Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 4. «КУЛЬТУРА»
Духовная сфера общества – это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство; она удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании. Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей. Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы.
Культура – все виды преобразовательной деятельности, а так же результаты духовной и материальной деятельности.
Культура в узком смысле – степень воспитанности человека.
Элементы культуры:
1.Духовная – всё созданное человечеством в процессе духовного творчества (произведения искусства).
2.Материальная – всё созданное в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).
Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Функции культуры:
· Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
· Оценочная – определение системы ценностей
· Регулятивная – формирование системы норм и требований
· Информативная – передача опыта, ценностей
· Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
· Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению.
Пути развития культуры:
Накопление культурных ценностей:
а) вертикальное – передача культурных ценностей от поколения к поколению
(евклидова геометрия-геометрия Лобачевского);
б) горизонтальное — наследование целого художественного
произведения (сонеты Шекспира в 19 и 21 веке).
Роль духовной культуры.
· Хранит из поколения в поколение опыт человечества.
· Является средством социализации.
· Имеет большое воспитательное значение.
Формы культуры.
Элитарная:
· создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами;
· её девиз: «Искусство для искусства»;
· трудна для восприятия неподготовленного человека;
· не имеет коммерческой выгоды;
· стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе.
Массовая:
· сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе;
· не выражает изысканных вкусов или духовных поисков;
· самая широкая аудитория;
· утверждает простые и понятные представления;
· редко или почти не поднимает вечных проблем;
· демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки;
· цель — получить коммерческую выгоду;
· сленговое название — кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка;
· занимательна.;
· серийна, тиражируема;
· пассивное потребление.
Народная:
· культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях;
· создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки;
· может быть индивидуальной( изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал);
· связана с религиозной субкультурой;
· является частью мировой культуры;
· существует преимущественно в устной форме.
Может существовать в двух видах:
· популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы;
· фольклорная – обращается к прошлому.
Экранная кульутра. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.
Доминирующая культура – совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. ).
Европоцентризм – течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.
Американоизм – течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.
Афроизм (негритюд) — течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.
Вестернизация (от англ. western — западный) — распространение ценностей западной культуры в незападные общества.
Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.
Субкультура – часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)
Контркультура – субкультура , которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)
· Мораль – совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
· Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
· Религия – мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
· Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.
· Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
· Наука – теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
· Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.
Духовный мир человека – это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.
Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.
Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.
· Широкое использование достижений мировой культуры.
· Формирование новых духовных ценностей на базе старых.
· Диалог религий.
· Возрождение национальных культур.
· Интеграция культурного наследия.
· Приоритет западных культурных ценностей.
Национальная культура – ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.
Национальное самосознание – совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.
· Интеграция – взаимообогащение культур разных национальностей
· Дифференциация – стремление обособиться, неприятие другой культуры
Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.
Культурная среда – среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:
· Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
· Культура быта – совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
· Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
· Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
· Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи.
· Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание.
· Культура чувств – степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям.
· Культура мышления – способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.
· Систематизированные взгляды на действительность
· система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
· особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
· познавательно-объяснительная – проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний, пояснение и объяснение устройства мира
· культурно-мировоззренческая – выстраивание системы знаний о мире с точки зрения развития науки
· практически –деятельностная – участие в преобразующей деятельности
· социальная:
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)
· производственная – определение путей и способов практического использования добытых знаний — превращение науки в производительную силу общества
· прогностическая – составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.
· естественные – позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика);
· общественные – поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание);
· гуманитарные – дают описательно-оценочные характеристики (философия, история);
· технические – служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров).
· фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;
· прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.
Этические нормы науки:
· социальная ответственность учёного (клонирование),
· бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность,
· общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
· всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом;
· незавершённость;
· дифференцированность— различные направления и школы;
· интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ.
Инновация— нововведение.
Парадигма — система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
· объективность – предметы явления должны быть познаны такими, какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения);
· рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций;
· системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам;
· проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики;
· наличие особой системы методов исследования;
· необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью .
