Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Оценка 4.9

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—10 кл
17.01.2019
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Учащиеся, владеющие самостоятельной речью, при наличии небольших аграмматизмов и недостатков в произношении могут обучаться в общеобразовательной школе (классе).
Ященко Е.Н..docx
Ященко Е. Н.,  учитель­дефектолог  ГОБУ МО ЦППМС­помощи  Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения. В   настоящее   время   проблемы   воспитания   и   обучения   детей   с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день   процессы   обучения   и   воспитания   детей   с   нарушениями   слуха, инклюзированных   в   общеобразовательные   учреждения   расширяются. Учащиеся,   владеющие   самостоятельной   речью,   при   наличии   небольших аграмматизмов   и   недостатков   в   произношении   могут   обучаться   в общеобразовательной школе (классе).  Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это   сложные   акустические   условия   в   помещении   класса,   большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме полилога   и   значительного   речевого   материала,   разнообразного   по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом.  Такое   совместное   –   сурдопедагогическое   и   логопедическое   –   воздействие позволяет   повысить   эффективность   коррекционной   работы.   Учитель­ дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком. Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются. Развитие   слухового   восприятия   у   таких   детей   –   одна   из   важнейших составляющих   успешности   их   обучения   и   не   ограничивается   только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется учителем.   В   течение   всех   лет   обучения   необходимы   медицинская профилактика   и   лечебные   мероприятия  (включающая   специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).  Психолого­педагогическая   коррекционная   работа   с   такими   детьми   в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.  Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений. Наибольшей   спецификой   в   обучении   детей   с   нарушениями   слуха отличаются   методы   и   приемы,   направленные   на   формирование   речи   и изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.  Особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний: 1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.  2. Ограниченность словарного запаса.  3. Непонимание переносного смысла выражения.  Первостепенное   значение   для   таких   детей   приобретает   зрительное восприятие   речи,   при   этом   наиболее   доступной   формой   речи   является   – письменная.  Чтение   и   анализ   прочитанного   текста   в   значительной   степени способствуют   компенсации   недостаточной   речевой   практики,   влияют   на развитие   и   совершенствование   устной   и   письменной   речи,   обогащают словарный запас. Развитие   речи   детей   с   нарушениями   слуха   проводится   по   нескольким направлениям:  – лексическо­семантический уровень (слово);  – синтаксический уровень (словосочетания и предложения);  – уровень текста.  Лексико­семантический уровень. В   процессе   обучения   ребенка   с   нарушенным   слухом   в общеобразовательном   учреждении   происходит     но недостаточное   расширение   и   пополнение   словарного   запаса.   Одним   из значительное, основных   условий   успешного   формирования   лексического   запаса   речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых   слов,   уточнения   или   расширения   значений   уже   известных.   Такие методы   и   приемы   можно   разделить   на   группы:   наглядные,   вербальные   и смешанные. Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:  использование   самих   предметов   или   их   изображений   (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений); демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.    Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:  подбор синонимов, антонимов;    перефразирование,   передача   содержания   слова,   словосочетания другими,   доступными   для   детей   лексико­грамматическими   средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился); подбор   определений   (полустанок   –   маленькая   железнодорожная станция); морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);     подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды); негативные определения (беспорядок – нет порядка); тавтологические   толкования   (кожаные   сапоги   –   сапоги,   сшитые   из кожи); опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет   детям   самим   догадаться   о   значении   слова   (не   удержался   – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю). Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием). Синтаксический уровень. а) Употребление диалогических форм речи. Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль   в   успешном   развитии   речевого   общения,   в   осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:   повторение реплик учителя или одноклассников на уроке (“Повтори, что я сказала”; “Повтори, что сказала Аня”);   повторение   того,  что   было   сказано   вчера   (“Что   сказал   папа?”;   “Что ответила мама?»; “О чем говорила Аня”?);    запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо (“Запомни, о чем будет завтра говорить брат”; “Запомни, о чем утром будет спрашивать отец”; “Запомни свой ответ”); создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям:  Где мел? Где губка?  и т.п. Вопросы   учащихся   обязательно   должны   быть   мотивированы необходимостью   выполнить   это   или   иное   задание   (мел   требуется   для того,   чтобы   записать   задание;   губка   нужна   для   того,   чтобы   вытереть доску); придумывание   реплики   к   заданной   ситуации,   например,   “К   тебе   во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?”; “Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?” Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть, уделено максимальное внимание.  б) Описательно­повествовательная речь. Развитие описательно­повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими   формами.   В   описательно­повествовательной   речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно­ повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:  подбор картинок, иллюстраций к предложению;   подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны); самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;    описание   картин   с   изображением   помещений,   пейзажей   без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам; составление рассказов по серии картинок; составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки. Уровень текста. Необходимым   условием,   обеспечивающим   понимание   содержания текста,   является   правильная   организация   чтения.   В   процессе   раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста. Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту: а)   вступительная   беседа   с   предъявлением   наглядного   материала   с   целью мотивации  к  чтению, выявления уровня владения представленной  в тексте темой, активизации   словаря   по  теме, так  как  понимание  темы —  одно  из условий   осмысленного   чтения,   правильного   изложения   содержания, прочитанного; б) самостоятельное чтение текста; в)   проверка   усвоения   содержания,   прочитанного   в   целом.   Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя; г) подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.; д)   устный   пересказ   и   изложение   в   письменной   форме   содержания прочитанного. Успешное   обучение   ребенка   с   нарушением   слуха   в общеобразовательном учреждении зависит не только от “багажа знаний”, но и   моделировать от   умения   общаться:   слушать   и   понимать   речь, коммуникативную   ситуацию   в   соответствии   с   определенными   целями   и задачами,   ориентироваться   на   партнера,   последовательно   излагать   свои мысли. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения. Поэтому необходимо предусмотреть подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми логопеда дошкольного учреждения/ школы. Литература. 1.Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий  воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях  инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011г. 2.«Организация специальных образовательных условий для детей с  ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных  учреждениях. Методические рекомендации для руководителей  образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ  2012 г.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2019