ОБУЧЕНИЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
А. С. Мустафина,
Ю.А.Саитова
преподаватели Высшей квалификационной
категории по теоретическим дисциплинам
МБУДО «Детская школа искусств № 2»
РФ, ХМАО-Югра, г.Сургут
Одной из актуальных проблем начального этапа обучения в классе фортепиано является отсутствие у детей мотивации к изучению учебных предметов теоретического цикла, что чревато развитием пассивного, формального отношения к ним. В следствие этого утрачивается та неделимая связь исполнительской практики и теоретических основ музыкального искусства, которая является показателем профессионального подхода в обучении школьников. Среди причин такого явления – непонимание практического значения теоретических знаний детьми из-за отсутствия или позднего включения в занятия в классе фортепиано теоретического компонента. Не вызывает сомнений, что данная тенденция тормозит музыкальное развитие ученика, препятствует формированию его как гармонично развитой личности.
Таким образом, большую важность в классной работе, начиная с первых дней обучения, приобретает выстраивание преподавателем системы межпредметных связей (музыкальная грамота – специальность, сольфеджио – специальность). Рассмотрим некоторые методики, ориентированные на формирование межпредметных связей при обучении в классе фортепиано.
Одним из первых примеров методики начального обучения игре на фортепиано в контексте межпредметных связей можно считать издание сборника «Путь к музицированию» (1979) JI. Баренбойма (в соавторстве с Ф. Брянской и Н. Перуновой) [1].
Инновационные подходы к начальному музыкальному образованию представлены в методике дошкольного музыкального развития Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я – детский педагог», где выстроена авторская теоретико-методическая концепция, обеспечивающая высокую степень оптимизации, технологичности и результативности процесса музыкального обучения.
Е. Лиманская составила программу «Юный композитор», рассчитанную на 5 лет. В ней три главы: первая – «Музыкальный зоопарк», вторая – «Пьесы-сказки», третья – «Как мы сочиняем музыку к сказкам». Программа направлена на развитие теоретической грамотности учащихся, осознанному исполнению творческих заданий на уроках сольфеджио и композиции, подробно описаны задания и их последовательность [4].
В контексте развития музыкально-теоретического компонента ценность обучения представляет работа «Развитие музыкального слуха» Г. Шатковского [8]. Усвоение теоретического материала по этой методике происходит быстро и легко, так как знания, полученные ребенком на уроках сольфеджио, применяются и закрепляются в классе специальности. Помимо чисто теоретических знаний, ученики на уроках приобретают навыки сочинения и импровизации, а кроме того, эти навыки позволяют рано выявить индивидуальные особенности ребенка, раскрепостить его за инструментом, расширить его кругозор.
Цель пособия Л. Борухзон и Л. Волчек «Азбука музыкальной фантазии» – ввести ребёнка в мир музыки, заинтересовать его такими формами музыкального творчества, как сочинение музыки к стихам, создание пьес различного образного содержания в простых музыкальных формах, подбор аккомпанемента к детским песням, сочинение музыкальных сказок [2]. Использование в работе «Азбуки музыкальной фантазии» предполагает не только разучивание и исполнение музыкального материала, а разбор и анализ средств музыкальной выразительности с целью освоения учеником элементарных приемов сочинения.
В учебном пособии «Импровизируем на фортепиано» А. Маклыгина дан комплекс начальных упражнений по практическому освоению простейших гармонических средств, развитию элементарных навыков в ощущении музыкальной формы [5].
В работе Э. Тургеневой и А. Малюковой основное внимание направлено на формирование навыков подбора по слуху, транспонирования и пр. [7]. Первая часть пособия, предназначена для учащихся младших классов, включает материал подготовительного периода освоения фортепиано, различные виды подбора по слуху мелодий и пьес, а также творческие задания, являющиеся непосредственной предпосылкой курса транспонирования (вопросы транспонирования раскрыты во второй части). Музыкальный материал учебного пособия строится по принципу возрастающей трудности и состоит из произведений классической и современной музыки, обработок народных песен и танцев. Пособие состоит из 10 разделов: подготовительный период (1 раздел); подбор и элементы транспонирования на материале мелодий (2-6 раздел); подбор и элементарное транспонирование на материале пьес (7-10 раздел).
Как отмечал Г. Нейгауз, «на низших ступенях развития абсолютно необходим комплексный метод преподавания, то есть учитель должен не только донести до ученика содержание произведения, не только заинтересовать его поэтическим образом, но и дать ему подробный анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано» [6, с. 148-149].