· Эмпирический – его элементами являются факты, которые человек получает непосредственно, с помощью наблюдений и экспериментов
· Теоретический – этот метод даёт возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, а внутренние, познание устойчивых связей как внутри явления, так и между явлениями.
· Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере.
· Возрастание роли науки как производительной силы общества.
· Усиление практической направленности научных знаний.
· Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.
Мораль
Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру.
Мораль— совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика— наука о морали.
Признаки морали:
всеобщность
добровольность
Функции морали:
познавательная
регулятивная
воспитательная
мотивационная
прогностическая
аксиологическая ( формирует ценности)
Моральная система включает в себя:
— моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
— моральные ценности
Ценность— положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
польза- экономика
господство-политика
справедливость- социальная сфера
истина
красота
добро- духовная сфера
свобода- все сферы
Основные категории морали:
Добро— положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.
Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
Долг— осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
Стыд— осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
Совесть— способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.
Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.
Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Духовность – обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Альтруизм – бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других».
Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в
отношении каких-либо принципов, решений и действий.
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые
образцы действий.
Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом.
Виды поведения:
конформное — соответствующее социальным нормам;
девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;
делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).
Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.
Образование:
· целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию;
· целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства;
· совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений и навыков, необходимых для их применения в практической деятельности;
· один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации;
· это один из основных социальных институтов общества, система учебных заведений, обеспечивающих образование различных уровней.
Цели образования:
· приобщение индивида к достижениям цивилизации;
· сохранение культурного достояния;
· развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность.
Функции образования:
· культурная – трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей, норм);
· социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе;
· проведение социальных и культурных изменений в обществе;
· обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности;
· профессионально- экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества, подготовка специалистов различной квалификации.
Обязательным в РФ является полное среднее образование.
Основные принципы образования:
· демократизация – ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений ;
· компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;
· интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;
· интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования;
· гуманизация – особое внимание уделяется личности, её интересам;
· гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам;
· профилизация – первичная профессиональная ориентация
· единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;
· общедоступность;
· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
· светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви)
· соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры;
· переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями);
· развитие компетентности, являющейся основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования;
· возрастание роли образования в формировании гражданской позиции;
· повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности.
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее (полное) общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное
-среднее (лицей)
-высшее
а) бакалавриат
б) магистратура
Система образования:
· дошкольные образовательные учреждения
· школы;
· средние (профессионально-технические) учебные заведения
· высшие учебные заведения»
· специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии;
· учреждения дополнительного образования;
· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Типы образовательных программ:
· общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации её к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
· профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства
· Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.
· «Закон об образовании», 1992 г.
· Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.
· С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным
С 2006- комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.
Обучение – процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.
Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.
Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа.
Основные типы воспитания:
авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей;
либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;
демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу
Искусство – это особый способ познания действительности, осмысления, восприятия мира через систему образов, то есть через субъективное восприятие мира автора произведения.
Искусство в широком смысле – художественное творчество в целом
Искусство в узком смысле – изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства
Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
Предмет искусства – человек , его отношение к окружающему миру, жизнь людей в определённых исторических условиях.
· Образность, наглядность. Мир, жизнь людей отражаются в искусстве при помощи образов — а это результат вымысла или личного восприятия окружающего мира.
· Специфические способы и средства воспроизведения окружающей действительности. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объёмно-пространственные формы.
· Большую роль в искусстве играет воображение и фантазия автора. Это совершенно недопустимо в процессе научного познания.
Эстетика – наука о красоте.
· Гедонистическая – доставление человеку радости, удовольствия.
· Компенсаторная – восполнение неудовлетворённости реальной жизнью.
· Коммуникативная – средство общения в мире искусства
· Эстетическая – преобразование мира на основе красоты
· Воспитательная – влияние через примеры, идеалы на человека, обучение его жизни.
