Обучение детей с аутизмом в школе
Оценка 4.9

Обучение детей с аутизмом в школе

Оценка 4.9
docx
21.03.2023
Обучение детей с аутизмом в школе
Обучение детей с аутизмом в школе..docx

Статья «Обучение детей с аутизмом в школе»

Для начала разберёмся с терминами. Аутизм как самостоятельное понятие существует только на бытовом уровне. Этот диагноз изучен плохо, поэтому его не ставят. Вместо него в заключениях территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) можно встретить РАС — расстройство аутистического спектра.

В Международной классификации болезней (МКБ-10) выделен целый раздел F84 под психологические расстройства. Туда включили детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2) и синдром Аспергера (F84.5). Какой-то конкретный диагноз ставят редко, они очень похожи друг на друга. Обычно врачи ограничиваются F84, что можно читать как «У ребёнка РАС».

Рассмотрим самые распространённые заблуждения и разберёмся, что же на самом деле скрывается за этим словом.

 

·        Мифы о РАС

1.     Не способны чувствовать

Принято считать, что дети с аутизмом ничего не чувствуют, не показывают эмоций, не умеют быть ласковыми и нежными с близкими людьми.

 

На самом деле: внутри любого ребёнка происходят примерно одинаковые процессы. Дети с РАС умеют злиться, плакать, переживать и сострадать. Отличие в том, что они этого не показывают, поэтому могут казаться равнодушными.

 

2.     Не смотрят в глаза

Это заблуждение взаимосвязано с первым: если дети с аутизмом не способны к чувствам, то и в глаза им смотреть бессмысленно.

 

На самом деле: дети с РАС смотрят как бы сквозь человека, в том числе и как будто сквозь глаза. Они просто не концентрируют внимание.

 

3.     Гениальны

Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир» наизусть.

 

На самом деле: частота одарённости среди людей с аутизмом примерно такая же, как у остальных.

 

4.     Во всём виноваты гены или прививки

Миф зародился в 1998 году, когда в журнале The Lancet вышла статья Эндрю Уэйкфилда, в которой он связал аутизм с прививками. Выборка тогда была всего на 12 человек. Уже через год вышло опровержение с 500 участниками исследования, в 2005-м — с 10 миллионами детей, а в 2011-м — с почти 15 миллионами.

На самом деле: взаимосвязь аутизма с прививками и генами не доказана. Феномен в целом мало изучен.

Когда мы развеяли все мифы, разберёмся, что же это значит на самом деле

·        Факты о РАС

По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, сейчас РАС встречается у одного из 54 детей.

Проявления аутизма называют расстройствами аутистического спектра, потому что есть признаки, одинаковые для всех, но они могут проявляться в разной степени. Это и есть спектр — разнообразие в однообразии.

Типичные проявления:

трудности в социальной коммуникации;

сложности с обработкой сенсорной информации;

повторяющееся, стереотипное поведение;

ригидность, то есть отсутствие реакций на стимулы: например, не одёрнет руку, если его щипать.

Как обучать детей с РАС

Ребёнка с РАС в начальной школе могут обучать по одной из четырёх программ ФГОС:

·        8.1 для детей с сохранным интеллектом

Уровень итогового развития: как у сверстников с нормой развития.

Срок обучения: четыре года.

 

·        8.2 для детей с РАС и задержкой психического развития (ЗПР)

Уровень итогового развития: как у сверстников с нормой развития.

Сроки обучения: пять лет, если был в садике, и шесть, если не был.

 

·        8.3 для детей с лёгкими и умеренными интеллектуальными нарушениями (ИН)

Уровень итогового развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.

Сроки обучения: шесть лет.

 

·        8.4 для детей с тяжёлыми ИН и множественными нарушениями

Уровень итогового развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.

Сроки обучения: шесть лет.

 

Начиная со средней школы дети с РАС учатся по обычному ФГОС.

На что стоит делать акцент в обучении

Социализация, общение со сверстниками и взрослыми

У ребёнка нет необходимости строить коммуникацию самостоятельно, особенно если он не разговаривает. Поэтому взрослому нужно искусственно создавать ситуации для общения: например, просить передать предмет.

Бытовые навыки

‍Это то, что необходимо освоить ребёнку до остального обучения. Иногда это единственное, что удаётся ребёнку. Для этого взрослому нужно в буквальном смысле ходить по пятам за ребёнком: рука в руке раскладывать вещи по местам, держать ложку, одеваться.

Коррекция нежелательного поведения

‍Это может быть нанесение травм себе и окружающим, щипки, укусы, крики. Родителю стоит обратиться к специалисту — дефектологу, который поможет выстроить путь «проблема — объяснение — решение». Самостоятельно добиться корригирующих результатов можно, но, скорее всего, на поиск оптимального пути уйдёт много времени.

Решение, как и где обучать ребёнка, всегда принимают родители (статья 44 федерального закона об образовании в Российской Федерации). ТПМПК может лишь рекомендовать учреждение.

В каких школах учатся дети с РАС

Коррекционные школы

Коррекционных школ для детей исключительно с РАС не существует. Обычно их отправляют туда, где учатся дети с интеллектуальными нарушениями (ИН) или задержкой психического развития (ЗПР) или в так называемую «речевую школу».

 

Массовые школы

Здесь может быть два варианта:

 

обычный класс, который приравняют к инклюзивному;

коррекционный класс в обычной школе, что называют интеграцией.

В инклюзивном классе ребёнок с РАС будет учиться наравне с детьми с нормой. Обычно такой вариант выбирают для ребёнка с нормой интеллекта и речи. В интегративном классе могут учиться дети с разными нарушениями или все только с РАС. Соответственно, у них своя программа и образовательный маршрут.

 

Обычные школы могут быть государственными и частными, это не имеет значения. В школе может быть организована ресурсная зона — это место, куда может прийти ребёнок с РАС, чтобы отдохнуть от социального контакта. Там может быть сухой бассейн, ковры, диваны, подушки, «дождик», свисающий с потолка. Альтернативным вариантом может стать надомное обучение, то есть формат, когда к ребёнку домой приходят педагоги из школы.

 

Онлайн-школы

Здесь может быть два варианта:

 

ребёнок учится в онлайн-школе, которая функционирует как обычная;

ребёнок числится на семейном обучении, но учится в онлайн-школе, например, как в «Домашней школе Фоксфорда».

Если родители выбирают первый вариант, то, скорее всего, сценарий будет, как в инклюзивном классе массовой школы. Вряд ли кто-то в онлайне будет создавать отдельный интегративный класс.

 

Если родители выбирают второй вариант, им необходимо перейти на семейное обучение. В таком формате ребёнку будет комфортно осваивать материал, потому что:

 

не нужно сидеть в одном классе с тридцатью детьми;

можно поставить на паузу запись, когда нужно сделать перерыв;

дома привычная обстановка.


 

Статья «Обучение детей с аутизмом в школе»

Статья «Обучение детей с аутизмом в школе»

Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир»…

Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир»…

Срок обучения: четыре года. · 8

Срок обучения: четыре года. · 8

Решение, как и где обучать ребёнка, всегда принимают родители (статья 44 федерального закона об образовании в

Решение, как и где обучать ребёнка, всегда принимают родители (статья 44 федерального закона об образовании в

Домашней школе Фоксфорда». Если родители выбирают первый вариант, то, скорее всего, сценарий будет, как в инклюзивном классе массовой школы

Домашней школе Фоксфорда». Если родители выбирают первый вариант, то, скорее всего, сценарий будет, как в инклюзивном классе массовой школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2023