Современный урок в условиях реализации ФГОС с детьми с ОВЗ
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства. Эти дети нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным программам. Количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в один класс попадали дети лишь одной группы (например, только нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети). Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель уроков — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.
В интегрированном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности. При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта
В современной школе предпочтение отдаётся развивающей стратегии преподавания. В связи с этим меняется структура современного урока.
1. С первых минут урока учитель обязан включить детей в совместную поисковую деятельность. Через проверку домашнего задания, коллизии, систему направляющих вопросов учитель подводит обучающихся к формулировке темы, цели и задач урока.
2. На протяжении всего урока учитель, применяя здоровьесберегающие технологии, следит за правильной осанкой обучающихся, вовремя проводит физминутки на расслабление мышц глаз и спины.
3. Учитель стремиться к тому, чтобы учащиеся сами могли придумать задание к предъявляемому упражнению, выбрать задание по силе, могли оценить свою работу.
4. На уроке в преподавании должен преобладать системно – деятельностный подход, дети должны быть направлены на практическую деятельность и самостоятельное добывание знаний.
5. Особое внимание следует уделить парной, групповой работе обучающихся.
6. Одним из проектных продуктов на уроке или в работе микрогруппы должны стать памятки, алгоритмы, опорные таблицы, самостоятельно изготовленные обучающимися.
7. На протяжении всего урока учитель вовремя и к месту проводит рефлексию, оценивание, отдавая предпочтение самоконтролю и самооценке учащихся.
8. Подводя итог урока, учитель опирается на мнение обучающихся. Для этого учитель может использовать методику «незаконченные предложения»:
- Что ты открыл для себя на уроке?
- В чём ты затруднялся?
- Что бы ты хотел обсудить, закрепить, узнать на следующем уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.