· Познавательная – получение знаний через образное восприятие мира.
· Прогностическая – приобщение общества к идеальному, находить путей к его достижению или стремление к лучшему .
· Ценностно-ориентирующая – формирование нравственных ценностей, идеалов.
Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство, компьютерная графика, дизайн, реклама).
Архитектура – это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных удовлетворять потребность человека в жилье и общественных помещениях.
Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных предать жизненный облик предметов.
Виды скульптуры:
· Станковая – предназначена для близкого рассмотрения
· Монументальная – воспринимается издали, имеет более обобщённые формы
· Монументально-декоративная – связана с архитектурными ансамблями, например, атланты и кариатиды)
· Декоративно—прикладная – рельефы, орнаменты.
Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованного творческим воображением художника.
Музыка – отражение сложного духовного мира человека, его чувств, страстей, борения мыслей посредством звука.
Хореография – это создание образов в танце с помощью музыки, раскрытие характеров людей, их чувств.
Литература – художественное отражение мира посредством слова.
Театр – вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актёрами на глазах у зрителей.
Кино – создание зрительных подвижных образов, способных широко охватить жизнь во всём её многообразии.
Жанр искусства – специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом (эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).
Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.
Основные направления в искусстве 20 века.
Реализм – правдивое изображение действительности через восприятие её автором.
Сюрреализм – изображение человека в таинственном и непознанном мире.
Экспрессионизм – изображение отчуждённого человека во враждебном ему мире.
Экзистенциализм – изображение одинокого человека в мире абсурда.
Абстракционизм – бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.
Поп-арт – изображение деидеологизированной личности общества «массового потребления»
Гиперреализм – обезличенная живая система в жёстком и грубом мире.
Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления, индивидуальной манерой художника.
Стили искусства:
· Романский или готический. Признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, скульптур, резьбы.
· Барокко. Признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.
· Рококо. Признаки: изысканность форм, причудливость орнамента.
· Классицизм. Признаки: ясность, гармония, чёткость, простота. Обращение к образам и формам античности как наиболее совершенным.
· Сентиментализм. Признаки: внимание к душевному миру человека, чувственность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.
· Романтизм . Признаки: утверждение национального и индивидуального своеобразия, изображение идеальных чувств и героев, стремящихся к свободе, вольность, индивидуализм, драматизм.
· Реализм – Признаки: правдивое, объективное отражение действительности.
Модернизм в искусстве — использование новых технологических решений и конструкций.
Эклектика – это сочетание элементов различных стилей.
По свойствам:
· Изобразительное (живопись, скульптура)
· Неизобразительное (архитектура , музыка).
По родам:
· Пластические виды (пантомима, балет). Основаны на пластике человеческого тела.
· Пространственные виды (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.
· Временные виды искусства (музыка, поэзия, драма, эстрада) Художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.
· Технические или синтетические виды (телевидение, кино, дизайн, компьютерная графика, художественная фотография). Образ создаётся при помощи технических средств.
Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера
в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.
Признаки религии.
· Вера в сверхъестесвенное.
· Организованное поклонение высшим силам – культ.
· Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).
Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.
Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –
система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.
· Мировоззренческая – формируется религиозное мировоззрение.
· Регулятивная – регулирует поведение человека посредством норм и ценностей.
· Коммуникативная— общение верующих друг с другом и с Богом.
· Компенсаторная – это своего рода утешение, когда людям земные тяготы и лишения кажутся несущественными и даже оправданными.
· Целительная – религиозное исцеление души и тела
· Интегративная – религия способствует объединению людей именем Бога.
· Прогнозирующая – содержит совокупное представление верующих о будущем человечества (пророчество о конце света. Страшном суде).
· Управляющая и контролирующая – с помощью различных религиозных средств (посланий, поощрений, санкций) служители церкви руководят и направляют жизнь верующих
· Транслирующая – передача из поколения в поколение религиозной культуры, ценностей.
· Легитимная – поддержка существующего строя, порядка, «благословение» правителя, его деятельности.
