Морозова М. К.
Специфика применения аудитивного материала на средней ступени обучения английскому языку
Обучение аудированию занимает существенное место в процессе обучения английскому языку на средней ступени. Аудирование выступает в двух функциях: как средство и как цель обучения. В первой своей функции аудирование используется тогда, когда в ходе прослушивания аутентичных текстов учащиеся знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом (при этом аудирование часто сочетается со зрительной опорой), упражняются в узнавании на слух и припоминании уже известного материала, подготавливаются к беседе по прослушанному. Вместе с тем аудирование является одной из основных целей обучения. На данной ступени обучения выделяются три вида аудирования:
а) аудирование с полным пониманием воспринимаемого на слух текста (listening for detail);
б) аудирование с общим охватом содержания, т. е. с пониманием лишь основной информации (listening for the main idea);
в) аудирование с извлечением специфической информации (listening for specific information).
Аудирование с полным пониманием и с извлечением конкретной информации осуществляется, как правило, на текстах, не содержащих особых трудностей. Эти тексты построены в основном на знакомом материале и обеспечивают при наличии небольшого числа незнакомых слов догадку об их значении на основе общности форм родного и иностранного языков, по словообразовательным элементам или по контексту.
Кроме того, полному и точному пониманию подлежат высказывания учителя, речь одноклассников, короткие сообщения монологического характера при обсуждении проблем, предъявляемые в естественном темпе. Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале текстов, содержащих значительное число незнакомых слов, чтобы хотя бы приблизительно поставить ученика в относительно адекватные условия практического осуществления этого вида речевой деятельности. Основная задача при этом – научить ученика умению, с одной стороны, выделять основную информацию, наиболее существенное содержание, с другой – как бы опускать, игнорировать несущественное, в том числе незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание.
Аудирование с извлечением конкретной информации происходит на материале, также содержащем достаточно большое количество незнакомой лексики. Перед учащимися ставится задание понять только ту информацию, на которую ориентирует предваряющее задание. Развитие умений аудирования предполагает поэтапное формирование рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, т.е. навыков узнавания и понимания слов, словосочетаний, грамматического оформления лексических единиц разного уровня в словосочетаниях, предложениях и связанных текстах. Методисты Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, В. М Филатов [1, с. 23; 2, с.57] подразделяют аудитивные упражнения на подготовительные и речевые. Подготовительные направлены на преодоление отдельных трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевые представляют собой управляемую речевую деятельность, поскольку они, обеспечивают практику аудирования на основе комплексного преодоления аудитивных трудностей, предполагают смысловое восприятие речевого воспроизведения в условиях, приближающихся к естественному общению и реализации коммуникативной функции аудиодеятельности, направлены на совершенствование процесса смыслового восприятия и на достижение определенного уровня понимания.
Упражнения подготовительного характера – это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова. Приведем примеры:
·Послушайте слова и поднимите руку, если в слове звучит долгий звук;
·Прослушайте несколько предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение;
·Прослушайте слова и выберите те, которые соответствуют картинке;
·Прослушайте начало слов и закончите их;
·Прослушайте начало словосочетаний и закончите их;
·Прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему;
·Прослушайте предложения и замените слово другим словом;
·Прослушайте два предложения и скажите, чем они друг от друга отличаются. Какая уточняющая информация появилась во втором предложении?
·Прослушайте предложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста.
В целом подготовительные упражнения основаны на осознаваемой учениками аналитико – синтетической деятельности, в результате выполнения которой формируются и развиваются все необходимые механизмы аудирования.
Речевые упражнения выполняются на уровне законченного речевого целого, т.е. развернутого текста:
· Прослушать и понять, кто или что имеется в виду;
· Озаглавить прослушанное;
· Разбить аудиотекст на смысловые куски;
· Записать основное содержание в виде ключевых слов;
· Передать содержание на родном языке.
Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное). Речевые упражнения с аудиотекстом выполняются до прослушивания, в процессе прослушивания и после прослушивания.
Упражнения до прослушивания текста. Цель этих упражнений – подготовка учащихся к восприятию аудиотекста, введение в тему, актуализация имеющихся у них знаний и опыта, создание мотива на предстоящую деятельность, снятие возможных трудностей, «включение» механизма ожидания и прогнозирования с помощью:
· Ассоциаограммы;
· Визуальных импульсов в виде картинок, фотографий, графиков;
· Акустических импульсов (музыка, голоса).
Упражнения в процессе прослушивания аудиотекста. Во время слушания текста учащиеся должны понять его смысл и коммуникативное намерение говорящего, удерживать в памяти то новое, что они узнали из текста и дать ему оценку (интересно, важно, полезно, познавательно или нет). В процессе слушания учащиеся отвечают на вопросы, выполняют действия по соотнесению (иллюстраций, пунктов плана с содержанием), конспектированию (дат, имен, географических названий), распознаванию типа текста действующих лиц, контекста, упорядочиванию фрагментов текста или реплик диалога. Большая часть этих упражнений предполагает использование в процессе восприятия аудиотекстов разнообразных рабочих материалов: список слов, карт, плана города. Учащимся предлагается в ходе слушания текста:
· Отметить на рисунке (схеме) названия мест событий, о которых идет речь в тексте;
· Пронумеровать на рисунке предметы, упоминаемые в тексте;
· Добраться с помощью плана города из одного места (от вокзала) в другое (молодежный центр…);
· Найти «клад» с помощью карты местности.
Упражнения после прослушивания текста.
Послетекстовые задания вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, служат для контроля понимания и успешного акта общения. Это упражнения текстового характера, ответы на вопросы, составление плана, пересказ, завершение текста, беседа, дискуссия, оценка героев, их поступков и самого текста и т.п., например:
1. Прослушайте ряд вопросов, записанных на аудиокассету. Дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе.
2. Прослушайте начало диалога (полилога), продолжите его в парной работе.
3. По мере восприятия диалога в аудиозаписи (или фрагмента кинофильма) замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями. Воспроизведите затем диалог в новом варианте в парной работе.
В программу действий с аудиотекстами должен быть включен и контроль. Перед прослушиванием ученикам следует сообщить о том, каким образом будет проверяться результат понимания: должны ли они, составить план к тексту или навести порядок в предложенном плане, выписать ключевые слова или вписать их в предложенную таблицу, классифицировав их в соответствии с воспринятой информацией, и т. п. Палитра заданий на контроль понимания очень многообразна. Основной критерий при выборе того или иного контрольного задания – цель работы с аудиотекстом и вид аудирования, например: ·подтвердить или опровергнуть, высказывания;
· подобрать иллюстрации к тексту;
· упорядочить пункты плана;
· выполнить тест множественного выбора (из 3 - 4 утверждений - одно правильное, остальные дистракторы - отвлекающие).
Таким образом, на средней ступени обучения развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения в данном виде речевой деятельности. В каждом цикле уроков имеются специальные тексты для аудирования, которые постепенно усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала. Общий объем лексических единиц для аудирования не должен превышать 1050 (650 в 5-м классе и 400 в 6-м классе).
Литература
1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидиактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М. : Издательский Центр «Академия», 2020. – 523 с.
2. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В. М. Филатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 416 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.