«Обучение письму умственно отсталых школьников»
Оценка 4.8

«Обучение письму умственно отсталых школьников»

Оценка 4.8
Семинары
doc
дефектология
1 кл
04.05.2017
«Обучение письму умственно отсталых школьников»
Обучение письму, так же, как и чтению, опирается на звукобуквенный анализ и синтез. Однако процесс обучения письму является более трудным и отстаёт от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная, особенно у умственно отсталых детей, у которых обнаруживаются нарушения моторики мелких мышц руки, вялость, некоординированность движений, тремор, парезы, парапарезы и параличи. Кроме того, сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих анализаторов. Прежде чем написать слово, надо его услышать или прочитать. В первом случае услышанное слово анализируется по своему звуковому составу, уточняется в произношении, трансформируется в зрительные образы и путём движения руки переводится в буквы, из которых состоит слово. Во втором случае зрительные образы переводятся в слуховые и речедвигательные, а затем снова в зрительные с использованием движения руки. Если списывается печатный текст, то происходит перекодирование печатного шрифта в письменный.
обучение письму умственно отсталых школьников.doc
ГКОУ РО Новочеркасская школа­интернат №1 «Обучение письму умственно отсталых школьников» Подготовила: учитель начальных классов  высшей категории Свист И.А. Новочеркасск – 2017г.      Обучение письму умственно отсталых школьников              Обучение письму, так же, как и чтению, опирается на звукобуквенный анализ и синтез. Однако процесс обучения письму является более трудным и отстаёт от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная,   особенно   у   умственно   отсталых   детей,   у   которых   обнаруживаются нарушения   моторики   мелких   мышц   руки,   вялость,   некоординированность   движений, тремор, парезы, парапарезы и параличи. Кроме   того,   сам   процесс   письма   представляет   собой   сложный   акт,   требующий включения   многих   анализаторов.   Прежде   чем   написать   слово,   надо   его   услышать   или прочитать.   В   первом   случае   услышанное   слово   анализируется   по   своему   звуковому составу,   уточняется   в   произношении,   трансформируется   в   зрительные   образы   и   путём движения   руки   переводится   в   буквы,   из   которых   состоит   слово.   Во   втором   случае зрительные образы переводятся в слуховые и речедвигательные, а затем снова в зрительные с   использованием   движения   руки.   Если   списывается   печатный   текст,   то   происходит перекодирование печатного шрифта в письменный. Таким   образом,   при   обучении   письму   необходимо   предусмотреть   постепенное наращивание трудностей:  Прежде всего, учащихся знакомят с рукописным начертанием буквы.  Знакомство со слогом позволяет перейти к упражнениям в записи слогов, а затем слов. Трудности при письме будут состоять в соединении букв.  К первым письменным упражнениям относятся списывание рукописного шрифта.  Следующими являются упражнения в списывании печатного текста.  Упражнения в дополнении одной буквы или слога.  Письмо   по   слуху   и   самостоятельная   запись   слов   с   предварительным звукобуквенным анализом. Первая трудность заключается в усвоении начертания рукописной буквы. На   уроках   чтения,   учащиеся   знакомятся   с   печатной   буквой,   на   уроках   письма учащиеся   знакомятся   с   рукописной   буквой.   Рукописная   буква   изображается   с соблюдением всех графических норм, крупного размера.  Учащиеся  должны  рассмотреть  эту букву, соотнести её  с печатной и правильно прочитать.   При   анализе   рукописной   буквы   необходимо   выделить   основные   элементы, определить формы каждого. После общего знакомства с буквой учитель пишет её на доске, сопровождая письмо объяснением. При разборе образца, заготовленного учителем в тетради, учащиеся обводят букву обратной стороной ручки для зрительно­моторного закрепления образца. После   пробного   написания   одной   ­   двух   букв   в   тетради   дети   пишут   их   целую строчку. Одновременно с усвоением рукописного начертания букв первоклассники учатся правильно соединять эти буквы в слоги, слова. Для умственно отсталых школьников это особенно   важно,   так   как   несформированные   графические   навыки   часто   переходят   в орфографические ошибки. Особенно много ошибок бывает при соединении согласных л, м. С умственно отсталыми детьми следует отработать все случаи соединения букв. Все упражнения в письме слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ с предварительной условно­графической записью, применением разрезной азбуки. Такая работа предупреждает формирование навыка механического копирования. Каждый слог,   слово,   предложение,   подлежащее   записи,   анализируются,   записываются   условно   ­ графически, составляются из букв разрезной азбуки и прочитываются. Далее  на   основе   составленной   записи   даётся   правильный   письменный   образец. прочитывают   его,   упражняются   в   письме   на   доске   и   в   тетрадях.   