Яковлева Оксана Митрофановна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б. Н. Андреева», с. Эльгяй, Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия), Россия
yeg_oksa@mail.ru
678274, улица Д. Сивцева, 40, с. Эльгяй, Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия), Россия,
Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования на примере Эльгяйского регионального музейно-экологического центра имени Б. Н. Андреева
Аннотация. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между педагогом и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инвалидность, адаптированная программа, опыт, эксперимент, исследование, дошкольный возраст.
Yakovleva Oksana Mitrofanovna, teacher of additional education at Elgyai regional museum and ecological center named after B.N. Andreev, Elgyai village, Suntar district, Sakha Republic, RUSSIA
yeg_oksa@mail.ru
678274, 40 D. Sivtseva St, Elgyai village, Suntar district, Sakha Republic, RUSSIA
Education of children with disabilities in the system of additional education on the example of the Elgyai regional museum and ecological center named after B. N. Andreev.
Annotation. Experiments combine all activities, all aspects of education. The initiative for their implementation is distributed evenly between the teacher and the children. The teacher’s role is increasing. He doesn’t impose his advice and recommendations, but waits for the child to ask for help himself. In the process of experimentation obtains a vocabulary of children which denote the properties of objects and phenomena.
Keywords: children with disabilities, disability, adapted program, experience, experiment, research, preschool age.
Дети с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. И урочная деятельность, и внеурочная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются основами, которые способствует развитию и социальному становлению ребенка [1].
С каждым годом растет количество детей с ОВЗ и инвалидностью в нашей республике и в стране в целом [2].
Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение по АООП может быть рекомендовано только психолого-медико-педагогической комиссией и требует согласия родителей. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может обучаться не по адаптированной основной общеобразовательной программе, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые на основании рекомендаций ПМПК образовательная организация обязана обеспечить [1].
С начала пандемии Эльгяйский региональный музейно-экологический центр имени Б. Н. Андреева (ЭРМЭЦ им. Б. Н. Андреева) посещают 162 ребенка из разных уголков Республики Саха (Якутия), из них 6 детей с ОВЗ и инвалидностью. Всего в селе Эльгяй детей с ОВЗ и инвалидностью – 15. То есть охват «особенных» детей Эльгяйским РМЭЦ составляет 40%. Педагоги дополнительного образования ЭРМЭЦ проводят кружки и для школьников, и для воспитанников детского сада, а для детей с ОВЗ и инвалидностью наши педагоги адаптировали свои программы именно под конкретного ребенка с определенным диагнозом.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому, мыслить творчески и самостоятельно.
Актуальность. На протяжении всего дошкольного возраста детям наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск ответов на интересующий вопрос, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Одним из наиболее эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Ребенок лучше понимает практическую деятельность, когда он все делает сам своим руками. Таким образом, у него четко формируется познавательная и исследовательская функция. Для этого педагогам необходимо, в первую очередь, создать такие условия работы с детьми, чтобы ребята стремились удовлетворить свои интересы путем экспериментирования на занятиях. Особенность занятий заключается именно в экспериментальной, т.е. исследовательской деятельности.
Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития [3].
Цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков путем экспериментирования, развитие способностей к исследовательской работе.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, которые представлены ниже.
Образовательные:
1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
2. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
3. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2. Формировать интерес к поисковой деятельности.
3. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Исходя из поставленных цели и задач, сперва сторилась ООП по дистанционному курсу «Почемучки» для дошкольников 5-6 лет, далее уже стролась адаптированная ООП.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, они практически безопасны.
В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Ниже, в таблице 1, представлена технологическая карта занятия на примере занятия «Плавающее яйцо» АООП по дистанционному курсу «Почемучки» для дошкольников детского сада «Ёлочка» старшей группы. Весь курс рассчитан на 36 часов в течении учебного года, каждое занятие не больше 15-20 минут
Занятие «Плавающее яйцо» сосредоточено на внимательное, аккуратное и последовательное выполнение заданий в ходе эксперимента с сырым яйцом.
Таблица 1.
Технологическая карта занятия «Плавающее яйцо»
Дидактическая структура занятия |
Методическая подструктура занятия |
Признаки решения дидактических задач |
||||
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы обучения |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
||
1.Организационный момент |
Словесный метод |
Слушание |
Организационные |
Устная речь |
Фронтальный |
- |
2. Объявление темы занятия |
Словесный метод |
Слушание |
Организационные |
Устная речь |
Фронтальный |
- |
3. Объяснение нового материала |
Словесный метод |
Слушание |
Развитие внимания |
Устная речь |
Наводящие вопросы |
Определить уровень понимания |
4.Самостоятельная работа |
-Исследовательский метод -Метод наблюдения |
-Эксперимент -Исследование |
Развитие мышления |
Аудиовизуальные (показ видео ранее поставленного опыта) |
Индивидуальный |
Пробуждение к постановке собственных вопросов |
5. Итоги занятия |
Словесный |
Оценка личной деятельности на занятии |
Развитие памяти |
Устная речь |
Фронтальный |
Подведение к нужному выводу |
Из таблицы 1 видно, что занятие начинается, в первую очередь, с организационного момента, где педагог своей методикой обучения собирает и сосредотачивает внимание детей на занятие, которое уже началось. Методами обучения организационного момента, объявления новой темы и объяснения нового материала является словесный метод. Педагог своей усной речью, приводя разные интересные примеры подводит детей с ОВЗ и инвалидностью к выполнению самостоятельной работы. Для занятия «Плавающее яйцо» необходимы следующие материалы и оборудование:
1. 2 стакана;
2. Соль;
3. Ложка столовая;
4. 2 сырых яйца;
5. Вода.
Берем 2 стакана, наливаем равное количество воды. В один стакан добавляем 2 столовые ложки соли и хорошенько перемешиваем до полного растворения соли. Далее кладем одно яйцо в стакан с пресной водой, другое – в стакан с растворенной солью. Наблюдаем результат: в пресной воде яйцо погружается на дно стакана, а в соленой воде – плавает. Таким образом, дети задаются вопросом: почему одно яйцо плавает, другое – утонуло? Далее педагог подводит дошкольников к нужному выводу путем фронтального опроса, тем самым развивая внимание, мышление и память детей.
Такие простые и в то же время очень интересные в исполнении опыты заинтересуют детей с ОВЗ и инвалидностью к дальнейшей исследовательской мысли, развивают сосредотачивать внимание, а также пополняет словарь слов детей, соответственно развивается память детей, что может отражаться только положительно.
Таким образом, нужно отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. При необходимости педагог или родитель (если занятие проводится с применением дистанционных образовательных технологий) могут помочь. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между педагогом и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок с ОВЗ и инвалидностью выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Использованная литература:
1. https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/kakovy_osobennosti_organizacii_vneurochnoj_deyatel_nost__i_dopolnitel_nogo_obrazovaniya_dlya_detej_s_ovz
2. https://45jurist.ru/ugolovnoe-pravo/statistika-detej-s-ovz-v-rossii-2020.html
3. https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/81673/
References:
1. https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/kakovy_osobennosti_organizacii_vneurochnoj_deyatel_nost__i_dopolnitel_nogo_obrazovaniya_dlya_detej_s_ovz
2. https://45jurist.ru/ugolovnoe-pravo/statistika-detej-s-ovz-v-rossii-2020.html
3. https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/81673/
4. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.