"Общие понятия об истории русской литературы"
Оценка 4.6

"Общие понятия об истории русской литературы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
01.04.2018
"Общие понятия об истории русской литературы"
Публикация является частью публикации:
1. Общие понятия об истории русской литературы..docx
1 Тема: Общие понятия об истории русской литературы. Цели:   образовательные:  формировать   представление   об   истории   литературы, основных   этапах,   характерных   чертах,   понятия   «образ   автора»,   способы   его реализации.  Развивающие:  развивать   навыки   ознакомительного   чтения,   сопоставительной работы, соотношения.  Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к изучению литературы и языка.  План урока: 1. Орг.момент. 2. Вступительное слово. 3. Знакомство с учебником и содержанием курса. 4. Сопоставительная работа. 5. Связь литературы со своим временем.  6. Распределение в хронологической последовательности. 7.   Соотнесение   этапов   развития   русской   литературы   и   литературные направления. 8. Характеристика основных литературных направлений.  9. Образ автора. 10. Домашнее задание. Ход урока: 1. Орг.момент. 2. Вступительное слово. Наша литература – наша гордость. В русской  литературе нашли свое яркое выражение великие  освободительные идеи, созданные человечеством.  Значение русской литературы признано миром,  изумленным ее красотой и силой.                                                                                             А.М. Горький Русская литература  – бессмертное  создание  русского народа, художественная история   его   жизни,   яркое   воплощение   его   свободолюбивых   стремлений,   любви   к родине. Русская литература оказала огромное плодотворное влияние на духовное и нравственное развитие общества. В худ. литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всем ее многообразии в разные века и у разных народов. Н.Г.Чернышевский называл   литературу   учебником   жизни».   Художественная   литература,   как   и   наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди 2 народа   просвещения   и   культуры.   Выдающиеся   художественные   произведения   по своему познавательному значению не уступают в ряде случаев научным трудам. В 9 классе мы с вами познакомимся со многими очень значимыми, важными и интересными произведениями! 3. Знакомство с учебником и содержанием курса. Ознакомительное чтение статьи «К учащимся». ­ Чем будет отличаться курс литературы в 9 классе от 5­8 классов? ­ Знание какого предмета нам очень пригодится? (истории) ­ Что значит «критические статьи», о наличии которых говорится? Почему они полезны нам? ­ ОТКРОЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ. Давайте посмотрим, что нам предстоит изучить?  ­ Почему мы изучаем эти произведения именно в таком порядке? (исторический подход к литературе). ­ Как вы думаете, почему авторы учебника нам предложили изучить творчество именно этих писателей? (именно они внесли важнейший вклад в развитие культурной жизни   различных   периодов   и   сохранили   свое   значение   до   нашего   времени. +произведения даются во взаимосвязи друг с другом..) ­ С какого периода мы начнем изучать литературу в 9 классе? (древнерусская и до 20 века). Каждый период уникален, в каждой эпохе можно отметить свои черты, что­то что   объединяло   творчество   писателей,   но   несмотря   на   это   каждое   произведение уникально! Никакой другой человек не смог бы создать такое!  4. Сопоставительная работа. Утешься, мать градов России, Воззри на гибель пришлеца. Отяготела днесь(сегодня) на их надменны выи Десница мстящая творца. Взгляни: они бегут, озреться не дерзают, Их кровь не престает в снегах реками течь; Бегут ­ и в тьме ночной их глад и смерть сретают, А с тыла гонит русский меч. ­Это отрывок из стихотворения юного Пушкина. Что особенного в нем?  Обилие старославянизмов, тяжеловесный язык. ОБЪЯСНЕНИЕ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ.  ­ Именно так писали торжественные стихи (оды) в 18 в. и в начале 19 в. Прошло около 20 лет. Изменилась жизнь, продолжилось сближение литературы с 3 жизнью, и появились такие строки: ...Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор ­ и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я… ­ Чувствуете отличие? Здесь уже как будто обычный разговорный язык. Примечательно, что тексты, которые ближе к нам и понятнее, не перечеркивают все,   что   написано   было   ранее­они   тоже   сохраняют   свое   значение,   просто   для   их восприятия требуются определенные знания.  5. Связь литературы со своим временем.  Литература всегда тесно связана с временем, в которое она существует. ­Попробуйте вспомнить: в каких произведениях отражается то, что происходило в то время? («Железная дорога» Некрасов, «Ревизор» Гоголь…) 6. Распределение в хронологической последовательности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Былина «Садко». «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин «Бородино» М.Ю. Лермонтов «После бала» Л.Н. Толстой «Песнь о Соколе» М. Горький 7.   Соотнесение   этапов   развития   русской   литературы   и   литературные направления. 8. Характеристика основных литературных направлений.  9. Образ автора. Мы с вами примерно разобрались, как развивалась литература, через какие этапы проходила. Менялось многое! Но ключевой вопрос курса 9 кл связан с образом автора. Как и когда он передавался… 4 ­ Автор и рассказчик – это одно лицо? Сейчас запишем, как в произведении может себя проявлять автор, а вы потом дополните примерами! 1. Автор анонимен (древнерусская лит­ра) 2. Автор скрыт за героями и событиями, но всеведущ: различными средствами языка, построения произведения, сюжета подводит он читателя к восприятию своих идей и чувств («Муму» И.С. Тургенева) 3.   Автор   передает   повествование   рассказчику   («Капитанская   дочка»,   «После бала» Толстой) 4. Автор ведет повествование от своего имени, но при этом не отказывается от художественного вымысла («Детство» Горький, «Уроки французского» Распутин). Читая то или иное произведение, мы должны будем обращать внимание на образ автора.  10. Домашнее задание. Составить план – конспект «Краткого теоретического введения».

"Общие понятия об истории русской литературы"

"Общие понятия об истории русской литературы"

"Общие понятия об истории русской литературы"

"Общие понятия об истории русской литературы"

"Общие понятия об истории русской литературы"

"Общие понятия об истории русской литературы"

"Общие понятия об истории русской литературы"

"Общие понятия об истории русской литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018