству.
Глава 1. Анализ теоретической работы над проектом
Обоснование проекта.
Майские указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования) акцентируют внимание учительства на воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В рамках этого направления разработан «Культурный дневник школьника Саратовской области», являющийся одним из механизмов практической реализации указа (далее – Культурный дневник).
Данный проект ориентирован
1) на определение новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей;
2) на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров и т.д.;
3) на формирование активной социальной позиции школьника.
Цель:
формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.
Задачи
проекта:
направить….. задать направление ….
дать
знания о родном городе, крае: история, символика, достопримечательности,
промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
расширить знания детей о флоре и фауне края, о музыкальной культуре и искусстве
города Саратова.
познакомить
с праздниками, культурой и традициями родного города.
формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является активное участие детей в
выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах
деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, умение вести дискуссию ,
быть Тьютором . Защита мини-проектов. Создание альбома «Школьный культурный
дневник Саратовской области».
Необходимые условия реализации проекта:
Взаимодействие участников образовательного процесса, включающий интерес
детей и родителей, интеграция с учителями других предметов, художественная и
образовательная литература, копировальная техника, цифровые ресурсы и
обеспечение.
Этапы проведения и реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Анкетирование
2. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города Саратова приобрести и изучить литературу.
3. Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.
4. Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с городом Саратовом.
5. Провести мероприятия «Моя малая родина», привлечь музей Федина с тематическими лекциями. Посещение библиотеки.
6. Продумать тематику экскурсий, походов.
7. Создание сайта проекта.
I. Информационно-накопительный
изучение интереса детей для определения целей проекта; сбор и
анализ литературы для взрослых и детей; консультации специалистов. Накопление
фотографий видов города, этапов работы.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «», «», «», «», «», «
», «», «»
Оформление альбома «»,
Оформление дидактических игр:
«Карта моего города», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной»,
«Народные костюмы»
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: переработка теоретических
материалов, написание познавательных рассказов…….
Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием
развивающего обучения
Организационный блок: создание предметно – развивающей среды
Основной раздел программы: познавательное развитие
Содержание работы:
Раздел 1 «Каменная летопись Саратова»
1. Квест по Архитектуре города Саратова
2. Раскрашивание символики города Саратова Сюжетно ролевая игра «Следопыт»
«Разрезные картинки» (выкладывание достопримечательных мест Саратова из «мозаики»)
3. Виртуальная экскурсия по Саратову
4. Конкурс рисунков «Саратов будущего»
5. Экскурсии по Саратову (фотоотчет)
6. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по Саратову»,
Раздел 2 «По святым местам Саратова»
1. Многонациональный Саратов. (история города, население Саратова,)
2. Старый и новый Саратов (фотогалерея)
3. Храмы Саратова
4. Виртуальное путешествие по святым местам Саратова (Составление маршрута)
Раздел 3 «Музейное зазеркалье»
1. Музеи Саратова
2. Музей которого нет в Саратове
3. Чугунное кружево Саратова
4. Фоторепортаж «Фонари на улицах города»
5. Выставка рисунков «Огни Саратова»
6. Саратовские знаменитые художники
7. Творческие работы в технике аппликация по ткани «Город в ситцевом наряде»
Раздел 4 «Театральные встречи»
1. Знакомитесь Театры Саратова (виртуальная экскурсия по театрам Саратовской области) Сюжетно – ролевая игра «Театр»
2. Театральные встречи (посещение спектаклей, встречи за кулисами)
3. Сцена театра (макеты)
4. Выдающиеся мастера российского театра (актеры саратовской театральной школы)
5. Театрализованная Ярмарка «Пасхальные колокольчики»
Раздел 5 «Наполним музыкой сердца»
1. Посещение консерватории, филармонии (концертов, музыкальных фестивалей, конкурсов)
2. Проведение тематических праздников, литературных гостиных.
3. Праздник - День города.
4. Концерты для ветеранов.
5. Саратовская гармошка
6. Музыкальная игра «Угадай мелодию» (Саратовские песни, гимн Саратова)
Раздел 6 «Приглашение к чтению»
1. Сочинение «Мой город»
2. Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с Саратовом
3. Знакомство с именами героев «Их именами названы улицы Саратова»
4. Посещение библиотеки «Книги о Саратове», «Литературные чтения»
5. Виртуальная экскурсия по библиотекам Саратова.
6. Анкетирование. «Что ты знаешь о своем городе?»
Раздел 7 «Туристические тропы»
1. Природа Саратовского края (фотовыставка)
2. Природные памятники города Саратова (парки, сады, скверы)
3. Квест-игра «Памятники природы Саратова»
Раздел 8 «Увлекательные выходные»
1. фотоотчет
2. Карта Саратовской области (карта путешествий)
3. Игры нашего двора
4. Памятные даты (даты, отмечающиеся городом)
Раздел 9 «Чугунное кружево»
2. Дидактические игры, связанные с природой родного края:
- «С какого дерева лист»,
- «Кто лишний»,
- «Когда это бывает»,
- «Кому, что нужно»,
- «Кто здесь живёт»,
- «Что сначала, что потом»,
- «Узнай по описанию»,
- «Следопыт»,
- «Что где растёт»
- «Птицы, звери, рыбы».
3. Развивающие игры:
- «Разрезные картинки» (выкладывание достопримечательных мест Саратова из «мозаики»),
- «Пройди по городу» (макеты),
- «Помоги добраться до указанного места» (схема пути от дома до школы).
