Обучение сочинению в формате ОГЭ на литературном материале (Из опыта работы)
Оценка 4.8

Обучение сочинению в формате ОГЭ на литературном материале (Из опыта работы)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
20.09.2020
Обучение сочинению  в формате ОГЭ на литературном материале (Из опыта работы)
Сочинение в формате ОГЭ.docx

В.П.Солодянникова

МБОУ лицей № 81

г.Новосибирск

Обучение сочинению  в формате ОГЭ на литературном материале

(Из опыта работы)

  Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Это уроки литературы, где основным средством воздействия на душу, разум учащегося   является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства.

  Ни для кого не секрет, что за последние годы  интерес к литературе  в обществе катастрофически  снизился. В наше время литература , которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. И как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.

  Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реальность мира фильмов, игр и развлечений. Нравственные и интеллектуальные последствия всего этого видны невооруженным глазом. Об этом свидетельствуют и многочисленные социальные и криминальные болезни нашего общества, а также равнодушие к ближнему,  бездуховность и отставание в целом ряде областей интеллектуальной жизни, которое год от года становится более заметным.

  Главная цель образования в школе — развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

  Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.   Уроки литературы—это  особые  уроки .

Задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. 

Языком искусства возможно убеждать, утверждать, отстаивать, воспитывать. Если я хочу добиться глубокого воздействия литературы на нравственный облик учащихся, то должна заставить их на уроках радоваться, грустить, размышлять, и спорить – воспитывать чувства.

В 5 классе этому способствуют  программные произведения: русские, народные сказки, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Лапти» И.А.Бунина, «В дурном обществе» В.Г.Короленко, «12 месяцев» С.Я.Маршака ,   произведения К.Г.Паустовского  и  другие.  Именно они, как нельзя лучше,  помогают решать нравственные задачи, формировать у учащихся такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость, соболезнование,  взаимопомощь, взаимовыручка  и так далее. 

  Более подробно хотелось бы остановиться на уроках развития речи по обучению сочинению.   

1 этап – это  чтение произведения и его анализ в соответствии с тем, что в дальнейшем буду учить  ребят писать сочинение-отзыв. Поэтому особое внимание уделяю определению темы произведения, т.е. о чём оно. Заранее говорю, что тема должна уложиться в 1-2 предложения. На первых порах с помощью наводящих вопросов  всё же удаётся достичь желаемого.

Анализируя рассказ «Заячьи лапы» К.Паустовского, приходим к выводу, что это пр-е не только о том, как дедушка Ларион и его внук Ваня лечили зайцу лапы, но ещё и о сострадании и милосердии.

Таким же образом определяем идею(главную мысль) ,то есть то, что хотел нам сказать автор. Именно сострадание помогло вылечить зайца.

   Говорим о героях, их душевных качествах: равнодушный и жестокий ветеринар, добрые и неравнодушные к чужой беде  - Ваня, дедушка, бабка Анисья, аптекарь и Карл Петрович – детский врач.

2 этап – предлагаю ребятам написать сочинение-отзыв по давно знакомому плану (давался он в сентябре, когда изучали сказки и писали уже не одну работу). Обычно пишут дома, в классе желающие читают, обсуждаем, что удалось автору, что не очень.

 3 этапэто написание сочинения в формате ОГЭ.

«Что такое сострадание?» (Ранее уже писали такое по рассказу И.Бунина «Лапти»).

1.      Обсуждаем план  сочинения- рассуждения ( тезис, доказательства, вывод)

2.      Совместная формулировка определения

3.      Понятие «опоры на текст»

4.      Поиск аргументов в тексте.

5.      Вводные слова (По моему, мне кажется, таким образом…)

6.      Вывод (перефразировка вступления, призыв  быть  милосердными  ко всему живому на Земле)

7.      Напоминаю, что каждый пункт плана необходимо писать с абзаца.

Обсуждаем всё это подробно. Определение (тезис) на первых порах записываем в тетрадь вместе. Аргументы и вывод ищут и пишут самостоятельно.

4 этап

Этот  же рассказ можно использовать в 9 классе при подготовке к ОГЭ – анализируем, используем в качестве  2 аргумента при написании сочинений на темы:

«Что такое сострадание(милосердие, взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность  и т.д.)»

Написание сочинения в формате ОГЭ

Чтение сочинений

5 этап

 Подготовка к ЕГЭ – анализ рассказа на ином уровне( могут использовать для обоснования своей  позиции)

   Поскольку мы с Вами призваны, обучая, воспитывать, а воспитывая, обучать, то сочинение 9.3 на морально-этическую тему способствует этому  наилучшим образом, так как к нему можно готовиться, как минимум, на протяжении 5 лет на уроках литературы.

Для этого, нам, учителям постоянно надо расширять круг морально-этических понятий, искать примеры в текстах изучаемых произведений, облегчая таким образом подготовку ребят к итоговой аттестации.

Список тем ГИА обычно насчитывает около 30 наименований. Среди них есть – доброта, взаимовыручка, нравственный выбор, прийти на помощь, благодарность и бескорыстность.

Удачи нам всем в воспитании и обучении.

 

 


 

В.П.Солодянникова МБОУ лицей № 81 г

В.П.Солодянникова МБОУ лицей № 81 г

Говорим о героя х, их душевных качествах: равнодушный и жестокий ветеринар, добрые и неравнодушные к чужой беде -

Говорим о героя х, их душевных качествах: равнодушный и жестокий ветеринар, добрые и неравнодушные к чужой беде -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020