Таким Учащиеся  образом, начинает формироваться навык списывания с рукописного текста. Следующими тренировочными упражнениями в развитии этого навыка могут стать: прочитывание образца, анализ, списывание, сравнение написанного на доске и в тетради; прочитывание образца, списывание, сравнение написания с образцом. Кроме списывания с доски, следует приучать первоклассников списывать с букваря с предварительным чтением и разбором слов. Более   сложным   видом   письма   является  списывание   с   печатного   текста. Начинается оно со списывания «по следам анализа» составленных из букв разрезной азбуки слогов   и   слов.   Письменного   аналога   в   данном   случае   не   предъявляется.   Учащиеся самостоятельно   должны   перевести   печатные   буквы   в   письменные   буквы.   С   целью выработки этого навыка дополнительно можно использовать следующие виды упражнений: списывание сначала слов, а затем и предложений; чтение образца и запоминание его, после чего один слог (слово) убирается, учащиеся должны вспомнить его и записать правильно, а затем запись сравнить с образцом, найти и исправить ошибки.   С   целью   формирования навыка списывания целыми слогами, затем – словами для запоминания предъявляется не часть слова или предложения, а всё слово или всё предложение, которое прочитывается, запоминается и записывается, после чего осуществляется контроль. Следующими по сложности являются упражнения в списывании слов с дополнением пропущенного слога или буквы. Учащиеся должны установить последовательность звуков и букв или слогов в слове, определить недостающую букву или слог и написать требуемую единицу   речи   целиком.   В   помощь   можно   использовать   подготовительные   упражнения: назвать предмет, изображённый на картинке; прочитать слог, напечатанный под картинкой, определить   недостающий   слог;   на   основе   звукового   анализа   уточнить   состав   слога, дописать слово. Для   упражнений   в   самостоятельной   записи   слов   учащимся,   как   правило, предъявляются   предметные   картинки.   Ученики   называют,   что   на   них   изображено, уточняют   звуковой   состав   слова,   определяют   количество   и   последовательность   букв   в слове,   составляют   его   из   букв   разрезной   азбуки.   Затем   учащиеся   записывают   название предмета, опираясь на устный анализ слова.  Письмо   по   слуху  слогов,   слов   предваряется   их   анализом   –   звуковым,   в   виде условно­графической записи и составления из букв разрезной азбуки. Затем учащиеся уже не   составляют   слова   из   букв   или   слогов,   а   пишут   их,   опираясь   на   устный   разбор. Следующим шагом является отказ от условно­графической записи, а затем и от звукового анализа.   Но   для   более   сложного   материала   сохраняется   вся   последовательность упражнений. Недостаточное внимание к такой работе, пропуски отдельных этапов ведут в дальнейшем к ошибкам типа искажения структуры слова. Библиография: 1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)  школе. – М.:  ВЛАДОС, 1999. 2. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте учащихся 1 класса в специальной (коррекционной) школе. – М.: Просвещение, 1999. 3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 ­ 4 классах вспомогательной  школы. – М.: Школа – Пресс, 1995.

«Обучение письму умственно отсталых школьников»

«Обучение письму умственно отсталых школьников»

«Обучение письму умственно отсталых школьников»

«Обучение письму умственно отсталых школьников»

«Обучение письму умственно отсталых школьников»

«Обучение письму умственно отсталых школьников»

«Обучение письму умственно отсталых школьников»

«Обучение письму умственно отсталых школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017