4. Строительные игры:
- «Строим столовую, спортзал, современный город»,
- «Путешествие по городу»
Коммуникативная.
1. Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
2. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.
3. Беседы о труде родителей.
4. Рассказы пап о службе в армии.
5. Встречи с интересными людьми (бабушки, дедушки, ветераны, солдаты, офицеры).
6. Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове.
7. Экскурсии:
- По городу (виртуальная экскурсия к памятным местам,).
- В пожарную часть.
- В библиотеку лицея.
8. Рассказы о городе Саратове (о традициях, боевом прошлом, о символике.
9. Составление рассказов, сочинений:
- «Город, в котором я живу»,
- «Памятные места»,
- О членах семьи из личного опыта,
- по темам экскурсий.
10. Участие в городских мероприятиях.
1.Виды транспорта в Саратове.
2.Предприятия Саратова (рассматривание производимой продукции – результатов труда, материалов, инструментов, знакомство с трудовыми действиями, их значимости для достижения результата).
3.Рассматривание фотографий, иллюстраций Саратова
4.Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с Саратовом
5.Знакомство с именами героев «Ими названы улицы»
6. Иностранные названия магазинов.
11. Театральные встречи
1. посещение театров Саратова
2.
6. Мужество в годы Великой Отечественной войны (просмотр слайдов, рассматривание фотографий, боевых наград, чтение литературы, экскурсии по местам боевой славы, походы к памятникам). Участие в акции «Бессмертный полк».
1. Пометка на карте Саратова самых интересных объектов.
2. Постановка экспериментов, опытов, не несущих вреда живому.
Продуктивная.
1. Лепка: животных, игрушек (народный промысел)
2. Аппликация:
- изготовление праздничных открыток,
- изготовление панно «Огни Саратова»
3. ИЗО:
- на тему «Огни Саратова», «Времена года»,
- раскрашивание символики города Саратова,
4. Изготовление подарков мамам, папам, ветеранам
Музыкально – художественная.
Чтение художественной литературы.
1. Чтение произведений Ю.Яковлева, Н. Носова, С. Маршака, К. Чуковского, К. Ушинского и др.
2. Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.
3. Заучивание пословиц, поговорок.
План
по реализации проекта
родители
Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове.
Познавательная беседа «Моя малая родина-Саратов»
Чтение стихов о Родине.
учитель
Рассматривание карты Саратова.
НОД по худ. Творчеству. Рисование «Улицы нашего города»
Развивающие игры: «Разрезные картинки» (выкладывание достопримечательных мест Саратова из «мозаики»)
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках
учитель
Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.
Ознакомление с «Государственной символикой России»
Раскрашивание символики города Саратова
Сюжетно ролевая игра «Следопыт»
Конкурс-выставка «Наш славный Саратов» (рисунки)
учитель
Рисование «Наш любимый город»
Познавательная беседа «Мой город- Саратов»
Беседа о знаменитых людях, чьи судьбы связаны с Саратовом.
Рисование на тему: «Нарисую герб Саратова»
учитель
Познавательная беседа «Символика Саратова»
Составление схемы» Я иду в школу».
Экскурсия в музей Федина «Исторические места Саратова»
учитель
Рассматривание альбома с видами Саратова
Игра- викторина «Город в котором мы живём»
учитель
Выставка рисунков «Мой любимый город»
учитель
Составление рассказов:
«Город, в котором я живу»
Конкурс-выставка «Наш любимый Саратов» (фотовыставка)
Заключение
Работа с детьми по ознакомлению с родным городом имеет важное значение в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Школьнику можно рассказать много интересного о его малой родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)
Знакомство с малой родиной надо начинать с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер, о районе в котором проживают дети, с промышленностью, с историей и его достопримечательностями, героическими страницами истории, о знаменитых датах и людях нашей малой родины, постепенно расширяя знания о всей Саратовкой области и г.Саратова
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На уроках окружающего мира, изобразительного искусства, музыки дети приобщаются к русской культуре. Традицией в гимназии стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День России», «9 Мая – День Победы», «День защиты детей», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике. Конкурс патриотической песни. Участие в акции «Бессмертный полк».
Работа с детьми по ознакомлению с родным городом, ведется через библиотеку нашей гимназии, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства, фотоальбомы экскурсий).
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию выполняется в тесном взаимодействии с семьями учеников. Дети совместно с родителями и учителями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.
ВИДИОФОТОАЛЬБОМ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ САРАТОВ»
Литература.
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – ил. – (Внимание: дети!).
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры т. М., 1991.
3. Во славу Отечества: (к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): [сборник] / Администрация Красносел. р-на Санкт-Петербурга. Совет ветеранов р-на, Акад. Воен.-ист. Наук (С.-Петерб. Отд-ние); [ред. – И. Д. Ходанович, проф., акад. Акад. воен.-ист. наук]. – СПб.: Береста, 2005.
4. Детские подвижные игры народов СССР: / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной – М.: Просвещение, 1988.
5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А, Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание школьников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Кутьина Н. Б. Программа «Ребёнок в ХХI веке. Воспитание культурой». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
8. Любимые детские игры (для занятий с детьми младшего школьного возраста) / Сост. Г. Н. Гришина. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – (Серия «Вместе с детьми»).
9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.