Обучение слуховому восприятию глухих школьников
Основным принципом по развитию слухового восприятия является обучение глухих школьников восприятию речевого материала на слух, исключая зрение. Развитие речевого слуха предполагает обучение детей различению, опознаванию и распознаванию на слух различного речевого материала (фраз, словосочетаний, слов, текстов, слогов и даже отдельных звуков). Это обучение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса на уроках и индивидуальных занятиях при использовании звукоусиливающей аппаратуры. В основу обучения берется степень сохранности тотального слуха ребенка, комплексное взаимодействие различных форм умственной деятельности, т.е. уровень умственного и речевого развития, способность к прогнозированию и моделированию речевых высказываний.
Глухие школьники учатся вслушиваться в речевую информацию, узнавать в ней прежде всего знакомые по звучанию слова и фразы. По мере накопления слухового словаря узнавать речевой материал, впервые предъявляемый на слух в сочетании уже со знакомым речевым материалом, а также распознавать отдельные элементы в речевом материале, впервые предъявленном на слух, и воспроизводить его точно или приближенно.
Если с глухими школьниками не проводилась работа по восприятию речевого материала до школы, то в начале слуховой тренировки они воспринимают слуховой материал нерасчленённо. Необходимо специальное обучение на ограниченном наборе слов и фраз (выбор из 2-3), в процессе которого ребенка учат сравнивать услышанное с образцом и принимать правильное решение. При этом ребенок не в состоянии в течение длительного времени удерживать в памяти воспринятую информацию. Возникает необходимость привлечь вспомогательные средства – зрительное восприятие, различный дидактический материал. Постепенно под влиянием слуховой тренировки глухой школьник начинает воспринимать предлагаемый на слух речевой материал более дифференцированно, устанавливать связи между имеющимся речевым опытом и вновь поступающей слуховой информацией. Благодаря возможности расчлененного восприятия на слух фразы или слова глухой школьник учится опознавать на слух все большее количество слов и фраз.
Под влиянием специального обучения слово глухим ребенком начинает восприниматься как последовательность звуков, что создает принципиально новые условия в развитии речевого слуха.
Способность глухого воспроизводить звуковой анализ слова и наличие определенного смыслового контекста служат основой для восприятия им на слух речевого материала, незнакомого по звучанию. При этом большое значение имеет общий речевой опыт глухого учащегося и способность моделировать и прогнозировать речевую деятельность. Глухой, так же, как и слышащий, опираясь на догадку, оказывается в состоянии прогнозировать воспринятое, что позволяет ему опознавать на слух довольно большой слуховой словарь а некоторые слова, впервые предлагаемые на слух, воспринимать точно или приближенно. Благодаря этому у глухого школьника вырабатывается способность восприятия речи на слух, т.е. вырабатывается единая комплексная система восприятия речи. В дальнейшем в процессе специальных слуховых упражнений роль ситуации необходимо ограничивать для того, чтобы ведущими в восприятии речевого материала становились слуховые впечатления, на основе которых моделируются целостные высказывания. Например, школьники приготовились к работе с пластилином. На уроке технологии на партах лежат коробки с пластилином, доски. Ребята ждут инструкции о начале работе. А учитель произносит фразу: Какое сегодня число? или Достаньте тетради.
Опасным моментом в работе по развитию слухового восприятия является опора обучающихся только на ситуацию. Это происходит в том случае, если учитель непоследовательно выполняет все требования по обучению детей восприятию на слух речевого материала, включая и использование ситуации.
Важным в работе по развитию речевого слуха является обучение учащихся сразу воспринимать на слух речевой материал, звуковой образ которого детям незнаком. Объем речевого материала должен соответствовать возможностям ребенка. Нельзя предлагать новый речевой материал, если еще не усвоен предыдущий. Только после того, как ученик свободно распознает материал разных комбинациях знакомый по звучанию речевой материал, ему можно предлагать на слух новый материал. В начальных классах новый речевой материал предлагается в сочетании с уже знакомым по звучанию.
При обучении слушать следует использовать различные дидактические игры («Лото», «Угадай, что у меня (что я спрятала)», «Какой картинки (предмета) не хватает», «Что будем надевать на куклу (ставить на стол, убирать в шкаф)», выполнение действий по аналогии с учителем (о своей деятельности учитель говорит за экраном - Я взяла желтый карандаш. Я нарисовала солнце. и т.д. рисунки учителя и ученика сравниваются), дополнение аппликации, составление макета.
Хорошим приемом работы могут быть различные варианты работы с закрытой картиной. Учитель берет небольшую карточку, на ней нарисован простой сюжет (доступный для изображения ребенку), переворачивает картинку изображением вниз и предлагает ребенку нарисовать по описанию. Нарисуй так же, – говорит педагог.- Елка. Под елкой растут грибы. (Ребенок рисует.) Бежит ежик. Светит солнышко. И т.д. Описание изображенного на картинке дополняется небольшим текстом (на картинке). Девочка сидит за столом. На столе лежат карандаши. Девочка нарисовала большое красное яблоко.
(Подчеркнуты слова и выражения, предлагаемые на слух,)
Важно приучать школьников воспринимать на слух речевой материал в разных комбинациях, чтобы не создавалось стереотипа. Например, перестановка и добавление знакомых слов. Иди к доске. Андрюша, иди к доске. Иди к доске, Андрюша. Какой будет следующий урок? Какой следующий урок? Следующий урок математика? Какая сегодня погода? Какая погода была вчера? Какая погода будет завтра? Как ты думаешь, какая погода будет завтра? Вчера была холодная погода? И т.д.
Работа по обучению учащихся активно использовать слух при восприятии устной речи все большее значение приобретает в средних и старших классах. К этому времени у них накоплен достаточно большой слуховой словарь. Это позволяет обучать глухих школьников восприятию (слухо-зрительно и на слух) достаточно больших по объему текстов, вести диалог по различным темам.
При обучению восприятию текста важно последовательно выполнять все этапы: восприятие текста целиком и пересказывание воспринятого; опознавание на слух текста по фразам; опознавание на слух фраз, словосочетаний в разных комбинациях; опознавание ключевых слов в отдельности и в разных сочетаниях, чтение текста целиком. Только после того, как весь речевой материал текста легко опознается на слух, выясняют понимание текста ребенком и, самое главное, умение вести диалог по воспринятому тексту. После того как последовательно проведены все этапы работы над текстом, сделана аппликация, может быть организован диалог в форме ответов на вопросы.
Полезным видом работы являются слуховые диктанты, которые проводятся как на общеобразовательных уроках, так и на индивидуальных занятиях. Содержанием слуховых диктантов может быть материал урока, выводы по какой-либо теме или уроку, основной словарь по теме. Материал слуховых диктантов должен в основном быть знаком детям по звучанию. Но желательно включать незнакомый по звучанию материал. Слуховые диктанты способствуют закреплению навыка дифференцированного восприятия речи на слух, более прочному закреплению речевого материала.
В процессе слуховой тренировки педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, знать состояние его слуховой функции и уровень развития устной речи. Объем речевого материала, предлагаемого на слух, определяется таким образом, чтобы создавались условия для развития слухового восприятия каждого ученика. Для наиболее сильных учеников следует планировать дополнительный слуховой материал. Им можно предложить оценивать вместе с учителем ответы обучающихся или сообщать всем о том, что сказал учитель за экраном.
Эффективное использование индивидуальных слуховых аппаратов при слухо-зрительном восприятии устной речи позволяет глухим школьникам активно включаться в общение со слышащими людьми, что содействует более полной адаптации в среде слышащих.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.