Праздник проходил в конце учебного года с учащимися 8 класса, которые были сказочными волшебниками, Они проводили химические опыты для гостей и рассказывали их смысл," угощали" лимонадами, разноцветными соками младших школьников. Реактивы доступны для любой школы. Праздник получился красочным и волшебным.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
ХИМИЧЕСКАЯ СКАЗКА
Подготовила: учитель химии
Тульская О. К.
2014 годВедущий: (в костюме сказочника)
В некотором царстве, в некотором государстве жил был на
свете король и была у него дочь – принцесса. Когда ей исполнилось
16 лет, она тяжело заболела и лучшие лекари королевства не
смогли ее вылечить. Призвал к себе король трех воинов и приказал
им найти такого врача, который бы делал чудеса и смог бы
вылечить принцессу. (появляются воины в костюмах).
Ведущий:
Собрались воины в путь, но не знали они, кому куда идти и решили
спросить об этом путеводный огонь.
Опыт «Бегущий огонь»
На большом листе бумаги с помощью
стеклянной палочки насыщенным раствором калийной селитры
заранее рисуются три прямых линии, расходящиеся в разные
стороны из одной точки, и хорошо просушиваются, чтобы издали не
было заметно. На глазах зрителей двое воинов держат
заготовленный лист бумаги лицом к зрителям, а третий тлеющей
лучинкой касается точки соединения линий. По листу бегут искры
по всем трем линиям и прожигают их.
Воины: Теперь, мы знаем, куда идти! (Уходят).
Ведущий:
Подчинились воины путеводному огню и пошли в разные
стороны.
Шел – шел первый воин и вдруг видит сидит на поляне старушка
и варит в стакане какое – то снадобье, похоже на чистую воду.
(Ведущий уходит, Появляется старушка, а следом за ней первый
воин).
Первый воин:
Здравствуйте, бабушка, не лекарство ли ты варишь? Не поможет
ли оно вылечить нашу принцессу?
Старушка: Лекарство, сынок, самое волшебное оно. Посмотри, я
налью его в три стакана и оно сразу превратится в триразноцветных напитка. Какой-нибудь из них принцессе непременно
поможет.
Опыт В три стакана налить понемногу, чтобы не было заметно,
лакмуса, фенолфталеина и метил-оранжевого.
Старушка: Видишь, сынок, из одного и того же стакана я
приготовила три стакана. Один похож на сок спелого лимона,
другой – на сок малины, а третий – как вода из самого синего моря.
1-й воин: Да, старушка, видно, волшебница. Она сумеет вылечить
принцессу (обращается к старушке). Пойдем со мной, бабушка.
Верю я, что ты нам поможешь.
(Оба уходят. Появляется ведущий).
Ведущий: Долго ли коротко ли шел 2-й воин. Устал. (Появляется
2-й воин). Захотелось ему сесть, да разжечь костер.
2-й воин: Да, хорошо бы сейчас у огня посидеть, да вот только
нечем зажечь огонь, спичек нет! (Огорченно вздыхает, появляется
Добрый волшебник).
Добрый волшебник: О чем печалишься, воин?
2-й воин: Да вот шел я долго-долго, устал, хотел огонь разжечь, да
нечем, спичек нет.
Добрый волшебник: Ну, это беда небольшая. Вот волшебная
палочка, а с ней мы огонь всегда добудем.
Опыт: В фарфоровом тигле смешивается несколько крупинок
КМпО4 и 2 капли Н2SО4 (к). Тигель ставят в незаметном для
зрителей месте. В нужный момент «Добрый волшебник» достает
стеклянную палочку, обмакивает ее в смесь и прикасается к
фитилю спиртовки, она загорается.
Добрый волшебник: Вот и огонь.
2-й воин: Так ты настоящий волшебник! Может быть ты сумеешь
вылечить нашу принцессу?
Добрый волшебник: Я лечить не умею, но могу позвать на
помощь своего старинного друга – старика Хоттабыча. Он умеет
делать все.2-й воин: Как хорошо! Позови его, поскорее!
Добрый волшебник: Ладно, Но ты должен мне помочь.