Именно с позиций, очерченных выдающимся педагогом Г. Нейгаузом, можно рассматривать «Учебник фортепианной игры для начинающих» Ф. Кларка, Л. Госс, С. Холланда» [3]. «Учебник …» состоит из 10 тем. Вся теоретическая информация, представленная в сборнике, связана с исполнительской практикой – авторы предлагают более 90 музыкальных пьес от самых элементарных (построенных на двух звуках) до развёрнутых композиций, охватывающих все звуки малой и первой октав. Отметим, что уже с первого урока ученик осознает себя исполнителем, что значительно мотивирует детей к дальнейшей работе. Обучение по данному пособию целесообразно начинать с четырёх-пятилетнего возраста. Скорость овладения материалом зависит от степени восприимчивости ученика, однако, можно рекомендовать изучение в первой четверти 1-3 тем, во второй – 4-5, в третьей – 6-8, в четвертой – 9-10. Представляется необходимым проигрывание всех музыкальных примеров сборника. При этом цель преподавателя должна состоять не в доведении исполнения каких-либо отдельных пьес до совершенства, а в формировании у ребёнка привычки музицировать, воспитании его заинтересованности исполнительским процессом, предупреждением эмоциональной утомляемости и появления «рутинности, скуки» при начальном этапе обучения фортепианной игре.
Тема №1 знакомит обучающихся с басовым и скрипичный ключами, местом расположения «ноты для левой руки» – «фа» малой октавы (басовый ключ), «ноты для правой руки» – «соль» (скрипичный ключ) и «ноты для двух рук» - нота «до» на первой добавочной линейке. Не заостряя внимания ученика на изучении других нот, авторы вводят их в работу, оперируя термином «интервал «секунда», – нота расположенная выше и ниже от изученных нот фа и соль на ступень (клавишу). Также происходит знакомство с основами аппликатурных принципов – удобно играть соседние ноты соседними пальцами; изучаются динамические градации piano, forte, mezzo piano, mezzo forte. В первой теме для изучения предлагается семь пьес и два творческих задания.
Тема №2 знакомит обучающихся (с учётом применения полученных знаний об интервале «секунда») с местоположением нот «соль» (малая октава), «ре» (малая октава и первая октава), «ля» (первая октава), знаком «реприза». Ученик получает первое задание по анализу нотного текста, сравнивая похожие такты в пьесах; использует в игре второй, третий и четвертый пальцы в поступенных последовательностях – «ноты движутся по секундам». В предлагаемом творческом задании ученик играет по черным клавишам, играет одновременно двумя пальцами секунды. Во второй теме для изучения предлагается восемь пьес и два творческих задания.
Тема №3 знакомит обучающихся с местоположением нот «фа» (первая октава), «си» (малая октава и первая октава), «ми» (малая октава). Обучающийся продолжает приобретать навыки анализа нотного текста, игры интервальных соединений, впервые использует правую педаль. В третьей теме для изучения предлагается семь пьес и три творческих задания.
Тема №4. Обучающийся изучает интервал «квинта» (уже сыгранный им прежде в теме №1 в качестве упражнения), учится строить его вверх и вниз. Обучающийся продолжает приобретать навыки анализа нотного текста, знакомится с особенностями записи нотных штилей для левой и правой рук. В четвертой теме для изучения предлагается девять пьес и семь творческих заданий. Отметим, что задания включают построение квинты от звуков, досочинение неоконченной пьесы в виде гармонических квинт двумя руками.
Тема №5 знакомит обучающихся с интервалом «терция», и правилами его построения. Происходит знакомство со штрихом «staccato», который закрепляется при выполнении пьес. При изучении пьес темы №5 особое внимание уделяется контролю за раскованностью игрового аппарата. Обучающийся получает творческое задание по созданию собственной пьесы заданному по образцу. В пятой теме для изучения предлагается одиннадцать пьес и три творческих задания, в том числе – досочинении неоконченной пьесы в виде гармонических терций.
Тема №6 знакомит обучающегося с записью формы пьесы с помощью букв, подготавливая его к восприятию синтаксиса музыкальной ткани. К изучению предлагаются пьесы для одновременного исполнения двумя руками. Обучающемуся даются задания по закреплению пройденного материала. В шестой теме для изучения предлагается шесть пьес (большего размера по сравнению с предыдущими музыкальными примерами) и три творческих задания, в том числе – досочинении неоконченной пьесы.
Тема №7 знакомит обучающегося с интервалом «кварта» и правилами его построения. Происходит знакомство с штрихом «legato», способами метрической записи, способами продолженного звучания звуков путём введения залигованных нот, объясняется значение и особенность исполнения затакта. В седьмой теме для изучения предлагается двенадцать пьес и шесть упражнений на формирование ровности в пятипальцевых последовательностях, досочинение неоконченной пьесы с использованием кварт в правой руке и гармонического баса в левой.
