КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по обучению игре дошкольной группы
«Звездочки»
(четвертого года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка.
Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества. Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующих персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу. В целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей самостоятельной игровой деятельности, становлению сюжетно-ролевой игры.
Программа по обучении игре составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: Формировать навыки игр со сверстниками, создавать сюжетную линию.
Задачи:
- формировать у детей умение играть в коллективе сверстников.
- продолжать формировать у детей умение разворачивать сюжет ролевой игры, связывать несколько действий на основе причинно-следственных зависимостей.
- учить детей передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревога, страх, удивление).
- учить детей предварительному планированию этапов предстоящей игры.
- продолжать учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими во время экскурсий, в процессе наблюдений, закреплять умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заместителей.
- учить детей использовать знаковую символику для активизации их самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры.
- продолжать развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности поведения.
- закреплять умение детей участвовать в драматизации понравившейся сказки и истории.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- Продолжать учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими во время экскурсий и в процессе наблюдений
- Формировать у детей умение разворачивать сюжет ролевой игры),выстраивая действия в причинно-следственной зависимости (ребенок заболел, нужно вызвать доктора, выписать рецепт, а затем идти в аптеку, покупать лекарства)
- Учить детей передавать эмоциональное состояние персонажей (тревога, радость)
- Учить детей предварительному планированию этапов предстоящей драматизации сказки (Ш. Перро. «Красная Шапочка»; «Морозко»)
- Учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими во время экскурсий и в процессе наблюдений («Свадьба», «Переезд на новую квартиру»), передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, удивление)
- Формировать у детей умение разворачивать сюжет ролевой игры («Почта», «Школа»)
- Учить детей объединять несколько знакомых сюжетно-ролевых игр («Семья» — «Больница» — «Аптека», «Семья» — «Парикмахерская»— «Поездка в гости»)
- Учить детей предварительному планированию этапов драматизации сказок (Ш. Перро. «Золушка»; «Снегурочка»)
- Формировать у детей умение разворачивать сюжет ролевой игры, предварительно планировать ее этапы («Универсам», «Улица города», «Театр», «Цирк», «В саду и огороде»)
- Продолжать учить детей предварительному планированию этапов предстоящей драматизации сказки (С. Маршак. «Двенадцать месяцев»; «Два жадных медвежонка»)
- Учить детей объединять несколько знакомых сюжетно-ролевых игр («Семья» — «Парикмахерская» — «Театр»)
- Продолжать учить детей использованию символов, имеющих образовательную и социальную направленность: знаки дорожного движения («зебра», стоянка, подземный переход, светофор, запрещение движения), цифры, буквы, обобщенные и общеупотребительные символы и знаки (аптека, туалет, метро, торговые марки, ремесленные символы и т. д.) в процессе сюжетно-ролевых игр «Улица города», «Школа»
- Закреплять у детей умение самостоятельно выбирать игру и организовывать своих сверстников для игры
Игры и упражнения: «Осенние работы », «Аптека», «Детский сад», «Цирк», «В саду и огороде» и т.п.
Целевые ориентиры к концу учебного года.
Ребенок может научиться:
- играть в коллективе сверстников;
- передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление);
- отражать в игре события реальной жизни, переносить в игру увиденное во время экскурсий и в процессе наблюдений;
- участвовать в знакомых сюжетно-ролевых играх («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Аптека», «Цирк», «Школа», «Театр»);
- передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения;
- использовать в игре знаки и символы, ориентироваться по ним в процессе игры;
- самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
- участвовать в коллективной драматизации знакомых сказок или рассказов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998;
3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005;
4. М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В.Пронина Корреционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослыми М., 2013г.
5. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.