Обучение письму, так же, как и чтению, опирается на звукобуквенный анализ и синтез. Однако процесс обучения письму является более трудным и отстаёт от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная, особенно у умственно отсталых детей, у которых обнаруживаются нарушения моторики мелких мышц руки, вялость, некоординированность движений, тремор, парезы, парапарезы и параличи.
Кроме того, сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих анализаторов. Прежде чем написать слово, надо его услышать или прочитать. В первом случае услышанное слово анализируется по своему звуковому составу, уточняется в произношении, трансформируется в зрительные образы и путём движения руки переводится в буквы, из которых состоит слово. Во втором случае зрительные образы переводятся в слуховые и речедвигательные, а затем снова в зрительные с использованием движения руки. Если списывается печатный текст, то происходит перекодирование печатного шрифта в письменный.
ГКОУ РО Новочеркасская школаинтернат №1
«Обучение письму умственно
отсталых школьников»
Подготовила: учитель начальных классов
высшей категории Свист И.А.Новочеркасск – 2017г.
Обучение письму умственно отсталых школьников
Обучение письму, так же, как и чтению, опирается на звукобуквенный анализ и
синтез. Однако процесс обучения письму является более трудным и отстаёт от чтения в
связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма
несовершенная, особенно у умственно отсталых детей, у которых обнаруживаются
нарушения моторики мелких мышц руки, вялость, некоординированность движений,
тремор, парезы, парапарезы и параличи.
Кроме того, сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий
включения многих анализаторов. Прежде чем написать слово, надо его услышать или
прочитать. В первом случае услышанное слово анализируется по своему звуковому
составу, уточняется в произношении, трансформируется в зрительные образы и путём
движения руки переводится в буквы, из которых состоит слово. Во втором случае
зрительные образы переводятся в слуховые и речедвигательные, а затем снова в зрительные
с использованием движения руки. Если списывается печатный текст, то происходит
перекодирование печатного шрифта в письменный.
Таким образом, при обучении письму необходимо предусмотреть постепенное
наращивание трудностей:
Прежде всего, учащихся знакомят с рукописным начертанием буквы.
Знакомство со слогом позволяет перейти к упражнениям в записи слогов, а затем
слов. Трудности при письме будут состоять в соединении букв.
К первым письменным упражнениям относятся списывание рукописного шрифта.
Следующими являются упражнения в списывании печатного текста.
Упражнения в дополнении одной буквы или слога.
Письмо по слуху и самостоятельная запись слов с предварительным
звукобуквенным анализом.
Первая трудность заключается в усвоении начертания рукописной буквы.
На уроках чтения, учащиеся знакомятся с печатной буквой, на уроках письма
учащиеся знакомятся с рукописной буквой. Рукописная буква изображается с
соблюдением всех графических норм, крупного размера.
Учащиеся должны рассмотреть эту букву, соотнести её с печатной и правильно
прочитать. При анализе рукописной буквы необходимо выделить основные элементы,
определить формы каждого.
После общего знакомства с буквой учитель пишет её на доске, сопровождая письмо
объяснением.
При разборе образца, заготовленного учителем в тетради, учащиеся обводят букву
обратной стороной ручки для зрительномоторного закрепления образца.
После пробного написания одной двух букв в тетради дети пишут их целую
строчку.
Одновременно с усвоением рукописного начертания букв первоклассники учатся
правильно соединять эти буквы в слоги, слова. Для умственно отсталых школьников это
особенно важно, так как несформированные графические навыки часто переходят в
орфографические ошибки. Особенно много ошибок бывает при соединении согласных л, м.С умственно отсталыми детьми следует отработать все случаи соединения букв.
Все упражнения в письме слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный
анализ с предварительной условнографической записью, применением разрезной азбуки.
Такая работа предупреждает формирование навыка механического копирования. Каждый
слог, слово, предложение, подлежащее записи, анализируются, записываются условно
графически, составляются из букв разрезной азбуки и прочитываются.
Далее на основе составленной записи даётся правильный письменный образец.
прочитывают его, упражняются в письме на доске и в тетрадях. Таким
Учащиеся
образом, начинает формироваться навык списывания с рукописного текста.
Следующими тренировочными упражнениями в развитии этого навыка могут стать:
прочитывание образца, анализ, списывание, сравнение написанного на доске и в тетради;
прочитывание образца, списывание, сравнение написания с образцом.
Кроме списывания с доски, следует приучать первоклассников списывать с букваря
с предварительным чтением и разбором слов.
Более сложным видом письма является списывание с печатного текста.
Начинается оно со списывания «по следам анализа» составленных из букв разрезной азбуки
слогов и слов. Письменного аналога в данном случае не предъявляется. Учащиеся
самостоятельно должны перевести печатные буквы в письменные буквы. С целью
выработки этого навыка дополнительно можно использовать следующие виды упражнений:
списывание сначала слов, а затем и предложений; чтение образца и запоминание его, после
чего один слог (слово) убирается, учащиеся должны вспомнить его и записать правильно, а
затем запись сравнить с образцом, найти и исправить ошибки. С целью формирования
навыка списывания целыми слогами, затем – словами для запоминания предъявляется не
часть слова или предложения, а всё слово или всё предложение, которое прочитывается,
запоминается и записывается, после чего осуществляется контроль.
Следующими по сложности являются упражнения в списывании слов с дополнением
пропущенного слога или буквы. Учащиеся должны установить последовательность звуков и
букв или слогов в слове, определить недостающую букву или слог и написать требуемую
единицу речи целиком. В помощь можно использовать подготовительные упражнения:
назвать предмет, изображённый на картинке; прочитать слог, напечатанный под картинкой,
определить недостающий слог; на основе звукового анализа уточнить состав слога,
дописать слово.
Для упражнений в самостоятельной записи слов учащимся, как правило,
предъявляются предметные картинки. Ученики называют, что на них изображено,
уточняют звуковой состав слова, определяют количество и последовательность букв в
слове, составляют его из букв разрезной азбуки. Затем учащиеся записывают название
предмета, опираясь на устный анализ слова.
Письмо по слуху слогов, слов предваряется их анализом – звуковым, в виде
условнографической записи и составления из букв разрезной азбуки. Затем учащиеся уже
не составляют слова из букв или слогов, а пишут их, опираясь на устный разбор.
Следующим шагом является отказ от условнографической записи, а затем и от звукового
анализа. Но для более сложного материала сохраняется вся последовательность
упражнений. Недостаточное внимание к такой работе, пропуски отдельных этапов ведут в
дальнейшем к ошибкам типа искажения структуры слова.
Библиография:1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)
школе. – М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте учащихся 1 класса
в специальной (коррекционной) школе. – М.: Просвещение, 1999.
3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 4 классах вспомогательной
школы. – М.: Школа – Пресс, 1995.