Три последние темы учебника посвящены повторению и закреплению пройденного материала, главное внимание уделяется творческим заданиям.
Темы №8 знакомит обучающегося с паузами. В восьмой теме для изучения предлагается восемь пьес. Усложняются творческие задания, которых четыре; предлагается досочинить пьесу с использованием арпеджио в противоположном движении рук.
Темы №9 знакомит обучающегося со знаками альтерации. В девятой теме семь пьес, четыре упражнения на использование поступенного движения по очереди руками в разных ритмах, исполнении изученных интервалов (секунда, терция, кварта, квинта); предлагается досочинить пьесу с использованием знаков альтерации.
Темы №10 продолжает знакомить обучающегося с особенностями альтерации нот. В десятой теме для изучения предлагается девять пьес больших по объему, с использованием изученных средств выразительности (динамика, артикуляция). Три творческих задания, предлагается досочинить пьесу с использованием знаков альтерации.
Все музыкальные примеры десяти тем учебника сопровождаются стихотворными текстами, использование которых является чрезвычайно важным на начальном этапе обучения фортепианной игре. С помощью декламации узкоспециальные задачи решаются в ходе исполнительской практики (ритм, темп, артикуляция, ровность исполнения, внимание). За счет сопровождения игры созвучным по образу стихотворным текстом у ученика усиливается восприятие художественного образа произведения, а игра становится осмысленной.
Использование метода декламации создаёт поисковую ситуацию, так как такой вид работы способствует эмоциональному пробуждению личности обучающегося в процессе чтения (либо повторения словесного текста за преподавателем) и игры. Путь в музыку от словесного к музыкальному образу является более ясным для ребенка. Декламация на уроке фортепиано стимулирует слуховое восприятие музыки, что необходимо на начальном этапе развития способности слушать и слышать себя. Этот метод помогает определить основную направленность музыкальной мысли, основной эмоциональный тон, помогает передать динамику чувств. С помощью данного метода практически полностью преодолевается психологический барьер в игре обучающегося в условиях урока. Следует отметить, что эта работа способствует повышению интереса к занятиям, поскольку использование стихов, созвучных музыке, помогает лучше усвоить материал и понять художественный образ, ведь дети легче и быстрее запоминают конкретные слова. Таким образом, способ работы над музыкальным произведением, при котором используются стихотворные тексты, представляется особенно продуктивным. Кроме развития музыкальной памяти, он позволяет включить словесный, эмоциональный, образный типы памяти, усиливает общее воздействие на обучающегося, а игра с параллельной декламацией помогает создавать ассоциации, благодаря чему процесс изучения наизусть происходит быстрее, а память получает дополнительную тренировку.
Анализируя данные подходы и формы совместной работы, можно сделать определенные выводы. Применение межпредметных связей на начальном этапе обучения в классе фортепиано стимулирует наиболее полное развитие музыкальных способностей и творческого потенциала ученика, ориентирует на всестороннее развитие юного музыканта, на обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу обучения. Успешному внедрению межпредметности в практику начального обучения игре на фортепиано способствует установление творческих, доверительных отношений преподавателя и обучающегося, осуществляемых в формах интерактивного сотрудничества (эмоционального, предметно-действенного, игрового), в которых учитель интегрирует формирование практических навыков фортепианного исполнительства и овладение ребенком теоретическими основами музыкального искусства.
В заключение можно отметить, что используя собственный педагогический опыт, преподаватель может и сам формировать различные по уровню сложности творческие задания и упражнения, разрабатывать инновационные методики, интегрирующие исполнительскую практику и музыкальную теорию. Применение метода межпредметных связей в работе с детьми будет способствовать как узко специальному (пианистические умения и навыки), так и музыкально-художественному развитию учащихся в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
2. Борухзон Л. М., Волчек Л. Л., Гусейнова Л. М. Азбука музыкальной фантазии. пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. В 6 тетрадях. – М., 1995.
3. Кларк Ф. Музыкальное дерево: учебник фортепианной игры для начинающих. – М., 2004.
4. Лиманская Е. П. Юный композитор. Самара, 1995. – 37 с.
5. Маклыгин А. Л. Импровизация на фортепиано. М.: Престо, 1999. –32 с.
6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – М. : Музыка, 1988.
7. Тургенева Э. Организация учебного процесса в младших классах фортепиано. М.,1990. – 64 с.
8. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996. – 240 с.
©А.С.Мустафина, 2022
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.