Урок №2 Дата ________________
Тема урока: Общие сведения о системах счисления.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- представление числа в различных системах счисления, запись числа в свернутой и развернутой формах;
- научиться переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную систему счисления.
Развивающие:
Воспитательные:
Методы: словесные, наглядные, практические.
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап
Объявление темы и целей урока
На экране тема «Системы счисления» (слайд 1). Учитель приветствует учащихся и объявляет тему урока с просьбой записать в тетрадь. Далее объявление целей урока (слайд 2): познакомиться с понятием системы счисления, видами систем счисления, научиться записывать числа в различных системах счисления, переводить числа в десятичную систему счисления.
II. Актуализация опорных знаний
1. Понятие Систем счисления:
Для начала проведём границу между числом и цифрой. Число – это некоторая абстрактная сущности для описания количества. Цифры – это знаки, используемые для записи чисел.
Цифры бывают разные, самыми распространенными являются арабские цифры, представленные известными нам знаками от 0 до 9.
Существует множество способов записи чисел с помощью цифр.
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.
Что такое система счисления?
Система счисления в современном мире.
Используется ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html
Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные.
1.1. Непозиционные системы счисления:
В непозиционных системах счисления величина числа не зависит от положения цифр в представлении чисел.
1.1.1. Единичная СС:
Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди начали считать. Количество предметов, например овец, изображалось нанесением чёрточек или засечек на какой - либо твёрдой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было ещё очень и очень далеко). Каждой овце в такой записи соответствовала одна чёрточка. Археологами найдены такие "записи" при раскопках культурных слоёв, относящихся к периоду палеолита (10 - 11 тысяч лет до н.э.). Учёные назвали этот способ записи чисел единичной ("палочной") системой счисления. В ней для записи чисел применялся только один вид знаков - "палочка". Каждое число в такой системе счисления обозначалось с помощью строки, составленной из палочек, количество которых и равнялось обозначаемому числу.
1.1.2. Древнеегипетская СС:
В древнеегипетской системе счисления, которая возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э., использовались специальные цифры для обозначения чисел 1, 10, 102, 103, 104, 105, 106, 107. Числа в египетской системе счисления записывались как комбинации этих цифр, в которых каждая из них повторялась не более девяти раз.
Пример. Число 345 древние египтяне записывали так:
1.1.3. Вавилонская СС:
Также далеко от наших дней, за две тысячи лет до н.э., в другой великой цивилизации - вавилонской - люди записывали цифры по-другому.
Числа в этой системе счисления составлялись из знаков двух видов: прямой клин служил для обозначения единиц, а лежачий клин - для обозначения десятков.Для определения значения числа надо было изображение числа разбить на разряды справа налево. Новый разряд начинался с появления прямого клина после лежачего, если рассматривать число справа налево.
1.1.4. Римская СС: Используется ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html
Вопрос: Где сегодня используется римская система счисления для записи чисел?
(Ответ: для записи дат в истории, для нумерации глав учебника, циферблат часов и т.д.)
1.1.5. Алфавитные системы:
Алфавитной нумерацией пользовались южные и восточные славянские народы. Вместо цифр используются буквы алфавита. Над буквой, обозначавшей цифру, ставился специальные значок "~" («титло»).
Данная система счисления применялась нашими предками и была достаточно сложной, т.к. использует в качестве цифр 27 букв.
1.2. Позиционные системы счисления: Используется ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html
Позиционные системы счисления – это системы счисления, в которых значение цифры напрямую зависит от её положения в числе.
Самые распространенные позиционные системы счисления:
· Двоичная;
· Троичная;
· Четверичная;
· Пятеричная;
· Шестеричная;
· Семеричная;
· Восьмеричная;
· Десятичная;
· Шестнадцатеричная;
· Шестидесятеричная.
1.2.1. Десятичная система счисления:
Давайте рассмотрим самую распространённую позиционную систему счисления - «десятичную систему счисления».
Десятичной системой она называется потому, что использует десять цифр. Это: 0,1,2,3,4,5,6,7,8 и 9. Если их пересчитать, то окажется, что их ровно десять. Заметьте: максимальная цифра 9 на единичку меньше количества цифр.
Цифры, используемые в системе счисления, называются алфавитом системы счисления.
Количество цифр (знаков) в её алфавите, называется основанием системы.
В общем случае в позиционной системе счисления числа представляются следующим образом:
(anan-1a0)f,
Где a0,a1,…,an – цифры, f – основание.
Аналогично рассматриваются двоичная, восьмеричная системы счисления.
1.2.2. Шестнадцатеричная система счисления:
В шестнадцатеричной системе основание равно 16 и алфавит состоит из шестнадцати цифр (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,B,C,D,E,F), причём первые десять цифр имеют общепринятое обозначение, а для записи остальных цифр (10,11,12,13,14,15) используются первые шесть букв латинского алфавита.
1.2.3. Шестидесятеричная система счисления:
То, как мы представляем время на часах, это пример шестидесятеричной позиционной системы счисления. В представлении времени используется три позиции: для часов, минут и секунд. Так как для каждой позиции приходится использовать 60 цифр, а у нас только десять цифр, то для каждой шестидесятеричной позиции используется две десятичные цифры (00, 01, 02,…,59), а позиции разделяются двоеточием.
h:m:s
Примеры чисел:
· 110012 – число в двоичной системе счисления;
· 2213 – число в троичной системе счисления;
· 318 – число в восьмеричной системе счисления;
· 2510 – число в десятичной системе счисления.
В приведённых выше примерах числа записаны, в так называемой свёрнутой форме.
Существует развёрнутая форма записи чисел.
Используется ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf
2. Преобразование чисел:
2.1. Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную:
Итак, число может быть представлено в разных системах счисления с помощью цифр своего алфавита. Может записываться в свернутой и развернутой формах. На слайде показан алгоритм перевода числа из произвольной системы счисления в десятичную систему счисления.
Учащиеся переводят два числа, записанные в троичной и восьмеричной системах, в десятичную систему счисления.
2213 и 318.
2.2. Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную систему:
Для того, чтобы перевести десятичное число в любую систему счисления нужно это число поделить на основание искомой системы счисления.
Используется ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf
III. Закрепление:
Самостоятельная работа: Интерактивный задачник «Системы счисления» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf
IV. Домашнее задание.
§ 1.1.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Итак, мы сегодня познакомились с представлением числовой информации с помощью различных систем счисления. Узнали, что каждая система счисления имеет основание и алфавит. Каждое число можно записать в развернутой и свернутой формах. Мы узнали, что из любой системы счисления число можно перевести в десятичную систему счисления и наоборот.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.