1. Ранние религиозные воззрения
2. Национальные религии
3. Мировые религии.
Ранние религии – обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.
Древнейшие формы религии.
· Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой, являющихся прародителями человеческого рода. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу (запрет)при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках.
· Фетишизм – поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.
· Анимизм— вера в одушевлённость природы, существование души и духов, одушевление сил и явлений природы.
· Спиритизм – общение с духами.
· Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.
· Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром, с духами предков.
Национальные религии ( локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).
Локальные религии.
Конфуцианство.
Китай. Правитель получает божественный мандат — мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо». Идеал совершенного человека — цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.
Даосизм.
Китай. Дао-путь. Человек — посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип «у вэй» — соблюдение естественного хода вещей. 2 начала — Инь — темное, Ян -светлое.
Иудаизм.
Палестина. Бог Яхве.
Зороастризм.
Иран. Культ огня и чистоты.
Синтоизм.
Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками — дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай — тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.
Индуизм.
Индия. Брахманы — белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.
Ясперс— теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, оно послужило толчком для развития культур востока и запада.
Мировые религии.
Особенности мировых религий.
· Их исповедуют представители разных национальностей.
· Распространены на всех континентах.
· Большое количество верующих.
· Вера в единого бога.
· Прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.
Буддизм.
Возник в 6 веке до н.э. В Индии.
В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружённого в раздумья аскета. Дерево Бодха — древо познания. Будда — просветлённый.
Смысл буддизма:
страдания правят миром.
Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.
Танха -желание.
-жажда чувственных удовольствий
-жажда процветания
-жажда к уничтожению
уйти от страданий можно погрузившись в нирвану.
Нирвана – покой, блаженство.
Сансара – круговорот рождения и смерти.
Есть путь погружения в нирвану.
Заповеди буддизма:
Ахинса – непричинение вреда живому
— не брать чужой собственности
— не касаться чужой жены
— не говорить неправды
— не пить вина
Реинкарнация – учение о перерождении душ.
Священная книга – Типитака (3 корзины)
Направления буддизма:
Махаяна – Большая колесница — широкий путь спасения
Хинаяна — Малая колесница — узкий путь для монахов-отшельников.
Верховный жрец — Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.
Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии.
Цель – стать самим собой, развить свои способности.
Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов.
Христианство.
Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.
В основе легенда о великом мессии Христе.
988 – принятие христианства на Руси Владимиром Святым
1054 – разделение на православие и католицизм.
16 век, реформация в Германии, появление протестантизма.
Православие – правильное учение.
Основные идеи христианства:
· идея центризма — Бог- центр мироздания,
· идея творения,
· идея откровения (любое знание — божественное),
· идея грехопадения,
· идея конца света и страшного суда,
· идея спасения и воскресения для вечной жизни.
Священная книга- Библия
Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)
Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие — благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.
Католицизм – то есть всемирная религия.
· Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание,
· учение о чистилище,
· централизованность церковной организации,
· безошибочность папы в вопросах веры и нравственности,
· нерасторжимость таинства брака,
· целибат-безбрачие духовенства,
· крестное знамение слева направо,
· богослужение на латыни,
· крещение через возлияние воды на голову.
Протестантизм – публично доказывающий.
· Спасение личной верой,
· священство всех верующих,
· исключительный авторитет Библии,
· церковь не посредник между Богом и людьми,
· молитвенные дома без пышности,
· из таинств только крещение и причастие.
Основные формы протестантизма:
Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.
Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.
Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.
Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.
Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.
Ислам.
Ислам- предание себя Богу, покорность.
Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.
В основе легенда о пророке Мухаммеде.
Хиджра — переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.
Заповеди ислама.
· Исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
· Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.
· Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.
· Милостыня 1 раз в 1 год.
· Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.
Мюридизм — воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават — священную войну против неверных.
Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.
Священная книга – Коран. Сура-глава.
Шариат – система мусульманского права.
Течения ислама:
· Суннизм — власть не в руках потомков пророка,
· шиизм— власть в руках потомков пророка, имамов.