(Вместе готовят опыт «Взаимодействие АL c йодом»).
Добрый волшебник достает асбестовую сетку и ступку с пестиком.
Обращается ко 2-ому воину.
Добрый волшебник: Возьми эту ступку с пестиком и хорошенько
разотри то, что я в нее насыплю. (Насыпает в ступку
кристаллический йод. 2-ой воин растирает его в ступке). Теперь
пересыпь то, что растер на эту асбестовую сетку (воин пересыпает).
Добрый волшебник добавляет алюминиевую пыль, тщательно
перемешивает, затем переносит сетку со смесью в вытяжной шкаф
и кладет на кольцо штатива).
Добрый волшебник: А теперь подай мне простую воду, набери ее
из источника (2-й воин наливает воды из водопроводного крана
опускает в нее пипетку и подает доброму волшебнику. Добрый
волшебник набирает пипеткой каплю воды и капает ее в смесь).
Добрый волшебник: Теперь надо произнести заклинание.
(Произносят заклинание, вызывая Хоттабыча. Произносить надо
несколько раз, так как реакция начинается не сразу. Когда
появляются фиолетовые пары йода, заклинание надо прекратить и
предоставить зрителям наблюдать горение алюминия в йоде. После
окончания реакции появляется Хоттабыч и низко кланяется
доброму волшебнику и 2-ому воину).
Хоттабыч: Ты звал меня, мой друг – добрый волшебник, значит
тебе нужна моя помощь? А кто этот чужестранец?
Добрый волшебник: Этот воин, который ищет лекарство для
больной принцессы. Ты Хоттабыч, хороший лекарь, помоги ему.
2-й воин: Да, дорогой, Хоттабыч, будь добр, помоги ему.
Хоттабыч: Конечно, я умею лечить. Хочешь в этом убедиться? Дай
мне твою руку, и я ее разрежу, а потом мгновенно вылечу, так что
на ней не останется даже царапины. Смотри, чтобы тебе не было
больно, я смочу тебе руку этой жидкостью.Опыт: (Смачивает руку ватным тампоном, смоченным радонидом
калия, держа его пинцетом). А теперь я разрежу тебе руку.
(Проводит по руке стеклянной палочкой, смоченной раствором
хлорида железа(3). На руке появляется кроваво – красное
окрашивание. (воин показывает зрителям руку).
2-й воин: Я готов ради принцессы лишиться руки , но какой же ты
лекарь? Ты наоборот наносишь раны?
Хоттабыч: Подойди к источнику воды и вымой руку. (Подходит к
водопроводному крану и смывает с руки растворы. Показывает
зрителям чистую руку).
На твоей руке нет и следа от прежней раны. Теперь ты веришь в
мою силу?
2-й воин: Верю. Идем скорее! (Все трое уходят. Появляется 3-й
воин. Идет, низко опустив голову).
Ведущий: Видно, волшебного лекарства и вовсе нет на свете.
Напрасно ходить за ним. Был я на юге, востоке, западе, нигде
лекарства нет. Поищу – ка я его на севере.
Опыт: «Седеющая ель»
В большой стакан насыпается немного нафталина и помещается
еловая веточка. Стакан ставится на асбестовую сетку, положенную
на спиртовку и нагревается. Нафталин возгоняется и быстро
покрывает еловую веточку «инеем». Стакан сверху следует
прикрыть фарфоровой чашечкой с холодной водой.
3-й воин: Ну вот я и на севере, но и здесь нет лекарства!
(Появляется «Волшебница – химия»)
Волшебница-химия: Здравствуй, воин! О чем печалишься?
3-й воин: Да вот не знаю, где найти лекарство для принцессы. Кто
ты такая? Не можешь ли мне помочь?
Волшебница-химия: Знай, воин, я – Волшебница-химия! Мои дела
безграничны, но помогаю я только тем, кто умеет хорошо
трудиться, много знает и старается все понять. Если ты сумеешь
объяснить все, что произошло с твоими товарищами-воинами, то япомогу тебе и вылечу принцессу. Если ты сам не сможешь
объяснить, пусть тебе помогут ребята. Теперь я готова помочь
принцессе, где она?
Ведущий: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!