Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—10 кл
17.01.2019
В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Учащиеся, владеющие самостоятельной речью, при наличии небольших аграмматизмов и недостатков в произношении могут обучаться в общеобразовательной школе (классе).
Ященко Е.Н..docx
Ященко Е. Н.,
учительдефектолог
ГОБУ МО ЦППМСпомощи
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха,
инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с
нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний
день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха,
инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются.
Учащиеся, владеющие самостоятельной речью, при наличии небольших
аграмматизмов и недостатков в произношении могут обучаться в
общеобразовательной школе (классе).
Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной.
Это сложные акустические условия в помещении класса, большая
количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке в режиме
полилога и значительного речевого материала, разнообразного по
лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам.
Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах,
для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное
постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая
коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом.
Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие
позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель
дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают
на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом,
наиболее полное усвоение материала ребенком. Содержание занятий является
вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий
детского сада или школы, в которой они обучаются. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших
составляющих успешности их обучения и не ограничивается только
занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется
учителем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская
профилактика и лечебные мероприятия
(включающая специфическую
медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).
Психологопедагогическая коррекционная работа с такими детьми в
общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые
вызывает нарушение слуха.
Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые
педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений.
Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха
отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и
изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи
у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной
практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей
в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.
Особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний:
1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.
2. Ограниченность словарного запаса.
3. Непонимание переносного смысла выражения.
Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное
восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является –
письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени
способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на
развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают
словарный запас. Развитие речи детей с нарушениями слуха проводится по нескольким
направлениям:
– лексическосемантический уровень (слово);
– синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
– уровень текста.
Лексикосемантический уровень.
В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в
общеобразовательном учреждении происходит
но
недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Одним из
значительное,
основных условий успешного формирования лексического запаса речи
является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком.
Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений
новых слов, уточнения или расширения значений уже известных. Такие
методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и
смешанные.
Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:
использование самих предметов или их изображений (муляжей,
макетов, игрушек, картинок, изображений);
демонстрация слайдов, учебных фильмов;
демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:
подбор синонимов, антонимов;
перефразирование, передача содержания слова, словосочетания
другими, доступными для детей лексикограмматическими средствами
(затаился – сидел тихо, не шевелился);
подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная
станция);
морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);
подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы,
ягоды);
негативные определения (беспорядок – нет порядка);
тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из
кожи);
опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который
позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался –
Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).
Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются
при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень –
подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень
(вербальный прием).
Синтаксический уровень.
а) Употребление диалогических форм речи.
Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую
роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении
самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми.
Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать
умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель –
запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на
него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация
ее требует определенной последовательности:
повторение реплик учителя или одноклассников на уроке (“Повтори,
что я сказала”; “Повтори, что сказала Аня”);
повторение того, что было сказано вчера (“Что сказал папа?”; “Что
ответила мама?»; “О чем говорила Аня”?);
запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо
(“Запомни, о чем будет завтра говорить брат”; “Запомни, о чем утром
будет спрашивать отец”; “Запомни свой ответ”);
создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы
учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п.
Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы
необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для
того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть
доску);
придумывание реплики к заданной ситуации, например, “К тебе во
дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как
ты ему ответишь?”; “Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе
нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?”
Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая
старшими, должно быть, уделено максимальное внимание.
б) Описательноповествовательная речь.
Развитие описательноповествовательной речи происходит в единстве со
всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением
грамматическими формами.
В описательноповествовательной речи
используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно
повествовательных форм речи требует применения различных методических
приемов:
подбор картинок, иллюстраций к предложению;
подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к
описанию весны);
самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам,
изображениям;
описание картин с изображением помещений, пейзажей без
действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам
и фразам;
составление рассказов по серии картинок;
составление рассказа о возможных предшествующих или последующих
событиях по содержанию картинки.
Уровень текста.
Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания
текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия
содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания
слабослышащими детьми читаемого текста.
Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во
время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и
выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:
а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью
мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте
темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из
условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания,
прочитанного;
б) самостоятельное чтение текста;
в) проверка усвоения содержания, прочитанного в целом. Используются
ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий
текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;
г) подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части,
составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся
к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев,
их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.; д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания
прочитанного.
Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в
общеобразовательном учреждении зависит не только от “багажа знаний”, но и
моделировать
от умения общаться: слушать и понимать речь,
коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и
задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои
мысли. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших
составляющих успешности их обучения. Поэтому необходимо предусмотреть
подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми
логопеда дошкольного учреждения/ школы. Литература.
1.Леогард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий
воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях
инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ. 2011г.
2.«Организация специальных образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях. Методические рекомендации для руководителей
образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ
2012 г.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.