«+»
· один из компонентов духовной культуры
· один из институтов общества
· специфический тип мировоззрения
· совокупность моральных принципов
· активно участвует в жизни общества
· одно из средств социального контроля
· сообщество людей, связанных единой верой
· компенсаторная функция — утешение
«-»
· способствует развязыванию войн
· страх как фактор поддержания религиозности
· догматичность.
Конфессиональный – религиозный.
Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.
По количеству богов:
· монотеистические – вера в одного Бога
· политеистические – вера во множество Богов
По решению проблем спасения:
· через собственную деятельность (буддизм)
· через посредника-спасителя
По степени легализации:
· институциональная – верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви
· внеинституциональные – модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида
По степени распространения:
· национальные (локальные)
· мировые
· Церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
· Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
Деноминация — секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру (кальвинизм).Культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .
Разновидности культа:
· магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы
· умилостивительный культ— комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Депривация— положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Атеизм — система взглядов, отрицающая существование Бога.
Адепт – приверженец религиозного учения.
Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.
Фундаментализм — религиозный фанатизм.
Государство и религия- это два социальных института.
Два вида правового положения религии в обществе:
· статус государственной религии,
· статус отделения государства от религии.
Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.
В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии.
· Государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
· Государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
· Государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
· Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.
Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.
Статья 14
1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Пояснения:
· Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
· Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
· Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.
Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.
В РФ на законодательном уровне созданы все условия для развития религий, роль религии в современном мире, в России в том числе, велика.
· Влияет на сознание людей, религиозность усиливает общественную мораль, нравственность.
· Религиозные организации реагируют на проблемы общества, консолидируют его для их решения.
· Созидательные, миротворческие действия религиозных лидеров о время конфликтов, выступления их в защиту нравственности, против коррупции, наркомании, терроризма и др.
· Осуждение политического насилия, призыв лидеров к мирным способам решения проблем.
Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей народов, защитой национальной культуры.
В обществе важную роль играет массовая коммуникация.
Коммуникация – информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.
Основе средство массовой коммуникации – СМИ , средства массовой коммуникации, система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.
Особенности СМИ.
· Обращённость к массовой аудитории.
· Общедоступность.
· Корпоративный характер производства и распространения информации.
· Информация не изнашивается, а наоборот, в процессе использования обогащается, дополняется.
· Быстрый обмен информацией.
Средства массовой информации призваны осуществлять: а) поиск; б) получение; в) передачу; г) производство; д) распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
К СМИ относятся:
· пресса
· радио
· телевидение
· интернет
· кинематограф
· видеозаписи
· реклама
· Информационная – предоставление массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации.
· Регулирующая – воздействие на массовую аудиторию (установление контактов, достижение контроля над массовым сознанием).
· Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства.
· Транслирующая – передача культурных ценностей из поколения в поколение.
· Мобилизационная – воздействие на общество с целью совместного решения важных проблем.
· Образовательная – создание условий для образования и самообразования людей.
· Воспитательная – воспитание нравственности.
· Социализирующая – формирование нравственных основ личности.
Позитивное влияние.
· Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (мер, оказание гуманитарной помощи определённой стране).
· Большое воспитательное значение, формирование нравственности людей (например, оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых).
· Удовлетворение вкусов различной аудитории (например, телепередачи для детей для людей, увлекающихся спортом, музыкой и т.д.).
Негативное влияние:
· Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию, подавая в нужном для себя ключе.
· Сталкивание различных интересов (например, перед выборами- выступление представителей различных партий). Появилось даже понятие « посредническая среда», то есть СМИ используются для поддержки определённого кандидата, его программы.
· Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу
В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.
Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.
Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:
· Конституция РФ (ст. 29 и др.).
· «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г .
· «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.
· «О рекламе» от 14 июня 1995 г.;
· «О связи» от 16 февраля 1995 г.;
· Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.
· «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г. и др.
Взаимодействие СМИ и государства в РФ:
· государство создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;
· государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;
· государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;
· государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.
Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.